Научная статья на тему 'Аэродинамические особенности и характеристики компоновок экраноплана схем «Утка» и «Тандем»'

Аэродинамические особенности и характеристики компоновок экраноплана схем «Утка» и «Тандем» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
990
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЭКРАНОПЛАН / ЭКРАНОЛЕТ / АЭРОДИНАМИКА ЭКРАНОПЛАНА / АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКРАНОПЛАНА / КОМПОНОВКА ЭКРАНОПЛАНА / АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКРАНОПЛАНА / GROUND EFFECT VEHICLE (GEV) (EKRANOPLAN) / GEV AERODYNAMICS / GEV AERODYNAMIC CHARACTERISTICS / GEV CONFIGURATION / GEV AERODYNAMIC DESIGNING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Братусь Сергей Юрьевич, Вшивков Юрий Федорович, Галушко Егор Александрович, Гусев Игорь Николаевич, Кривель Сергей Михайлович

Данная статья одна из ряда работ, объединенных целью поиска перспективных аэродинамических компоновок экраноплана. Здесь представлен краткий обзор выполненных исследований перспективных компоновок экраноплана «утка» и «тандем» и полученных результатов. Проведено комплексное исследование аэродинамических характеристик и режимов обтекания, осуществлен выбор рациональных и/или оптимальных (по заданному критерию) параметров аэродинамической компоновки экраноплана. Использован широкий спектр научного инструментария экспериментальные исследования в аэродинамических трубах и вертикальной гидродинамической трубе, математическое моделирование с применением метода дискретных вихрей и всего спектра возможностей пакета ANSYS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Братусь Сергей Юрьевич, Вшивков Юрий Федорович, Галушко Егор Александрович, Гусев Игорь Николаевич, Кривель Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AERODYNAMIC FEATURES AND CHARACTERISTICS OF GEV CONFIGURATIONS OF “DUCK” AND “TANDEM” SCHEMES

This paper is one of many works aimed at searching for the promising GEV aerodynamic configurations. It presents a short overview of the performed researches of promising ekranoplan configurations of “duck” and “tandem” type and the results obtained. A comprehensive study was given to the aerodynamic characteristics and flow regimes; rational and/or optimal (by a specified criterion) parameters of GEV aerodynamic configuration were selected. A wide range of scientific research tools was used including experimental researches in wind tunnels and vertical hydrodynamic pipes, mathematical modeling using the method of discrete vortices and the whole spectrum of ANSYS package options.

Текст научной работы на тему «Аэродинамические особенности и характеристики компоновок экраноплана схем «Утка» и «Тандем»»

УДК 629.7.012, 629.7.016

DOI : 10.21285/1814-3520-2016-5-168-180

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНОВОК ЭКРАНОПЛАНА СХЕМ «УТКА» И «ТАНДЕМ»

© С.Ю. Братусь1, Ю.Ф. Вшивков2, Е.А. Галушко3, И.Н. Гусев4, С.М. Кривель5

1,4Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2,5Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.

3Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, 664047, Россия, г. Иркутск, ул. Коммунаров, 3.

Данная статья - одна из ряда работ, объединенных целью поиска перспективных аэродинамических компоновок экраноплана. Здесь представлен краткий обзор выполненных исследований перспективных компоновок экрано-плана «утка» и «тандем» и полученных результатов. Проведено комплексное исследование аэродинамических характеристик и режимов обтекания, осуществлен выбор рациональных и/или оптимальных (по заданному критерию) параметров аэродинамической компоновки экраноплана. Использован широкий спектр научного инструментария - экспериментальные исследования в аэродинамических трубах и вертикальной гидродинамической трубе, математическое моделирование с применением метода дискретных вихрей и всего спектра возможностей пакета ANSYS.

Ключевые слова: экраноплан, экранолет, аэродинамика экраноплана, аэродинамические характеристики экраноплана, компоновка экраноплана, аэродинамическое проектирование экраноплана.

AERODYNAMIC FEATURES AND CHARACTERISTICS OF GEV CONFIGURATIONS OF "DUCK" AND "TANDEM"SCHEMES

S.Y. Bratus, Y.F. Vshivkov, E.A. Galushko, I.N. Gusev, S.M. Krivel

Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. Irkutsk State University, 1, Karl Marx St., Irkutsk, 664003, Russia.

