Окимбеков У. В.*
АФГАНИСТАН: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПОД ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ ТАЛИБОВ
Okimbekov U. V.**
AFGHANISTAN: SOCIAL AND ECONOMIC LIFE UNDER PARALLEL GOVERNANCE OF TALIBAN
Аннотация: Материал работы посвящен деятельности и влияния движения талибов в социально-экономической жизни афганского общества, как в неподконтрольных, так и подконтрольных официальной власти территорий. Изложены конкретные факты о размерах, видах и методах сбора талибами налогов в конкретных районах, провинциях и сферах афганской экономики.
Ключевые слова: Афганистан, талибы, экономика, налоги, финансовая комиссия, бюджет.
Abstract: The Article is devoted to the activities and influence of the Taliban movement in the socio-economic life of Afghan society, both in uncontrolled and under the control territorials of the official authorities. Specific facts are presented about the size, types and methods of collection of taxes by the Taliban in specific areas, provinces and spheres of the Afghan economy.
Keywords: Afghanistan, Taliban, economy, taxes, financial commission, budget.
Движение талибов, запрещенное в большинстве стран мира и внесенное в список террористических организаций (в частности, в России с 04.03.2003 г.), привлекает все больше внимания, как внешних игроков, так и внутренних, заинтересованных в разрешении афганской проблематики. Многие страны, несмотря на введенные ими же санкции, в последние годы активизировались в этом направлении и участили контакты с талибами относительно вопросов будущего политического обустройства Афганистана, а лидеры самого движения свободно передвигаются по разным странам, принимают участие в переговорах, излагают свое видение, диктуют условия по имеющимся на повестке дня темам.
Наша страна, занимавшая изначально позицию невмешательство во внутриполитические дела Афганистана, подключилась к процессу урегулирования межафганского конфликта и посредством предоставления площадок для встреч разным его участникам, прилагает усилия по продвижению афганского мирного процесса. Только с ноября 2018 по май 2019 гг.
* Окимбеков Убайд Вафобекович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН; e-mail: ubayd@inbox.ru.
** Okimbekov Ubaid Vafobekovich - PhD (Economics), Senior Research Fellow, Center for Near and Middle Eastern Countries' Studies, IOS RAS, Moscow; e-mail: ubayd@inbox.ru.
лидеры талибов трижды посетили Москву с целью участия в переговорах по разрешению ситуации в Афганистане.
Первый визит состоялся в рамках московского формата консультаций о мире в Афганистане, куда из каттарского офиса движения приехали высокопоставленные лица талибов. Второй раз в более расширенном составе делегация талибов побывала в российской столице в начале февраля 2019 г. для участия в межафганском диалоге, инициатором которого выступала афганская диаспора России. На встрече приняли участие представители бывшего Северного альянса, известные в Афганистане политические фигуры, представители оппозиционно настроенных к нынешним властям влиятельных партий и движений. Некоторые западные СМИ эту встречу называли беспрецедентной после боннской конференции 2001 г.1 Третий визит делегации из 14 человек во главе с руководителем политического офиса талибов в Катаре муллой Ахундом Барадаром состоялся 28 мая 2019 г. для участия в торжестве, посвящённого 100-летию становления российско-афганских дипломатических отношений.
США, включившие лидеров талибов в черный список и объявившие самого движения террористической, на разных уровнях давно контактируют с нынешним их руководством, проводят переговоры относительно вопроса политического будущего Афганистана. Талибы на всех встречах твердо настаивают на главное условие - полный вывод иностранных войск из Афганистана. По итогам седьмого раунда мирных переговоров США и талибов в Катаре в начале июля 2019 г. представитель движения заявил, что с американской стороной достигнуты определенные результаты, что черновой вариант соглашения составлен и окончательный текст по мере готовности будет представлен прессе2.
В связи с этими и другими событиями, происходящими вокруг Афганистана и внутри него, возникает вопрос о том насколько необходимо уделять столь повышенное внимание талибам, вести с ними переговоры, считаться с мнением лидеров движения, насколько прочна и сильна их позиция в стране, какова их роль в экономической жизни страны, изменилась ли социальная политика талибов со времени свержения режима в 2001 г.? Становится интересным проследить ход развития нынешней внутренней социально-экономической обстановки страны, оценить степень фактического влияния движения на происходящие внутри Афганистана процессы.
Возвращаясь к истории афганских политических событий начала текущего столетия, напомним, что осенью 2001 г. в рамках операции «Несокрушимая свобода» США вторглись в Афганистан с целью, как было тогда заявлено, свержения режима талибов, восстановления мира и порядка
ö^Sö ji jUlb http://www.bbc.com (дата обращения:
05.02.2019).
