Научная статья на тему 'АДВОКАТУРА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АДВОКАТУРА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
937
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
адвокатура / адвокатура в китайской народной республике / правовое положение адвоката / институт правовой защиты / квалифицированная юридическая помощь.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липка Д.В.

В статье рассмотрены особенности становления, развития и правового положения адвокатуры в Китайской Народной Республике. Подробно рассмотрены характер деятельности, основные задачи и организация деятельности адвокатуры в КНГ, нормативные правовые акты, ее регламентирующие, а также правила оказания адвокатской юридической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДВОКАТУРА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ОЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АОВОКАТУРА

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-91-96 ЛИПКА Дмитрий Викторович,

NIION: 2022-0079-8/22-084 младший научный сотрудник

MOSURED: 77/27-025-2022-08-084 научно-организационного отдела

Института государства и права Российской академии наук, Российская Федерация, e-mail: mail@law-books.ru

АДВОКАТУРА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности становления, развития и правового положения адвокатуры в Китайской Народной Республике. Подробно рассмотрены характер деятельности, основные задачи и организация деятельности адвокатуры в КНГ, нормативные правовые акты, ее регламентирующие, а также правила оказания адвокатской юридической помощи.

Ключевые слова: адвокатура, адвокатура в китайской народной республике, правовое положение адвоката, институт правовой защиты, квалифицированная юридическая помощь.

LIPKA Dmitry Viktorovich,

Associate Researcher, Scientific and Organizational Department Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,

Russian Federation

ADVOCACY IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Annotation. The article considers the peculiarities of the formation, development and legal status of the bar in the People's Republic of China. The nature of the activities, the main tasks and organization of the activities of the bar in the KNG, regulatory legal acts regulating it, as well as the rules for providing lawyer legal assistance are considered in detail.

Key words: advocacy, advocacy in the People's Republic of China, legal position of a lawyer, legal defense institution, qualified legal assistance.

Относительно института адвокатуры крупнейшие специалисты в области сравнительного правоведения Р. Давид и К. Жоф-фре-Спинози отмечали, что в Китае более внимательно относятся к согласительным процедурам, а не к правосудию и поэтому конфликтные ситуации стараемся разрешить не в суде или иным правовым путем, а при помощи посредника [1, с. 27]. Именно такое отношение к правопониманию и обусловило особенности развития китайской адвокатуры.

Институт адвокатуры в Китайской Народной Республике имеет за плечами долгую и сложную историю своего становления и развития.

В Древнем Китае функции, сходные с функциями защитника выполнял так называемый «мастер по иску». В период правления Западной Чжоу в 1122-771 гг. до н. э. в судебных процессах могли принимать участие не только потерпевший и обвиняемый, но их представители, а в период Чуньцю (правление династии Восточная Чжоу,

770-476 гг. до н.э.) официально появилась профессия мастер по иску. Первым китайским адвокатом считается мастер по иску Дэн Си. Интересна система оплаты услуг мастера Дэн Си - за разрешения большого дела он брал костюм, а маленького - белье. Правители государства относились к мастерам по иску негативно, считая, что они препятствуют правосудию и, по сути, являются врагами государства. Мастер Дэн Си был ложно обвинен в дезорганизации страны и духа народа» и казнен [2, с. 11].

Таким образом, можно заключить, что в эпоху рабовладельческого строя в Китае, хотя и имелись лица, выполняющие функции схожие с функциями адвоката, таковыми они не являлись, так как не имели никаких процессуальных прав, а обвиняемые не имели законных прав на защиту и выступали просто объектами преследования со стороны государства.

В Китае более 2000 лет (с 475 года до н. э. по 1840 год) наивысшей властью являлась власть

императора, и государство господствовало над личностью, и поэтому исход любого дела решался не по закону, а по решению лица, обладающего какой-либо властью.

В период правления Династии Сун (9601279 гг.) в Китае применялся розыскной тип уголовного процесса, и судебные функции возлагались на административные органы, губернских и уездных начальников, которые имели полномочия рассматривать дела, в этот период основными доказательствами считались показания обвиняемого, при этом признания зачастую получали при помощи пыток и истязаний. Обвиняемые не имели права на защиту, ни лично, ни при помощи третьих лиц [3, с. 50]. Мастера по иску в те времена не имели права выступать в качестве защитников, а лишь могли тайно давать обвиняемым советы.

