Научная статья на тему 'Афганская война в произведениях А. Проханова'

Афганская война в произведениях А. Проханова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
894
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНСКАЯ ВОЙНА / ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ / А. ПРОХАНОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евдокимова М.П.

Автор исследует роль лирических отступлений в воссоздании духовного мира героя-воина в произведениях А. Проханова об Афганистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Евдокимова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганская война в произведениях А. Проханова»

№ 4 (29), 2008

"Культурная жизнь Юга России "

— 85

3.. ¡опаши Ю. М. О русской литературе. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 748.

4. Топоров В. Н. Мышь // Мифы народов мира: в 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 190.

5. Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. М., 1980. С. 114.

6. Топоров В. Н. Мышь... С. 352.

V. SHARDANOVA. THE STRUCTURE OF SYMBOLIC IMAGES «HOUSE» AND «WAY» IN THE STORY «RAT-CATCHER» BY A. GRIN

This article is dedicated to the analyses of structure forming functions of house and way, their role in building of artistic time and space as well as meaningfull potential of archetype «house» in the formation of moral aspects in the stony «Rat-catcher» by A. Grin.

Key words: A. Grin, archetype «house», theme of road, artistic time and space.

M. П. ЕВДОКИМОВА АФГАНСКАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ПРОХАНОВА

Автор исследует роль лирических отступлений в воссоздании духовного мира героя-воина в произведениях А. Проханова об Афганистане.

Ключевые слова: афганская война, лирические отступления, А. Проханов.

текста в общечеловеческую проблему существования личности как деятельного борца со злом.

Литература

1. Грин А. С Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М., 1965. С. 361.

2. Мифологический словарь: в 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 699.

Роман А. Проханова «Дерево в центре Кабула» - первое в русской литературе крупное художественное произведение об Афганистане, о революции, произошедшей в этой стране в апреле 1978 года. Он построен на документальной основе. Автор длительное время находился в Афганистане в качестве специального корреспондента «Литературной газеты», что подтверждено его многочисленными репортажами начала 1980-х годов. Роман написан человеком, лично прошедшим не один десяток километров по городским улицам, полям и горам Афганистана. В его главном герое Волкове немало автобиографичного. А. Проханов побывал на самых опасных участках, отсюда его детальное знание афганской драматической действительности. Роман знакомит со многими персонажами - афганцами и россиянами (кардиолог Гордеев и его жена Лариса, архитектор Карнаухов с женой Ксенией, майор Мартынов и др.), с условиями и перипетиями их жизни.

Особенностью данного романа является четкое разделение времени жизни Волкова на прошлое и настоящее. Предысторию личности героя мы узнаем из его воспоминаний, и связь между повествовательными пластами - прошлым и современностью - весьма тесная. Описание судьбы Волкова присутствует в каждом вечере, когда он в далеком афганском городе остается один и погружается в воспоминания. В. Матулявичюс в их обилии видит только «дотягивание» афганского материала до романного объема (1). В защиту «прошлого героя» выступает Г. Вирен в статье «Когда приходит ветер». Он уточняет, что А. Проханову важно все, что связано с главным героем: «его прошлая жизнь, начиная с детства, круг его вчерашних и сегодняшних мыслей, забот, его обретения и поражения, вся его судьба» (2). Мнение Г. Вирена

звучит убедительно, так как чаще всего именно вдали от родной земли и родных лиц человек переосмысливает прошлое. Главной точкой опоры для Волкова служит прошлая жизнь, и она не противопоставлена военным событиям, а определяет духовный мир личности героя. Этот вывод делает и В. Бондаренко в статье «Искупление», отводя главную роль в романе лирическим отступлениям, которые структурно связывают сюжет путешествий героя (Новый мир. 1985. № 6).

Во всех произведениях, повествующих об Афганской войне, присутствуют воспоминания: солдат Стодоля думает о своей любимой девушке (О. Ермаков. «Зимой в Афганистане»), Гешка Ростовцев ни на минуту не забывает о Тамаре (А. Дышев. «Сынок»), переживает за родителей Витька Свекольников (Н. Прокудин. «Романтик»), Как свидетельствует анализ помещенных в сборнике «Афганистан болит в моей душе...» воспоминаний, дневников и писем участников войны, все солдаты и офицеры, так же как Иван и Волков, каждую ночь вспоминали своих близких. Например, рядовой Сергей Болотников, воин и поэт, написавший ряд стихотворений об Афганской войне, подобно Мартынову, всегда имел с собой фотографию жены и дочери, никогда не забывал о них. И в минуту смерти от душманской пули в его устах звучат имя жены «Марина» и слово «мама» (3).

