Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
405
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ / СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ / ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ / ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FAMILY AND HOUSEHOLD SPHERE / FAMILY VIOLENCE / PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE / SUBJECTS OF CRIME PREVENTION / DISTRICT POLICE AS SUBJECTS OF PREVENTION OF FAMILY VIOLENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рачицкая В.А.

В статье дается характеристика административных правонарушений в семейно-бытовой сфере. Анализируется данные официальной статистики, опубликованные в открытом доступе за период с 2015 г. по 2019 г. Изучается организация работы по исполнению в территориальных органах УМВД, на районном уровне, законодательства об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности правонарушителей по ст. 6.1.1. КоАП РФ. Виновный в совершении правонарушения по 6.1.1. КоАП РФ наказывается административным штрафом, однако как показывает практика, штраф как мера административной ответственности зачастую не является эффективным средством воздействия на правонарушителя. Мероприятия по профилактике семейного насилия осуществляются участковым уполномоченным полиции и зачастую применяемые меры воздействия не способны оперативно и действенно предупреждать и пресекать конфликтные ситуации в семье. В заключение делаются выводы о проблемах профилактики рассматриваемых правонарушений и высказывается авторская позиция по решению выявленных проблем и снижения насилия в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF DOMESTIC VIOLENCE AND PROBLEMS OF THEIR PREVENTION

The article describes the characteristics of administrative offenses in the family and household sphere. The article analyzes the data of official statistics published in the public domain for the period from 2015 to 2019. We analyze the organization of work on execution in territorial bodies of Ministry of internal Affairs, at the district level, legislation on administrative offences of the administrative liability of the offenders under article 6.1.1. Of the administrative code. A person guilty of committing an offense under 6.1.1 of the Administrative Code of the Russian Federation is punished by an administrative fine, but as practice shows, a fine as a measure of administrative responsibility is often not an effective means of influencing the offender. Measures for the prevention of domestic violence are carried out by the district police commissioner and often the measures of influence applied are not able to quickly and effectively prevent and prevent conflict situations in the family. In conclusion, conclusions are drawn about the problems of prevention of the considered offenses and the author’s position on solving the identified problems and reducing domestic violence is expressed.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ»

\ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ

V ПРОФИЛАКТИКА

УДК 342.951 С. 37—45

Рачицкая В. А.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ

В статье дается характеристика административных правонарушений в семейно-бытовой сфере. Анализируется данные официальной статистики, опубликованные в открытом доступе за период с 2015 г. по 2019 г.

Изучается организация работы по исполнению в территориальных органах УМВД, на районном уровне, законодател ьства об адм ин истративных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности правонарушителей по ст. 6.1.1. КоАП РФ. Виновный в совершении правонарушения по 6.1.1. КоАП РФ наказывается административным штрафом, однако как показывает практика, штраф как мера административной ответственности зачастую не является эффективным средством воздействия на правонарушителя. Мероприятия по профилактике семейного насилия осуществляются участковым уполномоченным полиции и зачастую применяемые меры воздействия не способны операт ивно и действенно предупреждать и пресекать конфликтные ситуации в семье.

В закл ючение делают ся выводы о проблемах профилактики рассматриваемых правонарушений и высказывается авторская позиция по решению выявленных проблем и снижения насилия в семье.

Ключевые слова: административные правонарушения в семейно-бы-товой сфере, семейное насилие, профилактика насилия в семейно-бытовой сфере, субъекты профилактики правонарушений, субъекты профилактики семейного насилия.

Введение

Институт брака и семьи являются важнейшими государственными ценностями. Конституция РФ гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21). Однако, как известно, конфликты случаются и в семье и зачастую перерастают нз обычных семейных споров н ссор в ситуации, опасные для жизни н здоровья.

Так, например, проблеме борьбы с насилием в семье уделяется пристальное

внимание в таких странах, как США (Violence Against Women Act, 1994), Германия (Закон о гражданской защите от актов насилия и принуждения, 2001), Франция (Защитный ордер (Ordonnance de protection), 2010, 2019), Швеция (Закон о запрещении контактов, 1988) и др. [2, с. 94] Обеспечение безопасности семьи, ее членов относится к числу приоритетных направлений государственной политики. На заседаниях, проводимых Президентом н Правительством Российской Федерации, а также в органах власти на региональных и местных уровнях, неоднократно

37

обсуждались вопросы о совершенствовании системы предупреждения правонарушений, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений [3, с. 154].