Irkutsk branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation, 3 Kommunarov St., Irkutsk, 664047, Russia.

This paper is one of many works aimed at searching for the promising GEV aerodynamic configurations. It presents a short overview of the performed researches of promising ekranoplan configurations of "duck" and "tandem" type and the results obtained. A comprehensive study was given to the aerodynamic characteristics and flow regimes; rational and/or optimal (by a specified criterion) parameters of GEV aerodynamic configuration were selected. A wide range of scientific research tools was used including experimental researches in wind tunnels and vertical hydrodynamic pipes, mathematical modeling using the method of discrete vortices and the whole spectrum of ANSYS package options. Keywords: ground effect vehicle (GEV) (ekranoplan), GEV aerodynamics, GEV aerodynamic characteristics, GEV configuration, GEV aerodynamic designing

Братусь Сергей Юрьевич, аспирант, e-mail: [email protected] Bratus Sergey, Postgraduate, e-mail: [email protected]

2Вшивков Юрий Федорович, сотрудник центра новых информационных технологий, e-mail: [email protected] Vshivkov Yury, Employee of the Center of New Information Technologies, e-mail: [email protected]

3Галушко Егор Александрович, преподаватель цикловой комиссии теории и конструкции авиационных двигателей, e-mail: [email protected]

Galushko Egor, Lecturer of the Cyclic Commission of the Theory and Design of Aircraft Engines, e-mail: [email protected]

4Гусев Игорь Николаевич, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой самолетостроения и эксплуатации авиационной техники, e-mail: [email protected]

Gusev Igor, Candidate of Engineering sciences, Professor, Head of the Department of Aircraft Construction and Operation, e-mail: [email protected]

5Кривель Сергей Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора Института математики, экономики и информатики, e-mail: [email protected]

Krivel Sergey, Candidate of Engineering sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Institute of Mathematics, Economics and Information Science, e-mail: [email protected]

Аэродинамическое проектирование экраноплана - сложная задача. Обычно под этим процессом понимают создание аэродинамической компоновки с высоким аэродинамическим качеством. При этом требуется обеспечить приемлемые собственные характеристики устойчивости и управляемости. Приемлемость указанных характеристик определяется предполагаемой степенью автоматизации процессов обеспечения устойчивости и управляемости экраноплана, сопровождения маневрирования экраноплана [1].

Следует заметить, что ни одна из этих задач в настоящее время не имеет «классического» решения. Является фактом, что ожидания по достижению значительно более высоких значений аэродинамического качества, чем у самолетов в настоящее время не реализованы [2, 3]. Проблема обеспечения заданного уровня собственных характеристик устойчивости и управляемости определяется их сложными нелинейными зависимостями от величины отстояния от экрана (высоты полета). Возможности их улучшения средствами автоматики определяются, в первую очередь, эффективностью и мощностью органов управления, как правило, аэродинамических. Особые требования к маневренности экраноплана (экранолета) и ряд дополнительных ограничений на кинематические параметры его движения требуют автома-

тического управления маневрированием (траекторным движением) экраноплана [1]. Этим определяются дополнительные требования к аэродинамическим компоновкам, их аэродинамическим характеристикам, характеристикам устойчивости и управляемости, располагаемым эффективностям и мощностям аэродинамических органов управления [4].

В рамках настоящей статьи представлен краткий обзор ряда научно-исследовательских работ, посвященных, во-первых, созданию эффективных методов и инструментов аэродинамического проектирования экранопланов и, во-вторых, исследованию характеристик и выбору параметров конкретных компоновок и их элементов. Все эти работы связаны единым замыслом (задачей) и, в основном, ориентированы на поиск новых эффективных компоновок экранопланов. Объектом исследования являются экранопланы компоновки «утка» и «тандем». Следует заметить, что выбор компоновки «утка» является исторически традиционным для экрано-планов, создаваемых (исследуемых) в разные периоды в г. Иркутске. Особо следует отметить работы по исследованию компоновки экраноплана «утка», выполненные А.Н. Панченковым и под его руководством.

В качестве базовой компоновки была задана модель экраноплана схемы «утка» (рис. 1).

