Научная статья на тему 'Афганистан: талибы снова у власти'

Афганистан: талибы снова у власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
373
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Афганистан / «Талибан» / талибы / Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) / США / Россия / Afghanistan / Taliban / Taliban / People’s Democratic Party of Afghanistan (PDPA) / USA / Russia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яков Андреевич Пляйс

История «Талибана» — исламской радикальной организации, запрещенной в России — берет свое начало в 90-е гг. ХХ в. Созданная при активном содействии (в том числе финансовом) Саудовской Аравии, Пакистана, ОАЭ, она на многие годы стала главным врагом США и других стран Запада. Свергнув власть Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) в начале 1992 г., талибы удерживали ее до 2001 г. Поставив под свое господство значительную часть страны, «Талибан» провозгласил о создании государства нового типа — Исламского эмирата Афганистана, признанного несколькими странами, в том числе спонсорами. В самом конце 2021 г. талибы вынудили США и их союзников спешно покинуть Афганистан и снова взяли власть в Кабуле (талиб в переводе с языка пушту — студент медресе, религиозной школы). Статья посвящена той внутренней и внешней политике, которую «Талибан» стремится проводить в Афганистане. Примет ли общество и мир эту политику, окажется ли она успешной, покажет время. Значительное внимание уделено также различным оценкам мировой общественности событиям в этой стране, в которой гражданская война полыхает уже более 40 лет. В связи с этой темой автор статьи вспоминает также о своих давних выводах, связанных не только с НДПА, но и в целом с политикой СССР по отношению к странам «третьего мира», сопровождая их своими современными оценками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Afghanistan: The Taliban are Back to Сontrol

The history of the Taliban, an Islamic radical organization banned in Russia, dates back to the 90s of the twentieth century. Created with the active assistance (including financial) of Saudi Arabia, Pakistan, the UAE, it has become the main enemy of the United States and other Western countries for many years. Having overthrown the power of the People’s Democratic Party of Afghanistan (PDPA) in early 1992, the Taliban held it until 2001. Having put a significant part of the country under its domination, the Taliban proclaimed the creation of a new type of state — the Islamic Emirate of Afghanistan, recognized by several countries, including sponsors. At the very end of 2021, the Taliban forced the United States and its allies to leave Afghanistan in a hurry and took power in Kabul again (the Taliban in translation from the Pashto language is a student of a madrasah, a religious school. The article is devoted to the internal and foreign policy that the Taliban seeks to pursue in Afghanistan. Time will tell whether society and the world will accept this policy, whether it will be successful. Considerable attention is also paid to various assessments of the world community of the events in this country, in which the civil war has been raging for more than 40 years. In connection with this topic, the author of the article also recalls his long-standing conclusions related not only to the PDPA, but also in general to the policy of the USSR towards the countries of the “third world”, accompanying them with his modern assessments.

Текст научной работы на тему «Афганистан: талибы снова у власти»

актуальные социально-политические исследования

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-88-96 УДК 32(045)

Афганистан: талибы снова у власти

я. А. Пляйс

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

История «Талибана» - исламской радикальной организации, запрещенной в России - берет свое начало в 90-е гг. ХХ в. Созданная при активном содействии (в том числе финансовом) Саудовской Аравии, Пакистана, ОАЭ, она на многие годы стала главным врагом США и других стран Запада. Свергнув власть Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) в начале 1992 г., талибы удерживали ее до 2001 г. Поставив под свое господство значительную часть страны, «Талибан» провозгласил о создании государства нового типа - Исламского эмирата Афганистана, признанного несколькими странами, в том числе спонсорами. В самом конце 2021 г. талибы вынудили США и их союзников спешно покинуть Афганистан и снова взяли власть в Кабуле (талиб в переводе с языка пушту - студент медресе, религиозной школы). Статья посвящена той внутренней и внешней политике, которую «Талибан» стремится проводить в Афганистане. Примет ли общество и мир эту политику, окажется ли она успешной, покажет время. Значительное внимание уделено также различным оценкам мировой общественности событиям в этой стране, в которой гражданская война полыхает уже более 40 лет. В связи с этой темой автор статьи вспоминает также о своих давних выводах, связанных не только с НДПА, но и в целом с политикой СССР по отношению к странам «третьего мира», сопровождая их своими современными оценками.

