Научная статья на тему 'Административное усмотрение: принципы и границы'

Административное усмотрение: принципы и границы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное усмотрение / дискреционные полномочия / принципы административного усмотрения / принципы дискреционных полномочий / принцип объективности / принцип беспристрастности / принцип равенства перед законом / принцип пропорциональности / принцип разумного времени / принцип применения указаний / принцип открытости указаний / принцип отступления от указаний / принцип характера контроля / принцип удержания административного органа от действий / принцип полномочий контрольных органов по получению информации / administrative discretion / discretionary powers / principles of administrative discretion / principles of discretionary powers / principle of objectivity / principle of impartiality / principle of equality before the law / principle of proportionality / principle of reasonable time / principle of application of instructions / principle of openness of instructions / principle of derogation from instructions / principle of nature of control / principle restraining an administrative body from action / the principle of powers of control bodies to obtain information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев, Николай Алексеевич Игошин

Главный признак демократического общества и правового государства — свободное и эффективное осуществление человеком принадлежащих ему прав и свобод. Сегодня это утверждение является аксиомой современного цивилизационного прогресса. В статье предложены авторские принципы административного усмотрения: цель дискреционного полномочия; объективность и беспристрастность; равенство перед законом; пропорциональность; разумное время; применение указаний; открытость указаний; отступление от указаний; и контрольные принципы: характер контроля; удержание административного органа от действий; полномочия контрольных органов по получению информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative discretion: principles and limits

The main feature of a democratic society and the rule of law is the free and effective exercise by a person of his rights and freedoms. Today this statement is an axiom of modern civilizational progress. The scientific article proposes the author’s principles of administrative discretion: the purpose of discretionary power; objectivity and impartiality; equality before the law; proportionality; reasonable time; application of instructions; openness of instructions; deviation from instructions; and control principles: nature of control; restraining an administrative body from action; powers of control authorities to obtain information.

Текст научной работы на тему «Административное усмотрение: принципы и границы»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 21—28. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):21—28.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-21-28 NIION: 2007-0062-3/24-117

EDN: https://elibrary.ru/FFSRTO MOSURED: 77/27-004-2024-03-317

Административное усмотрение: принципы и границы

Александр Анатольевич Беженцев1, Николай Алексеевич Игошин2

1 2 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

1 adovd@mail.ru

2 igoshin-na@ranepa.ru

Аннотация. Главный признак демократического общества и правового государства — свободное и эффективное осуществление человеком принадлежащих ему прав и свобод. Сегодня это утверждение является аксиомой современного цивилизационного прогресса. В статье предложены авторские принципы административного усмотрения: цель дискреционного полномочия; объективность и беспристрастность; равенство перед законом; пропорциональность; разумное время; применение указаний; открытость указаний; отступление от указаний; и контрольные принципы: характер контроля; удержание административного органа от действий; полномочия контрольных органов по получению информации.

Ключевые слова: административное усмотрение, дискреционные полномочия, принципы административного усмотрения, принципы дискреционных полномочий, принцип объективности, принцип беспристрастности, принцип равенства перед законом, принцип пропорциональности, принцип разумного времени, принцип применения указаний, принцип открытости указаний, принцип отступления от указаний, принцип характера контроля, принцип удержания административного органа от действий, принцип полномочий контрольных органов по получению информации

Для цитирования: Беженцев А.А., Игошин Н.А. Административное усмотрение: принципы и границы // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 21—28. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-21-28. EDN: https://elibrary.ru/FFSRTO.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Administrative discretion: principles and limits

Alexander A. Bezhentsev1, Nikolay A. Igoshin2

1 2 Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

1 adovd@mail.ru

2 igoshin-na@ranepa.ru

Abstract. The main feature of a democratic society and the rule of law is the free and effective exercise by a person of his rights and freedoms. Today this statement is an axiom of modern civilizational progress. The scientific article proposes the author's principles of administrative discretion: the purpose of discretionary power; objectivity and impartiality; equality before the law; proportionality; reasonable time; application of instructions; openness of instructions; deviation from instructions; and control principles: nature of control; restraining an administrative body from action; powers of control authorities to obtain information.

