Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 194—197. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):194 —197.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья
УДК 342.951:351.82; 343.136 NII0N: 2007-0062-4/21-045
doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-194-197 M°SURED: 77/27-°04-2021-°4-245
Ддминистративно-юрисдикционная и уголовно-процессуальная деятельность сотрудников государственного пожарного надзора
Николай Иванович Уткин1, Андрей Владимирович Меньшиков2, Лэйла Сасыкбековна Муталиева3
1 2 3 Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия
1 utkinnick@mail.ru
2 kaf-gp@igps.ru
3 mutalievals@igps.ru
Аннотация. Рассматривается соотношение административно-юрисдикционной и уголовно-процессуальной деятельности органов государственного пожарного надзора при проведении проверок по пожарам. Выявлено отсутствие обязанности должностных лиц государственного пожарного надзора по рассмотрению вопроса о привлечении лиц к административной ответственности после решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Ключевые слова: проверка по факту пожара, административное правонарушение, преступление, нарушение требований пожарной безопасности, административная ответственность, превенция
Для цитирования: Уткин Н.И., Меньшиков А.В., Муталиева Л.С. Административно-юрисдикционная и уголовно-процессуальная деятельность сотрудников государственного пожарного надзора // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 194-197. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-194-197.
INTERDISCIPLINARY RESEARCH
Original article
Administrative-jurisdictional and criminal-procedural activities of employees
of the state fire supervision
Nikolai I. Utkin1, Andrey V. Menshikov2, Leyla S. Mutalieva3
12' 3 St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry
of Emergency Situations of Russia, St. Petersburg, Russia
1 utkinnick@mail.ru
2 kaf-gp@igps.ru
3 mutalievals@igps.ru
Abstract. The paper considers the ratio of administrative-jurisdictional and criminal-procedural activities of state fire control bodies during fire inspections. The absence of the obligation of officials of the state fire supervision to consider the issue of bringing persons to administrative responsibility after the decision to refuse to initiate a criminal case was revealed.
Keywords: check on the fact of fire, administrative offense, crime, violation of fire safety requirements, administrative responsibility, prevention
For citation: Utkin N.I., Menshikov A.V., Mutalieva L.S. Administrative-jurisdictional and criminal-procedural activities of employees of the state fire supervision // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):194—197. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-194-197._
В соответствии с действующим законодательством на органы Государственного пожарного надзора одновременно возложены обязанности по осуществлению администра-
© Уткин Н.И., Меньшиков А.В., Муталиева Л.С., 2021.
тивно-юрисдикционной и уголовно-процессуальной деятельности.
Административно-юрисдикционная деятельность органов ГПН включает в себя возбужде-
ние производства по факту нарушения требований пожарной безопасности и привлечение виновных лиц к административной ответственности [1]. Уголовно-процессуальная деятельность органов ГПН направлена на выявление преступлений, связанных с пожарами, а также проведение дознания по составам преступлений, отнесенных к их компетенции [2].
В связи с тем, что особенностью организационной структуры органов ГПН является одновременное выполнение ими двух видов процессуальной деятельности, в должностные обязанности и инспекторов, и дознавателей Государственного пожарного надзора одновременно входят осуществление дознания, а также проверок, регламентированных ст. 144 УПК РФ, и в то же время привлечение лиц к административной ответственности по КоАП РФ. Такой подход организации деятельности не является общим для всех органов исполнительной власти в Российской Федерации. Так, в структуре органов внутренних дел МВД России отдельно выделяются отделы организации дознания и отделы организации применения административного законодательства.
