Научная статья на тему 'Административные методы управления импортозамещения дефицитных видов минерального сырья'

Административные методы управления импортозамещения дефицитных видов минерального сырья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
минеральные продукты / импортозависимость / административное управление / импортозамещение / тарифное регулирование / таможенное регулирование

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Ю. Хатьков, Г. Ю. Боярко

Импортозависимость российских потребителей по отдельным видам минеральных продуктов: алюминиевого, марганцевого и хромового сырья, титановых, цирконового и оловянного концентратов, феррониобия, плавикового шпата и др. – повышает риски стабильности работы многих отраслей промышленности. Государственное регулирование импортозамещения весьма эффективно, но только в виде косвенных (координация, сопровождение, стимулирование, надзор и контроль), а не прямых управляющих действий. В качестве инструментов административного управления импортозамещением используются: установление правовых норм осуществления действий импортозамещения; координация действий органов власти и промышленности по импортозамещению; государственный контроль тарифов железнодорожных перевозок; ограниченное государственное управление ценообразованием импортозависимых минеральных товарных продуктов и услуг, связанных с ними; финансирование проектов импортозамещения. Для снижения импортозависимости предлагается следующее: понизить коэффициенты тарифа перевозки груза железнодорожным транспортом импортозависимых видов товарных минеральных продуктов, направляемых для нужд российских потребителей, в первую очередь для встречных импортно-экспортных товаров (борная кислота, бура, вольфрамовые руды); управление ценообразованием экспортоориентированных минеральных продуктов осуществлять через систему импортных и экспортных таможенных пошлин, препятствующих избыточному экспорту дефицитного минерального сырья, востребованного внутри Таможенного союза и стимулирующих его продажи на внутреннем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные методы управления импортозамещения дефицитных видов минерального сырья»

УДК 339.13:666.364:553.613

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ДЕФИЦИТНЫХ ВИДОВ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ

В.Ю.ХАТЬКОВ1, Г.Ю.БОЯРКО2

1 ПАО «Газпром», Санкт-Петербург, Россия

2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия

Импортозависимость российских потребителей по отдельным видам минеральных продуктов: алюминиевого, марганцевого и хромового сырья, титановых, цирконового и оловянного концентратов, фер-рониобия, плавикового шпата и др. - повышает риски стабильности работы многих отраслей промышленности. Государственное регулирование импортозамещения весьма эффективно, но только в виде косвенных (координация, сопровождение, стимулирование, надзор и контроль), а не прямых управляющих действий.

В качестве инструментов административного управления импортозамещением используются: установление правовых норм осуществления действий импортозамещения; координация действий органов власти и промышленности по импортозамещению; государственный контроль тарифов железнодорожных перевозок; ограниченное государственное управление ценообразованием импортозависимых минеральных товарных продуктов и услуг, связанных с ними; финансирование проектов импортозамещения.

Для снижения импортозависимости предлагается следующее: понизить коэффициенты тарифа перевозки груза железнодорожным транспортом импортозависимых видов товарных минеральных продуктов, направляемых для нужд российских потребителей, в первую очередь для встречных импортно-экспортных товаров (борная кислота, бура, вольфрамовые руды); управление ценообразованием экспортоориентированных минеральных продуктов осуществлять через систему импортных и экспортных таможенных пошлин, препятствующих избыточному экспорту дефицитного минерального сырья, востребованного внутри Таможенного союза и стимулирующих его продажи на внутреннем рынке.

Ключевые слова: минеральные продукты; импортозависимость; административное управление; импор-тозамещение; тарифное регулирование; таможенное регулирование

Как цитировать эту статью: Хатьков В.Ю. Административные методы управления импортозамещения дефицитных видов минерального сырья / В.Ю.Хатьков, Г.Ю.Боярко // Записки Горного института. 2018. Т. 234. С. 683-692. DOI: 10.31897/РМ1.2018.6.683

Введение. Предприятия Российской Федерации вынуждены импортировать значительные объемы многих стратегических видов товарных минеральных продуктов - алюминиевого, марганцевого и хромового сырья, титановых, цирконового и оловянного концентратов, ферронио-бия, плавикового шпата, бентонита и других видов сырья [2, 5, 8, 12]. Годовые объемы импорта дефицитных видов минерального сырья составляют до 11,7 млн т на сумму до 4,6 млрд дол. США. Доля суммы импортозависимых минеральных продуктов в сумме импорта минерального сырья составляет до 46 % [10].

