Научная статья на тему 'Административные реформы в Великобритании на рубеже веков'

Административные реформы в Великобритании на рубеже веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4163
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / КОНСЕРВАТОРЫ (ТОРИ) / ЛЕЙБОРИСТЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ / ПАЛАТА ЛОРДОВ / ЛОРД-КАНЦЛЕР / ДЕМОНТАЖ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / CONSERVATIVE (TORY) / GREAT BRITAIN / LABOUR / ADMINISTRATIVE REFORM / CHAMBER OF LORDS / LORD CHANCELLOR / DISMANTLING OF THE SOCIAL STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саликов Демьян Хамитович

Анализируется ход административных реформ Великобритании, которые проводили лейбористские правительства Т. Блэра (1997-2007 гг.) и Г. Брауна (2007-2010 гг.) и консервативное правительство Д. Кэмерона (с мая 2010 г.). Рассмотрены причины, ход и последствия конституционной реформы лейбористов и реформ консерваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE REFORM IN GREAT BRITAIN AT THE TURN OF CENTURIES

Is analyzed the course of administrative reforms in Great Britain which carried out T. Blair's labor governments (1997-2007) both G. Brown (2007-2010) and D. Cameron's conservative government (since May 2010). The reasons, course and consequences of the constitutional reform of labourists and reforms of conservatives are considered.

Текст научной работы на тему «Административные реформы в Великобритании на рубеже веков»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331).

Управление. Вып. 9. С. 121-124.

Д. Х. Саликов

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Анализируется ход административных реформ Великобритании, которые проводили лейбористские правительства Т. Блэра (1997-2007 гг.) и Г. Брауна (2007-2010 гг.) и консервативное правительство Д. Кэмерона (с мая 2010 г.). Рассмотрены причины, ход и последствия конституционной реформы лейбористов и реформ консерваторов.

Ключевые слова: Великобритания, консерваторы (тори), лейбористы, административные реформы, палата лордов, лорд-канцлер, демонтаж социального государства.

В результате парламентских выборов 1997 г. после 18-летнего перерыва к власти пришла Лейбористская партия Великобритании (ЛПВ) во главе с лидером Т. Блэром, который сформировал правительство, став самым молодым премьером страны за последние 200 лет её истории. Моложе был лишь В. Питт-младший, который стал главой правительства в 23 года (1783 г.). Определяющим фактором для избирателей стала репутация консервативного правительства Д. Мэйджора как некомпетентного, не способного эффективно управлять экономикой [1. С. 50]. Избиратели поверили Блэру, который обещал новый политический курс, новых людей и свежие идеи [1. С. 52].

Лейбористы обещали целую серию реформ, в том числе административных.

Во-первых, они провозглашали необходимость передачи власти от центрального правительства местным органам самоуправления (программа деволюции — «передачи власти»). Это рассматривалось как шаг к демократизации и «прививка» от сепаратизма. Лейбористы категорически отвергали обвинения в развале страны, подчёркивая, что речь идёт об установлении партнёрских отношений между ветвями власти на всех уровнях с целью повышения эффективности управляющих структур, укреплении демократических начал в государственном управлении, и что передача определённых полномочий регионам не может ослабить статус центральной власти, ибо за Вестминстером сохраняется конституционное право на роспуск создаваемых органов [1. С. 67].

В рамках политики деволюции произошло мирное урегулирование в Северной Ирландии. Вернее сказать, в 1998 г. были сделаны серьёзные шаги по урегулированию отношений между Великобританией, Ирландией и жителями Северной Ирландии. Закончилось 27-летнее пря-

мое управление из Лондона, власть была передана Североирландской ассамблее, в которую прошли выборы с участием партии Шинн Фейн, занявшей компромиссную позицию по отношению к Лондону. Было сформировано правительство из представителей протестантов-англичан и католиков-ирландцев.

Свою «региональную автономию» по итогам референдума о предоставлении автономии получила Шотландия. Впервые после 1707 г. у неё появился собственный парламент. Также после референдума Уэльс получил свой законодательный орган — ассамблею. Лейбористы благоразумно не пошли по пути создания федеративного государства в Великобритании, что предлагали им сделать их союзники либерал-демократы. И в результате им удалось перехватить инициативу у местных сепаратистов. В перспективе они планировали ввести региональные ассамблеи ещё в 9 административных регионах Англии. В 2000 г. был воссоздан законодательный орган Лондона.

