Научная статья на тему 'АДОЛЬФ ДИСТЕРВЕГ КАК ХРИСТИАНСКИЙ ПЕДАГОГ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСОБИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ "DER UNTERRICHT IN DER KLEIN-KINDER-SCHULE"'

АДОЛЬФ ДИСТЕРВЕГ КАК ХРИСТИАНСКИЙ ПЕДАГОГ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСОБИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ "DER UNTERRICHT IN DER KLEIN-KINDER-SCHULE" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРИДРИХ АДОЛЬФ ДИСТЕРВЕГ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЦЕПЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКОЙ НАСЛЕДИЯ ГЕРМАНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / К. Д. УШИНСКИЙ КАК ПЕРЕВОДЧИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Е. Н.

Татья затрагивает вопросы рецепции российской педагогикой наследия зарубежной педагогической мысли и посвящена малознакомому аспекту деятельности классика германской педагогики Фридриха Адольфа Дистервега, известного русскоязычному читателю своими дидактическими правилами, принципами культуросообразности и природосообразности обучения и воспитания. В отечественной историко-педагогической литературе Дистервег представлен как сторонник светского характера начальной народной школы, тогда как в Германии его причисляют к классикам религиозной педагогики. Эту характеристику подтверждает анализ оригинального текста одного из пособий А. Дистервега для учителей - «Der in der Klein-Kinder-Schule», в котором автор предстает как верующий человек и вдумчивый учитель религии, предлагающий методику первоначального христианского образования, умело приспособленную к особенностям детского возраста. Статья подводит итог предыдущим публикациям1 и представляет собой попытку выделения теоретических принципов и методологии начального религиозного образования в представлении А. Дистервега, а также частично продолжает тему «К. Д. Ушинский как переводчик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLPH DIESTERWEG AS A CHRISTIAN EDUCATIONALIST: THEORY AND METHODOLOGY OF PRIMARY RELIGIOUS EDUCATION IN HIS MANUAL FOR TEACHERS DER UNTERRICHT IN DER KLEIN-KINDER-SCHULE

The article studies the reception in Russian pedagogy of the heritage of foreign pedagogical thought and deals with a little-known aspect of Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg’s work, who is considered to be the classic of German pedagogy. He is well-known to the Russian reader by his didactic rules and principles of cultural conformity and environmental conformity in education and training. In Russian historical and pedagogical literature, Diesterweg is presented as a supporter of secular nature of the elementary public school, while in Germany he is ranked among the classics of religious pedagogy. This characteristic is confirmed by the analysis of the original text of one of A. Diesterweg’s teachers’ books, Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule, in which the author appears as a believer and a thoughtful teacher of religion, offering a methodology of initial Christian education, skilfully adapted to childhood. The article summarises the previous publications and represents an attempt to formulate the theoretical principles and methodology of primary religious education as seen by A. Diesterweg, and also partially continues the topic of “K. D. Ushinsky as a translator”.

Текст научной работы на тему «АДОЛЬФ ДИСТЕРВЕГ КАК ХРИСТИАНСКИЙ ПЕДАГОГ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСОБИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ "DER UNTERRICHT IN DER KLEIN-KINDER-SCHULE"»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Никулина Елена Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры теологии ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6/1 [email protected]

2020. Вып. 59. С. 66-78

DOI: 10.15382/sturIV202059.66-78

ORCID: 0000-0001-9954-2501

Адольф Дистервег как христианский педагог: теория и методика начального религиозного образования в пособии для учителей «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule»

Аннотация: Статья затрагивает вопросы рецепции российской педагогикой наследия зарубежной педагогической мысли и посвящена малознакомому аспекту деятельности классика германской педагогики Фридриха Адольфа Дистерве-га, известного русскоязычному читателю своими дидактическими правилами, принципами культуросообразности и природосообразности обучения и воспитания. В отечественной историко-педагогической литературе Дистервег представлен как сторонник светского характера начальной народной школы, тогда как в Германии его причисляют к классикам религиозной педагогики. Эту характеристику подтверждает анализ оригинального текста одного из пособий А. Дистервега для учителей — «Der in der Klein-Kinder-Schule», в котором автор предстает как верующий человек и вдумчивый учитель религии, предлагающий методику первоначального христианского образования, умело приспособленную к особенностям детского возраста. Статья подводит итог предыдущим публикациям1 и представляет собой попытку выделения теоретических принципов и методологии начального религиозного образования в представлении А. Дистервега, а также частично продолжает тему «К. Д. Ушинский как переводчик».

1 Никулина Е. Н., Безрогов В. Г. Неизвестный Адольф Дистервег: к вопросу о переводе К. Д. Ушинским классика германской педагогики // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 2 (46). С. 39—50; Никулина Е. Н. Адольф Дистервег о религиозном воспитании в начальной школе: по материалам пособия для учителей «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule» // Там же. 2019. № 3 (51). С. 110—119; Она же. Гармония земного и небесного: к вопросу о концепции начального образования в книге для учителей Адольфа Дистервега «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule» // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретации проблем и проблемы интерпретаций: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: Первые Международные историко-педагогические чтения Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» 20—21 сентября 2019 г. М., 2019. С. 308—313.

