Научная статья на тему 'Административный регламент как средство предоставления административных услуг в Украине'

Административный регламент как средство предоставления административных услуг в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ УСЛУГА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Легеза Евгений Александрович

Научная статья посвящена рассмотрению понятия административного регламента, осве-щению зарубежного опыта Российской Федерации по предоставлению административных услуг и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административный регламент как средство предоставления административных услуг в Украине»

Легеза Евгений Александрович,

старший преподаватель кафедры административного права, процесса и административной деятельности органов внутренних дел Днепропетровского государственного университета внутренних дел, кандидат юридических наук (г. Днепропетровск)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ КАК СРЕДСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ УСЛУГ В УКРАИНЕ

Одной из важных задач административной реформы является повышение эффективности и качества осуществления функций исполнительных органов государственной власти, в том числе функций, связанных с предоставлением административных услуг.

Серьезными проблемами, порождают низкую эффективность выполнения функций, являются: включение в компетенцию исполнительных органов государственной власти избыточных функций; неопределенность показателей результативности выполнения функций; неоправданно высокая доля дискреционных полномочий; чрезмерная и иногда намеренная усложненность административных процедур, их закрытость, непрозрачность гражданского общества и потребителей государственных услуг, отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности. Это приводит, с одной стороны, к снижению ответственности исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, малой эффективности их деятельности, коррупции, извлечению административной ренты, а с другой - к нарушениям прав и свобод личности, чрезмерной обременений и расходам ( всех видов ресурсов) для граждан и организаций.

Эти проблемы во многом порождены слабым развитием в отечественном законодательстве процедурных и процессуальных норм, регулирующих организацию выполнения функций исполнительных органов государственной власти, и, соответственно, бессистемностью, неустроенностью нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, устанавливающих процедурные аспекты их деятельности.

Единые требования к разработке и применению ведомственных нормативных

правовых актов, содержащих нормы процессуального характера, на сегодняшний день практически отсутствуют. Нет развития и механизмов учета интересов потребителей (граждан и организаций) государственных услуг при реализации исполнительными органами государственной власти функций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Научное наследие тематики статьи. Сейчас, благодаря научным трудам: В.Б. Аверьянова, К.К. Афанасьева Ю.П. Битяк, И.В. Дроздова [5], В.Н. Гаращука, И.П. Голосниченка, А.С. Лагода [3], Е.А. Легеза [4], С.В. Кивалов, И.Б. Колиушко,

A.Т. Комзюк, А.В. Кузьменко, М. Писаренко,

B.П. Тимощука и других ученых, исследован ряд особенностей деятельности органов публичной власти по предоставлению административных услуг населению. Нужно отметить весомый вклад В.П. Тимощука, в пособии «Административная процедура и административные услуги» [1]. Но в научных исследованиях вопрос административных регламентов по предоставлению административных услуг в Украине не изучались.

Целью данной статьи является освещение правового регулирования административных регламентов по предоставлению административных услуг, предоставляемых органами власти.

Для достижения вышеуказанной цели, нами поставленыследующиезадачи:проанализировать опыт Российской Федерации относительно понятия административных регламентов по предоставлению административных услуг; раскрыть административный регламент предоставления услуг юридическим лицам и физическим лицам- предпринимателям отделом государственной регистрации исполнительного комитета городского совета.

В проекте закона Российской федерации «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» [2] под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий стандарты выполнения функций, то есть обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающих эффективную реализацию функций исполнительным органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства граждан и юридических лиц. Административный регламент должен исчерпывающим образом (с описанием последовательно выполняемых действий, процедур и их стадий, сроков выполнения, вариативностью возможных решений, формой результата, должностным положением исполнителя и т.д. ) регулировать выполнение соответствующих функций.

Модернизация выполнения функций предусматривает разработку электронных административных регламентов. Под электронным административным регламентом, правовой статус которого закрепляется обычным административным регламентом, в законопроекте понимается электронная форма административного регламента (форма реализации административных регламентов с помощью информационно-коммуникационных технологий), которая используется для выполнения, анализа и контроля управленческих действий и процедур, обеспечивающих принятие исполнительным органом государственной власти управленческого решения и/или предоставления государственной услуги в электронной форме. Электронный административный регламент согласно законопроекту может также регулировать исполнения государственной функции преимущественно в электронном виде.

Выяснив понятие административного регламента раскроем на примере административный регламент предоставления услуг юридическим лицам и физическим лицам -предпринимателям отделом государственной регистрации исполнительного комитета городского совета.

Государственная регистрация физического лица-предпринимателя. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины

«О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей».

