Научная статья на тему 'Административный компонент электронной образовательной среды вуза'

Административный компонент электронной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / E-LEARNING ENVIRONMENT / INSTITUTIONAL MANAGEMENT STAFF / UNIVERSITIES / STRATEGIC PLANNING / TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтович Ирина Карловна

Рассматривается административно-управленческий компонент разработанной автором модели электронной образовательной среды высших учебных заведений и его роль в реализации стратегии внедрения новых информационных технологий в образовательную деятельность вуза. Известно, что глобальные технологические изменения, затрагивающие систему высшего образования, обостряют вопрос о том, какое руководство и управление высшим учебным заведением обеспечит эффективное применение технологий электронного обучения. Показывается, насколько важна организующая роль руководства в учебном заведении в трансформационные периоды смены образовательной парадигмы и информатизации образования. Приводится перечень компетенций современного руководителя вуза, необходимых для создания мотивации и условий для успешного применения технологий электронного обучения преподавателями. Подчеркивается важность обучения руководителей с целью повышения их информационной грамотности, а также обеспечения преемственности действий руководящей команды в деле создания качественной и эффективной электронной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management component of the university elearning environment

The article considers the management and administrative component of the e-learning environment model developed by the author for the institutions of higher education and its role in putting into practice the strategy of new information technologies implementation into the university training. It is well known that the global technological changes, affecting the system of higher education, sharpen the question of what kind of university leadership and management will ensure the effective use of e-learning technologies. The paper demonstrates the importance of coordinating function of the management staff during transformational institutional change of educational paradigm related to e-learning. It also gives the list of competencies of the modern university senior manager which are required for building motivation and providing conditions for successful use of e-learning technologies by the teaching staff. The author underlines the importance of educating top-managers in order to raise their information literacy and to ensure continuity of senior management actions to create high quality and effective e-learning environment at universities

Текст научной работы на тему «Административный компонент электронной образовательной среды вуза»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Войтович И.К.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

С внедрением технологий, и особенно технологий смешанного типа электронного обучения, было связано много надежд относительно совершенствования системы образования. Предполагалось, что это вызовет серьезное изменение системы высшего образования и приведет к повышению его качества. Однако внедрение новых информационных технологий оказалось сложной задачей для высших учебных заведений, которые, к сожалению, прославили себя особо выраженной тенденцией к отрицанию всего нового (Mohd. Majid Konting, 2012; D. Garrison, N. Vaughan, 2013; G. Cifuentes & R. Vanderlinde, 2015) [5, c. 24]. Поэтому, чтобы высшие учебные заведения начали активно продвигать в свою образовательную практику технологии электронного обучения, организующая роль административного аппарата вузов возрастает многократно. Именно преданная делу электронного обучения руководящая команда вуза определяет успех формирования электронной образовательной среды, внедрения технологий и их активного применения преподавателями в учебном процессе.

Многие университеты мира, внедряющие технологии электронного обучения и применяющие электронные образовательные программы, сталкиваются с примерно одинаковыми проблемами перехода от традиционной системы преподавания, привязанной к методам обучения в традиционном классе с межличностным или контактным взаимодействием, к иным методам доставки знаний и оценки результатов обучения. Важную и даже критическую роль в этом переходе играет руководство процессом, осуществляемое административным аппаратом образовательных учреждений.

Административный (организационный или управленческий) компонент электронной образовательной среды вуза является ведущим компонентом в разработанной автором настоящей статьи модели электронной образовательной среды вуза. В целом модель включает в себя шесть компонентов - административно-организационный, нормативный, учебно-методический, технологический, информационный и пространственный, из которых именно административный компонент определяет половину успеха в продвижении технологий электрон-

ного обучения, применение которых ведет не только к изменению методов преподавания, характера обучения, но и стиля управления образовательным учреждением.