Е. Н. Никулина

Ключевые слова: Фридрих Адольф Дистервег, начальное образование, теория и методика начального религиозного образования, природосообразность воспитания и обучения, история религиозного образования, рецепция отечественной педагогикой наследия германской педагогической мысли, К. Д. Ушинский как переводчик.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866) — один из авторитетных представителей европейской педагогики, автор более 450 трудов по вопросам воспитания. Он стоял у истоков принципов природосообраз-ности и культуросообразности воспитания, был сторонником воспитывающего обучения. Особое внимание Дистервега к вопросам подготовки преподавателей послужило причиной именования его «учителем немецких учителей».

В германской историко-педагогической науке Адольф Дистервег вплоть до нашего времени считается одним из классиков религиозной педагогики. В качестве примера приведем несколько посвященных Дистервегу исследований. В 1987 г. историк религии и религиозного образования Норст Ф. Рупп (род. 1949) опубликовал работу «Религия и ее дидактика у А. В. Дистервега. Глава в истории религиозной педагогики XIX столетия» («Religion und ihre Didaktik bei Fr. A. W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert»)2. В дополненном виде этот труд был переиздан в 2016 г. «"Каждый учитель — учитель религии". Религия и ее дидактика у Фр. А. Дистервега. Глава в истории религиозной педагогики XIX столетия» («"Jeder Lehrer — ein Religionslehrer". Religion und ihre Didaktik bei Fr. A. W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert»)3. Адольфу Дистервегу посвящена одна из глав монографии «Классики религиозной педагогики» («Klassiker der Religionspädagogik»), изданной во Франкфурте-на-Майне протестантскими теологами Хенингом Шрёером и Дитрихом Циллесеном в 1989 г. Автор исследования — историк педагогики Карл Динст (1930—2014)4.

В России сведений о разработке Адольфом Дистервегом вопросов религиозного воспитания и обучения практически нет. При жизни Дистервега одной из первых публикаций о нем в российской педагогической прессе был очерк Петра Григорьевича Редкина (1808—1891) в «Журнале для воспитания» за 1857 г. «Сочинения Дистервега; его педагогические и дидактические начала и общие правила обучения детей»5. В обзоре П. Г. Редкина перечислены наиболее известные сочинения Дистервега, среди которых названо и интересующее нас пособие для учителей «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule». Автор описывает общие

2 Horst F. Rupp. Religion und ihre Didaktik bei Fr. A.W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert. Weinheim, 1987.

3 Horst F. Rupp. «Jeder Lehrer — ein Religionslehrer». Religion und ihre Didaktik bei Fr. A. W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert. 2., ergänzte Auflage. Blaufelden, 2016.

4 Dienst К. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg (1790-1866) // Schröer H., Zilleßen D. Klassiker der Religionspädagogik. Frankfurt am Main, 1989.

5 См.: Редкин П. Г. Педагогическая летопись на 1827 г. А. Дистервега. Сочинения Дистервега; его педагогические и дидактические начала и общие правила обучения детей // Журнал для воспитания. 1857. № 2. С. 212—248.

принципы педагогики Дистервега и его знаменитые дидактические правила (наглядность обучения, «от простого к сложному» и др.), но ничего не говорит о методике религиозного обучения в его наследии. Основное внимание Редкин уделяет пересказу «Пособия для немецких учителей» (Wegweiser zur Bildung für deutsche Lehrer. 4-te Ausg. Grefeld, 1850)6.

О Дистервеге упоминает Лев Николаевич Модзалевский (1837—1896) во втором томе «Очерка истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен», вышедшего в свет в 1867 г., через год после кончины немецкого классика (1866). В параграфе «Жизнь и деятельность Дистервега»7 Модзалевский подробно пишет о воспитании и обучении согласно с естественным развитием ребенка, детально разбирает правила дидактики. О Дистервеге как религиозном педагоге всего несколько замечаний: что Дистервег хотел освободить школу от влияния духовенства, церковную германскую школу хотел сделать государственной и был за преподавание Закона Божия «с нравственно-религиозной стороны», «а не исключительно конфессиональной», чтобы в народной школе могли учиться дети разных исповеданий (католики и протестанты)8. Вопросы дидактики религиозного обучения в наследии Дистервега Модзалевский не рассматривал. Данный фрагмент «Очерка» Л. Н. Модзалевского упоминает Михаил Иванович Дем-ков (1859—1939) в хрестоматии «Педагогика западно-европейская и русская» (1911 )9. Александр Петрович Медведков10 в работе «Краткая история педагогики в культурно-историческом освещении» (СПб., 1912) писал о принципе природо-сообразности воспитания и дидактике Дистервега, следуя своим предшественникам, упоминал «религиозный либерализм» педагога и его стремление стать выше конфессиональных различий11.

Как «борец против конфессиональности школы», автор «целых абзацев и страниц, направленных против церковников, догматической религии и конфессиональной школы» Дистервег представлен в предисловии Е. Н. Медынского к изданию избранных произведений немецкого классика (1956, сост. В. А. Ротенберг)12. В «Истории педагогики и образования» под ред. А. И. Пи-скунова (2001) о религиозном аспекте педагогической деятельности Дистервега говорится более мягко, в духе дореволюционных изданий, и так же кратко: что «ядро новой школьной системы Ф. А. В. Дистервег видел в светской народной

6 См.: Редкин П. Г. Указ. соч. С. 214. Более точный перевод названия пособия — «Руководство к образованию немецких учителей».