2 Представители «Талибана» сообщают о принятом черновике мирного соглашения с США http:// afghanistan.ru (дата обращения: 09.07.2019); Afghanistan War Cost, Timeline, and Economic Impact https://www.thebalance.com (дата обращения: 15.06.2019).
в этой стране. После определения состава временного правительства в январе 2002 г. состоялась первая международная конференция, посвященная вопросам восстановления и развития разрушенной экономики постталибского Афганистана. С тех пор странами-донорами, а также международными финансовыми институтами Афганистану была оказана всесторонняя помощь3. Результатом приложенных за ушедшие годы усилий стали построенные автомобильные дороги, электростанции, объекты ирригации, школы, больницы, произошли и другие жизненно важные изменения. Самая операция стала одной из самых дорогостоящих для США, прямо и косвенно было потрачено около двух трлн долл. на афганскую кампанию4.
Прямые расходы афганской компании США
Год Млрд долл. Год Млрд долл.
2001 23 2011 107
2002 23 2012 101
2003 17 2013 86
2004 15 2014 77
2005 21 2015 58
2006 19 2016 50
2007 31 2017 54
2008 39 2018 52
2009 56 2019 52
2010 94 Всего 975
Источник: Afghanistan War Cost, Timeline, and Economic Impact https://www.thebalance.com/ cost-of-afghanistan-war-timeline-economic-impact-4122493
За прошедшие чуть менее 20 лет официальный Кабул формально установил свою власть во всех провинциях, городах и районах Афганистана, административные органы власти и силовых структур действуют во всех городах
и П «-»
и районах. В реальности государственная машина в полной мере не везде работает и местами имеет лишь номинальный статус. В отдельных районах параллельно присутствует и функционирует власть талибов, имеющая четкую управленческую структуру с центром в пакистанском г. Кветта, где базируется главный орган правления движения - «Кветта Шура» (Совет Кветты)5.
3 ОкимбековУ. В. Государственный бюджет Афганистана: проблемы формирования и использования // Восточная аналитика. Выпуск 4, М., 2018. С. 53-54.
4 Neta C. Crawford. United States Budgetary Costs of the Post-9/11 Wars Through FY2019: $5.9 Trillion Spent and Obligated. Watson Institute for International and Public Affairs at Brown University, 14 November 2018. Р. 2-7.
5 «Во главе талибов стоит амир аль-муъминин (повелитель правоверных), каковым в настоящее время является мулла Хайбатулла Ахун-заде. Форма и масштаб правления варьируются в зависимости от того, кто занимает (эту) позицию, но нынешний эмир действует скорее, как духовный
Талибы не только имеют политическое влияние в подконтрольных районах, но и распространяют свою экономическую власть там, где формально действуют государственные структуры. По сути, движение талибов представляет собой параллельную власть, охватывающая все сферы жизнедеятельности населения подконтрольных территорий.
Согласно материалам отчета американского Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана к концу 2018 г. официальный Кабул контролировал только 53.8% территории с 63,5% населением страны, что говорит о снижении этих показателей по сравнению с годом раньше. Под полным контролем властей находятся 74 района, а в 145 имеют свое влияние (56% территории страны), что на 8 единиц меньше по сравнению с 2017 г. На долю мятежников приходятся соответственно 12 и 38 районов, а остальные (138 районов) считаются спорными. После вывода основной части сил коалиции из Афганистана (2014 г.) талибы стали более активно и увереннее вести вооруженную борьбу про-
о U п
тив действующих властей. В результате этого государство терпит потери по всем направлениям, включая экономические и в плане живой силы. Президент страны Ашраф Гани в январе 2019 г. заявил, что с момента его прихода к власти в сентябре 2014 г. в боях против противника погибло 45 тыс. солдат, сил безопасности и сотрудников милиции Афганистана6. Отметим, что всего с осени 2001 по октябрь 2018 гг. эти потери составили 58 тыс. человек. Следовательно, 77,6% потерь приходятся на период после 2014 г. Талибы за весь период имеют заметно меньше людских потерь -42 тыс. боевиков7.
