Научная статья на тему 'Административные барьеры при оказании муниципальных услуг и практика их преодоления'

Административные барьеры при оказании муниципальных услуг и практика их преодоления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1643
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / MUNICIPAL SERVICES / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / MUNICIPAL LEGAL ACT / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ADMINISTRATIVE REGULATION / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL AUTHORITIES / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / LEGAL ENTITIES / PHYSICAL PERSONS / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ISSUES OF LOCAL SIGNIFICANCE / ПОЛНОМОЧИЯ / POWERS / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGAL RESPONSIBILITY / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заболотских Екатерина Михайловна, Попова Светлана Павловна

В статье рассматриваются административные барьеры, с которыми сталкиваются физические и юридические лица, обращаясь в органы местного самоуправления за предоставлением муниципальных услуг. На основе анализа научной литературы, муниципальных правовых актов, материалов судебной практики предлагается авторская классификация административных барьеров при предоставлении муниципальных услуг. Активное противодействие административным барьерам оказывают судебные органы, прокуратура, общественные объединения, физические и юридические лица. Результаты, в первую очередь, проявляются в решениях судов о признании недействующими муниципальных правовых актов, в привлечении к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, обязанных предоставлять муниципальные услуги «без барьеров». Проводится сравнительный анализ точек зрения на понятие «административный барьер», а также на основе обобщения правоприменительной практики выявляются наиболее эффективные пути преодоления административных барьеров. Величина административного барьера напрямую связана с повышением риска коррупции. Для физических и юридических лиц, обращающихся за предоставлением муниципальных услуг, важны их качество и доступность. Анализ действующего законодательства позволяет авторам выявить те сферы, в которых предоставление муниципальных услуг по решению вопросов местного значения наиболее сильно сопряжено с административными барьерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative barriers in the course of provision of municipal services and their negotiation practice

The article analyzes the administrative barriers confronted by physical persons and legal entities applying to the local government authorities for provision of municipal services. Based on the analysis of scientific literature, municipal legal acts, judicial practice materials, the author proposes a classification of the administrative barriers during the provision of the municipal services. Active countermeasures against the administrative barriers are implemented by the judicial authorities, public associations, physical persons and legal entities. The results are chiefly manifested through the court resolutions on recognition invalid of the municipal legal acts, in bringing to responsibility of the local authorities and officials obliged to provide municipal services «without barriers». A comparative analysis of the points of view on the notion of an «administrative barrier» is carried out, and on the basis of generalization of the law enforcement practice the most efficient ways for negotiation of the administrative barriers are identified. The size of an administrative barrier is directly related to the corruption risk increase. For physical persons and legal entities applying for municipal services their quality and accessibility are important. An analysis of the effective legislation allows the authors to identify the areas where the municipal services pertaining to resolution of the issues of local significance are most related to the administrative barriers.

Текст научной работы на тему «Административные барьеры при оказании муниципальных услуг и практика их преодоления»

Е.М. Заболотских*, С.П. Попова**

Административные барьеры при оказании муниципальных услуг и практика их преодоления

Аннотация. В статье рассматриваются административные барьеры, с которыми сталкиваются физические и юридические лица, обращаясь в органы местного самоуправления за предоставлением муниципальных услуг. На основе анализа научной литературы, муниципальных правовых актов, материалов судебной практики предлагается авторская классификация административных барьеров при предоставлении муниципальных услуг. Активное противодействие административным барьерам оказывают судебные органы, прокуратура, общественные объединения, физические и юридические лица. Результаты, в первую очередь, проявляются в решениях судов о признании недействующими муниципальных правовых актов, в привлечении к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, обязанных предоставлять муниципальные услуги «без барьеров». Проводится сравнительный анализ точек зрения на понятие «административный барьер», а также на основе обобщения правоприменительной практики выявляются наиболее эффективные пути преодоления административных барьеров. Величина административного барьера напрямую связана с повышением риска коррупции. Для физических и юридических лиц, обращающихся за предоставлением муниципальных услуг, важны их качество и доступность. Анализ действующего законодательства позволяет авторам выявить те сферы, в которых предоставление муниципальных услуг по решению вопросов местного значения наиболее сильно сопряжено с административными барьерами. Ключевые слова: административные барьеры, муниципальные услуги, муниципальный правовой акт, административный регламент, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, вопросы местного значения, полномочия, юридическая ответственность.