Keywords: administrative discretion, discretionary powers, principles of administrative discretion, principles of discretionary powers, principle of objectivity, principle of impartiality, principle of equality before the law, principle of proportionality, principle of reasonable time, principle of application of instructions, principle of openness of instructions, principle of derogation from instructions, principle of nature of control, principle restraining an administrative body from action, the principle of powers of control bodies to obtain information

For citation: Bezhentsev A.A., Igoshin N.A. Administrative discretion: principles and limits // Obrazovaniye. Nau-ka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):21—28. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-3-21-28. EDN: https://elibrary.ru/FFSRTO.

© Беженцев А.А., Игошин Н.А., 2024

Исследование института принципов для любой отрасли или подотрасли права, даже науки, имеет важное функциональное значение ввиду их фундаментальности и связанности с каждым теоретическим и практическим аспектом научной деятельности, ведь они выступают основополагающими началами, исходными положениями, векторами, на основе которых строится организм отдельно взятой науки [1, с. 113—125; 2, с. 70—71; 3, с. 77—79; 4, с. 21—23; 5, с. 262—266]. Не являются исключением из этого утверждения административное право и государственное управление, в недрах которых зародился институт дискреционных полномочий или административного усмотрения, который имеет собственные принципы функциональности. Основная цель этих принципов состоит в том, чтобы свобода, предоставленная законодательством, была использована справедливым и законным образом, и такой свободой нельзя злоупотреблять или использовать ее произвольно.

Административное усмотрение — это установленная нормативными правовыми актами свобода предпочтения варианта поведения полномочного субъекта (государственного служащего) на базе его интеллектуально-мыслительной деятельности для осуществления им публичного интереса принять оптимально конструктивное управленческое решение, произвести действие или сдержаться от его совершения (бездействие) для рациональной реализации своих полномочий [6, с. 224—271; 7, с. 374—383; 8, с. 297— 312; 9, с. 96—100; 10, с. 39—48; 11, с. 58—64; 12, с. 73—79; 13, с. 104—107].

Предложим авторские принципы административного усмотрения:

1) цель дискреционного полномочия;

2) объективность и беспристрастность;

3) равенство перед законом;

4) пропорциональность;

5) разумное время;

6) применение указаний;

7) открытость указаний;

8) отступление от указаний;

9) характер контроля;

10) удержание административного органа от действий;

11) полномочия контрольных органов по получению информации.

Прежде чем приступить к характеристике принципов дискреционных полномочий (административного усмотрения), необходимо заметить, что они выступают в роли общих минимальных стандартов достижения целей, приме-

няемых государством, поэтому ничто не мешает превысить этот минимум принципов и установить дополнительные принципы функционирования административного усмотрения.

1. Первый принцип — придерживаться цели дискреционного полномочия. Суть этого принципа состоит в том, что административный орган, получивший право на собственное усмотрение по реализации определенных функций, должен придерживаться цели, в связи с чем ему и было предоставлено такое полномочие. Мишень такого полномочия может быть четко определена и изложена в норме закона или вытекать из содержания правового предписания, в любом случае она все равно выступает условностью, которую административный орган обязан учитывать в процессе принятия решения.

Например, государственный исполнитель осуществляет необходимые меры по своевременному и полному исполнению решения, указанного в документе на принудительное исполнение решения (исполнительный документ), в способе и порядке, определенных исполнительным документом, т.е. он осуществляет все необходимые меры в целях своевременного и полного исполнения решения. Государственный исполнитель при осуществлении исполнительного производства вправе получать необходимые для проведения исполнительных действий объяснения, справки, другую информацию, иными словами, он получает необходимые сведения для реализации поставленных целей, а именно проведение исполнительных действий.

Указанное определяет желательность того, чтобы поставленная цель и характер учтенных критериев в ходе дискреционного полномочия были четко изложены. В некоторых случаях цель законодателя очевидна с учетом законодательного инструмента, но в других случаях цель предоставленного полномочия проблематично распознать. Целесообразно, когда административное усмотрение предполагает, чтобы поставленная цель, в зависимости от практики правовой системы, была указана как можно более понятно в тексте закона, предоставляющего такое полномочие или в сопроводительной пояснительной записке. Если в законодательстве подробно это не определено, то такое полномочие в любом случае должно быть использовано в публичных интересах, т.е. независимо от жизненной ситуации, продуцирующей использование административного усмотрения.

