Научная статья на тему 'Адольф Гензельт и его высокопоставленные ученики: великий князь Петр Георгиевич Ольденбургский и барон Михаил Врангель'

Адольф Гензельт и его высокопоставленные ученики: великий князь Петр Георгиевич Ольденбургский и барон Михаил Врангель Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. ФОН ГЕНЗЕЛЬТ / ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ П. Г. ОЛЬДЕНБУРГСКИЙ / БАРОН М. Е. ВРАНГЕЛЬ / РАННЕРОМАНТИЧЕСКАЯ ОПЕРА XIX ВЕКА / A. VON HENSELT / GRAND DUKE P. G. OLDENBURGSKY / BARON M. WRANGEL / 19TH CENTURY EARLY ROMANTIC OPERA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скорбященская О.А.

В центре исследования история взаимоотношений А. фон Гензельта (1814-1889), знаменитого немецкого пианиста, композитора и педагога, работавшего в Петербурге на протяжении пятидесяти лет, с великим князем П. Г. Ольденбургским одним из самых знаменитых учеников маэстро, а также с бароном М. Е. Врангелем. Анализируются документы, сохранившиеся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Рассмотрены первоначальные задания по гармонии и фортепиано, данные Гензельтом великому князю. Восстанавливается история совместной работы А. фон Гензельта с П. Г. Ольденбургским над оперой по пьесе Г. фон Клейста «Кэтхен из Хайльбронна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolf von Henselt and his high-ranking pupils: Grand duke Peter G. of Oldenburg and Michael baron von Wrangell

The focus of the study is the history of the relationship of A. von Henselt (1814-1889), the famous German pianist, composer and teacher who worked in St. Petersburg for fifty years, with the Grand Duke P. G. Oldenburgsky, one of the most famous students of the maestro and with Baron M. Wrangel. The documents preserved in the Department of Manuscripts of the National Library of Russia are analyzed. The initial assignments for harmony and piano, given by Henselt to the Grand Duke, are considered. The story of A. von Henselt’s collaboration with P. Oldenburg on the opera “Cathen from Heilbronn” by G. von Kleist’s play is being restored.

Текст научной работы на тему «Адольф Гензельт и его высокопоставленные ученики: великий князь Петр Георгиевич Ольденбургский и барон Михаил Врангель»

УДК 78.075 АДОЛЬФ ГЕНЗЕЛЬТ

И ЕГО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЕ УЧЕНИКИ: ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ПЕТР ГЕОРГИЕВИЧ ОЛЬДЕНБУРГСКИЙ И БАРОН МИХАИЛ ВРАНГЕЛЬ О. А. Скорбященская1

1 Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, ул. Глинки, 2, Санкт-Петербург, 190000, Россия.

В центре исследования — история взаимоотношений А. фон Ген-зельта (1814-1889), знаменитого немецкого пианиста, композитора и педагога, работавшего в Петербурге на протяжении пятидесяти лет, с великим князем П. Г. Ольденбургским — одним из самых знаменитых учеников маэстро, а также с бароном М. Е. Врангелем.

Анализируются документы, сохранившиеся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Рассмотрены первоначальные задания по гармонии и фортепиано, данные Гензельтом великому князю. Восстанавливается история совместной работы А. фон Гензельта с П. Г. Ольденбургским над оперой по пьесе Г. фон Клейста «Кэтхен из Хайльбронна».

Ключевые слова: А. фон Гензельт, великий князь П. Г. Ольден-бургский, барон М. Е. Врангель, раннеромантическая опера XIX века.

ADOLF VON HENSELT AND HIS HIGH-RANKING PUPILS: GRAND DUKE PETER G. OF OLDENBURG AND MICHAEL BARON VON WRANGELL Olga A. Skorbyashchenskaya1

1 The Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory, 2, Glinki St., Saint Petersburg, 190000, Russian Federation.

The focus of the study is the history of the relationship of A. von Henselt (1814-1889), the famous German pianist, composer and teacher who worked in St. Petersburg for fifty years, with the Grand Duke P. G. Old-enburgsky, one of the most famous students of the maestro and with Baron M. Wrangel.

The documents preserved in the Department of Manuscripts of the National Library of Russia are analyzed. The initial assignments for harmony and piano, given by Henselt to the Grand Duke, are considered. The story of A. von Henselt's collaboration with P. Oldenburg on the opera "Ca-then from Heilbronn" by G. von Kleist's play is being restored.

Keywords: A. von Henselt, Grand Duke P. G. Oldenburgsky, Baron M. Wrangel, 19th century early romantic opera.