Действия при получении сообщения о пожаре регламентируются приказом МЧС России № 444. Данный приказ утвердил Боевой устав подразделений пожарной охраны. Согласно данному уставу, прием и обработка сообщений о пожаре относятся к боевым действиям, которые осуществляются до выезда к месту пожара. Единые номера, по которым принимаются сообщения о пожарах, установлены для всей страны. Номера 112, 01 или 101 могут поступить на пульт диспетчера пожарного гарнизона или диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы. В любом случае диспетчер после выяснения основной информации о месте пожара, наличия опасности для жизни людей, а также выяснения личности звонящего оценивает обстановку и направляет к месту пожара силы и средства тушения пожара. В связи с тем, что законодательством регламентировано скорейшее прибытие к месту пожара, время обработки сигнала о пожаре не должно задерживать прибытие пожарных на пожар. Начальник караула, который осуществлял тушение пожара, после его окончания составляет донесение о пожаре. Форма донесения содержит целый ряд ключевых характеристик пожара, которые должны быть отражены при составлении донесения. Донесение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в подразделении пожарной охраны, а второй передается в орган ГПН. Данное донесение явля-
ется основанием для регистрации пожара в книге регистрации сообщений о преступлениях, служит поводом для проведения доследственной проверки по факту пожара, регламентированной ст. 144 УПК РФ.
В соответствии с ведомственным приказом МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и других происшествиях в органах ГПС МЧС России. Согласно этой Инструкции в органах ГПН ведется одна книга регистрации сообщений о преступлениях (КРСП) и два журнала — журнал регистрации пожаров и иных происшествий (ЖРП), а также журнал регистрации материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (ЖРОМ). Согласно Инструкции информация о пожаре может быть зарегистрирована в КРСП или ЖРП. Основанием для выбора регистрации является наличие в сообщении о происшествии признаков состава преступления. При наличии оснований предполагать наличие признаков состава преступления сообщение регистрируется в КРСП, при отсутствии таких признаков происшествие регистрируется в ЖРП. Но при пожаре сложно сразу выявить признаки преступления или однозначно решить, что они отсутствуют. В связи с этим Инструкция содержит норму о том, что в случае выявления в ходе проверки сообщения об иных, кроме преступления, сообщениях признаков состава преступления, должностное лицо, проводившее проверку, обязано предоставить рапорт руководителю о результатах проверки. На этом основании принимается решение о регистрации рапорта в КРСП и проведении дос-ледственной проверки, регламентированной ст. 144 УПК РФ.
В случае регистрации сообщения о пожаре сразу в КРСП доследственная проверка начинается сразу после регистрации, а также исчисление процессуальных сроков. В результате проведения проверки дознаватель может принять одно из процессуальных решений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. К таким последствиям относятся возбуждение уголовного дела, передача дела по подследственности, а также отказ в возбуждении уголовного дела. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится в случаях, когда пожар не содержит признаков состава преступления. В качестве примера можно привести недостаточный для уголовной ответственности размер причиненного ущерба. Действующая Инструкция при этом не содержит обязанностей должностных лиц, осуществляющих дознание, рассмотреть
2021 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!
195
вопрос о наличии в происшествии признаков иных правонарушений, в частности административных. В этих условиях может сложиться следующая ситуация. При поступлении сообщения о пожаре должностное лицо может усмотреть в событии признаки состава преступления, в ходе проведения проверки им устанавливается отсутствие признаков состава преступления. Должностное лицо выносит отказ в возбуждении уголовного дела, регистрирует его надлежащим образом, и после этого вся деятельность по данному пожару прекращается. Инструкция, содержащая детальную регламентацию перехода от административной проверки к уголовно-процессуальной деятельности, не содержит нормы об обратном переходе. Отсутствие обязанности должностного лица рассмотреть вопрос о наличии состава административного правонарушения в пожаре, который не имеет признаков состава преступления, приводит к тому, что после окончания уголовно-процессуальной деятельности по пожару виновное лицо вообще не привлекается к ответственности.
