УДК 342.95
Богдан Анатольевич Подгорный,
соискатель
Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ СИНТЕТИЧЕСКИХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
В статье исследованы понятие и сущность администрирования противодействия незаконному обороту синтетических наркотических средств и психотропных веществ. Проанализированы взгляды ученых на понятие «администрирование» и предложено авторское определение конструкции «администрирование противодействия незаконному обороту синтетических наркотических средств и психотропных веществ».
Ключевые слова: понятие, администрирование противодействия незаконному обороту синтетических наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров все обостряется и является весьма серьезной и глобальной проблемой в современной Украине. Злоупотребления наркотическими средствами и их незаконный оборот представляют собой проблему, выходящую за рамки чисто юридического явления. Наркомания и связанные с ней правонарушения и преступления имеют неуклонную тенденцию к возрастанию.
Отметим, что в Украине основными факторами увеличения доли синтетических наркотических средств и психотропных веществ являются: а) невысокая стоимость отдельных видов синтетических наркотических средств, что позволяет получать сверхприбыли; б) компактность синтетических наркотиков, что облегчает их транспортировку и хранение; в) относительная простота получения отдельных веществ; г) доступность исходных компонентов, что обусловлено также значительным количеством объектов, связанных с химическим синтезом; д) наличие специалистов, обладающих знаниями в области химического синтеза; е) отсутствие в определенных регионах собственных источников сырья для производства растительных наркотических средств, достаточных для удовлетворения существующих потребностей [1]. Следовательно, можно считать, что количество правонарушений, связанных с незаконным оборотом синтетических наркотических средств, с каждым годом будет возрастать.
Правонарушения предшествуют совершению преступлений, поэтому в этих условиях проблема администрирования противодействия правонарушениям в сфере незаконного оборота синтетических наркотических средств и психотропных веществ для уполномоченных органов в этой сфере должна стать приоритетной. Следовательно, изучение администрирования противодействия незаконному обороту синтетических наркотических средств приобретают особую актуальность. Усиливает эту актуальность тот факт, что значительное увеличение в последнее десятилетие незаконного оборота синтетических наркотиков, негативные тенденции развития наркотической ситуации в стране свидетельствуют, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия этому негативному явлению недостаточно результативны.
В разные годы проблематику противодействия незаконному обороту наркотических средств исследовали такие ученые, как Л. Н. Анисимов, Е. А. Бабаян, Ю. В. Баулин, О. М. Джужа, В. Я. Настюк, Г. П. Селиванов, А. А. Музыка, И. А. Никифорович, Л. В. Лазарева [5], С. А. Роганов [9], М. П. Селиванов, Г. С. Хруппа, А. М. Шевчук и др. Однако изучению проблем администрирования противодействию незаконному обороту синтетических наркотических средств до этого учеными уделялось мало внимания.
Поэтому целью этой публикации является выяснение сущности и определение понятия администрирования противодействия незаконному обороту синтетических наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Отметим, что синтетических наркотических средств в природе не встречается, ибо их получают химическим способом. Они имеют одинаковое химическое строение с природными опийными алкалоидами и так же влияют на организм человека. К часто применяемым относят амфетамин, метамфетамин, галлюциногенные препараты (ЛСД), псилоцибин, героин, кодеин и метадон. Остановимся на характеристике некоторых из них.
Амфетамины часто являются первыми наркотическими средствами, которыми начинают злоупотреблять молодые люди для возбуждения, преодоления сонливости и повышения уверенности в себе. Его употребление быстро приводит к психической зависимости, иногда даже быстрее, нежели употребление иных наркотиков. Находясь под влиянием амфетамина, человек склонен переоценивать свои возможности, у него возникает чувство могущества, превосходства над всеми, что приводит к агрессивному поведению.
Метамфетамин (эктази) имеет как галлюциногенные, так и амфетаминоподобные свойства. Препарат довольно токсичен. Экстази часто употребляет молодежь на дискотеках. Легкому распространению способствует простота его применения: изготавливается в форме таблеток разных цветов с рисунками на поверхности. И хотя его прием кажется безопасным, однако чрезмерное физическое напряжение, возникающее при этом, может привести к смертельным последствиям. Хроническое злоупотребление этим средством вызывает психоз, обеспокоенность собственными делами, слуховые и зрительные галлюцинации. Часто наблюдается насильственное поведение.
Галлюциногенные препараты (ЛСД) - это сильнодействующие наркотики, способные вызвать у здоровых людей различные психопатологические нарушения, напоминающие серьезные психические заболевания. В зависимости от дозы галлюцинации под их влиянием могут длиться от 1-2-х до 12 часов. Злоупотребление ЛСД вызывает нарушения зрения и сознания, сильные галлюцинации, повышенную агрессивность, доходящую до неистовства.
