Научная статья на тему 'Административное судопроизводство в Республике Таджикистан как способ защиты прав человека: проблемы и пути их решения'

Административное судопроизводство в Республике Таджикистан как способ защиты прав человека: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
605
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диноршоев А. М.

Институт административного судопроизводства является важнейшим признаком современного правового государства, то есть государства, обеспечивающего законодательно и практически судебную защиту прав и свобод как гражданина, так и юридического лица. Отсутствие эффективного контроля за деятельностью исполнительной власти чревато ущемлением прав и свобод граждан, а одной из форм их защиты является административная юстиция. В данной статье, рассматривается вопрос формирования данного института в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Диноршоев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative proceedings in the Republic of Tajikistan as a way to protect human rights: problems and solutions

Institute of Administrative Justice is an essential feature of modern constitutional state, ie the state, providing legal and practical judicial protection of rights and freedoms as a citizen or a legal entity. Lack of effective control over the executive is fraught with infringement of the rights and freedoms of citizens, as a form of protection is the administrative justice. This article discusses the formation of this institution in Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Административное судопроизводство в Республике Таджикистан как способ защиты прав человека: проблемы и пути их решения»

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

11.2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Диноршоев А.М., канд. юрид. наук, доцент. Должность: Заведующий кафедрой. Подразделение: юридический факультет, кафедра конституционного права. E-mail: dinorshoev@gmail.com

Место работы: Таджикский национальный университет.

Аннотация: Институт административного судопроизводства является важнейшим признаком современного правового государства, то есть государства, обеспечивающего законодательно и практически судебную защиту прав и свобод как гражданина, так и юридического лица. Отсутствие эффективного контроля за деятельностью исполнительной власти чревато ущемлением прав и свобод граждан, а одной из форм их защиты является административная юстиция. В данной статье, рассматривается вопрос формирования данного института в Таджикистане.

Ключевые слова: административное судопроизводство, административная юстиция, права и свободы человека, государственные органы.

ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AS A WAY TO PROTECT HUMAN RIGHTS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Dinorshoev A.M., PhD at law, associate professor. Position: Head of chair. Department: law faculty, constitutional law chair. E-mail: dinorshoev@gmail.com Place of employment: Tajik national university.

Annotation: Institute of Administrative Justice is an essential feature of modern constitutional state, ie the state, providing legal and practical judicial protection of rights and freedoms as a citizen or a legal entity. Lack of effective control over the executive is fraught with infringement of the rights and freedoms of citizens, as a form of protection is the administrative justice. This article discusses the formation of this institution in Tajikistan.

Keywords: administrative proceedings, administrative justice, human rights and freedoms, the public authorities.

Принципы формирования правового государства и демократического общества, международные стандарты прав человека однозначно предполагают возможность судебной защиты нарушенных прав. В статье 19 Конституции РТ устанавливается, что каждому гарантируется судебная защита. Каждый вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом.

Из этой нормы Конституции вытекает, что правосудие в Республике Таджикистан может, осуществляется только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя судебные функции.

Судебная система защиты прав человека занимает центральное место в системе защиты прав человека. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, большим арсеналом средств призванных защищать права человека и во-вторых, кругом рассматриваемых во-

просов. В суд могут быть обжалованы все решения и действия должностных лиц и органов государственной власти.

Стремоухов А.В. так определяет судебную систему защиты прав человека - это форма правоприменительной деятельности судов по осуществлению правосудия по делам о восстановлении нарушенного права человека.1

Таким образом, основной задачей судебной системы является осуществление правосудия. Лукашева Е.А. определяет правосудие - как деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальном законом порядке и заключается в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным нарушением норм права. 1 2

Независимо от процессуальных форм отправления правосудия его конституционные основы проявляются в целях и принципах, закрепленных в Конституции страны. При этом определяющую роль играет целевая направленность процедуры осуществления правосудия. Эти принципы, будучи основополагающими началами построения судебного процесса, вместе с тем играют подчиненную роль по отношению к целям правосудия, под которым следует понимать общественно необходимый и желаемый результат процессуальной деятельности суда и других участников рассмотрения и разрешения дела. По своей сути принципы предназначены именно для выражения процессуальных целей и определения методов их осуществления.