В период государственного самодержавия в Китае личность обвиняемого не имела никаких процессуальных прав, в том числе, и права на защиту, поэтому адвокатская деятельность имела тайных характер, а сами адвокаты не имели никакого официального статуса.

Конец такому бесправному положению адвокатов как правозащитников принесла опиумная война 1840 года, которая вызывала социальный переворот, в государстве повлекший распространение европейского образа жизни в китайском обществе и развитие капиталистических форм общественного устройства. Стала развиваться в стране и прогрессивная юридическая идеология.

Под руководством министра Шэнь Цзябэня в 1906 году был составлен «Уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодекс Великой династии Цин». В этом правовом акте был учет наиболее успешный опыт законодательства зарубежных стран, были в нем изложены и положения об адвокатуре. Именно этим кодексом впервые в Китае был официально признан статус адвоката, как и право его участия в суде в качестве защитника обвиняемого [2, с. 33]. Но необходимо отметить, что, так как кодекс сочетал в себе нормы и гражданского и уголовного права, то охрана прав обвиняемого в уголовном судопроизводстве регламентирована в нем была крайне ограничено, кроме того, данный кодекс так и не вступил в законную силу, как и не был опубликован.

После этого в 1910 году под руководством того же Шэнь Цзябэня был составлен проект уже Уголовно-процессуального кодекса Великой династии Цин. В данном кодексе содержалось указание на то, что в качестве защитников в процессе могут принимать участие только профессиональные адвокаты, а так же содержался перечень прав адвоката в уголовном процессе. Дан-

ный проект даже с точки современного права являлся достаточно прогрессивным, но, к сожалению, был отвергнут консервативными министрами. При этом следует отметить, что этот проект все же имел свое значение для развития института адвокатов в Китае, так как именно после его разработке в стране наметилась тенденция перехода законодательства страны от самодержавного к новому, более правовом и демократичному.

Свержение династии Цин, произошедшее в результате Синьхайской революции, начавшейся в стране в 1911 году, привело к развитию более демократичного правового государства, в том числе и к развитию института адвокатуры.

В 1912 году правительством страны был принят первый специальный законодательный акт, устанавливающий правовой статут адвокатов - «Временные правила об адвокате». При этом, необходимо отметить, что так как административная и судебная власти не были отделены друг от друга, то вся власть находилась в руках правительства и права, предоставляемые адвокатам эти документом, носили чисто формальный характер.

В 1912 году к власти в Китае пришла политическая партия Гоминьдана и в перерод ее правления в 1927 году были опубликованы «Правила об адвокате», а затем на их основании был принят «Закон об адвокате», именно эти два нормативных правовых акта и явились, по сути, фундаментом деятельности института китайской адвокатуры.

В период с 1911 по 1949 год страна находилась в состоянии непрекращающихся внешних и гражданских войн, что не могло не препятствовать установлению в стране законности и правопорядка.

Ситуацию изменил 1949 год, когда 1 октября коммунистической партией Китая была основана Китайская Народная Республика (КНР), принята «Общая программа Народного политического консультативного совета Китая» и все ранее действующие в стране законы и подзаконные акты были отменены. В декабре 1950 года в соответствии с постановлением Министерства юстиции Центрального народного правительства Китая были распущены, а адвокатская деятельность в стране была полностью приостановлена. Вместо института адвокатуры в КНР в 1950 году начали создаваться новые институты правозащиты и адвокатской деятельности. К примеру, Устав народного суда, принятый в 1950 году, содержал положение об обязанности суда обеспечивать обвиняемым право на защиту и защитника.

В первой Конституции КНР, принятой в 1954 году, было провозглашено право обвиняемого на

защиту. В Закон КНР «Об организации народных судов» было предусмотрено право обвиняемого на самозащиту, либо на получение профессиональной юридической помощи, то есть помощи адвоката. Именно эти правовые акты обеспечили законное основание адвокатской деятельности в НКР [4].

