Закон и право. 2024. № 1. С. 72-75. Law and legislation. 2024;(1):72-75.
Научная статья УДК 342; 614.8
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-72-75 EDN: https://elibrary.ru/TVBCZP
NIION: 1997-0063-12/24-013 MOSURED: 77/27-001-2024-12-213
Административные наказания, применяемые к должностным лицам
Ирина Сергеевна Назарова1, Кирилл Владимирович Шевченко2,
Владимир Иванович Кайнов3
1 Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии,
Санкт-Петербург, Россия
2 Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации
генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург, Россия
3 Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия,
Санкт-Петербург, Россия
1 irina-nazarova@inbox.ru
2 kirill_55@mail.ru
3 kaynov_v@mail.ru
Аннотация. Статья посвящается анализу общего законодательного подхода к исследованию административной ответственности должностных лиц, при этом выделяются специфические черты правового регулирования установления административных наказаний.
Ключевые слова: должностное лицо, административное законодательство, административная ответственность, административное правонарушение, государственное принуждение, санкции.
Для цитирования: Назарова И.С., Шевченко К.В., Кайнов В.И. Административные наказания, применяемые к должностным лицам // Закон и право. 2024. № 1. С. 72—75. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-72-75 ББЫ: https://elibrary.ru/TVBCZP
Original article
Administrative penalties applied to officials
Irina S. Nazarova1, Kirill V. Shevchenko2, Vladimir I. Kainov3
1 St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops, St. Petersburg, Russia
2 St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero
of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev, St. Petersburg, Russia
3 North-Western Branch of the Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russia
1 irina-nazarova@inbox.ru
2 kirill_55@mail.ru
3 kaynov_v@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the analysis of the general legislative approach to the study of administrative responsibility of officials, while the specific features of the legal regulation of the establishment of administrative penalties are highlighted.
Keywords: official, administrative legislation, administrative responsibility, administrative offense, state coercion, sanctions.
For citation: Nazarova I.S., Shevchenko K.V., Kainov V.I. Administrative penalties applied to officials // Law and legislation. 2024;(1):72—75. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-72-75 EDN: https:// elibrary.ru/TVBCZP
© Назарова И.С., Шевченко К.В., Кайнов В.И. М., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024
Я контексте заявленной в наименовании статьи проблематики следует констатиро-- -»ват!, Что административная ответственность предусматривает ее реализацию в виде административных наказаний, перечень которых регламентирован и закреплен в действующем административном законодательстве как федерального, так и регионального и муниципального уровней. Каждый вид наказания предусматривает совершение определенного административного правонарушения. Это относится и к правонарушениям, которые совершаются должностными лицами, выступающими в этом случае в качестве субъектов административной ответственности [5].
В связи с этим становится необходимым обеспечить установление условий, содержания и видов административных наказаний, которые применяются к должностным лицам в том случае, если они при исполнении служебных обязанностей совершают административные правонарушения [7]. Все это позволит в дальнейшем выявить особенности применения административных наказаний в отношении данных лиц, а также особенности их исполнения [2].
Понятие административных наказаний по своей сути относится к мерам государственного принуждения [8]. Данные меры предусматривают ограничения прав и свобод как физических, так и юридических лиц [6; 3]. Административные наказания выступают также мерой реагиро -вания, воздействия на складывающиеся общественные отношения с целью их регулирования, устранения причин и условий девиантного, противоправного, с точки зрения закона, поведения [4, с. 103].
Другими словами, административные наказания — это некие санкции со стороны государства [1], которые оказывают влияние на общественный правопорядок, способствуют предупреждению преступлений на территории государства.
Сопоставляя административную ответственность и административные наказания, важно понимать, что наказания выступают в качестве следствия и одновременно проявления ответственности в отношении правонарушителя. Наказание не может быть реализовано без наличия соответствующих оснований. При этом административная ответственность в любом исходе предполагает наступление наказания. Именно административное наказание в содержании ответственности является наиболее суровым проявлением мер государственного принуждения.
Понятие «административное наказание» дается законодателем в ст. 3.1 КоАП РФ, согласно которому административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Содержание административного наказания заключается в принудительных мероприятиях, которые включают обременение виновного лица дополнительными обязанностями или ограничение его свобод и прав, влекущих неблагоприятные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статьей 3.2 КоАП РФ устанавливается перечень видов административных наказаний, которые применяются при совершении административных правонарушений и находят свое отражение в Особенной части КоАП РФ.
Законодателем отмечается, что за исключением предупреждения и административного штрафа установление административных наказаний за совершение административных правонарушений может быть только путем внесения изменений в КоАП РФ, т.е. регулируется нормами федерального административного законодательства.
Применительно к должностным лицам административные наказания применяются по общим правилам. Данные правила предусматривают наличие самого факта совершенного административного правонарушения, соблюдения установленных требований и правил порядка привлечения виновного лица к ответственности. Эти требования должны соответствовать нормам административного законодательства, указывающим конкретный вид административно -го наказания, а также необходимо соответствие оценки характера совершенного административного правонарушения и личности должностного лица — правонарушителя.
Административные наказания, применяемые в отношении должностных лиц, предполагают наличие ряда особенностей, которые исходят из сущности самого понятия «должностное лицо», а также характера выполняемых служеб-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2024
ных обязанностей. Все это находит отражение в видах административных наказаний, которые должны соответствовать общественной опасности, противоправным деяниям, которые присутствуют в действиях должностного лица.
Анализируя положения Особенной части КоАП РФ, отметим, что не все виды административных наказаний, регламентированных в ст. 3.2 КоАП РФ, применяются в отношении должностных лиц.
