Научная статья на тему 'Администрация Дж. Байдена и страны Центральной Америки и Карибского бассейна'

Администрация Дж. Байдена и страны Центральной Америки и Карибского бассейна Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
435
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
США / Центральная Америка и Карибский бассейн / Мексика / Гватемала / Гондурас / Сальвадор / Куба / Гаити / мировая политика / USA / Central America and the Caribbean / Mexico / Guatemala / Honduras / El Salvador / Cuba / Haiti / world politics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кодзоев Магомед Абдул-Мажитович

Проанализированы основные направления внешней политики США в отношении стран Центральной Америки и Карибского бассейна в контексте становления нового мирового порядка. Показано, что принципы формирующегося миропорядка будут коренным образом отличать его от любых форм международных отношений, существовавших до сих пор. Исходя из этого, предлагается новое видение роли Вашингтона в субрегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joe Biden administration and the countries of Central America and the Caribbean

The article analyzes the main directions of US foreign policy towards the countries of Central America and the Caribbean in the context of the formation of a new world order. The author proposes a concept according to which the principles of the emerging world order will be fundamentally different from any forms of international relations that have existed until now. Based on this, a new vision of Washington’s role in the subregion is proposed.

Текст научной работы на тему «Администрация Дж. Байдена и страны Центральной Америки и Карибского бассейна»

Quo vadis?

Администрация Дж. Байдена и страны Центральной Америки и Карибского

© Кодзоев М. А.-М. © Kodzoev M.

Администрация Дж. Байдена и страны Центральной Америки и Карибского бассейна Joe Biden administration and the countries of Central America and the Caribbean

Аннотация. Проанализированы основные направления внешней политики США в отношении стран Центральной Америки и Карибского бассейна в контексте становления нового мирового порядка. Показано, что принципы формирующегося миропорядка будут коренным образом отличать его от любых форм международных отношений, существовавших до сих пор. Исходя из этого, предлагается новое видение роли Вашингтона в субрегионе.

Annotation. The article analyzes the main directions of US foreign policy towards the countries of Central America and the Caribbean in the context of the formation of a new world order. The author proposes a concept according to which the principles of the emerging world order will be fundamentally different from any forms of international relations that have existed until now. Based on this, a new vision of Washington's role in the subregion is proposed.

Ключевые слова. США, Центральная Америка и Карибский бассейн, Мексика, Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Куба, Гаити, мировая политика.

Key words. USA, Central America and the Caribbean, Mexico, Guatemala, Honduras, El Salvador, Cuba, Haiti, world politics.

США до сих пор играют важную роль в определении главных векторов международных отношений. Но положение сверхдержавы предполагает существование и ряда ответных связывающих обязательств перед мировым сообществом. Поэтому региональные доктрины Вашингтона всегда должны отвечать главным принципам его глобальной стратегии. Следовательно, при рассмотрении перемен в политике США в регионе Центральной Америки и Карибского бассейна в первую очередь надо проследить эволюцию общих принципов американской внешней политики и оценить их изменения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01400023

КОДЗОЕВ Магомед Абдул-Мажитович — старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, доцент кафедры ибероамериканских исследований экономического факультета РУДН, кандидат политических наук.

Эволюция внешней политики США на фоне становления нового мирового порядка

К началу XXI в. США достигли пика своего военно-политического и финансово-экономического могущества. Их международный авторитет был непререкаем, а мировой порядок оставался преимущественно моноцент-ричным.

Со вступлением войск коалиции в Афганистан в 2001 г. началась так называемая война против терроризма. Возглавил этот «крестовый поход» Вашингтон, которому, как тогда представлялось, было суждено стать либо мировым гегемоном, прямо диктующим свою волю, либо глобальным лидером, чье право исполнять роль «мирового полицейского» базировалось бы на добровольном подчинении остальных стран [1]. В столь многообещающих условиях начал свое правление Джордж Буш-мл. (2001—2009). Когда в 2009 г. он сложил с себя полномочия, мир находился в тяжелейшей экономической рецессии, а вера в грядущее мировое господство США пошатнулась. В 2007 г. в книге «Еще один шанс: три президента и кризис американской сверхдержавы» это с сожалением признавал Зб. Бжезинский [1]. Тогда еще оставалась вера в то, что можно все исправить1.

Однако за последующие 12 лет в мировой политике произошли еще более значительные перемены. Прежде всего это связано с восхождением новых центров силы в международных отношениях. Устрашающим для США соперником стал Китай, чья экономика в 2014 г. обогнала американскую в пересчете ВВП по паритету покупательной способности [7]. То, что сверхдержава проигрывает в конкуренции с Пекином, стало ключевым элементом критики правления Б. Обамы со стороны неоконсерватора и изоляциониста Д. Трампа. Не стесняясь в выражениях, Трамп обвинил президента в мягкотелости и излишней уступчивости Поднебесной. «Всего через несколько лет, — писал он в 2011 г., — Америку захлестнет экономическое цунами под названием КНР» [20. С. 41]. Трамп был чересчур категоричен, поскольку ничего подобного «экономическому цунами» мир так и не увидел. Но в целом он был прав: экспоненциальный рост экономики примерно с 2002-го по 2019 г. позволил Китаю потеснить США и в торгово-экономическом, и в геополитическом плане.