Описание исследования

В рамках проводимого исследования были изучены данные о количестве заявлений (сообщений), поступивших в органы внутренних дел о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях по фактам семейно-бытового насилия в период с 2015 г. по 2019 г. Анализ исследуемых данных позволяет говорить о том, что число заявлений (сообщений) по фактам семейно-бытового насилия в рассматриваемый период уменьшилось с 1 003 936 до 918 113 (-8,5 %) (табл. 1)1.

в отношении близких лиц» из числа преступлений.

Таким образом, в настоящее время ответственность за побои, в том числе, членов семьи наступает по следующим статьям: 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — за нарушение, совершенное впервые; 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее—УК РФ) — за повторные побои, нанесенные в течение года после предыдущих.

По ст. 6.1.1. КоАП РФ лицо считается виновным в течение года с того момента, когда вынесли соответствующее постановление, и если в этот период он снова будет задержан за подобное деяние, то наступает уже уголовная ответственность

Таблица 1

Количество поступивших в органы внутренних дел заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях по фактам семейно-бытового насилия

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019

Всего заявлений (сообщений) 1003936 991617 939908 1 285709 918113

Принято решение о возбуждении уголовного дела, дело об административном правонарушении, материал направлен в мировой суд. 219293 211141 187475 183 998 187725

Не подтвердилось (отказано в возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении). 622386 634020 601946 601427 608581

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» декрими-нализованы ряд составов преступлений, в результате чего от уголовной ответственности освобождены все лица, впервые причинившие побои, исключены «побои

1 Информационно-справочные материалы к заседанию Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в первом квартале 2020 г. по вопросу «О реализации субъектами профилактики правонарушений полномочий по предупреждению преступлений в сфере семейно-бытовых отношений» (предоставлены ГУОООП МВД России) // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [сайт]. URL: https://мвд.рф/mvd/sovorg/prav_kom (дата обращения: 15.10.2020).

по ст. 116.1 УК. Однако при повторном совершении правонарушения по истечении года данная статья УК уже не применяется.

На фоне уменьшения количества потерпевших от преступлений, совершенных в соответствии со ст. 116 УК РФ в 2017 году (с 80 257 до 12 464), наблюдается тенденция увеличения их количества от правонарушений в соответствии со ст. 6.1.1. КоАП РФ (табл. 2)2.

Однако следует отметить положительный результат проводимой профилактической работы субъектами профилактики

2 Данные ГИАЦ МВД России // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [сайт]. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Centri/Glavшj_ informacionno_analiticheskij_cen (дата обращения: 15.10.2020).

Таблица 2 Количество потерпевших от побоев в Российской Федерации в 2016—2019 гг.

в данной сфере, что объясняет сокращение правонарушений, связанных с нанесением побоев на почве семейно-бытовых отношений. Например, в 2019 году в г. Москва совершено 10 преступлений, предусмотренных ст. 116.1 УК РФ и 1880 административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ, что в общей сумме составило 1890 правонарушений, связанных с нанесением побоев на почве семейно-бытовых отношений. Сокращение в сравнении с предыдущим годом составило 8,4% (-174; с 2064 до 1890).

Вне места совместного проживания потерпевшего с виновным в данной сфере совершено в 2019 году на 22% правонарушений больше, чем в предыдущем году (25 393).

В состоянии алкогольного опьянения в стране совершено на 0,44% правонарушений больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее — АППГ), на 7% увеличилось количество правонарушений, совершенных лицами, ранее совершавшими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, их в Российской Федерации зафиксировано 52 281, тогда как в прошлом году ими совершено 48 790.

Количество правонарушений в 2019 году, совершенных ранее судимыми, составило 23 357 (—1% по сравнению с АППГ). За пять лет снизилось количество правонарушений, совершенных лицами, состоявшими на профилактическом учете и в 2019 году составило 15 665 (-4,8% по сравнению с АППГ) (табл. З)1.

2016 2017 2018 2019

Количество потерпевших

Побои, ст. 116 УКРФ 80 257 12 464 - -

Побои, ст.6.1.1. КоАП РФ - 224 328 248257 252 888

Таблица 3

Динамика правонарушений в Российской Федерации в сфере семейно-бытовых отношений в 2015—2019 гг.

