Юнусов А.С., Казнаев А.О.
адвокатура Турции
цель: Исследование истории становления и особенностей института адвокатуры Турции в целях изучения основных его тенденций и характеристики этапов развития.
Методология: Использовались историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Результаты: В статье уделено внимание изучению истории зарождения и развития института адвокатуры Турции, который был создан для помощи иностранцам 13 января 1876 года. По мнению автора статьи, турецкая правовая система была бы более демократичной, если бы произвела рецепцию общего права. Указано, что турецкая рецепция романо-германского права оказала влияние на арабские государства. В Турции отсутствует суд присяжных, кандидаты на должности судей Конституционного суда Турции выдвигаются Ассоциацией юристов Турции, иностранцы не допускаются в представительстве в судах. В Турции утвердилась адвокатская монополия.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых в современной российской литературе попыток рассмотреть историю развития турецкой адвокатуры.
Ключевые слова: адвокатура, Турция, рецепция романо-германского права, кияс, адвокатская монополия, гонорар успеха, суд присяжных, государственная служба, допуск иностранцев к адвокатуре.
Yunusov A.S., Kaznaev A.O. ADVOCACY IN TuRKEY
Purpose: The study of the history and characteristics of the legal profession in the Republic of Turkey in order to highlight the stages, their characteristics and major trends of their development.
Methodology: Historical-legal, comparative-legal and formally-legal method was used.
Results: This paper addresses birth and development of Institute of advocacy of Turkey. Institute of advocacy had been established to help foreigners by the 13 of January 1876. Turkish legal system will have been more democrated if he has accepted common law. Turkish reception of civil law have influenced to Arab states. The Turkish court system does not recognize the concept of a jury. The candidates for posts of judges of the constitutional Court of Turkey is being nominated by the Association of lawyers of Turkey. Foreigners are not allowed in the representation in courts. The right to be represented is owning by only professional representatives of the Association of lawyers of Turkey.
Novelty/originality/value: The article possesses high scientific value as is one of the first attempts to consider the history of the development of the Turkish legal profession in contemporary Russian literature.
Keywords: advocacy law, Turkey, reception Roman-Germanic law, Qiyas, civil service, admission of foreign bars, concept of a jury, Constitutional Court.
история Турецкой адвокатуры. В 1874 году в Турции был издан «Регламент, касающийся иностранцев, желающих заниматься адвокатурой при общих гражданских, принадлежащих к АИЫат adlie, судах» [23]. Адвокатами могли быть лица без диплома об образовании, которые подвергались испытанию в области права. Желающие заниматься адвокатурой, ведением гражданских дел в качестве представителя интересов иностранцев должны были привести доказательства того, что не были подвергнуты обесчещивающим наказаниям. Адвокат участвовал только в гражданском процессе, выступал как представитель, а не как защитник, в уголовном процессе. Таким образом, изначально адвокатура в Османской империи была создана для помощи иностранцам [14].
13 января 1876 года считается днем рождения национальной адвокатуры Турции. Эта дата
связана с принятием отдельного регламента об адвокатуре. Адвокат вводился и для граждан империи. В России днём рождения национальной адвокатуры считается 20 ноября 1864 года - дата, связанная с «Учреждением Судебных установлений» [17, 19].
Адвокатура в Турции вводилась по-европейски. Адвокаты разделялись на три разряда: одни могли выступать перед всеми судами, другие - перед судами первой и второй инстанции, а третьи - только перед судами первой инстанции. Здесь прослеживается схожесть с адвокатурой Англии (барристеры и солиситоры) с более высокой градацией. От каждого кандидата в адвокатуру требовалось высшее юридическое образование, причем лица, получившие его не в Константинополе, а за границей, подвергались проверочному испытанию. Гонорар определял-
ся таксой и мог быть требуем по суду. Ежегодно адвокаты должны были брать у особой комиссии свидетельства на право ведения дел. Дисциплинарная власть принадлежала совету, состоящему из председателя, вице-председателя и четырех членов. Все они избирались адвокатами из своей среды, причем ежегодно половина их выходила в отставку [109].
