Научная статья на тему 'Афганистан в водной проблематике Центральной Азии'

Афганистан в водной проблематике Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
353
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / POLITICAL STABILITY / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / CONFLICT OF INTEREST / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / TRANSBOUNDARY WATER RESOURCES / ВОДОДЕФИЦИТ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERSTATE RELATIONS / ГИДРОЭНЕРГЕТИКА / HYDROPOWER / WATER DEFICIT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бояркина Оксана Александровна

В статье анализируется роль Афганистана в водной проблеме Центральной Азии. Рассматривается динамика развития водных отношений Афганистана и центральноазиатских стран со времен советского периода и по настоящее время. Автор приходит к выводу, что с процессом политической стабилизации в Афганистане и подключением его к структурам управления водными ресурсами Амударьи возрастет вододефицит в странах низовья, что, в свою очередь, приведет к нарастанию напряженности в межгосударственных отношениях данного речного бассейна и формированию конфликта интересов по совместному использованию трансграничных водных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганистан в водной проблематике Центральной Азии»

POLITICAL SCIENCES

Afganistan in the water problem of Central Asia Boyarkina O. (Russian Federation) Афганистан в водной проблематике Центральной Азии Бояркина О. А. (Российская Федерация)

Бояркина Оксана Александровна / Boyarkina Oxana - кандидат политических наук, кафедра международных отношений, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется роль Афганистана в водной проблеме Центральной Азии. Рассматривается динамика развития водных отношений Афганистана и центральноазиатских стран со времен советского периода и по настоящее время. Автор приходит к выводу, что с процессом политической стабилизации в Афганистане и подключением его к структурам управления водными ресурсами Амударьи возрастет вододефицит в странах низовья, что, в свою очередь, приведет к нарастанию напряженности в межгосударственных отношениях данного речного бассейна и формированию конфликта интересов по совместному использованию трансграничных водных ресурсов.

Abstract: the article analyzes the role of Afghanistan in the water problem of Central Asia. The dynamics of development of water relations between Afghanistan and Central Asian countries since the Soviet period till the present time is considered. The author comes to the conclusion that the process of political stabilization in Afghanistan and its inclusion to the structures of water resources management of the Amu Darya river will increase water deficit in the downstream countries, which, in its turn, lead to escalation of tension in inter-state relations of this river basin and the formation of conflict of interest on joint use of transboundary water resources.

Ключевые слова: политическая стабильность, конфликт интересов, трансграничные водные ресурсы, вододефицит, межгосударственные отношения, гидроэнергетика.

Keywords: political stability, conflict of interest, transboundary water resources, water deficit, interstate relations, hydropower.

УДК 327.5

Для Афганистана река Амударья представляет ценный ресурс: здесь формируется около 14.5 % ее основного стока. В бассейне Амударьи проживает 25 % населения страны. При этом Афганистан совсем не участвует в управлении трансграничной рекой Амударьей, не является членом ни одной из управленческих водохозяйственных организаций.

В свое время между СССР и Афганистаном был заключен ряд соглашений по использованию трансграничных водных ресурсов (ТВР). Амударьи.

Наиболее значимым в этом плане можно назвать двустороннее соглашение от 1958 г. [1]. В нем предусматривалось, что каждая сторона «будет предпринимать меры обеспечивающие, чтобы при использовании пограничных вод и вод реки, которые стекают в направлении границы, или в реку на границе, уважались взаимные права интересы обеих договаривающихся Сторон» (Статья 7). Также объявлялось, что «вопросы, касающиеся использования (граничных) вод, будут решаться специальными соглашениями между договаривающимися сторонами» (Статья 16), «стороны должны обмениваться информацией об уровнях и объеме вод на границе» (Статья 17). Кроме того, сторонам следует достигать согласия о вододелении (Статья 18).

Заключенное тремя годами позднее советско-афганское соглашение запрещало любое строительство на реках Амударья и Пяндж без консультаций со второй стороной [2, с. 66].

В 1980-е гг. для центральноазиатских республик были разработаны лимиты забора воды (т.н. схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (КИОВР)), для каждой водной артерии региона: в 1984 г. - для реки Сырдарья, в 1987 - для Амударьи). Для составления этих схем учитывался ряд основных факторов: наличие водных ресурсов, поливных земель, уровень сельскохозяйственного развития, численность населения. В дальнейшем на основе этих схем для каждой республики определялась необходимая для ее социально-экономического развития доля водных ресурсов.