В июне 2018 г. вышел отчет «Overseas Development Institute» под названием «Жизнь под теневым правительством талибов», автор которого изучал ситуацию в районах, находящиеся под контролем талибов. Харак-теризируя нынешнюю систему управленческой работы движения, автор пишет, что «структура управления талибов более когерентна, чем когда-либо прежде; комиссии высокого уровня с четкой цепью командования и политикой, начиная от руководства, базирующегося в Пакистане и заканчивая уровнем деревень в Афганистане, управляют такими секторами, как финансы, здравоохранение, образование, правосудие и налогообложение. Талибы контролируют движение общественных товаров и услуг, предоставляемые правительством и организациями, оказывающие
и политический лидер, нежели действующий командир. В настоящее время он имеет два заместителя - сын муллы Омара, Якуб, и сын Джалалуддина Хаккани, Сираджуддин, а также руководства шуры. На уровне провинций действует теневой губернатор, официально назначаемый руководством шуры. Губернаторы обычно выбираются из числа уроженцев других провинций с ежегодной ротацией, хотя бывают и исключения. В настоящее время талибы имеют квази-профессиональное ядро из числа людей, которые в течение нескольких лет управляют несколькими провинциями».
6 Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction Quarterly Report to the United States Congress. January 30, 2019. Р. 43; 68-72.
7 Neta C. Crawford. Human Cost of the Post-9/11 Wars: Lethality and the Need for Transparency. Watson Institute for International and Public Affairs at Brown University, November 2018. Р. 1.
помощь. Здравоохранение и образование в районах подконтрольных ими представляют собой гибрид НПО и государственных услуг, действующих в соответствии с правилами талибов. Министерства, предоставляющие услуги, заключают соглашения с местными талибами; большинство опрошенных чиновников сферы здравоохранения или образования на уровне провинций и районов заявляли, что находятся в непосредственном контакте со своими коллегами из движения талибов, а некоторые даже подписывали официальные меморандумы о взаимопонимании, в которых изложены условия их сотрудничества»8.
Работоспособность параллельной власти талибов обеспечивается военизированной машиной, в которой общая численность потенциальных участников сражений и вспомогательных элементов, по одним данным превышает 200 тыс. человек. Из них боевиков насчитывается около 150 тыс., из которых свыше 60 тыс. на постоянной основе активны и являются мобильными подразделениями, а остальные - местными ополченцами9.
Ниже на основе материалов афганской прессы рассмотрим методы работы теневого правительства талибов в экономической сфере конкретных районов и провинций Афганистана в период после 2014 г. Использованы данные тех материалов афганской прессы, в которых ссылаются на представителей провинциальных и центральных властей или подтверждаются ими. Афганские информационные агентства публикуют материалы, основанные на беседах и интервью жителей отдельных провинций, испытывающие, с одной стороны, давление самого рынка, и вынужденные, с другой, выплачивать налог, как в государственный бюджет, так и представителям талибов. Следует сказать, что цифры, приведенные в материалах, скорее всего оценочные и не могут претендовать на абсолютную точность.
Денежными и фискальными вопросами движения талибов занимается Комиссия по экономическим и финансовым вопросам Исламского Эмирата Афганистана, имеющая немного запутанную структуру10. То есть источником поступления немалой части материальных доходов служат не только производства и контрабанда наркотических веществ,
8 Life Under the Taliban Shadow Government. June 25, 2018. Р.
9 Antonio Giustozzi. Report Afghanistan: Taliban's Organization and structure. The Norwegian Country of Origin Information Centre, Landinfo, 23 August 2017. Р. 12.
10 «Финансовая комиссия состоит из различных подразделений, занимающиеся конкретным видом деятельности или сферы, таких как электричество, горнодобывающая промышленность, таможня или добычи руды. Параллельно отдельные комиссии занимаются полезными ископаемыми, энергетикой, сельскохозяйственными и государственными землями. На первый взгляд представляется, что у этих подразделений мандаты частично совпадают, но интервью показывает, что они охватывают отдельные географические области и у каждой свой источник дохода. Комиссия по минералам и энергетики, по-видимому, отвечает за медный рудник Айнака в Логаре, в то время как отдел по финансовым вопросам Финансовой комиссии курирует мраморные карьеры в Гильменде. Соответствующие филиалы или отделы, находящиеся в ведении военной комиссии, также приносят доход, включая отдела конфискации имущества» Life Under the Taliban Shadow Government. June 25, 2018. Р. 21.
но и выгоды, извлеченные за счет обложения налогом субъектов афганского легального рынка товаров и услуг.
Налоги и поборы талибов условно можно разделить на традиционные исламские и рыночные. К первой относятся ушр и закят11, а второй - разного рода тарифов и пошлин. Например, в провинции Гур в своем обращении к местным жителям талибы наравне с исламскими налогами также требуют выплачивать транспортный налог в размере пяти тыс. афгани с мотоцикла12.