7 См.: Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен для педагогов и родителей (составлен по Шмидту, Раумеру и др.): в 3 вып. СПб., 1866-1867. Вып. 2. С. 669-727.

8 Там же. С. 675-676.

9 См.: Демков М. И. Педагогика западно-европейская и русская: педагогическая хрестоматия. М., 1911. С. 175.

10 Автор нескольких пособий по истории педагогики, директор Учительного института, преподаватель и лектор Фребелевских и Демидовских педагогических курсов Санкт-Петербурга (1910-е гг.). Годы жизни неизвестны.

11 Медведков А. П. Краткая история педагогики в культурно-историческом освещении. СПб., 1912. С. 236.

12 Дистервег Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения / В. А. Ротенберг, сост. и вступ. ст., Е. Н. Медынский, общ. ред. М., 1956. С. 3-4.

школе для детей от 6 до 14 лет» и что «в общую задачу народной школы включалось воспитание... религиозной терпимости»13. Основное внимание, как и в упомянутых выше публикациях, уделено дидактике Дистервега и принципам приро-досообразности и культуросообразности в воспитании14. Данными принципами ограничен рассказ о Дистервеге в учебнике для аспирантов «История педагогики» под ред. Н. Д. Никандрова (2007)15. В «Истории зарубежной и русской педагогики» (Л. Н. Беленчук, О. Л. Янушкявичене, 2011) место религии в начальной народной школе у Дистервега представлено следующим образом: «Школа эта, разумеется, должна быть светской. Роль Церкви в просвещении Дистервег отрицал полностью, полагая, что "добродетель коренится не в догматах веры, а в самом человеке"16... Труд ставился им выше духовного делания»17.

Как видим, с самых первых опытов знакомства русского читателя с Дистер-вегом и до наших дней особого интереса к религиозно-педагогической части его наследия не было, тем более факт разработки Дистервегом вопросов религии и ее дидактики отечественные исследователи, в отличие от своих германских коллег, не выносили в заголовки своих трудов и не упоминали в учебной литературе. Российские исследователи стремились познакомить соотечественников в первую очередь с дидактическими правилами Дистервега и содержанием понятий природосообразности и культуросообразности воспитания18. Этот вывод подтверждает перечень переведенных на русский язык трудов немецкого классика: пособия по математической географии и элементарной геометрии, дидактические правила и руководства для учителей19. В ХХ столетии данная тенденция была продолжена. В сборник избранных педагогических сочинений Дистервега (1956) вошли новый перевод уже известного русскому читателю «Руководства к образованию немецких учителей» («Wegweiser zur Bildung für deutsche Lehrer») и несколько статей20. Фрагменты из «Руководства» представлены в хрестоматии «Педагогическая классика: А. Дистервег, Г. Спенсер» (2013)21.

13 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособ. для педагогических учебных заведений / А. И. Пискунов, ред. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. С. 309.

14 См.: Там же. С. 306-316.

15 История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Н. Д. Никандров, ред. М., 2007. С. 158-159.

16 Источник цитаты не указан.

17 Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011. С. 111.

18 Более подробный анализ образа А. Дистервега и его наследия в отечественной научной и учебной литературе как тема отдельного исследования выходит за рамки настоящей статьи.

19 Дистервег А. Руководство к математической географии / пер. с нем. М., 1844; Элементарная геометрия Дистервега: учеб. пособие для уезд. училищ и вообще для начинающих / В. Воленс, пер. с нем. и доп. СПб., 1862; Дидактические правила Дистервега / пер. М. Р. Киев, 1870; Дистервег А. Избранные педагогические сочинения: [1830-1836 гг.]. Т. 1. СПб., 1885; Он же. Руководство для немецких учителей / К. Ваккера, обраб. и предисл., А. Ф. Гретман, пер. с нем., Д. Н. Корольков, предисл. М., 1913.

20 Дистервег Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения / В. А. Ротенберг, сост. и вступ. ст., Е. Н. Медынский, общ. ред. М., 1956.

21 Педагогическая классика: А. Дистервег, Г. Спенсер: хрестоматия / Н. Б. Баранникова, сост. М., 2013.

Среди доступных русскоязычному читателю переводов находятся и «Начатки детского школьного учения» — переведенное К. Д. Ушинским пятое издание пособия Дистервега для учителей начальной народной школы «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule oder die Anfänge der Unterweisung und Bildung in der Volksschule, von Adolph Diesterweg» («Занятия в школе для маленьких детей, или начало обучения и воспитания (образования, просвещения) в народной школе, от Адольфа Дистервега», Biebfeld, 1852) — основной источник данной статьи. Перевод К. Д. Ушинского был впервые опубликован в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 г. (приложение к т. CXI, 1861, № 7—9), переиздан в отдельным изданием в 1861, 1867, 1871 и 1875 гг.22, в середине ХХ в. помещен В. Я. Струминским во второй том Архива Ушинского23. В данном переводе (видимо, в русле общей тенденции представления русскоязычному читателю наследия немецкого классика) отсутствует 6-й, религиозно-песенный раздел. Его содержание и возможные причины исключения из перевода К. Д. Ушинского были рассмотрены нами в предыдущих публикациях24. В данной статье мы попытаемся подвести предварительные итоги, основное внимание уделив представлениям Дистервега о теории и практике начального религиозного образования, которые нашли свое отражение преимущественно в песенном разделе и методических рекомендациях к нему.

