Научная статья на тему 'АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
администрирование / таможенные платежи / федеральный бюджет / доходы бюджета / таможенные органы / интеграция / Евразийский экономический союз / administration / customs payments / federal budget / budget revenues / customs authorities / integration / Eurasian Economic Union
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Немирова Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Немирова Г.И.

д.э.н., доцент профессор кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная

академия

nemirova@bk.ru

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: администрирование, таможенные платежи, федеральный бюджет, доходы бюджета, таможенные органы, интеграция, Евразийский экономический союз.

Keywords: administration, customs payments, federal budget, budget revenues, customs authorities, integration, Eurasian Economic Union.

Российское государство, как и другие государства, осуществляет развитие национальной экономики на основе доходов, сформированных в государственном бюджете. Соответственно, устойчивое и сбалансированное развитие государства, а также уровень жизни населения во многом зависят от способности институтов, принимающих участие в формировании и исполнении доходов бюджета, организовать эффективное администрирование доходов в бюджетную систему.

Среди администраторов доходов бюджетов особое место отводится таможенным органам, аккумулируемым свыше 25 % доходов федерального бюджета, т.е. более четверти доходов (рис. 1).

Доходы федерального бюджета, млрд руб

Доходы,

администрируемые ТО, млрд руб

—д — Доля доходов,

администрируемых ТО в доходах федерального бюджета, %

Рисунок 1.

Доля доходов, администрируемых таможенными органами, в доходах федерального бюджета

за 2015-2020 годы1

При этом стоит отметить тенденцию снижения доли участия таможенных органов в решении фискальных задач, но такому факту есть объяснение, заключающееся в изменении состава доходов, администрируемых таможенными органами и снижением объёма внешнеторгового оборота. Наглядно взаимозависимость таможенных доходов привлечённых в федеральный бюджет от объёма внешнеторгового оборота представлена на рис. 2.

К видам таможенных платежей согласно статье 46 Таможенного кодекса ЕАЭС, отнесены ввозные и вывозные таможенные пошлины; таможенные сборы; и 2 вида налогов - налог на добавленную стоимость (далее НДС) и акциз, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Таможенные органы аккумулируют в доход федерального бюджета как таможенные платежи, так и другие платежи, на администрирование которых наделены полномочиями, например, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, утилизационный сбор и другие.

Значимость роли таможенных органов определяется также тем, что кроме фискальной функции они выполняют контрольную функцию, позволяя анализировать внешнеторговую деятельность, объём и структуру перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, и правоохранительную функцию, предотвращая и снижая правонарушения и преступления в таможенной сфере. Исполняемые функции таможенных органов в целом направлены на устойчивое и экономически безопасное развитие страны и обеспечение содействию интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (далее ЕАЭС), поэтому исследования проблем администрирования таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС представляются на современном этапе развития особенно актуальными.

25000 20000 15000 10000 5000 0

.36,67 -— - -32,74

30~323'!

7

-2$38

25,38

S

40,00

35,00

30,00

25,00

20,00

15,00

10,00

5,00

0,00

2015 20162017 2018 20192020

1 Построено по данным официального сайта ФТС России. - www.customs.ru

497

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0 00Л

А

/ \

V,

а

*

\

900,00 800,00 700,00 600,00 500,00 400,00 300,00 200,00 100,00 0,00

ф>

ф>

<1 ^ <9 Ф> Ф>

I I Объем таможенных платежей, млрд.руб

О Объём

внешнеторгового оборота, млрд. долл

Рисунок 2.

Зависимость таможенных платежей от внешнеторгового оборота за 2007-2020 годы1

Одной из стратегических задач таможенных органов на период развития до 2030 года является «обеспечение

национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, дос-

2

тижение высокого качества администрирования» .

Анализ реалий и перспектив администрирования таможенных доходов в государствах-членах ЕАЭС требует системного подхода к решению проблем, поскольку интеграционные процессы тесно переплетают «клубок» проблем одного государства с проблемами другого государства.

Проблемным аспектом в регулировании бюджетных отношений, выстраиваемых между таможенными органами (как представителей исполнительных органов власти) и участниками ВЭД (декларантами), является неопределённость таких основополагающих понятий, как «Администрирование», «Администрирование таможенных платежей», заложенных в бюджетном законодательстве Российской Федерации3.

Т.Н. Трошкина также отмечает, что «определение понятия «Администрирование таможенных платежей» не имеет законодательного закрепления, хотя оно находит широкое применение как в научных трудах, так и в публичных выступлениях учёных, политических деятелей, работников исполнительной, законодательной и судебной власти, а также лиц, связанных с проблемами их взимания»4.

Системный анализ предполагает чёткое определение критериев анализа, перечень допустимых альтернатив, конкретные способы решения проблемы и направления их реализации. Системный подход к принятию управленческих решений снижает неоправданные риски, позволяет использовать оптимальные методы адаптации экономики Российской Федерации в условиях турбулентности глобальной экономики5.

