Научная статья на тему 'Административное право и охрана окружающей среды'

Административное право и охрана окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное право / охрана окружающей среды / экологические правонарушения / ответственность нарушителей / административные санкции / административный контроль и надзор / нормативная база / эффективность применения административного права / защита прав граждан / administrative law / environmental protection / environmental offenses / liability of violators / administrative sanctions / administrative control and supervision / regulatory framework / effectiveness of administrative law / protection of citizens’ rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кошкин Никита Евгеньевич, Косиковский Александр Ричардович

В статье анализируется применение административного права в области охраны окружающей среды в России. Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие данную сферу, а также практика их применения. Выявлены проблемы, связанные с использованием административного права в данной области, такие как недостаточная жесткость санкций, несоответствие ответственности с ущербом, причиненным окружающей среде, неэффективность контроля и надзора, а также отмечены достижения отечественного законодательства в борьбе с нарушениями в сфере охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кошкин Никита Евгеньевич, Косиковский Александр Ричардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Law and Environmental Protection

The article analyzes the application of administrative law in the field of environmental protection in Russia. The main normative acts regulating this sphere, as well as the practice of their application, are considered. The problems associated with the use of administrative law in this area are identified, such as insufficient severity of sanctions, inconsistency of liability with damage caused to the environment, inefficiency of control and supervision, and achievements of domestic legislation in combating violations in the field of environmental protection are noted.

Текст научной работы на тему «Административное право и охрана окружающей среды»

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Административное право и охрана окружающей среды

КОШКИН НИКИТА ЕВГЕНЬЕВИЧ,

студент

Московский государственный лингвистический университет Российская Федерация, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1 E-mail: nikita.koshkin.2012@mail.ru

КОСИКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР РИЧАРДОВИЧ,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры национальной безопасности и правоохранительной деятельности Института международного права и правосудия Московский государственный лингвистический университет Российская Федерация, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1 E-mail: a_kosikovsky@mail.ru

Administrative Law and Environmental Protection

KOSHKIN NIKITA EVGENIEVICH,

Student

Moscow State Linguistic University Russian Federation, 119034, Moscow, Ostozhenka St., 38, 1 E-mail: nikita.koshkin.2012@mail.ru

KOSIKOVSKY ALEXANDER RICHARDOVICH,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of National Security

and Law Enforcement Institute of International Law and Justice Moscow State Linguistic University Russian Federation, 119034, Moscow, Ostozhenka St., 38, 1 E-mail: a_kosikovsky@mail.ru

УДК 342.9

Аннотация. В статье анализируется применение административного права в области охраны окружающей среды в России. Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие данную сферу, а также практика их применения. Выявлены проблемы, связанные с использованием административного права в данной области, такие как недостаточная жесткость санкций, несоответствие ответственности с ущербом, причиненным окружающей среде, неэффективность контроля и надзора, а также отмечены достижения отечественного законодательства в борьбе с нарушениями в сфере охраны окружающей среды.

Annotation. The article analyzes the application of administrative law in the field of environmental protection in Russia. The main normative acts regulating this sphere, as well as the practice of their application, are considered. The problems associated with the use of administrative law in this area are identified, such as insufficient severity of sanctions, inconsistency of liability with damage caused to the environment, inefficiency of control and supervision, and achievements of domestic legislation in combating violations in the field of environmental protection are noted.

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

Ключевые слова и словосочетания: административное право; охрана окружающей среды; экологические правонарушения; ответственность нарушителей; административные санкции; административный контроль и надзор; нормативная база; эффективность применения административного права; защита прав граждан.

Keywords and phrases: administrative law; environmental protection; environmental offenses; liability of violators; administrative sanctions; administrative control and supervision; regulatory framework; effectiveness of administrative law; protection of citizens' rights.

В современном обществе проблема охраны окружающей среды становится все актуальнее [1; 6] . В настоящее время экологическая ситуация в России характеризуется множеством проблем, связанных с загрязнением водоемов и почв, высоким уровнем вредных выбросов в атмосферу, незаконной рубкой лесных насаждений, разрушением экосистем и другими факторами .

В этой связи вопросы охраны окружающей среды: приобретают все большее значение для общества, поскольку от качества окружающей среды зависит здоровье людей, а также экономическое развитие страны. Несоблюдение экологических норм и требований может привести к серьезным экологическим катастрофам, которые могут нанести необратимый ущерб природным ресурсам и здоровью населения В России отношения в области охраны окружающей среды регулирует законодательство В частности, на федеральном уровне действует множество законов и нормативных актов, которые устанавливают требования к охране окружающей среды и обязанности юридических и физических лиц в этой области . Особенно важным в этом контексте является административное законодательство, которое предусматривает меры ответственности за нарушения экологических норм и требований [4; 10] .