Внедрение технологий электронного обучения - это сложная задача, как для его учебной, так и для административной сферы. В трансформационные периоды роль руководства в учебном заведении особенно важна. Концентрация внимания только на технологиях не приведет к созданию эффективной электронной образовательной среды. Глобальные технологические изменения, затрагивающие систему высшего образования, обостряют вопрос о том, какое руководство и управление высшим учебным заведением обеспечит эффективное применение технологий электронного обучения, и что необходимо делать, чтобы прийти к такому типу руководства.

Настоящая статья имеет в своей основе многоаспектный теоретический анализ практико-ориентированных исследований деятельности вузов по внедрению технологий электронного обучения и созданию виртуального образовательного пространства, который был проведен автором статьи во время прохождения стажировок в вузах США и Чехии (2003 - 2015 гг). Сравнительно-сопоставительный анализ отечественной научной базы электронного обучения в образовании и практическое внедрение смешанного типа электронного обучения в Институте языка и литературы Удмуртского государственного университета помогает определить приоритетные направления деятельности, связанной с административным компонентом и его ролью в формировании электронной образовательной среды высших учебных заведений.

Для изучения эффективности руководства в вопросах внедрения технологий электронного обучения в вузе могут применяться различные методики. Это может быть опрос сотрудников и преподавателей, как активно применяющих, так и активно отторгающих технологии электронного обучения, относительно стратегии внедрения электронного обучения и качества электронной образовательной среды вуза. Показательным является также анализ документов, отражающих политику высшего учебного заведения относительно информационно-коммуникационных технологий и специфики их применения вузом. Наличие подобных документов (концепции, стратегии, плана, нормативных документов, мониторингов качества и т.д.) или их отсутствие свидетельствуют об уровне и качестве управления процессами электронного обучения в образовательном учреждении. Интервью и встречи с разными участниками процесса внедрения технологий электронного обучения (студентами, преподавателями, техническими специалистами, библиотекарями, руководителями подчиненных структурных подразделений) тоже помогают получить представление о характере деятельности управленческого аппарата вуза. Немалую информацию о качестве администрирования можно получить путем наблюдения или изучения условий, инфраструктуры вуза и оборудования классов.

В поле внимания всех этих действий должны попадать две стороны деятельности руководителя: управление и лидерство. Лидерство или собственно ру-

ководящая деятельность предполагает постановку целей, определение направления развития, мотивацию людей и повышение их информационной грамотности, а также достижение положительных результатов. Управленческая деятельность предполагает создание информационных, методических и технологических условий для применения тех или иных форматов электронного обучения.

Как отмечают в своем исследовании G. Cifuentes & R. Vanderlinde [4, c. 136] статистический анализ данных, полученных изложенными выше путями, является достаточно сложным и не имеет большой целесообразности в случае исследования эффективности деятельности административного аппарата высшего учебного заведения.

Вопросам эффективного руководства образовательными процессами высшей школы в трансформационные периоды (а именно таковым является период информатизации образования) в последнее время в научной литературе начали уделять больше внимания (Г. А. Берулава и др., В. В. Крюков, К. И. Шахгельдян, 2004; А. О. Славиковский, 2012; Г.В. Можаева, 2013; др). В исследовании А. М. Аронова и Е. Н. Беловой показано, что «перспективы модернизации образования связаны с готовностью руководителей вузов и систем образования к осуществлению подлинного лидерства, обеспечения единства цели и направления деятельности организации, создания и поддержки внутренней среды, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации, системному подходу к управлению» [1, с.11]. Можно привести примеры эффективного электронного образовательного пространства, созданного действиями компетентной в вопросах электронного обучения руководящей команды вуза [2]. Следует также заметить, что активнее роль руководителя и значение лидерства в продвижении электронного обучения изучаются странами, в которых на государственном уровне хорошо разработаны национальные концепции, стратегии, планы, нормативные базы электронного обучения и создания электронной образовательной среды на уровне государства, отдельного образовательного учреждения и личности. Помимо стран-пионеров в деле применения технологий электронного обучения в образовании (США, Скандинавские страны, Великобритания, др.) в эту категорию также попадают такие страны мира, как Малайзия, Колумбия, Пакистан, ЮАР и др.