Наличие зависимости от импорта минеральных продуктов снижает уровень экономической безопасности российских предприятий, чувствительной к динамике поставок сырья, что, в свою очередь, повышает политические риски уже в масштабах Российской Федерации [5, 8, 12].

Постановка проблемы. Проблема импортозависимых отраслей промышленности требует пристального внимания к причинам появления зависимости, вопросам оптимизации управления товарных потоков дефицитного минерального сырья и поискам возможности импортозамещения из российских источников.

Вопросы экономической безопасности и снижение импортозависимости по сырьевым минеральным продуктам актуальны для всех промышленно развитых стран [13, 14, 16, 19]. В России эти вопросы рассматриваются и на уровне предприятий-производителей и потребителей минеральной товарной продукции, и на уровне исполнительной и законодательной власти [4, 5, 8, 12, 15, 17, 18]. Одним из способов управления импортозамещением проблемных видов товарного минерального сырья является администрирование системой производства и потребления дефицитных видов товарной продукции.

Методология исследований. Вопросы административного управления решаются в первую очередь правовыми методами, путем создания или развития юридических документов,

регламентирующих действия государства, общества и производства на определенные цели, в нашем случае - импортозамещение. Сами юридические документы опираются на достоверность исходной информации, поэтому необходимы работы по анализу имеющейся экономической информации по состоянию товарных потоков дефицитных видов минерального сырья. Экономический анализ методически выполняется на основе сбора и обработки статистических данных по добыче, переработке, торговле и потреблению минеральных продуктов, оценке состояния их минерально-сырьевой базы, логистики товарных потоков и выявлению вероятных рисков негативных сценариев обеспечения сырьем производства.

Государственные меры по управлению товарными потоками импортозависимых видов минерального сырья. Административные ресурсы государства являются серьезным инструментом косвенного управления экономическими процессами в стране. В случае проблемы импортозависимости отраслей промышленности, в том числе со стороны государства, возможны следующие действия:

1. Установление правовых норм осуществления действий импортозамещения.

2. Координация действий органов власти и промышленности по импортозамещению.

3. Государственный контроль тарифов железнодорожных перевозок.

4. Ограниченное государственное управление ценообразованием импортозависимых минеральных товарных продуктов и услуг, связанных с ними.

5. Финансирование проектов импортозамещения.

Рассмотрим их подробнее.

1. Установление правовых норм осуществления действий импорто-замещения. Государственные органы в лице законодательной и исполнительной власти определяют цели, задачи и правила реализации государственной политики в области импортозаме-щения с позиции интересов государства и общества.

Экономическая безопасность национального промышленного производства является неотъемлемой частью национальной безопасности страны. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683) в составе внешних и внутренних угроз указывается и дефицит минерально-сырьевых ресурсов.

Действия по импортозамещению минеральных видов сырья недропользователями добывающих отраслей укладываются в их обязанности по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с Законом РФ «О недрах» (от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Из наиболее действенных мер регулирования импортозамещения перерабатывающих и потребляющих отраслей промышленности можно назвать Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 18.07.2011 № 223-ФЗ), о приоритете приобретения товаров российского происхождения в так называемых государственных закупках.

Для разработки основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере замещения импорта и контроля за реализацией мероприятий по этому направлению в 2015 г. создана Правительственная комиссия по импортозамещению (Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 785), установлен регламент ее работы (Утв. пред. Правительства РФ 28.01.2016 г. № 740п-П9). Правительственная комиссия рассматривает предложения, направленные на создание условий для эффективной реализации государственной политики в сфере импортозамещения, долгосрочные программы экономического развития отраслей и территорий с условиями развития импортозамещаемых технологий и производств.

В то же время имеются скрытые противоречия в отношении к минерально-сырьевому комплексу России. В первую очередь он рассматривается как налоговый донор бюджета, что абсолютно приемлемо только к экспортоориентированным высоколиквидным полезным ископаемым с достаточно большой сырьевой базой (природный газ, нефть, никель, медь, металлы платиновой группы, золото, серебро, кобальт, коксующийся уголь и др.). Однако большинство полезных ископаемых ориентированы на национальное потребление и даже небольшой уровень дополнительных налогов горной ренты усугубляет экономическую эффективность производства минеральных продуктов из них. Особенно остро это стоит для общераспрост-

раненных полезных ископаемых (пески, глина, известняки, торф и др.) и импортозависимых видов минерального сырья, добыча которых не полностью обеспечивает национальное потребление. Они менее защищены от большинства рисков добывающих производств (геологических рисков неподтверждения запасов сырья, обременения социальной сферы моногородов, рисков ценообразования относительно дешевых видов минеральных продуктов и т.п.). Специальных государственных актов по поддержке отраслей производства минеральных продуктов, ориентированных именно на национальное потребление с учетом специфики минерально-сырьевого комплекса (повышенная налоговая нагрузка, наличие социальных обре-менений), не имеется.