Особое положение Адольфа фон Гензельта в музыкальном мире Санкт-Петербурга связано с тем, что он занимал высокий пост придворного пианиста и был учителем всех детей из семьи российского императора Николая I. В 1839 году Гензельт начинает давать уроки фортепиано великой княгине Елене Павловне1 (ставшей его первой ученицей), Александру I и еще трем дочерям императора. В дальнейшем Гензельт также стал учителем детей Елены Павловны.

Как проходили эти уроки, мы знаем из разнообразных воспоминаний. О нервности Гензельта ходили анекдоты. Характерный эпизод вспоминает Юлиус Капп: «Гензельт учил дочь Александра II. Как-то в огромном раздражении от ее игры он бросил на пол ноты. После двух минут молчания принцесса произнесла: "Ну, и кто же их поднимет?". Гензельт тоже помолчал и медленно поднял ноты с пола и положил на рояль» [1, 68].

Среди многочисленных учеников Адольфа фон Гензельта особое место занимает великий князь Петр Георгиевич Ольденбургский, с которым Гензельт занимался с 1839 года, дружил и сотрудничал вплоть до смерти П. Г. Ольденбургского в 1881 году.

Три урока великому принцу

Великий князь (принц) Петр Ольденбургский (1812-1881) — один из самых прогрессивных общественно-политических деятелей в России. Племянник российского императора Павла I, он родился в Германии, но в младенческом возрасте был перевезен в Россию. Оставив военную службу, он стал основателем многих учебных заведений, в том числе — Императорского училища правоведения, в котором учились В. В. Стасов, А. Н. Серов, П. И. Чайковский. Князь был крупнейшим благотворителем в России, патронирующим Мариинскую, Обуховскую, Покровскую больницы для бедных. Наконец, он был поэтом и композитором-дилетантом, покровительствующим Гензельту и распространению немецкой музыкальной культуры в России. Автор более двухсот музыкальных произведений, включая романтическую оперу «Кэтхен из Хайльброна», хоры, две симфонии, камерные сочинения, П. Г. Ольденбургский вызывает изумление своей творческой плодовитостью

1 Елена Павловна — супруга младшего брата императора Николая I, Михаила.

[2, 305]. Стасов вспоминал о нем: «Наш молодой принц дал основное направление Училищу: немецкое, военно-музыкальное» [3, 341].

В 1850-1852 годах П. Г. Ольденбургский вместе с Гензельтом посетил музыкальные столицы Европы: Германию, Англию. Это были последние концерты Гензельта-пианиста, оставшиеся в памяти слушателей, как нечто невероятное. Для молодого принца это, надо полагать, был важный опыт общения с великим музыкантом. Гензельт играл по нотам, принц их переворачивал.

Среди документов Российской национальной библиотеки (далее — РНБ), связанных с Гензельтом, выделяется несколько, отражающих историю его занятий с П. Г. Ольденбургским.

Первый — это рукопись, озаглавленная: «Гензельт Адольф Львович. Risoluto» (4/4; G-dur). Для ф-п. Автограф, карандаш. Черновой набросок на л. 2. рукой П. Г. Ольденбургского. Ф. 177. Ед. хр. № 5 [4].

Тема бравурного характера представляет собой восьмитактовый период повторного строения с полным совершенным кадансом. Ее отличает маршевый ритм, декламационного характера мелодия, начинающаяся тиратным взлетом шестнадцатых и с характерными мотивами восклицаний. Она записана на трех строчках (мелодия — верхняя, аккомпанемент — две нижние), что позволяет отнести ее не к фортепианным темам, а к темам с фортепианным аккомпанементом. Судя по тесситуре, возможно, мелодию Гензельт собирался поручить скрипке или флейте. Возможно, это набросок для будущего концертного произведения. Аккомпанемент основан на элементарной формуле (бас-аккорды) и подчеркнуто прост, хотя патетический характер подчеркнут ритмом болеро (пауза 1/8-2/16-2/8). Почерк размашистый, крупный, нажим сильный, характерный гензельтовский наклон нотных штилей, решительно взмывающие вверх группировочные поперечные линии, подчеркивающие (или даже перечеркивающие) фигурацию. Скоропись в аккомпанементе (повторяющиеся аккорды не выписаны, но только отмечены). Желтоватый двойной лист партитурной бумаги с двенадцатью нотоносцами (использованы только верхние шесть), вытянутый по горизонтали, сложенный пополам по вертикали.