Регламент 1876 года ограничил занятие адвокатурой, поскольку требовалось, чтобы стороны на суде были представлены либо своими родственниками, либо лицами, обладающими адвокатскими дипломами, выданными министерством юстиции. Адвокатура перестала быть «свободной профессией».
В 1887 году был произведен возврат к старой системе, т. е. к свободным занятиям адвокатурой [23]. Опубликованное в «Djeridei Muhekim» решение гласило: «Точно так же, как каждому представлены свобода и право защищать свои интересы на суде, так и свобода эта предоставляется и в выборе доверенных лиц для защиты этих интересов, независимо от обладания этими лицами дипломом на занятие адвокатурой». Владимир Паппафава критикует сложившуюся систему: «С того момента, как адвокатура сделалась свободной профессией, сословия дипломированных адвокатов в истинном смысле этого слова повсеместно, исключая Константинополь и крупные торговые центры, не существует. Вследствие этого правительство сняло с себя ответственность перед защищающим свои права населением, ибо государство, допускающее в качестве толкователей закона и защитников права определенных лиц, берет на себя тем самым и моральную ответственность за их образ действий.
Так как ввиду общего чрезвычайно шаткого положения Турции правительство брать на себя этого рода гарантий не может, свобода адвокатской профессии покажется, пожалуй, желанной, меньшим из зол. Мы же безусловно отвергаем положительность этой организации; ограничение свободы не должно, конечно, выливаться в форму numerus clausus, против которого мы энергично протестуем, а должно заключаться в правительственном наблюдении за обучением будущих толкователей закона, в требовании известного образовательного ценза от адвокатов и в решимости отстранений от представительства чьих-либо интересов на суд лиц, называемых vulgo, подпольными ходатаями».
К началу XX века в Турции существовали наряду с оттоманскими судами также консульские суды, разбирающие дела между иностранцами,
и смешанные, состоящие из трех турецких судей и двух иностранных заседателей (assesseurs) и ведающие тяжбами между гражданами Османской империи и иностранцами. При обоих судах функционировали адвокаты-иностранцы, имеющие право вести дела также и в коммерческих судах [10]. Правовая система предоставляла возможность отстаивать свои права всем. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион (являлся студентом Стамбульского университета) считал, что палестинские евреи должны и могут бороться за свои интересы через государственные правовые институты империи [8].
После кемалистской революции 1920-1923 гг. новое турецкое государство начало использовать кодексы и законы европейских стран - Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Гражданский кодекс Турции 1926 г. воспроизводил Гражданский кодекс Швейцарии 1911 г., Уголовный кодекс воспроизводил Уголовный кодекс Италии 1889 г., Уголовно-процессуальный кодекс был заимствован у Германии. Таким образом, Турция в 1926 г. вошла в романо-германскую правовую семью.
Примкнув к романо-германской семье, Турция выбрала более сложный путь рецепции права, так как существовавшее в Османской империи исламское право частично использовало прецедент как источник права. Им являлся Кияс, суждение по аналогии. К тому же наблюдалась схожесть градации адвокатов с традиционной системой Англии. Общее право - важная черта английского общества, которую оно стремилось привить всем. Сегодняшняя ситуация в англоцен-трированном мире создаёт внешние условия для рецепции общего права на основе Кияса в неустоявшихся арабских странах. По мнению профессора И. Йылмаза (Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета), несмотря на введение светского законодательства и на официальный запрет обращаться к мусульманским правовым нормам в начале XX века, исламские и светские законы в Турции неофициально сосуществуют до сих пор [7]. Романо-германское право так и не смогло полностью вытеснить религиозное исламское право. Это косвенно подтверждает вышеназванную догадку.
Важный след в адвокатуре Турции оставил Лютфи Фикри Бей (1872-1934) - председатель Стамбульской коллегии адвокатов, сын губернатора вилайета Косово, выпускник Парижского университета, участник партии «Свобода и согласие». Он был адвокатом журналистов, нелестно написавших о турецкой революции, на первом Национальном трибунале по обвинению в госу-
дарственной измене 8 декабря 1923 года. Журналисты были оправданы, что многим не понравилось. После его смерти 27 июня 1938 года был принят первый закон Турции «Об адвокатуре» № 3499. Контроль был ужесточён, возможно, чтобы оправданий несогласных больше не было.
