Научная статья на тему 'Адвокатская тайна'

Адвокатская тайна Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1365
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адвокатская тайна»

в) быть согласованной с доверителем;

г) не противоречить закону.

Сформулированная история должна соответствовать выбранным процессуальным целям '.

В этой связи выработка позиции по конкретному уголовному делу — это фактическая и юридическая оценка событий и действий, являющихся предметом судебного рассмотрения. Это формирование доказательственной базы и подготовка контраргументов, опровергающих позицию противной стороны.

А.М. Пшуков,

аспирант МГЮА

АДВОКАТСКАЯ ТАЙНА

Нельзя говорить о проведении глубокого, полноценного исследования адвокатской тайны, если не провести всесторонний анализ самого понятия «тайна». Тайна — сложное, специфическое, самобытное явление, которое сочетает в себе разноплановые характеристики. Тайну нужно рассматривать как единство ее субъективного содержания (информация) и объективной формы существования (правовой режим).

Информация — это нематериальное отображение окружающего нас мира, а также результат интеллектуальной деятельности человека по анализу и переработке этого отображения. В свою очередь тайну (нечто скрываемое) невозможно оценивать только лишь как составляющую часть информации в отрыве от того воздействия, которое оказывает правообладатель на ее обращение. В случае, когда закон прямо не указывает на необходимость ограничения доступа к информации или субъект не принимает каких-либо мер по защите информации и допускает возможность обнародования, нельзя говорить о принадлежности этой информации к тайне2.

Тайной в правовом смысле этого слова не может быть информация, по отношению к которой обладатель хоть и предпринял меры, направленные против ее утечки, но законом прямо предусмотрен запрет на ее сокрытие. То же самое относится и к информации (скрываемой), которая лишена сущностной ценности, а ее режим — смысла в силу широкой известности

1 Воскобитова Л.А., Лукьянова И.Н., Михайлова Л.П. Адвокат: навыки профессионального мастерства. М., 2006. С. 171.

2 Бондарь И.В. Тайна по российскому законодательству, проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2004. С. 23.

этих сведений В данном случае один лишь только режим ограничения доступа не дает нам оснований относить эту информацию к тайне.

Говоря о тайне как о комплексном явлении, необходимо отметить то, что ею охватывается достаточно широкий круг разнородных общественных отношений, возникающих в различных сферах деятельности личности, общества и государства. Содержание же любой конкретной тайны заключается в том, что в качестве ее предмета всегда выступают сведения, не предназначенные для широкого круга лиц, а их разглашение может повлечь различного рода нежелательные последствия для правообладателя либо иного владельца такой тайны2.

С. Ожегов в своем Словаре русского языка трактует тайну как нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет 3. В свою очередь, В. Даль рассматривает тайну в узком и широком смысле, в широком смысле — кто чего не знает, то для него и тайна, все скрытое неизвестное, неведомое, а в узком смысле тайна — нечто скрываемое, хранимое, что скрывают от кого либо с намерением таить4.

Нужно сказать, что содержанием адвокатской тайны является информация, доверенная адвокату и предназначенная только для него, именно доверенная, так как информацией, полученной от доверителя, зачастую не располагают даже члены его семьи, т.е. фактически самые близкие люди, и раскрывает он эту информацию отнюдь не для ее разглашения.

Без адвокатской тайны нет адвокатуры. Этот тезис не принято подвергать сомнению по причине его очевидности. Без наличия адвокатской тайны невозможно построить доверительные отношения с клиентом — доверителем — это обязательное, существенное и необходимое условие адвокатской деятельности.

Вопрос о том, можно ли доверять адвокату, носит настолько обобщенный характер, что его следует считать краеугольным для судьбы адвокатуры как явления. От ответа на этот вопрос зависит все: и отношение к адвокатуре в целом, и отношение к каждому из адвокатов в частности. Отношение со стороны доверителей, отношение со стороны коллег, со стороны властей и со стороны общества в целом5. Почему вообще возник такой вопрос? Можно ли хотя бы на минуту допустить, что адвокату нельзя доверять? Ведь доверие есть суть профессии адвоката. Потому и называются люди, которым адвокаты оказывают помощь, доверителями6. Доверительные начала отно-

1 Там же.

2 Пермяков М.В. Категория «тайна» в системе правового регулирования: Автореф дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 12.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. С. 683.

4 Даль В. Толковый словарь. М.: 1955. Т. 4. С. 386.

5 Воробьев А. В. Можно ли доверять адвокату // Адвокатура. Государство. Общество: Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции / Отв. ред. Ю. С. Пилипенко, С.И. Володина. М.: Новая юстиция. 2006. С. 80.

6 Там же.