Цель его применения административным органом в каждом конкретном случае должна быть направлена на обеспечение и защиту лич-

ных и общественных интересов. Но наряду с этим четкая определенность правовой нормы позволяет придерживаться принципа законности, суть которого заключается в том, что он выступает не ориентиром непосредственной деятельности или практического, конкретно-ситуационного правоприменения, а лишь абстрактной границей в виде законодательных рамок в процессе реализации дискреционных полномочий.

2. Следующим в предлагаемом нами перечне идет принцип объективности и беспристрастности применения административного усмотрения, соблюдение которого является одним из важнейших условий правильного применения указанного института.

Этот принцип определим как объективную истину, под которой следует понимать полное исключение из процесса процедур проявлений субъективизма, односторонности в анализе действий субъектов, он призван обеспечить установление и оценку реальных фактов, имеющих значение для принятия обоснованного решения по конкретному административному делу. Все дела должны рассматриваться всесторонне, для чего собираются, проверяются и учитываются все необходимые материалы и доказательства. Упомянутый принцип приобретает практическое применение в процессе принятия соответствующего акта, который является основным способом воздействия, реагирования органа исполнительной власти и местного самоуправления на административное правоотношение и который должен учитывать все факторы. Под ними, в нашем случае, следует понимать обстоятельства конкретного дела и нормативно-правовую базу, закладываемую административным органом в основу акта.

Исходя из позиции целесообразности и необходимости экономии ресурсов, администрация рассматривает все факторы, но принимает во внимание только те, которые отражают реальную и действительную картину дела, хотя никто не застрахован от неправильной оценки или возможности проигнорировать тот или иной фактор.

Стороной объективности применения административным органом дискреционных полномочий является предоставление (по поводу дополнительных (факультативных) материалов — по собственному усмотрению) лицу, которого это касается, возможности ознакомиться с обнародованными факторами, например, выводами экспертов, информацией полученной от третьих сторон или других незаинтересованных лиц, различными документами, которые были приняты во внимание, и даже с правовой базой принято-

го решения. Это позволяет личности убедиться в правильности, целесообразности и законности принятого решения на основе дискреционных полномочий.

Что касается беспристрастности, то содержание этого понятия раскрывается в аспекте отсутствия у должностного лица собственных интересов, т.е. в его беспристрастности при принятии решения в рамках административного усмотрения. Если между должностным лицом и заинтересованным лицом существует любая связь, которая мешает быть ему беспристрастной, то должностное лицо должно заявить самоотвод, чтобы устранить все сомнения, которые могут возникнуть в будущем, но при определенных случаях, четко установленных законом, например, родственные связи, такое лицо обязательно отлучается от процедуры принятия окончательного решения.

3. Не менее важным из ряда принципов, регулирующих применение дискреционных полномочий, является принцип равенства перед законом. Указанный принцип носит общеправовой характер, что подтверждается его определенностью в Конституции Российской Федерации, где предусмотрено, что граждане имеют равные конституционные права и свободы, все равны перед законом. Учитывая этот факт, не может быть привилегий или ограничений лицу по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым признакам.

Цель принципа заключается в устранении каких-либо проявлений несправедливости, дискриминационного отношения к личности и необходимости гарантировать равенство как формально, так и фактически. Например, в законах о государственной службе отмечается предельный возраст лиц пребывания на государственной службе, но в случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с начальником (директором, руководителем) может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на несколько лет, т.е. руководитель государственного органа по своему усмотрению, учитывая конкретные обстоятельства и аргументы, определяет, есть ли необходимость в продлении пребывания на службе того или иного сотрудника или служащего, а значит, он обязан обеспечить равенство в возможностях при одинаковых условиях, абстрагируясь от проявлений субъективизма в решении.

4. Весьма существенным для правильного применения дискреционных полномочий является принцип пропорциональности, который играет роль определенного баланса или приемлемого компромисса для обеих сторон в согласовании интересов.

