Научная статья на тему 'Административно-процессуальный статус участников дисциплинарного производства'

Административно-процессуальный статус участников дисциплинарного производства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1070
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УЧАСТНИКИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ДЕЛО / ADMINISTRATIVE LAW / PUBLIC SERVICE / STATE EMPLOYEE / DISCIPLINARY COERCION / DISCIPLINARY LIABILITY / ADMINISTRATIVE PROCESS / DISCIPLINARY PROCEEDINGS / PARTICIPANTS IN DISCIPLINARY PROCEEDINGS / DISCIPLINARY CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лещина Э. Л.

В статье рассматривается правовое положение участников дисциплинарного производства, выделены и проанализированы существующие точки зрения на их классификацию. Сведя воедино ряд подходов, автор предлагает классифицировать участников дисциплинарного производства по следующим основаниям: 1) по их функциональной роли в производстве; 2) в зависимости от обязательности их участия в производстве; 3) в зависимости от заинтересованности участников дисциплинарного производства в его результатах. Далее приводится характеристика административно-процессуального статуса участников производства по дисциплинарным делам, обосновываются предложения по совершенствованию правового статуса госслужащего, в отношении которого осуществляется дисциплинарное производство. Делается вывод, что дисциплинарное производство в целом является средством реализации законного интереса его участников. В завершение высказывается мнение, что современное состояние правового регулирования правового статуса участников дисциплинарного производства в системе государственной службы РФ в условиях незавершенности реформы института государственной службы далеко от совершенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Procedural Status of Participants in Disciplinary Proceedings

The paper examines the legal status of participants in disciplinary proceedings, identifies and analyzes the existing points of view on their classification. Having brought together a number of approaches, the author proposes to classify participants in disciplinary proceedings on the following grounds: 1) according to their functional role in production; 2) depending on the obligatory nature of their participation in production; 3) depending on the interest of participants in the disciplinary proceedings in its results. The following is a description of the administrative and procedural status of participants in proceedings in disciplinary cases. The author substantiates proposals for improving the legal status of a civil servant in respect of which disciplinary proceedings are carried out. It is concluded that disciplinary proceedings as a whole are a means of realizing the legitimate interest of its participants. In conclusion, the author expresses the opinion that the current state of legal regulation of the legal status of participants in disciplinary proceedings in the civil service system of the Russian Federation in the context of incomplete reform of the civil service institution is far from being perfect.

Текст научной работы на тему «Административно-процессуальный статус участников дисциплинарного производства»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

DOI: 10.17803/1994-1471.2020.112.3.112-120

Э. Л. Лещина*

Административно-процессуальный статус участников дисциплинарного производства

Аннотация. В статье рассматривается правовое положение участников дисциплинарного производства, выделены и проанализированы существующие точки зрения на их классификацию. Сведя воедино ряд подходов, автор предлагает классифицировать участников дисциплинарного производства по следующим основаниям: 1) по их функциональной роли в производстве; 2) в зависимости от обязательности их участия в производстве; 3) в зависимости от заинтересованности участников дисциплинарного производства в его результатах. Далее приводится характеристика административно-процессуального статуса участников производства по дисциплинарным делам, обосновываются предложения по совершенствованию правового статуса госслужащего, в отношении которого осуществляется дисциплинарное производство. Делается вывод, что дисциплинарное производство в целом является средством реализации законного интереса его участников. В завершение высказывается мнение, что современное состояние правового регулирования правового статуса участников дисциплинарного производства в системе государственной службы РФ в условиях незавершенности реформы института государственной службы далеко от совершенства. Ключевые слова: административное право; государственная служба; государственный служащий; дисциплинарное принуждение; дисциплинарная ответственность; административный процесс; дисциплинарное производство; участники дисциплинарного производства; дисциплинарное дело.

Для цитирования:Лещина Э. Л. Административно-процессуальный статус участников дисциплинарного производства // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 3. — С. 112—120. — DOI: 10.17803/1994-1471.2020.112.3.112-120.

