УДК 342.9 ББК 67.401
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСК КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВ И РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СПОРА
ИРИНА ВИКТОРОВНА ФАДЕЕВА,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук; ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА ЛАХТИНА, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент Э.В. Маркина
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрывается содержание и особенности административного иска как формы рассмотрения дел в административном судопроизводстве, рассматриваются виды административных исков. Анализируются положения Кодекса административного судопроизводства РФ в части, касающейся порядка и условий подачи административного искового заявления.
Ключевые слова: административный иск, административное судопроизводство, исковое заявление, исковое производство, коллективный иск, истец, ответчик.
Abstract. The article describes the contents and distinctive features of administrative claim as a form of case trial in administrative process, types of administrative claims. The article also analizes the provisions of the Code of administrative process of the Russian Federation concerning the order and terms of filing of the administrative claim.
Keywords: administrative claim, adminstrative process, claim, claim process, collective action, plaintiff, defendant.
Органы государственной власти (местного самоуправления), их должностные лица, вступая в правоотношения с физическими и юридическими лицами, зачастую нарушают права и законные интересы последних. В связи с этим возникает публично-правовой спор, для разрешения которого необходим правовой механизм защиты граждан и различных хозяйствующих субъектов от незаконных или необоснованных действий и актов субъектов публичной власти.
Наиболее эффективным средством защиты и восстановления нарушенных прав и законных инте-
126
ресов является институт судебного разбирательства. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 указанной статьи все решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
До принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), унифицировавшего процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения судом дел,
№ 2/2017
Вестник экономической безопасности
возникающих из административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение последних осуществлялось судом по общим правилам искового производства, установленных гражданско-процессуальным законодательством, с учетом предусмотренных особенностей. Вместе с тем, процессуальный порядок и правила рассмотрения административных дел всегда отличались и отличаются от рассмотрения гражданско-правовых дел определенной спецификой. В частности, в отличие от гражданского процесса, в административном судопроизводстве при реализации принципа состязательности и равноправия сторон (равно как и иных принципов) особо подчеркивается активная роль суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ), имеющая доминирующее значение, что прослеживается во многих нормах Кодекса. Так, суд по собственной инициативе вправе: назначить экспертизу (ч. 2 ст. 77 КАС РФ), привлечь к участию в судебном разбирательстве переводчика (ч. 1 ст. 147 КАС РФ), вызывать свидетеля в судебное заседание (ч. 4 и ч. 6 ст. 69 КАС РФ), отменить меры предварительной защиты по административному иску (ч. 1 ст. 89 КАС РФ) и др. Указанная особенность выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63, п. 6 ч. 3 ст. 135, ч. 8, 12 ст. 226, ч. 1 ст. 306 КАС РФ) [2].
Подача административного иска делает гражданина стороной в административном деле и обуславливает его личное участие в административном процессе. Сторонами в административном деле теперь являются «административный истец» и «административный ответчик» (вместо используемых ранее «заявитель» и «заинтересованное лицо»), а процессуальным средством защиты — «административный иск» (вместо «жалобы» и «заявления»), что стало еще одним специфическим нововведением КАС РФ. Обращение с иском в судебный орган приводит к возникновению особого процессуального управленческого отношения, в котором субъекты (гражданин — истец и должностное лицо — ответчик) противостоят друг другу как равные стороны.
Говоря об административном иске как форме рассмотрения дел в административном судопроизводстве, надо учитывать, прежде всего, происхождение терминологии. Отметим, что понятие иска (равно как и административного иска) в законодательстве не закреплено. Одним из распространенных в теории права толкований данного понятия является определение иска как средства защиты через суд нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Целью подачи административного иска является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов истца, в том числе устранение препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, а также защита прав неопределенного круга лиц или публичных интересов в иных случаях. В отличие от иных видов, административный иск представляет собой требование решить именно публично-правовой спор.
Существуют различные классификации административных исков в зависимости от тех или иных оснований. Так, по характеру предъявляемых истцом к ответчику требований можно выделить объективные административные иски, направленные на точное исполнение законных нормативно-правовых предписаний и субъективные административные иски, направленные на защиту прав и законных интересов истца, к которым можно отнести: обязывающие иски (направленные на принуждение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных действий; устанавливающие иски (направленные на признание наличия или отсутствия правоотношений между сторонами); применительные иски (направленные на изменение или прекращение правоотношений).
По сфере урегулирования возникшего спора различают административные иски, имеющие своей целью защиту нарушенных экономических, политических, социальных, личных и иных прав и свобод.
По объему доказывания выделяют иски, не требующие дополнительного изучения и проверки и иски, по которым необходимо проводить дополнительную проверку. При этом КАС РФ не обязывает суд самостоятельно собирать доказательства. Это бремя возлагается на стороны дела, заинтересованные в его исходе.