Как правило, наиболее распространенное применение он приобретает в случае, когда административный акт, принятый на базе административного усмотрения, отрицательно влияет на права и свободы заинтересованных лиц. Цель этого принципа состоит в необходимости отыскать в конкретных случаях административным органом разумный баланс, например между публичными, с одной стороны, и частными интересами — с другой.

Орган исполнительной власти и местного самоуправления, имеющий возможность применить дискреционные полномочия, не должен налагать на лицо любую обязанность, которая, учитывая определенную цель, непосильна для выполнения. В таком случае сразу необходимо подчеркнуть концепцию «умного» баланса или компромисса, ведь он является подтекстом или внутренней стороной внешнего выражения предварительного утверждения о соразмерности реализации обязанности лицом и поставленной целью, т.е. административный орган, принимая административный акт, вынужден воздержаться от действий, которые в той или иной степени могут нанести вред интересам лица, непропорционально относительно установленной цели применения права по собственному усмотрению.

Принцип пропорциональности получил свое должное отражение в том, что отдельные временные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в условиях военного или чрезвычайного положения, за исключением самых важных прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Следует отметить, что такие ограничения, во-первых, могут действовать только в течение конкретного срока, во-вторых, быть «отделенными», т.е. затрагивать не всю систему конституционных прав и свобод человека и гражданина и не полный объем, а содержание тех или иных прав и свобод.

5. Принцип разумного времени занимает ведущее место в аспекте обеспечения и отладки четкой, целенаправленной и оперативной работы органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Прогрессивное значение он приобретает при осуществлении административным органом таких положительных производств, как регистрационные и разрешительные, ведь категория

« срок» у них играет одну из ключевых ролей, так как продуцирует возможность скорейшей реализации полученных прав или дальнейшего создания новых.

Здесь лицо, т.е. заявитель, заинтересовано как можно быстрее узнать результат регистрации (чтобы начать, к примеру, предпринимательскую деятельность). Если закон не будет устанавливать подобные временные рамки, это приведет к деструктивным проявлениям в деятельности административного органа, связанным с затягиванием принятия решения, а заявитель может оказаться в неопределенном положении на неограниченный срок.

Под « разумным временем» в этом случае следует понимать термин, который зависит от ряда факторов, а именно: (а) от сложности дела; (б) от числа лиц, привлеченных к делу; (в) от неотложности решения; (г) от проверки фактов, рассматриваемых по делу. Иначе говоря, это время, которое позволит администрации рассмотреть все необходимые обстоятельства дела и принять в этом отношении адекватное решение. Четко и категорически установленные временные рамки не могут учесть конкретики дела, всех жизненных ситуаций, а следовательно, могут допускать высокую степень ошибочности поспешно вынесенного решения в соответствии с установленным сроком.

Важное значение имеет начало хода разумного срока, который необходимо начинать с момента официальной регистрации дела (заявления или бланка-заявления или регистрационной карты). Из течения обычно выбрасывается срок проведения экспертиз, если они осуществлены в «разумные сроки», а также рассмотрение ходатайств, возбужденных заявителем в процессе рассмотрения дела.

На основе выработанной практики и по категории сложности дела администрации целесообразно установить примерный или предварительный срок рассмотрения дела, о чем уведомляется заинтересованное лицо.

Реализация принципа разумного времени обеспечивает: во-первых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина на должном уровне, с учетом фактора построения демократически-либеральной системы управления; во-вторых, создает лицу дополнительные возможности для защиты от властного произвола; в-третьих, вносит упорядоченность и дисциплинированность в работу должностных лиц административного органа, применяющего дискреционные полномочия; в-четвертых, обеспечит обоснованное и оперативное решение административных дел.

6. Посредством принципа применения указаний реализуется последовательность административной практики. Суть указаний состоит в формировании процесса управления, используя выработанные опыт и практику по близким по своему содержанию делам, путем использования «общих административных указаний», т.е. инструкций, рекомендаций, разъяснений, циркуляров и других актов внутреннего характера, которые административный орган адресует должностным лицам администрации.