Administrative Procedural Status of Participants in Disciplinary Proceedings

Eduard L. Leshchina, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative Law, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk pr. Lenina, d. 76, Chelyabinsk, Russia, 454080 [email protected]

Abstract. The paper examines the legal status of participants in disciplinary proceedings, identifies and analyzes the existing points of view on their classification. Having brought together a number of approaches, the author proposes

© Лещина Э. Л., 2020

* Лещина Эдуард Леонидович, доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета), г. Челябинск Пр. Ленина, д. 76, г. Челябинск, Россия, 454080 [email protected]

to classify participants in disciplinary proceedings on the following grounds: 1) according to their functional role in production; 2) depending on the obligatory nature of their participation in production; 3) depending on the interest of participants in the disciplinary proceedings in its results. The following is a description of the administrative and procedural status of participants in proceedings in disciplinary cases. The author substantiates proposals for improving the legal status of a civil servant in respect of which disciplinary proceedings are carried out. It is concluded that disciplinary proceedings as a whole are a means of realizing the legitimate interest of its participants. In conclusion, the author expresses the opinion that the current state of legal regulation of the legal status of participants in disciplinary proceedings in the civil service system of the Russian Federation in the context of incomplete reform of the civil service institution is far from being perfect.

Keywords: administrative law; public service; state employee; disciplinary coercion; disciplinary liability; administrative process; disciplinary proceedings; participants in disciplinary proceedings; disciplinary case. Cite as: Leshchina EL. Administrativno-protsessualnyy status uchastnikov distsiplinarnogo proizvodstva [Administrative procedural status of participants in disciplinary proceedings]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2020;15(3):112-120. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.112.3.112-120. (In Russ., abstract in Eng.).

Для дисциплинарного правоотношения, дисциплинарных правоотношений. В этой связи

как и для любого правоотношения, ха- в административно-правовой литературе вы-

рактерен круг своих участников (субъ- деляются различные подходы к определению

ектов), которые выполняют определенные системы участников дисциплинарного произ-

функции (обязанности) на различных стадиях водства и по-разному дается характеристика их

производства по дисциплинарному делу. Од- правового положения. Авторы научных работ

ной из важнейших характеристик субъекта классифицировали субъектов дисциплинар-

дисциплинарного правоотношения выступает ных правоотношений по следующим основа-

его административно-правовой статус, т.е. пра- ниям:

вовое положение в отношениях с субъектами 1) в зависимости от функций дисциплинарного публичного управления. Административно-про- производства — Ю. С. Адушкин1;

цессуальный статус госслужащих — участников 2) по характеру процессуального статуса — дисциплинарного производства определяется А. В. Никифоров2, М. Б. Добробаба3;

кругом их прав и обязанностей как участников 3) в зависимости от обязательности участия — процессуальных отношений и является произ- Т. А. Малыхина4, Е. В. Климкина5;

водным от их специального правового статуса 4) в зависимости от участия на определенных государственных служащих. стадиях дисциплинарного производства —

Необходимо подчеркнуть, что законода- Т. А. Малыхина6;

тельство о государственной службе РФ не со- 5) в зависимости от количественного состава — держит четкого определения видов участников Е. В. Климкина7;

Адушкин Ю. С. Дисциплинарное производство в СССР / под ред. В. М. Манохина. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1986. С. 67-76.

Никифоров А. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1998. С. 18.

Добробаба М. Б. Дисциплинарная ответственность в системе государственно-служебных правоотношений : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2018. С. 211—212.

Малыхина Т. А. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 121.

Климкина Е. В. Правоотношения, возникающие при реализации дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего // URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1812 (дата обращения: 30.07.2019). Малыхина Т. А. Указ. соч. С. 122. Климкина Е. В. Указ. соч.