Псилоцибин. После приема псилоцибина сначала проявляются неприятные симптомы: одурманивание, головокружение и чувство страха; потом лицо, его употреблявшее, переносится в мир необычного бреда и галлюцинаций - от очень приятных к чрезвычайно ужасающим. Злоупотребление этим наркотиком приводит к паранойи, шизофрении и пр. [10].
Проблема администрирования противодействия незаконному обороту наркотических средств на сегодня является одной из самых актуальных в сфере не только здравоохранения, но и социального управления. В основе этой проблемы, по нашему мнению, лежит вопрос недостаточной научной разработанности понятий «администрирование», и конструкции «администрирование противодействия незаконному обороту наркотических средств».
Сначала рассмотрим категорию «администрирование». Так, общее определение этого понятия приведено в экономической энциклопедии: администрирование -управленческая деятельность руководителей и органов управления, осуществляемая в основном через приказы и распоряжения, которая свойственна командно-административной системе [5, с. 25]. Оксфордский словарь предлагает толкование администрирования как: (1) контроль или управление чем-то (например, системами, организацией или бизнесом); (2) группа людей, организующих или контролирующих что-то; (3) часто - администрация (в американском понимании) - правительство страны, особенно в США [6].
В словаре С. И. Ожегова термин «администрирование» определяется в двух аспектах: (а) как специальная категория - «управлять, руководить чем-нибудь» и (б) как «неодобрительная» категория - «управлять чем-нибудь бюрократически, формально не входя в существо дела» [7, с. 22]. Longman Exams Dictionary, изданный в Эдинбурге в
2006 г., приводит такую трактовку термина «администрирование»: (а) деятельность, сочетающая управление работой предприятия или организации, (б) правительство страны в особый период времени и (в) процесс управления чем-то, особенно что касается законов, определенных правительственных проверок [4].
Однако, по мнению ученых, в современном понимании категория «администрирование» имеет значительно более широкий характер. Оно охватывает сферу государственного управления и включает в себя понятие «демократическое управление». К примеру, А. М. Дробязко указывает, что в узком смысле администрирование означает профессиональную деятельность государственных чиновников, направленную на осуществление решений руководства. В широком понимании администрирование - это не только профессиональная деятельность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией, благодаря которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В данном случае понятие «администрирование» соответствует конструкции «административное государственное управление» [2].
По мнению Т. Б. Семенчука, термин «администрирование» применяется преимущественно как организационно-распорядительный метод государственного управления, используемый органами государственной власти. Под термином «администрирование» он имеет в виду бюрократический метод управления обществом, основанный на силе и авторитете власти, то есть имеет место в приказах, постановлениях, распоряжениях, указаниях и инструкциях. Этот метод является специфическим, его преимущественно используют исполнительные органы власти в лице государственных служащих. Иными словами, администрирование - это действия государственных служащих по предоставлению гражданам страны услуг по действующему законодательству [11].
Ученые выделяют также понятие «государственное администрирование». Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах, а именно: а) связанные с тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной, судебной и их взаимодействием; б) такие, что играют важную роль в формировании государственной политики и являются частью политического процесса; в) значительно отличаются от администрирования в производственной и культурной областях; г) тесно связаны с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и организациях [2].
Для выяснения сущности администрирования противодействия незаконному обороту наркотических средств целесообразно характеризовать законодательство, регулирующее противодействие незаконному обороту наркотических средств. Так, Конституция Украины указывает на правовые основы и обязанности государственных органов по обеспечению законности и правопорядка, соблюдению прав и свобод граждан, признанию общечеловеческих ценностей, на достойное отношение к личности, на признание ее приоритета во взаимоотношениях с государством и др. Статья 3 Конституции Украины подчеркивает, что утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства, в выполнении которой важная роль принадлежит органам власти, а значит, и тем, которые осуществляют противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров [8; 1996. - № 30. -Ст. 141].
Законом Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 15 февраля 1995 г., № 69/95ВР определены порядок государственного контроля, полномочия органов исполнительной власти, права и обязанности физических и юридических лиц в этой сфере. Закон подчеркивает, что «оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» - это виды деятельности по культивированию растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (далее - Перечень), а также разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, реализация (отпуск), ввоз/вывоз, транзит через
территорию Украины, использование, уничтожение наркотических средств, включенных в Перечень (ст. 1) [8; 1996. - № 10.- Ст. 60].