2015 2016 2017 2018 2019

Количество правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, совершенных

по месту жительства 91224 109 433 91 524 89 373 92 754

вне места совместного проживания. 20 831 23 144 21 823 20 807 25 393

в состоянии опьянения 76917 85 359 72 434 67 920 68 220

ранее совершавшими преступление 56 498 63 898 51260 48 790 52281

ранее судимыми 27 830 26916 23 782 23 587 23 357

состоявшими на профилактическом учете 16122 17 337 17 074 16455 15 665

лицами без постоянного источника дохода 59414 64 248 52 852 49111 48551

лицами, находящимися на социальном обеспечении 455 1086 514 516 484

опекунами 67 725 62 52 49

попечителями 21 55 25 16 13

В 2019 году на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло количество правонарушений, совершаемых в семейно-бытовой сфере по месту жительства, и составило 92 754.

Анализ статистических данных показывает, что мужчинами совершаются

1 Информационно-справочные материалы... // МВД РФ : [сайт]. URL: ЬИрв^/мвд.рф/ту^воуо^/ prav_kom (дата обращения: 15.10.2020).

правонарушения в семье ежегодно почти в 80% случаев (график 1), что вполне может объясняться латентностью таких правонарушений, когда потерпевшим выступает мужчина (возможно мужчине стыдно сообщить в правоохранительные органы о том, что он является жертвой насилия в семье, так как принято считать мужчин «сильным» полом).

от 25 до 29 лет, а также виновными в возрасте до 24 лет—12% от общего количества таких правонарушений.

Рассматривая данную проблему в разрезе Федеральных округов РФ, следует отметить, что в 2019 г. увеличилось на 16,1% по сравнению с АППГ количество пресеченных правонарушений, совершенных по ст. 6.1.1. КоАП РФ

График 1

Показатели лиц, совершающих правонарушения в семейно-бытовой сфере в 2016—2019 гг. в Российской Федерации (по полу)

101511

93058

91922

95200

2016 2017 2018 2019

■ Женщиной. ■ Мужчиной.

Количество пресеченных правонарушений, совершенных в соответствии со ст. 6.1.1. КоАП РФ в Федеральных округах Российской Федерации в 2018—2019 гг.

График 2

Уральский ФО Северо-Западный ФО Северо-Кавказский ФО Приволжский ФО Южный ФО Сибирский ФО Дальневосточный ФО Центральный ФО

2019 2018

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000

Что касается возрастных характеристик виновных при совершении правонарушений в семейно-бытовой сфере, то в 2019 году наибольшее их количество было совершено лицами от 30 до 39 лет и составило 35%, от 40 до 49 лет—22%,

в Северо-Кавказском ФО и их количество составило 10 732, в Приволжском ФО произошел рост числа пресеченных административных правонарушений в семейно-бытовой сфере (ст. 6.1.1. КоАП РФ) (+10,6% по сравнению с АППГ),

Уральском ФО (+8,2% по сравнению с АППГ), в Сибирском ФО (+1,9% по сравнению с АППГ). В Центральном ФО произошло снижение количества пресеченных административных правонарушений в данной сфере (—7,1 % по сравнению с АППГ), в Дальневосточном ФО (-7,9% по сравнению с АППГ), в Южном ФО (-2,8% по сравнению с АППГ), в Северо-Западном ФО (-4,7% по сравнению с АППГ) (график 2).

Наиболее сложная криминальная ситуация (по коэффициенту административных правонарушений) наблюдается в Сибирском, Уральском, Дальневосточном, Северо-Западном, Приволжском федеральных округах, где отмечается высокий показатель (табл. 4).

проблемы и выработать меры по их решению, предотвратив неблагоприятное развитие ситуации [1, с. 59]. Так, например, при инспектировании1 УМВД Белгородской области в организации работы по исполнению в территориальных органах УМВД на районном уровне законодательства об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности правонарушителей по ст. 6.1.1. КоАП РФ основной проблемой являются факты прекращения сотрудниками полиции административных расследований по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 по причине невозможности приобщения к материалам дела акта судебно-медицинского освидетельствования в связи с отказом лица

Таблица 4

Коэффициент административных правонарушений (ст. 6.1.1. КоАП РФ), совершенных в Российской Федерации в 2019 году

Российская Федерация Коэффициент Население

Центральный ФО 77 39433 556

Северо-Западный ФО 234 13 981 992

Южный ФО 109 16466 084

Приволжский ФО 209 29287683

Уральский ФО 267 12 350122

Сибирский ФО 271 17173 335

Дальневосточный ФО 241 8188 623

Северо-Кавказский ФО 108 9 866 748

Таким образом, происходит колебание статистических показателей по стране то в положительную, то в отрицательную стороны и, посмотри на результативность деятельности субъектов профилактики правонарушений в данной сфере, существуют проблемы при ее реализации.