2

3

4

5

6

7

6) в зависимости от объема дисциплинарной власти — Е. В. Климкина8;

7) в зависимости от роли в дисциплинарном производстве — Е. В. Климкина9, Е. А. Рого-жкина10.

Представленные позиции демонстрируют различные подходы к классификации участников дисциплинарного производства. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что наиболее взвешенной, продуманной и наиболее достойно выглядит точка зрения авторов учебника «Административно-процессуальное право», где В. А. Кудин и О. В. Прохорова указывают, что «сторонами дисциплинарного производства являются субъект дисциплинарной власти и его подчиненный, в отношении которого ведется производство по дисциплинарному делу.... В дисциплинарном производстве (судопроизводстве) могут участвовать также свидетели, потерпевшие, эксперты, переводчик, военный прокурор, защитник (адвокат), законные представители»11. Возьмем за основу концепцию указанных авторов, а также принцип отраслевой аналогии в вопросах классификации участников производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, с учетом их функциональной роли среди участников дисциплинарных отношений предлагается выделить: 1) субъектов дисциплинарной власти; 2) лиц, в отношении которых ведется производство по дисциплинарному делу; 3) иных участников дисциплинарного производства. Права и обязанности каждой из названных групп участников различаются в зависимости от их места в производстве, а также от того, какие функции они выполняют. С учетом обязательности участия среди выше-

названных лиц далее можно выделить 1) основных и 2) иных участников производства по дисциплинарным делам.

В этом вопросе очень важно учесть также следующее обстоятельство. Участники производства по дисциплинарным делам обладают различными процессуальными интересами и, соответственно, могут быть разделены на две группы: 1) имеющие самостоятельный процессуальный интерес и 2) не имеющие такового. По нашему мнению, процессуальные интересы в дисциплинарном производстве реализуются должностными лицами, ведущими производство по делу, и участниками со стороны обвинения и защиты. Причем лицо, в отношении которого осуществляется дисциплинарное производство, имеет самостоятельный процессуальный интерес, равно как и лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении12. Такие участники, как свидетели, понятые, эксперты, специалисты, переводчики, не заинтересованы в исходе конкретного дела, имеют «нейтральное положение» и осуществляют служеб-но-вспомогательные процессуальные функции.

Далее охарактеризуем правовой статус отдельных участников дисциплинарного производства.

Субъекты дисциплинарной власти (субъекты применения дисциплинарных взысканий) — лица, занимающие более высокое должностное положение, правомочные возбуждать и разрешать дисциплинарные дела. По общему правилу это руководитель, начальник, командир, правомочные издавать приказ о приеме лица на службу (работу, учебу) и, соответственно, привлекать его к ответственности13, «или его

Климкина Е. В. Указ. соч. Климкина Е. В. Указ. соч.

Рогожкина Е. А. Производство по дисциплинарным делам: в органах внутренних дел Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2017. С. 77.

Административно-процессуальное право : учебник / под ред. А. И. Каплунова. СПб. : Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2015. С. 174—175.

См. подробнее: ОсинцевД. В. Административное право : учебник для бакалавриата и специалитета. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2019. С. 364—365.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Ч. 1 ст. 41.7 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472 ; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

8

9

12

13

представитель, уполномоченный вести дисциплинарное производство от имени субъекта дисциплинарной власти»14. Сюда же относится комиссия государственного органа по служебным спорам.

По общему правилу правом налагать дисциплинарные взыскания на госслужащего (сотрудника, военнослужащего) наделены прямой или непосредственный руководитель. Для характеристики этих лиц используют термины «наниматель», «представитель нанимателя».