Основная проблема применения данного принципа заключается в решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности предоставления им статуса обязательности. Указания должен делать высший по управленческой иерархии орган исполнительной власти, так как, во-первых, он имеет общий доступ ко всей правоприменительной практике; во-вторых, на основе первого аргумента он может производить сравнение использования дискреционных полномочий нижестоящими административными органами и проводить соответствующий анализ.

7. Дополняющим предыдущий является принцип открытости указаний, предусматривающий предоставление доступа к общим административным указаниям не только административному органу, но и лицу, в отношении которого решается дело, т.е. оно будет осведомлено о мотивах и критериях, заложенных в основу принятия мотивированного решения.

Предлагаемый принцип является дополнением к принципу всеобщего доступа к информации и значительно расширяет правовые резервы личности в этом смысле: во-первых, это превентивный эффект, позволяющий лицу оценить перспективу или вероятность прогрессивного результата его ходатайства, зная критерии, применяемые в подобных случаях; во-вторых, это однозначно устанавливает, что такие указания лицо получает по своему запросу до или после принятия акта и в любом случае заинтересованное лицо, при надлежащем выполнении принципа открытости указаний, получает возможность быть информированным в том, надлежаще ли соблюден принцип равенства и справедливости при принятии решения, которое его касается.

Практическая реализации этого принципа может осуществляться путем общего обнародования административных указаний соответствующими органами или предоставления соответствующей информации, т.е. о факторах принятия решения, по запросу лица и в том объеме, который необходим (это может быть часть указаний, непосредственно относящихся к делу, или

только критерии, которыми руководствовалась администрация в процессе одобрения решения). Последнее целесообразно применять, если указанные администрацией указания не изложены в письменной форме.

Следовательно, практическая ценность принципа открытости указаний приобретает отражение в создании базиса для надлежащего соблюдения органами исполнительной власти и местного самоуправления, при применении административного усмотрения в административных процедурах, норм, определяющих принципы равенства, законности, изложения мотивов, и это создает дополнительные барьеры на пути нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Любая реализация полномочий административным органом относительно одинаковых жизненных ситуаций, исходя из законов логики, имеет свои особенности и нюансы, т.е. обстоятельства, следовательно, следующий принцип — это отступление от указаний.

8. Использование принципа отступления от указаний тесно переплетается с принципом применения открытости указаний, которые при определенных обстоятельствах могут исключать существование друг друга и связь между которыми проявляется в том, что предыдущий выступает логическим продолжением следующего.

Назначение упомянутого принципа состоит в предоставлении соответствующему лицу возможности получить информацию о детерминантах, обусловивших отступление при решении дела административным органом от общих административных указаний, которые неблагоприятно влияют на его права, свободы и интересы. Сразу следует заметить, что лицо получает информацию только о мотивах, деструктивно влияющих на его правовые возможности, что является отражением демократичности системы управления.

При надлежащей реализации данного принципа, особенно со стороны администрации, сводящейся к изложению мотивов отступления от указаний, лицо в перспективе можно определить и оценить, был ли соблюден принцип равенства, являющийся основополагающей целью применения этого принципа и предусматривающий возможность для личности убедиться в изложенных причинах: (а) почему такой уход был осуществлен именно по этому делу; (б) есть ли объективное обоснование такой меры; (в) является ли такое отступление произвольным.

Совокупность указанных вопросов генерирует «формулу заинтересованности в результатах», т.е. лицо, обращаясь в органы исполни-

тельной власти и местного самоуправления, заинтересовано в положительных последствиях своего ходатайства, в случае негативного решения оно должно знать мотивы именно такого решения для потенциального обжалования в будущем.

Следующие принципы можно сформулировать как контрольные, которые имеются не только при реализации административного усмотрения, административной процедуры, но и в функционировании административно-правовой системы в целом, с определенными различиями в смысловой категории.

Такими принципами являются: характер контроля; удержание административного органа от действий; полномочия контрольных органов по получению информации.

9. Основная цель принципа характера контроля (из числа контрольных принципов) сводится к обеспечению законности любого административного акта, принятого в результате применения административным органом дискреционных полномочий путем контроля, осуществляемого судом или другим независимым органом.