На втором листе характерным мелким почерком П. Г. Ольденбургского написан отрывок пьесы (или учебного задания) в F-dur на 4/4. Хоральная мелодия изложена ровными четвертями и половинными нотами, только в кадансах появляются восьмые. Это похоже на двухголосный диктант или задание по гармонии. Мелодия выписана вся. Басовая линия намечена. Аккорды обозначены цифровкой. Форма

достаточно развернутая: восемь тактов занимает первое предложение, заканчивающееся половинным кадансом на доминанте. Второе предложение длинной в восемь тактов начинается в доминанте, с некоторым разнообразием появляется пунктирный ритм. Во второй половине мелодия модулирует в a-moll. Третье предложение — повтор первого, (первые пять тактов вообще не выписаны, так как совпадают полностью). В последних трех тактах происходит возвращение к основной тональности — F-dur. Вероятно, мелодия была продиктована Ген-зельтом П. Г. Ольденбургскому, так как заметен ее учебный характер. Если предположить, что мелодию сочинил сам принц, то нужно отметить ее образцовый характер. Все правила сочинения соблюдены идеально.

Вопрос, оставшийся без ответа: по какой причине эти два разнородных сочинения совмещены на одном двойном листе? Не хватило бумаги?

Следующий документ называется: «Гензельт. Ständchen» (6/8; Es-dur). Для ф-п. Черновой автограф, карандаш на л. 1 и л. 2 об. гармонические задачи и неизвестный набросок рукой П. Г. Ольденбургского, карандашом. Б. д. Ф. 177. Ед. хр. № 6 [5].

Строение этого документа еще интереснее: на первой и четвертой страницах двойного, вытянутого по горизонтали листа расположены две гармонические задачи и двухголосный набросок пьесы принца Ольденбургского, а на центральном развороте второго и третьего листов — пьеса Гензельта для фортепиано, записанная целиком, с минимальными сокращениями. Пьеса — в трехчастной форме da capo. Партия левой руки представлена волнообразными гаммообразными пассажами, в правой — аккордовый аккомпанемент. Во второй части пассажи перемещаются в правую руку. Потом к ним добавлена мелодия, которую Гензельт требует играть marcato. В четвертом такте вместо нотного текста — словесный (In нрзб. Zirkth. — О. С.), нуждающийся в расшифровке. Возможно, перед нами — небольшой этюд или фортепианное упражнение, которое играл П. Г. Ольденбургский. В таком случае мы видим записанным содержание одного урока принца с Гензель-том: две задачи по гармонии, фортепиано, сольфеджио и композиция.

Следующие документы, очевидно, представляют собой записи отдельных уроков.

Урок первый. Гармония

Гензельт. Задача по гармонии [6]. Мелодия и цифрованный бас. Карандаш, нотная бумага желтоватого цвета, большого формата (А3), вытянутая по вертикали, C-dur, 4/4 (рис. 1).

1 1 1 1 Г ■ 1

■м--- - -4

гЬ ' ] 2. —р—1 1 111

1га -а— о п f 1 ! г 1 д ^ ^

- — =М= - -

Рис. 1. Нотный пример

Очевидно, это задание по композиции и гармонии, которое Ген-зельт давал своему ученику. Судя по характеру этого задания, — это пример самой ранней стадии обучения гармонии принца Ольденбургского.

Урок второй. Композиция

Однострочный отрывок неизвестного произведения в тональности D-dur-h-moll 4/4 [7]. Карандаш, партитурная бумага желтоватого цвета, вытянутая по горизонтали, формата А 3. Нотный текст, вероятно, предназначен для вокального отрывка, так как лиги и штили отмечают вокальную группировку.

На этом рукопись обрывается. Нам только остается гадать, что за произведение было намечено: задание ли это ученику или эскиз самого композитора, так и оставшийся незавершенным? Возможно, это — мелодия будущего вокального произведения, написанного П. Г. Оль-денбургским.

Урок третий. Сольфеджио и фортепиано

Неизвестный набросок 12/8, As-dur, 16 тактов для фортепиано. Черновой автограф; восемь первых тактов рукой П. Г. Ольденбургского; карандаш. На обороте второго листа набросок тех же авторов [8]. Очевидно, это задание по композиции или упражнение по сольфеджио (гармонии). Желтоватый двойной лист нотной бумаги большого формата (А3). Первый лист содержит отрывок — двухголосное изложение темы с цифрованным басом. Тема написана самим принцем.

Гензельт добавил новую тему (для среднего раздела) в Des-dur. Второй голос (бас) не дописан. Проставлен темп — адажио. Просматриваются жанровые контуры баркаролы (12/8), плавная мелодия.