Напомним содержание пособия «Der in der Klein-Kinder-Schule» и структуру религиозно-песенного раздела. Пособие предназначено для школьных учителей, работающих с детьми 5—7 лет25, и в оригинале состоит из восьми разделов, посвященных предметам в классной комнате (раздел 1), первым сведениям из естественной истории и знакомству с родиной (раздел 2), упражнениям для обучения черчению и письму (раздел 3), чтению (раздел 4), основам счета (раздел 5); 6-й раздел — религиозно-песенный (не вошел в перевод К. Д. Ушинского),

7-й раздел оригинала (6-й раздел перевода Ушинского) — обучение пению, в

8-м разделе оригинала рассмотрены некоторые другие средства, способствующие успеху школьного дела26.

В 6-м, песенном разделе «Упражнения для развития памяти и отклики на них ума и сердца», 58 песен и пять двустиший, они сгруппированы по темам, в шести подразделах:

1) «На начало уроков» («Zum Anfange des Unterrichts»);

2) «На окончание уроков» («Zum Schlusse des Unterrichts»);

22 Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. СПб., 1861; Он же. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 2-е изд. СПб., 1867; Он же. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 3-е изд. СПб., 1871; Он же. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 4-е изд. СПб., 1875.

23 Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. К. Д. Ушинского // Архив К. Д. Ушинского: в 4 т. / В. Я. Струминский, сост. М., 1959. Т. 2. С. 106-173.

24 Никулина Е. Н., Безрогов В. Г. Указ. соч.; Никулина Е. Н. Адольф Дистервег о религиозном воспитании в начальной школе...; Она же. Гармония земного и небесного...

25 См.: Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule, oder die Anfange der Unterweisung und Bildung in der Volksschule. 5-te Auflage. BieMeld, 1852. S. 106.

26 См.: Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule... S. XVHI-XIX; Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. К. Д. Ушинского // Архив К. Д. Ушинского: в 4 т. Т. 2. С. 106-173.

3) «На окончание дня» («Zum Schlusse des Tages»).

4) «Доброе отношение к родителям и Богу» («Gute Gesinnung gegen die Eltern und Gott»): три песни под общим заголовком «Детская любовь к родителям» («Kindliche Liebe gegen Eltern»), одна озаглавлена «Божественное добро» («Gottes Güte»), две — «Близость Бога» («Gottes Nähe»);

5) «Благочестивая радость о красотах природы и ее Творце» («Fromme Freude über die Schönheiten der Natur und ihren Schöpfer»);

6) «Краткие изречения» («Kleine Sprüche») о добродетелях и пороках.

В соответствии с содержанием источника в данной статье речь пойдет о религиозном образовании как синтезе обучения и воспитания. В заглавии пособия Дистервега использовано слово «das Bildung», означающее «образование», «просвещение», «формирование». Название шестого, пропущенного Ушин-ским религиозно-песенного раздела пособия «Gedächtnißübungen und Anklänge für Kopf und Herz» («Упражнения для развития памяти и отклики на них ума и сердца»), свидетельствует о подходе, который мы бы сейчас назвали воспитывающим обучением. Предлагаемые Дистервегом песенки как упражнения для развития памяти («die Gedächtnißübungen») призваны вызвать «отклики» («die Anklänge») не только ума («der Kopf»), но и сердца («das Herz») маленького ученика. Единство обучения и воспитания Дистервег подчеркивает и в предисловии к религиозно-песенному разделу: «Школа — это воспитательное учреждение» («Die Schule ist Erziehungsanstalt»)27.

Анализ содержания пропущенного Ушинским религиозно-песенного раздела и всего пособия в целом позволил выделить следующие теоретические положения, лежащие в основе представлений Дистервега о начальном религиозном образовании:

1. Поэтапность христианского образования: 1) пробуждение в детях религиозных чувств через разучивание и исполнение песенок, 2) уроки Закона Божия (дословно — «уроки религии», «der Religionsunterricht»).

Данную последовательность Дистервег описывает в предисловии к песенному разделу. Предлагая для разучивания песни религиозного содержания, педагог подчеркивает, что помимо развития памяти («ersten Gedächtnißübungen» — первых упражнений для памяти) эти материалы имеют и вторую цель: они готовят к будущим урокам религии: «Diese Materialien haben daher noch den zweiten Zweck, daß sie den künftigen Religionsunterricht vorbereiten». Сами уроки религии Дистервег считал недоступными детскому восприятию: «Jeder Klein-Kinder-Lehrer weiß, daß die Kleinen für eigentlichen Religionsunterricht nicht reif sind» («Каждый учитель начальной школы знает, что малыши для собственно уроков религии не созрели»). Но сердце ребенка открыто для доброго, нравственного, приветливого и благочестивого слова («für gute, sittliche, gemütbliche und fromme Ansprache»), краткого, простого, естественного, живого и детского («kurz, einfach, natürlich, lebendig, kindlich»). Такое слово открывает перед маленькими учениками красоту добра («die Schönheit des Gut- und Bravsei»), обращает их взор к Творцу и Отцу всех людей («lenke ihren Blick. auf den Schöpfer und Vater der Menschen hin»),

27 Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule... S. 106.

71

возбуждает в них чувства благодарности, послушания, любви («die Gefühle der Dankbarkeit, des Gehorsams, der Liebe»)28.