Общими процессуальными правами власте-наделенной стороны являются:

— возбуждение производства по дисциплинарному делу;

— временное отстранение от исполнения служебных обязанностей лица, совершившего дисциплинарный проступок;

— истребование объяснения в письменной форме от лица, совершившего дисциплинарный проступок, составление акта об отказе дать такое объяснение;

— применение мер обеспечения производства по дисциплинарным делам;

— назначение проведения служебной проверки, при необходимости продление времени ее проведения;

— утверждение заключения по результатам служебной проверки;

— наложение дисциплинарного взыскания или ограничение мерами морального или общественного воздействия;

— обращение к вышестоящему руководителю с ходатайством о наложении более строгого дисциплинарного взыскания дисциплинарной властью последнего;

— изменение(отмена) дисциплинарного взыскания, назначенного нижестоящим руководителем;

— доведение дисциплинарного взыскания до лица, привлеченного к дисциплинарной ответственности;

— обращение к исполнению наложенного дисциплинарного взыскания.

В определенных законом случаях руководители наделяются специальными правами и обязанностями. Так, при наличии признаков преступления в действиях сотрудника ОВД, подтвержденных заключением по результатам служебной проверки15, материалы могут передаваться в следственные органы Следственного комитета РФ, прокуратуры РФ для принятия решения в установленном законом порядке. Аналогичные законоположения предусмотрены для руководителя таможенного органа16, командира (начальника) в системе военной службы17.

Административно-процессуальный статус должностных лиц, проводящих служебную проверку (разбирательство и административное расследование — в отношении военнослужащих), определяется также положениями, определяющими порядок проведения служебной проверки18, разбирательства19, административного расследования при причинении военнос-

Ст. 28.4 // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331 ; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ч. 1 ст. 57 ; Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377. П. 39, 41, 44 // СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5808.

14 Административно-процессуальное право. С. 174.

15 Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 14 июня.

16 Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации : Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396. П. 20 // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5742.

17 Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации : Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации». П. 77, 79 // СЗ РФ. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.

18 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 59 ; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних

лужащим материального ущерба20. По общему правилу в проведении служебной проверки не может участвовать лицо, прямо или косвенно заинтересованное в ее результате. Наиболее полно правовое положение данных лиц определено в системе МВД России, и в силу ограниченности объема статьи предлагаем самостоятельно обратиться по этому вопросу к приказу МВД России от 26 марта 2013 г. № 161.

Государственный служащий, в отношении которого осуществляется производство по дисциплинарному делу, имеет право:

— знать о назначении и об основаниях проведения служебной проверки (разбирательства);

— на разъяснение своих прав лицом, проводящим служебную проверку (разбирательство);

— предоставлять (не давать) объяснения по факту совершенного деяния;

— представлять заявления, доказательства, документы, требовать их приобщения к материалам служебной проверки;

— заявлять отвод лицам, проводящим служебную проверку21, а военнослужащий — также отвод судье гарнизонного военного суда, военному прокурору, специалисту или переводчику22;

— потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований);

— обжаловать действия и решения лиц, проводящих служебную проверку;

— знакомиться с заключением служебной проверки, другими ее материалами (в части, его

дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст. 52 // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020 ; приказ ФССП России от 20 сентября 2010 г. № 427 «Об утверждении Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах» // Российская газета. 2010. 22 октября ; приказ ФСИН России от 12 апреля 2012 г. № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. 2012. 7 сентября ; приказ ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1557 «Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 24 октября ; приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» ; приказ СК России от 3 февраля 2015 г. № 11 «Об утверждении Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации» // БНА ФОИВ. 2015. № 40 ; приказ МЧС России от 17 октября 2016 г. № 550 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // БНА ФОИВ. 2016. № 48 ; приказ Росгвардии от 30 января 2018 г. № 25 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 01.08.2019).

19 Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Гл. 3—4.

20 См.: Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Ст. 7 // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3682 ; Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом министра обороны РФ от 3 декабря 2015 г. № 717. П. 52—64 // URL: http://www.consultant.ru/ (дата доступа 01.08.2019).

21 Право закреплено в п. 20 Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации», в абз. 4 п. 15 Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации.

22 Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста». Ст. 10 // СЗ РФ. 2006. № 49 (ч. 1). Ст. 5089.