Во-вторых, правительство Т. Блэра намеревалось провести реформу избирательной системы и вместо мажоритарной системы ввести пропорциональную или смешанную. Однако лейбористы, опасаясь того, что по новой избирательной системе они утратят подавляющее большинство в палате общин, отложили воплощение проекта реформы.

В-третьих, кабинет Т. Блэра предложил реформу верхней палаты парламента — палаты лордов. Более 600 аристократических семейств имели наследственное право заседать в палате. Ещё в 1911 г. полномочия палаты были существенно урезаны, но Т. Блэр хотел превратить её в верхнюю палату парламента, которая формируется более демократичным путём. Лордов должно было стать не 1 135, а 550, и 20 % состава избиралась бы, а не назначалась. Этими избираемыми членами

были бы представители регионов. Палата лордов, где традиционно преобладали консерваторы, таким образом стала бы нейтральной, и тори были бы уравновешены лордами-лейбористами, которых правительство стало назначать. Лорды только в 1999 г. 30 раз отвергали законопроекты кабинета,— тем сильнее крепло стремление Т. Блэра реформировать палату.

Реформа шла поэтапно. В 1999 г. 92 наследных пэров лишили права участвовать в заседаниях, оставив право избрания в палату общин и судебные органы королевства (среди них были сыновья королевы, её супруг и два кузена). Титулы сохранялись. А в 2007 г. Т. Блэр «продавил» через палату решение о лишении лордов по праву наследственности заседать в ней. Однако через неделю после этого решения палата проголосовала за сохранение её состава. Таким образом, вопрос о ликвидации принципа наследственности в парламенте не был решён окончательно. Оппозиция обвиняла Т. Блэра в том, что он стремится управлять государством на авторитарных началах, поскольку реформа палаты лордов — это стремление премьера устранить консерваторов из верхней палаты и оппонентов своему курсу.

В-четвёртых, ЛПВ шла на выборы 1997 г. с лозунгами модернизации монархии. Это тем более находило отклик у избирателей: из-за казуса с принцессой Дианой шла «дианафикация» монархии — процесс дискредитации монархии в Британии. Самые главные изменения, постигшие тысячелетнюю монархию,— это отмена традиционных принципов престолонаследия. Права на престол отныне имеют все ближайшие потомки королевы независимо от пола наследника. Суфражистки, которые вели борьбу против монархии с начала XX в., вначале требуя равных избирательных прав для женщин и мужчин, а затем недовольные из-за традиции предпочтения мужского пола в передаче короны, ныне довольны. Про принцессу Диану, которая стала поводом для призывов ликвидировать монархию, англичане, по-видимому, благополучно забыли. Кроме того, были отменены титул «королевское высочество» для младших наследников, поклоны и реверансы в адрес королевы, дано обещание прислушиваться к мнению народа и т. п. Правда, акт 1701 г. о том, что католик не может занять трон Британии, Блэр и королева не отменили.

В итоге, был создан имидж «народной монархии», королевская семья благополучно пережила «дианафикацию», которая, вполне вероятно,

была мощным пиар-воздействием, чтобы королева пошла на модернизацию столь древнего института.

В-пятых, правительство лейбористов в июне 2003 г. провело такую конституционную реформу, как упразднение поста лорд-канцлера и демонтаж прежней высшей судебной власти Великобритании, которая просуществовала 800 лет. Это считается самой радикальной реформой премьера Т. Блэра. Лорд-канцлер был главой судебной системы и назначал всех судей, был председателем верхней палаты лордов и членом кабинета министров. ЛПВ провозгласила, что в этом есть нарушение принципа разделения властей, и потому правительство издало указ о создании новых государственных институтов. Вместо одного лорд-канцлера был создан Верховный суд Великобритании как высшая судебная инстанция; специальная независимая комиссия по судебным назначениям отныне назначает судей; Палата лордов избирает своего председателя, которым раньше автоматически становился лорд-канцлер; в правительстве создан пост министра конституционно-правовых дел, ответственного за судебно-правовые вопросы [2. С. 319].

Правда, Т. Блэра обвинили в диктаторстве и уничтожении судебной истории страны. Но пресс-служба «Downing Street» заявила о том, что реформа стала шагом к открытости и модернизации британской конституции.

