УДК 94 (47).082
В.А. Тюрин*
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ
В 50-60-Е ГГ. XIX В.**
В статье изучается начальный период истории Самарской губернии, дается характеристика внутреннего устройства и деятельности административных учреждений, показаны личности первых самарских губернаторов.
Ключевые слова: Самарская губерния, губернатор, губернская администрация, канцелярия губернатора.
Самарская губерния появилась на административной карте Российской империи сравнительно поздно, в 1851 году. Ее создание отразило процесс активной колонизации и развития Юго-Востока Европейской России в первой половине XIX в. и явилось ярким примером трансформации «внутренних окраин» в регионы, заметно лидирующие по социально-экономическим показателям во второй половине XIX века.
К созданию Самарской губернии привел ряд объективных причин: 1) стремительный рост заволжского населения (более чем четырехкратное его увеличение за первую половину XIX века, в некоторых уездах — семикратное); 2) желание правительства направить в нужное русло стихийное переселение и освоение заволжского края; 3) утрата военно-пограничного значения региона; 4) возросший экономический и административный потенциал г. Самары [1, с. 181].
Процесс административного учреждения Самарской губернии занял длительное время. В 1820-е гг. разрабатывался, но не был реализован проект разделения Оренбургской губернии. В августе 1843 г. Николай I сделал распоряжение представить проект о разделении Оренбургской губернии на две части, «с прирезкой Самарского уезда Симбирской губернии». В июне 1850 г. император повелел приступить к созданию Самарской губернии, завершив эту деятельность к 1 января 1851 г. Работы по устройству административного аппарата были выполнены в срок, и уже 6 декабря 1850 г. последовал императорский указ о создании Самарской губернии. Указ был обнародован 20 декабря, а первым днем существования губернии, как и планировалось, стало 1 января 1851 г. [1, с. 186—188].
В состав губернии вошли уезды Оренбургской губернии: Бугульминский, Бугу-русланский и Бузулукский; Саратовской губернии: Новоузенский и Николаевский; Ставропольский уезд Симбирской губернии и расположенные на левом берегу Волги части Самарского и Сызранского уездов Симбирской губернии, из которых был образован Самарский уезд. Губерния граничила на севере со Спасским и Чистопольским уездами Казанской губернии и Мензелинским уездом Уфимской губернии, на востоке — с Белебеевским и Оренбургским уездами Оренбургской губернии и землями Уральского казачьего войска, на юге — с Царевским уездом Астраханской губернии,
* © Тюрин В.И., 2012
Тюрин Вадим Александрович (vad.im@inbox.ru), кафедра российской истории Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
** Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.0004 «"Обретение родины": Средняя Волга и Заволжье в процессе развития российской цивилизации и государственности (вторая половина XVI — начало XX в.)».
на западе — с Камышинским, Саратовским, Вольским и Хвалынским уездами Саратовской губернии. Рельеф губернии был неоднороден: на севере плоская равнина и Высокое Заволжье (Сокские, Кинельские, Сокольи горы), южные части (юг Самарского и Бузулукского уездов, Николаевский и Новоузенский уезды) — степное пространство. Площадь образованной губернии составила 14 621 903 дес. (140 370 кв. верст) [2, с. 6].
На момент создания губернии число жителей составляло 1 529 343 чел., в том числе потомственных дворян — 1598, личных дворян — 1393, духовенства разных конфессий — 10 204, купечества — 12 573, мещан — 40 985, регулярных войск — 4055, иррегулярных войск (казаков, башкир и др.) — 57 454, отставных нижних чинов — 37 057, иностранных поселенцев (колонистов) — 88 992 чел. Основную массу населения составляли крестьяне. По вероисповеданию преобладали православные христиане — 1 283 420 чел., из других конфессий были представлены мусульмане (152 908), лютеране (57 112), католики (31 516), евреи (125). В середине 1850-х в губернии насчитывалось 8 городов и 2022 поселения (сел — 437, деревень — 1046, селец — 203, колоний — 70, хуторов и выселков — 233, 1 селение (городок) при Сергиевских минеральных водах) [3, с. 114—115]. По данным на 1856 г., городское население составляло 3,19 %, сельское 96,81 % [4].
Торжественное открытие губернии состоялось 1 января 1851 г. литургией и благодарственным молебном, которые совершил в Казанском соборе Самары преосвященный Феодотий, епископ Симбирский и Сызранский. Он благословил губернскую Самару иконой Святителя Алексия, небесного покровителя города. Икону вручили губернатору и затем поместили в присутственном зале губернского правления. Перед ней зажглась неугасимая лампада и ежегодно 12 февраля совершался молебен. Торжества закончились обедом в помещении губернского правления и подпиской на устройство Алексеевского детского приюта, собравшей 2 тыс. рублей серебром. Почетные граждане Самары Максим Плешанов с сыном Дмитрием пожертвовали 6 тыс. рублей серебром на украшение храмов, вспомоществование духовенству и бедным самарцам, пострадавшим во время пожара 1850 года. В торжествах принял участие представитель правительства тайный советник Переверзев [5, с. 196].