Ключевые слова: Афганистан; «Талибан»; талибы; Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА); США; Россия

Для цитирования: Пляйс я.А. Афганистан: талибы снова у власти. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):88-96. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-88-96

oRiGiNAL PAPER

Afghanistan: The Taliban are Back to Oontrol

Ya.A. Plyajs

Financial University, Moscow, Russia

abstract

The history of the Taliban, an Islamic radical organization banned in Russia, dates back to the 90s of the twentieth century. Created with the active assistance (including financial) of Saudi Arabia, Pakistan, the UAE, it has become the main enemy of the United States and other Western countries for many years. Having overthrown the power of the People's Democratic Party of Afghanistan (PDPA) in early 1992, the Taliban held it until 2001. Having put a significant part of the country under its domination, the Taliban proclaimed the creation of a new type of state - the Islamic Emirate of Afghanistan, recognized by several countries, including sponsors. At the very end of 2021, the Taliban forced the United States and its allies to leave Afghanistan in a hurry and took power in Kabul again (the Taliban in translation from the Pashto language is a student of a madrasah, a religious school. The article is devoted to the internal and foreign policy that the Taliban seeks to pursue in Afghanistan. Time will tell whether society and the world will accept this policy, whether it will be successful. Considerable attention is also paid to various assessments of the world community of the events in this country, in which the civil war has been raging for more than 40 years. In connection with this topic, the author of the article also recalls his long-standing conclusions related not only to the PDPA, but also in general to the policy of the USSR towards the countries of the "third world", accompanying them with his modern assessments.

Keywords: Afghanistan; Taliban; Taliban; People's Democratic Party of Afghanistan (PDPA); USA; Russia

For citation: Plyajs Ya.A. Afghanistan: The taliban are back to ron^ol. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(6):88-96. Doi: 10.26794/2226-7867-202212-6-88-96

© Пляйс Я.А., 2022

Когда в 1982 г. меня в качестве советника командировали в Демократическую республику Афганистан, где в апреле 1978 г. произошла революция1, я и представить не мог, что это историческое событие станет предметом не только моей докторской диссертации, защищенной в 1992 г., но и целого ряда статей, написанных мною и опубликованных в последующие годы2. В этих трудах я стремился проанализировать не только весь исторический путь Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), но и критически осмыслить советскую доктрину некапиталистического пути развития и внешней политики СССР, опиравшейся на эту доктрину. В начале 90-х гг. я, разумеется, не мог представить, что афганская тема и тема внешней политики СССР в отношении Афганистана и других стран бывшего третьего мира (Сирии, например) будут сегодня не менее актуальны, чем 30 лет назад.

Однако прежде чем приступить к раскрытию задуманной темы, я хотел бы позволить себе два существенных отступления. Первое из них относится к моей научной деятельности. Многие годы увлеченно занимаясь ею, я всегда стремился как можно глубже вникнуть в причинно-следственные связи происходящих событий, несмотря на очевидную сложность такого метода. При этом я осознанно исходил из того, что, если эти связи не понять, то не уразумеешь, насколько полезен или, наоборот, вреден приобретенный исторический опыт, а также — верен или ошибочен был избранный путь и проводимая властями политика. При этом я давно понял, насколько важна верная теория, исходя из которой должны решаться конкретные проблемы политики — как внутренней, так и внешней. Но мне стало ясно и то, как вредна ложная теория, заводящая в тупик.

Создать хорошую теорию, способную выдержать экзамен практики и времени, очень непросто. Такой вывод верен в отношении любой науки, в том числе социально-политической. Пренебрежение к такому, казалось бы, аксиоматичному выводу, нередко приводит не только

1 Сразу же после свершения этой революции ее стали называть государственным переворотом, для чего, на мой взгляд, было достаточно оснований. Революцией этот переворот стал уже в процессе развития процесса.

2 К 40-летию Саурской (Апрельской) революции в Афганистане: размышления очевидца и исследователя. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/istoki-afganskoy-tragedii-k-40-letiyu-aprelskoy-saurskoy-revolyutsii-v-afganistane/ viewer

к драматическим, но и трагическим последствиям. Достаточно вспомнить о тех социально-политических драмах и трагедиях, которые с нашей страной не раз случались в ХХ в. Нет сомнения в том, что, если бы представители общественных наук вкупе с властями более адекватно и своевременно отвечали на возникающие вызовы времени, драм и трагедий было бы куда меньше.

Второе отступление связано с некоторыми моими давними научными идеями и выводами. Они взяты в виде цитат из упомянутых выше работ и дополнены современным их пониманием. «Государственный социализм, — полагал я 30 лет назад, — способный эффективно функционировать в рамках тоталитарной системы лишь непродолжительное время, исчерпал свои возможности в Советском Союзе, как представляется, уже в 50-х гг. Не решив проблемы собственности и власти в пользу трудящихся, осуществив тоталитарное огосударствление экономики, политики, идеологии, став тем самым тормозом социально-экономического прогресса, такой тип социального устройства мог быть пригодным для относительно кратковременного эксперимента и лишь при условии активного стимулирования и поддержки извне. Длительной исторической перспективы изначально не могли иметь и те силы, которые выступали апологетами этого эксперимента», включая революционно-демократические партии [1].

Спустя три десятилетия я по-прежнему считаю, что проблему собственности и власти следует решать в пользу трудящихся, т.е. тех людей, кто своим трудом создает материальные и интеллектуальные ценности страны. Не только потому, что это более справедливо, но и потому, что это более эффективно. При этом непосредственная, юридически закрепленная связь с производительными силами и собственностью должна выступать непременным условием и основой интереса человека, главной его мотивацией к производительному труду. На эту важную идею я не раз обращал внимание [2, 3].