2. Координация действий органов власти и промышленности по им-портозамещению. Государственные органы в рамках своей компетенции осуществляют координацию действий федеральной и муниципальной исполнительной власти с участием заинтересованных хозяйствующих компаний и организаций в планировании мероприятий по импор-тозамещению.

Так, например, вопросы импортозависимости отдельных минеральных продуктов поднимаются в системе управления недропользования, в том числе в Государственных докладах «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2015 г.» [1], подготавливаемых Федеральным агентством по недропользованию МНР РФ, преимущественно в составе решений по воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Задачи воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, в том числе импортозависимых, поставлены в следующих документах:

• Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования (Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2003 г. № 494-р).

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р).

• Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (Приказ Минприроды России от 16 июля 2008 г. № 151).

• Стратегия развития геологической отрасли на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1039-р).

• Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 322).

• План деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2016-2021 годы (Утв. министром МПР РФ 12.04.2017 № 0096/10).

• Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года. Проект (версия 12 сентября 2016 г.) [9].

Планирование мероприятий по импортозамещению в перерабатывающих и потребляющих отраслях промышленности, в которых присутствует потребление существенно импортных минеральных продуктов, осуществляется в соответствии со следующими рекомендательными координационными документами:

• Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328).

• Стратегии развития черной и цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 г. (Утв. Приказом Минпромторга России от 05.05.2014 № 839).

• Планы мероприятий по импортозамещению в отраслях черной и цветной металлургии Российской Федерации (Утв. Приказом Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 652).

• План мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации (Утв. Приказом Минпромторга России от 29 января 2016 г. № 197).

В этих документах предусмотрен отбор предприятий-участников проектов импортозамеще-ния, определение мер их стимулирования и государственной поддержки и мониторинг реализации этих планов (табл.1).

Таблица 1

Мероприятия по импортозамещению в отраслях черной и цветной металлургии, химической промышленности

(по данным Приказов Минпромторга России, см. выше)

Технологическое направление (продукт, технология) Срок реализации проектов, год Доля импорта в потреблении в(базовом) 2014 г., % Максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 г., %

Ферромарганец, ферросиликомарганец и ЭММ (электролитический металлический марганец) 2015-2019 35 25

Руды и концентраты оловянные 2015-2020 80 20

Руды и концентраты титановые 2015-2020 95 50

Олово 2015-2020 70 30

Бериллий 2015-2020 80 5

Редкоземельные продукты (металлы, сплавы, оксиды) 2015-2020 100 5

Рений 2018-2025 80 70

Кокс нефтяной 2017-2019 20 2

Низкощелочной глинозем с высоким содержанием а-фазы 2015-2017 100 5

Производство графита природного чешуйчатого огнеупорных марок 2015-2018 60 50

Диоксид титана пигментный 2015-2018 95,4 5

Гидроксид магния синтетический 2015 100 10

Оксид магния синтетический 2015 95 10

ССМ-магнезит (каустический кальцинированный магнезит) 2016-2018 95 10

Кислота фосфорная термическая 2015-2020 100 10

Натрий сернистый технический 2016 93,8 40

Йод 2013-2019 95,5 40

Едкий калий чешуированный 2007-2017 45,3 25

Полифосфат аммония 2018-2021 100 25

Натрий металлический 2017-2018 100 50

Как видно, кроме крупнотоннажных товарных продуктов в перечне присутствуют малотоннажные виды сырья (бериллий, йод и др.), отдельные сорта минеральных продуктов со специальными свойствами (низкощелочной глинозем с высоким содержанием а-фазы, едкий калий чешуированный и др.) и технологии производства целевых изделий (огнеупоров из пе-риклаза и графита). Импортозамещение может быть и в виде побочных правовых действий. Например, в результате контрсанкций в составе списка запрета импорта продовольственных товаров в Россию (Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560) оказалась поваренная (каменная) соль, являющаяся импортозависимым товаром, и ее импорт начал сокращаться.