На главных автомагистралях, ведущие к сухопутным таможенным портам, боевики движения собирают поборы в соответствии с установленными «Исламским эмиратом» тарифами. В частности, в провинции Нимруз действуют следующие тарифы: на ввоз цемента - 20 тыс. афгани, металла -40, строительных конструкций - 25, электрооборудования - 60 и сигареты -130 тыс. афгани с грузовика. Такое положение дел имеет место и в других провинциях13.
Сравнительно уязвимые звена цепочки объектов налогообложения талибов - жители сельских местностей повсеместно подтверждают факт выплаты представителям движения налогов с полученного урожая. Северо-восточная провинция Кундуз является местом, где талибы получают большие денежные доходы, в частности, за счет сбора двух указанных видов налогов. Здесь, как и в случае других провинций, не только земледелие и садоводство, но и пассажирский, а также грузовой транспорт, включая рикши, занимающиеся перевозкой земледельческой продукции, облагаются налогом14.
Налоговая система талибов не ограничивается подконтрольными ими территориями. Есть районы, где физическое их присутствие официально признается всеми правительственными структурами, но встречаются и такие которые формально находятся под управлением местных органов государственной власти, назначенных из Кабула, а фактически ситуацией владеют талибы. В той же провинции Кундуз по сообщениям местных жителей два района полностью находятся под контролем талибов, а в шести власть правительственных органов ограничивается зданиями местных администраций. В таких населенных пунктах социально-экономическая жизнь регламентируется правилами, установленными представителями талибов15. В соседнем Баглане жители 200 деревень, которые формально находятся под контролем государства, платят ушр и закят талибам16.
11 Ушр - араб. десятая часть. Десятина, налог в размере одной десятой части с земледельческой и животноводческой продукции; закят - обязательный ежегодный налог.
12 оуи 5 ^ЦуЗ^л 31 о1ЛЫ https://www.watan24.com (1396 <2- о/л).
13 оуи ¿Ыи ¡¡-^ оЬЛЪ http://alwaght.com (1396 ИЛ ^л ); лул ¿уи/эл оЬ^ >э оУ1Ы http://afkhabar.com (1396,1-,-У).
4 оЬЛЬ :злд^ http://www.dailyafghanistan.com (139У <19 ч^).
15 лЗ/^^ оЫи рл^л 31 ол/^ су^ 4 оЬЛЬ :3лд^ http://www.dailyafghanistan.com (139У <19 ч^).
16 и^З о^З ¿Ы1*о^л оЕ3 _з ^дзТ^л^_з оЬЛЫ http://swn.af (139У < 11
На западе Афганистана в Фарахе экономическая политика талибов охватывает 80% населения провинции. Также их влияние распространяется на госчиновников, которых обвиняют в оказании материальной поддержки представителей и боевиков движения. В частности, сообщают о случаях предоставления сотрудниками органов власти горючее, транспорта, продовольственных и непродовольственных товаров, а также наличных денег талибам17. Талибы при этом не ограничиваются легальной экономикой и используют все возможные источники поступления доходов. В Фарахе по информации того же источника со ссылкой на представителей провинциальных властей 70% расходов талибы покрывают за счет производства и контрабанды наркотических культур18.
Талибы применяют разные механизмы и рычаги давления, чтобы заставить крестьян платить налоги. В одних случаях прибегают к методам угрозы и давления, в других жители сами обращаются к представителям движения в поисках справедливости, в других косвенными инструментами направляют поток денежных средств в нужное русло. В провинции Гур земледельцы, поставляющие сельхозпродукцию, вынуждены платить налоги, поскольку местом продажи полученного ими урожая является рынок, который полностью контролируется талибами19.
Финансовая комиссия талибов действует во многих местах Афганистана, но более сильно их присутствие ощущается в провинции Газни. Здесь о работе представителей налоговых органов талибов говорят на всех уровнях: начальник службы безопасности провинции, представители провинциального совета, торгово-промышленной палаты, а также индивидуальные предприниматели подтверждают, что налогоплательщиками талибов здесь выступают как физические, так и юридические лица. В этой провинции фискальная система талибов распространяется на все виды экономической деятельности участников рынка, включая работников образовательных учреждений и СМИ, причем не только в отдаленных районах, но и административном центре. Пресс-секретарь талибов Забиулла Моджахед подтвердил, что в Газни финансовая система движения начала функционировать с 2015 г. Официальные источники талибов не сообщают о размерах получаемых доходов за счет налоговых поступлений, однако из обнаруженного афганскими журналистами документа выяснилось, что в течение двух лет в провинции Газни талибы выставляли 4600 счетов.
