Научная статья на тему 'АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАНКОМ РОССИИ ЭТАЛОННОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ RUONIA'

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАНКОМ РОССИИ ЭТАЛОННОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ RUONIA Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ключевая ставка / RUONIA / Банк России / администрирование процентной ставки / денежно-кредитная политика / устойчивость рубля / переменная процентная ставка / финансовая стабильность / инфляция / key rate / RUONIA / Bank of Russia / interest rate administration / monetary policy / ruble stability / variable interest rate / financial stability / inflation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недорезков Вячеслав Викторович, Валишина Наиля Рифовна

В статье рассматривается история возникновения процентной ставки RUONIА в России и обозначаются мировые аналоги. Авторами раскрывается роль Банка России в порядке определения данной ставки и ее влияние на денежно-кредитную политику. Также определены объект и субъект администрирования ставки RUONIА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Недорезков Вячеслав Викторович, Валишина Наиля Рифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATION OF THE REFERENCE INTEREST RATE RUONIA BY THE BANK OF RUSSIA

The article examines the history of the RUONIA interest rate in Russia and identifies world analogues. The authors reveal the role of the Bank of Russia in determining this rate and its impact on monetary policy. The object and subject of the RUONIA bid administration are also defined.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАНКОМ РОССИИ ЭТАЛОННОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ RUONIA»

УДК / UDC 342 DOI: 10.34076/22196838_2023_5_46

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАНКОМ РОССИИ ЭТАЛОННОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ RUONIA

Недорезков Вячеслав Викторович

Доцент кафедры финансового и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий (Уфа), кандидат юридических наук, ORCID: 0009-0008-9160-3611, e-mail: vvn2611@yandex.ru.

Валишина Наиля Рифовна

Ассистент кафедры экологического и трудового права Института права Уфимского университета науки и технологий (Уфа), ORCID: 0009-0002-0109-0243Х, e-mail: valishinanr@mail.ru.

В статье рассматривается история возникновения процентной ставки RUONIА в России и обозначаются мировые аналоги. Авторами раскрывается роль Банка России в порядке определения данной ставки и ее влияние на денежно-кредитную политику. Также определены объект и субъект администрирования ставки RUONА.

Ключевые слова: ключевая ставка, RUONIA, Банк России, администрирование процентной ставки, денежно-кредитная политика, устойчивость рубля, переменная процентная ставка, финансовая стабильность, инфляция

Для цитирования: Недорезков В. В., Валишина Н. Р. Администрирование Банком России эталонной процентной ставки RUONIA // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2023. № 5. С. 46-50. DOI: https://doi.org/10.34076/22196838_2023_5_46.

ADMINISTRATION OF THE REFERENCE INTEREST RATE RUONIA BY THE BANK OF RUSSIA

Nedorezkov Vyacheslav

Associate professor, Ufa University of Science and Technology (Ufa), candidate of legal sciences, ORCID: 0009-0008-9160-3611, e-mail: vvn2611@yandex.ru.

Valishina Nailya

Assistant, Ufa University of Science and Technology (Ufa), ORCID: 0009-0002-0109-0243Х, e-mail: valishinanr@mail.ru.

The article examines the history of the RUONIA interest rate in Russia and identifies world analogues. The authors reveal the role of the Bank of Russia in determining this rate and its impact on monetary policy. The object and subject of the RUONIA bid administration are also defined.

Key words: key rate, RUONIA, Bank of Russia, interest rate administration, monetary policy, ruble stability, variable interest rate, financial stability, inflation

For citation: Nedorezkov V., Valishina N. (2023) Administration of the reference interest rate RUONIA by the Bank of Russia. In Elektronnoe prilozhenie k «Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu», no. 1, pp. 46-50, DOI: http://doi.org/10.34076/22196838_2023_5_46.

Деятельность Банка России как мегарегулятора финансового рынка направлена на выполнение основной функции, закрепленной в ст. 75 Конституции РФ, - защиты и обеспечения устойчивости рубля. Указанная функция конкретизируется в ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Феде-

рации (Банке России)»1 (далее - Закон о ЦБР), устанавливающей цели деятельности Банка России.