Рис. 1. Схема базовой компоновки экраноплана Fig. 1. Scheme of GEV base configuration

Содержанием первого этапа исследований являлось экспериментальное определение аэродинамических характеристик крыла и компоновки экраноплана в целом, выбор таких параметров формы элементов компоновки и их взаимного расположения, которые обеспечивали бы наибольшую величину аэродинамического качества на углах атаки горизонтального полета. Внешний вид экспериментальных моделей и твердой плоской модели экрана представлен на рис. 2. Исследования выполнялись с использованием возможностей лаборатории дозвуковой аэродинамики Иркутского ВВАИУ [5].

Основной результат работы - выявление зависимостей, позволяющих с заданной степенью доверительной вероятности определить целесообразные с точки зрения максимизации аэродинамического качества параметры взаимного расположения элементов компоновки. Входным параметром для анализа является угол атаки, который, в свою очередь, определяется заданными режимом полета и удельной нагрузкой на несущие поверхности. Целесообразно рассмотреть вопрос о возможной адаптации углового положения аэродинамических поверхностей. Адаптация может осуществляться в зависимости от режима полета (по углу атаки) с целью обеспечения наибольшего из возможных значений аэродинамического качества. Значительный интерес для конструктора представляют зависимости аэродинамических характеристик компоновки при изменении ее геометрических параметров по отдельности и в комплексе. Максимальное аэродинамическое качество, полученное в эксперименте, составило 8-21 в зависимости от параметров рассматриваемой компоновки.

Полученные результаты использовались для оценки достоверности математической модели экраноплана (рис. 3), основанной на методе дискретных вихрей в модификации с замкнутыми вихревыми рамками (автор программного комплекса С. Кривель).

Математическая модель аэродина-

мики экраноплана позволила разработать программную среду предварительного проектирования для ЭВМ экраноплана схемы «утка» на основе базовой компоновки (автор программного комплекса А. Афанасьев). В качестве исходных данных были определены запрашиваемые летно-технические данные экраноплана, особенности его компоновки. Обеспечение характеристик устойчивости оценивалось на основе критериального подхода [6, 7]. Алгоритм решения задачи и окно задания исходных данных представлены на рис. 4 и 5. Алгоритм представляет собой итерационный процесс, включающий: задание исходных данных проектирования; определение массовых и размерных параметров; расчет взлетно-посадочных характеристик, летных данных, характеристик устойчивости и управляемости; проверку на соответствие полученных данных заданным; уточнение проектных параметров. Критерием окончания итерационного процесса является достижение приемлемых или заданных параметров проекта. Центральную роль в алгоритме занимает задача определения аэродинамических характеристик экраноплана, так как основные расчеты используют аэродинамические характеристики в качестве исходных данных.

Задача обеспечения собственной устойчивости компоновки потребовала более детального исследования параметров и аэродинамических характеристик переднего горизонтального оперения. Следует заметить, что предлагаемое оперение представляет собой модификацию схемы переднего горизонтального оперения с обратной щелью.

Экспериментальная модель оперения (размах модели 1 м) и измерительный комплекс позволяют изменять углы и линейные размеры взаимного расположения поверхностей относительно друг друга, отстояние от экрана и угловое положение модели относительно экрана, а также определять суммарные и распределенные (местные коэффициенты давления на дренированных участках) аэродинамические характеристики модели (рис. 6). В качестве

модели экрана использовалась гладкая плоскость. С целью уменьшения собственного пограничного слоя экрана (повышения достоверности исследований) использовался отсос пограничного слоя экрана за счет собственной эжекции экрана. Конструкция экрана представляла собой плоский канал сложной формы с частичным

дренированием поверхности собственно экрана. Параметры экрана определялись опытным путем на основе отдельного исследования. Критерием качества экрана послужило отсутствие значительных градиентов скорости воздуха в перпендикулярном экрану направлении и в параллельных экрану плоскостях.