В исследованиях о роли лидера и лидерства в образовании (Fullan & Scott, 2009; Altunisik, 2012; Garrison & Vaughan, 2013, др.) отмечается, что адекватное и эффективное руководство является гарантией успешности электронного обучения в высших учебных заведениях. Надежная, демократичная и сильная культура администрирования является одним из признаков успешных университетов 21 века. [6, с. 313]. Тем не менее, необходимо признать, что лишь немногие научно-практические исследования связаны с изучением роли адекватного руководства в вопросах применения технологий электронного обучения учебными заведениями. В такого рода исследованиях установлено, что эффективное использование информационно-коммуникационных технологий возможно только в том случае, если руководящий состав образовательного учреждения

активно их поддерживает, имеет адекватный уровень информационной грамотности, обеспечивает профессиональное развитие и поддержку своих штатов [7, с. 1744]. Преподаватели будут успешно применять новые информационные технологии только тогда, когда они будут иметь постоянную помощь и чувствовать поддержку со стороны администрации образовательного учреждения. Школы или вузы, в которых администрация проявляет заинтересованность в применении информационных технологий и делает к этому реальные шаги, существенно отличаются от школ и вузов, в которых администрация относится прохладно и незаинтересованно к форматам электронного обучения.

В ряде исследований отмечается, что эффективному руководству процессом внедрения технологий электронного обучения необходимо учить (Zenger, 2007; Mohd. Majid КоП^, 2012). Так, в Малайзии, например, в 2007 была создана академия для руководителей высших учебных заведений, в которой их обучение проводилось в трех центрах - центре подготовки руководителей (базовые организационные компетенции), центре обучения и преподавания (педагогические компетенции, связанные со спецификой учебного процесса вуза) и центре научных исследований и инноваций (новейшие тенденции в науке, технике, обществе и их влияние на образование - информационная грамотность и информационные компетенции) [6, с. 316]. Подобного рода центры помогают сформировать компетенции, необходимые современному руководителю вуза, в котором внедряются или используются технологии электронного обучения.

Изучен набор компетенций, которыми должен обладать современный руководитель в условиях информатизации образования. Имеются академические модели, отражающие компетенции успешного руководителя или администратора в области электронного обучения (рис. 1).

U-I1J

Рис. 1. AKEPT's Academic Leadership Model (MoHE, 2009) Источник: [6, с. 318]

Представленная на рис.1 модель показывает, что пять компетенций наиболее важны для современного руководителя вуза: уметь руководить в условиях перемен, уметь руководить людьми, уметь достигать положительные результаты, иметь деловую хватку и обладать моральной устойчивостью [6, с. 318]. Умение руководить в условиях перемен предполагает способность руководителя и его команды осуществлять стратегическое планирование с учетом миссии и задач образовательного учреждения. Оно также предполагает быть в курсе локальных, национальных и международных тенденций в образовании и открытость к переменам, а не стремление их избежать. Умение руководить людьми заключается не только в умении убедить людей в необходимости перемен, но и создать благоприятные условия, сглаживающие острые моменты трансформационных периодов. Формирование сознания людей и их положительного отношения к технологиям обеспечивает успех электронного обучения в образовательной среде. Умение достигать положительные результаты предполагает стремление руководителей добиваться качества в проводимых реформах и внедрении новых технологий в образование. Деловая хватка заключается в умении найти партнеров и выстроить с ними взаимовыгодные отношения, повышающие эффективность управления человеческими, финансовыми и информационными ресурсами. И, наконец, моральная устойчивость выражается в соблюдении профессиональной этики, стремлении к самосовершенствованию и высоко этичном отношении к подчиненным. Руководителям учебных заведений следует понимать, что каждый преподаватель или сотрудник организации играет ключевую роль на своем месте и закладывает ту или иную степень успеха в ее общем развитии [6, с. 319]. Очевидно, именно этот набор компетенций поможет обеспечить образовательному учреждению [3, с. 543]:

• электронную образовательную среду, которая позволит создавать качественные цифровые учебные материалы и использовать новые методики преподавания;

• правильный выбор технологий для обеспечения учебного процесса;

• эффективную координацию и поддержку сотрудников, преподавателей и студентов, сделав ее действенной в масштабах всего учебного заведения;

• разработать механизмы оценки качества электронного обучения и его соответствия образовательным стандартам.