Администрация Б. Обамы (2009—2017) в своей дипломатии действительно придерживалась мягких подходов. Это подразумевало готовность, выражаясь словами госсекретаря Х. Клинтон, идти на «болезненные компромиссы» с такой силой, как Китай [8. С. 92]. Демократы сознательно шли на риск, понимая, что их могут обвинить в малодушии, но выгоды от ки-

1 В 1990 г. Чарльз Краутхаммер назвал момент сразу после окончания «холодной войны» униполярным. Впоследствии многие исследователи (Фарид Закария, Натан Сирс и др.) пришли к выводу, что униполярный момент сильно растянулся и завершился лишь к середине 2010-х гг.

тайско-американского сотрудничества превышали возможный внутренний репутационный ущерб [8. С. 91].

На выборах 2016 г. осторожный стиль демократов сыграл злую шутку с Х. Клинтон, проигравшей воинственно настроенному Д. Трампу2. Четырехлетнее правление последнего ознаменовалось, кроме прочего, столь же деструктивной, сколь и бессмысленной торговой войной («тарифной войной») с Пекином. Ей посвящено множество работ: Ю. А. Райкова [16], А. М. Меньшиковой [11], С. М. Труша [21], А. Д. Богатурова [3], П. Т. Подлесно-го [14], М. А. Портного [15] и др. Надо отметить лишь, что с приходом к власти Трампа (2017—2021) на первый план внешней политики США вышел национальный интерес вместо годами постулировавшихся идеалов либеральной демократии. Эти идеалы, впрочем, не исчезли, и их присутствие до сих пор заметно как в риторике Вашингтона, так и в практике внешней политики, но они потеряли статус определяющих.

Таким образом, крайний неоконсервативный интервенционизм времен Дж. Буша-мл. сначала эволюционировал в мягкую дипломатию Оба-мы, а потом воплотился в изоляционизм и экономический протекционизм при Трампе [12. С. 286]. Качнется ли маятник назад при Байдене, или же точка невозврата пройдена, и демократам придется идти дальше?

Вступив в должность президента в январе 2021 г., Дж. Байден несколько изменил внешнеполитический курс. В первые три месяца правления он подписал значительно больше президентских исполнительных указов, чем его предшественники. Более половины из них касались тем, по которым его администрация расходилась во взглядах с Трампом [30]. Но эти расхождения в значительной мере относились к внутренней политике и экономике США.

Отход от «трампизма» во внешней политике наблюдался лишь на двух направлениях: в отношениях с ЕС и некоторыми из левых правительств латиноамериканского региона. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррелль в интервью изданию El País в июле 2021 г. назвал разницу в общении с бывшим госсекретарем Помпео и нынешним Блинкеном «радикальной». Чиновник отметил, что отношение Вашингтона снова стало дружественным [31]. Разумеется, для Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, против которых Трамп вел яростную политику санкций и дипломатической изоляции, возвращение демократов в Белый дом стало еще большим облегчением. Видимо, сейчас на этом направлении наметились позитивные изменения; однако мы вряд ли в ближайшие годы сможем в этом удостовериться, т. к. вопросы отношений с левыми правительствами Западного полушария демократы предпочитают решать во второй период президентства.

2 Согласно некоторым исследователям, Б. Обама может войти в историю как «первый постгегемо-нистский» президент США [18. С. 281].

Старые методы глобального доминирования США утратили эффективность. Политика прозрачных границ и экономического суверенитета государств и компаний, главные открытия глобализма, не позволила сверхдержаве выдержать конкуренцию с более закрытой автократической, но зато мобильной и динамичной системой Китая. Стратегия санкций и ограничений, пошлин и тарифов и другие геоэкономические инструменты малоэффективны без единства усилий всех ключевых государств. Санкции вообще редко приносят геополитические выгоды, как пишут в своей книге американские исследователи Р. Блэквилл и Дж. Хар-рис [2. С. 93]. Об этом говорит и опыт применения санкций в отношении Ирака, Ирана, Кубы, Китая, Никарагуа и Северной Кореи. Ни в одном из этих случаев экономическое давление не возымело ожидаемого решающего эффекта.

Не оправдали себя и методы военных интервенций. После того, как в августе 2021 г. США вывели войска из Афганистана, по существу — позорно бежали оттуда, так и не решив поставленных задач, Байден заявил, что «эпоха масштабных военных операций по переустройству других стран» закончилась [47]. Президент объяснил это тем, что в противостоянии с такими силами, как Китай и Россия, США необходимы «конкурентные преимущества», в то время как изнурительные военные миссии в отдаленных уголках земли отнимают слишком много ресурсов.

Следовательно, если США хотят остаться глобальным лидером, им надо радикально поменять свои подходы, в том числе к внешней политике. Видимо, выработкой этих подходов сейчас и занимается команда Байдена. Экономия сил, оправданная глобальным полицентричным соперничеством сверхдержав, будет в первую очередь определять поведение США на ближних рубежах. Это уже заметно оживило интерес Вашингтона к соседям.

Мексика и Центральная Америка

От своего предшественника Байден унаследовал несколько трудных проблем в отношениях с Мексикой.

