Научная статья на тему 'АДВОКАТ ПО УГОЛОВНЫМ И АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ. УКРЕПЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АДВОКАТА'

АДВОКАТ ПО УГОЛОВНЫМ И АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ. УКРЕПЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АДВОКАТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ АДВОКАТА / ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА / ПРАВОПОРЯДОК / ЗАПРОС АДВОКАТА / НЕЗАВИСИМОСТЬ АДВОКАТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамидова Л.Т.

Вопрос о юридической природе института адвокатуры сохраняет актуальность на протяжении всей ее истории. Адвокатура - это институт гражданского общества, профессиональное объединение юристов, созданное на добровольной основе с целью оказания квалифицированной юридической помощи. Укрепление законности и обеспечение правопорядка - функция государства, для которой оно создает соответствующий аппарат и правоохранительные органы. Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, утверждается в Конституции Республики Узбекистан[138]. В укреплении законности особую роль имеет адвокатура. Отношения между государством и адвокатурой должны строиться на принципе равноправных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE LAWYER. STRENGTHENING THE INDEPENDENCE OF ATTORNEY

The question of the legal nature of the institution of the bar remains relevant throughout its history. The bar is a civil society institution, a professional association of lawyers established on a voluntary basis to provide qualified legal assistance. Strengthening the rule of law and ensuring the rule of law is a function of the State, for which it creates an appropriate apparatus and law enforcement agencies. All citizens of the Republic of Uzbekistan have the same rights and freedoms and are equal before the law without distinction of sex, race, nationality, language, religion, social origin, beliefs, personal and social status, as stated in the Constitution of the Republic of Uzbekistan . The legal profession has a special role in strengthening the rule of law. Relations between the State and the legal profession should be based on the principle of equal subjects.

Текст научной работы на тему «АДВОКАТ ПО УГОЛОВНЫМ И АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ. УКРЕПЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АДВОКАТА»

Хамидова Л. Т., магистр Ташкентский Государственный юридический Университет

АДВОКАТ ПО УГОЛОВНЫМ И АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ.

УКРЕПЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АДВОКАТА

Аннотация: Вопрос о юридической природе института адвокатуры сохраняет актуальность на протяжении всей ее истории. Адвокатура - это институт гражданского общества, профессиональное объединение юристов, созданное на добровольной основе с целью оказания квалифицированной юридической помощи. Укрепление законности и обеспечение правопорядка - функция государства, для которой оно создает соответствующий аппарат и правоохранительные органы. Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, утверждается в Конституции Республики Узбекистан 138. В укреплении законности особую роль имеет адвокатура. Отношения между государством и адвокатурой должны строиться на принципе равноправных субъектов.

Ключевые слова: адвокатура, специальность адвоката, верховенство закона, правопорядок, запрос адвоката, независимость адвоката

Abstract: The question of the legal nature of the institution of the bar remains relevant throughout its history. The bar is a civil society institution, a professional association of lawyers established on a voluntary basis to provide qualified legal assistance. Strengthening the rule of law and ensuring the rule of law is a function of the State, for which it creates an appropriate apparatus and law enforcement agencies. All citizens of the Republic of Uzbekistan have the same rights and freedoms and are equal before the law without distinction of sex, race, nationality, language, religion, social origin, beliefs, personal and social status, as stated in the Constitution of the Republic of Uzbekistan . The legal profession has a special role in strengthening the rule of law. Relations between the State and the legal profession should be based on the principle of equal subjects.

Keywords: legal profession, lawyer's specialty, rule of law, law and order, lawyer's request, lawyer's independence

В современном мире трудно представить себе справедливое правосудие без участия адвоката, так как участие адвоката сопутствует правильному и всестороннему изучению материалов дела, а так же принятию справедливого приговора (решения). Кто такой адвокат? Адвокат - это и защитник, и

138 Конституция Республики Узбекистан (Газета «Народное слово» от 15.12.1992 г., № 247 (438)

представитель, который на основании принципа верховенства закона осуществляет квалифицированную юридическую помощь по защите законных прав и интересов физического и юридического лица.

