Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ НАРКОТИКОВ ЗА РУБЕЖОМ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ НАРКОТИКОВ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОПАГАНДИРОВАНИЕ И РЕКЛАМИРОВАНИЕ НАРКОТИКОВ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисифорова М. В.

Анализируются достоинства административно-предупредительной деятельности зарубежных государств в области противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ. На основе положительного опыта организации и проведения соответствующей профилактической работы, сложившегося за рубежом, формулируются отдельные выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисифорова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE PREVENTION OF DRUG PROMOTION ABROAD

Attention is drawn to the merits of the administrative and preventive activities of foreign states in the field of countering the propaganda and illegal advertising of narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues, as well as new potentially dangerous psychoactive substances. On the basis of the positive experience of organizing and carrying out appropriate preventive work that has developed abroad, individual conclusions and proposals are formulated.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ НАРКОТИКОВ ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 342.9

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/3/168-175

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ НАРКОТИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

М. В. Анисифорова

Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

Поступила в редакцию 30 сентября 2021 г.

Аннотация: анализируются достоинства административно-предупредительной деятельности зарубежных государств в области противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ. На основе положительного опыта организации и проведения соответствующей профилактической работы, сложившегося за рубежом, формулируются отдельные выводы и предложения.

Ключевые слова: наркотические средства и психотропные вещества, пропагандирование и рекламирование наркотиков, административное предупреждение, антинаркотическое законодательство зарубежных стран.

Abstract: attention is drawn to the merits of the administrative and preventive activities of foreign states in the field of countering the propaganda and illegal advertising of narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues, as well as new potentially dangerous psychoactive substances. On the basis of the positive experience of organizing and carrying out appropriate preventive work that has developed abroad, individual conclusions and proposals are formulated.

Key words: narcotic drugs and psychotropic substances, promotion and advertising of drugs, administrative warning, anti-drug legislation of foreign coun-~Z_ tries.

g Административно-предупредительная деятельность как один из ос-сч новных элементов административного принуждения в любом государстве нуждается в дополнительной нюансировке применительно к отдельным 168 направлениям ее реализации. В качестве стратегически значимого и об-щего для большинства стран мира рассматривается направление государственной деятельности по предупреждению доступности наркотиков1 для их незаконного потребления.

Каждая страна заинтересована в том, чтобы сформировать среди своих граждан осознанное негативное отношение к наркотикам и снизить

1 В данном случае термином «наркотики» охватываются наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, растения и части растений, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, а также их прекурсоры, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества.

© Анисифорова М. В., 2022

вредные последствия наркомании, развитие которой в конечном счете сказывается на всех областях общественной и государственной жизни. Незаконный оборот и немедицинское потребление наркотиков ведут не

только к усилению рисков возникновения болезней, внутрисемейным и р личным проблемам, неодобрению со стороны родственного и близкого

окружения, но и к серьезным последствиям для всего государства, кото- >

рое вынуждено справляться с увеличением удельной доли смертности от и

наркотиков, сокращением числа трудоспособного населения, экономиче- 5

скими затратами в связи с организацией и оказанием медико-социаль- °

ной помощи наркобольным и т. д. о

В этом смысле одной из проблем, возникающих в разных странах р

(включая нашу) при обсуждении темы незаконного потребления нар- >

котиков, является их пропаганда и реклама2. По большому счету, такие м

факты служат скрытым триггером к разрастанию эпидемии, связанной с и

наркотиками. Представляется, что они существовали с тех времен, когда Т

возникли сами наркотики (появилось первое упоминание о них), и нику- о

да не исчезали до сегодняшнего дня. Тем не менее впервые в междуна- в

родно-правовом контексте о необходимости введения ответственности за 0

незаконное распространение информации наркотического содержания п

было заявлено в ежегодном докладе Международного комитета по кон- е

тролю над наркотиками, представленном по результатам анализа нар- у

коситуации в мире за 1997 г. Мотивы были связаны с обеспокоенностью р

случаями пропаганды культуры потребления наркотиков в журналах и ж

кинофильмах, в связи с чем рассматривался правовой статус публичного н

подстрекательства к злоупотреблению наркотиками и ставился вопрос об е

исполнении странами-участниками положений соответствующих между- п

„3 и народно-правовых соглашений3.

В настоящее время национальные программы предупреждения про- р

паганды и незаконной рекламы наркотиков существенно отличаются в н

и д

разных странах. В одних случаях предлагается комплексный подход, не р

сужающий общую задачу противодействия незаконному обороту нарко- р

тиков по отдельным ее направлениям, а в других — более конкретный и

обособленный.