После 1954 года в КНР стало стремительно увеличиваться количество адвокатов, оказывающих профессиональную помощь во многих сферах общественной жизни и влияющих на развитие демократии и законности в стране. Так же в юридических вузах страны в этот же период начали открываться юридические факультеты, стали печататься специализированные юридические журналы.

При этом с 1957 года в КНР велась «борьба против правых элементов», целью которой стало установление над адвокатами контроля со стороны китайских трудящихся, а также уголовное наказание части адвокатов, отклоняющихся от буквы закона. То есть, можно сделать вывод, что в анализируемом периоде государство оценивало деятельность адвокатов как отрицательную и пыталось установить над нею полный контроль.

В период культурной революции, проходившей в КНР в период с 1966 по 1976 года часть правоохранительных органов, такие как органы общественной безопасности, прокуратура, суд были упразднены под влиянием веяний правого нигилизма, а все большую власть получила «диктатура народа» и поэтому законы страны подвергались массовым нарушениям. В уголовном судопроизводстве КНР опять начали применяться пытки, право обвиняемого на защиту было отменено, и деятельность адвокатов опять потеряла свой смысл и правовую основу. Таким образом, можно заключить, что в анализируемом временном отрезке в КНР права граждан, в том числе и на защиту практически государством не обеспечивались, а участие адвоката в уголовном процессе как правозащитника практически было исключено [4].

Очевидно, что такое пренебрежение законом на территории огромного государства долго продолжаться не могло, поэтому по окончании культурной революции была принята новая Конституция КНР 1978 года, которая гарантировала своим гражданам право на защиту в суде.

В 1979 году был принят Уголовно-процессуальный закон Китайской Народной Республики (УПК КНР), в главе IV которого содержатся нормы, устанавливающие порядок осуществления защиты.

В ст. 33 закона указывается на право подозреваемого поручить осуществление своей защиты одному или двум лицам, которые будут выступать в процессе в качестве защитников.

Защитниками в уголовном процессе помимо профессиональных адвокатов могут выступать еще «лица, рекомендованные общественной организацией или подразделением, к которому принадлежит подозреваемый или подсудимый, а также опекуны или родственники и друзья подозреваемого в совершении преступления или подсудимого» [5].

В 1980 году были приняты и опубликованы «Временные правила об адвокатской деятельности и адвокатуре», положившие начало возрождения института адвокатуры в КНР, и хотя эти правила имели весьма ограниченный характер, их наличие способствовало стремительному росту количество профессиональных адвокатов в стране.

Правила устанавливали, что адвокатура относится к государственным учреждениям, что противоречило самой природе анализируемого института, поэтому в стране был разработан и принят Закон КНР «Об адвокатах и юридическом представительстве», предусматривающий основные положения об адвокатуре, такие как процессуальный статус адвоката, его права и обязанности, формы ответственности и т.д.

В статье 2 закона указывается, что под адвокатами следует понимать лиц «получивших лицензию на занятие адвокатской практикой в соответствии с законом и оказывающих юридические услуги гражданам» [6], то есть четкого определения термина «адвокат» закон не содержит. Анализируя содержащееся в законе определение можно сделать вывод, что адвокат - это лицо, специализирующееся на вопросах юридического характера, обладающее профессиональными знаниями и навыками в той или иной правовой сфере. Статус адвоката может приобрести лицо, получившее высшее образование и сдавшее единый общегосударственный экзамен на право осуществлять адвокатскую деятельность, при этом имеющее стаж работы в адвокатуре не менее одного года.

Китайский ученый-правовед предлагает под понятием «адвокат» понимать «лицо, сдавшее единый общегосударственный экзамен и по закону получившее сертификат на право осуществлять адвокатскую деятельность и оказывать юридические услуги обществу» [7, с. 33].

Для того, чтобы приобрести статус адвоката, нужно не только сдать государственный экзамене, но и пройти стажировку в адвокатской конторе или ином адвокатском образовании не менее 1 года, получить разрешение на осуществление адвокатской деятельности и вступить в адвокатскую ассоциацию.

В КНР в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения, а так же в некоторых городах с районным делением созда-

ются местные ассоциации адвокатов. Все адвокаты, вступившие в местную ассоциацию адвокатов, автоматически становятся членами Всекитайской ассоциации адвокатов [8, с. 116].