Миграционный кризис. В период правления Трампа американо-мексиканские отношения осложнились. Республиканец пытался решить комплексные задачи простыми способами вроде возведения на границе стены для сдерживания потока иммигрантов, число которых с каждым месяцем росло. Вашингтон смог заставить Мексику взять на себя обязательство по контролю над миграционными потоками из Центральной Америки [19. С. 77]. Это привело к накоплению на мексикано-гватемальской границе десятков тысяч беженцев. С января 2021 г. число попыток пересечь границу увеличивалось с каждым месяцем, пока в июле их общее количество с начала года не составило 212 тыс. человек [6].

Экономическая интеграция. При Трампе были радикально пересмотрены условия договора о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). В новом соглашении США—Мексика—Канада (USMCA), вступившем в силу 1 июля 2020 г., заметно изменились условия беспошлинного экспорта для автомобильной промышленности. Теперь 75% (вместо 62%) комплектующих в автомобилях, собранных в Мексике, должны были быть североамериканского происхождения для доступа на рынки стран-партнеров. 2,6 млн ежегодно производящихся автомобилей перестали пользоваться привилегиями по USMCA [54]. Возникли также сложности, связанные с обновлением трудового законодательства, а надежды на рост прямых иностранных инвестиций не оправдались [17. С. 42].

В начале сентября 2021 г. президент Мексики Обрадор потребовал от США пересмотреть некоторые условия USMCA, упростив для автопрома выход на североамериканский рынок. Как заявила заместитель министра экономики Мексики Лус Мария де ла Мора, производителей пугают тяжелые правила рынка3, что чревато оттоком капиталов [41]. 75-процентный минимум запчастей североамериканского происхождения — чересчур высокий лимит. Поначалу предполагалось, что данное условие стимулирует отечественное производство, а также прирост иностранного капитала. Несколько китайских фирм даже выразили желание переместиться в Мексику [40].

Причины кардинального изменения настроений правительства Мексики не ясны. Вряд ли ему хватило бы времени с июля прошлого года на то, чтобы обнаружить сугубо рыночные негативные тренды, названные выше. Скорее всего, в Мехико изначально понимали, сколь невыгодна новая сделка с США, — но сделать с этим ничего не могли. Им пришлось согласиться на условия Трампа и убеждать общество в существовании хоть каких-то выгод, чтобы не выглядеть проигравшей стороной. Новый раунд обсуждений USMCA вызван надеждами, что более благорасположенный к Латинской Америке Байден восстановит старые правила.

Очевидно, Обрадор рассчитывает на сотрудничество с Байденом по вопросу экономической интеграции. Учитывая роль Мексики в урегулировании миграционного кризиса, подобные надежды небезосновательны. Еще более существенно то, как поведут себя лидеры так называемого северного треугольника — Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. Их роль в масштабах субрегиона должна будет повыситься.

«Северный треугольник» — крайне неблагополучный район, где царит коррупция на самом высоком уровне, где пролегают важнейшие артерии трансконтинентальной преступности и торговли наркотиками, а бедность вынуждает людей покидать дома в надежде обрести спокойную жизнь

3 Условие 75% не единственный пункт, способный отпугнуть иностранного производителя. Это еще и усложненные правила регистрации, дополнительная сертификация товаров, необходимое требование по использованию только североамериканских стали и алюминия и т. д.

в США. Байден знает о ситуации в самых неблагополучных странах Центральной Америки — Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре. Администрация Обамы уже предлагала «План Колумбия» для субрегиона, получивший название «Альянс за процветание», который курировал Байден как вице-президент. В марте 2015 г. он посетил Гватемалу, где на встрече с лидерами центральноамериканских государств заявил, что американские корпорации хотели бы сюда инвестировать, и что в ближайшее время в субрегион потянутся капиталы из других стран [48]. По просьбе Белого дома в бюджете США на 2016 г. были выделены 750 млн долларов на реализацию плана, причем почти половина из них предназначалась для улучшения ситуации с безопасностью, модернизации государственных институтов и борьбы с коррупцией [45].

Помощь оказывалась всем странам Центральной Америки, но большая ее часть была предназначена для трех вышеназванных государств. Это дало некоторые результаты. Пусть и медленно, но уровень уличного насилия в «северном треугольнике» снизился [34]. В 2018 г. позитивные сдвиги произошли в миграционном вопросе. Но выяснить, какую конкретную роль в едва заметном здесь оздоровлении общей социально-экономической ситуации сыграло участие США, затруднительно. Да и каких-либо выдающихся результатов в своем развитии эти страны так и не продемонстрировали.

Администрация Трампа не уделяла особого внимания «северному треугольнику». При президенте Серене отношения Сальвадора с США ухудшились, в основном из-за левоориентированной политики «фарабундиста». Белый дом резко отреагировал на разрыв дипотношений Сан-Сальвадора с Тайванем и налаживание связей с Пекином. Нельзя сказать, что и при проамерикански настроенном правом популисте Букеле страна сильно сблизилась с Вашингтоном, в основном по вине последнего. Миграционное соглашение, подписанное в сентябре 2019 г., отвечало лишь интересам США, не предлагая никаких преференций Сальвадору [57].

Не было особых подвижек и в отношениях с остальными лидерами, хотя иногда заявления о хорошем уровне двусторонних отношений все-таки звучали. Так, президента Гондураса Эрнандеса один из американских чиновников назвал «ценным и проверенным партнером» [52]. Причем поддержка по плану продолжала оказываться. С 2016-го по 2019 г. США потратили 2,6 млрд долларов на помощь странам Центральной Америки, но даже этот фонд Д. Трамп в конце концов перенаправил другим странам [55. Р. 24].

