Научная статья на тему 'Адренореактивность системного и регионального кровообращения после однократного охлаждения'

Адренореактивность системного и регионального кровообращения после однократного охлаждения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
A COLD / ADAPTATION / SYSTEM PRESSURE / ADRENORECEPTORS / HEART / ARTERIES / NORADRENALINE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ананьев В. Н., Ананьева О. В., Потапова Т. В., Ипполитов И. В., Мирюк М. Н.

In work the comparative quantitative analysis adrenoreactance of system and regional blood circulation for 1st, 10th, 30th day cold adaptations is resulted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ананьев В. Н., Ананьева О. В., Потапова Т. В., Ипполитов И. В., Мирюк М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS ADRENOREACTANCE OF SYSTEM AND REGIONAL BLOOD CIRCULATION DURING THE VARIOUS PERIODS OF ADAPTATION TO LOW TEMPERATURES

In work the comparative quantitative analysis adrenoreactance of system and regional blood circulation for 1st, 10th, 30th day cold adaptations is resulted.

Текст научной работы на тему «Адренореактивность системного и регионального кровообращения после однократного охлаждения»

АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ СИСТЕМНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОСЛЕ ОДНОКРАТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

Ананьев В.Н., Ананьева О.В., Потапова Т.В., Ипполитов И.В., Мирюк М.Н., Ипполитов Е.В., Аникиев А.В.

Институт медико-биологических проблем РАН,

123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, 76-а

В результате исследования было установлено, что после однократного охлаждения максимально возможная прессорная реакция системного давления на норадреналин уменьшилась с Рм=157,2 мм.рт.ст. в контроле до Рм=133,3 мм.рт.ст. (рис. 1). Для определения чувствительности прессорной реакции системного давления с норадреналином прямая, характеризующая группу животных после однократного охлаждения, была экстраполирована до пересечения с осью абсцисс, что позволило получить параметр 1/К=0.06, который был таким же, как в контрольной группе. Откуда доза (К), вызывающая 50% от максимально возможного эффекта (Pm) была К=16,6 мкг/кг.

Рис. 1 . Повышение артериального давления кролика на норадреналин в двойных обратных координатах в

контрольной группе (№) и после однократного охлаждения (1-ДЕНЬ). По оси абсцисс: от пересечения с осью ординат направо - доза препарата в обратной величине (1/мкг.кг); ниже в круглых скобках - доза препарата в прямых величинах (мкг.кг); от пересечения с осью ординат налево - величина чувствительности взаимодействия (1/К) рецепторов с миметиком, а обратная ей величина отражает сродство (К мкг.кг) рецепторов к миметику. По оси ординат: обратная величина перфузионного давления (1/Рм); прямая величина (Рм) мм.рт.ст. -пропорциональна количеству активных рецепторов. Крестики- достоверные различия к контролю (№) (+ P<0.05), а звездочки (*) - недостоверные различия к контролю.

Таким образом, можно сделать вывод, что после однократного охлаждения чувствительность (1/К) прессорной реакции системного давления к норадреналину не изменилась, но снизилась максимально возможная прессорная реакция (Pm) на 15%, снизилась эффективность (Е) реактивности системного давления на 48%. В результате на все исследуемые дозы норадреналина преобладала прессорная реакция системного давления в контрольной группе, только на дозу 1 мкг/кг достоверных различий не было.

Рис. 2 . Повышение перфузионного давления артериального русла задней конечности кролика на норадреналин в двойных обратных координатах в контрольной группе (№) и после однократного охлаждения.

Исследование реактивности артерий кожно-мышечной области задней конечности к норадреналину после однократного охлаждения (рис. 2) показало противоположные изменения чувствительности (1/К) и максимально возможной реакции (Рм) по сравнению с системным давлением. Количество активных альфа-адренорецепторов в артериях конечности увеличилось с Рм=172 мм.рт.ст. в контроле до Рм=345 мм.рт.ст. после однократного охлаждения, то есть количество активных рецепторов увеличилось в 2.0 раза по сравнению с контрольной группой. А чувствительность альфа-адренорецепторов к норадреналину уменьшилась в 4 раза с 1/К=1.2 в контроле до 1/К=0.3 после однократного охлаждения. В результате отмечаются следующие изменения перфузионного давления на введение возрастающих доз норадреналина: на низкие дозы норадреналина (0.125-

1.0 мкг/кг) преобладает прессорная реакция контрольной группы в результате большей чувствительности (в 4 раза в контроле ) альфа-адренорецепторов; с увеличением дозы норадреналина уже с 2.0 и до 3.0 мкг/кг большим становится прессорный эффект у животных после однократного охлаждения исключительно за счет увеличения количества активных (Pm) альфа-адренорецепторов в 2 раза. Сравнительный анализ реактивности системного давления и тонуса артерий кожно-мышечной области задней конечности к возрастающим дозам норадреналина показал, что после однократного охлаждения реактивность изменилась как за счет изменения чувствительности, так и за счет изменения максимально возможной величины прессорной реакции. Чувствительность прессорной реакции артерий кожно-мышечной области была снижена на 75%, а чувствительность системного давления не изменилась. Максимально возможная прессорная реакция в артериях кожно-мышечной области увеличилась на 75%, а системного давления снизилась на 15%. В результате эффективность реактивности системного давления и артерий конечности к норадреналину была одинаково на 48% меньше величин контрольных групп. Эта стабилизация эффективности ниже нормы на 48% была достигнута гораздо меньшим напряжением регуляторных механизмов системного давления, так как в региональных артериальных сосудах задней конечности чувствительность (1/К) уменьшилась в 4 раза при одновременном увеличении максимально возможной величины прессорной реакции (Рм) в 2 раза.

АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ СИСТЕМНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ НА 10-й ДЕНЬ ХОЛОДОВОЙ АДАПТАЦИИ

После 10-и дней холодовой адаптации (рис. 3) максимально возможная прессорная реакция артериального давления на норадреналин уменьшилась с Рм=157 мм.рт.ст. в контроле до Рм=76,9 мм.рт.ст. , т.е. уменьшилась на 51%. Чувствительность же прессорной реакции системного давления на норадреналин увеличилась с 1/К=0.06 в контроле до 1/К=0.2 после 10-и дней холодовой адаптации, т.е. увеличилась на 233%. Таким образом можно сделать вывод, что после 10-и дней адаптации к холоду чувствительность (1/К) прессорной реакции системного давления к норадреналину увеличилась в 2,33 раза, но снизилась максимально возможная прессорная реакция (Pm) в 2,04 раза, в результате эффективность (Е) реактивности системного давления к норадреналину достоверно не отличалась от контрольной группы.

(мкг.кг) (20) (15) (12) (9) (7) (5) (3.0) (1.0)

Рис. 3 . Повышение артериального давления кролика на норадреналин в двойных обратных координатах в

контрольной группе (N) и после 10-дней холодовой адаптации.

Поэтому, можно сделать заключение, что прессорная реакция артериального давления на норадреналин после 10-и дней холодовой адаптации на низкие дозы была больше чем в контрольной группе, на средние дозы не отличалась от контроля, а на высокие дозы становится уже меньше контрольной группы.

После 10-и дней холодовой адаптации максимально возможная прессорная реакция артериального русла кожномышечной (рис. 4) области задней конечности достоверно не отличалась от контроля и была Рм=153.84 мм.рт.ст. (Pm=172.41 мм.рт.ст. контрольной группы). Чувствительность альфа-адренорецепторов к норадреналину увеличилась на 50% с 1/К=1.2 в контроле до 1/К=1.8 после 10-дневного охлаждения. В результате отмечаются следующие изменения перфузионного давления на введение возрастающих доз норадреналина: на более низкие дозы норадреналина (с 0.125 мкг/кг до 1.0 мкг/кг ) достоверно (P<0.01) больше был прессорный эффект артерий у животных после 10-дневной холодовой адаптации, по сравнению с контрольной группой, что связано с увеличением чувствительности альфа-адренореактивности на норадреналин. На дозы с 1.5 до 3.0 мкг/кг достоверных отличий величин перфузионного давления на норадреналин после 10-дневной адаптации к холоду не выявлено.

Рис. 4 . Повышение перфузионного давления артериального русла задней конечности кролика на норадреналин в двойных обратных координатах в контрольной группе (N) и после 10-дней холодовой адаптации Сравнительный анализ реактивности системного давления и тонуса артерий кожно-мышечной области задней конечности к возрастающим дозам норадреналина показал, что после 10-дней адаптации к холоду реактивность

изменилась в большей степени за счет изменения чувствительности (1/К), чем за счет изменения максимально возможной величины прессорной реакции (Рм). Чувствительность прессорной реакции (1/К) системного давления была больше контроля на 233%, а тонуса артерий больше контроля только на 50%. Максимально возможная прессорная реакция (Рм) в артериях кожно-мышечной области была меньше контроля на 10%, а системного давления меньше контроля на 51%. В результате эффективность (Е) реактивности системного давления к норадреналину на 10-й день адаптации к холоду соответствовала норме, а артерий конечности была на 58% больше контроля. Таким образом, было установлено, что стабилизация эффективности реактивности системного давления к норадреналину на 10-й день холодовой адаптации гораздо выше, чем реактивность тонуса артерий задней конечности к норадреналину.

АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ СИСТЕМНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОСЛЕ 30-и ДНЕЙ ХОЛОДОВОЙ АДАПТАЦИИ

После 30-и дней холодовой адаптации (рис. 5) максимально возможная прессорная реакция артериального давления на норадреналин уменьшилась с Рм=157 мм.рт.ст. в контроле до Рм=102 мм.рт.ст., т.е. уменьшилась на

Рис. 5 . Повышение артериального давления кролика на норадреналин в двойных обратных координатах в

контрольной группе (№) и после 30-дней холодовой адаптации.