Обсуждение

результатов исследования

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации территориальными органами МВД России своих правоохранительных функций является осуществление ведомственного контроля за их деятельностью, который позволяет проверить фактически достигнутые результаты, определить имеющиеся

от его прохождения. В МВД по Республике Бурятия в 2019 году правоохранительными органами вынесено 3741 решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.1.1 КоАП РФ по ч. 2. ст. 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием состава административного правонарушения), из них 3092 (82,6%) в связи с неявкой потерпевшего в медицинскую организацию для проведения судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) (в некоторых муниципальных образованиях отсутствуют вовсе медицинские организации для проведения судебно-медицинской экспертизы и они проводятся

1 Комиссиями МВД России в 2019—2020 гг. проведено 19 инспекторских, 8 контрольных, 12 целевых проверок.

в соседних районах, что снижает желание проходить СМЭ, также увеличивается время для сбора всех необходимых медицинских документов и заключений экспертиз, вследствие чего к моменту суда потерпевший успевает обратиться в полицию с отказом от своих раннее данных показаний и в суде сообщить, что травмы получены им в ходе скандала по неосторожности. В результате виновный уходит от ответственности и наказания, что в свою очередь в будущем может привести в совершению им более тяжкого преступного деяния.

Мероприятия по профилактике семейного насилия осуществляются участковым уполномоченным полиции (далее—УПП) в пределах административного участка и часто меры воздействия, применяемые в пределах его компетенции, не способны оперативно и действенно предупреждать и пресекать конфликтные ситуации. Однако УУП проводится масштабная профилактическая работа в данной сфере (табл. 5). При этом в соответствии с Приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом

Таблица 5

Количество пресеченных правонарушений (ст. 6.1.1. КоАП РФ) УУП в 2018—2019 гг.

Пресечено правонарушений: ст. 6.1.1. КоАП РФ 2018 Из них пресечено УУП 2019 Из них пресечено УУП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный ФО 32 775 29 209 30 455 26 307

Северо-Западный ФО 34 318 31 195 32 710 29 285

Южный ФО 18 577 16 743 18 066 16 149

Приволжский ФО 55 476 50 527 61 353 55 586

Уральский ФО 30 497 27 844 32 992 30 128

Сибирский ФО 45 691 40 841 46 547 41 044

Дальневосточный ФО 21 465 19 209 19 776 17 474

Северо-Кавказский ФО 9246 8519 10 732 9867

В соответствии со 6.1.1 КоАП РФ виновный в совершении правонарушения наказывается административным штрафом в размере от 5 тысяч до 30 тысяч рублей, либо административным арестом на срок от 10 до 15 суток, либо обязательными работами на срок от 60 до 120 часов. При этом штраф как мера административной ответственности зачастую не является эффективным средством воздействия на правонарушителя, во-первых, так как это максимальная санкция при совершении правонарушения, а во-вторых, если потерпевшим является член семьи, то штраф выплачивается из семейного бюджета правонарушителя. Таким образом, административная ответственность в виде штрафа или устного замечания является малоэффективной.

административном участке и организации этой деятельности»1 участковым уполномоченным полиции проводится индивидуально-профилактическая работа в отношении лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере. И в соответствии с пунктом 33.3 Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке к данному приказу, лица,

1 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2019 г. № 55115) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201907040017 (дата обращения: 15.10.2020).

допускающие правонарушения в семей-но-бытовой сфере, подлежат постановке на профилактический учет.

Для достижения оптимального профилактического эффекта на постоянной основе территориальными органами МВД Россиипри рассмотрении заявлений и сообщений граждан по фактам семейного насилия выявляются лица, допускающие бытовое насилие, злоупотребляющие спиртными напитками, привлекавшиеся к административной ответственности по статье 6.1.1 КоАП РФ, к уголовной ответственности по статьям 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 УК РФ, а также лица, в отношении которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по данным статьям УК РФ или прекращении уголовных дел. Также в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий в данной сфере помимо вышеперечисленных действий, особое внимание следует уделять качеству профилактической работы с семьями, в которых правонарушение было совершено родителями, родственниками либо другими лицами, которые ранее уже привлекались к административной ответственности за аналогичные правонарушения.