Контроль над правильным применением дискреционных полномочий следует рассматривать в двухполярном понимании: (1) процедурный контроль, т.е. надлежащее соблюдение принципа законности в административном акте; (2) контроль за «качеством» акта, т.е. за его соответствием ситуационным обстоятельствам и аргументам, характеризующим целесообразность принятия.

Контроль качества управленческого решения или контроль эффективности управленческой деятельности обеспечивается высшим по управленческой иерархии органом в отношении принимающего такое решение.

Еще одной детерминантой двойной интерпретации контроля выступает организация его осуществления, т.е. совокупность органов, обладающих правом на реализацию соответствующих полномочий. В таком аспекте он делится на общий и специальный контроль.

Общий контроль — это контроль, выполняемый соответствующими органами, инспектирующими всю сферу административно-управленческой деятельности; специальный контроль — это контроль, осуществляемый непосредственно по правильности реализации административным органом дискреционных полномочий.

Выполнение этой функции возлагается на судебную юстицию, которая является системой судебных органов, контролирующих соблюдение законности в государственном управлении

путем разрешения в отдельном процессуальном порядке публично-правовых споров, возникающих в связи с обращением физических и юридических лиц.

10. Принцип удержания административного органа от действий (из перечня контрольных) выступает в роли дополняющего фактора к принципу разумного времени.

Назначение этого принципа состоит в предоставлении соответствующему лицу возможности в случае несостоятельности административным органом принять решение в течение разумного времени передать дело на контроль специальному уполномоченному, компетентному органу.

Практическое применение принципа удержания административного органа от действий обеспечивается двойным последствием: (1) устанавливаются дополнительные гарантии для заинтересованного лица относительно надлежащего рассмотрения его дела; (2) это дисциплинирует должностных лиц административного органа на результативную работу.

В плоскости реализации этого принципа необходимо решить вопросы с критериями оценки разумного времени, которые внесут определенные атрибуты упорядоченности в работу административного органа и вопрос о полномочных органах, которые будут осуществлять контрольные полномочия.

11. Следующий из перечня контрольных принципов — это принцип полномочий контрольных органов по получению информации, призванный обеспечить ревизионный (контролирующий) орган, инспектирующий осуществление дискреционных полномочий административным органом, необходимыми средствами для реализации соответствующих мер, т.е. создать надлежащие возможности эффективного выполнения контролирующей процедуры. В соответствии с рассматриваемым принципом имеются полномочия контрольных органов по получению требуемой информации.

Содержание указанного принципа состоит в том, что суд или другой контролирующий орган имеют право получать доступ к информации, положенной в основу принятия решения, а административный орган обязан предоставить такую информацию. Данная информация может предоставляться в виде официального отчета о фактах и решениях, учтенных администрацией во время одобрения решения, или в другой законодательно определенной форме, что не имеет кардинального значения, ведь это лишь внешняя видимость выражения информации. Сущность в таком случае заключается в четком, пос-

ледовательном и полном изложении всех обстоятельств и условий дела, раскрывающих внутреннюю связь решения с конкретной жизненной ситуацией.

Следовательно, полноценное получение контролирующим органом необходимой информации гарантирует всесторонний и глубокий анализ всех аспектов дела с последующим принятием решения или установления соответствующего обязательства для органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Таким образом, проведенный научно-теоретический анализ принципов осуществления дискреционных полномочий (административного усмотрения) административными органами позволяет констатировать два вывода: (1) их применение призвано обеспечить защиту прав, свобод и интересов лиц в отношении административных актов; (2) наши принципы носят авторский рекомендательный характер, поэтому каждое государство должно определить целесообразность и максимальную эффективность их введения в правовую систему в таком виде или с внесенными конструктивными коррективами.

Список источников

1. Нешатаева Т.Н. Об общих принципах права и судебном толковании / / Журнал российского права. 2023. Т. 27, № 3. С. 113—125.

2. Эриашвили Н.Д. Принципы права: руководящие идеи или основополагающие нормы права? // Международный журнал конституционного и государственного права. 2023. № 1. С. 70—71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Карев ДА. К вопросу о значении и месте общих правовых принципов в системе источников права // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222). С. 77—79.