Надо сказать, что за все годы премьерства Т. Блэра (а он находился у власти около 10 лет) его порой жёстко критиковали не только среди оппозиции, но и в его партии, и даже в кабинете министров. Он, как правило, благополучно выходил из кризисных ситуаций, тем не менее, его «президентский стиль» управления всё больше раздражал, и громче звучали мнения о том, что премьерство Блэра — это нарушение по-британски гармоничного баланса между традицией и новацией, и что степень радикальности реформ уж слишком высока. Впрочем, уже консервативные правительства М. Тэтчер и Д. Мэйджора проводили с начала 1980-х гг. весьма серьёзные административные реформы, которые изменили систему управления страны на принципах нового менеджеризма. Между тем, даже среди сторонников лейбористов очень мало тех, кто оправдывает подобную стратегию реформирования; большинство отмечают пагубность подрыва исторических традиций управления [2. С. 320].

Административные реформы в Великобритании на рубеже веков

123

Поэтому отставка Т. Блэра в июне 2007 г. была вполне разумным шагом со стороны лейбористов, которые выиграли третьи выборы в 2005 г. (рекорд для их партии) во главе с тем же Т. Блэром, но пожертвовали им вскоре ради сохранения поддержки населения. Во главе правительства встал министр финансов Г. Браун. Он входил в кабинет с 1997 г. и обладал определённой автономией по отношению к премьеру, возглавляя пост председателя комитета по экономике, что всегда было прерогативой премьера. К тому же Браун и Блэр, будучи однопартийцами и членами кабинета, были соперниками в борьбе за лидерство в партии. Г. Браун считал, что политика радикальных реформ Т. Блэра «раскалывает страну и партию». И если Блэр был политиком-экспериментатором, то Браун — партийным чиновником с весьма консервативными взглядами [2. С. 320].

В 2007 г. по инициативе Г. Брауна началась работа по официальному оформлению конституции Великобритании. Он же создал новый орган власти — Национальный совет безопасности, который призван координировать деятельность государственных органов в сфере безопасности. Но широкомасштабных административных реформ кабинет Г. Брауна проводить не намеревался, сосредоточившись на текущих делах в условиях мирового экономического кризиса. При этом правительство лейбористов воплощало в жизнь те реформы, которые были приняты ранее.

По результатам всеобщих выборов, прошедших в Соединённом Королевстве 6 мая 2010 г., ни одна партия не набрала абсолютного большинства (более половины) мест в Палате общин: консерваторы получили 306 мандатов (на 97 больше по сравнению с выборами 2005 г.), Лейбористская партия — 258 мандатов (минус 91 место по сравнению с прошлыми выборами). Возникла ситуация подвешенного парламента. 7 мая 2010 г. Г. Браун указал, что не намерен уходить в отставку, однако 10 мая 2010 г. он изменил своё решение, дабы дать возможность его партии сформировать коалицию с консерваторами. Вечером 11 мая 2010 г. Браун объявил о своём уходе с постов главы правительства и лидера Лейбористской партии и подал королеве прошение об отставке с поста премьер-министра. В тот же вечер предложение королевы о формировании правительства получил лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, который объявил

о намерении сформировать правящую коалицию с либерал-демократами.

На выборы консерваторы шли с Манифестом (программой) «Приглашение участвовать в правительстве Британии». Он содержал следующие обещания в области внутренней политики: отказ от введения удостоверений личности; установление лимита на приём иммигрантов извне Европейского союза; повышение порога налога на наследство до уровня после 1 млн фунтов стерлингов; сокращение расходов во всех сферах, кроме здравоохранения и помощи другим государствам; ликвидация значительной части структурного дефицита в течение 5 лет; проведение местных референдумов по тем или иным вопросам; разрешение благотворительным фондам учреждать собственные, неподконтрольные властям школы, а также улучшать финансирование школ для бедных [3]. Будучи лидером оппозиции Её величества королевы, Д. Кэмерон с начала 2009 г. начинает говорить о такой экономике, когда граждане живут по средствам, откладывают на чёрный день, о «веке аскетизма», чтобы страна не превратилась вновь в «больного человека Европы». Впрочем, урезать расходы пришлось бы в условиях кризиса любому правительству. Понимая обеспокоенность общественности, тори обещали сохранить расходы на общественные нужды на уровне, установленном лейбористским правительством для 2008-2009 и 2010-2011 гг. [3].