Вернувшись во власть в 2021 г., Байден предложил реинкарнацию «Альянса за процветание». В первые дни своего правления он подписал указ о выделении 4 млрд долларов на следующее четырехлетие для устранения факторов, способствующих миграционной активности в субрегионе. Новый проект получил название «План по обеспечению безопасности и процветания в сотрудничестве с народами Центральной Америки» [24]. Как и в бытность Байдена вице-президентом, предполагалось усовершен-

ствовать госаппарат и политические системы стран—получателей помощи. Условиями были снижение коррупции, прозрачность финансирования, уважение прав и свобод граждан. В марте 2021 г. Белый дом приостановил помощь с целью удостовериться, что все условия будут соблюдены. Как сказала Джейкобсон, высокопоставленный дипломат США, Байден учел уроки прошлого и не намерен слепо доверять местным правительствам, выделяя финансовую помощь [27]. Это создало сложности в реализации планов Вашингтона.

В мае госдеп обвинил 17 высокопоставленных чиновников и политиков стран Центральной Америки в коррупции4. Это оскорбило лидеров «северного треугольника». Так, Букеле, который надеялся на дружбу с США и личную встречу с Байденом, но так ее и не удостоился5, похвалил Китай за готовность оказать безвозмездную финансовую помощь. В мае 2021 г. Законодательная Ассамблея Сальвадора, контролируемая президентом, ратифицировала соглашение от 2019 г. об инвестициях в размере 500 млн долларов без каких-либо предварительных условий [53]. В сентябре 2021-го он написал в «Твиттер»: «Мы ни для кого не являемся задним двориком», явно намекая на отношения с США [42].

С гондурасским главой Эрнандесом, ставшим, как отмечалось в The New York Times, «большой головной болью для Байдена» [38], ситуация развивается куда более нескладно. Мало того, что его правительство подозревается в коррупции, так еще его родного брата Антонио в ноябре 2018 г. арестовали в США за торговлю наркотиками в особо крупных размерах [56]. Если Трампа не волновали внутренние проблемы Гондураса, — лишь бы существовал единый взгляд на решение миграционного вопроса, то для планов нынешнего президента США это принципиально важный момент. У членов конгресса есть опасения, что американские субсидии снова могут оказаться в карманах коррумпированных политиков и не приведут к желаемым результатам.

Но важнейшей из этой тройки страной для Вашингтона, в силу своего географического расположения, является Гватемала, и именно с ней Бай-ден связывает большинство надежд. Не случайно в июне 2021 г. эту страну посетила вице-президент Харрис, ответственная за вопросы миграции. В ходе визита она встретилась с президентом Джамматтеи, с которым у нее состоялся, если верить источникам, конструктивный диалог. Гватемальский лидер похвалил Харрис за принципиальность в вопросах сотрудничества [37]. Джамматтеи с самого начала поддержал замысел Белого дома,

4 Впоследствии список был значительно расширен. В июле 2021 г. в нем состояли 14 сальвадорских, 20 гватемальских и 21 гондурасский бывших и действующих чиновников [49].

5 Мотивом отказа, как сообщалось, стали подозрения в недемократичности правления сальвадорского главы. Сам Букеле отрицал, что подобные попытки с его стороны имели место, но подписанный его правительством контракт с лоббистской компанией Arnold & Porter в целях укрепления американо-сальвадорских связей наводит на мысль, что все-таки молва имеет под собой некоторые основания [22].

еще в апреле призвав построить «стену процветания» из стран «северного треугольника» [36]. И это невзирая на то, что он подозревается в коррупционных нарушениях и давлении на спецпрокурора по борьбе с безнаказанностью в Гватемале. Последнему пришлось покинуть страну, якобы предварительно забрав с собой доказательства виновности Джамматтеи [35]. Это вызвало резонанс в американском обществе и стало серьезным компроматом, грозящим сорвать планы Байдена. Однако именно с Гватемалой, за неимением лучшего, Белому дому придется иметь дело.

Мексика и Центральная Америка — территория исключительных интересов США. Вашингтон всегда внимательно следил за происходящим здесь и препятствовал распространению экономического или политического влияния внерегиональных сил. За редкими исключениями6 ему удавалось удерживать субрегион под своим контролем, не чураясь силовых методов7. Но в последние годы «мягкое подбрюшье» США обрело новое значение — не геополитическое. Это крайне взрывоопасный регион, способный вызвать катастрофу в южных штатах. Никогда ранее миграционный вопрос не волновал американское общество настолько, чтобы его решение стало важнейшим фактором на президентских выборах. Мексика и Гватемала успешно используют это в отношениях с Вашингтоном, который взамен на сотрудничество часто закрывает глаза на проблемы демократии в них.

Особым и показательным случаем являются отношения с Никарагуа. Президент Даниэль Ортега, вернувшись во власть в 2007 г., поначалу предстал в совершенно новом образе гибкого, дипломатичного и либерального лидера. До весны 2018 г. он умело лавировал, не обостряя отношения с США и Организацией американских государств (ОАГ). Являясь наряду с Н. Мадуро в Венесуэле, Э. Моралесом в Боливии и Р. Корреа в Эквадоре одним из «вождей» «левого поворота» (1999—2015), он, тем не менее, сторонился главных геополитических баталий. Он парадоксально поддерживал связи одновременно с Пекином и Тайбэем, которые активно инвестировали в Никарагуа. С генсеком ОАГ Альмагро некоторое время сохранялись позитивные отношения, даже когда тот яростно критиковал власти Венесуэлы и Кубы.