Примечательно, что налоги во многих случаях взимаются не только в национальной валюте, но и пакистанской рупии. Например, владелец торговой точки из Газни сообщает, что в начале 2017 г. выплачивал налог государственным органам в размере 10 тыс. афгани, а позже лица, выступавшие от имени движения талибов, определив размер его капитала,
17 <л13 рэ^л оЬЛо_э 31 Ы^э о1ЛЪ http://moqawemat.com (дата обращения: 03.03.2018).
18 <>«13 оЬЛо_э об) ) о1ЛЬ http://moqawemat.com(дата обращения: 03.03.2018).
19 ¿¡¿л ¡¿^ (^Т^л^ https://www.etilaatroz.com (139о <11 ^Ь).
выставили другой счет на 10 тыс. пакистанских рупий, что примерно в два раза меньше ставки официальных органов власти20.
Столь высокая активность талибов в Газни местными властями объясняется тем, что большая часть членов Шуры Кветты - выходцы из этой провинции21. Расходы главного органа в Кветте власти талибов покрывают как за счет других источников, так и доходов, полученных на территории Афганистана. Пресс-секретарь провинциального совета провинции Джазуджан сообщает, что талибы за счетушра и закята только двух районов этой провинции отправляли в Кветту 10 млн афгани22.
Способы контакта талибов с объектами налогообложения и пути сбора денежных средств также не однородны. В провинции Газни для получения подробной информации о роде деятельности и экономической ситуации конкретного сегмента местного рынка финансовая комиссия талибов не всегда выходит на связь с отдельно взятыми физическими и юридическими лицами, а договаривается с представителями торговых объединений и ассоциаций (например, ассоциация торговцев изюмом, гостиничного бизнеса, союза торговых центров и т. д.). Лица, попавшие в поле зрения талибов, в силу регулярных угроз и давлений со стороны последних вынуждаются следовать предъявленным требованиям. Неподчинение может привести к физической расправе, что в некоторых случаях заканчивалось фатальным исходом. Суть здесь не в том, что талибы принудительными методами реализуют свой порядок, а в неспособности властных структур, осведомленные ситуацией и не предпринимающие соответствующие меры для обеспечения безопасности жизни и имущества афганцев. Более того, были случаи, когда власти привлекали к административной и уголовной ответственности тех, кто во избежание трагических последствий вынуждались пойти на уступки талибам.
Несомненно, сильна позиция движения и в самой известной своими рекордными площадями посевов и урожая наркотических культур афганской провинции Гильменд. По данным одного из членов провинциального совета Гильменда талибы там полностью контролируют пять крупных районов (Муса-Кала, Нау-зад, Хан-шин, Дишав и Багран) со значительными земельными площадями, занятыми под посевами наркотических культур. Кроме этого, в таких важных с точки зрения легальных и нелегальных источников доходов районах, как Сангин, Гармсер и Марджа, только административные центры контролируются официальными властями, все остальное находится в ведении талибов. Общий годовой доход движения за счет производства и сбыта наркотических веществ, электроэнергии, ушра, закята и других видов платежей и тарифов составляет около 3 млрд афгани23.
20 олд, Цл ¡¡уид^лЛэ 4 ¡зЬ https://8am.af (дата обращения: 10.10.1396).
21 ¡¡зЬ зл ОЬЛЬ 31 оЫи (уЬ/* https://www.tolonews.com (1396 (11 (л^).
22 л>1 о^Ь^э 4 3 р^ ¡¡иЭ1 10 оЬЛЪ ¡оЬ)^ http://swn.af (дата обращения: 01.01.1398).
23 л^лЪ )1 о1ЛЬ .¡¡1аэ1 ^Ццо Г http://afghannews.af (дата обращения: 01.01.2019).
Выше было сказано о получении большого дохода талибами от сухопутных таможенных портов. Через границу в провинции Фарах товары транзитом поступают из Ирана и этот порт считается одним из самых высокодоходных в Афганистане. Установленный блок-пост вдоль автодороги ведущей к терминалу, если верить сообщениям афганских источников, ежедневно приносит талибам до 8 млн афгани24. Такие факты имеют место и во многих других регионах и провинциях страны. На автодороге Май-мана-Мазари-Шариф такими же методами с одного грузовика взимается 7-34 тыс. афгани. Официальные власти этот факт подтверждают и по их подсчетам талибы в этом направлении могут зарабатывать 150-200 млн афгани в год25.
Значительный ущерб государственная казна Афганистана несет и от деятельности талибов в горнодобывающей и энергетической сферах. В районе Тала и Барфак провинции Баглан на четырех шахтах ведется незаконная добыча каменного угля. Местные правоохранительные органы, имеющие ограниченные ресурсы, способны охранять только центральную часть рай-она26. В провинции Газни также по сообщениям местных властей действующие гипсовые рудники приносят талибам ежедневные доходы в 100-125 тыс. афгани27, а Бадахшане от незаконной добычи лазурита ежегодно получают до 6 млн долл. В этой провинции владельцы водяных мельниц в год вносят 20 долл., электрических - 40-70 долл. в копилку талибов. Налог на мелкий рогатый скот там установлен в размере одной овцы с каждые 40 голов28.