В целом координация импортозамещения со стороны государственных органов ведется опосредованно, в виде рекомендаций к действиям. Импортозависимые минеральные товарные продукты являются лишь частными случаями объектов импортозамещения.

3. Государственный контроль тарифов железнодорожных перевозок. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России регулирует внутрироссийские цены на товары и услуги естественных монополий (природного газа, тепло- и электроэнергии, тарифов железнодорожных перевозок и трубопроводного транспорта природного газа, нефти и нефтепродуктов).

В связи с большими расстояниями от мест производства большинства минеральных продуктов до их потребителей доля стоимости транспортной составляющей в конечной продукции ино-

гда составляет более 30 % (в первую очередь для дешевых видов сырья). Поэтому для импорто-зависимых минеральных продуктов существует проблема транспортной логистики для дальневосточных производителей сырья, когда более выгодно продавать его за рубеж на азиатских рынках, в то время как потребители Европейской России вынуждены импортировать это же сырье (борная кислота, бура, вольфрамовые и цинковые руды и др.) [11]. Однако и при внутренних железнодорожных перевозках отдельные импортозависимые минеральные продукты имеют более высокие ставки тарифа по сравнению со средней стоимостью перевозки всех грузов.

Для предприятий железнодорожного транспорта тарифы на перемещение грузов регулируются с поправочными коэффициентами в зависимости от расстояния (от 0,75 при перевозке до 1200 км, 0,55 на перевозки свыше 5000 км), класса груза (1,0-1,75) и вида товарного продукта (0,4-2,516) [7]. Кроме этого, дополнительные поправочные коэффициенты создают тарифные преференции для отдельных видов товаров. Например, для угля применяется дополнительный коэффициент 0,4 на перевозку за расстояние свыше 3500 км. В результате этого доходность перевозки угля в 1,6 раза ниже средней доходности перевозок по РЖД [6]. Еще большие скидки имеют место для перевозок калия хлористого (при расстоянии перевозки 3501-5700 км - коэффициент 0,139 за расстояние свыше 3500 км), спирта метилового (при расстоянии перевозки 2101-2800 км - коэффициент 0,1 за расстояние более 1450 км).

Другие составляющие платы за перевозку грузов железнодорожным транспортом (за вид отправки, за вид используемого подвижного состава, за использование инфраструктуры и ло-комативов РЖД) формируются одинаково для всех видов грузов. В табл.2 приводятся значения поправочных коэффициентов индивидуальных импортозависимых минеральных продуктов и обобщенный поправочный коэффициент по ним для примера перевозки на 6000 км. Как видно, под тарифные преференции попадают лишь некоторые импортозависимые минеральные товарные продукты (нефтяной кокс, глинозем, плавиковый шпат, барит, бентонит, полевой шпат, огнеупорные глины, марганцевые и хромовые руды). В то же время импортозави-симые руды цветных металлов и особенно вольфрамовый концентрат имеют повышенную ставку тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Необходимо понизить коэффициенты тарифа перевозки груза железнодорожным транспортом импортозависимых видов товарных минеральных продуктов, направляемых для нужд российских потребителей, в первую очередь для встречных импортно-экспортных товаров (борная кислота, бура, вольфрамовые руды).

4. Ограниченное государственное управление ценообразованием импортозависимых минеральных товарных продуктов. Государство осуществляет полный контроль ценообразования естественных монополий, частичный (рекомендательный) контроль цен товаров первой необходимости, а также фискальный контроль трансфертных цен на экспортные товары (в том числе и минеральных продуктов) во избежание уклонений от налогообложения.

Целью государственного контроля внутрироссийских цен за товарами первой необходимости (основные продукты питания, медикаменты) является затормозить инфляционный рост их цен. Радикальные меры (административное регулирование и замораживание цен, установление их предельного уровня) здесь неэффективны. Рекомендательные меры (регламентирование уровня рентабельности, нормативы для определения цен, декларирование цен) имеют больше возможностей для реализации. В разряд продуктов первой необходимости попадают некоторые импортозависимые минеральные продукты - хлорид натрия (поваренная соль), сода, борная кислота. Однако контроль внутрироссийских розничных цен незначительно влияет на потоки оптового рынка и данное регулирование несущественно отражается на объемах товарных потоков.