Низкие темпы развития Турции, авторитет СССР после победы в Великой Отечественной войне, популярность идей исламского социализма в Турции (ориентиром был среди прочего Назым Хикмет) создали почву для перехода страны на сторону СССР. Форма «глубинного государства» по противодействию этому была создана в Турции под видом специального департамента, называемого Турецкое Гладио, Контргерилла, Эр-генекон [5]. 27 мая 1960 года вооружённые силы совершили государственный переворот. Президент Джелаль Баяр предстал перед военным трибуналом. Правление четырех президентов - кадровых военных с 1961 по 1989 год затормозило развитие института адвокатуры и демократические преобразования в стране. В годы правления генерал-полковника Джевдета Суная Закон от 1938 года был заменён. 7 апреля 1969 года Меджлисом был принят Закон № 1136 «Об адвокатуре», действующий и сегодня.
Важным этапом в истории адвокатуры Турции явилось принятие 10 мая 2001 года поправки № 4667. Это изменение закрепило задачей адвокатуры поддерживать «верховенство права и отстаивать и защищать права человека».
закон об организации адвокатуры в Турции. Адвокатскую деятельность Турции регулирует закон № 1136 «Об адвокатуре», состоящий из 13 глав. Сущностный характер адвоката и адвокатуры раскрывает первая глава Закона № 1136 (статьи 1-2). Она подразумевает за адвокатурой одновременно статус государственной службы и независимой профессии. Формулировка «адвокат обладает статусом государственной службы» ведет историю от первого «Закона об адвокатуре» № 3499. Природа этой фразы в том, что адвокат был призван помочь судам и властям в деле защиты закона, государства и законности. Эта установка совпадает с позицией адвоката Н.П. Ка-рабчевского, по которой адвокат служит закону: «Служение закону и морали я считал великой услугой для родины именно у нас в России». С другой стороны, турецкая установка противоречит установке, доминирующей в адвокатском сообществе России, где сегодня первостепенная необходимость - любыми (но только законными) способами защищать своего клиента, и в том числе от государства. «Это в советские времена из ад-
воката очень хотели сделать второго прокурора, навязывая ему задачу установления объективной истины как главную» [22].
Процесс принятия в адвокатуру Турции, требования к лицу, претендующему на приобретение статуса адвоката, регулирует вторая глава Закона № 1136 (статьи 3-10). Турецкий меджлис предъявляет менее жесткие требования по стажу к лицу, претендующему на приобретение статуса адвоката в Турции, в сравнении с Россией. Лицо, желающее стать адвокатом, должно иметь стаж юридической работы один год (статья 15 Закона об Адвокатуре Турции), для сравнения: в России - два года. Вопрос определения стажа, порядок прохождения стажировки в российском законе менее нормирован [12, 13]: турецкий адвокат поставлен в более жесткие условия - в четвертой главе Закона № 1136 (статьи 15-27) указаны сроки и правила прохождения стажировки, порядок прикрепления к адвокатскому бюро и вопросы оплаты стажера.
Кандидаты в адвокаты должны быть турецкими гражданами, выпускниками турецких юридических школ (если обучение на юриста происходило за рубежом, необходимо сдать разницу предметов в соответствии с турецкой программой), пройти стажировку, желательно проживать на территории той региональной ассоциации, куда подаётся заявление; не иметь других препятствий для занятия адвокатской деятельностью, изложенных в законе об Адвокатуре (статья 3).
Лицо, удовлетворяющее этим условиям, вправе обратиться в коллегию адвокатов за приобретением этого статуса (статья 6 Закона об Адвокатуре Турции). Коллегия в течение месяца должна дать ответ. Если решение дано в течение срока, запрос адвоката не считается отклоненным (конклюдентные действия). Неполучение ответа в течение месяца означает отклонение запроса коллегией. В этом отличие работы адвокатских коллегий Турции от российских: молчание означает отказ. Российское законодательство требует известить кандидата о решении (неважно, положительное оно или отрицательное). Адвокат в течение 15 дней после месячного срока вправе обжаловать решение в Ассоциации адвокатов Турции (статьи 7, 8 Закона об Адвокатуре Турции).