Весьма актуален сегодня и следующий фрагмент из автореферата моей первой докторской диссертации, защищенной в самом конце 1992 г.: «Немаловажное значение для стран третьего мира, — говорится в нем, — будут иметь и процессы, происходящие в наше время в таких государствах, как Китай, Индия, в странах арабского Востока. Как бы ни развивались события в будущем, сейчас ясно одно: на смену биполярно-

му миру, ставшему достоянием истории, идет многополюсный мир, резко увеличивающий многовариантность общественного развития, а с ней и выбор развивающихся государств, и революционно-демократических партий. Хотя их положение в этом мире будет, несомненно, намного сложнее, чем прежде, шансы этих стран найти верную дорогу движения по пути прогресса, лежащую не в стороне, а в русле их естественного исторического развития, также возрастают» [1].

Обращаясь к теме трансформации международных отношений в постбиполярное время, я не раз писал о том, что мир всегда был и будет многополярным. Это его состояние константно, поскольку всегда были и будут региональные лидеры или региональные сверхдержавы. После победы одной из сверхдержав мир на время становится однополярным, но затем из наиболее успешно развивающихся региональных держав выявляется новый претендент на роль глобального гегемона. Он вступает в борьбу за лидерство и, в случае его успеха, мир вновь возвращается в биполярному состоянию, но уже нового типа. Таков, как мне представляется, незыблемый закон развития мира и международных отношений.

Хотел бы обратить внимание читателя на еще один фрагмент из автореферата. Констатируя, что «в межгосударственных отношениях направляющую роль играли господствующая партийная идеология и интересы межпартийных отношений», я приходил к выводу, «который следует извлечь политикам из этого негативного опыта», состоящий в том, «что межгосударственные отношения нельзя подчинять отношениям между партиями. Нельзя допускать также, чтобы принципы отношений между партиями (даже правящими), например, принцип пролетарского интернационализма, становились принципами отношений между странами» [1].

Несмотря на обоснованность такого утверждения, нужно учитывать и тот факт, что гуманистическая суть советской внешней политики, выраженная в партийной идеологии, сыграла определенную положительную роль в истории взаимоотношений СССР с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, и плоды этих отношений мы вкушаем до сих пор, что неоднократно подтверждалось в последние годы конкретными действиями. По этой причине отрицать роль идеологии во внешней политике государства, очевидно, не стоит. Дру-

гое дело, насколько эта идеология соответствует духу времени.

>:< >:< >:<

Переходя к теме, указанной в названии статьи, я хотел бы, во-первых, напомнить читателю, что происходило после 30 августа 2021 г., когда к власти пришел «Талибан» (организация, запрещенная в РФ), и о публикациях по афганской тематике за это время; во-вторых, о том, какое место, по моему мнению, афганская тема будет занимать в российской и мировой политике после 24 февраля 2022 г., т.е. после начала специальной военной операции России на Украине.

Приступая к первому сюжету, должен сразу же заметить, что с уходом (точнее говоря, бегством) американцев из Афганистана и возвращением к власти талибов, ситуация не только в этой стране, но и в целом в регионе изменилась кардинально. Главным образом потому, что не известно, как долго «Талибан», опираясь на догматы фундаментального ислама, удержится у власти, какую будет проводить внутреннюю и внешнюю политику, в том числе в отношении соседей по региону, а также России. Год, прошедший после прихода талибов к власти, на мой взгляд,— недостаточное время, чтобы определенно ответить на эти вопросы.

По поводу скоропалительного бегства американцев в мировой прессе было опубликовано немало статей и комментариев. Обращаясь к ним, я хотел бы, прежде всего, привлечь внимание читателя к интервью известного голливудского кинорежиссера Оливера Стоуна, который сам служил пехотинцем во Вьетнаме и чьи фильмы, а также книги о США, отличаются не только смелостью, но и достаточно высокой степенью объективности. Интервью, на которое я ссылаюсь ниже, он дал через несколько дней после ухода США из Афганистана. Отвечая на вопрос о том, как все произошедшее повлияет на имидж Америки в мире и на образ ее исключительности, Стоун сказал: «Поведение Америки в этих войнах деструктивно. Частично — из-за того, что ЦРУ управляло войной в Афганистане, определенными ее составляющими. То же самое было и в Ираке, и во Вьетнаме» [4].