2. Опора на естественные привычки ребенка и уровень его понимания (приро-досообразность воспитания).

• Опора на естественные привычки ребенка. В предисловии Дистервег обращает внимание на то, что из поколения в поколение дети используют множество рифмованных игр («die Reimspielen»)29, поскольку им легко запоминать ритмичные и благозвучные тексты. По аналогии с этими «рифмованными играми» педагог предлагает использовать и песенки религиозного содержания.

• Опора на уровень понимания ребенка 5—7 лет: предлагаемые Дистервегом песни доступны для детского восприятия. Детское содержание песен («das kindliche Inhalt»30) проявляется как в простоте построения фраз, так и в их тематике: приведенные выше заголовки подразделов свидетельствуют, что песни охватывают весь день младшего школьника, круг его детских обязанностей и занятий, отношения с родителями и учителями.

Таким образом, Дистервег планирует воздействовать на ребенка двояко: на его слух — через благозвучие и ритм («durch Wohlklang und Reim»), на его душу — через детское содержание песен («durch kindlichen Inhalt»)31. Детские игровые навыки, естественные закономерности запоминания в детстве, доступное содержание — все это Дистервег ставит на службу высшей цели — воспитать детей христианами. Данный подход мы называем сейчас природосообразностью воспитания. У Дистервега это природосообразность религиозного воспитания.

3. Гармония в преподавании «реального» знания и знания о Боге и смысле жизни человека. В предыдущих статьях данная тема была достаточно подробно разобрана32. Было показано, что первоначальные знания о Боге и религиозных обязанностях ученика, его чувствах к Творцу и христианских добродетелях гармонично вплетены в обучение «реальному» знанию — чтению, письму, счету, основам естествознания и краеведения. Причем все эти сведения ребенок получает от одного учителя, что не может не усиливать в школьнике ощущение единства «земного» и «небесного», «земное» знание ученика оказывается пронизанным высшими смыслами.

Здесь мы приведем новый пример, из другой части пособия. Это раздел 2 «Anfangsgründe der Naturgeschichte und Heimathskunde» («Первоначальные основы естественной истории и знакомство с родиной»), упражнение № 2 «Der menschliche Körper (der Mensch)» («Тело человека [человек]»). Описание тела человека Дистервег заканчивает рассуждениями об отличии человека от животно-го33. Педагог поясняет, что человек может не только говорить («Der Mensch kann

28 Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule... S. 106.

29 Ebd. S. 105.

30 Ebd.

31 Ebd.

32 Никулина E. Н. Адольф Дистервег о религиозном воспитании в начальной школе...; Она же. Гармония земного и небесного...

33 В переводе К. Д. Ушинского это место сокращено, пропущено три предложения. См: Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule... 1852. S. 61—62; Дистервег А. Начатки детского школьного учения / Пер. К. Д. Ушинского. С. 143.

sprechen»), рассуждать, учиться, запоминать, писать, думать, хотеть, любить («Der Mensch kann aufmerken, lernen, behalten, schreiben, denken, wollen, lieben»), но и имеет бессмертную разумную душу, дух («Der Mensch hat eine unsterbliche, vernünftige Seele, einen Geist»). Этот дух человек получил от Бога («Der Mensch hat diesen Geist von Gott erhalten»). Человек может думать о Боге, может молиться, благодарить Бога и любить Его («Der Mensch kann an Gott denken, kann beten, Gott danken und ihn lieben»)34.

Как и в песенном разделе, педагог не считает нужным скрывать от ребенка, что человек смертен35. «Der Körper des Menschen stirbt, der Geist stirbt nicht; der Geist (der eigentliche Mensch) ist unsterblich» («Тело человека умирает, дух не умирает; дух [т. е. настоящий человек] бессмертен»). «Wenn der Körper des Menschen gestorben ist, so kommt die Seele, wenn der Mensch brav und fromm war, in den Himmel, zu Gott» («Когда тело человека умирает, то душа, если человек был добрый и благочестивый, идет на небо, к Богу»)36. Так знание о материальном мире педагог дополняет религиозной идеей: прямо говорит 5-7-летнему ребенку не только о смерти тела, но и о бессмертии души. Приведенный фрагмент пособия Дистервега служит ясным примером воспитывающего обучения, причем воспитывающего религиозно: в «реальное» (светское) знание умело вплетается религиозное воспитание.

Таким образом, по замыслу Дистервега, приходя в начальную народную школу, ребенок не только приобретает основы грамотности и естествознания, но и узнает о Боге, учится должному отношению к Нему и добродетелям. Поневоле вспоминается крылатая фраза Дистервега, вынесенная Норстом Ф. Руп-пом в заголовок его исследования: «Каждый учитель — учитель религии» («Jeder Lehrer — ein Religionslehrer»)37.

4. Высокая мотивация обучения: учеба ребенка в школе как христианский долг (die Pflicht) и путь ко спасению его души. Наличие «внеземной» мотивации для учебы является особенностью концепции начального образования Дистервега. Разучивая песенки, дети, по мысли немецкого классика, должны проникаться мыслью о том, что прилежная учеба — это их религиозная обязанность38. Например, в песенках на окончание занятий педагог учит детей воспринимать эти уроки («diese Stunden») как «благословение для вечности» («einst Segen für die Ewigkeit», 2.9)39, а спасение — как награду за прилежание («des Fleißes süßer Lohn», 2.2). Т. е. детям как бы «выгодно» старательно учиться, потому что усердие вознаграждается спасением души.