Проведение государственного экзамена для адвокатов в КНР регулируется нормативным правовым актом «Меры по внедрению государственного юрисдикционного квалификационного экзамена», который был утверждён приказом Министерства юстиции КНР от 25.04.2018 № 140 [9].

Е.В. Виноградова верно отмечает в своих трудах, что обеспечение людей правом на квалифицированную юридическую помощь является важной задачей каждого государства. Для реализации этого направления должна существовать система правовых и организационных механизмов по обеспечению этого права [12].

Данными мерами установлено два альтернативных правила получения высшего образования будущим адвокатом. Согласно этим правилам, образование у претендента может быть как высшим юридическое образование не ниже степени бакалавра, так и высшим, но не по юридической специальности, но тогда у претендента должен быть опыт работы по юридической профессии не менее трех лет. В обоих случаях образование должно быть получено по очной форме обучения.

Адвокатом в КНР может стать только гражданин, так как в п. 9 Мер по внедрению экзамена (подпункт 1) указано, что подавать заявление о сдаче юрисдикционного экзамена имеют право только лица, имеющие гражданство КНР.

Адвокат в КНР может вести свою профессиональную деятельность в собственном адвокатском кабинете или в составе адвокатского бюро. Бюро может быть организовано тремя-че-тырьмя адвокатами, адвокатский стаж каждого из которых составляет более 3-х лет. Образовывается такое бюро по модели обычного полного товарищества или особого полного товарищества, не ограничивающего ответственность товарищей. Закон КНР «Об адвокатах» предусматривает так же возможность деятельности юридическая консультация, финансируемой за счет государственного бюджета. Каждый адвокат вправе осуществлять свою профессиональную деятельность только в одном адвокатском бюро или юридической консультации.

Деятельность адвокатских бюро в КНР регулируется нормами Закона КНР «О товариществах» от 23.02.1997 г. [10] так как по законодательству КНР товарищества не являются юридическими лицами, то и адвокатские бюро и юридические консультации к юридическим лицам не относятся.

Деятельность адвокатов в КНР регламентируется не только нормами специального закона об адвокатах и адвокатуре, но и нормами ГПК КНР, УПК КНР, АПК КНР, во всех перечисленных законах продержатся полномочия адвокатов в том или ином процессе.

В законе КНР об адвокатуре указывается на необходимость соблюдения адвокатом положений конституции и иных законов своей страны, а так же строго придерживаться адвокатской этики и служебной дисциплины. В «Национальных стандартах качества преподавания для юридических специальностей», выпущенных Министерством образования Китая 30 января 2018 года профессиональная юридическая этика включена в систему основных курсов и является одним из десяти обязательных курсов, которые должны пройти все студенты-юристы в Китае.

Каждый адвокат в КНР при осуществлении своей профессиональной деятельности должен основываться на фактах и законности, именно закон является ключевым критерием адвокатской деятельности.

Основные задачи деятельности адвокатуры в КНР определены в ст. 1 об адвокатуре, к таковым относятся охрана законных прав и интересов сторон и отстаивание правильного осуществления правосудия. Именно эти задачи представляют собой детерминированное единство охраны законных прав и интересов стороны с отстаиванием правильного осуществления правосудия.

Еще одной особенностью правового статуса адвокатов в КНР является то, что они в судебном процессе занимают независимое процессуальное положение, то есть они не принадлежат ни народному суду, ни народной прокуратуре, не принадлежат они и сторонам процесса. Адвокаты в КНР являются независимыми участниками судебного процесса, деятельность которых направлена на охрану законных прав и интересов одной из сторон судопроизводства. Адвокаты в КНР наделены не только процессуальными правами как участники процесса, но и процессуальными правами для выполнения адвокатского долга.

Анализ закона КНР «Об адвокатах и юридическом представительстве» показал, что его нормы больше возлагают на адвокатов обязанности и меры ответственности, чем наделяют их правомочиями. Это можно объяснить осторожным отношением к институту адвокатуры со стороны государства как к активным представителям гражданского общества, на практике зачастую складывается ситуация, в которой адвокат не имеет полномочий по оказанию эффективной помощи своему клиенту, в особенности это касается подозреваемых в уголовном процессе.