Чувствительность же прессорной реакции системного давления на норадреналин увеличилась с 1/К=0.06 в контроле до 1/К=0.2 после 30-и дней холодовой адаптации, т.е. увеличилась на 233%. Таким образом можно сделать вывод, что после 30-и дней адаптации к холоду чувствительность (1/К) прессорной реакции системного давления к норадреналину увеличилась в 2,33 раза, но снизилась максимально возможная прессорная реакция (Pm) в 1,54 раза, в результате эффективность (Е) реактивности системного давления к норадреналину была больше контроля на 32%. В результате увеличения чувствительности и снижения максимальной прессорной реакции системного давления прессорная реакция артериального давления на норадреналин после 30-и дней холодовой адаптации на дозы от 1 мкг/кг до 12 мкг/кг была больше чем в контрольной группе, на 15 мкг/кг не отличалась от контроля, а на 20 мкг/кг становится уже меньше контрольной группы.

Рис. 6 . Повышение перфузионного давления артериального русла задней конечности кролика на норадреналин в двойных обратных координатах в контрольной группе (№) и после 30-дней холодовой адаптации

Реактивность артерий кожно-мышечной области задней конечности к норадреналину на 30-й день адаптации к холоду (рис. 6) была меньше контрольной группы, что было обусловлено исключительно уменьшением количества активных адренорецепторов периферических артерий и соответственно уменьшением максимальновозможной прессорной реакцией (Рм) на 20%. Чувствительность (1/К) же прессорной реакции артерий кожномышечной области на 30-й день холодовой адаптации нормализовалась. Сравнительный анализ реактивности системного давления и тонуса артерий кожно-мышечной области задней конечности к возрастающим дозам норадреналина показал, что после 30-дней адаптации к холоду реактивность изменилась в большей степени за счет изменения чувствительности, чем за счет изменения максимально возможной величины прессорной реакции. Чувствительность (1/К) прессорной реакции системного давления была больше контроля на 233%, а артерий конечности не отличалась от контрольной группы. Максимально возможная прессорная реакция (Рм) в артериях кожно-мышечной области была меньше контроля на 20%, а системного давления меньше контроля на 35%. В результате эффективность (Е) реактивности системного давления к норадреналину на 30-й день адаптации к холоду была больше контроля на 32%, а артерий конечности была на 20% меньше контроля. Таким образом, было установлено, что на 30-й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на дозы больше 20 мкг/кг меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы меньше контроля.

В результате можно сделать заключение, что на 30-й день холодовой адаптации системное давление отвечает большей прессорной реакцией на норадреналин по сравнению с контролем, а периферические артериальные сосуды сокращаются меньше на норадреналин чем в контрольной группе.

Исследование адренореактивности системного давления и регионального кровообращения показало, что максимальная чувствительность (1/К) прессорной реакции на норадреналин была у системного давления на 10-й и 30-й день холодовой адаптации, а самая минимальная чувствительность была в периферических артериях после однократного охлаждения. Наибольшей была максимально возможная (Рм) прессорная реакция тонуса сосудов кожно-мышечной области после однократного охлаждения, а наименьшей эта реакция была у системного давления на 10-й день адаптации к холоду. Стабилизация эффективности реактивности к норадреналину системного давления и регионального кровообращения достигается в результате, часто, разнонаправленного изменения показателей чувствительности (1/К) и максимально-возможной (Рм) прессорной реакции в обоих исследуемых регионах кровообращения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Петрова П.Г. Человек в условиях Севера. - М.:КРУК, 1996.- 208 с.

2. Ананьев В.Н., Койносов П.Г., Сосин Д.Г. и др. Адаптация организма к воздействию низких температур. М.: Крук, 1998. -300 с.

3. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.- 347 с.

4. Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода. М., 1957. - 334 с.

5. Данишевекий Г. М. Акклиматизация человека на Севере. М., 1955.- 360 с.

6. Данишевский Г. М. Труд и здоровье на Крайнем Севере. М., 1970.- 219 с.

7. Деряпа Н.Р., Рябинин И.Ф. Адаптация человека в полярных районах земли. Л., Медицина, 1977.- 296 c.

8. Кандрор И. С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере. М., Медицина, 1968.- 280 с.

9. Прикатова М.К. Величина артериального давления и пульса у коренного населения Крайнего Севера. - В сб. материалов 4-й научн. конф. физиологов, биохимиков и фармакологов Зап.- Сиб. объединения, т. 1, Красноярск, 1969, с. 373 - 375.

10. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина, 1984. - 224 с.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

17. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

18. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

20. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

27. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

28. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

29. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

30. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1._____________

COMPARATIVE ANALYSIS ADRENOREACTANCE OF SYSTEM AND REGIONAL BLOOD CIRCULATION DURING THE VARIOUS PERIODS OF ADAPTATION TO LOW TEMPERATURES

Ananev V. N, Ananeva O. V, Potapova T.V., Ippolitov I.V., Mirjuk M. N, Ippolitov E.V., Anikiev A.V.

Institute of medical and biologic problems of the Russian Academy of Sciences,

123007, Moscow, Horoshevsky highway, 76-a

The summary. In work the comparative quantitative analysis adrenoreactance of system and regional blood circulation for 1st, 10th, 30th day cold adaptations is resulted. Keywords: a cold, adaptation, system pressure, adrenoreceptors, heart, arteries, noradrenaline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.