шения адвоката и клиента — основа адвокатской деятельности. Вся работа адвоката строится на отношениях доверия с клиентом. Уберите доверие, и адвокатская профессия умрет '. Известно, что ни один человек не станет открывать свои тайны, если не будет уверен в их сохранении, тем более, если такие тайны могут быть обращены ему во вред. Подумайте, доверили бы вы информацию, часто компрометирующую, доказывающую вашу вину, человеку, в котором вы не уверены? Думаю, нет. А человеку, который приходит к адвокату за помощью и рассказывает обстоятельства дела, часто необходимо именно это доверие, уверенность в том, что человек, сидящий напротив — адвокат, сохранит все то, что вы сообщите ему, в тайне. Это и есть суть отношений адвоката и доверителя. Именно поэтому все правовые системы признают и законодательно защищают институт адвокатской тайны.

Адвокатская тайна часто приравнивается к тайне исповеди. Известна старая притча о том, как к настоятелю храма подошли с вопросом: «Что Вы сделаете, если узнаете от исповедующегося, что он замыслил совершить преступление?» — «Постараюсь отговорить его от неразумного шага». — «Но не доложите властям?» — «Нет». — «А если это преступление совершено в Вашем храме и преступник сознался, что подлил яд в вино, которым Вы будете угощать прихожан после исповеди?» — «И тогда его имени никто не узнает». — «Значит, люди попробуют отравленного вина?» — «Нет, люди его не вкусят. Я буду в этот раз настолько неуклюж, что опрокину отравленную чашу»2.

В России на сегодняшний день не стоит вопрос о необходимости существования адвокатской тайны, вопрос стоит о ее пределах. Интерес к проблемам доверительных отношений между адвокатом и клиентом, к адвокатской тайне существенно возрос в России в силу развития гражданского общества, создания правовых механизмов, призванных реально защитить права и свободы гражданина. Адвокатская тайна, являясь привилегией гражданина и основой доверия к адвокатской профессии, священна и абсолютна. Это корень адвокатской деятельности. В отношении адвокатской тайны не может быть никаких исключений, установленных границ, и она должна защищаться всеми известными праву способами, как самими адвокатами, так и государством. «Между защитником и тем, кто в тревоге и тоске от грозно надвинувшегося обвинения обращается к нему в надежде на помощь, — писал А. Ф. Кони, — устанавливается тесная связь доверия и искренности. Защитнику открываются тайники души, ему стараются объяснить свою виновность или свое падение и свой, скрываемый от других, позор такими подробностями личной жизни и семейного быта, по отношению к которому слепая Фемида должна быть и глухой»3.

1 Адвокатская тайна / Под ред. В.Н. Буробина. М.: Статут, 2006. С. 32.

2 Там же.

3 Кони А.Ф. Общие черты судебной этики // Традиции адвокатской этики. М.: Пресс, 2004. С. 153.

Так, И.Я. Фойницкий, признавая адвокатскую тайну, считал, что закон поступается интересами правосудия и ставит выше их этические интересы адвокатской тайны '.

Определение термина «адвокатская тайна» неоднозначно и по сей день вызывает полемику.

В литературе дискутировалась, по существу, лишь одна экстремальная, но, прямо скажем, не очень жизненная ситуация: как поступить адвокату, если клиент сообщил ему о преступлении. Но не о совершенном ранее, а подготовленном, которое еще только должно совершиться. Чего ради, в самом деле, подзащитный будет делиться с адвокатом информацией о готовящимся преступном акте, если сам не желает его предотвратить? В общем, совсем недавно, перефразируя известную фразу Ильфа и Петрова, можно было сказать: адвокатская тайна есть, вопроса — нет 2.

По нашему мнению, заслуживает признания мнение М.Ю. Барщевско-го: «С того момента, когда клиент переступил порог юридической консультации, адвокатской фирмы, бюро, все дальнейшее составляет предмет адвокатской тайны. Сам факт обращения к адвокату — уже профессиональная тайна. Суть просьбы клиента, содержание первичной консультации — это тоже предмет адвокатской тайны. Более того, если даже первоначально к адвокату обратился не сам будущий клиент, а кто-либо из его родственников, с которыми впоследствии никакого соглашения о ведении дела не заключалось, общее правило остается неизменным — вся информация, полученная от этого родственника, даже сам факт его обращения суть адвокатской тайны».

Более того, в понятие адвокатской тайны следует включить не только информацию и факты, ухудшающие положение обвиняемого, но и все иные данные, которые по каким-либо соображениям последний рассчитывал скрыть от органов дознания, предварительного следствия и суда, а также информацию, которая в целом способна улучшить положение обвиняемого (подозреваемого), но обнародование которой адвокат, исходя из тактики защиты, считает преждевременным.

В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», исходя из ст. 8 которого адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Также в данной статье запрещается допрос адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием; запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и

1 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб.: Альфа, 1996. С. 250.

2 Резник Г М. To knock or not to knock (стучать или не стучать) // Адвокатская тайна / Под ред. В.Н. Буробина. М.: Статут, 2006. С. 6.

следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) без судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению, или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под любыми сведениями, на наш взгляд, понимается любая информация независимо от источника и способа ее получения, а также вне зависимости от того, какой вид юридической помощи оказывается. Адвокат не обязан отчитываться перед кем бы то ни было о формах и способах оказания юридической помощи, о том, какие сведения находятся в его распоряжении и каким способом он намеривается их использовать.

Адвокатская тайна в качестве объекта охраны упоминается в п. 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 1.

В ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятом 31 января 2003 г. Всероссийским съездом адвокатов, указывается, что доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении тайны. Профессиональная тайна адвоката представляет собой иммунитет доверителя, предоставленный последнему Конституцией Российской Федерации. Профессиональная тайна является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени. Адвокат не может быть освобожден от обязанности хранить адвокатскую тайну никем, кроме доверителя. Без согласия доверителя адвокат вправе использовать сообщенные ему доверителем сведения в объеме, который адвокат считает разумно необходимым для обоснования своей позиции при рассмотрении гражданского спора между ним и доверителем, или для своей защиты по возбужденному против него дисциплинарному производству или уголовному делу.

Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на:

1. Факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей.

2. Все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу.

1 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

3. Сведения, полученные адвокатом от доверителей.

4. Информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи.

5. Содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных.

6. Все адвокатское производство по делу.

7. Условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем.

8. Любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов РФ решением от 10 декабря 2003 г. (Протокол № 4) приняла Рекомендации по обеспечению адвокатской тайны и гарантии независимости адвоката при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности. Перечень сведений, которые составляют адвокатскую тайну, в данных Рекомендациях в сравнении с перечисленными в Кодексе профессиональной этики адвоката несколько расширен и конкретизирован.

В соответствии с п. 2 Рекомендаций предметом адвокатской тайны являются:

1. Сам факт обращения к адвокату, характер и содержание оказываемой ему юридической помощи.

2. Любые сообщенные адвокату сведения из личной, семейной, интимной, общественной, служебной, хозяйственной и иных сфер деятельности доверителя.

3. Любые документы, личные записи и иные письменные, аудио- и видеоматериалы, информация на электронных носителях, полученные от доверителя или иным способом в связи с оказанием юридической помощи.

4. Сведения, полученные адвокатом в результате его участия в закрытых судебных заседаниях, за исключением содержания судебных актов, подлежащих публичному оглашению.

5. Принадлежность доверителя к формальным и неформальным профессиональным, религиозным, общественным и иным объединениям граждан.

6. Любые другие сведения, связанные с оказанием юридической помощи, несанкционированное разглашение которых может нанести вред законоохраняемым правам и интересам доверителя, адвоката и других лиц.

7. Предание гласности сведений, сообщенных ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, возможно лишь с согласия доверителя и только в целях наилучшего обеспечения прав и интересов лица.

Очень важное значение по данному вопросу имеет Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав ст. 7, 29, 128 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в котором суд определил незыблемость и общеобязательность адвокатской тайны, а также невозможность производства обыска в служебном помещении адвоката или адвокатского образования без принятия специального судебного решения1.

Относительно данного Определения Президент Федеральной адвокатской палаты РФ Е. Семеняко в интервью Российской газете высказал мнение, что «состоявшееся определение Конституционного Суда касается принципиального вопроса деятельности защитника — адвокатской тайны, то есть конфиденциальности отношений доверителя и адвоката в рамках выполнения им профессиональных обязанностей по оказанию юридической помощи. Это основной и фундаментальный принцип и обязанность адвоката, который должен соблюдаться и адвокатами, и всеми участниками правоприменительной деятельности»2.

Рассмотреть все аспекты адвокатской тайны в рамках одной публикации не представляется возможным, но важность данной темы для рассмотрения и исследования бесспорна, так как без доверительного характера взаимоотношений между защитником и подзащитным существование адвокатуры немыслимо. Актуальность исследования данной проблемы подтверждается и последними событиями в аэропорту Домодедово, когда у адвокатов М. Ходорковского и П. Лебедева — К. Масколенко, Ю. Шмидта, Е. Бару, К. Ривкина и Л. Сайкина при досмотре багажа тщательно изучалось адвокатское досье и даже делалась видеозапись. Этот беспрецедентный случай является прямым и грубым нарушением адвокатской тайны и самого права на защиту. Доверитель, доверяя свои тайны адвокату, должен быть уверен, что адвокат не разгласит и не использует ему во вред доверенные тайны и другие сообщенные ему сведения. Если будет иначе, то к адвокату перестанут обращаться за юридической помощью, что в свою очередь приведет к снижению законности и ослаблению гарантий прав личности.

Представляется, что без адвокатской тайны немыслимо и само существование адвокатуры, а без адвокатуры нельзя говорить об охране правопорядка.

1 Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав ст. 7, 29, 128 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Рос. газ. 2005. 8 нояб.

2 Интервью с Е. Семеняко // Рос. газ. 2005. 8 нояб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.