Однако после массовых демонстраций апреля 2018 г., которые разгонялись полицией, отношения Д. Ортеги с США резко ухудшились. С легкой руки тогдашнего советника президента по национальной безопасности Болтона Никарагуа вместе с Венесуэлой и Кубой была причислена к «тройке тираний», а сам Д. Ортега, как и ряд его министров, попал под

6 Сандинистская революция 1979 г. в Никарагуа и возвращение Сандинистского фронта национального освобождения к власти в 2007-м, недолгое правление социалиста Мануэля Селайи в Гондурасе (2006—2009), победа левых партизан из Фронта национального освобождения им. Фарабундо Марти в Сальвадоре в 2009 г. и их нахождение у власти вплоть до 2018 г.

7 Наглядный пример: финансирование и помощь с вооружением со стороны США для никарагуанских «контрас» в 1980-х гг., воевавших против сандинистов, находившихся в те годы у власти.

индивидуальные санкции. Победа Байдена на выборах 2020 г. вызвала надежды не только у сандинистов, но и у других левых в Латинской Америке, но скоро стало понятно, что Белый дом не изменит отношение к ним [13. С. 87—89]. Видимо, поэтому перед ноябрьскими президентскими выборами 2021 г. Д. Ортега стал избавляться от политических конкурентов, отправив одного за другим их всех за решетку [5]. Поэтому Манагуа в ближайшем будущем займет место главного противника США в регионе, потеснив Каракас. Не исключено, что Белый дом примет более жесткие меры против Д. Ортеги, но использования силовых методов вряд ли стоит ожидать.

Взгляд Байдена на Кубу и Гаити

С начала XXI в. американо-кубинские отношения претерпели коренные изменения. Их конфликт возник в эпоху «холодной войны» и стал органической частью старого мирового порядка. Пройдя через тяжелые испытания и кризис начала 1990-х гг., Куба сумела стабилизировать свое развитие и выстоять перед лицом постбиполярного ража, вызванного реваншем капитализма. Но противостояние Острова свободы с США, уже ставшее анахронизмом, из-за инертности исторического развития продолжаетсяся до сих пор, хотя в XXI в. акценты и переместились.

В американском истеблишменте оформилась идея нормализации двусторонних отношений. И Обама частично воплотил ее в жизнь. Были восстановлены дипотношения, в 2015 г. торжественно открыты посольства в Вашингтоне и Гаване [46]. Но сделанного было недостаточно для того, чтобы выйти на окончательную нормализацию связей. Напротив, маятник качнулся в противоположном направлении. Трамп ужесточил политику США до предела и с 2017 г. планомерно вводил все более тяжелые ограничения на взаимодействие с Кубой [9. С. 36—48]. Ожидалось, что Дж. Байден, друг и единомышленник Б. Обамы, вернется к добрососедству и взаимовыгодному сотрудничеству. Тем более, что нормализация американо-кубинских отношений была среди его предвыборных обещаний [25].

Конечно, как и Обама, Байден, скорее всего, не станет поднимать кубинский вопрос в первый период своего правления. Вокруг этой проблемы существует слишком много диаметрально противоположных мнений. Она затрагивает интересы чрезвычайно влиятельных групп истеблишмента, которые могут помешать демократам сохранить за собой президентское кресло или большинство мест в конгрессе. В первый период правления Байдену проще «замолчать» кубинскую тему, выиграв время для себя и своей партии. Но в июле произошли события, которые всколыхнули американскую общественность и заставили Белый дом отреагировать.

11 июля 2021 г. в ряде городов Кубы вспыхнули самые масштабные после революции протесты. Начавшись в Сан-Антонио-де-лос-Баньос близ Гаваны, они в считанные часы перекинулись на 15 других городов, включая

столицу. Причиной недовольства стали тяжелая экономическая ситуация, сказывающаяся на уровне жизни, резко ускорившиеся темпы заболеваемости коронавирусом (доходившие почти до 9 тыс. человек в день), взлетевшие цены на продукты первой необходимости и частые отключения электричества из-за аварий на двух теплоэлектростанциях [10], вырабатывающих половину всей потребляемой кубинцами электроэнергии. Из-за активизации Трампом третьей части закона «О свободе и демократической солидарности с Кубой» (закон Хелмса—Бертона) стало сложно импортировать необходимые для ремонта ТЭЦ детали, что вызвало аварии [44]. Властям понадобилось несколько месяцев, чтобы решить эту проблему. Похожая ситуация сложилась и с поставками важнейших лекарств и медицинских реагентов. На благосостоянии кубинских граждан сказались и наложенные администрацией Трампа ограничения на денежные переводы родственников из США.

Июльские протесты на Кубе вызвали неоднозначную реакцию американской общественности. Ряд политиков, традиционно выступающих за ужесточение давления, призвали Белый дом принять жесткие меры. Круглые сутки по телевидению транслировали выступления сенатора Рубио и члена палаты представителей Саласар, выступающих против властей Кубы [43]. Сенатор Менендес, также кубинского происхождения, заявил, что США надо поддержать демонстрантов и позаботиться, чтобы кубинцы имели бесперебойный доступ к Интернету [50]. Во Флориде кубинские иммигранты вышли на улицы с лозунгами против правительства Кубы.