Заниженные трасфертные цены на минеральные продукты в 90-х годах использовались многими сырьевыми компаниями для ухода от «избыточного» налогообложения. Знаковым событием с целью изменения ситуации были претензии государственных органов в 2008 г. к ОАО «Мечел» по занижению экспортных цен на железные руды, чугун и сталь по сравнению с внутрироссийскими ценами более чем в 4 раза. В настоящее время действует раздел V.! Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие

Таблица 2

Поправочные коэффициенты к расчету тарифов за перевозку грузов импортозависимых минеральных продуктов по классам груза и вида продукта по единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (ЕТСНГ) [7]

Товарный продукт Код ЕТСНГ Класс груза Поправочные коэффициенты Обобщенный поправочный коэффициент

По коду ЕТСНГ По классу груза

Основной Дополнительный Основной* хза класс Основной* хза класс* хза расстояние 6000 км

Хромитовый концентрат 141177 1 0,95 1 0,95 0,523

Марганцевый концентрат 142038 1 0,95 1 0,95 0,523

Бокситы 151037 1 0,938 1 0,938 0,516

Глинозем 151060 1 1,64 0,58** 1 1,64 0,45

Вольфрамовый концентрат 151107 1 2,516 1 2,516 1,384

Ильменитовый концентрат 151111 1 2,156 1 2,156 1,186

Молибденовый концентрат 151179 1 2,156 1 2,156 1,186

Оловянный концентрат 151200 1 2,156 1 2,156 1,186

Рутиловый концентрат 151215 1 2,156 1 2,156 1,186

Цинковый концентрат 151253 1 2,156 1 2,156 1,186

Цирконовый концентрат 151268 1 2,156 1 2,156 1,186

Нефтяной кокс 222105 2 0,79 1 0,79 0,435

Горный воск 224011 3 1,15 1,54 1,771 0,974

Бентонит 241229 1 0,77 1 0,77 0,424

Каолин 241252 1 0,77 1 0,77 0,424

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Графит 241290 1 0,77 1 0,77 0,424

Полевой шпат 241515 1 0,77 1 0,77 0,424

Барит 242039 1 0,77 1 0,77 0,424

Плавиковый шпат 242096 1 0,77 1 0,77 0,424

Огнеупорные глины 301010 1 0,824 1 0,824 0,453

Марганец металлический 313037 3 1,05 0,45*** 1,74 1,827 0,935

Силикомарганец 313056 3 1,05 0,45*** 1,74 1,827 0,935

Ферровольфрам 313087 3 1,05 0,45*** 1,74 1,827 0,935

Феррониобий 313087 3 1,05 0,45*** 1,74 1,827 0,935

Ферромолибден 313087 3 1,05 0,45*** 1,74 1,827 0,935

Ферромарганец 313087 3 1,05 0,45*** 1,74 1,827 0,935

Феррохром 313087 3 1,05 0,45*** 1,74 1,827 0,935

Олово металлическое 331340 3 1,567 1,74 2,727 1,5

Диоксид титана 466035 3 1,05 1,54 1,617 0,889

Борная кислота 481177 3 0,81 1,74 1,409 0,775

Редкоземельные материалы 481482 3 0,81 1,74 1,409 0,775

Бура 483825 3 0,81 1,74 1,409 0,775

Хлорид натрия (каменная соль) 531060 3 0,91 1 0,91 0,501

Примечания: * 1-й класс груза - массовые грузы с долей транспортной составляющей более 15 % в стоимости конечной продукции; 2-й класс - с долей 8-15 %; 3-й класс - с долей менее 8 %; дополнительный коэффициент за расстояние более 1500 км; дополнительный коэффициент за расстояние более 5000 км.

положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний». Контролируются внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами с оборотом более 2 млрд руб. в год, сделки с иностранными взаимозависимыми лицами, сделки с оборотом более 60 млн руб. в год, в которых одной из сторон является плательщик налога на добычу полезных ископаемых (поставщик минерального сырья). В случае занижения трасфертных цен по сравнению со среднероссийскими к нарушителям применяются налоговые санкции.

В принципе, контроль за трансфертными ценами может препятствовать экспорту некоторых импортозависимых минеральных продуктов, имеющих встречные импортно-экспортные потоки с явным занижением экспортных цен (в настоящее время - молибденовый и ильмени-товый концентраты). Однако другим минеральным продуктам встречных импортно-экспортных потоков с равными и высокими экспортными ценами эта мера государственного контроля трасфертных цен не препятствует.