По этому отрывку ясно, как проходили занятия Гензельта с принцем композицией. Мы словно присутствуем при живом творческом диалоге учителя и ученика. Можно сделать и предварительный вывод о различии темпераментов и характеров двух этих личностей. Более мелкий и тщательно выписанный почерк П. Г. Ольденбургского и широкий, размашистый штрих Гензельта отражают и их психотипы: скрупулезно-педантичный — принца; нетерпеливо вспыльчивый, холерический — Гензельта.

Второй и третий лист — пустые. Очевидно, урок, включал в себя только два задания: элементарное сочинение и элементарное фортепиано.

На четвертом листе — еще более любопытный пример их музыкального диалога. Очевидно, каждый записал пример сочинения на одну и ту же тему, вальсовую и элементарную. Она очень напоминает бессмертный вальс «Кружатся, кружатся в вальсе собачки» из сборника пьес для начинающих пианистов, составленного А. Д. Артоболевской (рис. 2) [9].

Ш I

J - J i

-li J I i

H S

p

T

№' ' '

9. Л« ai « Ф • * * % ы

Рис. 2. Нотный пример

Таким образом, возможно, именно Гензельт является автором этого самого популярного фортепианного произведения, мимо которого не прошел никто из занимавшихся фортепиано! Вторая строчка — тот же мотив, но уже с аккомпанементом. Структура этого шестнадцатитактового отрывка — период двухчастного строения с повтором.

Гензельт исправляет некоторые детали гармонизации в первом предложении с основного трезвучия D на D65, D7. Во втором предложении — добавляет модуляцию в параллельный минор, изменяет фактуру аккомпанемента, убирая лишние дублирующие голоса, начинает тему с затакта и, соответственно, сокращает последний такт на четверть. В таком исправленном виде весь отрывок выглядит гораздо профессиональнее. Из робкого наброска ученика он превращается в эскиз, начертанный рукою мастера (рис. 3).

Рис. з. Нотный пример

Впрочем, возможно, перед нами — пример записанного на слух двухголосного диктанта. Об этом говорит разночтение в мелодии и в аккомпанементе в двенадцатом и тринадцатом тактах.

Урок оркестровки (четвертый). И снова — тень Вебера!

Неизвестное произведение для кларнета и валторны [10].

Это набросок развернутого сочинения, которое хочется назвать Дуэтом для кларнета и валторны с аккомпанементом оркестра. Оно написано в ми-мажоре, на 4/4 и начинается с шестнадцатитактового вступления с речитативной перекличкой двух инструментов: никнущим репликам кларнета отвечают призывные кличи валторны. Затем вступает хоральная тема, очень напоминающая арию Агаты из «Фрай-шютца» (Leise-leise). Возможно, это тема будущего туттийного оркестрового отыгрыша (шестнадцать тактов). После него начинается средний раздел в С-dur. Тема проходит у кларнета (шестнадцать тактов), затем — у валторны. Аккомпанемент намечен басовой линией.

Выписаны отдельные линии пассажей. В репризе (снова E-dur) выписаны только арпеджированные пассажи кларнета и валторны, которые, очевидно, должны оплетать хоральную тему. Любопытен пропуск двадцати тактов. Очевидно, Гензельт либо еще не знал, либо, слишком хорошо знал, что здесь будет, и потому не записал.

Без сомнения, это — первоначальный набросок. Об этом говорит и незавершенная запись отдельных линий, и зачеркивания, и беглая скоропись в пассажах. При этом есть вещи, точно услышанные и зафиксированные: тембр (везде обозначенный словами Clar. — кларнет и Corno — валторна), тональность, динамика (проставленные «вилочками»). «Веберовский» характер этого незавершенного сочинения очевиден. Он проявляется и выборе тембров, и в характере мелодики, и в голосоведении.

Судя по простоте, даже элементарности, заданий, мы можем предположить приблизительную дату написания рукописей — около 1839 года, когда Гензельт только начал занятия с молодым принцем П. Г. Ольденбургским. Любопытно, что порядок занятий идет от теории (гармонии) к композиции, и только затем к практике — сольфеджио и фортепиано.

Опера двух авторов: «Кэтхен из Хайльбронна»

В ОР РНБ хранится карандашный автограф оперы «Das Kätchen von Heilbronn» — романтической оперы в трех актах на сюжет пьесы Генриха фон Клейста. Карточка из библиотечного каталога РНБ содержит следующую запись: «Адольф фон Гензельт. "Das Kätchen von Heilbronn" ("Кэтхен из Хайльбронна"). Музыка Принца Ольденбург-ского (?) в записи и обработке А. Л. Гензельта. Эскизы для пения с фортепиано».