Условия, при наличии которых лицу запрещено быть адвокатом (Уаэак На11ег), оговорены в третьей главе Закона № 1136 (статьи 11-14). Вопросы вступительных испытаний в адвокатуру регулирует пятая глава Avukatllk Slnavl Закона об адвокатуре Турции (статьи 28-33). Права и обязанности адвоката закреплены в шестой главе
Avukatin Hak ve Ödevleri Genel Закона об Адвокатуре Турции (статьи 34-65). Седьмая глава Baro Levhasi ve Avukatlar Listesi (статьи 66-75) регулирует вопросы списков бюро и реестров адвокатов. Адвокатам разрешается практиковать закон в любой точке страны, если он есть в реестре одного региона. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» также допускает это.
Восьмая глава Barolar делится на две части: первая разъясняет общие положения адвокатского бюро (статьи 76-78), вторая (статьи 79-108) посвящена органам управления адвокатского бюро. Установлено требование, что при создании бюро должно объединять минимум 30 юристов в провинции.
Вопросы деятельности Ассоциации адвокатов Турции регулирует девятая глава Türkiye Barolar Birligi Закона № 1136 Турции. Она состоит из двух частей: общие положения (статьи 109-112) и органы ассоциации (статьи 113-133). Ассоциация адвокатов Турции является организацией, созданной с участием всех региональных коллегий адвокатов (статья 109 Закона об Адвокатуре Турецкой республики). Она была создана в 1969 году с принятием действующего Закона № 1136 об Адвокатуре. С момента основания сменилось восемь президентов Ассоциации адвокатов Турции. На 13 декабря 2007 года в 77 региональных адвокатских ассоциациях Турции было зарегистрировано 55000 адвокатов [15]. На начало 2016 года их количество возросло до 78 тысяч адвокатов в 79 адвокатских ассоциациях.
Дисциплинарные меры и санкции в отношении адвокатов оговорены в десятой главе Disiplin i§lem ve Cezalari (статьи 134-162) Закона № 1136. Адвокаты, совершившие проступки, несоизмеримые с этикой профессионального поведения, подвергаются различным видам санкций. Это предупреждение, выговор, штраф от 11 до 150 тысяч турецких лир, временное отстранение от исполнения обязанностей адвоката (не более чем на три года), исключение из списков адвокатов и лишение звания адвоката (статья 135 Закона об Адвокатуре Турецкой республики). Право на защиту турецких адвокатов реализовано путем уведомления в письменной форме адвоката о вмененном проступке, по крайней мере за десять дней до рассмотрения проступка комиссией (статья 137 Закона об Адвокатуре).
Одиннадцатая глава Avukatlik Sözlegmesi (статьи 163-175) регулирует вопросы соглашения об оказании юридической помощи. В ст. 164 Закона «Об адвокатской деятельности» указано, что гоно-
рар адвоката всегда представляет собой денежное вознаграждение и регулируется в соглашении об оказании юридической помощи.
Двенадцатая глава Adli Muzaharet (статьи 176-181) регулирует вопросы юридической поддержки (Adli yardim), адвокатского вознаграждения (avukatlik ucretlerini) и других расходов, покрывающих издержки адвоката. В Турции существует минимальный тариф на услуги адвоката - минимальный процент от суммы иска, определяющий размер гонорара [15]. Адвокат не вправе договариваться с доверителем о более низком вознаграждении. Общее правило: чем выше сумма иска, тем ниже процент, определяющий минимальный гонорар. Минимальный гонорар не зависит от успешного завершения процесса и выплачивается по окончании работы адвоката. Максимальный гонорар может составлять до 25 % от суммы иска.
Если в соглашении с доверителем вообще не указан размер гонорара, то суд сам назначает вознаграждение, оценивая объем работы и успех адвоката в процессе.
Закон предоставляет адвокатам право на заключение pactum de quota litis, т. е. предусматривает возможность договориться с клиентом о так называемом гонораре успеха. При этом должны быть соблюдены следующие требования к гонорару: не меньше законодательно установленного минимального тарифа на адвокатские услуги; не превышает 25 процентов от суммы иска и выплачивается в денежной форме.