Анализ описанного в научно-исследовательской литературе опыта разных стран мира по внедрению технологий электронного обучения и роли руководителя и административного аппарата высших учебных заведений, результаты личных бесед, встреч и интервью с преподавателями и руководителями разного уровня, для которых вопросы электронного обучения - это большая и понятная тема, позволяют выделить наиболее важные моменты, которые необходимо учесть при руководстве процессами, связанными с внедрением электронного обучения.

Во-первых, для успешного формирования эффективной электронной образовательной среды на уровне учебного заведения административный аппа-

рат вуза должен постоянно учиться, чтобы быть в теме электронного обучения. Повысить информационную грамотность можно за счет программ повышения квалификации (даже на базе собственного вуза), через развитие партнерства с другими более продвинутыми в деле электронного обучения вузами, проведение круглых столов, конференций и элементарное самообразование. Более того, руководитель не только должен обладать способностью постоянно учиться, но и уметь переучиваться, забывать старые знания, которые могут тянуть вуз назад, и приобретать новые, открывающие перспективы к продвижению и развитию [6, с. 313]. Эти качества руководителя особенно актуальны, потому что информационный прогресс имеет стремительный характер, а технологии имеют тенденцию быстро устаревать и меняться, поэтому их нужно постоянно отслеживать. Руководителю образовательного заведения отнюдь не нужно быть Ай-Ти специалистом, но нужно обладать широким видением в области проведения реформы по внедрению электронного обучения и уметь поддержать преподавателей, обеспечивая им необходимые условия в применении новых информационных технологий.

Во-вторых, современный руководитель образовательного учреждения в условиях информатизации образования должен владеть широким спектром компетенций, прежде всего, компетенциями администратора (лидера) и компетенциями управленца (менеджера). Как администратор он должен обеспечить разработку концепции и стратегии внедрения технологий, как управленец он должен обеспечить условия для их эффективного внедрения. Административное и управленческое начало одинаково важны для успешного продвижения новых информационных технологий в образование. В задачи руководителя-лидера входит также мотивация людей и вдохновление их на применение технологий электронного обучения [3, с. 541]. Задача адекватного администратора заключается не в том, чтобы непосредственно заниматься технологиями и методиками, а в том, чтобы открыть сердца людей и вдохновить их на применение новых технологий и методик.

В-третьих, важно обеспечить преемственность проводимых инициатив. Одну из угроз для продвижения технологий электронного обучения представляет достаточно частая смена руководства, которая может иметь следствием снижение интереса к дальнейшему продолжению действий, начатых или успешно осуществляемых предыдущей командой. Сохранение преемственности в вопросах внедрения информационных технологий на начальном этапе является важной задачей административного аппарата высших учебных заведений. Обеспечение преемственности в вопросах электронного обучения вызвано еще и тем фактом, что внедрение технологий и формирование эффективной электронной образовательной среды - это не только трудоемкий, но и длительный процесс, который, как показывает опыт зарубежных вузов, может занимать минимально от 5 до 10 лет. Трудоемкость процесса связана не столько с вопросами закупки оборудования и оснащения учебного физического пространства вузов, сколько с вопросами продвижения людей к технологиям электронного обучения и прео-

доления их сопротивления.