Рис. 2. Модель переднего горизонтального оперения экраноплана в демонтированном положении

Fig. 2. Model of demounted GEV horizontal canard

AZDAITH - 30 CVCLATION - M

Рис. 3. Вихревая схема компоновки экраноплана и ближнего спутного следа Fig. 3. Vortex scheme of GEV configuration and near wake

Рис. 4. Блок-схема алгоритма решения задачи предварительного проектирования экраноплана Fig. 4. Block diagram of the algorithm for solving the problem of ekranoplan predesign

Рис. 5. Среда предварительного проектирования экраноплана Fig. 5. Ekranoplan predesign environment

Рис. 6. Общий вид экспериментальной модели переднего горизонтального оперения и экрана Fig. 6. A general view of the experimental model of horizontal canards and a screen

Результаты исследований выявили уникальные несущие свойства компоновки оперения и характер их изменения по отстоянию от экрана и угла атаки. Для выяснения физических причин полученных результатов были выполнены экспериментальные исследования по визуализации картины обтекания несущей системы (компоновки двух несущих поверхностей «тан-

дем»). В качестве инструмента исследования была использована вертикальная гидродинамическая труба (рис. 7). Рабочее тело - вода. Применялись методы визуализации - метод красок и метод водородных пузырьков [8, 9]. В качестве демонстрации на рис. 8 приведены примеры спектров обтекания компоновки «тандем».

Рис. 7. Схема вертикальной гидродинамической трубы Fig. 7. A vertical wind tunnel diagram

а

б

Рис. 8. Визуализация (cпектр) обтекания несущей системы в гидродинамической трубе методом

водородных пузырьков при угле атаки a = 10 град.: а - вид в плане; б - вид сбоку Fig. 8. Visualization (spectrum) of bearing system flow in a wind tunnel by the method of hydrogen bubbles at an angle of attack of a = 10°: а - planform view; б - side view

В результате исследований был выявлен ряд фактов. Обтекание компоновки является безотрывным до достаточно больших углов атаки (необходимо учесть значительный угол начальной установки несущих поверхностей). Вихревые жгуты, создаваемые обтеканием передней кромки большой стреловидности переднего крыла, располагаются над верхними поверхностями обеих частей переднего горизонтального оперения, создают условия устойчивости к отрыву потока, являются причиной дополнительного разряжения воздуха. На углах атаки выше определенного (в зависимости от отстояния от экрана) поток, сходящий с задней кромки передней поверхности, засасывается разряжением на передней кромке заднего крыла на верхнюю поверхность заднего крыла. Именно это явилось причиной образования уникальной трехмерной картины обтекания компоновки, позволяющей реализовать высокие коэффициенты подъемной силы, которые при угле атаки компоновки 0 град. достигают величины 1,5-2,0 в зависимости от геометрических параметров компоновки. Аэродинамическое качество при этом составляет 14-22.

Полученные результаты позволили сделать вывод о целесообразности специального исследования компоновки - компоновка «утка», ранее рассматриваемой как переднее горизонтальное оперение базовой компоновки, в качестве основной несущей системы экраноплана (экранолета).

Основными преимуществами такой компоновки потенциально представляются:

• относительно широкий эксплуатационный диапазон скоростей горизонтального полета экраноплана по причине реализации значительных коэффициентов подъемной силы при относительно небольших изменениях угла атаки;

• возможность организации воздушной подушки с наименьшими конструктивно-компоновочными затратами;

• реализация потребной для обеспечения устойчивости по углу атаки мо-ментной характеристики в широком диапазоне центровок компоновки.

В качестве основного инструмента исследований новой компоновки несущей системы экраноплана «тандем» был выбран программный пакет конечно-элементного анализа ANSYS 1пс, который получил широкое применение в задачах аэродинамики. Был выполнен целый ряд исследований (Ю. Вшивков, Е. Галушко, С. Кривель) по оценке его достоверности и применимости по отношению к поставленным в исследовании задачам, проведены исследования аэродинамических характеристик предлагаемой компоновки с аэродинамическими управляющими поверхностями [10-13]. Следует заметить, что результаты математического моделирования показали хорошую сходимость с экспериментальными данными на уровне достоверности описания протекающих физических процессов и согласованности количественных параметров.

На рис. 9 изображен общий вид компоновки «тандем» с аэродинамическими управляющими поверхностями. Рис. 10 демонстрирует возможности системы ANSYS по визуализации параметрической картины обтекания компоновки. Так, помеченные линии тока демонстрируют расположение вихревых жгутов над верхними поверхностями обеих несущих поверхностей (рис. 10, б).

На рис. 11, 12 показаны зависимости коэффициента подъемной силы от угла атаки и отстояния от экрана, продольного момента от угла атаки и поляры. На рис. 13 показаны зависимости коэффициента продольного момента от угла атаки и отстояния от экрана.