При этом запрет на пропаганду наркотиков законодательно закреплен в большинстве иностранных государств лишь с тем отличием, что за него предусматриваются неоднообразные меры юридической ответ-

2 См., например: Анисифорова М. В. Неочевидные формы пропаганды наркотиков в молодежной среде и административно-правовые средства противодействия им // Научный портал МВД России. 2021. № 1 (53). С. 105 ; Ее же. Административно-правовое регулирование оборота наркотиков (опыт компаративного исследования). М., 2018. С. 80—86 ; Бучнева М. В. К вопросу об административной ответственности за пропаганду наркотиков // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 41-45.

3 См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1997 г. / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1998. С. 3. URL: www. incb.org (дата обращения: 12.11.2021).

ственности. Допустим, в Испании, Франции, на Кипре и Сингапуре за указанные деяния установлена уголовная ответственность, в Таджикистане — административная, в Азербайджане и Афганистане4 — как уголовная, так и административная. Например, в Узбекистане и Киргизии, несмотря на имеющиеся запреты пропаганды наркотиков в национальных нормативно-правовых актах, отсутствуют какие-либо меры юридической ответственности за их нарушения.

Сразу оговоримся, что в заданном контексте будут обсуждаться, прежде всего, достоинства, выявленные в организационной-правовой работе по предупреждению случаев пропаганды наркотиков для их последующего восприятия и применения в отечественной правоприменительной практике.

Так, анализ опыта противодействия пропаганде наркотиков в зарубежных странах свидетельствует, что в такую деятельность вовлечено большинство национальных государственных органов согласно своей компетенции. В некоторых случаях даже создаются специальные органы (комиссии, офисы, рабочие группы), цель деятельности которых непосредственно связана с противодействием пропаганде запрещенных веществ.

Допустим, в Соединенных Штатах Америки в целях координации повседневной деятельности и проведения оперативных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков, в том числе пропаганде наркотиков, широко практикуется тактика использования функционирующих на постоянной основе рабочих групп, именуемых «Task Force». Данные группы состоят из представителей правоохранительных структур различной юрисдикции, при этом подготовленные ими материалы по федеральным делам (для направления в суд) поддерживаются

00 аппаратом федерального прокурора.

01 В Республике Азербайджан функционирует Национальный офис пропаганды против наркотиков и преступности, в состав которого входят практические специалисты и ученые, содействующие с методологической

сч точки зрения политике правительства по предотвращению незаконного оборота и потребления наркотиков и роста преступности, связанной с наркотиками. Одной из целей офиса является также борьба со СПИДом, 170 просвещение в сфере борьбы против терроризма, торговли людьми, пропаганда здорового образа жизни.

Кроме того, просветительская деятельность в рамках борьбы с наркоманией ведется в республике министерствами молодежи и спорта, образования, Государственным комитетом по проблемам семьи, женщин и детей, а также неправительственными организациями. На проведение этой деятельности из государственного бюджета ежегодно выделяются денежные средства в значительном размере. Поручение проведения

4 Антинаркотическое законодательство Афганистана анализируется применительно к правовому режиму, существовавшему до захвата государственной власти и оглашения свода правил талибана.

пропагандистской работы с использованием современных методических средств для просвещения людей о проблемах, которые возникают в результате применения наркотиков, было также официально внесено 25 декабря 2020 г. распоряжением Президента Азербайджана в «Госу- . дарственную программу по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и наркоманией на а 2019-2024 годы»5. U В организационном отношении важно отметить усилия полиции Ре- Q спублики Кипр, которая тесно сотрудничает с другими правительствен- ° ными и неправительственными организациями, а также Форумом граж- о данского общества в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и § сокращения предложения и спроса на них на национальном и междуна- ^ родном уровнях (в рамках Интерпола и Европола). Действующая на тер- М ритории Кипра концепция профилактики, направленная на поощрение н здорового образа жизни, развитие и расширение прав и возможностей от- Т дельных лиц, сосредоточена на более долгосрочной и целенаправленной а профилактике, основанной на научно подтвержденной практике (особое и внимание уделяется уязвимым группам населения, к примеру несовер- о шеннолетним)6. я> В Республике Казахстан основная роль в борьбе с пропагандой нар- р котиков отводится Департаменту по противодействию наркопреступ- д ности Министерства внутренних дел Республики Казахстан. При этом, р учитывая злободневность проблемы распространения информации о Ж наркотиках посредством IT-технологий, полиция республики совместно ^ с другими государственными органами реализует целый комплекс ор- U ганизационных и правовых мер. В частности, на постоянной основе осу- ^ ществляется мониторинг интернет-пространства на предмет выявления ро адресов-ссылок на сайты, рекламные странички, объявления, содержа- а щие информацию о наркотиках. Список выявленных интернет-ресурсов а направляется в целях блокировки в Министерство информации и обще- ы ственного развития, которое, в свою очередь, направляет уведомления Г" администраторам сайтов, на платформах которых размещена данная информация (допустим, адреса российских социальных сетей «Telegram»,

«Viber», «Вконтакте», «WhatsApp» в рамках соглашения с администрато-_

рами социальных сетей по почте направляются в Россию для их последу- 171 ющего удаления)7.