Рассмотрение роли административного права в обеспечении охраны окружающей среды, анализ проблем и перспектив развития данной области являются актуальными вопросами, требующими дальнейшего изучения и разработки соответствующих механизмов предотвращения, пресечения и профилактики экологических правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее — КоАП РФ) является одним из основных законов, регулирующих вопросы охраны окружающей среды . Составы экологических правонарушений закреплены в восьмой главе КоАП РФ .

По мнению А. В . Руденко, составы указанных правонарушений следует делить на три группы: 1) невыполнение экологических требований;

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер . закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» .

2) нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;

3) причинение вреда либо уничтожение природных ресурсов [9, с . 131—134] .

КоАП РФ устанавливает меры ответственности за нарушения экологических норм и требований, а также права и обязанности контролирующих органов. Экологические преступления представляют собой незаконные действия, которые наносят ущерб окружающей среде и природным ресурсам, нарушая тем самым экологические правила и нормы, установленные законодательством Согласно ст. 8 .1 КоАП РФ нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе правил и нормативов по охране воздуха, воды, почвы, природных и других объектов, может повлечь наложение административного штрафа на юридических и физических лиц .

Кроме того, КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил обращения с отходами . В частности, ст. 8 . 2 КоАП РФ предусмотрены штрафы за незаконный выброс отходов в водоемы, почву и другие объекты окружающей среды Однако следует отметить, что ответственность за нарушения экологических норм и требований не ограничивается лишь административными мерами. За более серьезные экологические преступления, такие как незаконная рубка лесных насаждений, несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, загрязнение окружающей среды с угрозой для жизни и здоровья людей, может быть применена уголовная ответственность

Одним из таких преступлений является незаконная рубка лесных насаждений, которая рассматривается как преступление против окружающей среды и природных ресурсов За данное преступление ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации2 (далее — УК РФ) предусматривает наказание в виде штрафа до трех миллионов рублей или лишения свободы: до семи лет. Еще одним экологическим преступлением является загрязнение вод . Ст. 250 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до двухсот тысяч рублей или лишения свободы до пяти лет Кроме того, существует ответственность за незаконную охоту Например,

2 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» .

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

ст . 258 УК РФ «Незаконная охота» предусматривает наказание в виде штрафа до одного миллиона рублей или лишения свободы до пяти лет.

В России существует ряд механизмов административного контроля в сфере экологических правонарушений. Они включают в себя следующие инструменты:

1 . Плановые и внеплановые проверки. Они проводятся органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее региональными структурами Проверки могут быть назначены по инициативе государственных органов или же в результате обращений граждан Органы надзора имеют право проверять соблюдение требований экологического законодательства, обнаруживать и пресекать экологические правонарушения .

2 . Административные штрафы . За экологические правонарушения предусмотрены административные наказания в виде штрафов, установленных законодательством Размер штрафов может зависеть от тяжести нарушения и его последствий, а также от юридического статуса нарушителя Например, за нарушение требований по утилизации и хранению отходов может быть наложен штраф от 50 до 200 тысяч рублей для юридических лиц и от 5 до 15 тысяч рублей для физических лиц .

3 . Конфискация имущества . В случае выявления факта незаконного использования природных ресурсов или их истощения, виновный может быть лишен права пользования данными ресурсами, а имущество, полученное в результате такой деятельности, конфисковано

4 . Приостановление деятельности. В случае выявления опасных экологических нарушений, которые могут привести к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровья населения, органы надзора могут принять решение о приостановлении деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей до устранения выявленных нарушений

Также следует отметить, что существует принцип солидарной ответственности лиц, коллективно причинивших вред окружающей среде, действующий на основании абзаца 1 ст. 1080 ГК РФ1, согласно которому суд вправе возложить на указанных лиц долевую ответственность, исходя из степени вины каждого из них, а при невозможности определить степень вины — исходя из равенства долей .

Наиболее распространенным правонарушением, предусмотренным главой 8 КоАП РФ, является нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов (8 . 37 Ко-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос . Федерации. 1996. № 5 . Ст. 410 .

АП РФ) . Так, в 2021 г . было совершено более 71 тысячи правонарушений по ст. 8 . 37 КоАП РФ, а подвергнуто наказанию около 54 тысяч граждан и юридических лиц [11]. Следует заметить, что наибольшее количество оправданных обвинялись по ч . 2 ст . 8 .12 КоАП РФ — нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, что составляет 40 % оправдательных приговоров, а наименьшее количество оправданных было по ст 8 34, 8 . 35 КоАП РФ — нарушение порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений — всего 2 % от общего числа дел об административном правонарушении

