Аффективная окраска информации и актуальное эмоциональное состояние испытуемого как факторы, влияющие на успешность запоминания
Affective coloring information and the current emotional state of the subject as factors
affecting the success of memorization
Полюхова Александра Игоревна
Студент 2 курса Факультет Социальных Наук Нижегородский государственный университет им. Н. И.
Лобачевского г. Нижний Новгород, Университетский переулок, д. 7 email: [email protected]
Poluhova Aleksandra Igorevna
Student 2 term Faculty of Social Sciences Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Nizhny Novgorod, Universitetsky pereulok, 7 e-mail: [email protected]
Научный руководитель Сергеева Оксана Михайловна
Кандидат психологических наук Нижегородский государственный университет им. Н. И.
Лобачевского г. Нижний Новгород, Университетский переулок, д.7 email: [email protected]
Scientific adviser Sergeeva Oksana Michailovna
Candidate of Psychological Sciences Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Nizhny Novgorod, Universitetsky pereulok, 7 e-mail: sergeeva_oxana@fsn. unn.ru
Аннотация.
работе исследуется влияние актуального эмоционального состояния человека на запоминание и воспроизведение информации различной эмоциональной окраски (положительной отрицательной и нейтральной). Для этого был разработан стимульный материал, три аудиальных текста (для записи приглашался актер) соответствующей эмоциональной окраски. Содержание текстов было схоже по основной модели. Перед прослушиванием текста испытуемым предлагалось прохождение методики САН с целью оценки их актуального состояния. Аудиальные тексты предъявлялись испытуемым без задачи запоминания (1 группа положительный текст; 2 группа отрицательный текст и 3 группа нейтральный текст). Далее исследовалась эффективность работы непроизвольной кратковременной и долговременной памяти посредством анализа письменного непосредственного и отсроченного воспроизведения текстов. Было получено, что при положительном актуальном состоянии в среднем лучше запоминается положительно окрашенный текст. При использовании корреляции Спирмена была выявлена положительная корреляция актуального состояния с результатами запоминания положительного текста (p<0,05). Так же была получена отрицательная корреляция успешности воспроизведения негативного текста и эмоционального состояния.
Annotation.
The present paper investigates the influence of the actual emotional state of a person on the memorization and reproduction of information with different emotional coloring (positive, negative and neutral). For this purpose, a stimulus material was developed, three auditory texts (an actor was invited to record) of the corresponding emotional coloring. The content of the texts was similar in the basic model. Before listening to the text, the subjects were asked to undergo the SAN methodology in order to assess their current status. Audio texts were presented to subjects without a memorization task (group 1 positive text; group 2 negative text and group 3 neutral text). Further, the effectiveness of the work of involuntary short-term and long-term memory was investigated through the analysis of written, immediate and delayed reproduction of texts. It was found that with a positive current state, on average, positively colored text is better remembered. When using Spearman's correlation, a positive correlation of the current state with the results of memorizing positive text was revealed (p<0.05). A negative correlation was also obtained for the success of reproducing a negative text and emotional state.
Ключевые слова: Запоминание, эмоции, мнемические процессы, влияние эмоций, аффективный аспект, эмоциональное состояние, эмоциональная окраска информации.
Key words: Memorization, emotions, mnemic processes, influence of emotions, affective aspect, emotional state, emotional coloring of information.
Работа памяти включена в протекание всех когнитивных процессов и потому является важной составляющей жизнедеятельности человека. Все более распространенными становятся запросы практики по оптимизации процессов памяти в связи с различными задачами деятельности. К таковым относятся, например, использование различных мнемотехник, применяемых в сфере образования, труда и отдельными людьми в повседневной жизни.
Поскольку установлено, что на все познавательные процессы оказывает влияние аффективный аспект, велика вероятность, что изучение связи эмоций и мнемических процессов позволит эффективнее использовать эмоциональный компонент как регуляторный в процессах запоминания.