Результаты математического моделирования с учетом всех возможных вариантов симметричного и несимметричного отклонения управляющих поверхностей переднего и заднего крыльев позволили сделать следующие основные выводы.

1. Компоновка обеспечивает высокие значения коэффициента подъемной силы во всем эксплуатационном диапазоне углов атаки, что является положительным с точки зрения обеспечения широкого диапазона скоростей горизонтального полета,

Рис. 9. Расчетная схема модели «тандем» с управляющими поверхностями Fig. 9. A design pattern of the "Tandem" model with flight control surfaces

4 MftnflOJ 1 1fC«*40?

б

Рис. 10. Результаты расчета для угла атаки a = 10 град.: а - спектр распределения местного давления по поверхности компоновки и трубы; б - линии тока и схема образования

вихревой пелены на передней несущей поверхности Fig. 10. Calculation results for the angle of attack of a = 10°: а - spectrum of local pressure distribution on the surface of GEV configuration and a wind tunnel; б - streamlines and a scheme of vortex sheet formation

on the forward bearing surface

3 2,5 2 1.5 1

0.5 О

1- - т

// =0,08 /7=0.1

h =0.15

Л = 0.2 Л = 0.6

12

а, град

Рис. 11. Зависимость коэффициента подъемной силы сУа от угла атаки a при различных отстояниях от поверхности раздела

Fig. 11. Dependence of the lift force coefficient сУа of the angle of attack a at different standoff distances from the interface surface

Рис. 12. Поляра компоновки при различных отстояниях от поверхности раздела Fig. 12. Configuration polar curve at different standoff distances from the interface surface

Рис. 13. Зависимость коэффициента продольного момента mz от угла атаки a

при различных отстояниях от поверхности раздела Fig. 13. Dependence of the coefficient of the pitching moment mz on the angle of attack a at different standoff distances from the interface surface

реализацию посадки (касания поверхности) на относительно малых скоростях, дает потенциальные преимущества при выходе

аппарата на режим полета вне экрана. Отклонение аэродинамических поверхностей в режиме закрылка приводит к значитель-

ному приросту коэффициента подъемной силы (до величины прироста 53%). Отклонение в режиме закрылка аэродинамических поверхностей переднего крыла неэффективно. За счет скоса потока перед задним крылом коэффициент подъемной силы практически не изменяется. Эффективность одновременного отклонения поверхностей переднего и заднего крыльев в режиме закрылков практически такая же, как и отклонение в режиме закрылков поверхностей только заднего крыла (рис. 14).

2. В то же время компоновка демонстрирует высокую чувствительность и приемлемую реакцию на различные варианты отклонения управляющих поверхностей по изменению коэффициента продольного момента компоновки (рис. 15). Эти данные позволяют сделать вывод о широких возможностях реализации различных способов управления и балансировки компоновкой по высоте полета (отстоянию от экрана), углу тангажа.

Рис. 14. Зависимость коэффициента подъемной силы сУа от угла атаки a и варианта отклонения

управляющих поверхностей в режиме закрылков Fig. 14. Dependence of the lift force coefficient сУа on the angle of attack a and the variant of flight control

surface deviation in a flap mode

Рис. 15. Зависимость коэффициента продольного момента mz от угла атаки a

и варианта отклонения управляющих поверхностей Fig. 15. Dependence of the coefficient of the pitching moment mz on the angle of attack a and the variant of flight control surface deviation

Таким образом, промежуточные результаты освещенных в настоящей работе исследований позволяют сделать вывод об актуальности проблематики и необходимо-

сти продолжения предлагаемых инженерных решений.

Статья поступила 12.04.2016 г.

1. Грязин В.Е., Стрелков В.В. Устойчивость, управляемость и принципы автоматизации управления экранопланом на крейсерском режиме полета // Ученые записки ЦАГИ. 2004. Т. XXXV. № 3-4. С. 79-89.

2. Ланже Р.Х., Моор Д.В. Исследование проектов сверхтяжелых транспортных экранопланов // Техническая информация ЦАГИ. 1981. № 19.

3. Булыгин А.В., Моисеев А.Н. Экраноплан и другие транспортные средства // Вестник Казанского государственного технического университета им.

A.Н. Туполева. 2001. № 4. С. 3-7.

4. Научно-технические проблемы создания транспортных экранопланов гражданского применения / Г.Л. Дегтярев, А.В. Булыгин, А.Н. Моисеев,

B.А. Фирсов // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2000. № 3. С. 3-9.