Тринадцатая глава ^e§itli Hukumler (статьи 182-198) регулирует прочие вопросы и положения (^e§itli Hukumler), не вошедшие в главы 1-12. Это вопросы страховых взносов адвоката, коллективного страхования адвокатов, пенсионного обеспечения адвоката и другие.
связь адвокатуры Турции с судебной властью. Ассоциация адвокатов Турции связана с органом конституционного надзора. Специальным органом конституционного надзора является Конституционный суд. Он состоит из 11 основных и 4 резервных членов. Их избирает президент из числа кандидатов, выдвигаемых Высшим кассационным судом (два основных и два резервных), Государственным советом (два основных и один резервный), Военным кассационным судом, Высшим военным административным судом, Счетным судом, Высшим советом по образованию (по одному основному), адвокатурой (три основных и один резервный) [11]. Членами суда могут быть назначены юристы с 15-летним стажем работы в судах или адвокатуре в возрасте не моложе 40 лет.
В России назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации - прерогатива Совета Федерации по представлению кандидатур президентом страны. Федеральная палата адвокатов России к этому отношения не имеет, что, безусловно, снижает её влияние в обществе в сравнении с Ассоциацией адвокатов Турции.
Адвокатура Турции, приглашаемая быть избранной в Конституционной суд, сохраняет некую эмпирическую связь с адвокатурой Византии, долгое время располагавшейся в Анатолии. Ведь именно на этой территории уже в V веке адвокаты впервые получили высокое признание власти, будучи приглашены императором Юстинианом к участию во всех составах комиссий по кодификации законодательства [17]; правители именно Византии как Восточной части Римской империи инициировали принятие законодательных актов, в соответствии с которыми адвокатура, бывшая до того свободной профессией, получила условия доступа к осуществлению адвокатской деятельности и организационное устройство.
Другие аспекты судебной системы, оказывающие влияние на адвокатскую деятельность Турции. Рассмотрение дел в турецких судах сегодня (кроме мелких) коллегиальное. Суда присяжных в Турции не существует [21]. На взгляд автора, отсутствие суда присяжных в Турции - отрицательный момент. По словам адвоката Генри Резника, в России суд присяжных прославил страну. В 1956 году сэр Патрик Девлин заявил, что первым шагом тирана к абсолютной власти будет подчинение парламента, а вторым - отмена суда присяжных, поскольку он есть «живое доказательство свободы народа».
Отличием между турецким и российским судом является также то, что в России многие дела прекращаются на стадии следствия. У адвокатов это называется «разрушить дело». Если адвокат приступает к делу с первого дня и видит, что никаких доказательств нет, то, возможно, он сможет «сломать» его. В Турции этого делать нельзя, дело можно прекратить только в суде [4].
Количество заключённых на 100000 жителей в Турции в два раза меньше, чем в России, и составляет 212 человек (2015) [3]. Учитывая переполненность турецких тюрем, можно сделать один из следующих выводов: либо обвинительный уклон в турецких судах меньше, либо адвокаты лучше защищают своих клиентов, либо в Турции население более законопослушно и совершает меньше преступлений, или преступления не регистрируются. В России количество заключенных
на 100000 жителей составляет 463 человека, что меньше, чем в 2006 году (611 человек). В Турции наблюдается обратная динамика: в 2006 году был 91 заключенный на 100000 жителей [6]; в 2015 году их количество резко увеличилось почти в 2,5 раза и составило 212 человек.
Говоря о представленности адвокатских образований России и Турции в международных организациях, стоит отметить, что есть общая проблема «игнорирования». На начало 2016 года США представлены в наиболее авторитетной Международной ассоциации юристов (International Bar Association), где большинство составляют адвокаты, восьмью организациями, Великобритания -11 (включая коронное владение остров Мэн), Австралия - восьмью, Бельгия - четырьмя. Турция представлена в Международной ассоциации юристов тремя организациями: Союз турецких юристов, Анкара (Union of Turkish Bars), Ассоциация юристов Анкары (Ankara Bar Association), Ассоциация юристов Стамбула (Istanbul Bar Association). Россия представлена также тремя организациями: Международный Союз (Содружество) адвокатов (International Union (Commonwealth) of Advocates), Москва; Московская палата адвокатов; Федеральная палата адвокатов, Москва. Можно сделать вывод, что уровень централизации в России чуть выше, чем в Турции, это находит отражение и в работе адвокатского сообщества. Адвокатские палаты Санкт-Петербурга и других регионов (кроме Москвы) не представлены в Международной ассоциации юристов.
