Научная статья на тему 'АДЫГСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ'

АДЫГСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

816
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ЖАНР / МОТИВ / ЭВОЛЮЦИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хавжокова Л.Б.

В статье представлено обзорное исследование эволюционного пути адыгской литературы военного и послевоенного времени. В комплексе и по отдельности рассматривается литература всех трех адыгских субэтносов - адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Цель исследования состоит в воссоздании общей картины истории и теории литературы этих субэтносов в рассматриваемый период с акцентированием внимания на особенностях и направлениях развития художественной словесности каждого из них. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач, в числе которых - определение влияния эпохи на развитие национальных литератур; выявление доминирующих тем и мотивов художественных произведений; характеристика жанрово-стилевой парадигмы и т. д. Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые предпринимается попытка комплексного и всестороннего изучения литературы всех адыгских субэтносов в самые сложные периоды их эволюции. По результатам исследования следует заключить, что, несмотря на сдерживающие эсктралитературные факторы, национальная литература продолжала свое плодотворное развитие в трудные годы войны и первые послевоенные десятилетия, избежав стагнации литературного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADYGHE LITERATURE OF THE PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AND THE FIRST POST-WAR DECADES: PROBLEMS OF EVOLUTION

The article presents an overview study of the evolutionary path of the Adyghe literature of the war and postwar times. The literature of all three Adyghe sub-ethnic groups - Adygheyan, Kabardin, Circassian - is considered in a complex and separately. The purpose of the study is to recreate the general picture of the history and theory of literature of these sub-ethnic groups in the period under consideration, with an emphasis on the features and directions of development of national literature of each of them. Achievement of this goal presupposes the solution of a number of tasks: determining the influence of the era on the development of national literatures; identification of dominant themes and motives of works of art and characteristics of the genre-style paradigm, etc. The scientific novelty of the research lies in the fact that for the first time it attempts a comprehensive and complex study the literature of all Adyghe sub-ethnic groups in the most difficult periods of their evolution. According to the results of the study, it should be concluded that, in spite of the constraining extraliterary factors, national literature continued its fruitful development during the difficult years of the war and the first postwar decades, avoiding stagnation of the literary process.

Текст научной работы на тему «АДЫГСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 3 (101) 2021

-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 821.352.3

DOI: 10.35330/1991-6639-2021 -3-101 -140-146

АДЫГСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ

Л.Б. ХАВЖОКОВА

Институт гуманитарных исследований -филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук» 360000, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18 E-mail: kbigi@mail.ru

В статье представлено обзорное исследование эволюционного пути адыгской литературы военного и послевоенного времени. В комплексе и по отдельности рассматривается литература всех трех адыгских субэтносов - адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Цель исследования состоит в воссоздании общей картины истории и теории литературы этих субэтносов в рассматриваемый период с акцентированием внимания на особенностях и направлениях развития художественной словесности каждого из них. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач, в числе которых - определение влияния эпохи на развитие национальных литератур; выявление доминирующих тем и мотивов художественных произведений; характеристика жанрово-стилевой парадигмы и т. д. Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые предпринимается попытка комплексного и всестороннего изучения литературы всех адыгских субэтносов в самые сложные периоды их эволюции. По результатам исследования следует заключить, что, несмотря на сдерживающие эсктралитературные факторы, национальная литература продолжала свое плодотворное развитие в трудные годы войны и первые послевоенные десятилетия, избежав стагнации литературного процесса.

Ключевые слова: адыгская литература, Великая Отечественная война, послевоенный период, жанр, мотив, эволюция, тенденция.

Поступила в редакцию 09.06.2021

Для цитирования. Хавжокова Л.Б. Адыгская литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий: проблемы эволюции // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 3 (101). С. 140-146.

Одной из проблем изучения истории адыгской литературы является ее периодизация. Разными исследователями были предложены различные варианты ее решения [2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11], которые в целом обусловили условное выделение следующих хронологических рамок:

1) 20-30-е гг. ХХ в.;

2) 1941-1945 гг. - военное время;

3) 1945-1956 гг. - послевоенное время;

4) 60-80-е гг. - эпоха «оттепели»;

5) 90-е гг. - постсоветский период (или «новое время»);

6) с 2000-х гг. - новейший период.