Протокол № 566 от 1987 г. устанавливал лимиты водозабора из Амударьи. Согласно Протоколу, четырем центральноазиатским республикам было разрешено забирать 61.5 км3 воды, при этом

допускался водозабор Афганистаном в то время из Амударьи в объеме 2.1 км3. Маловероятно, что в 1987 г. проводились консультации с Кабулом по вопросу использования вод Амударьи [3, с. 51].

С распадом СССР центральноазиатские республики заключили немало соглашений по вопросу пользования ТВР, созданы структуры управления бассейном Аральского моря (МКВК, БВО «Амударья», БВО «Сырдарья», МФСА и др.). Заключенное в 1992 г. Алма-Атинское соглашение оставило в силе установленные Протоколом от 1987 г. лимиты водозаборов. Тогда Афганистан, ввиду сложной политической обстановки в стране, не был включен в процесс трансграничного управления Амударьей: в 1992 г. в Афганистане было четыре разных президента, а в 1997 г. к власти в стране пришло движение Талибан.

В 2002 г., с устранением правительства движения Талибан, появилась возможность признания водных прав и обязательства афганской стороны другими прибрежными государствами центральноазиатского региона. Однако этого не произошло. Право Афганистана на справедливое использование водных ресурсов Амударьи до настоящего времени не получило признания со стороны центральноазиатских республик как правопреемников СССР по заключенным соглашениям (т.е. сторонами соглашений, подписанных между Афганистаном и СССР). Нет никаких свидетельств о том, что руководство центральноазиатских республик когда-либо рассматривало вопрос о возможном включении Афганистана в созданные структуры управления Амударьей. Единственным государством Центральной Азии, заинтересованным в сотрудничестве с Афганистаном по ТВР, является Таджикистан. Сторонами был проведен ряд встреч на уровне министров энергетики и водных ресурсов по вопросу трансграничного гидроэнергетического сотрудничества на реке Пяндж. Думается, стремление к диалогу вызвано общностью позиций обеих стран по использованию вод Амударьи. Таджикистан и Афганистан являются странами верхнего течения, и рассматривают Амударью в качестве источника, прежде всего, гидроэлектроэнергии, а также ирригации. Для государств же нижнего течения (Узбекистана и Туркменистана) река представляет собой источник воды, используемый исключительно в целях орошения хлопковых и рисовых площадей. На данный момент Афганистаном используется всего 2 км3 воды в своей части Амударьи. В соответствии с соглашением между Афганистаном и СССР от 1946 г., [4]. Афганистан имеет право на водозабор из реки Пяндж, крупнейшего притока Амударьи, в объеме 9 км3. В перспективе, с развитием сельского хозяйства и увеличением сельскохозяйственных угодий, Афганистан может забирать до 10 км3 воды, что неизбежно негативно отразится на водообеспеченности Узбекистана и Туркменистана и создаст напряженность в отношениях между двумя государствами.

Литература

1. Договор между правительством Союза Советских Социалистических Республик и Королевским правительством относительно режима советско-афганской государственной границы, 1958 г.

2. Horsman S. Afghanistan and transboundary water management on the Amu Darya: a Political history // Central Asian Waters - Part 2: Research Papers, 2008, pp. 63-74.

3. Центральноазиатские воды: Мозаика, составленная из проблем социального, экономического, экологического характера и вопросов осуществления руководства / ред. М. М. Рахаман, О. Вариса. Хельсинки, 2010. 120 с.

4. Соглашение между Союзом Советских Социалистических республик и Афганистаном по пограничным вопросам // Ведомости Верховного Совета СССР, 12 февраля 1947 г., № 6 (460). С. 4.

5. Рысбеков Ю. Х. Трансграничное сотрудничество на международных реках: проблемы, опыт, уроки, прогнозы экспертов // Под ред. В. А. Духовного. Ташкент: НИЦ МКВК, 2009. 203 с.

6. Wegerich К. Гидрогегемония в бассейне Амударьи //Water Policy, 2008. Т. 10. №. 2. С. 71- 88.

7. Кинг М., Стюртеваген Б. Эффективное использование водных ресурсов Афганистана. Новые возможности для регионального сотрудничества. East-West Institute, Gerda Henkel Stiftung, февраль 2010, 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.