На основании проведенного исследования определим основные признаки адвоката по законодательству КНР.

Во-первых, адвокат - это лицо, специализирующееся на правовых вопросах в той или иной сфере. Для осуществления адвокатской деятельности это лицо должно сдать государственный экзамен для адвокатов, иметь опыт работы в адвокатских структурах и получить разрешение на осуществление профессиональной деятельности.

Во-вторых, адвокат - это лицо оказывающее обществу услуги юридического характера, и именно обществу, а не государству. То есть, можно сделать вывод, что адвокат выполняет правоохранительную функцию, не являясь при этом работником правоохранительных органов, и поэтому, не обладает полномочиями по принуждению к соблюдению чьих-либо прав. В разных процессах он имеет различные статусы: в уголовном он является защитником, в гражданском -представителем. Адвокат в КНР - это представитель не государства, а личности, но при этом с учетом интересов всего общества.

В-третьих, адвокат - это лицо, которое вступает в судебный процесс не по собственной инициативе, а по поручению, приглашению либо по назначению. Адвокат не обладает полномочиями инициировать судебный процесс.

Основной особенностью адвокатуры в КНР является то, что она осуществляется на основа-

нии лицензионного права, выдаваемого государством. Адвокатура в КНР по сути своей выступает в качестве аудитора процесса осуществления правосудия и защищающего закон. Именно это является основным отличием института адвокатуры в КНР, так как во многих странах, в том числе и в РФ деятельность адвокатуры направлена на соблюдение законных интересов одной из сторон судебного процесса.

Так же необходимо отметить, что в конце 2021 года Министерство юстиции Китая опубликовало «План развития национальной системы государственной юридической службы (20212025 годы)».

В плане указано, что на конец 2021 года в КНР действовало более 3885 тысяч адвокатских бюро, кабинетов и консультаций, более 500,000 человек за последние 5 лет получили юридическую квалификацию, а нагрузка адвокатов и нотариальных контор превысила 11 миллионов дел.

Ключевыми задачами до 2025 года являются:

В Плане также указаны задачи на 2021-2025 годы, в том числе:

- увеличение практикующих адвокатов;

- становление Китая новым направлением для международного коммерческого арбитража;

- открытие филиалов юридических фирм КНР за рубежом.

Список литературы:

[1] Основные правовые системы современности. Перевод с французского / Давид Р., Жоф-фре-Спинози К.; Пер.: Туманов В.А. - М.: Междунар. отношения, 1996. - 400 с.

[2] Чжан И. Адвокатская деятельность / И Чжан. — Пекин, 2003. — 250 с.

[3] Сборник Янь Фу. — Пекин, 1986. С. 785, 930; Лян Чжипин. Поиск гармонии в самородном порядке. — Пекин, 2002. -930 с.

[4] Адвокатура КНР: история зарождения и развития [Электронный ресурс] - URL: https://zakon. ru/blog/2019/7/4/advokatura_knrJstoriya_zarozhdeniyaJ_razvitiya (дата обращения 21.08.2022)

[5] Уголовно-процессуальный кодекс [Электронный ресурс] - URL: https://asia-business.ru/law/ law1/criminal/procedurallaw/ (дата обращения 21.08.2022)

[6] Закон КНР «Об адвокатах и юридическом представительстве» (обнародован на 19 съезде Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 8 созыва 15 мая 1996 года, вступил в силу 7января 1997 года) [Электронный ресурс] - URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/LawSe rvice/002/2011714142845_325298.htm (дата обращения 21.08.2022)

[7] Лю Инцюань. «Энциклопедия адвокатов», Пекин, 1996 г. - 411 с.

[8] Ербахаев Е.А., Чжао Л. Институт представительства в гражданском праве КНР // Трансграничная безопасность и государство в современном мире: материалы международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 24-26 июня 2016 г. Удан-Удэ: Издательство Восточно-Сибирского Государственного университета технологий и управления, 2016. - С. 116-119.

