УДК 614.84
Гольцова Ю.С.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ
Аннотация: рассмотрены административные процедуры, которые отражают государственную функцию МЧС России, раскрывается понятие административного процесса, отражены требования к порядку выполнения административных процедур.
Ключевые слова: административные процедуры, административный процесс, контрольно-надзорные органы, МЧС России.
В современной России административная деятельность МЧС представляет собой общественные отношения в области ГПН, складывающиеся при условии участия в них органов госконтроля [1], которое осуществляется деятельностью, целью которой является предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований [2] со стороны объектов защиты.
При этом, реализация такой деятельности выполняется в результате осуществления проверок и профилактики нарушений обязательных требований.
Актуальность выбранной темы текущего исследования обусловлена важностью развития и совершенствования административных процедур в деятельности МЧС России, результаты которых отражаются на уровне пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС.
Целью текущего исследования является рассмотрение административных процедур в деятельности МЧС России.
Статистика нарушений в области пожарной безопасности позволяет сказать о том, что ежегодно причинами пожаров становятся нарушения обязательных требований, которые составляют значительную часть от общего количества пожаров [3], поэтому выполнение административных процедур со стороны ГПН имеет огромное значение в развитии государства.
Рассматривая административный процесс следует понимать, какие административные процедуры входят в исполнение государственной функции МЧС России.
Итак, проведение плановых и внеплановых проверок является одними из основных видов административных процедур в деятельности МЧС России. Благодаря данным видам процедур повышается уровень пожарной безопасности и сокращается риск возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах защиты.
Плановые проверки осуществляются на основании распоряжения о проведении проверки органов власти, объекта защиты.
Так же в распоряжении о проведении проверки отмечается и категория риска, к которой относится объект защиты.
Отметим, в случае проведения плановой проверки объекта надзора, где собственниками отдельных зданий, помещений являются несколько правообладателей, то распоряжение о планируемой проверке оформляется для каждого правообладателя.
Помимо проверок, административными процедурами является ведение перечней объектов защиты и территорий, с присвоенными категориями риска, а также ведение учета органов власти, объектов защиты и территорий.
Вместе с тем, планирование проверок в органах государственного пожарного надзора так же является одной из административных процедур.
По итогам результатов проверок проводятся такие административные процедуры как:
- оформление результатов проверок и принятие соответствующих мер по их результатам,
- регистрация и учет проверок.
Все осуществляемые проверки органами государственного пожарного надзора в обязательном порядке должны учитываться и проходить регистрацию [4]. Осуществление данных процедур возлагается на орган ГПН.
По итогу каждой проверки должностным лицом в течение 3 рабочих дней докладывается начальнику ГПН об исполнении государственной функции.
В случае внеплановых проверок, основанием для ее проведения является распоряжение о проведении внеплановой проверки. При этом, внеплановые проверки могут быть организованы при истечении срока, выданного ранее органом государственного пожарного надзора предписания об устранении нарушений, а также в период особого противопожарного режима.
Следует заметить, что все административные процедуры должны выполняться последовательно и в полном объеме.
Одной из ключевых административных процедур, влияющих на уровень пожарной защиты, является выполнение информационного взаимодействия между ведомствами органов ГПН и государственными органами, органами местного самоуправления [5]. При этом данное взаимодействие между ведомствами осуществляется для предоставления сведений, позволяющих осуществлять государственную функцию.
Обследование объекта защиты, по итогам проведения которого составляется акт обследования и заключение, в которых отражается уровень соответствиям объекта защиты обязательным требованиям пожарной защиты, согласно административному регламенту соблюдения требований безопасности на объектах является одним из видов административных процедур.
Вместе с тем, органами государственного пожарного надзора, с целью предупреждения нарушений обязательных требований и ликвидации факторов, способствующих их возникновению со стороны организаций, органов власти, граждан проводятся мероприятия по профилактике нарушений данных требований.
Заметим, что данные обязательные требования проверяются на основании ежегодных программ мероприятий по профилактике.
Данный вид административной процедуры с целью профилактики нарушений обязательных требований выполняет следующие действия:
- размещаются на официальном сайте МЧС России перечень НПА нашей страны и нормативных документов [4] по пожарной безопасности, в которых содержатся обязательные требования,
- осуществляется подготовка и распространение информации при изменении обязательных требований в области пожарной безопасности, о новых НПА России в сфере пожарозащиты, а также при внесении изменений действующих актов и о рекомендации проведения необходимых технических и организационных мероприятий, которые в первую очередь направлены на обеспечение обязательных требований в сфере пожарной безопасности,
- выполняется информирование органов власти [3], организаций и населения, касаемо вопросов соблюдения требований пожарной безопасности. Осуществление данного действия происходит посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, а также организации семинаров и конференций и иных СМИ,
- осуществляется на ежегодной основе обобщение практики проведения государственного надзора, направленного на соблюдение требований пожарной безопасности и профилактики нарушений путем размещения на официальном сайте ведомства, где помимо данной информации указываются наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований с перечнем профилактических мероприятий, направленных на их недопущение,
- выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Следует отметить, что если в случае обнаружения у органа государственного пожарного надзора информации о возможном нарушении обязательных требований орган ГПН имеет право объявить такому лицу предостережение о недопустимости нарушений требований в области
пожарной безопасности с предложением выполнить меры по обеспечению обязательных требований пожарной безопасности [5] с дальнейшим уведомлением органа ГПН.
Помимо отмеченных выше административных процедур проведение консультаций по исполнению государственной функции и вопросам, входящим в компетенцию органов государственного пожарного надзора, имеет особое значение среди всего перечня административных процедур в деятельности МЧС России.
Отметим, что государством регулярно устанавливаются определенные нормы, которые направлены на защиту прав хозяйствующих субъектов, соответственно такое взаимодействие обуславливает развитие законодательной базы в области административного процесса.
Административный процесс в деятельности МЧС России и проводимые административные процедуры играют [4] огромную роль в регулировании проверок и нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности.
Каждое звено цепочки при исполнении административных процедур является неотъемлемой частью для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов ГПН.
Таким образом, выполнение административных процедур в деятельности МЧС России позволит обеспечить повышение уровня пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС. Благодаря четким действиям и прямому взаимодействию между всеми уровнями административного процесса обеспечивается прозрачность в принятии решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
3. Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Салищева, Д. С. Дубровский, С. З. Женетль, М. А. Штатина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 364 с.
Goltsova Y.S.
St. Petersburg University of Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of Russia E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)
ADMINISTRATIVE PROCEDURES IN ACTIVITIES OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Abstract: the administrative procedures that reflect the state function of the Ministry of Emergency Situations of Russia are considered, the concept of the administrative process is revealed, the requirements for the procedure for performing administrative procedures are reflected.
Keywords: administrative procedures, administrative process, supervisory authorities, Ministry of Emergency Situations.