В июле 1851 г. был изменен герб Самары, к традиционному гербу была добавлена императорская корона. Описание герба стало следующим: «В голубом поле стоящая на траве белая дикая коза; щит герба увенчан золотою императорскою короною» [6. Л. 1]. Уездные города сохранили свои гербы, введенные в 1780-х годах, лишь в верхней части щита добавилось изображение герба губернского города. Герб Самарской губернии был утвержден 5 июля 1878 г., его описание в указе звучало так: «В лазоревом щите серебряный дикий козел с золотыми рогами, червлеными глазами и языком и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою» [7].
31 марта 1851 г. была открыта Самарская епархия. В сан епископа Самарского первым был рукоположен преосвященный Евсевий, прибывший в Самару 28 марта 1851 г. На должность губернского предводителя дворянства был назначен крупный помещик надворный советник Степан Петрович Шелашников. В военном отношении Самарская губерния подчинялась Оренбургскому генерал-губернатору, который осуществлял и общий контроль над губернией.
Первым губернатором Самарской губернии стал опытный чиновник, тайный советник Степан Григорьевич Волховский. С.Г. Волховский был выпускником Благородного пансиона при Московском университете (1801 г.). С 1804 г. он служил в Главном Почтовом управлении, в 1815 г. был переведен в штат фельдмаршала Барклая де Толли, принимал участие в походе русской армии против Наполеона. В 1817—
1823 гг. выполнял поручения министра внутренних дел в Киевской губернии. В 1823—1830 гг. служил в должности «препроводителя дел» в Комитете министров. С 1830 г. по 1833 г. быш вице-губернатором Черниговской губернии. С 1833 г. по 1841 г. — председателем Казенной палаты в г. Вологды, в 1841 г. становится вологодским губернатором. Указом императора Николая I от 27 декабря 1850 г. С.Г. Волховский был назначен на должность губернатора в только что созданную Самарскую губернию. За время своей работы на посту губернатора С.Г. Волховский заложил основы аппарата управления губернией, провел ревизию земской полиции, открыл совет лечебных заведений, создал врачебную управу, открыл приказ общественного призрения, Уголовную и Гражданскую палаты суда. При нем состоялось первое губернское дворянское собрание. Пожилой возраст не позволял С.Г. Волховскому достаточно успешно справляться с многочисленными проблемами, стоявшими перед молодой губернией, и в 1853 г. он подал просьбу о переводе на другое место и вскоре вошел в состав Правительствующего Сената [8, с. 329].
Вторым самарским губернатором стал талантливый российский администратор Константин Карлович Грот. К.К. Грот родился 12 января 1815 г. в Санкт-Петербурге, в 1835 г. окончил Царскосельский лицей. С 1835 г. служил государственным чиновником в придворном ведомстве графа Кутайсова, затем в Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. С 1848 года он являлся одним из ближайших сподвижников Н.А. Милютина, активно участвовал в подготовке крестьянской реформы. 12 мая 1853 г. К.К. Грот был назначен исполняющим дела самарского губернатора, а 21 июля 1854 г. вместе с получением чина действительного статского советника утвержден в этой должности.
За время своей работы на посту самарского губернатора К.К. Грот закончил формирование аппарата управления губернией, начатое С.Г. Волховским, бескомпромиссно боролся с коррупцией в среде губернского и уездного чиновничества. Для незаинтересованности чиновников во взятках сумел значительно повысить им зарплату, при этом приглашал на службу в губернский аппарат молодых деятельных людей, в том числе выпускников Харьковского и Казанского университетов.
При непосредственном участии К.К. Грота в Самаре были открыты: мужская гимназия, духовная семинария, женское училище, театр на 550 мест, филармоническое общество, первая сберкасса, военный госпиталь, телеграфная контора, появилось первое уличное освещение, открыта Самарская публичная библиотека, учрежден губернский статистический комитет. К.К. Грот также активно содействовал переселению в губернию немцев-меннонитов, осваивавших малонаселенные земли юга губернии [9, с. 108].
В феврале 1860 г., желая лично принимать участие в работе комиссии о губернских и уездных учреждениях, созданной в Санкт-Петербурге Н.А. Милютиным, К.К. Грот покинул Самару и уже не вернулся. В дальнейшем он продолжал политическую деятельность, активно занимался претворением в жизнь отмены крепостного права, с 1862 г. занимал ряд важных государственных должностей, не оставлял и общественную деятельность: создал комитет по возведению памятника Пушкину в Москве, возглавлял комиссию по подготовке и проведению тюремной реформы в России. До 1896 г. К.К. Грот оставался членом Государственного Совета. Скончался в Санкт-Петербурге 30 октября 1897 г. [9, с. 108].
Деятельность Грота по достоинству оценена самарцами: в 1864 г. он первым получил звание почетного гражданина Самары, его именем названы 3 стипендии в самарской учительской семинарии и стипендия в реальном училище им. Александра I.