Среди других оценок и высказываний Стоуна из этого интервью я обратил внимание на следующее. На вопрос, как бы он назвал продолжение своего сериала по новейшей истории, он ответил: «Эпоха заката». «У нас огромная военная

машина по всему миру. Выводом из Афганистана мы никаких денег не сэкономим. Они возьмут эти самые деньги и направят их против Китая. В следующем году военный бюджет только вырастет»3. Напомнив далее, как все начиналось, Стоун сказал следующее: «Збигнев Бжезинский в 1979 г. уговорил президента Джимми Картера поддержать моджахедов в их убежищах против правительства Афганистана, причем еще до ввода войск СССР. Бжезинский был поляком и глубоким врагом русских. Он хотел, чтобы СССР своим вводом войск попал в ловушку, что Леонид Брежнев и сделал. Это была большая ошибка. Мы же с самого начала поддержали моджахедов, чтобы те убивали русских. Бжезинский гордился этим, он говорил: «Что такое кучка взбудораженных исламистов, если речь идет о падении коммунизма?» И этим пронизана вся история. Великобритания проделывала это многократно. Они всегда поддерживали фундаменталистов против умеренных элементов. Потому что это отвечало колониальным интересам по контролю над ресурсами. Разделяй и властвуй — таков рецепт победы. Они разделяли колонии, ставили на службу своим интересам. США последовали именно в этом русле. Мы совершенно проваль-но сделали это в Афганистане, продолжаем это делать и в Ираке. Многие говорят, что мы и спровоцировали сопротивление в Ираке, посеяв там идеи фундаменталистов» [4].

Вскоре после вывода американских войск из Афганистана, а именно 28-29 сентября 2021 г. в Конгрессе США прошли слушания, посвященные обстоятельствам этого события. Показания давали глава Пентагона Ллойд Остин и председатель объединенного комитета начальников штабов Марк Милли. В середине сентября объяснения по тому же поводу там же давал госсекретарь Энтони Блинкен. В целом конгрессмены и в первом, и во втором случае остались недовольны полученными разъяснениями [5].

Сразу же после упомянутых американских слушаний и дискуссий афганскую проблему начали активно обсуждать на различных международных форумах и площадках. Например, на чрезвычайном саммите по Афганистану, состоявшемся по инициативе премьер-министра Италии Марио Драги 12 октября 2021 г., где в формате

3 Оливер Стоун оказался прав: в середине марта 2022 г. военный бюджет вырос более чем на 70 млрд долл. и перевалил за 800 млрд долл.

видеоконференции Россию вместо В. В. Путина представляли заместитель министра иностранных дел Игорь Моргулов и спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. Подготовку этого саммита начали сразу же после прихода к власти в Кабуле «Талибана». Речь на саммите шла о плане помощи афганскому народу, в частности о защите гражданского населения, соблюдении прав человека, противостоянии терроризму, регулировании миграционных потоков [6]. На саммите было решено оказать Афганистану финансовую помощь. Евросоюз решил выделить миллиард долларов — не только Афганистану, но и граничащим с ним странам, чтобы помочь им справиться с потоками афганских беженцев. По сообщениям печати, из 7 млн афганских беженцев 5 перебрались в Иран. США обещали увеличить помощь Кабулу на 300 млн долл., 200 млн в течение года выделит Япония, 31 млн — Китай. Однако США и ЕС отказались разморозить афганские активы (9-10 млрд долл.) [7].

Вскоре после саммита G20, 20 октября 2021 г., состоялось заседание Московского формата консультаций по Афганистану, которому предшествовала конференция расширенного формата «тройка плюс» (Россия, США, Китай, Пакистан). В заключительном заявлении заседания упомянутого выше Московского формата говорилось, что приход к власти в Афганистане талибов должен учитываться как «новая объективная реальность». Однако основная проблема этой реальности состоит в том, что талибы еще не обрели легитимность внутри страны, что должно произойти либо путем общенациональных прямых выборов, либо — референдума, либо — традиционного для афганцев института Лойя джирги (всеафган-ское собрание народных представителей), либо как-нибудь еще. Говорить о признании власти талибов международным сообществом без ее признания внутри страны не приходится. Это, в свою очередь, не может случиться без перехода «Талибана» от военного, разрушительного мышления к мирному, созидательному. Однако опыт многих стран убедительно доказывает, что это очень сложный и весьма долговременный процесс. «Отличительной чертой заседания московского формата 20 октября и предшествовавшей ей конференции расширенного формата "тройка плюс" (Россия, США, Китай, Пакистан), — пишет независимый афганский политолог Гаус Джан-баз,— стало отсутствие на форумах американских представителей». Джанбаз объясняет возникшую

на заседании ситуацию тем, что накануне этого мероприятия ушел в отставку спецпредставитель Госдепа США по афганскому урегулированию, посол Залмай Халилзад — ветеран американской политики на афганском направлении, а сменивший его на этом посту Том Уэст еще не успел войти в курс дела [8].

>:< >:< >:<

Осенью 2021 г. в повестке дня различных международных и российских форумов афганская тема зачастую стояла как заглавная. Она, например, предметно обсуждалась на ежегодной девятой встрече секретарей Советов безопасности стран СНГ, состоявшейся 17 ноября 2021 г.