Периоды 1941-1945 и 1945-1956 гг. (до 60 гг.) в истории национальной литературы, как и литературы всей страны, по известным обстоятельствам оказались менее плодотворными, чем предшествовавший или последовавшие за ними этапы (например, 60-80 гг.). Это является одной из причин, объясняющих целесообразность их интегрированного изучения. Другой причиной, обусловливающей необходимость объединения этих периодов, является то, что в

указанные хронологические рамки литература развивалась в традиционном, размеренном русле, без резких поворотов и перепадов. Кроме того, в произведениях, созданных в отмеченные эпохи, наблюдается неразрывная идейно-тематическая связь - лейтмотивом почти всех стихов, поэм, очерков, рассказов, повестей, романов и драм стали Великая Отечественная война и ее трагические последствия. В силу указанных фактов и причин в качестве второго этапа развития адыгской литературы рассматриваются 40-50-е гг. ХХ в.

Война 1941-1945 гг. стала трудным испытанием, определившим прочность основы, заложенной новописьменными национальными литературами. С первых дней многие адыгские писатели ушли на фронт, часть из них не вернулась, что в определенной степени замедлило, а где-то и приостановило эволюцию литературного процесса. Один из ведущих северокавказских исследователей К.Г. Шаззо отмечал, что война «сдержала бурное развитие адыгейской литературы» [12, с. 117]. Данное высказывание в полной мере следует отнести и к литературе двух других адыгских субэтносов - кабардинцев и черкесов. Вместе с тем национальная художественная словесность продолжила свое развитие, избежав наступления стагнации благодаря деятельности художников слова и отважных воинов в одном лице, «приравнявших перо к штыку» и воевавших на два фронта: с одной стороны, защищая честь родины, с другой - сохраняя традиции и генерируя эволюцию духовных и культурных ценностей народа, в частности литературы.

Национальная поэзия 40-50-х гг. была подчинена, с одной стороны, воспеванию победившего социализма, с другой - отражению военной тематики. В условиях войны лирика развивалась по пути усиления в ней драматизма и философского начала. В первую очередь такая тенденция стала заметна в произведениях А. Кешокова, а именно - в стихах «Котелок», «Перед атакой», «Рана», «Свет в окне», «Очаг», «Мать солдата», «Буря в горах», «Другу», в поэме «Отец». В самом начале войны вышел в свет первый сборник его стихов и поэм «У подножия гор» (1941), в котором преимущественно была представлена поэзия мирного времени. Но уже во второй книге «Путь всадника» (1946) значительное место занимала Великая Отечественная война, участником которой был сам поэт. До конца 50-х гг. были изданы и другие известные произведения и книги А. Кешокова, ставшие достоянием национальной литературы. Среди них - сборники стихов и поэм «Земля молодости» (1948), «В новом доме» (1955), «Тисовое дерево» (1955, 1958), «Долголетие» (1957) и др.

Особенность поэзии военной и послевоенной эпохи заключается в том, что в ней еще присутствовало ярко выраженное коллективное начало, она оставалась поэзией масс, имела призывный характер (хотя уже начали появляться произведения, в которых прослеживались теплые человеческие взаимоотношения, лирические чувства). Даже названия многих из них звучали как призывы к сплочению в борьбе с фашизмом, а после победы над ним - к восстановлению разрушенного, продолжению развития идей социализма. Таковы, например, «Все беритесь за оружие», «Седлайте славных скакунов» А. Шогенцукова, «Призыв» А. Евтыха, «Одержим победу» К. Жанэ и т. д.

В истории национальной поэзии рассматриваемых лет наблюдается активизация развития лиро-эпического жанра. Война инициировала появление поэм, лейтмотивом которых стали непреходящие ценности - патриотизм, чувство долга, мужество, честь и пр. При этом в некоторых из них восхвалялись не только герои фронта, но и труженики тыла, описывалась жизнь деревни в условиях войны и в трудный послевоенный восстановительный период. В числе таких произведений поэмы «Пусть мое слово дойдет до вас» (1941) А. Шо-генцукова, «Мужество победило смерть» (1943) Х. Гашокова, «Отец» (1945) А. Кешокова, «Песнь счастливых» (1953) М. Паранука, «Мой аул» (1953; первоначальный вариант - «Счастье человека», 1948) А. Гадагатля, «Сильные люди» (1953) И. Машбаша и др.