Из приведенной статистики видно, что наибольшее количество оправдательных приговоров связано с нарушением режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах. Это может говорить о том, что существующие механизмы административного контроля в данной сфере работают достаточно эффективно и позволяют обоснованно оправдывать нарушителей, если таковые имеются Однако низкая доля оправдательных приговоров по делам о нарушении порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций, уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений говорит о том, что в этой области необходимо улучшать механизмы контроля и повышать их эффективность для более успешной борьбы с правонарушениями в сфере охраны окружающей среды

Оценка эффективности механизмов административного контроля в сфере экологических правонарушений в России является важной задачей [3, с . 77—81], поскольку от этого зависит успешность решения проблем экологической безопасности

В первую очередь стоит отметить значительное увеличение количества органов государственного надзора за экологической безопасностью . Это позволило усилить контроль над соблюдением экологических требований и оперативно реагировать на нарушения . Значительно улучшились возможности сбора информации о правонарушениях и производство по делам об административных правонарушениях Следует отметить и растущую роль общественности в контроле за экологической ситуацией в России Активное участие гражданских организаций и общественных движений в процессе контроля за соблюдением экологических норм и правил [2, с . 23—57] привело к увеличению общественного давления на предприятия и органы власти, что способствует более ответственному подходу к экологической проблематике

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

Одним из главных механизмов административного контроля в сфере экологических правонарушений является система административных наказаний . Согласно ст. 8 .1 КоАП РФ за экологические правонарушения могут быть наложены административные взыскания в виде штрафов, административного приостановления деятельности, административного наказания в виде исправительных работ или административного исключения из организации

Однако, как показывает практика, эффективность системы административных наказаний в России оставляет желать лучшего . Во-первых, это связано с низким уровнем налогообложения и с недостаточной жесткостью наказаний Во-вторых, необходимо улучшить качество сбора информации о правонарушениях и производства по делам об административных правонарушениях Другим важным механизмом административного контроля в сфере экологических правонарушений является система разрешительной документации Она регулирует условия осуществления хозяйственной деятельности и обеспечивает соблюдение экологических требований при строительстве и эксплуатации объектов Однако нередко наблюдаются случаи нарушения экологических требований при выдаче разрешительной документации, а также возникают проблемы с контролем

Список литературы:

1 . Административно-правовые отношения в отраслях экономики / М . Н . Кобзарь-Фролова, С . А. Агамагомедова, Н . Г . Андрианова и др Воронеж, 2023

2. Косиковский А. Р., Васильев Ф. П. Организация административной деятельности участковых уполномоченных полиции: учебное пособие . Москва, 2014 .

3. Косиковский А. Р. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции: монография Москва, 2015

4 Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: учебник: в 2 ч . / С . В . Байгажаков, А. Г . Елагин, В . В . Кирюхин и др . Ч . 1 . Москва, 2017 .

5 Правовое обеспечение национальной безопасности . Тридцать лет законодательству о безопасности Российской Федерации: обзор Всероссийской научно-практической конференции / А. М . Воронов, И . Б . Карда-шова, А. Ю . Винокуров и др . // Современное право . 2022 . № 10 .

6 Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной Рос-

за исполнением условий разрешительной документации

Таким образом, несмотря на некоторые проблемы в рассматриваемой сфере, можно говорить о положительных изменениях в области административного контроля за экологической безопасностью Усиление контроля, жесткие административные взыскания, участие общественности в процессе контроля — все это существенно повысило уровень экологической безопасности в России Важным фактором является также внедрение современных технологий в экологический контроль и управление Новые технологии позволяют усилить мониторинг состояния окружающей среды, оперативно обнаруживать и устранять экологические правонарушения . Кроме того, значительное внимание уделяется пропаганде экологических знаний и навыков Это включает в себя не только обучение населения экологически безопасному поведению, но и поддержку научных исследований в области экологии и создание условий для развития экологических инноваций

Следует отметить, что экологические отношения тесно связаны с вопросами обеспечения экологической безопасности, являющейся самостоятельным видом национальной безопасности [5; 7; 8], поэтому от эффективности правового регулирования в области экологии во многом зависит обеспечение национальной безопасности нашей страны .

сии / М . Н . Кобзарь-Фролова, С . В . Заполь-ский, Е . Л . Васянина и др . Москва, 2022 .

7. Редкоус В. М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции современного российского государства // Право и государство: теория и практика . 2009. № 1 (49) .

8. Редкоус В. М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика . 2009 . № 12 (60) .

9. Руденко А. В. Юридическая ответственность за экологические правонарушения // Инновационная наука. 2018.№ 12 .

10 . Совершенствование системы администра-

тивных наказаний и порядка их назначения: учебное пособие . А. В . Шевцов, В . А. Милё-хин, А. Г . Николаев и др . Москва, 2020 .

11 Судебная статистика // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: сайт. URL: https://stat .апи-пресс . рф/stats/adm/t/31/s/68 (дата обращения: 08 03 2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.