В ряде субъектов Российской Федерации действуют законы и региональные

программы, в соответствии с которыми разрабатываются меры социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы. В целях повышения эффективности принимаемых мер целесообразно выработать единый подход к решению данной проблемы на федеральном уровне, в том числе проработать вопрос необходимости принятия федерального закона о социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Выводы

Таким образом, анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что устойчивого снижения правонарушений в сфере семейно-бытового насилия в России не наблюдается. Вместе с тем своевременное выявление и пресечение административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений является действенной профилактикой правонарушений в этой сфере. Поэтому представляется необходимым определить комплекс мер, направленных на снижение случаев насилия в семье, предусматривающих как совершенствование законодательства, так и раннее выявление насилия в семье или угрозы его применения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов, А. П. О проблемах организации зонального контроля и повышения эффективности инспекторских проверок территориальных органов МВД России на районном уровне / А. П. Анисимов, Д. А. Трофимов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. — 2019.—№ 4. — С. 59—62.

2. Затолокин, А. А. Административно-правовое регулирование профилактики семейно-быто-вого насилия / А. А. Затолокин // Вестник Краснодарского университета МВД России. —2020. — № 1 (47). — С. 94—98.

3. Равнюшкин, А. В. Совершенствование системы предупреждения правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений / А. В. Равнюшкин // Юристъ-Правоведъ. — 2017. — № 1 (80). — С. 154—158.

Дата поступления статьи в редакцию: 22.10.2020.

Сведения об авторе:

РАЧИЦКАЯ Виктория Анатольевна. Ведущий научный сотрудник. Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России.

121069, Москва, ул. Поварская, д. 25.

E-mail: shteyn.83@inbox.ru.

Для цитирования:

Рачицкая, В. А. Административные правонарушения в сфере семейного насилия и проблемы их профилактики / В. А. Рачицкая // Виктимология. — 2020. — № 4 (26).—С. 37—45.

Rachitskaya V. A.

ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF DOMESTIC VIOLENCE AND PROBLEMS OF THEIR PREVENTION

The article describes the characteristics of administrative offenses in the family and household sphere. The article analyzes the data of official statistics published in the public domain for the period from 2015 to 2019.

We analyze the organization of work on execution in territorial bodies of Ministry of internal Affairs, at the district level, legislation on administrative offences of the administrative liability of the offenders under article 6.1.1. Of the administrative code. A person guilty of committing an offense under 6.1.1 of the Administrative Code of the Russian Federation is punished by an administrative fine, but as practice shows, a fine as a measure of administrative responsibility is often not an effective means of influencing the offender. Measures for the prevention of domestic violence are carried out by the district police commissioner and often the measures of influence applied are not able to quickly and effectively prevent and prevent conflict situations in the family.

In conclusion, conclusions are drawn about the problems of prevention of the considered offenses and the author's position on solving the identified problems and reducing domestic violence is expressed.

Keywords: administrative offenses in the family and household sphere; family violence; prevention of domestic violence; subjects of crime prevention; district police as subjects of prevention of family violence.

REFERENCES

1. Anisimov, A. P. O problemakh organizatsii zonalnogo kontrolya i povysheniya effektivnosti inspektorskikh proverok territorialnykh organov MVD Rossii na rayonnom urovne / A. P. Anisimov, D. A. Trofimov // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I. D. Putilina. — 2019.—№ 4.—S. 59—62.

2. Zatolokin, A. A. Administrativno-pravovoe regulirovanie profilaktiki semeyno-bytovogo nasiliya / A. A. Zatolokin // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. — 2020. — № 1 (47). — S. 94—98.

3. Ravnyushkin, A. V. Sovershenstvovanie sistemy preduprezhdeniya pravonarusheniy, sovershaemykh v sfere semeyno-bytovykh otnosheniy / A. V. Ravnyushkin // Yurist-Pravoved. — 2017.—№ 1 (80).—S. 154—158.

Information about author:

RACHITSKAYA Viktoriya Anatolevna. Leading researcher of the Federal State Russian Research Institute of Police of Russia.

25 ul. Povarskaya, Moscow, 121069, Russia.

E-mail: shteyn.83@inbox.ru.

For citation:

Rachitskaya V. A. Administrativnye pravonarusheniya v sfere semeynogo nasiliya i problemy ikh profilaktiki [Administrative offenses in the field of domestic violence and problems of their prevention]. Viktimologiya [Victimology], 2020, no. 4 (26), pp. 37—45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.