Тема Великой Отечественной войны еще долгое время осмысливалась и воспроизводилась писателями всей страны, в том числе и национальными авторами. Однако уже в первые послевоенные годы адыгская поэзия постепенно начала переходить к тематике мирной жизни, прославлению идей добра, культурных и духовных ценностей. Прямым свидетельством отмеченных тенденций являются отдельные произведения и книги для детей,

вышедшие в свет в эти годы: сборники «Стихи для детей» (1949) А. Шомахова, «Маленький герой» (1955) М. Паранука, стихи «Девочка с косичками», «Мама», цикл стихов «Ма-ринкино яблоко» (50-е гг.) А. Кешокова, «Медведь-наездник» (1958), «Золотая крупинка» (1959) З. Кардангушева, «Озорник» (1959) Т. Шакова и др.

В целом в военные и послевоенные годы активизировалось развитие малых прозаических жанров. При этом наиболее востребованной оказалась жанровая форма художественно-документальной прозы, нашедшая воплощение в военных очерках, миниатюрах, рассказах, повестях Т. Керашева, Х. Андрухаева, А. Евтыха, X. Каширгова, С. Кушхова, Х. Хавпачева, А. Кешокова, З. Аксирова, X. Теунова, А. Шортанова, А. Охтова, Х. Гашокова и др.

Если в 30-х - самом начале 40-х годов были опубликованы очерки о трудовых буднях рабочего класса, достижениях отдельных его представителей, то в военное и послевоенное время в центре внимания писателей оказываются события Великой Отечественной войны, повествования о защитниках страны, храбрых воинах и тружениках тыла. Многие авторы сами были очевидцами и участниками этих событий, что обеспечило высокую степень достоверности информации, транслированной ими в произведениях. «Типологически общей особенностью их (этих произведений. - Л.Х.) стало изображение человека в его национальных и исторических связях, его обостренное чувство патриотизма, которое, однако, не уводило от решения насущных интернациональных задач, не вело к национальной самоизоляции» [1, с. 9]. В числе ярких примеров следует указать очерки «О Большой войне в Кабардино -Балкарии. Отрывок из "Дневника офицера"» (1943) А. Шортанова и «В боевом строю» (1947) Т. Керашева.

В развитии очерка и в целом малых прозаических жанров рассматриваемых лет неоценима роль А. Кешокова. С 1942 г., будучи журналистом армейской газеты «Сын Отечества», под псевдонимом «Алим Бомба-Бей Штык-Оглы Шарапн-Эль Саади» он написал большое множество очерков, рассказов и публицистических статей о суровых военных буднях и подвигах солдат: «Человек с бородкой», «Гробовщик», «Боевая справка», «Серое одеяло» и др. Он также выступил автором цикла сатирических и юмористических миниатюр «Новые скитания Моллы Насреддина», в которых высмеивал нечестные поступки врагов, воссоздавал комичные образы фашистов.

В период войны адыгейский автор Ю. Тлюстен, так же, как и А. Кешоков, был корреспондентом армейских газет, на страницах которых публиковал свои очерки и рассказы о жизни на фронте, жестоких сражениях и геройстве солдат. В 1943-1944 гг. в газетах «Молот» и «Сталинский удар» были опубликованы его произведения «Изверги», «Убей зверя», «Сердца двух», «В освобожденном Севастополе» и др.

В военные годы посмертно вышли в свет рассказы-миниатюры «Девушка Галя», «Смерть партизана» Х. Андрухаева, погибшего на фронте в первые месяцы войны. В те же годы появились рассказы и очерки других адыгейских авторов - Ю. Тлюстена, Д. Костанова, К. Жанэ, А. Евтыха, в которых с высокой долей правдивости отразились ужасы войны.