В целом призыв к режиму экономии был вызван не только установками премьера. Дело в том, что после 13 лет правления лейбористов Великобритания оказалась в непростой социально-экономической ситуации. Страна имела самый крупный в процентном отношении текущий дефицит госбюджета среди стран «двадцатки» — 149 млрд фунтов стерлингов. Правительство тори поставило задачу — за 5 лет полностью ликвидировать этот дефицит. Во главу угла ставится проект по сорокапроцентному сокращению расходов, включая полную отмену части реализуемых ими программ (исключение сделано только для системы здравоохранения и помощи зарубежным странам). Одновременно правительство поднимает налоги, в первую очередь НДС, который будет увеличен до 20 % [2. С. 321].

Придя к власти, Д. Кэмерон начал вторую волну неоконсервативных реформ. Первая волна административных реформ прошла в годы

премьеров-консерваторов М. Тэтчер и Д. Мэйджора. Тогда были реализованы программы, которые внедряли элементы рынка в государственное управление («Следующие шаги» (1987 г.), «Хартия для граждан» (1991 г.), «Тестирование рынком» (1992 г.)). Однако «введение полурынков и передача на подряд ряда государственных структур вызвали неоднозначную реакцию как внутри госаппарата, так и со стороны населения. Сторонники неоконсервативных реформ утверждают, что государственное управление Великобритании изменилось к лучшему: стало не таким дорогостоящим, более производительным, а оказываемые им услуги — более качественными и разнообразными. Скептики же считают, что в неоконсервативных реформах было больше формы, чем содержания, и потребители (население страны) ничего не выиграли и даже в чём-то проиграли: исчезла стабильность, утрачены традиции [2. С. 318].

Суть механизма административных реформ правительства Д. Кэмерона сводится к сокращению государственных расходов и увеличению налогов. В этом он не расходится ни с консерваторами, ни с новыми лейбористами времён Т. Блэра. Идейные ориентиры Д. Кэмерона заключаются в следующем. «Несмотря на то, что он периодически делал реверансы в сторону Тэтчер, Черчилля и других выдающихся деятелей консервативной партии, несогласные с пересмотром партийной политики и отказом от традиционных ценностей представители правого крыла (так называемые "хранители огня Тэтчер") не переставали называть его "волком в либерал-демократической овечьей шкуре", "либерал-демократической овцой во главе стаи волков-тори" и даже Председателем Мао или Пол Потом, намеренным уничтожить саму память о тэтчериз-ме. На самом деле, как неолиберал в экономике и евроскептик в политике Кэмерон безусловно тэтчерист, а точнее — посттэтчерист, но его социальная политика, отношение к работе общественных служб, решению проблем окружаю-

щей среды и бедности говорит о сильном влиянии на него "нового лейборизма". Таким образом, память о тэтчеризме... жива, а вот идеология тэтчеризма стала достоянием истории, уступив прагматизму» [3].

Кабинет Д. Кэмерона наряду с режимом экономии представил программы реформирования социального обеспечения, здравоохранения, образования, полиции и приступил к их реализации. Эти реформы призваны модернизировать британскую систему, обновить общество. Но, по сути, они означают демонтаж социального государства, отказ от идеи распределять материальные блага во имя социальной справедливости и сокращения пропасти в уровнях жизни. В этом он следует и за идеологией тэтчеризма, и за новым лейборизмом, который к эпохе Т. Блэра сильно поправел и всё больше забывает об идеалах социального государства. Д. Кэмерон лишь логически завершает курс М. Тэтчер и Т. Блэра на демонтаж социального государства, делая это системно, нежели его предшественники из ЛПВ. Целью провозглашается стремление к тому, чтобы Великобритания смогла лучше приспособиться к ситуации, сделаться более конкурентоспособной в условиях глобализации, когда появились «Большая двадцатка» и страны БРИКС. Но платить, по всей видимости, за эти реформации по сворачиванию социального государства будут рядовые британцы.

Список литературы

1. Капитонова, Н. К. Великобритания в конце 20 — начале 21 века: от консерваторов к лейбористам : учеб. пособие. М. : Моск. гос. ин-т междунар. отношений, 2003. 128 с.

2. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учеб. для бакалавров. М. : Юрайт, 2013. 495 с.

3. Капитонова, Н. К. Дэвид Камерон: путь к власти [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgimo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.