Научная статья на тему 'Административно-юрисдикционная деятельность органов ГПН'

Административно-юрисдикционная деятельность органов ГПН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пилипяк А. В., Сметанкина Г. И., Дорохова О. В.

Анализируется правовая ответственность за административные правонарушения, которые посягают на общественные отношения, в сфере обеспечения пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-юрисдикционная деятельность органов ГПН»

- производимая продукция должна соответствовать требованиям пожарной безопасности (см. Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304);

- требования к качеству услуг по монтажу, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (услуги оказываются в том числе по гражданско-правовым договорам) (Приказ МЧС России от 30 октября 2017 г. № 478 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»);

- требования к лицензированию деятельности по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений») и др.

Таким образом, уровень пожарной безопасности в государстве - следствие соблюдение гарантий и условий разных видов, которые в неразрывном единстве обеспечивают общественное спокойствие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЭ (ред. от 3 июля 2018 г.) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // СЗ РФ. -2017. -№ 50. - Часть 1. - Ст. 7533.

2. Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска: утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 // СЗ РФ. - 2009. - № 15. -Ст. 1836.

3. Приказ МЧС России от 30 октября 2017 г. № 478 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» // URL -http://www.pravo.gov.rn (дата обращения: 30.11.2017).

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. - 2012. - № 2. - Ст. 298.

5. Горбунова О.Н. Экологическая катастрофа и проблемы финансового права // Финансовое право. 2010. № 12.

УДК 109.343

A.B. Пилипяк, Г.И. Сметанкина, О.В. Дорохова

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГПН

Анализируется правовая ответственность за административные правонарушения, которые посягают на общественные отношения, в сфере обеспечения пожарной

безопасности.

Ключевые слова: административное правонарушение, субъект административного правонарушения, нарушение требований пожарной безопасности, исполнение государственной функции.

А. V. Pilipiak, G.I. Smetankina, О. V. Dorokhova

ADMINISTRATIVE-JURISDICTION ACTIVITY OF GPN AUTHORITIES

Legal liability for administrative offenses that infringe on public relations, in the field of fire safety.

Keywords: administrative offense, subject of an administrative offense, violation of fire safety requirements, execution of state function.

Органы ГПН контролируют соблюдение организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, иными словами осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных федеральным законом.

Административное правонарушение (проступок) в юридической литературе характеризуется как деяние, в результате которого нарушены установленные правила поведения общего характера, адресованные широкому кругу субъектов. Нарушение установленных правил законодатель рассматривает как преступление с привлечением к уголовной ответственности, если в нарушении правил заключена большая степень общественной опасности. Большинство правонарушений не являются настолько серьезными, чтобы оценивались как уголовно наказуемое деяние.

В Кодексе об административных правонарушениях (далее КоАП) дано официальное определение административного правонарушения [1, ч. 1 ст. 2.1]. К административному правонарушению относится «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [1, ст. 2.1]. К административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 -летнего возраста на момент совершения административного правонарушения.

Законодатель, определяя понятие «административное правонарушение» не называет в числе его признаков общественную опасность, что указано в ст. 14 УК РФ в понятии преступления. Наличие же признака общественной опасности вытекает из самого содержания диспозиций административно - деликтных норм, входящих в Особенную часть КоАП. Например, очевидна общественная опасность административных правонарушений, посягающих на пожарную безопасность (в результате пожаров гибнут и получают травмы десятки тысяч человек в нашей стране) или связаны с нарушением установленных правил эксплуатации опасных производственных объектов, учета, обращения оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.п.

Административно - юрисдикционная деятельность органов ГПН инициируется с нарушением требований пожарной безопасности. Нормы, которые предусматривают ответственность за указанные нарушения, являются бланкетными (ст. 8.32, 20.4 КоАП).

Административные правонарушения в области пожарной безопасности также являются общественно опасными, но в гораздо меньшей степени, чем преступление. Административно - юрисдикционная деятельность органов ГПН ФПС МЧС России инициируется особым юридическим фактом - нарушением правил и требований пожарной безопасности. Материальный ущерб от пожара почти всегда достаточно велик. Безусловно,

значительно облегчает возмещение ущерба после пожара наличие страховки, однако если страховка не покроет ущерб, оставшуюся сумму необходимо взыскивать с виновника возгорания в рамках судебного разбирательства. Для возмещения ущерба в результате пожара необходимо наличие заключения пожарно-технической экспертизы, в результате которой будет установлена непосредственная (техническая) причина пожара. Таким образом, будет установлен виновник возгорания, с которого пострадавший может осуществить взыскание ущерба, причинённого пожаром. Для проведения оценки ущерба после пожара следует обратиться в специализированную организацию, занимающуюся оценкой имущества. Взыскание ущерба от пожара не обязательно должно происходить через суд: в том случае, если виновник возгорания признаёт себя таковым, пострадавший может вручить ему письменную претензию, в которой будет указан размер полученного ущерба (с подробным расчётом) и требуемая сумма компенсации. При ненаступлении последствий в крупном размере (250 тысяч рублей) при уничтожении или повреждении чужого имущества по неосторожности, данное деяние расценивается как административное правонарушение и подлежит ответственности по Кодексу РФ об административных правонарушениях (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, вправе проводить исследования, экспертизы, испытания, расследования и другие мероприятия по контролю; ими вносятся предложения о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; должностные лица возбуждают дела об административных правонарушениях, которые в основе своей имеют нарушения требований пожарной безопасности, рассматривают их, принимают меры по предотвращению подобных нарушений; вызывают в органы ГПН должностные лица органов власти, граждан по административным делам, делам и материалам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, которые находятся в их производстве, получают объяснения от названных выше лиц, справки, документы т.д.

В результате исполнения государственной функции сотрудник ГПН составляет акт проверки, также выдает предписание об устранении обнаруженных в результате проверки нарушений, предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения; составляет протокол об административном правонарушении, которое связано с нарушением требований пожарной безопасности и принимает меры по их предотвращению; выдает предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности; выдает заключение о несоответствии или соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (по состоянию на 01 сентября 2017 г.).

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Федеральный закон № 123 от 22 07.2008г. Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

УДК 109.343

А. С. Половинкин, Г.И. Сметанкина, О.В. Дорохова

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПОЖАРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЗДАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.