Одним из главных событий в культурной жизни этноса трудных послевоенных лет стал выход в свет в Адыгее первого альманаха «Дружба» («Зэкъощныгъ», 1946), в котором был опубликован цикл прозаических зарисовок А. Евтыха под заголовком «Рассказы о черноморцах», повесть Т. Керашева «Сестра партизана» и др. Годом раньше - в 1945-м - в Кабардино-Балкарии (тогда - КБАССР) издан первый номер литературно-художественного альманаха «Кабарда» («Къэбэрдей»).

В целом в 40-50-х гг. вышли в свет многочисленные произведения адыгских авторов, написанные в малых жанрах прозы. В том числе: рассказы «Одна ночь» (1945), «Счастливая старость» (1959) Х. Каширгова, «После атаки» (1945), «У Малки» (1946), «Звезда мужества» (1947), «Флаг героев. Рассказ пастуха» (1948) А. Шортанова, «Возвращение» (1945) А. Евтыха, «Новый поток» (1945-1946), «Золотое утро» (1947-1948) Х. Теунова, «Старуха Машбашевых» (1950), «Сельский мелиоратор» (1955) Ю. Тлюстена, «Замир» (1954), «Шумахо поет» (1955), «Счастливый шаг» (1955), «С добрым утром!» (1955) Х. Хавпачева, «Сказание» (1959) Т. Керашева; произведения, собранные в книгах «Две войны» (1947), «Труд славит человека» (1955)

Д. Костанова, «Верность» (1957) С. Хатуова, «В семье единой» (1958) А. Охтова, «Два скакуна» (1957), «Рассказы» (1958) С. Кушхова и др. Многие из них были включены в антологический свод кабардинской прозы «Заря над Эльбрусом», изданный на русском языке в 1957 году в Москве в издательстве «Молодая гвардия». Благодаря переводам этих произведений, осуществленным известными русскими писателями М. Киреевым, Ю. Либединским, Ю. Карасевым, национальная проза вышла на новый уровень развития в общем контексте эволюции советской многонациональной литературы.

Другим важным событием рассматриваемой эпохи стал выход в свет в 1958 году первого номера журнала «Ошхамахо» («1уащхьэмахуэ»), продолжившего плодотворную деятельность альманаха «Кабарда» по апробации произведений начинающих писателей и пропаганде национальных литературных и культурных традиций.

Наивысшим достижением 40-50-х гг., конкретно - послевоенной эпохи, стало зарождение новеллы. Именно в указанный период сложились благоприятные условия для формирования и развития данного жанра в адыгской литературе: к этому времени произошел качественный рост национальной прозы, успевшей освободиться (хотя и не в полной мере) от фольклорной поэтики, идеологических установок.

«Адыгская новелла берет свое начало от фольклорных преданий (хабаров), сыгравших важную роль в формировании содержательных и архитектонических особенностей» [10, с. 236] жанра и становлении национальной новеллистики в целом. Кроме преданий, архаическими предшественниками новеллы и всего прозаического искусства являются сказания о народных героях и мифологических образах. Содержательные и композиционные особенности хабаров прослеживаются, например, в новеллах «Сочинитель песен», «Князеубийца», «Тлигур», «Гость из Бжедугии» и др. Ю. Тлюстена, вошедших в сборник «Адыгейские новеллы» (1939). В них запечатлены вековые устои народа, традиции и обычаи адыгов. Язык произведений богат художественно-изобразительными средствами, близкими к фольклорным приемам.

Вместе с тем следует отметить, что в качестве самостоятельного литературного жанра новелла была сформирована лишь в послевоенную эпоху. Одним из первых писателей, освоивших жанр, является С. Кушхов - автор психологической новеллы «Мать», опубликованной в 1959 году в журнале «Ошхамахо». Значительным вкладом в эволюцию национальной литературы стало формирование в творчестве С. Кушхова новаторской жанровой формы короткой остроконфликтной новеллы, по которой написаны произведения «Туман» и «Под буркой». Во втором из них обнаруживаются лирические мотивы, что является свидетельством зарождения новой разновидности жанра - лирической новеллы.