По мнению секретаря СБ РФ Николая Патрушева, участвовавшего в этой встрече, если новым властям в Кабуле не удастся нормализовать ситуацию, а международному сообществу — оказать афганскому народу действенную помощь, то события могут развиваться по катастрофическому сценарию, включая новый виток гражданской войны, всеобщее обнищание населения и голод. «Какие последствия будут для региона, прежде всего, для стран СНГ, да и всего мира в целом,— сказал Патрушев,— прогнозировать трудно. Ясно, что они окажутся крайне негативными». Патрушев особо подчеркнул, что нельзя допускать, чтобы Афганистан вновь стал полигоном для необдуманных геополитических авантюр внешних игроков. «Имею в виду, прежде всего, — сказал он, — попытки США и их союзников под предлогом ухудшения обстановки в этой стране закрепиться в регионе, в том числе на пространстве СНГ» [9].

Афганская проблема обсуждалась и на других площадках, в частности, на встрече министров внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии и ЕС, во второй половине ноября 2021 г. в Бишкеке. В этом же месяце там состоялась международная конференция «Страны Центральной Азии в новых геополитических условиях на фоне ситуации в Афганистане». Эксперты, участвовавшие в этом форуме, пришли к единому выводу, что обстановка в Афганистане усилила неопределенность развития Центральной Азии, создала предпосылки для обострения ситуации внутри всего региона. «США ушли из Афганистана,— отмечает доктор политических наук С. С. Жильцов,— переложив проблемы развития этой страны на его соседей, в первую очередь на страны Центральной Азии, часть из которых имеет с ней общую

границу». Заместитель секретаря Совета безопасности Киргизии Таалабек Масадыков отметил на этой же конференции, что практически все страны Центральной Азии установили контакты с новыми властями, пытаясь обсуждать с ними различные вопросы двустороннего взаимодействия и регионального сотрудничества. «Афганистан,— сказал бывший министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев,— остается и предположительно останется в будущем главным источником трансграничных преступлений и иных опасностей» [10].

Ситуацию в Афганистане обсуждали также генеральные прокуроры государств — участников СНГ во время 31-го заседания Координационного совета, состоявшегося в сентябре 2021 г. в Нур-Султане. Генеральный прокурор России Игорь Краснов, которого во второй раз подряд избрали председателем Координационного совета, призвал своих коллег из СНГ выработать совместные меры по защите от проникновения из Афганистана под видом беженцев террористов, наркоторговцев и других криминальных элементов. Принятый на заседании Совета пятилетний план по обеспечению пограничной безопасности должен повысить защищенность от актуальных угроз, исходящих с территории Афганистана [11].

Афганская тема была одной из центральных также на юбилейном саммите ШОС и совместной встрече лидеров этой организации и ОДКБ. Здесь речь шла в основном о помощи Афганистану, его восстановлении и предупреждении рисков безопасности. В принятой совместной декларации участники саммита призвали «к становлению Афганистана в качестве независимого, нейтрального, единого, демократического и мирного государства, свободного от терроризма, войны и наркотиков» [12].

Выступая на этом саммите в формате видеоконференции, В. В. Путин сказал, что американцы и их союзники оставили после себя «открытый ящик Пандоры, полный проблем, связанных с терроризмом, наркотрафиком, организованной преступностью и, к сожалению, религиозным экстремизмом. Страна оказалась в состоянии полной экономической и социальной разрухи. При этом, уходя, западное сообщество бросило целый арсенал современного оружия, военной техники и боеприпасов». «Помочь Афганистану обрести, наконец, мир и стабильность, безусловно, в наших общих интересах, — заявил далее Путин.— Особое значение имеет налаживание ре-

зультативного межафганского диалога с участием всех этнических, религиозных и политических групп». Президент России поддержал идею созыва под эгидой ООН международной донорской конференции по Афганистану, задачей которой было бы, как представляется, определение мер, а также источников решения проблем, связанных с налаживанием нормальной жизни в этой стране. Ситуация в афганской экономике крайне тяжелая, все средства в зарубежных банках заморожены. «Есть опасность,— отметил также Путин, — что отсутствие средств в казне Афганистана может подтолкнуть тех, кто контролирует сегодня страну, к тому, чтобы зарабатывать на торговле наркотиками и оружием»4 [12].

Активные международные контакты и обсуждение афганской темы продолжилось и в 2022 г., хотя их интенсивность снизилась в связи с началом 24 февраля 2022 г. специальной военной операции России на Украине. Тем не менее афганская тема по-прежнему актуальна. Так, например, в конце марта 2022 г. в китайском городе Туньси состоялась третья конференция стран — соседей Афганистана (РФ, КНР, Иран, Пакистан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан).

Отдельно от переговоров министров было проведено очередное заседание расширенной «тройки» по Афганистану (РФ, КНР, США и Пакистан) на уровне специальных представителей этих стран. От Афганистана в переговорах участвовал министр иностранных дел временного правительств Амир Хан Моттаки. Участники конференции, особенно представители КНР и Ирана, настаивали на том, что соседи Афганистана и все международное сообщество должны оказывать ему более значительную помощь и поддержку. Участники переговоров в Туньси сетовали на то, что на фоне Украины мировое сообщество практически забыло об Афганистане.