В продолжении разговора об афганском энергетическом секторе отметим, что данная сфера является другим ключевым источником поступления прямых денежных доходов талибов. Афганская государственная энергетическая компания «Брешна-Моасэсса» сообщает, что представители движения собирают плату за электричества в отдельных районах провинций Гильменд, Кундуз, Джаузджан, Фарах и Герат 29. Афганские власти здесь становились заложником ситуации, когда с одной стороны не способны взять ситуацию в этих населенных пунктах под полный контроль, с другой не могут прекратить подачу электричества, чтобы лишить их источника доходов. Отключение электричества может «вызвать гнев и без того разочарованного народа»30.
Как выше было сказано, в Гильменде, где расположена ГЭС Каджаки, многие ключевые районы прямо или косвенно находятся под контролем
24 jjlj oji la? ¿j^ jl yUil OjJi-o Л д i^jjjj 4jjjj oLJlb https://ariananews.af (дата обращения: 27.11.2017); JiiS^ (¿jl^ JJif oLJU <ojs jj oUlb https://8am.af (1396 <22 olj«); J> https://www.etilaatroz.com (1396 <3 jJj).
25 Jjlo^jS jUjI Цу^^о-дал oJjjj jj olJlb http://swn.af (дата обращения: 02.12.1398).
26 JiiS^ ¿J^i^l <Jl«JUj oLJlb http://swn.af (139V <16
27 Ui^ Jj ¿J1*-0 Jjl^c jl oLJlb yjJj-o toUi^l http://eqmweekly.com.af (1396 <21 ^ji).
28 oLJlb ylJoU- JoJ^ jj* iJjjj Jjj ^jjTja^ https://www.etilaatroz.com (1390 <11 jJj).
29 jj-iS oj^j jj oUlb Oaf jj ¡^ <Jjj дэ^ https://www.didpress.com (1396 <11
30 oLJlb ylJoU- JjJ^ jj* iJjjj Jjj ^jjTji^ https://www.etilaatroz.com (1390 <11 jJj).
талибов. Напомним, что США за последние годы на реконструкцию этой электростанции в общей сложности потратили до 300 млн долл.31 По данным начала 2017 г. ежегодный доход талибов от сбора платежей за электричество этой станции составлял 4,8 млн долл.32 Между тем в данном направлении процесс и методы сбора происходят хаотично и не существует единого стандарта или установленного тарифа по регионам, поэтому в зависимости от провинции методы сбора платежей отличаются. В одних районах плата за электроэнергию взимается в пределах 60-150 долл. в году с одного хозяйства, а в других тариф устанавливается на каждую электролампу. В районе Муса-Кала последний вариант составляет 2 долл. в месяц33.
Встречаются данные, предоставленные главой департамента энергетики провинции Кундуз, согласно которым в течение двух лет талибы собрали с населения подконтрольных территорий до 60 млн афгани в каче-
«-» rj и
стве платежей за электричества. В эти районы электроэнергия поступает из Таджикистана и выходит, что затраты афганским властям приходиться компенсировать за счет государственного бюджета. По этим же данным, число хозяйств, потребляющих электроэнергию в этих районах 14 тыс., что в среднем в каждом платежном периоде (т. е. каждые два месяца) приносят талибам 7,5 млн афгани34. Другие источники со ссылкой на этого же чиновника сообщают, что каждые два месяца талибы получают 200 тыс. долл.,35 что в год составляет 1,2 млн.
Талибы свою экономическую политику свободно ведут не только в Афганистане, но и приграничных районах соседнего Пакистана. По сообщениям конца 2018 г., в пакистанском направлении объектом налогообложения талибов становятся не только афганские граждане и бизнес, но и пакистанские экспортеры товаров в Афганистан. Пакистанские поставщики подтверждают, что без получения согласия талибов сложно поставлять овощей и фруктов в Афганистан. На сельскохозяйственном рынке г. Пешавара каждый грузовик, направляющийся в Афганистан, обязывают платить налоги. Водителям вручают документ с логотипом Исламского эмирата Афганистана, где указан номер грузовика, фамилия и имя водителя, а также размер уплаченного налога36.