касающейся), актом о наложении дисциплинарного взыскания;

— требовать рассмотрения возражений на заключение служебной проверки;

— обжаловать решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Круг установленных процессуальных прав (гарантий) у военнослужащих, привлекаемых к дисциплинарной ответственности, шире, чем для государственных служащих иных видов. В частности, для военнослужащего законодательно предусмотрено право пользоваться юридической помощью защитника, присутствовать при рассмотрении его дисциплинарного дела судом.

Сотрудник органов внутренних дел, Росгвар-дии, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со сви-детельствованием против самого себя (п. 1 ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). Аналогичные законоположения предусмотрены и для сотрудников уголовно-исполнительной системы (п. 1 ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"»), федеральной противопожарной службы (п. 1 ч. 7 ст. 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

К основным обязанностям субъекта дисциплинарной ответственности также можем отнести прибытие на заседание аттестационной комиссии, комиссии по разрешению служебных споров.

Как представляется, процессуальные гарантии лица, в отношении которого осуществляет-

ся служебное дисциплинарное производство, должны быть четко определены законодательными актами о порядке прохождения отдельных видов государственной службы, а приведенный выше перечень основных прав может быть дополнен следующими:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на защитника;

— ходатайствовать о вызове и об опросе определенных лиц, в том числе в качестве свидетелей, специалистов;

— присутствовать при рассмотрении своего дела;

— выражать свое мнение, задавать вопросы иным участникам дисциплинарного производства, опровергать их показания. Способы защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов могут быть различными — обжалование наложенного дисциплинарного взыскания вышестоящему руководителю, комиссии по урегулированию конфликта интересов, в суд.

Имеет личный интерес в деле и потерпевший (при наличии). Следует отметить, что данная категория лиц в дисциплинарном законодательстве отдельно не выделяется, как не определяются и их права и обязанности. Нормативные акты содержат указание на «иных лиц». Потерпевшим может быть как госслужащий, иное лицо государственного органа, так и лицо, таковым не являющееся. Данное лицо не является пассивным участником разбирательства и может выполнять функцию преследования в отношении госслужащего, который причинил ему физический, материальный или моральный вред.

Правовой статус защитника в дисциплинарном производстве определен только для судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке судьей гарнизонного военного суда23 и в целом аналогичен статусу защитника в производстве по делу об административном правонарушении.

К иным участникам дисциплинарного производства относятся свидетели, понятые,

23 См. подробнее: Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста». Ст. 6.

специалисты, эксперты, переводчики, законные представители, профсоюзы, аттестационные комиссии, суды чести, кадровые подразделения, подразделения по противодействию коррупции.

Процессуальный статус свидетелей в дисциплинарном производстве нормативно не определен, однако практика показывает, что при проведении служебной проверки они играют значительную роль. Свидетели могут дать показания по факту совершенного дисциплинарного проступка, удостоверить отказ госслужащего от дачи письменных объяснений, от ознакомления с заключением о результатах служебной проверки, приказом по результатам проверки и (или) от проставления своей подписи на нем.

Понятые удостоверяют факт применения мер обеспечения производства по дисциплинарному делу (ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

Что касается специалиста24, переводчика25 и эксперта26, то их права и обязанности регламентированы только в военном праве.

Аттестационные комиссии участвуют в дисциплинарном производстве в случаях применения такого вида взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии (например, такая норма содержится в п. 29 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ), либо увольнения сотрудника ОВД при его несоответствии занимаемой должности (п. 13 ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Суд чести Следственного комитета РФ по итогам рассмотрения вопросов о нарушении сотрудником Следственного комитета норм профессиональной этики может либо предупредить его об ответственности, либо ходатайствовать перед председателем Следственного комитета о привлечении сотрудника к ответственности27.