Эскизы оперы намечают контур клавира зингшпиля — оперы с разговорными диалогами, в духе ранних немецких романтических

опер Гофмана, Вебера, Маршнера. Можно даже сказать, что тень Ве-бера реет над этой простодушной музыкой, которая с наивностью волшебной сказки трактует ультраромантический средневековый сюжет Генриха фон Клейста2. Только великому основоположнику немецкой романтической оперы удавалось с такой убедительностью соединять бесхитростность материала и усложненность сюжета, простоту народно-песенной основы и изощренность композиторской техники. Но в случае с «Кэтхен из Хайльбронна» контраст между материалом и его разработкой кажется слишком уж явным. Жанровая характерность отдельных номеров оперы (застольной, вальса, марша, хорала) говорит о простоте и даже элементарности музыкального материала. При этом полифоническая проработка мотивов и степень их профессиональной разработки избыточны и не вызваны явной необходимостью. Напрашивается предположение о том, что авторов было двое: один — простодушный дилетант, другой — искушенный мастер. Предварительный анализ текста позволяет заключить, что роль А. Гензель-та в сочинении оперы была решающей. Возможно, именно этим и объясняется то небольшое количество собственных сочинений, которые он написал сам в 1850-е годы.

Познакомимся далее с содержанием книги эскизов из двух тетрадей большого формата (А 4, горизонтально вытянутые). В первой — 17, во второй — 14 листов.

В первой [11] содержатся следующие номера:

С. 3: № 1. Восемь тактов бодрой «застольной песни» (Trinklied) в d-moll. Все ее признаки характерны для жанрового сочинения: мелодия напоминает Grossvater из «Карнавала» Шумана. Аккомпанемент вальсовый, аккорды только намечены, бас (цифрованный) выписан.

На обороте страницы намечен речитатив, вначале — мелодизи-рованный, затем — просто выписан текст.

С. 4. № 2. Бодрая маршеобразная ария (каватина) в B-dur. Мелодия записана, аккомпанемент только намечен в первых двух тактах. Далее выписан только бас (рис. 4).

На обороте — новый номер: дуэт в G-dur без слов. Возможно, это — инструментальный антракт.

2 Действие драмы Генриха фон Клейста (1777-1811) «Кэтхен из Хайльбронна, или испытание огнем» («Käthchen von Heilbronn oder Feuerprobe»; 1807-08) разворачивается в Швабии в XIV веке. Главная героиня, горожанка из Хайльбронна, Кэтхен страстно влюблена в графа Веттера фон Штраля, которому сословные предрассудки не позволяют жениться на ней. Соперница Кэтхен заманивает рыцаря обманом. Но любовь торжествует: Кэтхен оказывается незаконнорожденной дочерью императора, и все заканчивается ее свадьбой с герцогом.

С. 5. № 3. Ария сопрано (главной героини Кэтхен) в g-moll. Andante con moto, 6/8. Выписан мелодический голос, вступление аккомпанемента и далее намечен бас (рис. 5).

С. 6-7. № 4. Намечен трехголосный хор, где голоса вступают имитационно, приводящий к хоралу в конце. Очевидно, это — финал сцены.

С. 8-10. № 5. Сцена. Речитатив, затем — аллегро (марш) в G-dur в трехчастной репризной форме.

h^-fi—-/LP \j> Г.-1 ГП^Г тГ] r~">J~l r.j -

№ TÜ ¿ 3 ! • f 1 3 .f J и ■ I 1 n ^ --*} Ц j ф f * * *! -m ф * ф ф 0 0 0 0 0' ■ ' 1 I

- _ш_ » fa -^-

i _b»* * ■ф—Ф-Ф— * T * —F—P~4-

fr í"1 ш j lr»H !- v\ » ' J i 91 jyi . —i" i J J *f J I 4 it 11 ^ J Ф 1 J I iii I

1 $ =ф=

l: J ь „-. í Г" *

¿ Ч j' \^ [ ¡»' f

Рис. 5. Нотный пример

Между С. 9 и 10 вложен вертикальный листок с наброском четырехголосного хора и инструментального аккомпанемента.

С. 11-15 № 6. — трех-, а затем — четырехголосный хор с оркестровым аккомпанементом.

Вторая тетрадь [12] по внешнему виду аналогична первой, в ней — 14 страниц. На третьей странице и ее обороте — № 1. Баркарола (ария сопрано) на 12/8 в G-dur. Мотив ее — видоизмененный марш из № 5. Аккомпанемент — арпеджированные аккорды con sordini.

С. 4. № 2 — Des-dur^brn инструментальный номер в ритме полонеза (Polacca) с виртуозным солирующим инструментом.