Имеет смысл создание системы контроля ценообразования импортно-экспортных минеральных продуктов через систему импортных и экспортных таможенных пошлин, препятствующих избыточному экспорту дефицитного минерального сырья, востребованного внутри Таможенного союза и стимулирующих его продажи на внутреннем рынке.

5. Финансирование проектов импортозамещения. Со стороны государства прямое участие в финансировании коммерческих проектов традиционно неэффективно. Поэтому используются схемы косвенного финансирования проектов замещения импорта (налоговые преференции, инфраструктурные проекты) и прямое финансирование импортозаме-щаемых мероприятий (частно-государственное партнерство, государственные целевые программы).

Налоговые преференции могут быть выражены в виде налоговых льгот отдельным категориям плательщиков налогов и сборов при наличии оснований для их применения. В частности, например, при добыче кондиционных руд олова (импортозависимый товарный продукт) на территории Дальневосточного федерального округа налог на добычу в период с 01.01.2013 по 31.12.2022 г. взимается со ставкой 0 % (Налоговый кодекс РФ, ст. 342 п. 1 пп. 17).

Инфраструктурные проекты представляют собой инвестиционные проекты, ориентированные на развитие не отдельных предприятий и отраслей, а на обеспечение транспортной логистикой и энергетическими источниками промышленных территорий, действующих и перспективных для освоения.

В настоящее время осуществляются инфраструктурные проекты, включающие строительство автомобильных и железных дорог, энергогенерирующих объектов и линий электропередачи (ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ, Расп. Правительства РФ от 18.08.2007 № 1082-р):

• Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области (ныне Забайкальского края).

• Комплексное развитие Нижнего Приангарья.

• Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва.

Кроме того, проектирование новых инвестиционных программ освоения территорий (Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р):

• Урал Промышленный - Урал Полярный.

• Комплексное развитие Южной Якутии.

К инфраструктурным проектам можно также отнести государственные программы геологического (геофизического, геохимического) изучения территорий, создающих геологическую основу для поиска, оценки и разведки новых месторождений полезных ископаемых.

Частно-государственное партнерство выражается в совместном участии в инвестиционном процессе частных компаний и государственных источников финансирования (ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ). Так, например:

• ПАО «Русский алюминий» в инвестиционном проекте «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»;

• ПАО «Норильский никель» в проекте «Освоение минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области (ныне Забайкальского края)»;

• АО «Лукойл» в проекте «Каспийский газохимический комплекс в Ставропольском крае»;

• ПАО «Татнефть» в проекте «Нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс в г. Нижнекамске (Республика Татарстан)».

Появились и новые формы инвестиций. На основе контрактной системы государственных закупок осуществляются специальные инвестиционные контракты (СПИК) для отдельных отраслей промышленности, в том числе в промышленных кластерах и для целей импортозамещения (1111 РФ от 28.01.2016 № 41). В качестве преференций по СПИК следует отметить упрощенный доступ к госзаказу, доступ к отраслевым мерам поддержки (субсидиарным и регуля-торным), возможность снижения налогов (до 0 % по налогу на прибыль, на имущество, на землю и др. в зависимости от регионального и муниципального законодательства), разрешения процедуры ускоренной амортизации для основных средств и другие меры стимулирования (предоставление в аренду земли без проведения торгов, инфраструктурные обязательства и др.). В качестве примеров, заключенных СПИК, можно привести проекты:

• Горно-обогатительный комбинат по добыче и обогащению калийных солей на Гремячин-ском месторождении в Волгоградской области (ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий»);

• Создание промышленного производства «Усольский калийный комбинат» в Пермском крае (ООО «ЕвроХим-УКК»).

Государственные целевые программы включают узкоспециализированные работы, в частности - по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов, инвестиционные проекты по особо важным государственным нуждам (преимущественно оборонного назначения). В части импорто-замещения дефицитных минеральных продуктов со стороны государства осуществляется финансирование отдельных поисковых и оценочных работ. В исключительных случаях финансируются геологоразведочные проекты.