Рассматривая данные виды административных наказаний, следует сделать вывод о том, что именно представленный перечень наказаний позволяет указать на меры реагирования со стороны государства на действия (бездействие), которые совершаются должностными лицами.
Таким образом, административные наказания в отношении должностных лиц, совершивших административный проступок, предполагают основу применения соответствующих видов административных наказаний, которые применяются к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Назначение административного наказания предполагает реализацию административной ответственности, и в случае с должностными лицами — направленной на пресечение административных правонарушений, указанных в статьях Особенной части КоАП РФ.
Применительно к должностным лицам административные наказания применяются по общим правилам, т.е. при наличии совершенного административного правонарушения, соблюдения установленных правил и требований к порядку привлечения, соответствия закрепленным нормам административного законодательства, указывающим конкретный вид административного наказания, а также соответствия оценки характера совершенного административного правонарушения и личности должностного лица.
Еще раз подчеркнем, что административные наказания, применяемые в отношении должностных лиц, предполагают наличие ряда особенностей, которые исходят из сущности самого понятия «должностное лицо», а также характера выполняемых служебных обязанностей. Все это, как мы уже говорили, находит отражение в видах административных наказаний, которые должны соответствовать общественной опасности, противоправным деяниям, которые присутствуют в действиях должностного лица
В завершение исследования вопросов данной статьи мы приходим к выводу, что анализ положений Особенной части КоАП РФ показывает, что не все виды административных наказаний,
регламентированных в ст. 3.2 КоАП РФ, применяются в отношении должностных лиц. Констатируется, что к должностным лицам, в случае совершения ими административного правонарушения, могут быть применены следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; дисквалификация; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест.
Список источников
1. Vinokurov V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. 2022. Vol. 9. № 1. Pp. 35-61. DOI 10.21684/2412-2343-20229-1-35-61. EDN LFJJYR
2. Gavrilenko V. Control and Supervisory Activities as an Institute of Administrative Law / V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. 2023. Vol. 10. № 2. Pp. 156-183. DOI 10.21684/24122343-2023-10-2-156-183. EDN BSSCIV
3. Григонис В.П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В.П. Григонис, Н.Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 3 (56). С. 39—44. EDN KEWNXE
4. Табанова Я.В. Административная ответственность должностных лиц // Молодой ученый. 2022. № 33 (428).
5. Шеншин В.М. К вопросу о компетенции Росгвардии и ее должностных лиц, предусмотренной проектом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2021) и проектом Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2020) // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2023. № 4 (309). С. 50—54. EDN ADVPBV
6. Шеншин В.М. Особенности реализации функции государственного принуждения в виде задержания при осуществлении Росгвардией админис-тративно-юрисдикционной деятельности // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2020. № 2 (271). С. 77—84. EDN KHQMRT
7. Шеншин В.М. Правовой порядок обжалования решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц как форма юридической защиты прав и свобод человека и гражданина: анализ правопримени-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024
тельной и судебной практики // Юрид. наука: история и современность. 2022. № 7. С. 40—51. EDN JELPJD
8. Шеншин В.М. Росгвардия как субъект обес -печения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности. Белгород: ООО «Эпицентр», 2022. 202 с. ISBN 978-56048482-9-6. EDN CCFOMJ
References
1. Vinokurov V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. 2022. Vol. 9. № 1. Pp. 35—61. DOI 10.21684/2412-2343-20229-1-35-61. EDN LFJJYR
2. Gavrilenko V. Control and Supervisory Activities as an Institute of Administrative Law / V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. 2023. Vol. 10. № 2. Pp. 156—183. DOI 10.21684/ 2412-2343-2023-10-2-156-183. EDN BSSCIV
3. Grigonis V.P. Constitutional amendments adopted in 2020 as a factor increasing the security of the state / V.P. Grigonis, N.Yu. Nemova // Right. Safety. Emergency situations. 2022. № 3 (56). Pp. 39—44. EDN KEWNXE
4. Tabanova Ya. V. Administrative responsibility of officials // Young scientist. 2022. № 33 (428).
5. Shenshin V.M. On the issue of the competence of the Rosgvardiya and its officials provided for by the draft Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (2021) and the draft Procedural Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (2020) // Law in the Armed Forces — Military-Legal Review. 2023. № 4 (309). Pp. 50—54. EDN ADVPBV
6. Shenshin V.M. Features of the implementation of the function of state coercion in the form of detention during the implementation of administrative and jurisdictional activities by Rosgvardiya // Law in the Armed Forces — Military-legal review. 2020. № 2 (271). Pp. 77—84. EDN KHQMRT
7. Shenshin V.M. The legal procedure for appealing decisions, actions (inaction) of the executive authority and its officials as a form of legal protection of human and civil rights and freedoms: analysis of law enforcement and judicial practice // Legal science: history and modernity. 2022. № 7. Pp. 40—51. EDN JELPJD
8. Shenshin V.M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities. Belgorod: Epicenter Limited Liability Company, 2022. 202 p. ISBN 978-5-6048482-9-6. EDN CCFOMJ
Информация об авторах
Назарова И.С. — начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Шевченко К. В. — старший преподаватель кафедры теории государства и права
Кайнов В.И. — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 15.1 1.2023; одобрена после рецензирования 08.1 2.2023; принята к публикации 14.12.2023.
Information about the authors
Nazarova I.S. — head of the department of constitutional and administrative law of the faculty (command)
Shevchenko K.V. — senior lecturer of the department of theory of state and law
Kainov V.I. — doctor of law, professor, professor of the department of state and legal disciplines
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 15.1 1.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.
LAW & LEGISLATION • 01-2024