С. 5-7. № 3 содержат шестиголосный хор с аккомпанементом в B-dur.

С. 8 — пропуск.

С. 9. — Трехголосный хор в Des-dur на 4/4.

С. 11. Трехголосный хор на 6/8 в G-dur с аккомпанементом. Очевидно, это — эскиз финала.

Перейдем к предварительным выводам. Окончательно решить вопрос об авторстве оперы на сегодняшний день невозможно. Роль обоих — Гензельта и принца Ольденбургского — настолько велика, что, вероятно, можно было бы считать, что авторами были оба. В отношении «Кэтхен из Хайльбронна» история, вероятно, была примерно такой: принц и Гензельт обсуждали либретто, возможно, сам принц и писал его, затем размечали план и общую драматургию, принц напевал или наигрывал мелодию, Гензельт ее записывал, добавлял аккомпанемент, разрабатывал фактуру. Издательство «Шот-та» в Майнце выпустило клавир в 1860 году. Существовали ли постановки — неизвестно.

Опера была издана под одним именем — Вильгельма Кюне (псевдоним П. Г. Ольденбургского) [2, с. 112], однако, вероятно, ни для кого тайной не было, что одним из ее авторов был Адольф фон Гензельт.

«Просто думай обо мне, как я о тебе...»

Принц П. Г. Ольденбургский был самым способным и самым знаменитым учеником Гензельта. Другим учеником Гензельта, чьи документы также хранятся в ОР РНБ был барон М. Е. Врангель.

Письмо (записка) Гензельта М. Е. Врангелю по-французски. Ф. 177. Ед. хр. 13 [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маленький двойной листочек, сложенный втрое, на внешней стороне адрес: Monsieur W. A. Baron Michel de Wrangle / Henselt/ Сбоку приписка: Exprellant. След от сургуча, которым записка была запечатана.

Текст:

Michinka Douchinka

venez demain dimanche avant

les 2 h. ind (indiquées.?) à 1 1/2 pour

que nous ayons le temps

de répéter encore

nos études surtout

celles en Re bemol

Votre sincère ami Samedi

Henselt

Мишенька, душенька, приходите завтра, в воскресенье, вместо [указанных?] двух часов, в половине второго — для того, чтобы у нас было время еще раз повторить наши этюды, в особенности этюд в ре бемоле.

Ваш искренний друг,

Гензельт.

Суббота

На обороте — приписка:

Monsieur W- le Baron Michel de Wrangel /Henselt/

jouez aussi l'Illusion perdue, et vos autres anciennes [???] en cas de besoin [13].

Играйте также «Утраченную иллюзию»3 и другие ваши старые пьесы в случае необходимости.

Очевидно, перед нами записка, в которой Гензельт договаривается о воскресном дневном концерте, в котором Мишенька Врангель должен принять участие. Такие концерты были часты в 1850-70-е годы и проходили у Гензельта дома (на Кирочной, 8/10). На них он играл сам; часто выступали его ученики. Одна из учениц Гензельта Элла Шульц-Адаевски вспоминает о том, как по воскресеньям собиралась дома у Гензельта «интимная гензельтовская община», перед которой старый мастер без устали играл несколько часов подряд любимых Бетховена, Вебера, «Шопэнга» (как он своеобразно выговаривал) и, конечно, свои прелестные фортепианные жемчужины. «Эти жемчужины были когда-то отмечены Шуманом, Листом, Рубинштейном. Их жадно ловили его благодарные ученики и, особенно, ученицы. Эти жемчужины постепенно растерялись, как угаснет и память об этом выдающемся музыканте-педагоге, посвятившем всю жизнь воспитанию музыкальной России» [14, с. 467].

Мишенька Врангель на тот момент — юный ученик Гензельта4. Он происходил из очень известного рода, был братом баронессы Веры Врангель, известной благодаря своей благотворительной деятельности и основанию Красного Креста в России. Именно к Вере Врангель обратился Ференц Лист, когда ему понадобилось передать отрывок из Ларгетто Гензельта, в качестве подарка к его юбилею. Племянник Михаила Врангеля — известный генерал Петр Врангель, герой Белого движения.

Судя по технической сложности Этюда Des-dur (очевидно, Второго этюда из ор. 2, «Просто думай обо мне...»), в котором широко расположенные арпеджированные фигурации аккомпанемента передаются из правой в левую руку, а над ними грациозно парит октавная мелодия, ясно, что Мишенька Врангель был уже не мальчиком, но

3 Гензельт имеет ввиду, вероятнее всего, свой Экспромт № 3, «Illusion perdue» («Утраченная иллюзия»), ор. 34, b-moll.