Не смотря на то, что большинство исследователей согласны, что эмоциональная окраска текста способствует его запоминанию, выводы о влиянии различных эмоций на протекание мнемических процессов неоднозначны. Так исследования зависимости памяти от аффективного аспекта, к авторам которых можно отнести Г. Эббингауза и П. П. Блонского, показали преимущественное запоминание негативной информации [2]. Согласно П. П. Блонскому - «именно на памяти о страданиях основана осторожность». С целью обосновать эту гипотезу, им было проведено исследование, состоящее в просьбе, обращенной к студентам: вспомнить любые события из жизни до института и за последний год (в совокупности было получено 224 воспоминания). Неприятных воспоминаний за последний год было отмечено вдвое больше, чем приятных. За период времени до института их количество увеличилось. Данные результаты позволили П. П. Блонскому сделать вывод о том, что негативная информация действительно запоминается лучше позитивной (лучшее запоминание определяется временем хранения в памяти). В дальнейшем это стало основой для критики противоположной позиции о запоминании преимущественно положительного материала, которую поддерживал З. Фрейд. Согласно П. П. Блонскому она трудно доказуема, по причине того, что основывается на примерах, тогда как наука должна основываться на экспериментальных исследованиях.
Факторы, возможно повлиявшие на полученный П. П. Блонским результат, обнаруживаются еще на этапах разработки процедуры исследования. Стимульный материал, работа с которым осуществлялась испытуемыми, носил исключительно автобиографический характер, так как каждый испытуемый вспоминал событие своей жизни из близкого и далекого прошлого. Однако, автобиографичность материала, наравне с отрицательной стороной имеет существенную положительное качество - значимость для испытуемого материала, с которым осуществлялась работа в условиях исследования. Именно поэтому, воспроизводимая информация с большей вероятностью вызовет проживание истинных эмоций.
Анализ актуального эмоционального состояния испытуемых не осуществлялся и потому причиной, по которой был преимущественно воспроизведен негативно окрашенный опыт, могли стать текущие события или текущее настроение [3].
Названные аспекты исследования П. П. Блонского, отражают то, что факта ошибок в процедуре исследования как таковых не было. Однако все описанное указывает на наличие некоторых неточностей, что является основой для высказывания сомнений как в полученных данных, так и соответственно в их интерпретации [3].
Сторонники психоаналитической концепции, вне лабораторных исследований, а исключительно с опорой на практические наблюдения, утверждают наличие закономерного преобладания эффективности запоминания положительной информации [4].
дальнейшем, в экспериментальной психологии памяти, значимым стало исследование феномена конгруэнтности актуального эмоционального состояния и эмоциональной модальности текста.
Эксперимент Г. Бауэра, С. Гиллигэна и К. Монтейро: теория о значимости соответствия эмоциональной окраски запоминаемой информации актуальному состоянию, проверялась путем использования гипноза, с целью введения испытуемых в определенное эмоциональное состояние. В результате исследования, в котором испытуемые запоминали соответствующую и несоответствующую актуальному состоянию информацию, были сделаны некоторые выводы. Если эмоциональное состояние испытуемого во время запоминания будет соответствовать эмоциональной окраски информации, то запоминание будет эффективнее, а воспроизведение легче и точнее. Однако в последующем исследовании Г. Бауэра, влияния эмоционального состояния человека на сохранение и воспроизведение информации получено не было [5].
Данная позиция находит поддержку в исследовательской работе М. Е. Афанасьевой, которая ссылаясь на исследования П. Фресса и Ж. Пиаже, подтверждает зависимость мнемических процессов от актуального эмоционального состояния человека. Ключевой вывод М. Е. Афанасьевой заключается в том, что негативные эмоции являются самыми сильными и запоминаются в сравнении с позитивными лучше. Но при этом, за счет того что позитивные эмоции «легче», их запоминается большее количество [1].
статье Т. А. Сысоевой проводится исследование, цель и организация которого соответствовала исследованиям Г. Бауэра. Но теория об эффективном запоминании при наличии конгруэнтности между эмоциональной окраской информации и состоянием человека так же не была подтверждена. Это привело к гипотезе о том, что эффект конгруэнтности будет скорее иметь место при более глубокой переработке запоминаемой информации, на уровне индивидуального опыта, чем при поверхностной переработке.
Не смотря на то, что современные исследования остаются в пределах психологии, они не ограничиваются на данный момент традиционными процедурами, заключающимися в фиксации внешних проявлений внутренних процессов и/или в получении документированных данных (посредством использования тестов, опросников, письменных отчетов и другое). Суть подобного развития в объединении различных способов измерения и фиксации данных, с целью создания наиболее точной доказательной базы.