Участник конференции в Туньси министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдолла-

4 В начале апреля 2022 г. СМИ сообщили о том, что «Талибан» (запрещен в РФ) запретил выращивать в Афганистане мак, из которого создаются опиумные наркотики. Официальное заявление гласило: «Информируем всех афганцев, что с настоящего момента культивирование мака строго запрещено по всей стране». Если урожай обнаружат, его уничтожат, а нарушителей будут судить по законам шариата (Metro. 04.04.2022). Отмечая, что это давно назревшее и ожидаемое и, безусловно, верное решение, следует задать вопрос: на какие средства будут жить крестьяне, привыкшие за много лет к этому основному источнику жизни? Не повторяют ли талибы ошибок, совершенных НДПА, например, в той же аграрной области?

хиян 30 марта 2022 г. заявил, что странам нужно более внимательно относиться к тем проблемам, с которыми сталкиваются афганские власти. «Афганистан, — отметил он, — заслуживает большего внимания со стороны мирового сообщества. Иран и Китай надеются увидеть Афганистан стабильным, развитым и активно сотрудничающим с соседними странами» [13]. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, также участвовавший в конференции в Туньси, на встрече с пакистанским коллегой Шахом Мехмудом Куреши отметил: «Те, кто пытался сделать Афганистан центром мировой политики, сейчас пытаются заменить его Украиной, и все понимают, о чем это» [13].

Директор Центра изучения современного Афганистана, научный сотрудник института востоковедения РАН Омар Нессар считает, что «украинский кризис может привести к полному развороту России на Восток», а для диверсификации своих внешнеполитических связей на этом направлении России понадобится доступ к рынкам Азии. «Это, — отметил он далее, — повышает заинтересованность в трансафганских проектах. В этом контексте будет расти и значение талибов как силы, контролирующей территорию Афганистана. И талибы, безусловно, этим пользуются». К сказанному Омар Нессар добавил, что противоречия внутри движения «Талибан», как и ряд других факторов, не позволяют пока создавать благоприятные условия для инвестиций и реализации проектов. Трудно даже прогнозировать, какой режим будет в Афганистане, считает О. Нессар [13].

После конференции в Туньси Сергей Лавров вылетел в Индию, где афганская тема, в том числе в ее региональном контексте, также звучала. В частности, речь шла о том, что любые попытки США установить свое и натовское военное присутствие на территории соседних с Афганистаном государств, в первую очередь в Центральной Азии, неприемлемы. Такие замыслы противоречат интересам стран региона и России, а также их обязательствам по ОДКБ.

Тема американских военных баз в странах Центральной Азии сейчас особенно актуальна в связи с тем, что в свое время (с 2001 по 2014 г.) эти государства согласились на размещение у них военных баз США. В силу различных причин речь не может идти о размещении военных баз США в Китае, Ираке, Туркмении, Казахстане. Остаются Таджикистан, Узбекистан, Киргизия. На

территории последних двух стран находились военные базы, однако после ряда цветных революций и последовавших за ними переворотов (например, в 2014 г. на Украине) власти этих стран твердо попросили американцев свернуть свою деятельность, что вскоре и произошло. Несмотря на это, перед выводом своих войск из Афганистана американцы зондировали почву насчет возможности перевести свои войска в Центральную Азию, но безуспешно5 [14]. Несомненно, Россия не останется безучастной к тому, что в ближнем зарубежье окажется военная база страны, которая считает РФ своим заклятым врагом. Но и США не забудут о своем скоропалительном бегстве в конце августа 2021 г. и будут стремиться каким-либо образом остаться в Центральной Азии и отыграться за поражение.

«Афганистан, — писал я в своей статье "Как развязать тугой афганский узел", — еще долгие годы будет оставаться в центре глобальной игры, перекрестком разнонаправленных интересов мировых держав. Тем более, что наряду с, так сказать, традиционными странами (Великобритания, Россия, США, некоторые европейские державы) в борьбу за Афганистан открыто включились новые игроки, ранее не проявлявшие к нему столь пристального внимания. Это Китай, Турция, некоторые арабские государства. Таким образом, афганский узел придется развязывать всем вместе. Другого варианта просто нет. Главный вопрос: как развязывать? Силовой путь, судя по всему прошлому историческому опыту, скорее всего, не будет востребован»6.

В данной статье также говорилось: «Принимая во внимание негативный опыт в отношениях с Афганистаном за последние 40 лет, Россия станет искать новый алгоритм сотрудничества с этой страной. Каким этот алгоритм будет, надо еще определить». В начале апреля 2022 г., т.е. через полгода после публикации моей статьи в «Независимой газете», в нашей печати появилось сообщение ТАСС о том, что Россия стала четвертой страной, установившей с «Талибаном» полноценные дипломатические контакты по схеме «временный поверенный». До Российской Федерации таким же образом с талибами стали работать Пакистан, Китай и Туркменистан. За

5 В конце апреля 2011 г. в некоторых СМИ появились сообщения о том, что власти Казахстана решили согласиться предоставить США свою территорию для американской военной базы.