Защита и обеспечение устойчивости рубля достигается через осуществление денежно-кредитной политики, инструменты которой перечислены в ст. 35 Закона о ЦБР. Стратегией денежно-кредитной политики является таргетирование инфляции, ее целью - поддержание годовой инфляции вблизи 4 %2.

Среди главных инструментов денежно-кредитной политики выделяют процентные ставки по операциям Банка России. Согласно ст. 37 Закона о ЦБР процентная политика используется для воздействия на рыночные процентные ставки. Банк России устанавливает одну или несколько процентных ставок по различным видам операций, проводит процентную политику без фиксации процентной ставки.

Управляя ликвидностью банковского сектора, Банк России устанавливает ключевую ставку, которая оказывает влияние на рыночные процентные ставки и в дальнейшем через различные причинно-следственные связи воздействует на динамику цен в экономике, формируя внутренний спрос.

Основная цель денежно-кредитной политики (поддержание годовой инфляции вблизи 4 %) достигается через постановку операционной цели - формирование на первом этапе трансмиссионного механизма однодневных ставок овернайт денежного рынка вблизи ключевой ставки. Операционная цель реализуется Банком России при помощи установления коридора процентных ставок, ширина которого составляет 200 базисных пунктов от ключевой ставки. В качестве основного индикатора ставки овернайт денежного рынка Банк России использует эталонную процентную ставку - взвешенную процентную ставку необеспеченных межбанковских однодневных кредитов (депозитов) в рублях - RUONIA (Ruble Overnight Index Average). Расчет RUONIA на основе ставок однодневных кредитов (депозитов) приближает ее к понятию условно безрисковой ставки денежного рынка. В отличие от ключевой ставки, Банк России не устанавливает эталонную ставку RUONIA, а лишь администрирует ее.

RUONIA появилась в 2010 г. как результат совместной деятельности Банка России и Национальной валютной ассоциации на основе надзорной отчетности банков-кон-трибьюторов. Введение RUONIA стало ответом на финансовый кризис 2007-2008 гг., когда отсутствовал полноценный индикатор, позволявший судить о состоянии денежного рынка. Данная ставка стала первой, измеряющей ценовые условия в ядре межбанковского рынка. Она определяет торговую активность крупнейших банков, доля которых на межбанковском рынке держится в пределах 70-75 %3.

Формирование Банком России эталонной процентной ставки соответствует общемировой тенденции на глобальном рынке, принципы которой закрепляются Международной организацией комиссий по ценным бумагам4. В частности, Федеральная резервная система США администрирует срочную версию SOFR (Secured Overnight Financing Rate)5, Европейский центральный банк - ESTR (Euro short-term rate)6, Банк Англии - SONIA (Sterling Overnight Index Average)7. Дополнительным катализатором к переходу к национальным эталонным процентным ставкам стали факты манипуля-

1 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (последняя редакция) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37570/ (дата обращения: 23.04.2023).

2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов (утв. Банком России) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430425/ (дата обращения: 23.04.2023).

3 Реинкарнация RUONIA, или Вторая жизнь процентного индикатора. С. Р. Моисеев, доктор экономических наук, советник первого заместителя председателя Банка России // Банковское дело. URL: https:// www.bankdelo.ru/expert-opinion/pub/3476 (дата обращения: 23.04.2023).

4 Principles for Financial Benchmarks. Final Report. The Board of the International Organization of Securities Commissions, 13 Yuly 2013 // International organization of securities commissions. URL: https://www.iosco.org/ library/pubdocs/pdf/IOSCOPD415.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

5 Federal reserve bank of New York. URL: https://www.newyorkfed.org/markets/reference-rates/soft-averages-and-index (дата обращения: 23.04.2023).

6 Европейский центральный банк. URL: https://www.ecb.europa.eu/stats/financial_markets_and_interest_ rates/euro_short-term_rate/html/index.en.html (дата обращения: 23.04.2023).

7 Банк Англии. URL: https://www.bankofengland.co.uk/markets/sonia-bencmark/sonia-key-featuers-and-policies (дата обращения: 23.04.2023).

5/2023

ции с широко используемой ранее участниками финансового рынка ставкой LIBOR (London Interbank Offered Rate), после выявления которых Управлением по контролю за нормами финансового поведения Великобритании (Financial Interbank Authority) принято решение об отмене данного индикатора с конца 2021 г.1 Ставка LIBOR просуществовала с 2 сентября 1985 г. и формировалась на основе опросных листов, согласно которым банки публиковали информацию об условиях, на каких они готовы кредитовать друг друга2.