Однако некоторые группы интересов призвали Белый дом снять торгово-экономическую и финансовую блокаду, которая подрывает благосостояние простых кубинцев. С такой просьбой выступили отдельные политики, такие, как демократ Микс, председатель Комитета палаты представителей по международным делам [39], общественные движения — такие, как Black Lives Matter (BLM) [29], и многие представители мировой общественности [28]. Видимо, из опасений потерять электорат Флориды, крайне важный на президентских выборах, Дж. Байден проигнорировал этот призыв и ввел новые санкции, в этот раз адресные — против высокопоставленных военных чиновников в правительстве Диаса-Канеля [30]. Сделано это было в угоду ультраконсервативной части истеблишмента. Белый дом умыл руки, избавив себя от необходимости более жестких мер8.

Политика администрации Байдена в отношении Кубы будет оформлена только после выборов 2024 г. (при условии победы демократов), исходя из актуального состояния региональных международных отношений. Не менее важным фактором станет внутриполитическая ситуация на Острове свободы. Слава победителя, если обстановка будет к тому благоволить,

8 С июня 2017 г. вооруженные силы Кубы уже находились под санкциями США. Введенные в июле 2021 г. ограничения против главы национальной полиции и спецназа ничего не изменили.

не менее желанна для любого американского президента, чем миротворческие заслуги.

Непростой задачей для Белого дома на карибском направлении являются отношения с Гаити. 7 июля президент Моиз был убит ворвавшимися в его дворец отрядами иностранных наемников [12]. Временное правительство под руководством бывшего премьер-министра Жозефа попросило США ввести войска на остров для защиты основной инфраструктуры [4]. После смерти Моиза столкнулись интересы множества местных политических групп, в том числе мафии. Спорным оставался вопрос о том, кто должен занять пост временного исполняющего обязанности президента. Помимо Жозефа, на эту должность претендовал Анри, чью кандидатуру на пост премьер-министра Моиз предложил за два дня до своей смерти. 20 июля был утвержден новый состав правительства, но обстановка оставалась взрывоопасной. И все-таки Байден отказался вводить войска в погрузившийся в хаос Гаити [26]. Когда 14 августа произошло страшное землетрясение, унесшее жизни тысяч гаитян, Белый дом ограничился отправкой гуманитарной помощи и соболезнованиями президента [51].

Таким образом, один из важнейших вопросов внешней политики США остался без должного внимания. Об этом говорит и непоследовательность в вопросах миграции. В сентябре Байден распорядился депортировать из США 10 тыс. иммигрантов с Гаити, хотя за месяц до того утверждал, что ситуация на острове крайне опасна для жизни [23]. После этого 344 международные правозащитные организации обратились к нему с просьбой

отменить решение [33], но Байден не изменил своего решения.

* * *

Субрегион стал зоной неотложных интересов США. Угроза гуманитарной катастрофы, связанной с неконтролируемой миграцией, создает необходимость создания единой системы регионального контроля над передвижением людей. Это требует политического консенсуса между правительствами. Ради достижения своих целей в обеспечении национальной безопасности Вашингтон будет готов пойти на любые меры, в том числе использование военной силы. Это повышает конфликтогенность международных отношений в Центральной Америке и Карибском бассейне.

Литература

1. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. М. : АСТ, 2012.

2. Блэквилл Р., Харрис Дж. Война иными средствами. М. : АСТ, 2017.

3. Богатуров А. Д. Системная история международных отношений : Опять разделенный мир. 1980— 2018 / отв. ред. А. Д. Богатуров. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019.

4. Власти Гаити попросили США ввести войска // Московский комсомолец. 2021. 10.07. — https://www. mk.ru/politics/2021/07/10/vlasti-gaiti-poprosili-ssha-vvesti-voyska.html (дата обращения: 21.08.2021).

5. Даниэль Ортега взял выборы в свои руки // КоммерсантЪ. 2021. 17.08. — https://www.kommersant.ru/ doc/4947356 (дата обращения: 21.08.2021).

6. Иммиграционная политика США: отсутствие прогресса, нарастание сложностей // ИМЭМО. 2021. 16.09. — https://www.imemo.ru/news/events/text/immigratsionnaya-politika-ssha-otsutstvie-progressa-narastanie-slozhnostey (дата обращения: 21.08.2021).

7. Китайская экономика официально стала крупнейшей в мире // РБК. 2014. 08.10. — https://www.rbc.ru/ economics/08/10/2014/5434f48dcbb20faeeafe2a0a (дата обращения: 21.08.2021).

8. Клинтон Х. Тяжелые времена. М. : Эксмо, 2016.

9. Кодзоев М. А-М. Антикубинская политика Дональда Трампа в контексте региональных международных отношений // Латинская Америка. 2019. № 12.

10. Кодзоев М. А-М. Кубинские улицы принадлежат революционерам! // РСМД. 2021. 19.07. — https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kubinskie-ulitsy-prinadlezhat-revolyutsioneram-/ (дата обращения: 21.08.2021).

11. Меньшикова А. М. Китайский аспект торгово-экономических противоречий США и ЕС // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 50(11).