Дискуссия по вопросам импортозамещения дефицитных минеральных продуктов. В 90-е годы в журнале «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» вышла серия статей, в которых отчетливо была обозначена импортозависимость российских предприятий по марганцевому сырью (Тигунов Л.П., 1994, № 4), глинозему (Радько В.В., 1996, № 4), титановому сырью (Быховский Л.З., 1995, № 5), феррониобию (Елютин М.А., 1999, № 3), редким землям (Кудрин В.С., 1996, № 6), цирконовому концентрату (Быховский Л.З., 1996, № 1), хромитам (Тигунов Л.П., 1994, № 6), бариту (Ахманов Г.Г., 1995, № 5), каолину (Васянов Г.П., 1993, № 2) и др. Основным решением этой проблемы предлагалось: государственная поддержка действующих (зачастую кризисных) предприятий, развитие новых добывающих производств и финансирование государственных программ новых геологоразведочных работ. Подобные предложения отражены в работах Е.А.Козловского, М.И.Щадова, А.С.Астахова, В.Ж.Аренса [3, 5, 8] и др. На поддержание убыточных, создание новых производств и финансирование программ поиска новых месторождений у государства просто не было достаточно средств, и это направление импортозамещения просто не работало.

В то же время действия самих производственников по решению вопросов обеспечения сырьем за счет собственных средств были достаточно эффективны для отраслей производства алюминия (ПАО «Русал»), бентонита (ООО «Бентонит»), хрома, барита и др. Поэтому в предложениях по импортозамещению минерального сырья появились проекты с участием работающих устойчивых предприятий и реальных инвесторов - по стратегическому сырью (Быховский Л.З., Тигунов Л.П., 2015, № 5), редким металлам (Кременецкий А.А., 2011, № 5; Петров И.М., 2015, № 1), титановому сырью (Мошковцев Г.А., 2016, № 5), марганцу (Колос-кова И.С., 2014, № 1), алюминию (Ремизова Л.И., 2005, № 4, 2006, № 1), вольфраму (Александров П.В., 2012, № 2), молибдену (Елсукова М.А., 2014, № 4), полевошпатовому сырью (Гусарова Е.А., 2011, № 6) и др. В целом же предложения по совершенствованию административного управления импортозамещения появляются в виде сопровождения обеспечения отдельных проектов действий.

Заключение. В результате анализа применяемых в настоящее время методов административного управления программами импортозамещения дефицитных стратегических видов

товарных минеральных продуктов определено, что государственное регулирование импортозамещения весьма эффективно, но только в виде косвенных (координация, сопровождение, стимулирование, надзор и контроль), а не прямых управляющих действий.

Импортозависимые минеральные товарные продукты являются лишь частными случаями объектов импортозамещения, поэтому выделение их в отдельное направление импортозамеще-ния не актуально.

В качестве инструментов административного управления импортозамещением используются: установление правовых норм осуществления действий импортозамещения; координация действий органов власти и промышленности по импортозамещению; государственный контроль тарифов железнодорожных перевозок; ограниченное государственное управление ценообразованием импортозависимых минеральных товарных продуктов и услуг, связанных с ними; ограниченное финансирование проектов импортозамещения.

Правовые методы позволяют достаточно оперативно изменять инструменты и условия административного управления, поэтому в качестве конкретных мер для снижения импортозави-симости предлагается:

• понизить коэффициенты тарифа перевозки груза железнодорожным транспортом импорто-зависимых видов товарных минеральных продуктов, направляемых для нужд российских потребителей, в первую очередь для встречных импортно-экспортных товаров (борная кислота, бура, вольфрамовые руды и др.);

• управление ценообразованием экспортоориентированных минеральных продуктов через систему импортных и экспортных таможенных пошлин, препятствующих избыточному экспорту дефицитного минерального сырья, востребованного внутри Таможенного союза и стимулирующих его продажи на внутреннем рынке;

• стимулирование геологоразведочных работ на импортозависимые виды полезных ископаемых путем гарантий инвестиций в них организацией системы покрытия убытков от неудачных проектов за счет части налога на добычу при реализации проектов инвестора, завершившихся успехом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в

2015 году» / Министерство природных ресурсов РФ. М., 2015. URL: https://gir.im/http://www.mm\gov.ra/docs/o_sostoyanii_ i_ispolzovanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ispolzovanii_mineraln o_syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/ (дата обращения: 10.04.2018).

2. Заверткин В.Л. Минерально-сырьевые ресурсы во внешней торговле России / В.Л.Заверткин, В.И.Кусевич,

B.А.Киселев // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1996. № 1. С. 19-23.