Ставка RUONIA применяется не только как индикатор достижения Банком России операционной цели денежно-кредитной политики, ее использование рекомендовано при выдаче кредитов под плавающие (переменные) процентные ставки, расчете купонов по облигациям и по другим видам финансовых продуктов. Преимущество ставки RUONIA над использованием других эталонных индикаторов (к примеру, ключевой ставки) выражается в том, что в силу запаздывающего характера она обладает меньшей волатильностью, что позволяет сглаживать изменение процентных платежей и защищает от краткосрочных колебаний рынка3.

С целью повышения надежности и качества финансовых индикаторов в установленном порядке осуществляется аккредитация финансовых индикаторов и их администраторов4. Кроме того, Банк России как регулятор финансового рынка может самостоятельно выступать администратором отдельных, наиболее важных индикаторов, что мы и видим на примере ставки RUONIA.

При этом надо отметить, что администрирование финансовых индикаторов не является исключительной прерогативой Банка России, а может осуществляться и непосредственно финансовыми организациями. К примеру, Московская биржа является администратором семейства финансовых индикаторов RUSFAR (Russian Secured Funding Average Rate)5, да и администратором ставки RUONIA долгое время была СРО «Национальная финансовая ассоциация», Банк России возложил на себя данные функции лишь с 2020 г.

Использование признанных участниками оборота индикаторов является условием функционирования финансового рынка, поскольку их наличие позволяет управлять рыночными рисками, снижает возможность манипулирования. Уход иностранных информационных агентств (Bloomberg, Refinitiv) усиливает объективную необходимость формирования отечественных индикаторов и законодательной регламентации их деятельности.

Отсутствие законодательного урегулирования деятельности финансовых организаций в части администрирования финансовых индикаторов является основой для различного рода правонарушений.

В июле 2023 г. группой депутатов внесен в Государственную Думу Российской Федерации законопроект, предусматривающий регулирование деятельности администраторов финансовых индикаторов и устанавливающий процедуры контроля за формированием индикаторов6. В частности, законопроект вводит понятие «финансовый индикатор»; определяет, что сведения об администраторе финансового индикатора вносятся Банком России в соответствующий единый реестр; предъявляются требования к должностным лицам, методологии, внутреннему контролю администрато-

1 Управление по финансовому надзору. URL: https://wwwfca.org.uk/news/statements/iiTipact-coronavirus-firms-libor-transition-plans/ (дата обращения: 23.04.2023).

2 Патрон П. А. Процесс ценообразования кредитов: реформа ставки LIBOR // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2014. № 1. С. 74-84.

3 Информационное письмо Банка России от 27 июля 2022 г. № ИН-01-35/98 «О применении срочной версии RUONIA в финансовых продуктах с плавающей (переменной) процентной ставкой» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76560.html (дата обращения: 23.04.2023).

4 Письмо Банка России от 30 сентября 2015 г. № 06-51/8518 «Об оценке качества формирования финансовых индикаторов и качества функционирования организаций, осуществляющих формирование финансовых индикаторов» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_423201/ (дата обращения: 23.04.2023).

5 Информационное сообщение Банка России от 9 июля 2020 г. «Банк России аккредитовал финансовый индикатор Московской биржи» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_356883/ (дата обращения: 23.04.2023).

6 Законопроект № 406984-8 «Об администраторах финансовых индикаторов» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/406984-8 (дата обращения: 27.07.2023).

5/2023

ров. В Государственную Думу РФ внесен также законопроект о корреспондирующих поправках в ст. 76.9-5 Закона о ЦБР1.

Администрирование ставки RUONIA непосредственно Банком России объясняется необходимостью разработки и внедрения механизмов недопущения манипулирования ставкой и повышения уровня доверия участников финансового рынка к финансовым индикаторам.

Термин «администрирование» юридически не закреплен, свойствен различным отраслям права и используется в нескольких словосочетаниях, например: налоговое администрирование, таможенное администрирование, бюджетное администрирование и т. п.2 В самом общем виде правовое администрирование - это «режим регулирования и управления на основе системного сочетания правовых, организационных, экономических и социально-психологических средств и методов»3.