Несомненно, что и административно-юрис-дикционная и уголовно-процессуальная деятельность сотрудников ГПН является предметом контроля со стороны руководителей. Эта деятельность подвергается также проверке при проведении плановых или неплановых мероприятий по контролю и надзору. Так, осуществление государственного пожарного надзора регулируется Федеральным законом № 248-ФЗ. Но выявление нарушений Закона вследствие непривлечения виновных лиц к административной ответственности может произойти, а чаще всего и происходит за пределами сроков привлечения к административной ответственности. Должностное лицо, допустившее данное нарушение, может быть привлечено к дисциплинарной и иным видам ответственности, но это уже не изменит того, что виновное лицо избежало ответственности за пожар, теперь уже в связи с истечением процессуальных сроков.
По нашему мнению, отсутствие обязанности лиц, осуществляющих дознание по делам о пожарах, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности, а руководителей органов государственного пожарного надзора — проконтролировать выполнение этой обязанности, на практике приводит к уходу от административной ответственности лиц, виновных в возникновении пожара, в случае вынесения отказа в возбуждении уголовного дела. Это влечет за собой безнаказанность в сфере пожарной безопасности, не работает общая и
специальная превенция. Кроме того, в ходе дос-ледственной проверки может быть установлено отсутствие признаков состава преступления в отношении лица, виновного в возникновении пожара, а распространение огня может быть вызвано невыполнением обязательных требований пожарной безопасности, допущенных другим лицом. К примеру, руководитель организации обладает целым рядом обязанностей по обеспечению пожарной безопасности. Невыполнение им этих требований может послужить основой для быстрого распространения огня [3].
Исходя из изложенного, предлагаем внести в Инструкцию, утвержденную приказом МЧС России № 270, следующую норму:
«44.1. При вынесении отказа в возбуждении уголовного дела должностное лицо, выносящее данное постановление, обязано составить рапорт руководителю органа дознания, в котором сообщает руководителю о наличии или отсутствии в происшествии состава административного правонарушения. В случае выявления признаков состава административного правонарушения должностным лицом, проводившим проверку сообщения о преступлении, руководитель органа дознания определяет должностное лицо, обязанное возбудить дело об административном правонарушении».
Внесение данной нормы в Инструкцию, регламентирующую проведение проверок сообщений о преступлениях и происшествиях в МЧС России, приведет к сокращению случаев ухода от административной ответственности лиц, виновных в возникновении пожаров. Данное изменение не требует дополнительных бюджетных расходов, но приведет к повышению пожарной безопасности за счет специальной превенции.
Список источников
1. Пилипяк A.B., Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов ГПН / / Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. Т. 1. С. 724—726.
2. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Уголовно-процессуальная деятельность органов ГПН как один из видов правоприменительной деятельности в области пожарной безопасности // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 11-2. С. 185—187.
3. Савенкова A.E., Завьялов Д.Е., Кондрашин A.B. Осуществление профилактической работы как основного элемента воздействия на состояние пожарной безопасности объекта защиты / / Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Пе-
тербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2020. № 2. С. 6—10.
References
1. Pilipyak AV., Smetankina G.I., Dorokhova O.V. Administrative and jurisdictional activities of the GPN bodies / / Fire safety: problems and prospects. 2018.Vol. 1. P. 724—726.
2. Smetankina G.I., Dorokhova O.V. Criminal procedural activity of the state police bodies as
one of the types of law enforcement in the field of fire safety / / New Science: Experience, Traditions, Innovations. 2016. No. 11-2. S. 185—187.
3. Savenkova A.E., Zavyalov DE, Kondrashin A.V. Implementation of preventive work as the main element of the impact on the state of fire safety of the object of protection / / Scientific-analytical journal Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia. 2020. No. 2. P. 6—10.
Информация об авторах
Н.И. Уткин — заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права;
А.В. Меньшиков — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права; Л.С. Муталиева — кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданского права.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
N.I. Utkin — honored lawyer of the Russian Federation, doctor of law, professor, professor of the Department of theory and history of state and law;
A.V. Menshikov — candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of civil law;
L.S. Mutalieva — candidate of legal sciences, associate professor, deputy head of the Department of civil law.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 08.10.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.
The article was submitted 08.10.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 15.11.2021.
2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel
197