3. Козловский Е.А. Возможности сотрудничества БРИКС в области топливно-энергетического комплекса / Е.А.Козловский, М.А.Комаров, Р.Н.Макрушин // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. Т. 7. № 2. С. 75-85.

4. Котляр Б.А. Социальное партнерство в металлургии - стратегия и тактика / Б.А. Котляр, А.М. Окуньков // Цветные металлы. 2016. № 7. С. 7-13; № 8. С. 7-12.

5. О минерально-сырьевой безопасности России (письмо в Совет безопасности РФ) / Н.К.Байбаков, Е.А.Козловский,

C.В.Колпаков, М.И.Щадов, М.С. Зотов // Маркшейдерия и недропользование. 2008. № 3. С. 3-9.

6. Ожерельева М.В. Особенности тарифообразования при перевозках каменного угля железнодорожным транспортом / М.В.Ожерельева, Ф.И.Хусаинов // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. 2016. № 3 (33). С. 71-76.

7. Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» / Постановление Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 № 47-т/5 (ред. от 05.09.2017) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (приложение к № 30, 28.07.2003).

8. Стратегия развития горного дела как основы экономики и национальной безопасности страны / В.Ж.Аренс, А.С.Астахов, Е.А.Козловский, М.И.Щадов // Горный информационно-аналитический бюллетень. 1998. № 3. С. 63-69.

9. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года. Проект (версия 12 сентября

2016 года) / Федеральное агентство по недропользованию МПР РФ; ООО «Минерал-Инфо». М., 2016. 25 с.

10. Хатьков В.Ю. О товарных потоках импортозависимых минеральных продуктов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2017. № 5. С. 66-71.

11. Хатьков В.Ю. Мировые и российские встречные импортно-экспортные потоки минерального сырья / В.Ю.Хатьков, Г.Ю.Боярко // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2018. № 3. С. 145-167.

12. Хатьков В.Ю. Регулирование импорта дефицитного для России минерального сырья / В.Ю.Хатьков, Г.Ю.Боярко // Горный журнал. 2005. № 9-10. С. 53-56.

13. 35 Minerals Absolutely Critical to U.S. National Security. Draft list released by feds on Feb 16th, 2018. URL: http://www.visualcapitalist.com/35-minerals-critical-security-u-s/ (дата обращения 10.04.2018)

14. Buchnev O.A. Impact of interruption of energy deliveries on economic serucity of the Euro-Atlantic region // Economic Security Problems in the Euro-Atlantic Region: Situation Analysis Findings within the Euro-Atlantic Security Initiative (EASI), Moscow, 29 June, 2010. Moscow, 2010. P. 29-33.

15. Charochkina E. Y. Optimal import policy as an effective instrument of economic development of Russia in terms of sanctions / E.Y. Charochkina, O.V. Mikhailov // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9. Iss. 16. № Article 89865. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i16/89865

16. Guriyev S.M. Possible scenarios of the financial crisis growing into a threat to Euro-Atlantic security // Economic Security Problems in the Euro-Atlantic Region: Situation Analysis Findings within the Euro-Atlantic Security Initiative (EASI), Moscow, 29 June, 2010. Moscow, 2010. P. 26-28.

17. Import substituting approach to development of regional economy of Russia and Europe / K.D. Mustafaeva, U.Z. Mamaeva, M.K. Bammatkhanova, P.A. Ibragimova, B.A. Gamzatova // Contributions to Economics. 2017. P. 89-95. DOI: 10.1007/978-3-319-55257-6_13

18. Marketing and logistic instrumentarium of activation of inter-country cooperation of Russia and solving the issue of importsubstitution / V.A. Bondarenko, T.V. Parkhomenko, T.B. Erokhina, N.V. Guzenko // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Iss. 1. P. 105-116.

19. Nosko A. Theoretical framework for the analysis of economic security // Panorama of Global Securiry Environment, 20062007. Bratislava, 2007. P. 699-706.

Авторы: В.Ю.Хатьков, начальник департамента, V.Khatkov@adm.gazprom.ru (ПАО ««Газпром», Санкт-Петербург, Россия), Г.Ю.Боярко, д-р экон. наук, канд. геол.-минерал. наук, профессор, gub@tpu.ru (Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия). Статья поступила в редакцию 20.04.2018. Статья принята к публикации 02.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.