Как выше отмечалось, военные и послевоенные годы оказались самыми трудными этапами в истории национальной словесности. Значительный пробел в общем развитии литературы был обусловлен тем, что условия всеобщей разрухи не позволяли писателям создавать прозаические полотна, на которых с художественной полнотой воссоздавались бы героические события Великой Отечественной войны. Но, несмотря на кризис в литературе, как и во всех сферах жизни, в адыгской прозе не было застоя: медленно, но верно она продолжала двигаться в направлении прогресса, который заключался не только в освоении новых жанров, но и в движении от малых форм к крупным. В частности, вышли в свет повести: «Аслан» (1941) Х. Теунова, «Дочь шапсугов» (1951), «Абрек» (1959), «Месть табунщика» (1959) Т. Керашева, «Весна Софият» (1955) Ад. Шогенцукова, «Источник счастья» (1957; во второй редакции - «С любовью в сердце», 1961) Х. Каширгова, «На рассвете» (1957) С. Хатуова, «Когда колхоз был в огне» (1958) А. Шомахова, «Отец и сын» (1959-1963) Х. Гашокова и др. В конце 40-х - начале 50-х гг. изданы повести «Аул Псыбэ» (1950), «Превосходная должность» (1950), «Солнце над нами» (1952), «У нас в ауле» (1954) адыгейского автора А. Евтыха, в которых отразилась послевоенная жизнь в сельской местности. Проблемы колхозной деревни также легли в основу романа «Состязание с мечтой» (1952-1955) Т. Керашева. В этот же период появились романы обозначенной и других идейно-тематических направленностей: «Свет в горах» (1949) Ю. Тлюстена, «Горцы» (Кн. 1; 1954) А. Шортанова, «Наши девушки» (1956) Т. Керашева, «Слияние рек» (1957) Д. Костанова.

В 40-50-х гг. национальная драматургия так же, как и проза, продолжила свое развитие. Опыт, накопленный кабардинскими и черкесскими авторами более раннего этапа, дополнился новаторскими способами и подходами к созданию драматургических произведений, продемонстрированными в пьесах «Луиза» (1941), «Три танкиста» (1941), «Когда загорается свет» (1947), «В одной семье» (1955), «Навечно» (1956) А. Шортанова, «Даханаго» (1942), «На восходе солнца» (1945), «Лашин» (1946), «Кызбурун» (1956) З. Аксирова, «Испытание» (1946) Х. Теунова, «Парень из Кабарды» (1949) М. Тубаева, «Семья Тама-ши» (1949) М. Шхагапсоева, «Алхо» (1950) А. Кешокова, «Радостное утро» (1953) М. Шо-генова, «Каншоуби и Гуашагаг» (1956) З. Кардангушева.

Адыгейская литература военной и послевоенной эпохи характеризуется скудностью драматургического материала, что, возможно, объясняется более сильным, чем в литературах других субэтносов, влиянием «теории бесконфликтности», получившей наибольшую актуализацию именно в рассматриваемый период. В военное время в драматургии наступила полная стагнация, и лишь в послевоенную эпоху появилось несколько одноактных пьес («Девушка и цветы» Т. Керашева, «Спутники Нафисет» Ю. Тлюстена, «Фальшивый руководитель» Дж. Чуяко), которые были «далеки от освоения сложной социальной проблематики, от жизни и забот масс. Появились они как отзвук на проведенный в 1955 году конкурс на лучшую одноактную пьесу для сельских самодеятельных коллективов» [7, с. 349]. Спустя несколько лет вышла в свет пьеса в трех действиях «Асхад Ожбаноков» (1959) Ю. Тлюстена.

Таким образом, эпоха 40-50-х гг. ХХ в. вошла в историю адыгской литературы как один из важнейших этапов ее эволюции, которая неразрывно была связана с внешними обстоятельствами и обстановкой в стране. В культурной жизни этноса произошли значительные изменения: победа советского народа над фашизмом сопровождалась духовной эволюцией общества и, следовательно, обогащением литературы. Тема Великой Отечественной войны, ставшая центральной в художественных произведениях рассмотренного периода, расширила горизонты творчества адыгских писателей.