Различают две стороны административных исков: материально-правовую и процессуально-правовую. В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных факторов и юридических норм административного права. Во втором — о правомерности обращения в суд с целью получения судебного решения. В законе четко оговариваются мотивы, по которым суд отказывает в принятии иска (ст. 128 КАС РФ), прекращает производство по делу (ст. 194 КАС РФ) или оставляет иск без рассмотрения (ст. 196 КАС РФ) [8, с. 62—65].
Сегодня, для того, чтобы инициировать судебное разбирательство, необходимо обратиться в суд с административным исковым заявлением. Такое обращение порождает обязанность суда рассмотреть и решить его по существу. При этом истец и ответчик в рамках искового производства обладают равным гарантированным объемом процессуальных прав, что позволяет в большей степени обеспечить защиту их субъективных публичных прав.
Ныне действующий КАС РФ предъявляет к административному иску определенные требования. В частности, подача искового заявления в суд возможна только в письменной форме в разборчивом виде. Оно должно содержать подписи с указанием даты их внесения административным истцом или его представителем. Со дня поступления административного искового заявления в суд, у судьи есть три дня для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству. Отметим, что ранее в ГПК для подобного рода дел специальный срок принятия заявления к производству не был установлен, поэтому применялся общий пятидневный срок. Кроме того, изменены сроки рассмотрения и разрешения административных дел. Так, в силу ст. 141 КАС РФ административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев, а другими судами — до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. По сложным административным делам установленный срок может быть продлен председателем суда, но не более чем на один месяц.
В соответствии со ст. 126 КАС РФ к исковому заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий наличие высшего юридического об-
разования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому предусмотрено обязательное участие представителя. В остальном, требования к содержанию иска не изменились.
С 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция части 2 статьи 45, которая предусматривает возможность подачи административного искового заявления (равно как и жалобы, представления и иных документов) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в установленном порядке, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Помимо этого, ст. 125 КАС РФ предусматривает возможность направления административным истцом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, способами, указанными в ч. 7 указанной статьи, тогда как на истца, обладающего таковыми полномочиями, возложена соответствующая обязанность.
Практика показывает, что одно и тоже лицо способно своими действиями (бездействиями) нарушить права и интересы большого количества лиц, в связи с чем они все оказываются вовлечены в правовой конфликт. Решение данной проблемы теперь возможно посредством подачи коллективного искового заявления (ст. 42 КАС РФ), которое, по сути, является групповым иском. КАС РФ предусматривает возможность подачи такого иска при соблюдении ряда условий: во-первых, группа должна быть многочисленной либо число ее членов является неопределенным. При этом закон не установил конкретного количества членов группы, однако определил, что на дату обращения к иску должны присоединиться не менее двадцати лиц путем подачи заявления об этом или подписания иска. Во-вторых, однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований. Такое условие позволяет более широко толковать интерес обратившихся с групповым иском в административном судопроизводстве. Третье и четвертое условия заключаются в предъ-
128
Вестник экономической безопасности
№ 2/2017
явлении одинаковых требований к одним и тем же лицам и использовании одинаковых способов защиты своих прав, что позволяет рассмотреть такие требования в рамках одного процесса. Безусловно, введение в административную практику группового производства обусловлено целесообразностью его применения, поскольку в рамках одного процесса позволяет рассмотреть большое количество однотипных требований и принять единственно возможное правильное решение, исключая вынесение противоречивых судебных актов.
Несомненно, исковое производство по административным делам, возникающим из публично-правовых споров, является новацией в практическом плане, направленной на дальнейшее совершенствование судебной практики, усиление состязательного начала в судопроизводстве и повышение правовых гарантий для участников рассматриваемого дела.
Литература
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // СПС Кон-сультантПлюс. Режим доступа: локальный.
3. Зайцев И. Административные иски // Российская юстиция. 1996. № 4. С. 23—25.
4. КонсультантПлюс: КАС РФ: Правила рассмотрения с 15 сентября 2015 года дел, возникающих из публичных правоотношений (СПС КонсультантПлюс. 2015.) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: локальный.
5. Михайлова Е.В. Административное судопроизводство как процессуальная форма защиты нарушенных публичных прав // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 4. С. 35—39.
6. Орлов А.В. Активная роль суда в административном судопроизводстве // Российский судья. 2016. № 8. С. 12—15.
7. Степанян Ш.У. Особенности административного судопроизводства как самостоятельной формы осуществления судебной власти // Российский судья. 2015. № 11. С. 44—47.
8. Фадеева И.В. Административные исковые заявления по Кодексу административного судопроизводства РФ // Международный журнал «Актуальные проблемы административного права и процесса». 2016. № 2. С. 62—65.
9. Ярков В.В. Групповой иск в административном судопроизводстве: краткий комментарий // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 11. С. 52—58.
Конституционное право России
Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ. Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.