юношей с достаточно большой рукой. Вероятно, ему было, как минимум, лет 12-14. Таким образом, занятия могли состояться в промежутке между 1848 и 1855 годами. Учитывая, что Гензельт в 1850-52 годах переживает новый творческий взлет, можно датировать этот документ как раз началом 1850-х годов. Мишенька Врангель, учившийся в Школе гвардейских подпрапорщиков, в эти годы был почти ровесником и, можно предположить, другом сына Гензельта Александра (родившегося в 1839 году и тоже избравшего военную карьеру). С этим, вероятно, связан и отечески мягкий тон письма.

Судьбы мальчиков сложились различно. Александр фон Гензельт, ставший профессиональным военным, как и два его сводных брата (дети Розали Гензельт от первого брака), служил в Кенигсберге, затем — в Старой Руссе, а после — в Оренбурге [15]. Из письма к Карлу Банку мы узнаем, что Гензельт-старший хотел отправить сына в Америку, или забрать в Петербург. Последний известный факт биографии — краткое сообщение о смерти «моего любимейшего сына» в феврале 1878 года в Самаре [16].

Михаил Врангель рано сделал блестящую военную и государственную карьеру, став в тридцать лет генерал-губернатором Плоцка, в тридцать четыре года — генерал-майором, в тридцать шесть лет — губернатором всей Лифляндии. Он сохранил теплые сыновние чувства к Гензельту, который отдыхал у него в Торосово и Миттаве. Неизвестно, играл ли он на фортепиано тот самый этюд, который когда-то проходил с Гензельтом, но, хочется верить, что поэтичный Des-dur для

4 В будущем барон Михаил Егорович Врангель (1836-1899) — генерал-лейтенант, губернатор Плоцкой губернии и Миттавы (Лифляндия). Он родился в семье владельца имения Калмотка Егора Ермолаевича Врангеля (1803-1868) и Дарьи (Доротеи) Александровны, урожденной фон Траубенберг (1807-1851), окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1855) и был выпущен 11 июня из вахмистров корнетом в лейб-гвардии Конный полк. В 1859 году с малой серебряной медалью окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Подполковник — с 19 сентября 1863 года, полковник — с 1866 года; 4 ноября 1866 года был назначен Плоцким губернатором и занимал эту должность более пяти лет. С 1869 года был владельцем-майоратом в Царстве Польском с доходом 750 руб. в год. Чин генерал-майора М. Е. Врангель получил 21 июня 1870 года; в январе 1872 года был назначен Лифляндским губернатором. Женился в 1867 году на Шарлотте Павловне Корф, дочери генерал-лейтенанта П. И. Корфа. В семье родились пятеро детей (младший умер в младенчестве). В 1870-е годы на окраине деревни Торосово им была построена усадьба в стиле английской готики, последним владельцем которой был его сын Георгий Михайлович (1876-1918); другой сын, Дмитрий Михайлович (1881-1905), погиб в Цусимском сражении, Пауль (1868—1883), умер в юношеском возрасте; ещё один сын - Михаил (1874—1918) [13], был убит восставшими матросами в своем торосовском имении. После этого варварского события жена и мать Михаила Врангеля и его малолетний сын бежали и умерли в Бельгии.

него навсегда остался овеян ореолом воспоминаний.

Автографы Гензельта, собранные сотрудниками РНБ, — ценнейшие документы и для воссоздания его биографии, и, что не менее важно, для восстановления картины музыкальной и общей истории России в один из ее важнейших периодов — во второй половине XIX века. За этими «пожелтевшими страницами», отрывочными набросками, листками из альбома встает увлекательная повесть о замечательных людях, живших и работавших в Санкт-Петербурге. Воссоздать ее — задача последующих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. J. Kapp. Erinnerungen an Adolph Henselt // Die Musik, IX. 19091910. Heft 20. S. 68.

2. Keil-Zenzerova N. A. von Henselt. Ein Leben für das Klavierpädagogik in Russland. Frankfurt am Main, 2007. 309 s.

3. Училище правоведения 40 лет тому назад // Стасов В. В. Собрание сочинений. Т. 3. М.: 1953. С. 341.

4. Гензельт А. Л. Risoluto. // ОР РНБ. Ф. 177. Ед. хр. № 5.

5. Гензельт А. Л. Ständchen. // ОР РНБ. Ф. 177. Ед. хр. № 6.

6. Гензельт А. Л. Задача по гармонии // ОР РНБ. Ф. 177. Гензельт. Ед. хр. № 11.

7. Гензельт А. Л. Неизвестное произведение. // ОР РНБ Ф. 177. Гензельт. Ед. хр. № 10.