После войны возросли художественные замыслы авторов уже зрелого к тому моменту поколения - Б. Куашева, А. Кешокова, А. Шомахова, Х. Гашокова, Х. Теунова, Х. Ка-ширгова, А. Евтыха, Т. Керашева, Ю. Тлюстена, М. Паранука, Д. Костанова, А. Шортанова, А. Охтова и др., приступивших к новым произведениям будучи уже опытными и закаленными войной художниками слова. Доказательством служат произведения и книги этих авторов, выходившие друг за другом сразу же после войны. К ним присоединилась плеяда поэтов и писателей, включившихся в литературный процесс именно в период трудных 40-50-х годов: Ад. Шогенцуков, Х. Хавпачев, З. Налоев, З. Аксиров, Х. Ашинов, И. Машбаш, Х. Беретарь, С. Хатуов, А. Ханфенов и др. Вслед за ними национальная литература обогатилась новыми именами талантливых авторов - так называемых «шестидесятников», которые изменили направление ее эволюции в сторону модернизации всего литературного процесса, внедрения новаторских приемов, освоения сложных жанров, определения художественно-стилевых доминант и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бозиева Н.Б. Художественно-документальная проза в кабардинской литературе: авто-реф. дисс. ... канд. филол. наук / специальность ВАК РФ: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа). Нальчик, 2005. 18 с.

2. История адыгской (кабардино-черкесской) литературы (на каб.-черк. яз.) / Под ред. Х.Т. Тимижева. Т. I. Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года», 2010. 496 с.; Т. II. - 2013. 479 с.; Т. III. 2017. 508 с.

3. История адыгской (кабардино-черкесской) литературы / Науч. и лит. ред. Х.Т. Ти-мижев. Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2019. Т. I. 392 с.

4. Очерки истории кабардинской литературы (на каб.-черк. яз.) / Гл. ред. З.М. Налоев. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное изд-во, 1965. 352 с.

5. Очерки истории кабардинской литературы / Под ред. А.И. Алиевой. Нальчик: Эльбрус, 1968. 302 с.

6. Сокуров М.Г. Кабардинская литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. Т. 3.: Иаков - Лакснесс, 1966. С. 278-281.

7. Тхакушинов А.К. Адыгейская литература 40-50-х годов и «теория бесконфликтности» // История адыгейской литературы. В 3-х т. Т. I. Майкоп: Меоты, 1999. С. 298-349.

8. Хавжокова Л.Б. Художественное осмысление темы Кавказской войны и махаджир-ства в адыгской поэзии. Нальчик: Печатный двор, 2016. 192 с.

9. Хавжокова Л.Б. Этюды об адыгских (кабардинской, черкесской, адыгейской) литературах: сборник научных статей. Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2018. 270 с.

10. Хавжокова Л.Б., Куантова Ж.Ю. Новеллы З. Налоева: проблемы освоения жанра // Электронный журнал «Кавказология». 2020. № 2. С. 232-245.

11. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1968. 267 с.

12. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 237 с.

REFERENCES

1. Bozieva N.B. Hudozhestvenno-dokumental'naya proza v kabardinskoj literature: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk/special'nost' VAKRF: 10.01.02 - Literatura narodov Rossijskoj Federacii (literatura narodov Severnogo Kavkaza) [Fiction and documentary prose in Kabardin literature:author's abstract of dissertation for the degree of Candidate of Philological Sciences / specialty HAC RF: 10.01.02 - Literature of the peoples of the Russian Federation (literature of the peoples of the North Caucasus)]. Nalchik, 2005. 18 p.

2. Istoriya adygskoj (kabardino-cherkesskoj) literatury [History of the Adyghe (Kabardino-Circassian) literature] / Ed. H.T. Timizhev. Vol. 1. Nalchik: State Enterprise KBR "Republican Polygraphic Plant named after Revolution of 1905", 2010. 496 p.; Vol. II. 2013. 479 p.; Vol. III. 2017. 508 p. (In Circassian)

3. Istoriya adygskoj (kabardino-cherkesskoj) literatury [History of the Adyghe (Kabardino-Circassian) literature] / Ed. H.T. Timizhev. Nalchik: Publishing Printing House "Print Center",

2019. Vol. 1. 392 p.

4. Ocherki istorii kabardinskoj literatury [Essays on the history of Kabardin literature] / Ed. Z.M. Naloev. Nalchik: Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1965. 352 p. (In Circassian)

5. Ocherki istorii kabardinskoj literatury [Essays on the history of Kabardin literature] / Ed. A.I. Aliyeva. Nalchik: Elbrus, 1968. 302 p.