6 Независимая газета. 18.10.2021.

установление связей с Афганистаном проголосовал и Совет безопасности ООН (речь идет об одногодичном присутствии миссии ООН в Кабуле)7. Временным поверенным в делах Афганистана в Москве стал представитель талибов Джамал Насир Гарвал. В середине июня он принял участие в XXV Петербургском международном экономическом форуме. Трудно сказать, насколько решение российских властей об установлении дипломатических отношений (пусть даже на уровне временно поверенного) верно и оправдано, ведь «Талибан» — это организация, запрещенная в РФ и считающаяся террористической. На мой взгляд, здесь есть явное противоречие. Но наши власти исходили, полагаю, из принципа «лучше это, чем ничего». Время покажет. Если не забывать, насколько последовательны, методичны и целеустремлены талибы в своем религиозном фанатизме, то нетрудно представить себе, как будут выстраиваться их практические действия [15, 16].

С начала специальной военной операции России на Украине ситуация в мире и международных отношениях изменилась еще радикальнее, чем после ухода США из Афганистана. С этого момента начались глубинные сдвиги, которые, очевидно, приведут к новому балансу сил в мире и новой глобальной реальности.

Афганская проблема, как и украинская (а также, полагаю, тема всего СНГ), будут еще долго оставаться актуальными и потребуют максимального внимания практиков и ученых для их грамотного разрешения, чтобы «мины замедленного действия», заложенные несколько десятилетий назад (а именно в конце декабря 1979 г. при вводе советских войск в ДРА и 8 декабря 1991 г. при подписании Беловежских соглашений о роспуске СССР), были, наконец, обезврежены. Быстро и безболезненно, это, естественно, произойти не может.

Послесловие. Когда статья уже была готова, в нашей печати появились сообщения о том, что Россия стала первой страной, заключившей экономическую сделку с «Талибаном». «В Афганистан будут поставлять около миллиона тонн бензина и дизельного топлива, 500 тысяч тонн сжиженного газа и 2 миллиона тонн пшеницы в год». Упоминалось также, что «Россия согла-

7 Независимая газета. 21.03.2022. Аналогичное сообщение было напечатано в газете «Metro» 8 апреля 2022 г. в статье «Россия определила отношения с Кабулом».

силась предоставлять скидку»8. Появились, однако, сообщения о том, что договоренности об экспорте топлива и сельхозпродукции в Афганистан — предварительные и носят испытательный характер. Тем не менее западные СМИ успели охарактеризовать эти договоренности как самую крупную экономическую сделку, которую Кабул заключил с момента захвата власти в 2021 г. О способах оплаты ничего не сообщалось [17].

В других сообщениях говорится о том, что после спешного бегства из Афганистана в августе 2021 г. «США принципиально изменили свою афганскую стратегию. Она стала гораздо менее затратной, но при этом обрела новые возможности в части влияния на режим "Талибана" (организация запрещена в РФ) и на страны региона, оказавшиеся в ловушке новых угроз со стороны различных террористических группировок, обосновавшихся в Афганистане». Новая стратегия США включает в себя закрытые для общественности переговоры с различными влиятельными фигурами «Талибана» как в Кабуле, так

8 Россия будет поставлять в «Талибан» топливо и зерно. Metro. 29.09.2022.

и за пределами Афганистана, к примеру в Катаре, который традиционно выступает посредником между Вашингтоном и талибами. «В выборе между Москвой и Вашингтоном, — пишет далее обозреватель "Независимой газеты" политолог А. Н. Серенко, — руководители "Талибана" сегодня явно предпочитают Америку, тем самым обнуляя пустые надежды мечтателей из внешнеполитического блока РФ на перспективное и надежное стратегическое сотрудничество Москвы и режима талибов» [18].

Большой интерес в США и других странах Запада вызывают также инициативы Ахмада Масуда (Масуда младшего), возглавляющего Фронт национального сопротивления Афганистана (ФНСА), а также экс-главы МИД Афганистана Ханифа Атмара и бывшего главы администраций двух афганских президентов Шакира Каргара, выступающих с новым политическим проектом «Движение за мир и справедливость». Сообщается также, что канал связи с Ахмадом Масудом наладил и Пекин.

В связи с приведенными сообщениями невольно возникает вопрос: неужели в очередной раз геополитика вновь берет верх?

список источников

1. Пляйс Я. А. Афганистан: истоки трагедии. М.: Международные отношения; 2019.

2. Пляйс Я. А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); 2010.

3. Пляйс Я. А. Марксизм и социальные революции в России: монография. М.: Центркаталог; 2018.