Одно из исследований проведено Р. И. Розовской, Е. В. Печенковой, Е. А. Мершиной и Р. И. Мачинской - «фМРТ-исследование удержания в рабочей памяти изображений различной эмоциональной модальности». Уже из названия следует тот факт, что один из способов сбора данных - фМРТ-исследование, согласуется с содержанием абзаца выше. Специфика данной работы, выражается в том, какой конкретно вид памяти исследуется - оперативная (рабочая) память. Потому, считаю важным подчеркнуть, что те или иные, полученные
по итогам данные, будут адекватны только для исследуемого вида памяти. Следующее исследование Р. И. Розовской, Р. И. Мачинской, Е. В. Печенкова - рассматривает влияние эмоционально окрашенных изображений на зрительную рабочую память у детей и подростков. Уже название позволяет сделать акцент на том, что из описанных исследований, это первое в котором память не просто рабочая, а именно зрительная рабочая память. А так же, результаты исследования подтвердили гипотезу авторов о наличии возрастной специфики. Фиксация нейрофизиологических показателей осуществлялась как посредством фМРТ, так и посредством ЭЭГ (электроэнцефалограмма).
Несколько исследований, которые были описаны выше иллюстрируют заметную специфику актуальных исследований влияния аффекта на мнемические процессы.
Таким образом, данная работа посвящена изучению влияния эмоциональной окраски текста на успешность сохранения информации в кратковременной и долговременной памяти и на ее воспроизведение.
Цель работы: поиск закономерностей влияния аффективного аспекта на мнемические процессы. Объект исследования: мнемические процессы. Предмет исследования: особенности процессов запоминания в зависимости от эмоциональной модальности текста.
Гипотеза исследования: предполагается наличие взаимосвязи успешности запоминания эмоционально окрашенного текста с актуальным эмоциональным состоянием человека:
При положительном актуальном эмоциональном состоянии лучше будет запоминаться положительно эмоционально окрашенная информация;
При негативном актуальном эмоциональном состоянии лучше будет запоминаться негативно эмоционально окрашенная информация.
Исследование проводилось на базе ННГУ имени Лобачевского, Факультета Социальных Наук. Применялись следующие методы и методики:
□ Теоретический анализ;
□ Эксперимент;
□ Экспертная оценка;
□ Методика опросник САН.
Для проведения эксперимента, были разработаны три текста, которые содержали сходную по основной модели ситуацию, но различались эмоциональной окраской (негативной, нейтральной, позитивной). Эмоциональная окраска текстов оценивалась экспертами. Содержание текстов было подобрано так, чтобы вероятность присутствия описываемой ситуации в прошлом опыте испытуемых была достаточно велика. Тексты были начитаны актером и представлялись испытуемым в аудио формате.
Испытуемыми являлись студенты первого курса, факультета социальных наук, в количестве 60 человек. Направления подготовки испытуемых были различны: психология, психология служебной деятельности, социология. Они были разделены на группы по 20 человек, каждая из которых работала с текстом определенной эмоциональной модальности. Группы были эквиваленты по половому составу, средним баллам ЕГЭ и возрасту.
Процедура исследования включала в себя два этапа:
1 этап - прохождение испытуемыми методики САН (с целью оценки актуального эмоционального состояния), ознакомление с аудио записью текстов. Затем следовало письменное воспроизведение без временной отсрочки;
Результаты непосредственного воспроизведения
20
**
15
10
Позитивный текст
Гг
_ Негативный текст — Нейтральный текст
Смысловые единицы Эмоциональные единицы
5
0
Рисунок 1: **- р<0,001; *- р<0,05
2 этап - спустя две недели, осуществлялось повторное прохождение методики САН и отсроченное воспроизведение стимульных текстов. О втором этапе испытуемые предупреждены не были.
Результаты отсроченного воспроизведения
12 10 8 6 4 2 0
Позитивный текст *
Негативный текст Нейтральный текст
Смысловые единицы Эмоциональные единицы
Рисунок 2: **- р<0,001; *- р<0,05
На первом и втором этапе во всех группах у испытуемых преобладало положительное эмоциональное состояние. Анализ результатов осуществлялся путем сравнения количества воспроизведенных смысловых единиц через W-критерий Вилкоксона. Результаты первого этапа подтвердили гипотезу о лучшем запоминании положительно эмоционально окрашенного материала при позитивном актуальном состоянии испытуемых: в среднем 17,3 смысловых единиц было воспроизведено испытуемыми в группе, работавшей с позитивно эмоционально окрашенным текстом. При работе с негативным текстом - 13,25 и с нейтральным - 11. Аналогичная тенденция наблюдалась по завершению второго этапа исследования, при общем снижении объема воспроизведенных испытуемыми текстов, значения перечисляются в том же порядке: в среднем 11,05; 8,55; 7,5 смысловых единиц было воспроизведено испытуемыми.