Налог со стороны талибов взимается и с СМИ, мобильных операторов, работников образовательных учреждений, проектов развития. Пресс-секретарь провинциального совета Газни, например, подтверждает, что
31 Afghanistan waste Exhibit A: Kajaki dam, more than $300 M spent and still not done www.propublica. org (дата обращения: 19.01.2016).
32 Taliban earn $4.8 million annually from Kajaki Dam https://www.khaama.com (дата обращения:
25.01.2017).
33 oulb yljjlc jjjj^ ¿¿о ijj^j jjj lijjlj^ https://www.etilaatroz.com (1390 <11 ^b).
34 jjJ-üs lijjT ¿л? jl oUlb üj^L-o jj|_j£. http://sana.af (дата обращения: 08.10.2017).
35 oUlb yljjlc JjJj^ ¿¿о ijj^j Jjj lijjlj^ https://www.etilaatroz.com (1390 ¡11 ^b).
36 oUl^jb jl oLJU оэЬр (^Ijj oli^-SUil oLJlb https://www.farsnews.com (дата обращения:
05.12.2018).
в провинции не осталось сфер, которые не платят талибам налоги37. Из числа СМИ только в этой провинции к таковым можно отнести «Само», «Калид» и «Газнавиан», ежегодно вносящие по 200 тыс. рупий в казну талибов. Как выше было сказано, физические и юридические лица ищут защиту у правоохранительных органов, но из-за бездействия последних вынуждаются согласиться на условия талибов. Телерадиокомпании «Газнавиан», например, был выставлен счет в 200 тыс. афгани, но поскольку власти не гарантировали им безопасность, при посредничестве третьих лиц сумма была уменьшена до 200 тыс. пакистанских рупий и передана талибам. Ежегодно в размере 200 тыс. афгани упомянутые выше компании платят и государству в виде налогов38.
В 2015 г. на встрече с представителями четырех афганских мобильных операторов талибы потребовали платить им налоги соразмерные с суммой, которую эти компании платят официальным властям. Представитель талибов объяснял, что движение взамен обеспечивает сохранность оборудований операторов и их безопасность39. Как видно из этих данных, талибы требуют платить ту сумму, которую налогоплательщики платят государству.
Учителя средних школ, по крайней мере, в северных районах Афганистана также со стороны движения облагаются налогом. Размеры налога по провинциям различаются: в подконтрольных талибами районах Кун-дуза 1%, Джаузджана - 10% от зарплаты учителя в месяц40.
Налоговая ставка талибов не всегда является фиксированной и в зависимости от ситуации может измениться в сторону снижения. Поэтому, как практика показывает жителям повсеместно приходиться поторговаться с представителями финансовой комиссии талибов. В провинции Газни, например, в одном эпизоде первоначальная сумма была определена в размере 400 тыс. афгани, но в итоге остановились на 200 тыс. рупий41, что значительно меньше.
Если в экономической сфере власть талибов распространяется принудительными методами, то при решении правовых и имущественных вопросов, разрешения конфликтов жители сами часто обращаются к ним, пользуются услугами назначенные ими представителей. Причины подобного поведения афганцев кроется в том, что коррумпированная государственная судебная и правовая система не доступна простым гражданам, а талибы охотно пользуются этим случаем. Судебная система талибов в отличие от государственной работает оперативно и показывает результат. В качестве примера можно привести ситуацию в которую попал Мухаммед, житель провинции Кундуз, не смогший долгое время посредством официальных органов
37 yjb оЛЬ Jj ОЬЛЬ jl oLJU lijjbjS' https://www.tolonews.com (1396 <11
38 oj^ Jjj oLJlb ylJU jjoiis д yjb https://8am.af (дата обращения: 10.10.1396).
39 J^ljj.^ olJU uJjl^a ^UoS^ jl olJlb http://www.roushd.com (1394 <2Л
40 oLJLo pjjo jl ojjj^S" ojj^ д oUlb :jj;S oUSUj http://www.dailyafghanistan.com (139V <19
41 yjb оЛЬ Jj ObJlb jl oLJU lijjbjS' https://www.tolonews.com (1396 <21
власти разрешить спор вокруг земельного участка с влиятельным вождем племени и вынудившийся в итоге обратиться в суд талибов. В течение семи лет вождь игнорировал повестки судебных органов власти и не явился для обсуждения вопроса, но после того как талибы ознакомились с проблемой и обратились за ним, он на следующий же день встал перед судом движения. Поскольку последний не предоставил необходимых документов о собственности на земельный участок, судья талибов разрешил спор в пользу Мухаммеда, имевшего при себе все необходимые документы о том, что унаследовал участок от своего деда42.