Заказчики государственной услуги. Услуга предоставляется физическим лицам. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц- предпринимателей.

Наименование органа (и отдела), предоставляющего административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: два необлагаемых минимума доходов граждан (34 грн.).

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 10, 2) паспорт 3) ксерокопия справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов 4) квитанция об оплате 34 грн.

Государственная регистрация изменений в сведения о физическом лице - предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей».

Заказчики административной услуги: услуга предоставляется физическим лицам -предпринимателям. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (исключение- замена КВЭД).

Наименование органа (и отдела), предоставляющего административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета.

Плата за предоставление государственной услуги: 30% регистрационного сбора (10,20 грн.), Кроме замены КВЭД ( бесплатно). Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 11, 2) паспорт 3) квитанция об оплате 10,20 грн.

Государственная регистрация прекращения физического лица-предпринимателя. Нормативно-правовые акты, регулирующие предос-

тавление государственной услуги: Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Заказчики административной услуги: услуга предоставляется физическим лицам-предпринимателям. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает описание.

Наименование органа (и отдела), предоставляющего административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: бесплатно.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1) заявление о прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом-предпринимателем, 2) паспорт. По истечении срока, указанного в указанной заявлении (от двух до трех месяцев), дополнительно представляются следующие документы: 1) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы №12, 2) справка Государственной налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам), 3) справка из Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам), 4) паспорт.

Государственная регистрация юридического лица. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Заказчики административной услуги: услуга предоставляется юридическим лицам, физическим лицам - учредителям. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, зарегистрированные учредительные документы юридического лица.

Наименование органа (и отдела), предоставляющего административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: десять необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн.).

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 1; 2)

паспорт уполномоченного лица; 3) оригинал, копия, нотариальная копия протокола (решения) учредителей; 4) устав - два экземпляра с подписями учредителей на уставе; 5) квитанция об оплате 170 грн.; 6) доверенность от учредителей на представление документов на государственную регистрацию (нотариально заверенная - если учредителем является физическое лицо, доверенность за подписью директора - если учредителем является юридическое лицо); 7) если учредителем юридического лица является юридическое лицо, дополнительно подается информация с документами, подтверждающими структуру собственности учредителей - юридических лиц, которые позволяет установить физических лиц - владельцев существенного участия этих юридических лиц.

Государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Заказчики административной услуги: услуга предоставляется юридическим лицам. Результат предоставления административной услуги: заказчик получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и/или зарегистрированы изменения в учредительные документы юридического лица.

Наименование органа (и отдела), предоставляющего административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: 30% регистрационного сбора за государственную регистрацию (51 грн.). В случае изменения местонахождения, необходимости осуществления публикации дополнительная плата -51 грн.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1) решение о внесении изменений (протокол собрания участников, решение учредителя и т.п.) в устав; 2) документ, подтверждающий правомочность принятия решения учредителей о внесении изменений в устав; 3) устав в новой редакции или изменения и дополнения в устав - два экземпляра (с подписями учредителей), 4) квитанция об оплате 51 грн.; 5) оригиналы всех предыдущих уставов и внесенных в

них изменений; 6) если изменяется состав участников, дополнительно подается экземпляр оригинала (ксерокопия, нотариально заверенная копия) одного из следующих документов: решения о выходе юридического лица из состава учредителей (участников); заявление физического лица о выходе из состава учредителей (участников); заявление, договор, другой документ о переходе передаче права собственности на корпоративные права, долю уставного капитала юридического лица, решения уполномоченного органа юридического лица о принудительном исключении учредителя (участника) из состава учредителей (участников) юридического лица, если это предусмотрено законом или учредительными документами юридического лица; 7) заполненная печатными буквами регистрационная карточка формы № 3; 8) доверенность от руководителя юридического лица и наличие удостоверительной надписи на карте (в случае если документы подает уполномоченное лицо); 9) паспорт руководителя или уполномоченного лица.

Государственная регистрация прекращения юридического лица. Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги: Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц- предпринимателей». Заказчики административной услуги: услуга предоставляется юридическим лицам.