В Финляндии в профилактической работе в рамках программ пропаганды здорового образа жизни активно участвуют неправительственные организации и органы местного самоуправления, действующие в тесном взаимодействии в том числе с другими государственными органами, раз-

5 Информационно-справочные материалы УМС МВД России об опыте Азербайджанской Республики (письмо от 02.04.2021 № 96).

6 Информационно-справочные материалы УМС МВД России об опыте Республики Кипр (письмо от 21.05.2021 № 4/5652).

7 Информационно-справочные материалы УМС МВД России об опыте Республики Казахстан (письмо от 19.04.2021 № 49).

вита практика заключения договоров между органами муниципальной власти и неправительственными организациями, привлекаемыми муниципалитетами для осуществления различных профилактических программ реабилитации наркозависимых лиц.

Республика Таджикистан является примером страны, в которой существует самостоятельный публично-властный координирующий орган в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков — Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. Он уделяет особое внимание проведению профилактических мероприятий, разрабатывает планы с министерствами здравоохранения и социальной защиты населения, внутренних дел, образования и науки, труда и занятости населения, культуры, комитетами молодежи и спорта, по делам женщин и семьи, по делам религии, упорядочению торжеств и национальных традиций, а также с органами исполнительной власти на местах. В рамках таких профилактических мероприятий проводятся встречи среди различных слоев населения, в частности работников разных отраслей, студентов высших и средних учебных заведений, военнослужащих воинских частей. На встречах, организованных уполномоченными должностными лицами среди различных слоев населения, доводится информация о последствиях пропаганды наркотиков, высказываются призывы к сотрудничеству с правоохранительными органами. Одно из самых масштабных мероприятий было проведено в октябре-ноябре 2020 г. под названием «Антинаркотический караван-2020» с девизом «Вместе ведем борьбу с наркотиками», в рамках которого осуществлялись культурные, досуговые и спортивные мероприятия в целях пропаганды здорового образа жизни и профилактики наркомании.

В целях предотвращения пропаганды наркотиков в сети «Интернет» оо оперативными управлениями и техническим отделом связи Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан периодически ведется мониторинг интернет-сайтов, составляется список выявленных сайтов, который впоследствии для принятия соответствую-сч щих мер реагирования отправляется в Совет Безопасности Республики Таджикистан. Например, в 2018 г. был пресечен факт рекламы наркотиков в песне и клипе, запущенной на интернет-портале «УоиТиЪе», из-172 вестного в молодежной среде таджикского музыкального рэп-исполнителя (на основании заключения Комитета по языку и терминологии при Правительстве Республики Таджикистан и Министерства культуры республики, проведенного по тексту песни исполнителя, было возбуждено в отношении последнего дело об административном правонарушении в соответствии со ст. 131 Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях)8.

В Республике Узбекистан для сбора информации о каналах, профилях и ботах, рекламирующих наркотики, по инициативе Управления

8 Информационно-справочные материалы УМС МВД России об опыте Республики Таджикистан (письмо от 12.04.2021 № 96-ЗП).

борьбы с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Узбекистан создан и функционирует в тестовом режиме специализированный «Telegram» чат-бот. Программа предназначена для сбора обращений граждан, включая конфиденциальные, а также Г налаживания механизма взаимодействия органов внутренних дел с администрациями регионов на местах для своевременного реагирования, в ^ том числе блокирования интернет-магазинов9. и Королевство Таиланд представлено значительным количеством за- S действованных в системе противодействия незаконному обороту нарко- 0 тиков государственных органов. Среди них можно назвать Министерство о обороны, Королевскую полицию, Министерство юстиции (в его системе § действует специальное Управление по контролю за оборотом наркоти- > ков), Министерство здравоохранения, Министерство образования, Ге- м неральную прокуратуру и Департамент таможни. Для координации и межведомственных усилий также функционирует во главе с премьер-ми- Q нистром Таиланда Комитет по контролю за оборотом наркотиков, в со- q став которого входят руководители перечисленных ведомств. в Особое значение в стране придается профилактической работе, в част- ° ности Правительством Королевства Таиланд принята «дорожная карта», включающая пять направлений борьбы с распространением наркотиков, е это: концепция «крепкие границы», предполагающая усиление контроля у на всей протяженности границ Таиланда; взаимодействие с населением, р включая проведение разъяснительной работы с населением, привлече- ж ние спонсоров к программам, направленным на борьбу с наркотиками; н общественная работа (строительство спортивных объектов, музыкаль- е ных школ, библиотек и т. д.); взаимодействие с лицами школьного воз- о раста (регулярное осуществление медицинских обследований подрост- о ков, создание сообществ родителей, контролирующих поведение детей о

в учебных учреждениях); взаимодействие с семьями (создание местных н

д

организаций в целях поддержки семей, поддержка и развитие частных § компаний и волонтерских движений, проводящих работу по борьбе с наркотиками, и др.)10.