34 Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule... S. 61.

35 См., например, песню № 8 из четвертой части песенного раздела: «Wenn ich einmal sterbe, und ein Engel werde, komm ich zu Dir, lieber Gott» («Когда я однажды умру и стану ангелом, я пойду к Тебе, любимый Бог»). Ebd. S. 130.

36 Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule... S. 62. Последняя цитата из пособия Дистервега К. Д. Ушинским не переведена. См.: Дистервег А. Начатки детского школьного учения / Пер. К. Д. Ушинского // Архив К. Д. Ушинского. Т. 2. С. 143.

37 Horst F. Rupp: «Jeder Lehrer — ein Religionslehrer»... К сожалению, источник приведенной в заглавии цитаты в творениях Дистервега пока найти не удалось.

38 Мысль об учебе как религиозном долге встречается в 14-ти песенках.

39 Здесь и далее в нумерации песен первая цифра указывает на номер подраздела религиозно-песенного раздела пособия Дистервега, вторая цифра — номер песни.

Приучая маленького школьника воспринимать свои учебные обязанности через призму веры, Дистервег доводит до его понимания еще два момента:

1) учиться во исполнение религиозного долга/обязанности («die Pflicht») следует радостно. Например, в одной из утренних песенок ребенок, собираясь в школу, поет: «С радостным сердцем я хочу сейчас делать то, что требует мой долг» («Mit frohem Herzen will ich nun, was meine Pflicht erfor dert, thun», 1.23);

2) для успеха в труде (учебе) школьник нуждается в помощи Бога: «Помоги, — молится ребенок, — чтобы я учился, как я должен, так хорошо учился, как мне возможно» («Hilf, daß ich lerne, wie ich soll; so lern' ich gut, so ist mir wohl», 1.26).

При такой мотивации учебная деятельность младшего школьника приобретает совершенно иной, жизненно важный смысл. Мы не знаем, удалось ли педагогу увидеть результаты «апробации» данного тезиса, но в теории он выглядит надежным и заслуживающим доверия.

5. Сообщение достаточно широкого объема первоначальных знаний о христианстве (о Боге и жизненных задачах человека) в доступной младшему школьнику форме. Данное теоретическое положение сформулировано нами на основании анализа содержания песен, результаты которого представлены в одной из предыдущих статей40. Напомним, что в песенках из пособия Дистервега реализованы три направления первоначального религиозного образования:

1) детям даются базовые вероучительные знания: о том, что Бог — Творец, Вседержитель, Вечный, Всеблагой, Всеведущий, что люди усыновлены Ему через Его Сына Иисуса Христа, что Он заботится о детях как Отец, что душа бессмертна (песни 1.4, 1.6, 1.10, 1.17, 1.19, 1.22, 3.3, 4.2, 4.8, 5.3 и др.);

2) воспитываются религиозные добродетели: прилежание, трудолюбие, целомудрие, благочестие и богобоязненность, смирение и кротость, послушание, почитание родителей и др. (песни 1.14, 1.16, 1.22, 1. 23, 4.1, 3.3 и др.);

3) развиваются религиозные чувства и стремления: любви и радостной благодарности Богу, надежды на Бога, желания посвятить Ему свою жизнь (песни 1.14, 1.16, 1.22, 1.24, 2.3, 3.3, 4.1-4.4 и др.)41.

Как видим, тексты песен дают вполне определенные и не совсем «детские» знания о Боге и жизни по вере. Не исключено, что песенки рассчитаны «на вырост»; возможно, педагог надеялся, что заученные в детстве тексты станут более понятными только со временем и будут руководителем в жизни повзрослевших учеников.

Для реализации своего замысла — обучать детей основам христианства через разучивание песенок религиозно-нравственного содержания — Дистервег предлагает ряд методических рекомендаций:

1. Кто должен разучивать с детьми песенки? Педагог считает, что это можно делать как в семье — «разумной и рассудительной матери» (die sinnige, verständige Mutter), так и в школе, — «учителю маленьких детей» (der Klein-Kinder-Lehrer), который восполнит то, что дети недополучили дома42.

40 См.: Никулина Е. Н. Адольф Дистервег о религиозном воспитании в начальной школе.

41 Данная тема рассмотрена в значительном числе песен. Подробнее см.: Там же. С. 112115.

42 Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule... S. 106.

2. Как разучивать песенки? Выбор песенки Дистервег оставляет за учителем: он сам выбирает ту песенку, которую считает нужной в данный момент. Но в любом случае учитель сначала сам произносит песню по строфам, поясняет ее слова и мысли, повторяет отдельные фразы до тех пор, пока каждый ребенок не сможет произнести слова песенки правильно и четко. Важно отметить и такой совет Дистервега, акцентирующий внимание на осознанном запоминании текстов: пусть учитель никогда не заучивает с детьми ничего, «что дети не поняли или не могут понять вообще» («was die Kinder nicht in ihrer Weise begriffen haben oder gar nicht begreifen können»)43.