Роман «Рисунки баталиста» - это долгие размышления над увиденным и прочувствованным писателем в Афганистане. В его основу «легло новое понимание Афганистана, результат семи командировок туда, более глубокого осмысления очень непростых, порой болезненных явлений, свидетелем которых был сам, множества встреч с самыми разными людьми, которые явились прототипами моих героев» (4), - говорит о романе автор.

"Культурная жизнь Юга России "

М> 4 (29), 2008

Афганская война чужда героям А. Проханова: они не могут понять, почему афганцы убивают друг друга. Чтобы прояснить особенности народа, нужно «заглянуть в сферу его религии и веры», советует И. Ильин в книге «Сущность и своеобразие русской культуры» (5). Российские воины пришли на Восток из европейской цивилизации и не могут понять чужую культуру, традиции и веру: «Мы, сами не слишком богатые, делились с афганцами чем могли... А от нас отворачивались, в нас стреляли», - вспоминает А. Проханов в книге «Афганская война: как это было» (6). По И. Ильину, на войне сражаются и погибают за веру, которой у русских в Афганской войне не было. Герои А. Проханова пытаются приблизиться к традициям и религии афганцев. Журналист Волков и художник Веретенов посещают мечети, соборы, подмечают особенности архитектуры.

В 1994 году был опубликован роман писателя «Дворец». В центре событий - операция спецназа по захвату дворца Амина в Кабуле. Это уже не рассказ по «горячим следам» событий, а осмысленное не одним годом видение войны в Афганистане.

Казалось бы, на этом А. Проханов ставит точку в своей «афганской теме», которую многие называют определяющей в его творчестве. Но в 2000 году он опубликовал новый роман «Сон о Кабуле»^ где основной линией повествования становятся воспоминания генерала о его участии в Афганской войне. В последующих романах автор также «не отпускает» своих героев и вновь «возвращает» их в Афган. Это - Аввакумов («Последний солдат Империи»), Белосельцев («Красно-коричневый»),

Литература

1. Матулявичюс В. Романы на конвейере // Нева. 1987. № 10. С. 159.

2. Вире» Г. Когда приходит ветер // Октябрь. 1985. №4. С. 198.

3. Афганистан болит в моей душе...: воспоминания. М,, 1990. С. 27.

4. Проханов А. Афганистан: испытание огнем // Литературная газета. 1987. 29 апр. С. 6.

5. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 3. С. 158.

6. Афганская война: как это было: фотоальбом. Текст А. Проханова. М., 1990. С. 84.

М. P. EVDOKIMOVA. THE AFGHAN WAR IN WORKS BY A. PROKHANOV

The author investigates the role of lyrical detachments in recreation of the hero-warrior's spiritual world in works about the Afghan war by A. Prokhanov.

Key words: the Afghan war, lyrical detachments, A. Prokhanov.

Т.Д. C03AEBA

ФЕНОМЕН ОПТИМИЗМА СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ПОЭЗИИ 50-Х ГОДОВ XX ВЕКА (К. КУЛИЕВ, Д. КУГУЛЬТИНОВ, А. СУЮНЧЕВ)

Автор анализирует творчество Кайсына Кулиева, Давида Кугультиноеа и Азамата Суюнчева, представителей репрессированных народов Северного Кавказа - балкарцев, калмыков и карачаевцев, пытаясь выявить и идентифицировать истоки и природу их социального оптимизма.

Ключевые слова: К. Кулиев, Д. Кугультинов, А. Суюнчев, депортация, социальный оптимизм.

Социальный оптимизм поэзии депортированных народов Северного Кавказа - явление особого порядка. Философия рассматривает оптимизм (наряду с пессимизмом) как трудно объяснимый духовно-нравственный феномен, который характеризует ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. Общеизвестно, что чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и калмыки были насильственно высланы в 1943-1944 годах за пределы отчего края. Калмыков сослали в районы Сибири и Крайнего Севера, а балкарцев, карачаевцев, чеченцев и ингушей - в Казахстан и Среднюю Азию. Оказались здесь не по своей воле в новой социальной ситуации и поэты-вои-ны Давид Кугультинов, Кайсын Кулиев и Азамат Суюнчев, которые были сняты с передовой по на-

циональному признаку (калмык, балкарец, карачаевец) и отправлены по мест}' ссылки на долгие тринадцать лет (пагубный Указ гласил: «навечно, без права возврата»). Как переселенцы, они были исключены из Союза писателей СССР и не имели права печатать свои произведения ни на одном языке.

В этот трудный для них период поэты стремились осмыслить «сущее» и художественными средствами выразить общее горе высланных народов, от своего имени раскрывая духовный мир человека, оказавшегося на чужбине, но живущего верой в то, что ему когда-нибудь удастся вернуться в родные края. Общее настроение «наказанных народов» (это понятие впервые ввел историк Некрич) выражено, например, в стихотворении Кайсына Кулиева, которое впоследствии перевел на русский язык Н. Коржавин. Оно написано

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.