Формирование и развитие ЕАЭС создало благодатную основу для развития государств, интегрированных в данный союз. Единая таможенная территория ЕАЭС, единая нормативно-правовая среда в области таможенного дела, позволившие свободно, беспошлинно перемещать товары (имеются исключения по определенным видам товаров) способствовали развитию внешнеторгового оборота как с государствами-членами ЕАЭС, так и с другими странами и послужили фундаментом совершенствования механизма администрирования таможенных доходов.

На территории ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, в том числе устанавливается единый порядок уплаты таможенных платежей. В области администрирования доходов бюджетов единые подходы обеспечивает таможенное законодательство ЕАЭС, к числу которых следует отнести Договор о Евразийском экономическом союзе и приложения к нему, в том числе Таможенный кодекс Евразийского экономического союза6, Единые коды товарной номенклатуры Евразийского экономического союза7 и др.

1 Построено по данным официального сайта ФТС России. - www.customs.ru

2 Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Гарант».

3 Актуальные вопросы деятельности таможенных органов в условиях цифровой экономики: монография / Под общ. ред. д-ра экон. наук Г.И. Немировой. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. - С. 109.

4 Трошкина Т.Н. Администрирование таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС: вопросы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. - М., 2017. - № 2. - С. 240.

5 Перспективы развития таможенного контроля и таможенного регулирования в условиях функционирования Евразийского экономического союза: монография / Под ред. Г.И. Немировой. - М.: РИО Российской таможенной академии. 2018. - 112 с.

6 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Гарант».

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Гарант».

Анализ, проводимый в ходе исследования и исторический опыт развития государств, позволил сделать вывод, что любое интеграционное объединение (ЕАЭС не является исключением) формирует как импульсы для расширения производственного процесса, внешнеторговой деятельности, так и угрозы, исходящие от диверсификации экономических отношений. Так, например, определённой угрозой для государств-членов ЕАЭС при формировании доходов послужили объёмы администрируемых в доход государства ввозных таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Причина кроется в том, что они распределяются между государствами-членами ЕАЭС согласно пропорциям, определенным Договором о ЕАЭС (табл. 1).

Таблица 1

Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами-членами

ЕАЭС, в %

Государства-члены ЕАЭС с 01.01.2015 г. с 01.02.2015 г. с 01.10.2015 г. С 1 .01.2020 г

Российская Федерация 87,97 86,97 85,32 85,065

Республика Беларусь 4,70 4,65 4,56 4,860

Республика Казахстан 7,33 7,25 7,11 6,955

Республика Армения - 1,13 1,11 1,220

Республика Кыргызстан - - - 1,900

Соответственно, введение ограничительных мер по отношению к России автоматически снизило доходы по этим видам пошлин не только в России, но и в других государствах-членах ЕАЭС.

Ещё одной особенностью механизма администрирования таможенных платежей, требующих внимания, относится таможенное законодательство ЕАЭС, которое дополняется национальным законодательством о таможенном регулировании, не противоречащим Таможенному кодексу ЕАЭС и другим нормативно-правовым документам ЕАЭС. В России, например, основополагающим национальным законом в области таможенного дела является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации1, в Республике Казахстан - это Кодекс Республики Казахстан от 20.12.2017 №123-У1 «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»2.

В каждом государстве кроме того имеются правовые нормы, учитывающие специфику национального законодательства, например, налогового, бюджетного, административного и уголовного. Применение национального законодательства в переплетении с таможенным законодательством ЕАЭС даёт, с одной стороны, основание для развития внешнеторговой деятельности и стабильности в интеграционных процессах, с другой стороны, создаёт конкурентные преимущества для ведения экономической деятельности. Интеграционное объединение (ЕАЭС) раскрыло проблемы конкретного государства в условиях формирования единой конкурентной среды.

Сравнение экономического и финансового потенциала государств, а также условий развития внешнеторговой деятельности, регулирования порядка перемещения товаров по единой таможенной территории Союза позволяет на научной основе определить перспективы развития государств в едином таможенном пространстве и конкурентные

3

преимущества каждого государства .

Анализ позволил подтвердить, что ставки взимаемых налогов (НДС и акциз) при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС различаются в государствах, поскольку они регулируются национальным законодательством. Так, например, в Российской Федерации согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (РФ) ставки НДС определены в виде 10 и 20%. Для вывоза в соответствии с п. 1 ст. 164 Налоговым кодексом РФ установлена ставка 0%, что предусматривает возмещение ранее уплаченного налога из бюджета при выполнении определенных законодательством условий. Акцизы применяются только при ввозе. Перечень подакцизных товаров и ставок к ним определён в России статьей 193 Налогового кодекса РФ. В Республике Армения ставка НДС установлена в размере 20%, в Республике Беларусь - 20%, на некоторые товары действуют ставки 0%, 10 и 25%, в Кыргызской Республике и Республике Казахстане - 12%. Такие методологические подходы в определении налогов предусматривают, с одной стороны, возможность конкуренции товаров на рынке ЕАЭС и глобальных рынках, с другой стороны, немного усложняют ведение участниками ВЭД внешнеторговой деятельности на единой таможенной территории.