При использовании корреляционного анализа Спирмена было выявлено, что на первом этапе в первой группе (положительный текст) успешность запоминания эмоциональных единиц не имеет корреляции на значимом уровне с результатами методики САН. Тогда как показатель «Смысловые единицы» положительно коррелирует с показателями настроения и активности испытуемых первой группы на уровне значимости р<0,05.
На втором этапе исследования в первой группе успешность запоминания эмоциональных единиц положительно коррелирует с самочувствием испытуемых (р<0,05). Результативность запоминания смысловых единиц не имеет достаточно достоверной корреляции с актуальным эмоциональным состоянием испытуемых. Таким образом, в совокупности по одному из критериев (смысловые и эмоциональные единицы) на первом и
втором этапе была получена положительная корреляция с настроением, активностью и самочувствием испытуемых. То, что данные результаты не абсолютны, может быть объяснено неоднородным проявлением и преобладанием показателей САН. Так же стоит отметить, что отрицательной корреляции получено не было.
Положительной корреляции при работе с отрицательным и нейтральным текстом на двух этапах эксперимента не обнаружено. Однако при работе с отрицательным текстом на первом этапе успешность запоминания смысловых единиц имеет отрицательную корреляцию с активностью испытуемых. По результатам запоминания эмоциональных единиц была получена отрицательная корреляция с самочувствием, активностью и настроением.
При воспроизведении нейтрального текста на первом этапе эксперимента значимой корреляции получено не было. На втором этапе эксперимента была получена отрицательная корреляция эмоционально окрашенных единиц с показателями активности испытуемых.
Основываясь на данных корреляционного анализа запоминания негативного и нейтрального текста можно предположить, что рост активности испытуемых снижает результативность запоминания текстов данной эмоциональной окраски.
Таким образом, корреляционный анализ Спирмена подтверждает гипотезу, что при положительном актуальном эмоциональном состоянии лучше будет запоминаться положительно эмоционально окрашенная информация: при среднем положительном актуальном состоянии испытуемых была получена положительная корреляция (p<0,05) успешности воспроизведения положительного текста и актуального состояния.
Полученные в результате исследования средние показатели актуального состояния и успешности запоминания могут быть интерпретированы в двух различных подходах описанных выше: подход Г. Эббингауза
П. П. Блонского; подход сторонников психоаналитической концепции. При проведении теоретического анализа были высказаны аргументы, связанные с необходимостью отказа от психоаналитической трактовки влияния аффективного аспекта на мнемические процессы. Первым аргументом является отсутствие достаточной экспериментальной базы. Второй аргумент заключается в том, что действие механизмов защиты распространено не на негативную информацию по определению, а на именно ту негативную информацию, которая признается таковой человеком.
Предполагаемое наличие взаимосвязи успешности запоминания эмоционально окрашенного текста с актуальным эмоциональным состоянием человека было подтверждено при данных конкретных условиях на первом и втором этапах эксперимента. При позитивном актуальном состоянии испытуемого положительно эмоционально окрашенный текст запоминается лучше, чем отрицательно окрашенный. Так же была получена положительная корреляция результатов воспроизведения положительно окрашенного текста и актуального состояния человека.
Однако в данном случае количество испытуемых с актуальным состоянием в пределах средней нормы преобладает, что затрудняет осуществление сравнения результатов запоминания при ином актуальном состоянии. Можно предположить иные факторы и причины влияющие на то, какой по эмоциональной окраске материал запоминается успешней (релевантность информации, компенсаторные механизмы). Так же есть вероятность, что в последующих работах с другими возрастными группами и с другим форматом стимульного материала полученные результаты подтверждены не будут. По этой причине, важно в дальнейшем рассмотреть иные детерминанты полученных результатов.
Список используемой литературы:
Блонский П. П. «Память и мышление». СПб.: Питер, 2001. — 288 с.;
Афанасьева М. Е. Статья «Влияние эмоций на память человека». Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. Чебоксары, 2015. Стр. 156-159;
Сысоева Т. А. «Влияние эмоционального состояния на мнемические процессы: эффект конгруэнтности». Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004;
Фрейд З. «Психология бессознательного». Издательство: Просвещение. Москва, 1990 год. 448 стр.