Турецкая республика была одной из первых стран, ратифицировавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Меджлис Турции ратифицировал конвенцию 18 мая 1954 года. По дате ратификации Турцию обогнали Великобритания (08.03.1951), ФРГ (05.12.1952), Дания (13.04.1953), Ирландия (25.02.1953), Исландия (29.06.1953), Люксембург (03.09.1953), Норвегия (15.01.1952) и Швеция (04.02.1952) [20]. По числу жалоб на душу населения, переданных судейским составам, первые места в 2013 г. занимают Сербия, Черногория, Хорватия и Молдавия. Эстония находится на 12 месте, Украина - на 5-м, Латвия - на 15-м, Россия (8,6 заявлений на 1000 человек) - на 21-м. В Турции 7 заявлений на 1000 человек [1]. Последние места занимают Испания, Дания, Великобритания, Ирландия. Таким образом, можно сделать вывод, что специализация адвокат-представитель в Европейском Суде по правам человека в Турции, как и в России, очень актуальна.
Формы адвокатских образований в Турции. Статья 44 Закона об Адвокатуре Турции предоставляет возможность адвокатам работать совместно в одном бюро, аналоге российской коллегии адвокатов (ауп1 btiroda), а также возможность работать в форме адвокатского партнерства (ауикаАЛ ойакк^). На наш взгляд, эти формы адвокатских образований напоминают адвокатские образования 50-80-х годов ХХ века Франции. Французские адвокаты могли работать в собственных кабинетах (бюро) или в составе адвокатского товарищества, действующего на основании договора о сотрудничестве, экземпляр которого передавался в совет ордена адвокатов [10].
Проблема допуска иностранных граждан к адвокатской деятельности. Несмотря на то, что исторически, с изданием в 1874 году «Регламента, касающегося иностранцев, желающих заниматься адвокатурой при общих гражданских, принадлежащих к АЬЫат adlie, судах» [23], адвокатура в Турции была создана изначально для иностранцев, сегодня иностранные адвокаты по общему правилу не допускаются к практике в Турции, за исключением случаев сотрудничества с турецкими адвокатами с целью улучшения инвестиционного климата в стране.
Проблема допуска иностранных граждан к адвокатской деятельности возникает из-за взаимосвязи с политикой безопасности. Уязвимость геополитического положения влияла на процесс принятия внешнеполитических решений. Традиционное восприятие регионального окружения, доминировавшее в Турции на протяжении десятилетий, было основано на ощущениях опасности, недоверия, страха, подозрений, антагонизма и враждебности. Это обусловило формирование парадокса безопасности: «Хотя Турция обладает второй по величине армией в НАТО, она живет в постоянной атмосфере опасности. Это глубоко секьюритизированная страна, в которой безопасность преобладает над всеми иными соображениями и во многом определяет политическую и общественную жизнь страны. В каком-то смысле и Турецкая Республика, и турецкий народ являются историческим воплощением самого понятия безопасности, которое возникло на основе исторического прошлого страны и продолжает оставаться под его влиянием» [2].
«Адвокатская монополия» в законодательстве россии и Турции. Адвокат в Турции - элемент судебной системы, представляет независимую защиту (статья 1 Закона об Адвокатуре). Эта формулировка, введенная законом № 4667 в 2001 году, утвердила адвокатскую монополию.
В целом ряде зарубежных стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Израиль, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия), как и в Турции, к представительству в судах допускаются только профессиональные представители. Решением юридических и правовых вопросов, их разъяснением в суде может заниматься только адвокат, состоящий в адвокатской палате (статья 35 Закона об Адвокатуре Турецкой республики).
Именно адвокатской монополией объясняется количество адвокатов в Турции - 78 тысяч адвокатов в 79 адвокатских ассоциациях адвокатов на конец 2015 года.
