УДК 34
Пашинина А.И.
магистрант 1 курса магистерской программы
«Юрист в государственных органах» Институт права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
(г. Тамбов, Россия)
Научный руководитель: Зелепукин Р.В.
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Институт права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
(г. Тамбов, Россия)
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация: в статье анализируются административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти.
Ключевые слова: административные процедуры, исполнительная власть, право.
Административная процедура — это установленный законодательством порядок и последовательность действий, которые должны быть выполнены государственными органами или административными организациями при рассмотрении, принятии и осуществлении административных решений или совершении иных административных действий.
Административные процедуры регулируются специальными нормативными актами, которые устанавливают правила и требования, которым должны следовать государственные органы при рассмотрении дел и обращений граждан или юридических лиц. Такие процедуры предназначены для обеспечения прозрачности, законности, справедливости и эффективности административных процессов.
В.В. Коноплев отмечает: «Правовая, а в частности административная процедура, как сложное юридическое явление пронизывают все стороны жизни государства и общества: политическую, правовую, социальную, экономическую.
Для того чтобы осуществлять регулятивное воздействие на указанные группы отношений, государство устанавливает определенный порядок реализации закрепленных правил и норм. Как отмечалось выше, понятие «процедура» означает порядок. Вместе с тем, под порядком следует понимать правила, нормы общественного устройства, образ жизни, поведения и т.д.; способ, метод осуществления чего-либо».
Законодательство в данной сфере активно развивается. В целом, современное состояние и перспективы развития законодательства об административных процедурах в Российской Федерации тесно связаны с широким процессом административной реформы и постоянными изменениями в системе публичного управления.
Формирование надлежащих административных процедур является основой развития единообразной административной практики в исполнительных органах власти. Административная процедура представляет собой установленный порядок действий, который должен быть соблюден при осуществлении определенной государственной деятельности, включая предоставление государственных услуг.
Административная процедура играет важную роль в системе правового регулирования, поскольку она позволяет сформировать набор определенных правил и процедур, которые определены в соответствующих законах или
регламентах. Эти правила и процедуры обеспечивают единообразие и предсказуемость в деятельности государственных органов, а также защиту прав и интересов граждан и организаций.
Важно отметить, что ни один закон не может учесть все возможные ситуации и случаи, которые могут возникнуть в практике. Поэтому административная процедура предоставляет основу, на основе которой могут быть разработаны и дополнены конкретные правила и инструкции, чтобы регулировать конкретные ситуации в соответствии с законом.
Развитие законодательства об административных процедурах органов исполнительной власти является важным направлением современных реформ, направленных на повышение прозрачности, эффективности и ответственности государственных органов.
Законодательство об административных процедурах регулирует порядок взаимодействия государственных органов с гражданами, юридическими лицами и другими заинтересованными сторонами при предоставлении государственных услуг, принятии решений и осуществлении административных процедур. Цель такого законодательства заключается в обеспечении прозрачности, справедливости и законности в деятельности государственных органов, а также защите прав и интересов граждан и организаций.
Развитие законодательства об административных процедурах предполагает следующие аспекты:
1. Законы и нормативные акты определяют общие принципы административных процедур, такие как доступность, предсказуемость, справедливость, эффективность и защита прав участников процедур.
2. Законодательство устанавливает конкретные процедурные правила, которые регулируют действия органов исполнительной власти при рассмотрении заявлений, принятии решений, выдаче разрешений и т.д. Эти правила определяют порядок и сроки рассмотрения заявлений, правила
предоставления документов, правила обжалования решений и другие аспекты процедур.
3. Законодательство предусматривает требования к информационной прозрачности, обязательному разъяснению процедур и прав гражданам и организациям, а также к обязательной публикации информации о государственных услугах и процедурах.
4. Законодательство устанавливает гарантии прав участников административных процедур, включая право на обжалование решений, право на получение обоснованных решений, право на консультацию и представительство, а также механизмы обеспечения ответственности органов исполнительной власти за нарушение прав участников процедур.
Развитие законодательства об административных процедурах осуществляется на основе анализа передового опыта других стран, международных стандартов и потребностей общества. Оно направлено на создание эффективных и справедливых механизмов взаимодействия государственных органов с обществом, а также на повышение качества предоставляемых государственных услуг и защиту прав граждан и организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Изосимов, С. М. Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти / С. М. Изосимов // Проблемы и перспективы государственного и муниципального управления. - Биробиджан: Хабаровская государственная академия экономики и права, 2020. - С. 210-221.
2. Коноплев, В. В. Теоретические подходы к определению понятия «административная процедура» / В. В. Коноплев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. -2023. - Т. 9, № 2. - С. 484-489.
3. Морозов, С. А. О специфике административных процедур, реализуемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного контроля и надзора / С. А. Морозов // Законность и правопорядок. - 2021. - № 2(30). - С. 32-36.
4. Мусаева, Г. М. Некоторые проблемы административно-процедурного процесса / Г. М. Мусаева // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2022. - Т. 41, № 1. - С. 55-59.
5. Нагаев, Н. В. Административные процедуры оказания государственных услуг органами исполнительной власти. Главная проблематика / Н. В. Нагаев // Закон и право. - 2019. - № 6. - С. 180-183.
6. Панова, И. В. Понятие и виды административных процедур / И. В. Панова // Публичное право сегодня. - 2020. - № 2. - С. 102-122.
7. Попова, Н. Ф. Современная стратегия развития государственного управления / Н. Ф. Попова // Современный юрист. - 2017. - № 3(20). - С. 48-61.
8. Таран, О. А. Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти / О. А. Таран // Современная научная мысль. - 2022. - № 1. - С. 130-133.
Pashinina A.I.
Tambov State University named after G.R. Derzhavin (Tambov, Russia)
Scientific advisor: Zelepukin R.V.
Tambov State University named after G.R. Derzhavin (Tambov, Russia)
ADMINISTRATIVE PROCEDURES IN ACTIVITIES OF EXECUTIVE AUTHORITIES
Abstract: the article analyzes administrative procedures in the activities of executive authorities.
Keywords: administrative procedures, executive power, law.