Грудцына Л.Ю. отмечает, что конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение к проблеме его эффективности. Это связано с тем, что в конституционных целях судопроизводства находят отражение основные и объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех и оптимальной процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел. От степени реализации этих целей зависит и уровень эффективности судебной деятельности по осуществлению правосудия.3

Статьи 5, 17, 19, 84 Конституции РТ закрепляют приоритетную конституционную цель правосудия — защиту прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, судебная защита — одно из необходимых условий правовой защищенности личности, характеризующейся предоставлением лицу широких конституционных прав и наличием эффективного механизма их правовой защиты. Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества4.

Исходя из этого, мы можем, определить судебную защиту прав человека - как совокупность материальных и процессуальных прав индивида, обеспечивающих охрану, защиту и восстановление нарушенных прав либо предупреждение неправомерного применения правовых актов посредством обращения в суды.

Мы согласны с утверждением Грудцыной Л.Ю. о том, что отсутствие реального права на судебную защиту ограничивает степень свободы личности, низводит ее конституционные права до уровня лакмусовой бумажки. Значение судебной защиты для повышения уровня

1 Стремоухов А.В. Правовая защита человека. М.2007. С.208

2 Права человека. Под ред. Лукашева Е.А. М., 1999. С. 305.

3 Грудцына Л.Ю. К вопросу о понятии и особенностях судебной защиты прав и свобод личности.// Право и жизнь. № 105. Электронная версия журнала. Подробно см. сайт: law-n-life.ru

4 Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева. — Москва, 1994. — С. 187—192.

320

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Диноршоев А.М.

правовой защищенности личности трудно переоценить, а в ряде случаев судебная защита служит единственным средством правовой защиты человека, например, реабилитация, незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, и т.Д. 5

Судебная система защита прав и свобод человека посредством правовых средств является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав. Судебная система представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.

Как отмечает Грудцына Л.Ю. характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основная черта судебной защиты — ее неограниченность. Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам, но и иностранцам и не имеющим гражданства лицам (апатридам). Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду, как в силу прямого указания Конституции и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. В-третьих, в полном соответствии с Международным Пактом о гражданских и политических правах, обязывающим государство обеспечить любому лицу, чьи права и свободы нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве, т.е. возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов.6

Таким образом, судебная защита — сложное правовое явление, не принадлежащее конкретной отрасли права. Заключенная во множестве правовых норм, судебная защита не может быть правильно понята, если считать ее выражением только положение ст.19 Конституции: «каждому гарантируется судебная защита». Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (статья 21 Конституции).

Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий совокупность приведенных выше правовых норм. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида. Не имея доступа к правосудию, лицо не может реализовать свое право на судебную защиту, а указание на обеспеченность его прав правосудием придает смысл обращению лица в суд за защитой нарушенных прав.7

5 Грудцына Л.Ю. К вопросу о понятии и особенностях судебной защиты прав и свобод личности.// Право и жизнь. № 105. Электронная версия журнала. Подробно см. сайт: law-n-life.ru

6 Грудцына Л.Ю. К вопросу о понятии и особенностях судебной защиты прав и свобод личности.// Право и жизнь. № 105. Электронная версия журнала. Подробно см. сайт: law-n-life.ru

7 Там же.