Для решения проблемы отсутствия юридического закрепления термина и использования его в разных смыслах можно ввести понятие «администрирование ставки RUONIA» и закрепить его дефиницию «осуществление Банком России специальных полномочий, реализуемых при помощи совокупности правовых приемов и методов, направленных на формирование эталонного индикатора денежного рынка».

Правоотношения, возникающие между Банком России и кредитными организациями по поводу администрирования ставки RUONIA, строятся на основе метода власти-подчинения и являются публично-правовыми.

Объектом администрирования ставки RUONIA следует считать действия Банка России по сбору, обработке и хранению необходимых сведений для формирования эталонного индикатора.

Субъектный состав указанных общественных отношений включает в себя в первую очередь Банк России, в котором с 22 июня 2020 г. действует Комитет по наблюдению за процентной ставкой RUONIA, к чьим задачам относится: наблюдение за выполнением функции администрирования RUONIA; согласование документов и процедур, связанных с администрированием RUONIA; взаимодействие с пользователями и другими заинтересованными лицами4. В Банке России сформирован также экспертно-консультационный орган - Экспертный совет по индикаторам и ставкам, который проводит обсуждения, подготавливает заключения о методике расчетов, осуществляет мониторинг качества, анализирует риски, информирует участников рынка, рассматривает жалобы и обращения.

Непосредственными субъектами администрирования со стороны Банка России являются кредитные организации, направляющие отчетность по форме 0409701 «Отчет об операциях на валютных и денежных рынках», на основе которых рассчитывается эталонная процентная ставка. Перечень данных кредитных организаций определяется в порядке, установленном методикой отбора5 (по состоянию на 17 июля 2023 г. перечень включал 34 банка).

Обязанность по предоставлению отчета по указанной форме возникает после получения официального уведомления Банка России, отчетность предоставляется ежедневно не позднее 11 часов 00 минут по московскому времени рабочего дня, следующего за отчетным6.

1 Законопроект № 406997-8 «О внесении изменения в статью 76.9-5 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/406997-8 (дата обращения: 27.07.2023).

2 Титов Г. А. Бюджетное администрирование как правовая категория // Финансовое право. 2022. № 5.

3 Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: моногр. / под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018. 306 с.

4 Положение о Комитете по наблюдению за процентной ставкой RUONIA (приложение к приказу Банка России от 30 сентября 2021 г. № 0Д-2034) // Банк России: офиц. сайт. URL: https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/111802/regulations_ruonia.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

5 Методика отбора кредитных организаций в список участников RUONIA (Приложение к приказу Банка России от 24 августа 2021 г. № ОД-1795) // Банк России: офиц. сайт. URL: https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/111802/regulations_ruonia.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

6 Указание Банка России от 8 октября 2018 г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Банк России: офиц. сайт. URL: https://www.cbr.ru/faq_ufr/dbrnfaq/doc/?number=4927-y (дата обращения: 23.04.2023).

Ответственность за нарушения, допущенные кредитными организациями при предоставлении отчетности по форме 0409701, установлена ст. 74 Закона о ЦБР и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, финансовые индикаторы администрируются различными финансовыми организациями, но только администрирование RUONIA является исключительной компетенцией Банка России.

Список литературы

Патрон П. А. Процесс ценообразования кредитов: реформа ставки LIBOR // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2014. № 1. С. 74-84.

Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: моногр. / под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018, 306 с.

Титов Г. А. Бюджетное администрирование как правовая категория // Финансовое право. 2022. № 5. С. 39-44.

References

Patron P. A. (2014) Protsess tsenoobrazovaniya kreditov: reforma stavki LIBOR [Precessional conversion of loans: LIBOR rate rate]. In Vestnik Moskovskogo universiteta, Seriya 6, Ekonomika, no. 1, pp. 74-84.

Tikhomirov Yu. A. (Ed.) (2018) Pravovoe administrirovanie v ekonomike. Aktual'nye problemy: monografiya [Legal administration in the economy. Actual problems: monography]. Moscow, Yustitsiya, 306 p.

Titov G. A. (2022) Byudzhetnoe administrirovanie kak pravovaya kategoriya [Budget administration as a legal category]. In Finansovoe pravo, no. 5, pp. 39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.