В последние годы в Российской Федерации принимаются конкретные меры по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных и муниципальных услуг1. Важным результатом стало принятие Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»2, явившегося правовой базой для реализации основных мероприятий административной реформы. В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг (функций)

1 Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р (ред. от 28.08.2012) «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг. и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».

были разработаны административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве РФ.

В «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011—2013 гг.» перед органами государственной власти и органами местного самоуправления ставились следующие задачи:

- реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;

- оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

© Заболотских Екатерина Михайловна

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Волго-Вятского института (филиала) Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [zem74@mail.ru]

610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 30.

© Попова Светлана Павловна

** Старший преподаватель кафедры трудового и предпринимательского права Волго-Вятского института

(филиала) Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

[s.p.popova.2009@mail.ru]

610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 30.

- совершенствование разрешительнои и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений. Как писал Г.В. Лейбниц, «математики считают цифрами, юристы — понятиями»3. Понятия отражают те или иные стороны правовых явлений и процессов. С понятия начинается логическое бытие любой правовой нормы. Вполне логично, что для принятия мер по снижению административных барьеров необходимо определиться с понятием «административные барьеры».

В словарях русского языка толкование слова «барьер» дается следующим образом: «то, что является препятствием, помехой для какой-нибудь деятельности»4, «преграждение, препятствие для чего-нибудь»5.

Глава администрации города Владимира в обращении к жителям города «Нет административным барьерам!» определяет административные барьеры как негативные явления, усложняющие жизнь горожан и тормозящие развитие бизнеса6.

На отсутствие четкого легитимного (законного) понятия «административный барьер» указывают Г.Б. Казаченко и Е.В. Самойленко7. При этом они вносят предложение трактовать «административные барьеры» в развитии предпринимательства как действия и бездействие органов власти и должностных лиц, выраженные в виде принятия нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству РФ, связанные со злоупотреблением и превышением своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.

Однако административные барьеры возникают не только в сфере предпринимательской деятельности, с ними сталкиваются граждане при обращении за оказанием государственных и муниципальных услуг. Поэтому понятие «административные барьеры» мы предлагаем сформулировать как действия (бездействие) органов публичной власти и их должностных лиц, выраженные в виде принятия нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству РФ, связанные со злоупотреблением и превышением полномочий в сферах разрешительной и контрольно-надзорной

3 Юридические дефиниции в конституционном праве. URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/9999-0195_ West_pravo_2000_1(2)/20.pdf

4 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. URL: http://slovarik-ushakov.info/word/b/Barer-11114.html

5 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/words/1139.shtm

6 Нет административным барьерам! URL: http://www. vladimir-city.ru/municipal/administration/bariers

7 См.: Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Некоторые админи-

стративные барьеры в сфере осуществления предпринима-

тельской деятельности: анализ судебной арбитражной прак-

тики и пути преодоления административных барьеров // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 11. С. 17.

деятельности и с ограничением прав физических и юридических лиц, обратившихся за оказанием государственных и муниципальных услуг.

Административный барьер при оказании муниципальной услуги означает препятствие в получении соответствующей услуги, недостаток ее доступности. Муниципальная услуга представляет собой деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения8. Для физических и юридических лиц, обратившихся за предоставлением муниципальной услуги в устной, письменной или электронной форме, препятствия в получении соответствующей услуги могут выражаться, во-первых, в потерях времени, во-вторых, в недостатке информации об услуге, в-третьих, в отсутствии физического комфорта, в-четвертых, в стоимости услуги. Мы поддерживаем гипотезу, высказанную коллегами из Республики Казахстан, о том, что величина административного барьера способствует повышению риска коррупции, так как человек, сталкивающийся с административным барьером, стремится минимизировать свои потери времени, неудобства, снизить неопределенность в результате услуги9.

На основе анализа научной литературы, материалов судебной практики может быть предложена следующая классификация административных барьеров при предоставлении муниципальных услуг.

1. Ограничение прав физических и юридических лиц путем установления различного рода условий.