Судебная власть в Таджикистане осуществляется посредством конституционного, административного уголовного, гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Одним из важных видов судебной защиты прав человека выступает административное судопроизводство. Этот вид судопроизводства подразумевает - обжалование в суде действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Это реальный судебный контроль за действиями (бездействием) чиновников, причем инициированный гражданами или их представителями. Не случайно в литературе, по административному праву именно эту деятельность суда рассматривают как результат преломления в сфере административного регулирования права граждан на судебную защиту. Как пишет, например. Д.И. Бахрах, «рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти - это административная юстиция или правосудие по административным делам».8

Данный порядок судопроизводства предусматривается в Гражданско-процессуальном кодексе в главах 23 и 24, которые предусматривают процедуры рассмотрения споров возникающих из публично-правовых отношений и оспаривания действий (бездействия) и решений органов государственной власти.

Предметом данной категории дел, является судебный контроль в сфере конституционных и административных правоотношений, связанных с действиями органов исполнительной власти. При этом контролю подлежать не только действия, но акты, нарушающие права и законные интересы граждан.

Сущность названия данного вида судопроизводства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства, рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений (жалобы на действия избирательных комиссий, на действия налоговых органов, жалобы на отказ в регистрации недвижимости и т.д.).

Иными словами, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, характеризуется наличием спора о праве, в котором участвуют две противоположно заинтересованные стороны, однако в отличие от искового производства спор не носит частноправового характера. В исковом производстве стороны спора занимают равное (по крайней мере формально) положение, в делах же, возникающих из публичноправовых отношений, стороны изначально не равны, находятся в отношениях власти и подчинения. Таким образом, публичный характер правоотношений предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов государственного органа, органа местного самоуправления или их должностных лиц, необходимо также, чтобы участники правоотношений не обладали равенством и один из них был наделен властными полномочиями по отношению к другому.9

К данной категории дел ГПК относит дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, по заявлениям о защите

8 Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С. 57

9 Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу РФ. Под ред. Нечаев В.И. М., 2008. С.289

321

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

избирательных прав граждан Республики Таджикистан или права на участие в референдуме, по заявлениям об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях, иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные законом к ведению судов общей юрисдикции.

Также объектом судебного обжалования в административном судопроизводстве, как было отмечено, являются действия, связанные с осуществлением властных полномочий, в том числе решения, представляющие собой результаты властных

правоприменительных действий. Предусмотрена также возможность судебного обжалования бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. В этом случае объектом обжалования может являться уклонение указанных органов и лиц от осуществления действий, относящихся к их компетенции и соответствующих правовым предписаниям.

В суде могут быть оспорены как единоличные, так и коллегиальные действия (бездействие), решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Судебная практика Таджикистана знает немало примеров действий (бездействия), решений субъектов, которые могут быть оспорены в суде: отказ в выдаче заграничного паспорта, отказ в регистрации автотранспортного средства, отказ в выдаче разрешения на выезд из Республики Таджикистан, решение органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, решение государственных органов или органов местного самоуправления об установлении дополнительных пошлин и сборов, отказ в регистрации по месту жительства, решение медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности, отказ в регистрации в качестве безработного, отказ в регистрации общественного объединения, действия администрации исправительного учреждения, решения о наложении штрафов и иных мер административных взысканий лицом, не уполномоченным налагать такие взыскания, действия должностного лица, исполнявшего административное наказание и отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право, и т.д. 10

Необходимо подчеркнуть, что данный вид судопроизводства является логическим продолжением административно-правовой (внесудебной) системы защиты прав человека, и в частности административного порядка обжалования. В связи с расширением сферы ответственности государства за правонарушения, совершенные работниками госаппарата настало время для проведения реформы в этой сфере. Законодательная база уже в этом направлении заложена, его необходимо унифицировать и привести к единому знаменателю. На базе этого законодательства необходимо создание специализированных административных судов. Это позволить вывести на новый уровень эффективности защиту прав человека от непра-

10 Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу РТ. Под ред. Рахимова М.З. Душанбе 2012.С.378-390.