В Турции сначала было увеличено количество адвокатов, а потом введена адвокатская монополия. Исходя из этого сценария, можно сделать вывод, что адвокатская монополия готовится к внедрению в России. Согласно программе «Юстиция» соотношение адвокатов, имеющих действующий статус, к населению РФ к 2020 году планируется увеличить с 0,05 % до 0,1 %. Тот факт, что в большинстве случаев юридическую помощь и представительство в Российской Федерации оказывают люди, которые не считаются адвокатами или, по меньшей мере, не зарегистрированы в указанном качестве, - уникальная особенность российской правовой системы. Формирование параллельной юридической профессии за рамками адвокатуры, пользующейся официальным признанием, привело в России к нестабильности, при которой в большинстве случаев юридическая помощь оказывается в условиях нормативно-правового вакуума [18].
Пристатейный библиографический список
1. Annual Report 2013. ЕСПЧ, 2014 (англ.). С. 200-201.
2. Aydin M. Securitization of History and Geography: Understanding of Security in Turkey // Journal of Southeast European and Black Sea Studies. 2003. Vol. 3. № 2. P. 163.
3. Highest to Lowest - Prison Population Rate (англ.) [Электронный ресурс]. URL: http://www. prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison_population_ rate?field_region_taxonomy_tid=All.
4. Моя профессия - адвокат [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestiturkey.com/mo-professi-advokat-2315h.htm.
5. Sazak Derya. 'Ozel Harp', TSK'nin otoritesini de sarsti (Turkish), Milliyet (9 января 2006 года).
6. Walmsley Roy. World Prison Population List (Seventh Edition) (PDF) (October, 2006) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kcl.ac.uk/depsta/law/research/ icps/downloads/world-prison-pop-seventh.pdf.
7. Ylmaz I. Secular law and the emergence of unofficial turkish islamic law // Middle east J. Wash., 2002. Vol. 56. № 1. P. 113-131.
8. Бар-Зохар М., Бен-Гурион И. / пер. с иврита Сима Векслер; под общ. ред. Якова Цура. Тель-Авив: Яков Пресс, 1985.
9. Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Ч. 1. Очерк всеобщей истории адвокатуры. СПб., 1893. С. 65.
10. Власов И.С., Пульянов В.З. Организация адвокатуры в зарубежных странах. М.: ВНИИСЗ Минюста СССР, 1972.
11. Волошин В. Визит в Турецкую республику. Диалог судебных систем // Судебный вестник Московской области. 2009. № 4 (Октябрь-декабрь). С. 5.
12. Кантюкова И.Т. Правовой статус помощника и стажера адвоката по законодательству Украины // Евразийская адвокатура. 2015. № 2 (15). С. 25-31.
13. Кантюкова И.Т. Правовое положение помощника и стажера адвоката по законодательству Республики Казахстан // Евразийская адвокатура. 2015. № 1 (14). С. 22-25.
14. Конгин А.И. Адвокатура как правовой институт гражданского общества // Образование и право. 2015. № 7 (71). С. 19-24.
15. Магута П. Адвокатура четырех морей // Новая адвокатская газета. 2007. 13 дек.
16. Макаров С.Ю. Адвокатура Византии в V-XI веках: эволюция статуса адвоката, организация адвокатуры, участие адвокатов в кодификации законодательства // Адвокатская практика. 2015. № 3. С. 44-53.
17. Макаров С.Ю. Создание присяжной адвокатуры в России в результате судебной реформы 60-х годов XIX века: либеральное отношение консервативного государства // VII Международная научно-практическая конференция «Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее (Кутафинские чтения)»: сборник докладов. М., 2015. С. 20-23.
18. Международная комиссия юристов взглянула со стороны на российскую адвокатуру [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.ru/review/view/124293/.
19. Поспелов О.В. Формы адвокатских образований: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
20. Ратификация «Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод» странами-участницами [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrosud.ru/ ratifikaciya.htm.
21. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3-е изд. М.: Норма, 2001. С. 780-790.
22. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 144.
23. Суд и адвокатура в Турции / D-r Wladimir Pappa-fava; пер. О.Б. Фукса. Харьков: Рус. типо-лит., 1909. С. 48.