[9] Меры по внедрению государственного юрисдикционного квалификационного экзамена, утв. приказом Министерства юстиции КНР от 25.04.2018 № 140 [Электронный ресурс]. URL: http://www. sohu.com/a/229910326_762747 (дата обращения 21.08.2022)

[10] Закон КНР «О товариществах» (принят на 24-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 23 февраля 1997 г.; изменен на 23-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 27 августа 2006 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://continent-online.com/ Document/?doc_id=30560192 (дата обращения 21.08.2022)

[11] Китай представляет план государственной юридической службы на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.chinajusticeobserver. com/a/china-unveils-blueprint-for-public-legal-service-in-2021-2025 (дата обращения 21.08.2022)

[12] Виноградова Е.В., Захарцев С.И. Адвокаты как субъекты реализации права на квалифицированную юридическую помощь. Профессиональные и этические требования // Евразийская адвокатура. 2022. № 1 (56). С. 26

[1] Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti. Perevod s francuzskogo / David R., ZHoffre-Spinozi K.; Per.: Tumanov V.A. - M.: Mezhdunar. otnosheniya, 1996. - 400 c.

[2] CHzhan I. Advokatskaya deyatel'nost' /1 CHzhan. — Pekin, 2003. — 250 s.

[3] Sbornik YAn' Fu. — Pekin, 1986. S. 785, 930; Lyan CHzhipin. Poisk garmonii v samorodnom pory-adke. — Pekin, 2002. -930 s.

[4] Advokatura KNR: istoriya zarozhdeniya i razvitiya [Elektronnyj resurs] - URL: https://zakon.ru/ blog/2019/7/4/advokatura_knr_istoriya_zarozhdeniya_i_razvitiya (data obrashcheniya 21.08.2022)

[5] Ugolovno-processual'nyj kodeks [Elektronnyj resurs] - URL: https://asia-business.ru/law/law1/crim-inal/procedurallaw/ (data obrashcheniya 21.08.2022)

[6] Zakon KNR «Ob advokatah iyuridicheskom predstavitel'stve» (obnarodovan na 19 s"ezde Postoyan-nogo Komiteta Vsekitajskogo Sobraniya Narodnyh Predstavitelej 8 sozyva 15 maya 1996 goda, vstupil v silu 7 yanvarya 1997 goda) [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/LawSer-vice/002/2011714142845_325298.htm (data obrashcheniya 21.08.2022)

[7] Lyu Incyuan'. «Enciklopediya advokatov», Pekin, 1996 g. - 411 s.

[8] Erbahaev E.A., CHzhao L. Institut predstavitel'stva v grazhdanskom prave KNR // Transgranichnaya bezopasnost' i gosudarstvo v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, g. Ulan-Ude, 24-26 iyunya 2016 g. Udan-Ude: Izdatel'stvo Vostochno-Sibirskogo Gosudarstvennogo universiteta tekhnologij i upravleniya, 2016. - S. 116-119.

[9] Mery po vnedreniyu gosudarstvennogo yurisdikcionnogo kvalifikacionnogo ekzamena, utv. prikazom Ministerstva yusticii KNR ot 25.04.2018 № 140 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.sohu. com/a/229910326_762747 (data obrashcheniya 21.08.2022)

[10] Zakon KNR «O tovarishchestvah» (prinyat na 24-m zasedanii Postoyannogo komiteta Vsekitajskogo sobraniya narodnyh predstavitelej 8-go sozyva 23 fevralya 1997 g.; izmenen na 23-m zasedanii PK VSNP 10-go sozyva 27 avgusta 2006 g.) [Elektronnyj resurs]. URL: https://continent-online.com/Document/?doc_ id=30560192 (data obrashcheniya 21.08.2022)

[11] Kitaj predstavlyaet plan gosudarstvennoj yuridicheskoj sluzhby na 2021-2025 gody [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/a/china-unveils-blueprint-for-public-legal-ser-vice-in-2021-2025 (data obrashcheniya 21.08.2022)

[12] Vinogradova E.V., Zaharcev S.I. Advokaty kaksub"ekty realizaciiprava na kvalificirovannuyuyuridi-cheskuyu pomoshch'. Professional'nye i eticheskie trebovaniya // Evrazijskaya advokatura. 2022. № 1 (56). S. 26

Spisok literatury:

ymmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmi^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.