Создание губернии потребовало создания стандартной российской системы губернской администрации. Главной опорой власти губернатора являлась губернаторская
канцелярия, которая осуществляла функцию организации деятельности губернатора. В штат канцелярии входили: правитель канцелярии, 2 старших и 2 младших помощника, регистратор, 2 чиновника особых поручений. Кроме семи штатных чиновников нанималось до 8 человек переписчиков и 2 сторожа (вне штата). Канцелярия всегда располагалась в здании резиденции губернатора. Важнейшее значение в канцелярии и в целом в системе губернского управления играл правитель канцелярии. По оценкам современников, именно правитель канцелярии был правой рукой губернатора, он осуществлял предварительную сортировку и вырабатывал возможные способы решения всей массы документации, поступавшей на имя губернатора. Каждый рабочий день губернатора начинался с часового доклада правителя. Первым правителем канцелярии Самарского губернатора стал советник губернского правления A.A. Громов.
Оклад правителя канцелярии (как правило, чиновника VII—VIII класса службы) составлял 735 руб. в год, кроме того, выплачивались «столовые» — 735 руб. С разными «праздничными» надбавками и премиями ежегодное жалование доходило до 2 тыс. рублей, что относило правителя канцелярии к категории наиболее оплачиваемых губернских служащих [10. Л. 31].
Канцелярии губернатора были самыми привилегированными и престижными провинциальными учреждениями. Канцелярия самарского губернатора состояла из 4 столов. Функции столов канцелярии были четко разграничены по направлениям деятельности. По первому столу проходили дела, преимущественно относящиеся к организации работы самой канцелярии, — все кадровые вопросы, ведомости жалований, финансовые сметы, представление к наградам и т. д. Этот стол отвечал за все отчеты перед столицей, в том числе здесь готовились губернаторские отчеты императору, ведомости о количестве и виде преступлений по губернии и т. д. Первый стол решал дела, связанные с пребыванием иностранцев в России, выдачей заграничных паспортов, разрешений на жительство, документов для перемещения через границу империи. Второй стол канцелярии отвечал за текущее, весьма интенсивное общение с центральным аппаратом Министерства внутренних дел; в этот стол поступал ежедневный «поток» циркуляров и распоряжений министерства, который затем распределялся по остальным административным инстанциям губернии. Второй стол принимал и рассматривал ходатайства и прошения на Высочайшее имя, на имя министра или самого губернатора. Он же контролировал учреждение и деятельность десятков различных «обществ», столь популярных в то время (охоты, велосипедное, сельскохозяйственное общество, библиотеки-читальни и т. д.). Здесь же решались все вопросы, связанные с дворянскими выборами, велась «книга телеграмм губернатора», собирались так называемые «справочные цены». Третий стол отвечал за дела политического и религиозного характера — гласное и негласное наблюдение, сведения о политической благонадежности, дела о раскольниках и старообрядцах, разрешения поступать на определенные должности и т. д. Четвертый стол выделился позже остальных, он контролировал и анализировал развитие сельского хозяйства губернии, собирал сведения о деятельности земств и городского самоуправления. Наконец, в канцелярии решались чрезвычайные дела, привлекшие особое внимание губернатора по тем или иным причинам [11. Л. 7-16].
Кроме канцелярии в подчинении губернатора были административно-полицейские органы губернии: губернское правление, казенная палата, палата государственных имуществ, уездная и городская полиция, рекрутское присутствие и другие учреждения.
Библиографический список
1. Смирнов Ю.Н. Заволжье во второй трети XVIII — первой половине XIX в.: от пограничья до «внутренней губернии» Российской империи // Поволжье — «внутренняя окраина» России: государство и общество в освоении новых территорий (конец XVI — начало XX в.). Самара: Самарское отделение Литфонда, 2007.
2. Лясковский Б. Материалы для статистического описания Самарской губернии // Журнал МВД. 1960. № 7. Отд. 3.
3. Статистические таблицы Российской империи за 1856 г. СПб., 1858.
4. Самарская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1890-1907. Т. 82.
5. Савельев П.И. Заря губернская // Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX в. / под ред. П. С. Кабытова, Л.В. Храмкова. Самара, 1993. Кн. 1.
6. Центральный государственный архив Самарской области (далее -ЦГАСО). Ф. 155. Оп. 1. Д. 519.
7. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., 1898.
8. Энциклопедия Самарской области. Том 1. А—В. Самара: СамЛюксПринт, 2010.
9. Энциклопедия Самарской области. Том 2. Г—И. Самара: СамЛюксПринт, 2010.
10. ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 43. Д. 6.
11. ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 42. Д. 15.
V.A. Tyurin*
THE ADMINISTRATIVE STRUCTURE OF THE SAMARA PROVINCE IN 50-60-IES OF THE XIX CENTURY
In the article the initial stage of history of the Samara province is studied, the characteristic of internal structure and activity of administrative agencies is given, the personalities of the first Samara governors are shown.
Key words: Samara province, governor, provincial administration, office of the Governor.
* Tyurin Vadim Alexandrovich (vad.im@inbox.ru), the Dept. of Russian History, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.