Одной из востребованных муниципальных услуг является услуга по выдаче разрешений на строительство. О наведении порядка с разрешительными процедурами в строительной сфере было заявлено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Определяя приоритеты в деятельности органов публичной власти, Президент РФ В.В. Путин указал на необходимость «установить единый, исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур, и сделать это уже до конца марта 2014 г.»10.

8 Постановление Администрации города Тулы от 31 декабря 2009 г. № 4415 «Об утверждении Реестра (Перечня) муниципальных услуг муниципального образования город Тула»; Постановление Администрации г. Кирова от 15 марта 2010 г. № 1044-П «Об утверждении реестра муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Город Киров» // СПС «КонсультантПлюс».

9 См.: Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы / под ред. З. Турисбекова. Алматы, 2007. С. 15.

10 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Предоставление местными администрациями данной услуги осуществляется в соответствии с ГрК РФ, а также муниципальными правовыми актами о правилах землепользования и застройки и административными регламентами. Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 ГрК РФ); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. П. 10 названной статьи устанавливается, что не допустимо требовать иные документы для получения разрешения на строительство.

Однако решением Кировской Городской думы от 29 мая 2013 г. № 14/4 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Киров» абз. 2 п. 2 подраздела «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» для территориальной зоны Ж-3Б было установлено дополнительное требование по выдаче разрешения на строительство для многоквартирных жилых зданий, гостиниц, общежитий выше 16 этажей — «положительное рассмотрение на заседании градостроительного совета при главе администрации города Кирова».

Решение Кировской Городской думы вносит дополнительные условия для получения разрешения на строительство (не предусмотренные ГрК РФ) и создает препятствия к осуществлению физическими и юридическими лицами прав в области строительства.

Положительное заключение градостроительного совета (протокол градостроительного совета) является дополнительным документом, требование о предоставлении которого, не соответствует п. 10 ст. 51 ГрК РФ. Градостроительный совет не является органом местного самоуправления, а соответственно не вправе издавать муниципальные правовые акты. В соответствии с п. 1.1. Положения о градостроительном совете при главе администрации г.

Кирова11 градостроительный совет является постоянно действующим консультативным, совещательным органом при главе администрации города Кирова, созданным в целях подготовки рекомендаций и предложений.

Положениями п. 13 ст. 51 ГрКРФ устанавливается исчерпывающий перечень для отказа в выдаче разрешения на строительство, в который не включено предоставление документа, подтверждающего «положительное рассмотрение на заседании градостроительного совета».

Таким образом, мы видим, что нормами муниципального правового акта вразрез с нормами федерального законодательства для физических и юридических лиц устанавливается дополнительное условие — прохождение градостроительного совета при главе местной администрации — для получения разрешения на строительство, что, по нашему мнению, является административным барьером.

2. Принятие правовых актов органами местного самоуправления с превышением предоставленных полномочий.

Решением от 12 декабря 2011 г. № 52 «Об утверждении нормативов накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов на территории города Жердевка и Жердевского района Тамбовской области в 2012—2014 гг. предприятиями и организациями города» были утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов в 2012—2014 гг. для предприятий торговли и общественного питания, медицинских учреждений, предприятий службы быта, административных зданий, учреждений организаций и офисов, дошкольных и образовательных учреждений, предприятий бытового обслуживания населения, автотранспортных предприятий на территории муниципальном образовании города Жердевка Жердевского района Тамбовской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается

11 Положение о градостроительном совете при главе администрации города Кирова, утвержденное постановлением главы администрации г. Кирова от 15 мая 2008 г. № 1818-П (в ред. постановления администрации г. Кирова от 31.12.2009 № 5922-П) // СПС «КонсультантПлюс».

устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, отнесено к компетенции органов государственной власти РФ и органов власти субъектов РФ.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно п. 1 ст. 7, п. 24 ч. 1 ст. 16 названного Закона, к вопросам местного значения городских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами определены п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым к ним отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. П. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 19 ст. 6 Устава города Жердевка, к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов в области обращения с отходами ограничиваются вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочиями по утверждению нормативов образования отходов от деятельности предприятий, учреждений, организаций органы местного самоуправления не обладают.

В данном случае административный барьер возник для предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, в процессе которой образуются отходы, в виде принятия муниципального правового акта с превышением предоставленных полномочий. Решением Арбитражного суда Тамбовской области данный административный барьер был устранен12.

3. Установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей.