После обретения независимости в Республике Узбекистан кардинально возросло значение таких категорий как «права человека», «законность», «верховенство права», «правопорядок», в результате чего в обществе сформировались повышенные требования к профессии юриста.

С чем ассоциируется адвокатура - с тем, что адвокат в своей профессиональной деятельности осуществляет защиту прав и интересов граждан в соответствии с действующим законодательством страны.

Со времени провозглашения независимости в Республике Узбекистан очень много внимания уделяется институту адвокатуры. Начиная с 2016 года по 2020 годы были внесены семь дополнений и изменений в Законы Республики Узбекистан «Об адвокатуре» и «О гарантиях адвокатской деятельности о социальной защите адвоката». Кроме этого, был издан Указ Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2018 года «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов», где сказано: За последние годы в стране в качестве важнейшей составной части судебно-правовых реформ осуществлена значительная работа по повышению роли и значения адвокатуры, являющейся одним из эффективных институтов обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц139.

В данном Указе особая роль отведена адвокатуре, в частности: Последовательно реализованы меры, направленные на организацию должного функционирования принципа состязательности сторон на всех стадиях судопроизводства, создана необходимая законодательная база для осуществления профессиональной деятельности адвокатов.

Вместе с тем анализ показывает, что адвокатура все еще не смогла превратиться в надежный правозащитный институт, пользующийся доверием у населения, имеется ряд факторов, препятствующих полной реализации прав адвокатов и не способствующих оказанию ими качественной юридической помощи. В их числе:

первое, отдельными работниками органов дознания и предварительного следствия допускается воспрепятствование доступу адвокатов к своим доверителям (подзащитным) по формальным причинам, действующие механизмы рассмотрения жалоб адвокатов в подобных ситуациях не обеспечивают эффективное предотвращение случаев воспрепятствования адвокатской деятельности;

второе, запросы адвокатов, направляемые в различные организации для эффективной защиты прав и интересов физических и юридических лиц, во многих случаях игнорируются, прежде всего должностными лицами государственных органов, не определены конкретный порядок и сроки

139 Указ Президента Республики Узбекистан УП-5441 от 12.08.2018 г.

рассмотрения запроса адвоката, ответственность за представление заведомо ложной или недостоверной информации140.

При изучении данного указа мы сталкиваемся с действительной реальностью. Со стороны некоторых сотрудников органов дознания и предварительного следствия происходят препятствия - в допуске к материалам уголовного дела для изучения, допуске самому адвокату для встречи с подзащитным, а иной раз со стороны сотрудников идёт попытка получения некоторых сведений, касающихся непосредственно самого подзащитного, которые стали известны в ходе беседы адвоката со своим подзащитным. В некоторых случаях при предоставлении адвокатом удостоверения и ордера, полученного на основания соглашения, откланяются в встрече, мотивируя тем, что у подзащитного уже имеется адвокат по назначению органов дознания, либо подзащитный отказался от защиты его прав и законных интересов данного адвоката. А как же неприкосновенность адвоката, предусмотренная статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности адвокатов и социальной защиты адвокатов»... Независимость адвоката обеспечивается: неприкосновенностью адвоката;

запрещением требовать разглашения адвокатской тайны; ответственностью за вмешательство в дела, находящиеся в производстве адвоката, либо за нарушение неприкосновенности адвоката:

предоставлением ему со стороны государства гарантий адвокатской деятельности и социальной защиты141. Кроме этого, согласно части первой статьи 26 Конституции Республики Узбекистан.Каждый обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты142, а так же согласно частям первой и второй пункта 3 Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19.12.2003 года № 17...Право на защиту обеспечивается во всех стадиях уголовного судопроизводства.

По закону (статьи 24, 64 УПК) все государственные органы и должностные лица, ответственные за производство по уголовному делу (дознаватель, следователь, прокурор, судья), обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому предоставленные ему права и создать реальные условия для использования им своего права на защиту143. Данная норма приведена и в статье 6 Закона Республики Узбекистан «Об оперативно -розыскной деятельности».. .Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и их работники обязаны точно соблюдать и

140 Указ Президента Республики Узбекистан УП-5441 от 12 мая 2018 года

141 Закон Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности адвокатов и социальной защиты адвокатов»

142 Конституция Республики Узбекистан

143 Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан

исполнять требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и других актов законодательства.