6. Sokurov M.G. Kabardinskaya literatura [Kabardin literature] // Brief literary encyclopedia / Ed. A.A. Surkov. M.: Soviet encyclopedia, 1962-1978. Vol. 3: Jacob-Laxness. 1966. Column 278-281.

7. Tkhakushinov A.K. Adygejskaya literatura 40-50-h godov i «teoriya beskonfliktnosti» [Adyghe literature of the 40-50s and the "theory of conflict-freeness"] // History of the Adyghe literature. In 3 volumes. Vol. I. Maikop: Meoty, 1999. P. 298-349.

8. Khavzhokova L.B. Hudozhestvennoe osmyslenie temy Kavkazskoj vojny i mahadzhirstva v adygskoj poezii [Artistic comprehension of the theme of the Caucasian war and mahajirism in the Adyghe poetry]. Nalchik: Printing Yard Publishing House, 2016. 192 p.

9. Khavzhokova L.B. Etyudy ob adygskih (kabardinskoj, cherkesskoj, adygejskoj) literaturah: Sbornik nauchnyh statej [Sketches about the Adyghe (Kabardin, Circassian, Adyghe) literatures: Collection of scientific articles]. Nalchik: Publishing Department of IHR KBSC RAS, 2018. 270 p.

10. Khavzhokova L.B., Kuantova Zh.Yu. Novelly Z. Naloeva: problemy osvoeniya zhanra [Novels by Z. Naloev: problems of mastering the genre] // Electronic journal "Kavkazologiya".

2020. No. 2. P. 232-245.

11. Khapsirokov Kh.Kh. Puti razvitiya adygskih literatur [Ways of development of the Adyghe literatures]. Cherkessk: Karachay-Cherkess branch of the Stavropol Book publishing house, 1968. 267 p.

12. Shazzo K.G. Khudozhestvennyj konflikt i evolyuciya zhanrov v adygskih literaturah [Artistic conflict and evolution of genres in the Circassian literature]. Tbilisi: Metsniereba, 1978. 237 p.

ADYGHE LITERATURE OF THE PERIOD

OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AND THE FIRST POST-WAR DECADES: PROBLEMS OF EVOLUTION

L.B. KHAVZHOKOVA

Institute for the Humanities Research -branch of the FSBSE «Federal Scientific Center «Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences» 360000, KBR, Nalchik, 18 Pushkin street E-mail: kbigi@mail.ru

The article presents an overview study of the evolutionary path of the Adyghe literature of the war and post-war times. The literature of all three Adyghe sub-ethnic groups - Adygheyan, Kabardin, Circassian - is considered in a complex and separately. The purpose of the study is to recreate the general picture of the history and theory of literature of these sub-ethnic groups in the period under consideration, with an emphasis on the features and directions of development of national literature of each of them. Achievement of this goal presupposes the solution of a number of tasks: determining the influence of the era on the development of national literatures; identification of dominant themes and motives of works of art and characteristics of the genre-style paradigm, etc. The scientific novelty of the research lies in the fact that for the first time it attempts a comprehensive and complex study the literature of all Adyghe sub-ethnic groups in the most difficult periods of their evolution. According to the results of the study, it should be concluded that, in spite of the constraining extraliterary factors, national literature continued its fruitful development during the difficult years of the war and the first post-war decades, avoiding stagnation of the literary process.

Keywords: Adyghe literature, the Great Patriotic War, post-war period, genre, motive, evolution, tendency.

Received by the editors 09.06.2021

For citation. Khavzhokova L.B. Adyghe literature of the period of the Great Patriotic war and the first post-war decades: problems of evolution // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2021. No. 3 (101). Pp. 140-146.

Сведения об авторе:

Хавжокова Людмила Борисовна, к.фил.н., зав. сектором кабардино-черкесской литературы Института гуманитарных исследований - филиала Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18. E-mail: lyudmila-havzhokova. 86@mail.ru

Information about the author:

Khavzhokova Lyudmila Borisovna, Candidate of Philological Sciences, Head of the Department of Kabardi-no-Circassian Literature, Institute of Humanitarian Researches of Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 360000, KBR, Nalchik, 18 Pushkin str. E-mail: lyudmila-havzhokova.86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.