Немного отвлекаясь от правоохранительной деятельности по профилактике пропаганды наркотиков, также скажем, что за рубежом особое значение отводится традиционным информационно-просветительским мероприятиям. Например, на Кипре распространены лекции, мастер-классы, дискуссии с участием различных специалистов, публикация информационных материалов по борьбе с наркотиками; в Казахстане активная профилактическая антинаркотическая работа включает в себя размещение соответствующих плакатов и баннеров, публикацию изобличающих вред наркотиков статей в газетах и журналах, выпуск

9 Информационно-справочные материалы УМС МВД России об опыте Республики Узбекистан (письмо от 30.03.2021 № 63).

10 Информационно-справочные материалы УМС МВД России об опыте Королевства Таиланд (письмо от 26.04.2021 № 36/04-2021).

агитационных роликов в радиоэфире, проведение образовательных и спортивных проектов и т. д.

В целом большая часть государств мира признает важность принятия упреждающих мер и осуществления профилактической работы в борьбе с правонарушениями наркотической направленности, выраженными в том числе в пропаганде и незаконной рекламе наркотиков, поэтому прилагают к ней значительные усилия. В сравнении с российским опытом часть из них оценивается как традиционная и доступная (в проведении); другая носит более новаторский и любопытный характер. В этом смысле приветствуется, во-первых, вовлеченность в систему противодействия распространению наркомании всех органов публичной власти во взаимодействии с общественными организациями, прежде всего социальной направленности, а также развитие сотрудничества со средствами массовой информации, проведение активной профилактической работы с возможностями привлечения к ней волонтеров. Во-вторых, следует рассмотреть вопрос о создании в нашей стране соответствующей комиссии (офиса) по направлению борьбы с пропагандой наркотиков в рамках Государственного антинаркотического комитета, ответственного за обеспечение координации деятельности всех органов публичной власти (федеральных, региональных и местных) в вопросах противодействия незаконному обороту наркотиков. В-третьих, было бы ошибочным отрицать позитивный потенциал использования опыта полицейской деятельности в странах, использующих новые информационные технологии для сбора и анализа информации о распространении сведений о наркотиках. Правильное использование инноваций позволило бы вовремя распознавать соответствующие правонарушения и купировать их последствия.

В любом случае следует исходить из того, что работа по предупреж-оо дению незаконного распространения наркотиков и информации о наркотиках не даст быстрых, немедленных результатов, но регулярность в ее проведении, выраженное внимание к ней со стороны компетентных органов и должное материальное обеспечение административно-преду-сч предительной деятельности крайне важны.

--Библиографический список

174

Анисифорова М. В. Административно-правовое регулирование оборота наркотиков (опыт компаративного исследования). М. : ИНФРА-М, 2018. 226 с.

Анисифорова М. В. Неочевидные формы пропаганды наркотиков в молодежной среде и административно-правовые средства противодействия им // Научный портал МВД России. 2021. № 1 (53).

Бучнева М. В. К вопросу об административной ответственности за пропаганду наркотиков // Административное право и процесс. 2016. № 8.

References

Anisiforova M. V. Administrative and legal regulation of drug trafficking (experience of comparative research). M. : INFRA-M, 2018. 226 p.

Anisiforova M. V. Non-obvious forms of drug promotion among young people and administrative and legal means of counteracting them // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 1 (53).

Buchneva M. V. On the issue of administrative responsibility for the promotion of drugs // Administrative law and process. 2016. № 8.

Для цитирования:

Анисифорова М. В. Административное предупреждение пропаганды наркотиков за рубежом // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 3 (50). C. 168-175. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/3Z168-175

Recommended citation:

Anisiforova M. V. Administrative prevention of drug promotion abroad // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 3 (50). P. 168-175. DOI: https://doi. org/10.17308/law/1995-5502/2022/3/168-175

Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

Анисифорова М. В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник

Е-mail: marianisiforova@mail.ru

National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation Anisiforova M. V., Candidate of Legal Sciences, Leading Researcher

Е-mail: marianisiforova@mail.ru

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.