5. Горяинов А.М., Кривель С.М. Методика расчета и исследование аэродинамических характеристик экраноплана. Выбор компоновки экраноплана. Комплекс программ для ЭВМ. Отчет о НИР. Иркутск: ИВАИИ, 2003.

6. Иродов Р.Д. Критерии продольной устойчивости экраноплана // Ученые записки ЦАГИ. 1970. Т. 1. № 4.

7. Жуков В.И. Особенности аэродинамики, устойчивости и управляемости экраноплана. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Горяинов А.М., Заволженский А.Е., Кривель С.М. Опыт визуализации течений в гидродинамических исследованиях методами водородных пузырьков и красок // Голография: фундаментальные исследования, инновационные проекты и нанотехнологии: материалы 26-й школы по когерентной оптике и голографии. Иркутск: Папирус, 2008. С. 241-245.

ий список

9. Акулов О.В., Кривель С.М. Моделирование течений в гидродинамических исследованиях с использованием метода водородных пузырьков // Информационные системы контроля и управления в промышленности и на транспорте: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Ф. Мухопада. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2009. Вып. 16. С. 20-27.

10. Вшивков Ю.Ф., Галушко Е.А., Кривель С.М. Аэродинамическое проектирование экраноплана с высокими несущими свойствами на основе численного моделирования с применением Ansys // Авиамашиностроение и транспорт Сибири: сб. ст. 4 Все-рос. науч.-техн. конф. (Иркустк, 10-11 апреля 2014 г.). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. С. 51-55.

11. Вшивков Ю.Ф., Галушко Е.А., Кривель С.М. Комплексная оценка достоверности расчета аэродинамических характеристик сложных объектов с использованием ANSYS [Электронный ресурс] // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1 (03). URL: http://ce.if-mstuca.ru (15 февраля 2016).

12. Вшивков Ю.Ф., Галушко Е.А., Кривель С.М. Концепция и результаты аэродинамического проектирования экраноплана с широким диапазоном эксплуатационных углов атаки [Электронный ресурс] // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1 (03). URL: http://ce.if-mstuca.ru (15 февраля 2016).

13. Вшивков Ю.Ф., Галушко Е.А., Кривель С.М. Оценка управляемости экраноплана аэродинамической компоновки «тандем» на основе анализа эффективности различных органов управления // Авиамашиностроение и транспорт Сибири: сб. ст. 4 Всерос. науч.-техн. конф. (Иркутск, 10-11 апреля 2014 г.). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. С. 63-68.

References

1. Griazin V.E., Strelkov V.V. Ustoichivost', upravliae-most' i printsipy avtomatizatsii upravleniia ekranopla-nom na kreiserskom rezhime poleta [Stability, controllability and principles of ekranoplan control automation in a cruising flight mode]. Uchenye zapiski TsAGI - TsAGI Scientific Notes, 2004, vol. XXXV, no. 3-4, pp. 79-89.

2. Lanzhe R.Kh., Moor D.V. Issledovanie proektov sverkhtiazhelykh transportnykh ekranoplanov [Study of the projects of super-heavy transport ground effect vehicles]. Tekhnicheskaia informatsiia TsAGI - TsAGI Technical Information, 1981, no. 19.

3. Bulygin A.V., Moiseev A.N. Ekranoplan i drugie transportnye sredstva [Ekranoplan and other means of transport]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. A.N. Tupoleva - Vest-nik KGTU im A.N. Tupoleva, 2001, no. 4, pp. 3-7.

4. Degtiarev G.L., Bulygin A.V., Moiseev A.N., Firsov V.A. Nauchno-tekhnicheskie problemy sozdaniia transportnykh ekranoplanov grazhdanskogo primene-niia [Scientific and technical problems of designing civilian transport ground effect vehicles]. Vestnik Ka-zanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universi-

teta im. A.N. Tupoleva - Vestnik KGTU im A.N. Tupoleva, 2000, no. 3, pp. 3-9.

5. Goriainov A.M., Krivel' S.M. Metodika rascheta i issledovanie aerodinamicheskikh kharak-teristik ekrano-plana. Vybor komponovki ekranoplana. Kompleks programm dlia EVM. Otchet o NIR [Calculation methods and study of GEV aerodynamic characteristics. GEV configuration selection. The complex of computer programs. Research report]. Irkutsk, IVAII Publ., 2003.