Конструкция «незаконный оборот наркотических средств» определена в этом же Законе как действия по культивированию растений, включенных в Перечень, по разработке, производству, изготовлению, хранению, перевозке, пересылке, приобретению, сбыту, ввозу на территорию Украины, вывозу с ее территории, транзиту через ее территорию, использованию, уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, что осуществляется с нарушением законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах.
Среди ученых существует иное определение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Считаем, стоит согласиться с точкой зрения Г. Хруппа, который под рассматриваемым понятиям понимает опасное для здоровья людей и экономики антисоциальное явление, которое заключается в непериодически повторяющейся нелицензированной деятельности по производству, распределению, торговле наркотическими средствами, направленной на удовлетворение незаконного спроса на них на «черном» рынке с целью получения наживы [12, с. 31].
По нашему мнению, под администрированием противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ можно понимать целенаправленное взаимодействие публичных администраций с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения реализации законов и подзаконных актов и выполнению основных функций в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Отношения, сопровождающие администрирование последнего, характеризуются подчиненности преимущественно закону, а не субъекту, децентрализацией, согласованию интересов участников процесса, ответственностью субъекта и объекта. Иными словами, администрирование противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ связано с исполнительной ветвью власти и рассматривается как профессиональная деятельность государственных служащих, включающая все виды деятельности, направленные на реализацию решений правительства, на изучение, разработку и внедрение направлений правительственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.
Список литературы: 1. Батш О. С. Проблеми протидп незаконному об^у синтетичних наркотичних засобiв / О. С. Батш [Електрон. ресурс]— Режим доступу : http://www.lex-line.com.ua/?go=full_article&id=474 2. Дробязко А. М. Особливосп прийняття управлшських ршень у публiчному адмшютруванш / А. М. Дробязко [Електрон. ресурс] — Режим доступу:http://www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/apdu/2011-2/doc/2/12.pdf 3. Економiчна енциклопедiя - [У 3-х т. - Т. 1] / вщп. ред. С. В. Мочерний. - К. : ВЦ «Академiя», 2001. -864 с. 4. Longman Exams Dictionary. Pearson Education Limited. - Edinburg, 2006. 5. Лазарева Л. В. Особенности первоначального этапа расследования незаконного оборота синтетических наркотических средств : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Лариса Владимировна Лазерева. — М. : РГБ, 2001. — 202 с. 6. Oxford Wordpower Dictionary. Oxford University Press. - New York, 1998. 7. Ожегов С. И.Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Сов. энцикл., 1973. - 846 с. 8. Офшшний вюник Украши. 9. Роганов С. А.Теория и практика расследования преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09 / Сергей Александрович Роганов - СПб., 2005. - 589 с. 10. Синтетичш наркотики: матерiал з Вшпеди — вшьно! енциклопедп [Електрон. ресурс] — Режим доступу : http://uk.wikipedia.org/wiki 11. Семенчук Т. Б. Сутшсть дефшщп «публiчне адмшютрування» / Т. Б. Семенчук [Електрон. ресурс]. - Режим доступу :
http://www.rusnauka.com/31_NNM_2013/Gosupravlenie/3_147871.doc.htm. 12. Хруппа М. Виробити кримшолопчне поняття нелегального обороту наркотичних засобiв / М. Хруппа // Право Украши. - 1994. - № 3 - 4. - С. 31-34.
АДМ1Н1СТРУВАННЯ ПРОТИДП НЕЗАКОННОМУ ОБ1ГУ СИНТЕТИЧНИХ НАРКОТИЧНИХ ЗАСОБ1В: ПОНЯТТЯ I СУТН1СТЬ
Пщгорний Б. А.
У статт дослщжено поняття i cyTHicTb адмiнiстрування протидп незаконному o6iry синтетичних наркотичних 3aco6iB i психотропних речовин. Проаналiзовано погляди науковщв на поняття «адмшютрування» й запропоновано авторське визначення конструкцп «адмшютрування протидп незаконному о6iгy синтетичних наркотичних засобiв i психотропних речовин».
Ключовг слова: поняття, адмшютрування протидп незаконному об^у синтетичних наркотичних засо6iв, психотропних речовин i прекyрсорiв.
ADMINISTRATION OF COMBATING ILLICIT TRAFFICKING OF SYNTHETIC DRUGS: THE CONCEPT AND ESSENCE
Podgorny B. A.
The article explores the concept and essence administration to combat trafficking of synthetic drugs and psychotropic substances. Analyzed the views of scientists on the concept of administration and the author suggests a notion of the term administration to combat trafficking of synthetic drugs and psychotropic substancesand precursors.
Key words: concept, administrative tools to combat illicit trafficking of synthetic drugs and psychotropic substances.
Поступила в редакцию 21.05.2014 г.