4. Дунаевский И. 20 лет на взводе. URL: https://rg.profkiosk.ru/920412

5. Петров Г. Американских генералов призвали к ответу за Афганистан. URL: https://www.ng.ru/ world/2021-09-28/1_8263_usa.html

6. Паниев Ю. «Двадцатка» пообещала Афганистану помощь, но не признание. URL: https://www.ng.ru/ world/2021-10-12/6_8275_g20.html

7. Волков К. Талибам заплатят миллиард. URL: https://rg.profkiosk.ru/928058

8. Джанбаз Г. У лидеров «Талибана» могут начаться проблемы с собственными боевиками. URL: https://www.ng.ru/ideas/2021-11-24/7_8309_leaders.html

9. Егоров И. На темной стороне интернета. URL: https://rg.profkiosk.ru/935627

10. Жильцов С. Афганский узел для Центральной Азии. URL: https://nvo.ng.ru/courier/2021-11-28/11_8312_ asia.html

11. Егоров И. Выбор прокуроров. URL: https://rg.profkiosk.ru/923795

12. Латухина К. В общих интересах. Российская газета. URL: https://rg.profkiosk.ru/922536

13. Субботин И. Талибы адаптируются к последствиям спецоперации. URL: https://www.ng.ru/ world/2022-03-30/6_8404_afganistan.html

14. Скосырев В. Москва зажгла красный свет для НАТО в Центральной Азии. URL: https://www.ng.ru/ world/2022-03-31/6_8406_asia.html

15. Малашенко А. В. URL: https://www.ng.ru/ng_religii/2022-03-15/9_526_asia.html

16. Малашенко А. В. Афганистан не дает забыть о себе на фоне Украины. URL: https://www.ng.ru/ vision/2022-08-29/2_8525_afganistan.html

17. Субботин И. Россия и Афганистан ставят эксперимент по прорыву изоляции. URL: https://www.ng.ru/ world/2022-09-28/1_8551_afganistan.html

18. Серенко А. Афганистан превращается для России в территорию упущенных возможностей. URL: https://www.ng.ru/kartblansh/2022-10-12/3_8563_kb.html

references

1. Plyais Ya. A. Afghanistan: the origins of the Tragedy. Moscow: International Relations; 2019. (In Russ.).

2. Plyais Ya. A. Political science in the context of a transitional era in Russia. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN); 2010. (In Russ.).

3. Plyais Ya. A. Marxism and social revolutions in Russia. MONOGRAPH. Moscow: Tsentrkatalog; 2018. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dunaevsky I. 20 years on edge. URL: https://rg.profkiosk.ru/920412 (In Russ.).

5. Petrov G. American generals were called to account for Afghanistan. URL: https://www.ng.ru/ world/2021-09-28/1_8263_usa.html (In Russ.).

6. Paniev Yu. The G20 promised assistance to Afghanistan, but not recognition. URL: https://www.ng.ru/ world/2021-10-12/6_8275_g20.html (In Russ.).

7. Volkov K. The Taliban will be paid a billion. URL: https://rg.profkiosk.ru/928058 (In Russ.).

8. Janbaz G. The leaders of the Taliban may have problems with their own militants. URL: https://www.ng.ru/ ideas/2021-11-24/7_8309_leaders.html (In Russ.).

9. Egorov I. On the dark side of the Internet. URL: https://rg.profkiosk.ru/935627 (In Russ.).

10. Zhiltsov S. Afghan knot for Central Asia. URL: https://nvo.ng.ru/courier/2021-11-28/11_8312_asia.html (In Russ.).

11. Egorov I. The choice of prosecutors. URL: https://rg.profkiosk.ru/923795 (In Russ.).

12. Latukhina K. In the common interest. Rossiyskaya Gazeta. URL: https://rg.profkiosk.ru/922536 (In Russ.).

13. Subbotin I. The Taliban are adapting to the consequences of the special operation. URL: https://www.ng.ru/ world/2022-03-30/6_8404_afganistan.html (In Russ.).

14. Skosyrev V. Moscow has lit a red light for NATO in Central Asia. URL: https://www.ng.ru/world/2022-03-31/6_8406_ asia.html (In Russ.).

15. Malashenko A. V. URL: https://www.ng.ru/ng_religii/2022-03-15/9_526_asia.html (In Russ.).

16. Malashenko A. V. Afghanistan does not let you forget about yourself against the background of Ukraine. URL: https://www.ng.ru/vision/2022-08-29/2_8525_afganistan.html (In Russ.).

17. Subbotin I. Russia and Afghanistan are setting up an experiment to break through isolation. URL: https://www. ng.ru/world/2022-09-28/1_8551_afganistan.html (In Russ.).

18. Serenko A. Afghanistan is turning into a territory of missed opportunities for Russia. URL: https://www.ng.ru/ kartblansh/2022-10-12/3_8563_kb.html (In Russ.).

информация об авторе / about the author

Яков Андреевич Пляйс — доктор исторических наук, доктор политических наук, профессор, профессор-

исследователь департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия

Yakov A. Plyais — Dr. Sci. (Hist.), Dr. Sci. (Pol.), Professor, Research Professor of the Political Science Department,

Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0001-5837-0256

yplyas@fa.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 14.10.2022; принята к публикации 15.11.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article received on 14.10.2022; accepted for publication on 15.11.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.