Результат предоставления административной услуги: заказчик получает описание. Наименование органа (и отдела), предоставляющего административную услугу: отдел государственной регистрации исполнительного комитета городского совета. Плата за предоставление государственной услуги: бесплатно.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги: 1) экземпляр оригинала (копия, нотариально заверенная копия ) решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица. В случаях, установленных законом, кроме документов, предусмотренных ч. 1 этой статьи, дополнительно подается документ, который подтверждает получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица. В случае прекращения юридического лица слиянием или присоединением решение о прекращении юридического лица подписывается уполномоченными лицами юридического лица

или юридических лиц, которые прекращаются, и юридического лица - правопреемника; 2) если такие документы подаются представителем юридического лица, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт и предоставляется документ (нотариально удостоверенная копия документа), удостоверяющий полномочия представителя. По истечении срока, который указывается в решении юридического лица (от 2 до 6 месяцев) дополнительно представляются следующие документы: для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо после окончания процедуры ликвидации, предусмотренной законом, но не ранее двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации, должен подать (послать заказным письмом с описанием вложения) государственному регистратору следующие документы: 1) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией, 2) справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам), 3) справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности; 4) справку (акт) архивного учреждения о принятии документов, которые, согласно закону, подлежат долгосрочному хранению [7, с . 105-109] .

Следовательно, необходимо на уровне Верховной Рады Украины принять нормативно - правовой акт «Об административном регламенте», в котором указать: 1) общие положения (правовая основа, субъект осуществления и т.п.); 2) требования к порядку предоставлениягосударственнойуслуги(порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги, индивидуальное устное информирование заявителя по вопросам предоставления государственной услуги по телефону, индивидуальное письменное информирование заявителя по вопросам предоставления государственной услуги, личное обращение заявителей в орган, который предоставляет административную услугу, сроки предоставления административной услуги, перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, перечень документов, необходимых для получения государственной

услуги, плата за предоставление государственной услуги; 3) административные процедуры (описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги, регистрация обращения в соответствующем структурном подразделении, проверка правиль-

ности оформления документов, порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица при предоставлении государственной услуги).

Список литературы

1. Адмшютративна процедура та адмшютративш послуги. Зарубiжний досвщ i пропозицп для Украши / [автор-упорядник В. П. Тимощук]. - К.: Факт, 2003. - 496 с.

2. Федеральный Закон «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» / [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http:// eurorukh.org.ua/ua/internal-revenue-code/regulation-and-procedure/index.html

3. Лагода О.С. Адмшютративна процедура: теорiя практика застосування : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.07 «Адмшютративне право i процес; фшансове право; шформацшне право» / О.С. Лагода. - 1ртнь, 2007. - 20 с.

4. Легеза С.О. Адмшютративш послуги, що надаються мшщею громадсько! безпеки: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Легеза Свген Олександрович. - Дшпропетровськ, 2011. - 263 с.

5. Дроздова I. В. Мшютерство внутршшх справ Украши як суб'ект надання адмшютративних послуг : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Дроздова 1нна Вiкторiвна. - К., 2009. - 240 с.

6. Проект Адмшютративно-процедурного кодексу Украши (реестр. №2789 вщ 18.07.2008 р.) / [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://rada.gov.ua/

7. Острах М.Б. Провадження з надання адмшютративних послуг в Украшк дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Маргарита Бориавна Острах. - Херсон, 2013. - 236 с.

FbUbiMU мацалада зюмшШк регламент угымы царастырылган, Ресей Федерациянъщ зюмшШк цызметтерд1 усыну бойынша шетелдж тэж1рибеа цамтылган.

Тушн свздер: зюмшшк цызмет кврсету, зюмштк регламент, зюмшШк рзсгм.

Научная статья посвящена рассмотрению понятия административного регламента, освещению зарубежного опыта Российской Федерации по предоставлению административных услуг и т.п.

Ключевые слова: административная услуга, административный регламент, административная процедура.

Scientific article devoted to the concept of administrative regulations covering foreign experience of the Russian Federation to provide administrative services and more.

Keywords: administrative services, administrative regulations, administrative procedure.

Евгений Александрович Легеза,

Днепропетровск мемлекетпк шю ютер университетшщ эюмшшк ю жYргiзу жэне шю

ютер органдарыньщ эюмшшк цызмет кафедрасыньщ ага о^ытушысы, з.г.к. (Днепропетровск Э^мшьшк регламент Украинада э^мшшж кызметтерд! ^сыну кдаалы ретшде

Легеза Евгений Александрович,

старший преподаватель кафедры административного права, процесса и административной

деятельности органов внутренних дел Днепропетровского государственного университета внутренних дел, к.ю.н. (г. Днепропетровск)

Административный регламент как средство предоставления административных услуг в Украине

Legeza Evgeny Aleksandrovich,

Lecturer of administrative law process and administrative of internal affairs bodies Dnepropetrovsk State University of Internal Affairs, Candidate of Law (Dnepropetrovsk)

Administrative regulation as a means to provide administrative services in Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.