Отступление от точного соблюдения и исполнения законодательства при осуществлении оперативно -розыскной деятельности является нарушением законности и влечет за собой установленную ответственность. Законодатель устанавливает неприкосновенность адвоката и право на защиту подозреваемого, обвиняемого и подсудимого Законом. Было бы целесообразно некоторым сотрудникам действовать в соответствии с требованиями данного закона144.

Отдельно хотелось бы дать оценку на «адвокатский запрос». Запрос адвоката осуществляется адвокатом в соответствии со статьей 71 Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре». Анализируя данную статью, мы видим в частях четвертой и пятой следующее... В случае предоставления адвокатом документа, свидетельствующего о начале дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства по делу, указанная в запросе информация (документы) должны быть представлены не позднее трех рабочих дней145, но в действительности данный срок порой увеличивается до пятнадцати дней. ссылаясь сотрудниками государственных органов на сроки, предусмотренные Законом Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» (часть первая статьи 19. Заявление или жалоба рассматривается в течение пятнадцати дней со дня поступления в государственный орган) 146 . Не выполнение со стороны сотрудников государственных и иных органов приводит к получению санкции, предусмотренной статьей 1971 Кодекса Об административной ответственности Республики Узбекистан. Воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката, выразившееся в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении заведомо ложной либо недостоверной информации (документов) на запрос адвоката, а также воздействие в какой бы то ни было форме на адвоката с целью воспрепятствовать его участию в деле либо добиться вынужденного занятия им позиции, противоречащей интересам доверителя (подзащитного)147.

В запросе адвоката должны быть указаны:

.фамилия, имя, отчество физического лица или наименование

148

юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. .

Согласно части первой статьи 9 этого же закона мы видим следующее . Адвокат обязан хранить адвокатскую тайну. Предметом адвокатской тайны является сам факт обращения доверителя (подзащитного) к помощи адвоката, вопросы, по которым доверитель (подзащитный) обратился за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных

144 Закон Республики Узбекистан «Об оперативно-розыскной работы»

145 Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре»

146 Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц»

147 Кодекс Об административной ответственности Республики Узбекистан

148 Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре»

доверителем (подзащитным) от адвоката, все иные сведения, касающиеся содержания бесед адвоката с доверителем (подзащитным). Кроме этого, данное действие предусмотрено статьей 15 Правил профессиональной этики адвокатов Республики Узбекистан...Адвокатская тайна применяется в отношении:

факта обращения доверителей (подзащитных) к адвокату, в том числе

149

их имен и наименований.149

Тот же самый запрос, сделанный сотрудником прокуратуры, предусмотренный статьей 6 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре» является обязательным для исполнения, а именно.. .Требования прокурора, предъявленные в пределах его компетенции, о представлении документов, материалов и других сведений, проведении ревизии, проверок, выделении специалиста, явке в прокуратуру и даче объяснений по поводу выявленных нарушений закона, об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также о соблюдении закона обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления органами прокуратуры своих функций, представляются по их требованию безвозмездно.

Обжалование требований прокурора не приостанавливает их исполнение150. Мы не говорим о приравнивании института адвокатуры к прокуратуре, мы говорим о соблюдении законодательства, касающегося адвокатуры. Государство гарантирует, что бы адвокаты могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от препятствий и неоправданного вмешательства; не подвергались судебному преследованию или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой.

Изучая и анализируя данные нормативно-правовые акты, касающиеся независимости адвоката и непосредственное соответствие требованиям вышеуказанных норм, мы пришли к следующим выводам:

Неукоснительного выполнения со стороны дознания требований, предусмотренным в Уголовно-процессуальном Кодексе Республики Узбекистан в части, касающееся полномочиям защитника в отношении со своими подзащитными (подозреваемыми, обвиняемыми и подсудимыми);