4. Харитонов ЛА Принципы права: постановка проблемы // Закон. Право. Государство. 2023. № 2 (38). С. 21—23.

5. Илюхина ВА. Принципы объективной истины и активности суда как доктринальные принципы права // Вестник Воронежского института МВД России. 2023. № 3. С. 262—266.

6. Соловей Ю.П., Серков П.П. Административное усмотрение: вопросы и ответы (продолжение) // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20, № 3. С. 224—271.

7. Серков П.П., Соловей Ю.П. Административное усмотрение: вопросы и ответы // Сибирское юридическое обозрение. 2022. Т. 19, № 4. С. 374—383.

8. Щепалов С.В. Об истоках административного и судебного усмотрения в российской адми-нистративно-юрисдикционной деятельности / / Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20, № 3. С. 297—312.

9. Чорныи В.Н., Сенатова Е.В. Административное усмотрение начальника при реализации прав сотрудников уголовно-исполнительной системы / / Вестник Самарского юридического института. 2019. № 4 (35). С. 96—100.

10. Давыдов К.В. Административное усмотрение: ошибки правового регулирования и правоприменения (сравнительно-правовой аспект) // Государство и право. 2018. № 7. С. 39—48.

11. Гаврилов А.М. О соотношении позитивного и негативного административного усмотрения / / Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Исторические науки. Юридические науки. 2017. Т. 3, № 4 (12). С. 58—64.

12. Голодов П.В. Административное усмотрение в управленческой практике учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 2 (38). С. 73—79.

13. Желонкина ЕА Административное усмотрение как форма реализации дискреционных полномочий органов государственной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 10. С. 104—107.

References

1. Neshataeva T.N. On general principles of law and judicial interpretation // Journal of Russian Law. 2023. T. 27, № 3. P. 113—125.

2. Eriashvili N.D. Principles of law: guiding ideas or fundamental rules of law? / / International Journal of Constitutional and State Law. 2023. № 1. P. 70—71.

3. Karev DA. On the question of the meaning and place of general legal principles in the system of sources of law // Law and State: Theory and Practice. 2023. № 6 (222). P. 77—79.

4. Kharitonov LA. Principles of law: statement of the problem // Law. Right. State. 2023. № 2 (38). P. 21—23.

5. Ilyukhina VA. Principles of objective truth and court activity as doctrinal principles of law // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 3. P. 262—266.

6. Solovey Yu.P., Serkov P.P. Administrative discretion: questions and answers (continued) // Siberian Legal Review. 2023. T. 20, № 3. P. 224—271.

7. Serkov P.P., Solovey Yu.P. Administrative discretion: questions and answers // Siberian Legal Review. 2022. T. 19, № 4. P. 374—383.

8. Shchepalov S.V. On the origins of administrative and judicial discretion in Russian administrative-] urisdictional activities // Siberian Legal Review. 2023. T. 20, № 3. P. 297—312.

9. Chorny V.N., Senatova E.V. Administrative discretion of the chief in the implementation of the rights of employees of the penal system / / Bulletin of the Samara Law Institute. 2019. № 4 (35). P. 96—100.

10. Davydov K.V. Administrative discretion: errors in legal regulation and enforcement

(comparative legal aspect) / / State and Law. 2018. № 7. P. 39—48.

11. Gavrilov A.M. On the relationship between positive and negative administrative discretion // Bulletin of the Mari State University. Series: Historical Sciences. Legal sciences. 2017. T. 3, № 4 (12). P. 58—64.

12. Golodov P.V. Administrative discretion in the management practice of institutions and bodies of the penal system / / Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2017. № 2 (38). P. 73—79.

13. Zhelonkina EA. Administrative discretion as a form of implementation of discretionary powers of public authorities / / Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2015. № 10. P. 104—107.

Информация об авторах

А.А. Беженцев — доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент;

Н.А. Игошин — доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors A.A. Bezhentsev — Associate Professor of the Department of Law, Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor;

N.A. Igoshin — Associate Professor of the Department of Law, Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted 1 9.06.2024; approved after reviewing 1 9.07.2024; accepted for publication 1 9.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.