Известно, что в 90-х гг. талибы вели радикальную социальную политику, особенно в отношении прав и обязанностей женщин, которые могли выходить за пределы порога своего дома исключительно в сопровождении представителя мужского пола. О получении ими образования и занятости речь и не могла идти. Заявления последних лет лидеров движения показывают, что в этой сфере ими сделаны значительные шаги. Сегодня талибы не выступают против женского образования и их запреты носят декоративный характер. Так в провинции Газни в начале апреля 2019 г. руководство движения распространило сообщение о том, что учительницам школ для девочек рекомендуют не делать макияж, а ученицам запрещают носить обтягивающую одежду43. На двухдневной межафганской встрече по мирным переговорам между талибами и делегацией из Кабула, состоявшейся 7 июля 2019 г. в Дохе, была принята совместная резолюция, где в частности затронули такие темы как права и место женщин в обществе. Наряду с гарантией безопасности инфраструктурных и социальных объектов, работы международных неправительственных организаций, жизни и имущества афганцев, равноправие представителей всех проживающих в стране народов, говорилось и об обеспечении прав женщин в политической, экономической, социальной, обра-
44
зовательной и культурной сферах, но в рамках исламских ценностей44.
Вышеизложенный материал показывает растущее влияние и расширение зоны физического присутствия талибов в Афганистане с одной стороны и неспособности официального Кабула установить свою реальную власть не только в подконтрольные противником территории, но и там, где номинально имеет свои органы, с другой. Результатом этого становится установление и распространение талибами наряду с политической властью собственной экономической системы, что удваивает материальную нагрузку на физические и юридические лица. Высокая активность талибов лишает официальных властей возможности во многих подконтрольных первыми районах заниматься реализацией намеченных программ, сбором налогов, тарифов и платежей, однако от такого положения дел больше всех
42 о&Ь (ЗС^ 13 оЬЛо )1 о1ЛЬ (Ц^з https://www.tasnimnews.com (139У < - о ^ср^).
43 ^дз ^и о^л _з О) ^ оЬЛЬ https://ufuqnews.com (дата обращения: 03.04.2019).
4»1д*кэ _з )1 https://farsi.alarabiya.net (дата обращения:
09.07.2019).
страдают жители тех мест, где действуют и талибы и властные структуры.В условиях двоевластия в таких районах участники рынка платят налоги обеим сторонам. Талибы, называя официальный Кабул марионеточным режимом, претендуют на легитимность и считают, что право на сбор платежей имеют только они и порою наказывают тех, кто подчиняется государственным нормам и законам. С другой стороны власти, неспособные защитить граждан от давления боевиков, привлекают к ответственности тех, кто идет талибам на уступки.
Экономическая машина талибов аккумулирует в свои руки немалую часть доходов афганской экономики. Свою экономическую политику движение реализует почти по всей стране, но более активны его члены и боевики в северных районах - начиная от Бадахшана и заканчивая провинциями Фарьяб и Саманган.
Наркоторговля еще один значимый источник доходов талибов. Они не только контролируют процесс производства и сбыта наркотических веществ, но и местами для подработки непосредственно занимаются сбором урожая. Все это делает движение самодостаточной, экономически независимой, политически крепкой структурой и в то же время подрывает позицию официальных властей на местах.
Афганская экономика в целом негативно испытывает на себя присутствие Финансовой комиссии талибов. Налоговая нагрузка на экономические агенты приводит к росту транспортных тарифов, цен на сельскохозяйственную продукцию, других товаров и услуг. В отдельных случаях предприниматели вынуждаются из-за высоких издержек сворачивать свою деятельность или искать более безопасное место для ведения бизнеса, порою за пределы Афганистана.
В некоторых местах, особенно восточных и юго-восточных провинциях, как было выше показано, поборы и платежи взымаются в иностранной валюте, точнее рупий соседнего Пакистана. Это, с одной стороны, возможно, выступает своего рода экономической политики, посредством которой талибы показывают, что налоговая ставка, предложенная ими намного ниже, чем у государственных структур. С другой стороны, сумма, поступающая в пакистанской валюте, вероятно, переправляется для нужд лидеров и представителей движения, расквартированных на территории Пакистана.
Афганская экономика на сегодня обладает определенным потенциалом и ресурсами, однако проблемы нестабильности и безопасности не дают ей возможность развиваться в нужном русле. Анализ экономических показателей демонстрирует, что при мирном развитии политической и социально-экономической жизни и эффективном использования внутренних ресурсов через централизованный государственный механизм в виде общего бюджета страна имеет возможность стать более самодостаточной и способной обеспечить поступление денег за счет собственных источников для покрытия большей части расходов, не обращаясь при этом за внешней помощью.