References (transliterated)
1. Annual Report 2013. ESPCh, 2014 (angl.). S. 200-201.
2. Aydin M. Securitization of History and Geography: Understanding of Security in Turkey // Journal of Southeast European and Black Sea Studies. 2003. Vol. 3. № 2. P. 163.
3. Highest to Lowest - Prison Population Rate (angl.) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.prisonstud-ies.org/highest-to-lowest/prison_population_rate?field_ region_taxonomy_tid=All.
4. Moja professija - advokat [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.vestiturkey.com/mo-professi-advokat-2315h.htm.
5. Sazak Derya. 'Özel Harp', TSK'nin otoritesini de sarsti (Turkish), Milliyet (9 janvarja 2006 goda).
6. Walmsley Roy. World Prison Population List (Seventh Edition) (PDF) (October, 2006) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kcl.ac.uk/depsta/law/research/icps/ downloads/world-prison-pop-seventh.pdf.
7. Ylmaz I. Secular law and the emergence of unofficial turkish islamic law // Middle east J. Wash., 2002. Vol. 56. № 1. P. 113-131.
8. Bar-Zohar M., Ben-Gurion I. / per. s ivrita Sima Ve-ksler; pod obshh. red. Jakova Cura. Tel'-Aviv: Jakov Press, 1985.
9. Vas'kovskij E.V. Organizacija advokatury. Ch. 1. Ocherk vseobshhej istorii advokatury. SPb., 1893. S. 65.
10. Vlasov I.S., Pul'janov V.Z. Organizacija advokatury v zarubezhnyh stranah. M.: VNIISZ Minjusta SSSR, 1972.
11. Voloshin V. Vizit v Tureckuju respubliku. Dialog sudebnyh sistem // Sudebnyj vestnik Moskovskoj oblasti. 2009. № 4 (Oktjabr'-dekabr'). S. 5.
12. Kantjukova I.T. Pravovoj status pomoshhnika i stazhera advokata po zakonodatel'stvu Ukrainy // Evra-zijskaja advokatura. 2015. № 2 (15). S. 25-31.
13. Kantjukova I.T. Pravovoe polozhenie pomoshhnika i stazhera advokata po zakonodatel'stvu Respubliki Kazah-stan // Evrazijskaja advokatura. 2015. № 1 (14). S. 22-25.
14. Kongin A.I. Advokatura kak pravovoj institut grazhdanskogo obshhestva // Obrazovanie i pravo. 2015. № 7 (71). S. 19-24.
15. Maguta P. Advokatura chetyreh morej // Novaja advokatskaja gazeta. 2007. 13 dek.
16. Makarov S.Ju. Advokatura Vizantii v V-XI vekah: jevoljucija statusa advokata, organizacija advokatury, uchastie advokatov v kodifikacii zakonodatel'stva // Advokatskaja praktika. 2015. № 3. S. 44-53.
17. Makarov S.Ju. Sozdanie prisjazhnoj advokatury v Rossii v rezul'tate sudebnoj reformy 60-h godov XIX veka: liberal'noe otnoshenie konservativnogo gosudarstva // VII Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferen-cija «Sudebnaja reforma v Rossii: proshloe, nastojashhee, budushhee (Kutafinskie chtenija)»: sbornik dokladov. M., 2015. S. 20-23.
18. Mezhdunarodnaja komissija juristov vzgljanula so storony na rossijskuju advokaturu [Jelektronnyj resurs]. URL: http://pravo.ru/review/view/124293/.
19. Pospelov O.V. Formy advokatskih obrazovanij: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2008.
20. Ratifikacija «Evropejskoj Konvencii po pravam che-loveka i osnovnyh svobod» stranami-uchastnicami [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.evrosud.ru/ratifikaciya. htm.
21. Reshetnikov F.M. Pravovye sistemy stran mira: Jen-ciklopedicheskij spravochnik. 3-e izd. M.: Norma, 2001. S. 780-790.
22. Smolenskij M.B. Advokatskaja dejatel'nost' i advokatura Rossijskoj Federacii. Rostov n/D: Feniks, 2004. S. 144.
23. Sud i advokatura v Turcii / D-r Wladimir Pappafava; per. O.B. Fuksa. Har'kov: Rus. tipo-lit., 1909. S. 48.