В- четвертых, при разработке и реализации плана, создании нормативной базы, регулирующей внутривузовское взаимодействие между структурами, людьми и технологиями в условиях электронного обучения, администрация вуза должна быть готова к преодолению возникающих в результате реакции отторжения и сопротивления коллектива трудностей, которые особенно сильны на начальном этапе - этапе выработки стратегического направления развития. Здесь важно убедить деканов, заведующих кафедрами и преподавателей в целесообразности применения технологий электронного обучения и сломить их вероятное сопротивление, о котором много написано в научной литературе. Следует ожидать и быть готовым к тому, что внутренняя политика относительно электронного обучения не будет иметь большую поддержку среди коллектива. Как показывают исследования, проведенные в Колумбийских университетах, менее 50 % коллектива положительно относилось к действиям администрации относительно электронного обучения [4, с. 138]. В большинстве случаев руководитель находится в состоянии перманентной борьбы за внедрение технологий электронного обучения и преодоление сопротивления коллектива. Трудно также дается привлечение преподавателей к разработке документов, планов, стратегий электронного обучения. Внедрение технологий сверху вниз воспринимается лучше, чем демократические попытки их продвижения снизу вверх. Еще одно не менее сложное направление деятельности административного аппарата - обучение преподавательского состава с целью повышения уровня информационной грамотности, а также формирования компетенций, необходимых для создания электронных образовательных ресурсов и освоения нового типа преподавания. В данном случае отторжение технологий больше связано с постоянной занятостью преподавателей и сложностью выделить время на обучение. И, наконец, внедрение технологий электронного обучения требует определенной реорганизации - структурной, финансовой, пространственной, рыночной - образовательного учреждения. В данном случае сопротивление коллектива в большой степени провоцируют структурные изменения вуза.

В-пятых, большую роль играет умение рассчитать силы и ставить посильные цели. Чтобы технологии в образовании работали эффективно, в вузе должны быть созданы для этого условия, т. е. сформирована электронная образовательная среда. Эта среда, однако, представляет собой сложное целое, включающее, как было показано выше, еще несколько компонентов. Каждый из них требует пристального внимания и продуманных действий руководителя и административного аппарата вуза. Нецелесообразно браться сразу за все. Искусство руководителя как раз и заключается в умении правильно расставить приоритеты и действовать таким образом, чтобы достигнутые результаты мотивировали к дальнейшим успехам в деле продвижения электронного обучения в вузовскую практику.

Хотелось бы надеяться, что изложенные в статье факты окажутся полезными для руководителей учебных заведений, озадаченных вопросами внедрения

технологий электронного обучения, искренне заинтересованных в создании качественной электронной образовательной среды и нацеленных на успех в этом непростом деле. Новые компетенции современного руководителя в условиях информатизации образования, возможно, помогут разрушить стереотип о консерватизме и неноваторском характере системы высшего образования и откроют путь эффективному применению информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов, А. М. Принципы управления инновационной деятельностью вуза / А. М. Аронов, Е. Н. Белова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2013. - Вып. 4 (132). - С. 9-13.

2. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий / Г.А. Берулава, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, В.Г. Малыш, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, Л.Р. Кадырова // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 83-89.

3. Altunisik R. The Role of Leadership in the Success of e-Learning Programs: the Case of Sakarya University e-MBA Program. Procedia // Social and Behavioral Sciences. - 2012. - № 55. - P. 539 - 546.

4. Cifuentes, G. ICT Leadership in Higher Education: A Multiple Case Study in Colombia // Comunicar / G. Cifuentes, R. Vanderlinde // Media Education Research Journal. - ISSN: 1134-3478; e-ISSN: 1988-3293.- 2015. - V. XXIII. - № 45. - P. 133 -141.

5. Garrison, D. R. Institutional change and leadership associated with blended learning innovation: Two case studies / D. R. Garrison, N. D. Vaughan // Internet and Higher Education . - 2013. - № 18.- P. 24-28.

6. Mohd, Majid Konting. Leadership Development for Sustainability of E-Learning / Mohd. Majid Konting // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2012. - № 67. - P. 312 - 321.

7. Qureshi, A. A. Impact of Leadership on Meaningful Use of ICT / 3rd World Conference on Learning, Teaching and Educational Leadership - WCLTA 2012 / A. A. Qureshi // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - V. 93. - P. 1744 - 1748.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.