Увеличить переодичность повышения квалификации в части внесенных изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Узбекистан в части видео-фиксирования отказа задержанного (подозреваемого, обвиняемого) от защитника, а так же в момент задержания объяснить его права, предусмотренные в статьях 46 и 48Уголовно-процессуального Кодекса Республики Узбекистан, предусмотренные в части второй статьи 31 Закона Республики Узбекистан «Об органах внутренних

149 Правила профессиональной этики адвокатов Республики Узбекистан

150 Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре»

дел» . Подготовка и переподготовка профессиональных кадров для органов внутренних дел, повышение квалификации сотрудников осуществляются, как правило, образовательными учреждениями Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, за исключением специальностей, не преподаваемых в этих учреждениях151... не только при поступлении, а каждый год;

При подачи адвокатом адвокатского запроса неукоснительного выполнения со стороны государственных и иных органов своевременного предоставления ответа на запрос адвоката, предусмотренным в Законе Республики Узбекистан «Об адвокатуре».

Использованные источники:

1. Конституция Республики Узбекистан. (Газета «Народное слово» от 15.12.1992 г., № 247 (438); Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3-4, ст. 27; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., №12/1, ст. 343; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 152; 2008 г., № 52, ст. 510; 2011 г., № 16, ст 159; 2014 г., № 16, ст. 176; 2017 г., № 14, ст. 213, № 22, ст. 406, № 35, ст. 914; Национальная база данных законодательства, 16.10.2018 г., № 03/18/498/2051; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47, Национальная база данных законодательства, 06.03.2019 г., № 03/19/527/2706, 05.09.2019 г., № 03/19/563/3685; 09.02.2021 г., № 03/21/670/0089, 09.02.2021 г., № 03/21/671/0093);

2. Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» № 349-1 от 27.12.1996 г. (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 2, ст. 48; 2001 г., № 1-2, ст. 23; 2003 г., № 5, ст. 67; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 280; 2008 г., № 52, ст. 514; 2009 г., № 39, ст. 423; Национальная база данных законодательства, 12.10.2018 г., № 03/18/497/2044; 16.01.2019 г., № 03/19/516/2484; 24.05.2019 г., № 03/19/542/317, 11.09.2019 г., № 03/19/566/3734)

3. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» ЗРУ 721-1 от 25 декабря 1998 г.;

4. Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 9-10, ст. 168; 2003 г., № 5, ст. 67; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., №2 6, ст. 249; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2008 г., № 39, ст. 390, № 52, ст. 509; 2011 г., № 16, ст. 160; 2012 г., № 38, ст. 433; 2015 г., № 32, ст. 425; 2016 г., № 39, ст. 457; 2017 г., № 13, ст. 194, № 24, ст. 487, № 37, ст. 978; Национальная база данных законодательства, 17.10.2017 г., № 03/17/448/0126, 05.04.2018 г., № 03/18/470/1005, 24.07.2018 г., № 03/18/486/1559; 09.01.2019 г., №03/19/512/2435, 16.01.2019 г., № 03/19/516/2484, 24.05.2019 г., № 03/19/542/317, 13.11.2019 г., №

151 Закон Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел»

03/19/583/4016, 25.12.2019 г., № 03/19/597/4193; 23.01.2020 г., № 03/20/603/0071);

5. Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» № ЗРУ-378 от 03.12.2014 г. (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 49, ст. 578);

6. Закон Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел» № ЗРУ-407 от 16 сентября 2016 г. (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 38, ст. 438; 2017 г., № 24, ст. 487, № 37, ст. 978, Национальная база данных законодательства, 24.05.2019 г., № 03/19/542/317, 2019 г., № 2, ст. 47, 05.09.2019 г., № 03/19/563/3685, 11.09.2019 г., № 03/19/566/3734; 30.10.2019 г., № 03/19/575/3972; 25.12.2019 г., № 03/19/597/4193)

7. Кодекс Об административной ответственности Республики Узбекистан ШрБ: //1ех.и2/ёосБ/97661

8. Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан № 17 от 19.12.2003 г.

9. ПРИЛОЖЕНИЕ N 8 к решению II Конференции Палаты адвокатов РУз от 27.09.2013 г. Правила профессиональной этики адвокатов Республики Узбекистан. https://1ex.uz/ Законодательство РУз / Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба / Адвокатура /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.