6. Irodov R.D. Kriterii prodol'noi ustoichivosti ekranopla-na [Ekranoplan longitudinal stability criteria]. Uchenye zapiski TsAGI - TsAGI Scientific Notes, 1970, vol. 1, no. 4.

7. Zhukov V.I. Osobennosti aerodinamiki, ustoichivosti i upravliaemosti ekranoplana [Features of ekranoplan aerodynamics, stability and controllability]. Moscow, Izdatel'skii otdel TsAGI Publ., 1997.

8. Goriainov A.M., Zavolzhenskii A.E., Krivel' S.M. Opyt vizualizatsii techenii v gidrodi-namicheskikh issledovani-iakh metodami vodorodnykh puzyr'kov i krasok [An experience of flow visualization in hydrodynamic studies by the methods of hydrogen bubbles and dyes]. Trudy

26-i shkoly po kogerentnoi optike i golografii "Golografi-ia: fundamental'nye issledovaniia, innovatsionnye proekty i nanotekhnologii" [Materials of the 26th workshop on kogerental optics and holography. Golography: fundamental researches, innovative projects and nano-technologies]. Irkutsk, Papirus Publ., 2008, pp. 241-245.

9. Akulov O.V., Krivel' S.M. Modelirovanie techenii v gidrodinamicheskikh issledovaniiakh s ispol'zovaniem metoda vodorodnykh puzyr'kov [Modeling of flows in hydrodynamic studies using the method of hydrogen bubbles]. Trudy "Informatsionnye sistemy kontrolia i upravleniia v promyshlennosti i na transporte" [Information control and management systems in industry and transport: Collection of scientific articles]. Irkutsk, IrGUPS Publ., 2009, issue 16, pp. 20-27.

10. Vshivkov Iu.F., Galushko E.A., Krivel' S.M. Aero-dinamicheskoe proektirovanie ekrano-plana s vysokimi nesushchimi svoistvami na osnove chislennogo mod-elirovaniia s primeneniem ANSYS [Aerodynamic designing of an ekranoplan with high lifting properties on the basis of ANSYS-based computational simulation]. Sbornik stat'ei 4-oi Vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii "Aviamashinostroenie i transport Sibiri" [Collection of articles of the 4th All-Russia Scientific and technical Conference "Aircraft and machine-building and transport in Siberia"]. Irkutsk, IrGTU Publ., 2014, pp. 51 -55.

11. Vshivkov Iu.F., Galushko E.A., Krivel' S.M. Kom-pleksnaia otsenka dostovernosti rascheta aero-

dinamicheskikh kharakteristik slozhnykh ob"ektov s ispol'zovaniem ANSYS [Comprehensive assessment of calculation reliability of aerodynamic characteristics of complex objects using ANSYS]. CredeExperto: transport, obshchestvo, obrazovanie, iazyk - CredeExperto: transport, society, education, language, 2015, no. 1 (03). Available at: http://ce.if-mstuca.ru (accessed 15 February 2016).

12. Vshivkov Iu.F., Galushko E.A., Krivel' S.M. Kontseptsiia i rezul'taty aerodinamicheskogo proektiro-vaniia ekranoplana s shirokim diapazonom eksplu-atatsionnykh uglov ataki [The concept and results of aerodynamic designing of an ekranoplan with a wide range of operational attack angles]. CredeExperto: transport, obshchestvo, obrazovanie, iazyk - CredeEx-perto: transport, society, education, language, 2015, no. 1 (03). Available at: http://ce.if-mstuca.ru (accessed 15 February 2016).

13. Vshivkov Iu.F., Galushko E.A., Krivel' S.M. Otsenka upravliaemosti ekranoplana aerodi-namicheskoi kom-ponovki "tandem" na osnove analiza effektivnosti razlichnykh organov upravleniia [Controllability assessment of a WIG of aerodynamic configuration based on the efficiency analysis of different controls]. Sbornik stat'ei 4-oi Vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konfer-entsii "Aviamashinostroenie i transport Sibiri" [Collection of articles of the 4th All-Russia Scientific and technical Conference "Aircraft and machine-building and transport in Siberia"]. Irkutsk, IrGTU Publ., 2014, pp. 63-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.