12. На Гаити застрелили четырех подозреваемых в убийстве президента, заявила полиция // BBC. 2021. 08.07. — https://www.bbc.com/russian/news-57698567 (дата обращения: 21.08.2021).

13. Никарагуа: эволюция революции / ИЛА РАН. Серия: Саммит. М. : ИЛА РАН, 2021.

14. Подлесный П. Т. Проблемы нового миропорядка в оценках американских специалистов // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 12 (588).

15. Портной М. А. Тарифная война Дональда Трампа // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 11(587).

16. Райков Ю. А. Американо-китайские отношения: поворот к конфронтации // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 49(11).

17. Семенов В. Л. Трудный старт президента Мексики // Латинская Америка. 2021. № 2.

18. Сокольщик Л. М. Американский консерватизм и вызовы внешней политике США в XXI веке: между интервенционизмом и изоляционизмом // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 4.

19. Сударев В. П. Эволюция политики США в Латинской Америке при президенте Д. Трампе // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 50(1).

20. Трамп Д. Былое величие Америки. М. : Эксмо, 2017.

21. Труш С. М. КНР — США: некоторые особенности и аспекты нарастающего конфликта // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 50(12).

22. AP Sources: El Salvador President Snubs Visiting Biden Envoy // Associated Press. 2021. 08.04. — https:// www.usnews.com/news/world/articles/2021-04-08/ap-sources-el-salvador-president-snubs-visiting-biden-envoy (дата обращения: 21.08.2021).

23. Biden admin to step up deportation of Haitians to address migrant surge, documents say // NBC News. 2021. 17.09. — https://www.nbcnews.com/politics/immigration/biden-admin-step-deportation-haitians-address-migrant-surge-documents-say-n1279449 (дата обращения: 21.08.2021).

24. The Biden Plan to Build Security and Prosperity in Partnership with the People of Central America // Joe Biden's Site. — https://joebiden.com/centralamerica/ (дата обращения: 21.08.2021).

25. Biden says he would return to Obama-era relations with Cuba // The Hill. 2020. 28.04. — https://thehill. com/policy/international/495045-biden-says-he-would-return-to-obama-era-relations-with-cuba (дата обращения: 21.08.2021).

26. Biden says U.S. is not sending troops to Haiti after assassination of nation's president // CNBC. 2021. 15.07.— https://www.cnbc.com/2021/07/15/haiti-president-assassination-biden-says-us-is-not-sending-troops.html (дата обращения: 21.08.2021).

27. Biden to restrict U.S. aid to Central American governments, set new conditions for money // Los Angeles Times. 2021. 10.03. — https://www.latimes.com/politics/story/2021-03-10/biden-to-restrict-u-s-aid-to-central-american-governments-set-new-conditions-for-money (дата обращения: 21.08.2021).

28. Biden Urged to Lift US Embargo on Cuba as Thousands Protest Critical Shortages // Truth Out. 2021.

13.07. — https://truthout.org/articles/biden-urged-to-lift-us-embargo-on-cuba-as-thousands-protest-critical-shortages/ (дата обращения: 21.08.2021).

29. Black Lives Matter Calls on Biden to Immediately Lift "Cruel" Cuba Embargo // Newsweek. 2021. 15.07. — https: //www.newsweek.com /black-lives-matter-calls-biden-immediately-lift-cruel-cuba-embargo-1609901 (дата обращения: 21.08.2021).

30. The calm after the hurricane: Comparing Biden's presidency with Trump's // Investment Monitor. 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.08. — https://investmentmonitor.ai/analysis/biden-trump-us-policy-china (дата обращения: 21.08.2021).

31. Con Rusia hay que buscar formas de entendimiento // El Pais. 29.07.2021. — https://elpais.com/ internacional/2021-07-29/con-rusia-hay-que-buscar-formas-de-entendimiento.html (дата обращения: 21.08.2021).

32. EE. UU. sanciona al ministro de las Fuerzas Armadas de Cuba por presuntos abusos a derechos humanos //France-24. 2021. 22.07. — https://www.france24.com/es/ee-uu-y-canad%C3%A1/20210722-eeuu-cuba-biden-sanciones-protestas (дата обращения: 21.08.2021).

33. Groups Urge Biden Administration to Halt Deportation Flights to Haiti // HRW. 2021. 30.08. — https:// www.hrw.org/news/2021 /08/30/groups-urge-biden-administration-halt-deportation-flights-haiti (дата обращения: 21.08.2021).

34. Guatemala: A Glimmer of Hope for Violence Reduction in the Region // WOLA. 2017. 09.01. — https://www. wola.org/analysis/guatemala-glimmer-hope-violence-reduction-region/ (дата обращения: 21.08.2021).

35. Guatemala starts probe into bribery allegations linked to president // Reuters. 2021. 04.09. —https://www. reuters.com/world/americas/guatemala-starts-probe-into-bribery-allegations-linked-president-2021-09-03/ (дата обращения: 21.08.2021).

36. Guatemala's president calls for US to help "build a wall of prosperity" // ABC News. 2021. 08.04. — https:// abcnews.go.com/Politics/biden-admin-surge-aid-central-america-offer-legal/story?id=769 31611 (дата обращения: 21.08.2021).