Прокуратура Дзержинского района Калужской области опротестовала решение главы поселка Товарково, установившего сбор «за место торговли» при проведении поселковых празд-ников13. Протест прокурора был удовлетворен,

12 См.: Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25 октября 2013 г. по делу № А64-4909/2013. URL: http:// ras.arbitr.ru.

13 См.: Паламарчук А.В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Законность. 2014. № 3. С. 14.

административный барьер, препятствовавший юридическим и физическим лицам осуществлять торговлю — преодолен.

Решением Городской думы городского округа Шуя Ивановской области от 30 мая 2013 г. № 107 было утверждено «Положение о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам городского округа Шуя» (далее — Положение о конкурсе). Положение о конкурсе предусматривает, что в число документов, прилагаемых к заявке, включаются предложения участника по обустройству маршрутов движения остановочными павильонами по эскизному проекту, утвержденному Администрацией городского округа Шуя в количестве и по срокам их установки без оплаты произведенных работ. Указанные предложения оцениваются при подведении итогов конкурса в баллах, которые учитываются при определении победителя. Нормы Положения о конкурсе фактически возлагают на участников конкурса, являющихся потенциальными перевозчиками пассажиров, обязанность по обустройству маршрута остановочными павильонами (остановочными пунктами) без компенсации им затрат, связанных с производством, установкой и эксплуатацией остановочных пунктов.

В силу норм п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» владельцем дорог, по которым проходят муниципальные маршруты, является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Остановочные пункты являются элементом обустройства автомобильных дорог (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

Возложение на перевозчика обязанности по содержанию автомобильных дорог местного назначения в виде установки на муниципальных маршрутах остановочных пунктов следует рассматривать в качестве нарушений вышеназванных норм Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.

Кроме того, Положением о конкурсе также нарушаются требования п. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающие необоснованное препят-ствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В рассматриваемом случае возможность оказания муниципальной услуги по перевозке во многом зависит от принятия на себя участником конкурса обязанности по установке остановочных пунктов. Положением о конкурсе необоснованно возлагается на хозяйствующих субъектов обязанность несения финансовых затрат, связанных с необходимостью изготовления и установки остановочных пунктов при участии в конкурсе на право оказания

муниципальных услуг по перевозке пассажиров, что является административным барьером. Потенциальные перевозчики обратились в Арбитражный суд Ивановской области, решением которого данный административный барьер был снят14.

4. Административные барьеры, связанные с проведением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ч. 3 ст. 15 предусматривает положение о том, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

В случаях, когда органы местного самоуправления, вопреки требованиям закона, передают часть своих функций хозяйствующим субъектам, возникают ситуации, при которых нарушаются права и законные интересы физических и юридических лиц, в связи с тем, что муниципальное учреждение или муниципальное предприятие не обладает административно-правовым статусом органа публичной власти.

В муниципальном образовании «Город Киров» муниципальная услуга по выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Киров», по аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций предоставляется администрацией муниципального образования и осуществляется уполномоченной организацией муниципальным казенным учреждением «Городская реклама» (далее — МКУ)15. Согласно п. 3.3.1 Административного регламента в случаях выявления самовольно установленных рекламных конструкций подписанное начальником МКУ предписание о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции направляется ее владельцу.

14 Решение Арбитражного суда Ивановской области от 10 октября 2013 г. по делу № А17-3982/2013. URL: http:// ras.arbitr.ru

15 Постановление администрации города Кирова от 1

апреля 2013 г. № 1329-П (ред. от 05.11.2013 № 4282-П) «Об утверждении административного регламента муниципаль-

ной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Киров», аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций» // СПС «КонсультантПлюс».

Директором МКУ было выдано предписание от 10 сентября 2013 г. №1812 ЗАО «Моторавто» о демонтаже рекламной конструкции. Однако на основании ч. 21 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции. Таким образом, по смыслу закона предписание от 10 сентября 2013 г. №1812 от директора МКУ не является предписанием, которое должно исполняться предприятием в соответствии с законодательством о рекламе.

Администрация города Кирова положительно отреагировала на обращение юридического лица по поводу ненадлежащего субъекта, выдающего предписания о демонтаже рекламных конструкций. В настоящее время выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций в муниципальном образовании «Город Киров» осуществляется местной администрацией на основании актов проверки МКУ «Городская реклама»16.