вомерных действий должностных лиц и государственных органов. Решив, что определенные действия государственных органов и их должностных лиц являются противозаконными и нарушающими его интересы, человек должен иметь реальную возможность потребовать: 1) чтобы совершение такого действия было приостановлено или полностью отменено; 2) чтобы было объявлено незаконным или ничтожным; 3) чтобы государство возместило убытки, причиненные гражданину.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что суд представляет собой орган, осуществляющий контроль за законностью, так как он не зависит ни от одной из ветвей власти и наделен конституционными гарантиями такой независимости. Отсутствие у суда, какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, процессуальная регламентация судебного разбирательства, а также иные принципы судопроизводства являются общепризнанными достоинствами судебной процедуры. Лица и государственный орган (должностное лицо) участвуют в деле в качестве сторон, которые обладают равными правами и обязанностями. Суд выступает государственным органом, осуществляющим функцию контроля при наличии конфликтов между отдельными членами общества, между ними и государством, возникших в любой сфере деятельности человека, урегулированной правом. Тем самым, формирование административных судов и на их базе развитие административной юстиции должны стать эффективным механизмом защиты прав и свобод человека в публично-правовой сфере, т.е. способом, с помощью которого граждане, чьи права нарушены в результате деятельности должностных лиц, используя систему специально уполномоченных государственных органов могут восстановить их.

Список литературы:

1. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996.

2. Грудцына Л.Ю. К вопросу о понятии и особенностях судебной защиты прав и свобод личности.// Право и жизнь. № 105. Подробно см. сайт: law-n-life.ru

3. Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу РФ. Под ред. Нечаев В. И. М., 2008.

4. Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу РТ. Под ред. Рахимова М.З. Душанбе 2012.

5. Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева. М., 1994.

6. Стремоухов А.В. Правовая защита человека. М.2007.

7. Права человека. Под ред. Лукашева Е.А. М., 1999.

Literature list:

1. Bachrach D.N. Administrative Law. M., 1996.

2. Grudtsyna L.Y. On the concept and features of the judicial protection of individual rights and freedoms. / / Law and Life. Number 105. website: law-n-life.ru

3. Commentary on the Code of Civil Procedure of the Russian Federation. Ed. V.I. Nechaev. Moscow, 2008.

4. Commentary on the Code of Civil Procedure RT. Ed. Rakhimov M.Z. Dushanbe 2012.

5. General Theory of Law and State: A Textbook for jurid. Universities / Ed. Acad. V.V. Lazarev. M., 1994.

6. Stremoukhov AV Legal protection of human rights. M.2007.

7. Human Rights. Ed. Lukashev EA M., 1999.

Рецензия

На статью кандидата юридических наук, заведующего кафедрой конституционного права юридического

322

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Диноршоев А.М.

факультета Таджикского национального университета Диноршоева А.М. «Административное судопроизводство в Республике Таджикистан как способ защиты прав человека: проблемы и пути их решения».

Развитие государственности в Республике Таджикистан в период независимости, базируется на закрепленных в Конституции РТ принципах, обусловливает необходимость соответствующей эволюции правовой системы нашей страны. Ее основным началом является закрепленное в статье 5 Конституции положение, провозглашающее права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, которые признаются, соблюдаются и защищаются государством. Реализация этих конституционных положений требует создания действенного государственно-правового механизма, обеспечивающего защиту прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим важное значение приобретает развитие административного судопроизводства и формирование административной юстиции, являющейся одним из неотъемлемых институтов правового государства, в основе которого лежит необходимость правовой защиты общества в отношениях с публичной властью.

В статье Диноршоева А.М. анализируются основные вопросы формирования и функционирования данного института в Таджикистане и раскрываются спорные и проблемные вопросы законодательства. Автором также предлагаются пути их решения.

Все отмеченное выше позволяет утверждать, что статья Диноршоева А.М. «Административное судопроизводство в Республике Таджикистан как способ защиты прав человека: проблемы и пути их решения» представляет несомненную теоретическую ценность, посвящена актуальной теме, содержит авторские выводы и предложения, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: к.ю.н., доцент Б.А. Сафаров.

323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.