Особенностью в системе администрирования доходов в государствах-членах ЕАЭС является и институциональная разнонаправленность органов, администрируемых таможенные доходы. Институты, администрирующие таможенные доходы в государствах-членах ЕАЭС, различаются и имеют разную ведомственную подчинённость. Например, ФТС России подчиняется Министерству финансов Российской Федерации, в Республике Казахстан таможенные органы входят в состав Комитета государственных доходов при Министерстве финансов Республики Казахстан, Государственная таможенная служба в Кыргызской Республике находится в ведении Правительства Республики Кыргызстан, в Республике Армения таможенные органы включены в состав Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения, в Республике Беларусь государственный таможенный комитет Республики Беларусь имеет прямое подчинение Президенту Республики Беларусь.

1 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант».

2

Кодекс Республики Казахстан от 20.12.2017 № 123-У1 «О таможенном регулировании в Республике Казахстан». -М1р8://оп1те.7акоп.к2Юоситеп1/?11ос_111=39082703

3 Перспективы развития таможенного контроля и таможенного регулирования в условиях функционирования Евразийского экономического союза: монография / Под ред. Г.И. Немировой. - М.: РИО Российской таможенной академии. 2018. - 112 с.

Данная особенность обусловлена тем, что таможенные доходы в Российской Федерации и Республике Армения определены в законодательстве как неналоговые доходы, в то время как в остальных государствах-членах ЕАЭС установлены как налоговые доходы бюджета. Различие институтов также накладывает определённый отпечаток на организацию системы администрирования, взаимоотношения этих органов во внутренней иерархической системе подчиненности, на сотрудничество данных органов и в системе единого таможенного регулирования в ЕАЭС.

Интеграционные процессы тесно взаимосвязаны и актуализируются в последние годы с расширением информатизации и цифровизации экономики. Внедрение цифровых технологий, например, в России, потребовало реорганизации структуры таможенных органов, что вызвано декларированием товаров в электронном формате. Ныне действует электронные таможни и 16 центров электронного декларирования товаров. Данный аспект накладывает потребность в совместимости программных продуктов, используемых при администрировании таможенных доходов.

Совершенствование информационных систем таможенных органов невозможно без проведения серьёзной аналитической работы по изучению и предупреждению проблем, которые возникают при использовании информационных технологий1.

Как отмечает Т.Н Трошкина, «правильное администрирование таможенных платежей позволит максимально компенсировать «выпадающий» доход и обеспечит стабильность его поступления в бюджеты государств-членов ЕАЭС»2.

Специфической особенностью в таможенном деле является и применение мер ответственности за нарушение таможенного законодательства, устанавливаемое каждым государством согласно национальному праву. Лицо, перемещающее товары через таможенную границу ЕАЭС, может совершить такие виды противоправных деяний, как уклонение от уплаты пошлин, налогов и нарушение сроков уплаты таможенных платежей. В первом случае деяние считается преступлением, которое может повлечь наступление уголовной ответственности, во втором случае - правонарушением, предусматривающим административную ответственность. Применение норм права, ответственности за одно и то же противоправное деяние является отличным в каждом государстве.

Таким образом, небольшой экскурс в проблематику администрирования таможенных доходов государств-членов ЕАЭС позволил выявить комплекс задач, требующих решения. В условиях развития Евразийского экономического союза у государств-членов ЕАЭС появились как перспективы, так и угрозы экономической безопасности. Они исходят от внешней нескоординированной политики государств в некоторых экономических и правовых вопросах и от внутренней политики, не полном объеме учитывающей влияние глобальной политики и интеграционных процессов.

С целью устранения выявленных проблем целесообразно разработать единые концептуальные подходы к унификации и стандартизации мер таможенно-тарифного регулирования, институтов управления бюджетно-налоговой и таможенной политикой, что позволит сформировать в условиях цифровизации экономики эффективный механизм управления системой администрирования таможенных доходов и экономическим потенциалом государств-членов ЕАЭС, учитывающий синергетический эффект интеграционных процессов, а также возможные угрозы от нерешенных вопросов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Актуальные вопросы деятельности таможенных органов в условиях цифровой экономики: монография / Под общ. ред. д-ра экон. наук Г.И. Немировой. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. - С. 57.

2 Трошкина Т.Н. Администрирование таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС: вопросы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. - М., 2017. - № 2. - С. 239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.