8. Гензельт А. Л. Неизвестный набросок // ОР РНБ. Ф. 177. Гензельт А. Л. Ед. хр. № 8.

9. Гензельт А. Л. Вальс. Без даты // ОР РНБ. Ф. 177. Гензельт А. Л. Ед.хр. № 2.Гензельт А. Л. Неизвестное произведение для кларнета и валторны // ОР РНБ. Ф. 177. Ген-зельт А. Л. Ед. хр. 13.

10. Адольф фон Гензельт. Das Kätchen von Heilbronn // ОР РНБ Ф. 816. Финдейзен. Оп. 3. Ед. хр. № 2390.

11. Адольф фон Гензельт. Das Kätchen von Heilbronn // ОР РНБ Ф. 816. Финдейзен. Оп. 3. Ед. хр. № 2391.

12. Гензельт А.Л. Письмо (записка) к М. Е. Врангелю // ОР РНБ. Ф. 177. Гензельт А. Л. Ед.хр. № 14.

13. Адаевски Э. Адольф Гензельт. Памятные листки // Русская музыкальная газета. 1899. № 37. 12 сент. С. 467.

14. Kindl G. Adolph von Henselt. (1814-1889): Chronologie eines faszinierenden Lebens: ein ehrendes Gedenken zum 200. Geburtstag und 125. Todestag des virtuosen Pianisten, poesievollen Kom-

ponisten und richtungsweisenden Klavierpädagogen. Schwabach, 2014. (Schriftenreihe des Stadtmuseums: Stadt Schwabach, Band X). 816 s.

15. Kindl G. Adolph von Henselt's Briefe. Schriftenreihe des Stadt Museums Schwabach. Schwabach, 2010. 674 s.

REFERENCES

1. KappJ. Erinnerungen an Adolph Henselt // Die Musik, IX. 19091910. Heft 20. S. 68.

2. Keil-Zenzerova N. A. von Henselt. Ein Leben für das Klavierpädagogik in Russland. Frankfurt am Main, 2007. 309 s.

3. Uchilishhe pravovedeniya 40 let tomu nazad // Stasov V. V. So-branie sochinenij. T. 3. M.: 1953. S. 341.

4. GenzeVt A. L. Risoluto. // OR RNB. F. 177. Ed. xr. № 5.

5. GenzeVt A. L. Ständchen. // OR RNB. F. 177. Ed. xr. № 6.

6. GenzeVt A. L. Zadacha po garmonii // OR RNB. F. 177. Genzert. Ed. xr. № 11.

7. GenzeVt A. L. Neizvestnoe proizvedenie. // OR RNB F. 177. Genzert. Ed. xr. № 10.

8. GenzeVt A.L. Neizvestny'j nabrosok // OR RNB. F. 177. Genzert A. L. Ed. xr. № 8.

9. GenzeVt A. L. VaFs. Bez daty' // OR RNB. F. 177. Genzert A. L. Ed.xr. № 2.

10. GenzeVt A. L. Neizvestnoe proizvedenie dlya klarneta i valtorny' // OR RNB. F. 177. Genzel't A. L. Ed. xr. 13.

11. Adolf fon Genzert. Das Kätchen von Heilbronn // OR RNB F. 816. Findejzen. Op. 3. Ed. xr. № 2390.

12. Adolf fon Genzert. Das Kätchen von Heilbronn // OR RNB F. 816. Findejzen. Op. 3. Ed. xr. № 2391.

13. GenzeVt A. L. Pis'mo (zapiska) k M. E. Vrangelyu // OR RNB. F. 177. Genzel't A. L. Ed.xr. № 14.

14. Adaevski E\ Adol'f Genzel't. Pamyatny'e listki // Russkaya muzy'kal'naya gazeta. 1899. № 37. 12 sent. S. 467.

15. Kindl G. Adolph von Henselt. (1814-1889): Chronologie eines faszinierenden Lebens: ein ehrendes Gedenken zum 200. Geburtstag und 125. Todestag des virtuosen Pianisten, poesievollen Komponisten und richtungsweisenden Klavierpädagogen. Schwabach, 2014. (Schriftenreihe des Stadtmuseums: Stadt Schwabach, Band X). 816 s.

16. Kindl G. Adolph von Henselt's Briefe. Schriftenreihe des Stadt Mu-

seums Schwabach. Schwabach, 2010. 674 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

О. А. Скорбященская — канд. искусствоведения;

olgaskorby@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga. A. Skorbyashchenskaya — Cand. Sci. (Arts);

olgaskorby@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.