37. Guatemala's president says Kamala Harris "doesn't hold back" ahead of immigration talks // CBS. 2021. 06.06. — https://www.cbsnews.com/news/guatemala-president-kamala-harris-trip-immigration-talks/ (дата обращения: 21.08.2021).

38. Honduras, un gran dolor de cabeza para Biden // The New York Times. 2021. 22.03. — https://www.nytimes. com/es/2021/03/22/espanol/opinion/honduras-juan-orlando-hernandez.html (дата обращения: 21.08.2021).

39. House Democrats call on Biden to lift Trump's Cuba sanctions as its regime faces growing democratic protests //Business Insider. 2021. 13.07. — https://www.businessinsider.com/house-democrats-call-on-biden-to-lift-trump-cuba-sanctions-2021-7 (дата обращения: 21.08.2021).

40. Mexican autoparts firms eye fast lane after U.S. backs trade deal // Reuters. 2020. 17.01. — https://www. reuters.com/article/us-usa-trade-usmca-mexico-idCAKBN1ZG1U7 (дата обращения: 21.08.2021).

41. Mexico Warns of Automaker Exodus If Car Dispute Not Settled // Bloomberg. 2021. 25.08. — https://www. bloomberg.com/news/articles/2021-08-25/mexico-warns-of-automaker-exodus-if-car-dispute-not-settled (дата обращения: 21.08.2021).

42. Nayib B. No somos "patio trasero" de nadie // Twitter. 2021. 20.09. — https://twitter.com/nayibbukele/ status/1440049278685044741?s=20 (дата обращения: 21.08.2021).

43. Políticos cubanoamericanos piden solidaridad de EEUU con el pueblo cubano que se levanto exigiendo libertad // Diario de Cuba. 2021. 12.07. — https://diariodecuba.com/cuba/1626057383_32580.html (дата обращения: 21.08.2021).

44. Preguntas ineludibles para entender el porque de los apagones en Cuba // CubaDebate. 2021. 14.08. — http:// www.cubadebate.cu/especiales/2021/08/14/preguntas-ineludibles-para-entender-el-porque-de-los-apagones-en-cuba/ (дата обращения: 21.08.2021).

45. President Obama's $1 Billion Foreign Aid Request for Central America // CRS Insight. 2016. 05.01.— https:// sgp.fas.org/crs/row/IN10237.pdf (дата обращения: 21.08.2021).

46. Raising of Old Glory in Havana expected to help heal old wounds // CNN. 2015. 14.08. — https://edition. cnn.com/2015/08/14/world/u-s--embassy-reopens-cuba-havana/index.html (дата обращения: 21.08.2021).

47. Remarks by President Biden on the End of the War in Afghanistan // White House. 2021. 31.08. — https:// www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/08/31/remarks-by-president-biden-on-the-end-of-the-war-in-afghanistan/ (дата обращения: 21.08.2021).

48. Remarks by Vice President Biden at a Plenary with Central American Leaders // US Embassy in Honduras. 2015. 02.03. — https://hn.usembassy.gov/remarks-vice-president-biden-plenary-central-american-leaders/ (дата обращения: 21.08.2021).

49. Section 353 Corrupt and Undemocratic Actors Report // US Department of State. — https://www.state.gov/ reports/section-353-corrupt-and-undemocratic-actors-report/ (дата обращения: 21.08.2021).

50. SFRC Chairman Menendez Discusses Latest on Pro-Democracy Protests in Cuba on MSNBC // Insider NJ. 2021. 13.07. — https://www.insidernj.com/sfrc-chairman-menendez-discusses-latest-pro-democracy-protests-cuba-msnbc/ (дата обращения: 21.08.2021).

51. Statement by President Joe Biden on Haiti // White House. 2021. 14.08.—https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/statements-releases/2021 /08/14/statement-by-president-joe-biden-on-haiti/ (дата обращения: 21.08.2021).

52. Trump's "Proven" Partner In Honduras May Prove A Liability If Murder, Migrants Surge // WLRN Mission. 2020. 04.03. — https://www.wlrn.org/news/2020-03-04/trumps-proven-partner-in-honduras-may-prove-a-liability-if-murder-migrants-surge (дата обращения: 21.08.2021).

53. Under U.S. pressure on graft, El Salvador ratifies cooperation deal with China // Reuters. 2021. 18.05. — https://www.reuters.com/world/americas/us-names-honduran-guatemalan-lawmakers-corrupt-list-2021-05-18/ (дата обращения: 21.08.2021).

54. U.S.-Mexico Trade Relations // Congressional Research Service. 2021. 26.04. — https://sgp.fas.org/crs/row/ IF11175.pdf (дата обращения: 21.08.2021).

55. U.S. Strategy for Engagement in Central America: Policy Issues for Congress // Congressional Research Service. 2019. 12.11. — https://sgp.fas.org/crs/row/R44812.pdf (дата обращения: 21.08.2021).

56. United States Struggles to Pick a Side in Upcoming Honduran Elections // NACLA. 2021. 08.09. — https:// nacla.org/United-States-Struggles-to-Pick-Side-Upcoming-Honduran-Elections (дата обращения: 21.08.2021).

57. Will Bukele's Difference to Trump Backfire in El Salvador // World Politics Review. 2019. 30.09. — https:// www.worldpoliticsreview.com/trend-lines/28226/will-bukele-s-deference-to-trump-backfire-in-el-salvador (дата обращения: 21.08.2021). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.