5. Ограничение доступа к муниципальным услугам.

Во исполнение норм Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в каждом муниципальном образовании должна оказываться муниципальная услуга по предоставлению информации о деятельности органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются граждане, организации, общественные объединения, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Административные барьеры при обращении за данной муниципальной услугой могут выражаться в нарушении сроков предоставления информации, в требовании с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, в требовании должностного лица указать причину получения информации (документа, его копии) и назвать место ее последующего предъявления и др.

Для того чтобы органы местного самоуправления и их должностные лица не создавали подобные административные барьеры, а в случае создания несли юридическую ответственность, нормами КоАП РФ установлена административная ответственность по ст. 5.39 «Отказ в предоставлении

16 Распоряжение первого заместителя главы администрации города Кирова от 24 марта 2014 г. № 31-пзр «О выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции на фасаде здания» // СПС «КонсультантПлюс».

информации», ст. 13.27 «Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» и ст. 13.28 «Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Советского района Ханты-Мансийского автономного округа Югры глава администрации городского поселения Советский Савинцев А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ (в установленный срок не предоставил информацию по запросу юридического лица) и был подвергнут административному штрафу в сумме 1000 руб17.

Отстоять свои права и законные интересы, пробиться через административные барьеры гражданам

Библиография:

и юридическим лицам помогают общественные объединения. Так, Фонд «Институт Развития Свободы Информации» осуществляет деятельность, направленную на реализацию проводимой государством политики в сфере открытости деятельности органов власти и соблюдения прав граждан на доступ к информации. На сайте Фонда представлены образцы запросов о предоставлении информации, образцы заявлений в прокуратуру18.

Как показывает практика, в борьбу с административными барьерами активно включаются не только органы прокуратуры19, но и физические и юридические лица. Результаты мы, в первую очередь, видим в решениях судов о признании недействующими муниципальных правовых актов, в привлечении к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, обязанных предоставлять муниципальные услуги «без барьеров».

1. Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы / под ред. З. Турисбекова. Алматы, 2007. 157 с.

2. Винницкий А.В. Институт публичных услуг в России: перспективы развития в контексте европейского опыта // Административное и муниципальное право. 2013. № 4. C. 299—308.

3. Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 11. С. 17—29.

4. Коробкин М.В. Административно-правовое регулирование разработки регламентов // Административное и муниципальное право. 2011. № 3. C. 77—80.

5. Паламарчук А.В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Законность. 2014. № 3. С. 14-19.

6. Хабриева Т.Я. Административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 2. C. 4-15.

References (transliteration):

1. Administrativnye bar'ery kak istochnik korruptsionnykh pravonarushenii v sfere gossluzhby / pod red. Z. Turisbekova. Almaty, 2007. 157 s.

2. Vinnitskii A.V. Institut publichnykh uslug v Rossii: perspektivy razvitiya v kontekste evropeiskogo opyta // Administra-tivnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. № 4. S. 299-308.

3. Kazachenko G.B., Samoilenko E.V. Nekotorye administrativnye bar'ery v sfere osushchestvleniya predprinimatel'skoi deyatel'nosti: analiz sudebnoi arbitrazhnoi praktiki i puti preodoleniya administrativnykh bar'erov // Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess. 2007. № 11. S. 17-29.

4. Korobkin M.V. Administrativno-pravovoe regulirovanie razrabotki reglamentov // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2011. № 3. S. 77-80.

5. Palamarchuk A.V. Zadachi prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov organami mestnogo samoupravleniya // Zakonnost'. 2014. № 3. S. 14-19.

6. Khabrieva TYa. Administrativnye protsedury i administrativnye bar'ery: v poiskakh optimal'noi modeli sootnosheniya // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2011. № 2. S. 4-15.

Материал поступил в редакцию 7мая 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Фонд свободы информации URL: http://www. svobodainfo.org/ru/node/69

19 Приказ Генерального прокурора от 21 июня 2013 г. № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за испол-

__нением федерального законодательства органами государ-

17 Решение мирового судьи от 11 июля 2013 г. по админи- ственной власти, местного самоуправления, иными органа-стративному делу № 3-1810-1101/2013. URL: http://mirsud86.ru ми и организациями» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.