3. Насколько часто их нужно петь? Как следует из оглавления 6-го раздела, тут Дистервег выдвигает два принципа: 1) регулярность пения песенок, чтобы они вошли у детей в привычку, 2) их включенность в детский режим дня: утром до уроков, после уроков, дома перед сном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Каково значение личной религиозности учителя? Убеждая учителя обращать внимание на осознанное запоминание детьми текстов песенок, Дистервег упоминает и о такой проблеме, как неверие учителя в то, что он говорит ученикам. Он приводит пример учителя, который учил о вечности наказания ада («die Ewigkeit der Höllenstrafen») и при этом объяснил детям, что он говорит это по обязанности. Но дети не хотят серьезно относиться к тому, во что их учитель не верит. Дистервег с горечью отмечает, что в профессии учителя много таких людей («Solche Männer giebt es auch im Lehrstande gar manche»)44. Таким образом, религиозность учителя и его искренность также имеют существенное значение для методических задач песенного раздела пособия — дать такие упражнения для развития памяти, которые бы вызвали отклик ума и сердца и заложили в маленьком ученике основы веры.

Как видим, пособие Дистервега «Der in der Klein-Kinder-Schule» без купюр, с религиозно-песенным разделом, является ярким свидетельством о нем как педагоге, которого глубоко волновали вопросы христианского воспитания в начальной школе. И эта озабоченность нашла свое воплощение в разработке Дис-тервегом теории и методики религиозного образования: в идее двухступенчатого религиозного образования (сначала религиозные чувства, потом знания о вере на «уроках религии»); в гармонии «земного» и «небесного», когда получаемое школьником «реальное» знание пронизано религиозными идеями; во «внеземной» мотивации учебной деятельности ребенка (как пути ко спасению его души); в опоре на естественные закономерности запоминания в детском возрасте и умелом сочетании детского и недетского в содержании песенок; в практических рекомендациях по разучиванию и исполнению песен. Так разумно дидактика и принцип природосообразности поставлены Дистервегом на службу религиозному обучению и воспитанию младшего школьника.

Надеемся, что приведенные в статье сведения приоткрыли русскоязычному читателю эту ранее неизвестную грань личности и наследия Адольфа Дистер-вега, а также некоторые особенности рецепции отечественным педагогическим сознанием наследия зарубежной педагогики в целом.

43 Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule... S. 108.

44 Ebd.

Список литературы

Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.

Демков М. И. Педагогика западно-европейская и русская: педагогическая хрестоматия. М., 1911.

Дидактические правила Дистервега / пер. М. Р. Киев, 1870.

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения: [1830—1836 гг.]. Т. 1. СПб., 1885.

Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. К. Д. Ушинского // Архив К. Д. Ушинского: в 4 т. / В. Я. Струминский, сост. М., 1959. Т. 2. С. 106-173.

Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 2-е изд. СПб., 1867.

Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 3-е изд. СПб., 1871.

Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 4-е изд. СПб., 1875.

Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. СПб., 1861.

Дистервег А. Руководство для немецких учителей / К. Ваккер, обраб. и предисл., А. Ф. Гретман, пер. с нем., Д. Н. Корольков, предисл. М., 1913.

Дистервег А. Руководство к математической географии / пер. с нем. М., 1844.

Дистервег Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения / В. А. Ротенберг, сост. и вступ. ст. М., 1956.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / А. И. Пискунов, ред. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Н. Д. Никандров, ред. М., 2007.

Медведков А. П. Краткая история педагогики в культурно-историческом освещении. СПб., 1912.

Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен для педагогов и родителей (составлен по Шмидту, Раумеру и др.): в 3 вып. СПб., 1866-1867. Вып. 2.

Никулина Е. Н. Адольф Дистервег о религиозном воспитании в начальной школе: по материалам пособия для учителей «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule» // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 110-119.

Никулина Е. Н. Гармония земного и небесного: к вопросу о концепции начального образования в книге для учителей Адольфа Дистервега «Der Unterricht in der KleinKinder-Schule» // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретации проблем и проблемы интерпретаций: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции: Первые Международные историко-педагогические чтения Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» 20-21 сентября 2019 г. М., 2019. С. 308-313.

Никулина Е. Н., Безрогов В. Г. Неизвестный Адольф Дистервег: к вопросу о переводе К. Д. Ушинским классика германской педагогики // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 2 (46). С. 39-50.

Педагогическая классика: А. Дистервег, Г. Спенсер: хрестоматия / Н. Б. Баранникова, сост. М., 2013.

Редкин П. Г. Педагогическая летопись на 1827 г. А. Дистервега. Сочинения Дистервега; его педагогические и дидактические начала и общие правила обучения детей // Журнал для воспитания. 1857. № 2. С. 212—248.

Элементарная геометрия Дистервега: учеб. пособие для уезд. училищ и вообще для начинающих / В. Воленс, пер. с нем. и доп. СПб., 1862.

Dienst К. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg (1790-1866) // Schröer H., Zilleßen D. Klassiker der Religionspädagogik. Frankfurt am Main, 1989.

Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule, oder die Anfange der Unterweisung

und Bildung in der Volksschule. 5-te Auflage. Biesfeld, 1852. Horst F. Rupp. Religion und ihre Didaktik bei Fr. A.W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte

der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert. Weinheim, 1987. Horst F. Rupp. «Jeder Lehrer — ein Religionslehrer». Religion und ihre Didaktik bei Fr. A. W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert. 2., ergänzte Auflage. Blaufelden, 2016.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 59. P. 66-78 DOI: 10.15382/sturIV202059.66-78

Elena Nikulina, Candidate of Sciences in Education, Senior Lecturer, Department of Theology, St. Tikhon's Orthodox University for Hmanities, 6/1 Likhov pereulok, 127051, Moscow, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-9954-2501

Adolph Diesterweg as a Christian Educationalist: Theory and Methodology of Primary Religious Education in his Manual for Teachers Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule

E. Nikulina

Abstract: The article studies the reception in Russian pedagogy of the heritage of foreign pedagogical thought and deals with a little-known aspect of Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg's work, who is considered to be the classic of German pedagogy. He is well-known to the Russian reader by his didactic rules and principles of cultural conformity and environmental conformity in education and training. In Russian historical and pedagogical literature, Diesterweg is presented as a supporter of secular nature of the elementary public school, while in Germany he is ranked among the classics of religious pedagogy. This characteristic is confirmed by the analysis of the original text of one of A. Diesterweg's teachers' books, Der Unterricht in der KleinKinder-Schule, in which the author appears as a believer and a thoughtful teacher of religion, offering a methodology of initial Christian education, skilfully adapted to childhood. The article summarises the previous publications and represents an attempt to formulate the theoretical principles and methodology of primary religious education as seen by A. Diesterweg, and also partially continues the topic of "K. D. Ushinsky as a translator".

Keywords: Friedrich Adolph Diesterweg, primary education, theory and methodology of primary religious education, nature conformity of upbringing and education, history of religious education, reception of heritage.

References

Barannikova N. (ed.) (2013) Pedagogicheskaia klassika: A. Disterveg, G. Spenser: khrestomatiia [Pedagogical classics: A. Diesterweg, G. Spencer: a textbook]. Moscow (in Russian).

Belenchuk L. N., Ianushkiavichene O. L. (2011) Istorii zarubezhnoi i russkoipedagogiki [History of foreign and Russian pedagogy]. Moscow (in Russian).

Dienst K. (1989) "Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg (1790-1866)" in Schröer H., Zilleßen D. Klassiker der Religionspädagogik. Frankfurt am Main.

Disterveg F. A. V. (1956) Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected pedagogical essays]. Moscow (in Russian).

Horst F. Rupp (1987). Religion und ihre Didaktik bei Fr. A.W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert. Weinheim.

Horst F. Rupp (2016) "Jeder Lehrer — ein Religionslehrer". Religion und ihre Didaktik bei Fr. A. W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert. 2., ergänzte Auflage. Blaufelden.

Nikandrov N. D. (ed.) (2007) Istoriia pedagogiki: uchebnik dlia aspirantov i soiskatelei uchenoi stepeni kandidata nauk [History of pedagogy: textbook for post-graduate students and applicants for the degree of candidate of Sciences]. Moscow (in Russian).

Nikulina E. N. (2019) "Adol'f Disterveg o religioznom vospitanii v nachal'noi shkole: po materialam posobiia dlia uchitelei «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule»" [Adolf Diesterweg on religious education in primary schools: based on the materials of the teacher's manual «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule»]. Psikhologo-pedagogicheskii poisk, 2019, 3 (51), p. 110-119 (in Russian).

Nikulina E. N., Bezrogov V. G. (2018) Neizvestnyi Adol'f Disterveg: k voprosu o perevode K. D. Ushinskim klassika germanskoi pedagogiki [Unknown Adolf Diesterweg: on the question of K. D. Ushinsky's translation of the classic of German pedagogy]. Psikhologo-pedagogicheskii poisk, 2018, vol. 2 (46), pp. 39-50.

Nikulina E.N. (2019) "Garmoniia zemnogo i nebesnogo: k voprosu o kontseptsii nachal'nogo obrazovaniia v knige dlia uchitelei Adol'fa Distervega «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule»" ["Harmony of the earth and the sky: on the concept of primary education in the book for teachers by Adolf Diesterweg «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule»"] in Istochniki issledovaniia opedagogicheskomproshlom: interpretatsiiproblem iproblemy interpretatsii: sbornik nauchnykh trudovMezhdunarodnoinauchno-prakticheskoi konferentsii: Pervye Mezhdunarodnye istoriko-pedagogicheskie chteniia Instituta «Vysshaia shkola obrazovaniia» FGBOUVO «Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet» 20—21 sentiabria 2019 g. [Sources of research on the pedagogical past: interpretations of problems and problems of interpretation: collection of scientific papers of the International scientific and practical conference: First International historical and pedagogical readings Of the Institute «Higher school of education» Moscow state pedagogical University 20-21 September 2019]. Moscow, pp. 308-313 (in Russian).

Piskunov A. I. (ed.) (2001) Istoriia pedagogiki i obrazovaniia. Ot zarozhdeniia vospitaniia v pervobytnom obshchestve do kontsa KhKh v.: uchebnoe posobie dlia pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [History of pedagogy and education. From the origin of education in primitive society to the end of the twentieth century: a textbook for pedagogical educational institutions]. Moscow (in Russian).

Ushinsky K. D. (trans.) (1959) Disterveg A. "Nachatki detskogo shkol'nogo ucheniia" ["The chief ofthe children's school exercises"] in Struminskii V. Ia. (ed.) ArkhivK. D. Ushinskogo v 4tomakh [Archive of K. D. Ushinsky in 4 volumes]. Moscow, vol. 2, pp. 106-173 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.