Правовое положение прокурора в дисциплинарном производстве специально регла-

ментировано только при его участии в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке статьей 7 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста». А общее правовое положение прокурора в дисциплинарном производстве опосредовано ст. 10 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Выводы:

1. Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что исследования системы и правового статуса участников дисциплинарного производства, как правило, проводились применительно к государственной службе определенного вида и авторами по-разному определяется круг участников производства по дисциплинарному делу и их административно-процессуальный статус, что обусловлено в том числе недостатками правового регулирования вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих. Эти и другие обстоятельства предполагают необходимость дальнейшего рассмотрения указанных проблем в целях совершенствования правового положения участников производства по дисциплинарным делам.

2. Предлагается классифицировать участников дисциплинарного производства по следующим основаниям:

1) по их функциональной роли в производстве:

а) субъекты дисциплинарной власти;

б) лицо, в отношении которого осуществляется производство по дисциплинарному делу;

в) иные участники (свидетели, понятые, специалисты, эксперты, переводчики, военный прокурор, потерпевшие, законные представители, защитник, профсоюзы, аттеста-

24 Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ. П. 2 ч. 1 ст. 9.

25 Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ. П. 3 ч. 1 ст. 9.

26 Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. П. 55

27 В Следственном комитете образован суд офицерской чести // URL: https://sledcom.ru/news/ item/1011174/?pdf=1 (дата доступа 30.08.2019).

ционные комиссии, суды чести, кадровые подразделения, подразделения по противодействию коррупции);

2) в зависимости от обязательности их участия в производстве:

а) основные (субъект дисциплинарной власти; лицо, в отношении которого осуществляется производство);

б) все «иные участники», указанные в п. 1;

3) в зависимости от заинтересованности участников дисциплинарного производства в его результатах:

а) лица, имеющие самостоятельный процессуальный интерес (субъект дисциплинарной власти; лицо, в отношении которого осуществляется производство; потерпевший; защитник; законный представитель);

б) лица, не имеющие самостоятельного процессуального интереса (свидетели, понятые, специалисты,эксперты, переводчики, военный прокурор, профсоюзы, аттестационные комиссии, суды чести, кадровые подразделения, подразделения по противодействию коррупции).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Административно-процессуальное право : учебник / под ред. А. И. Каплунова. — СПб. : Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2015. — 375 с.

2. Адушкин Ю. С. Дисциплинарное производство в СССР / под ред. В. М. Манохина. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1986. — 125 с.

3. Добробаба М. Б. Дисциплинарная ответственность в системе государственно-служебных правоотношений : дис. ... д-ра юрид. наук. — Саратов, 2018. — 463 с.

4. Климкина Е. В. Правоотношения, возникающие при реализации дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего // URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1812 (дата обращения: 30.07.2019).

5. Малыхина Т. А. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2017. — 236 с.

6. Никифоров А. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 1998. — 23 с.

7. Осинцев Д. В. Административное право : учебник для бакалавриата и специалитета. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 485 с.

8. Рогожкина Е. А. Производство по дисциплинарным делам: в органах внутренних дел Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2017. — 209 с.

9. Субочев В. В. Законные интересы // Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько. — М. : Юрлитинформ, 2012. — 592 с.

10. Шурупова Е. А. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел Российской Федерации: административно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2014. — 218 с.

Материал поступил в редакцию 2 августа 2019 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Administrativno-processual'noe pravo : uchebnik / pod red. A. I. Kaplunova. — SPb. : Izd-vo SPb. un-ta MVD Rossii, 2015. — 375 s.

2. Adushkin Yu. S. Disciplinarnoe proizvodstvo v SSSR / pod red. V. M. Manohina. — Saratov : Izd-vo Sarat. unta, 1986. — 125 s.

3. Dobrobaba M. B. Disciplinarnaya otvetstvennost' v sisteme gosudarstvenno-sluzhebnyh pravootnoshenij : dis. ... d-ra yurid. nauk. — Saratov, 2018. — 463 s.

4. Klimkina E. V. Pravootnosheniya, voznikayushchie pri realizacii disciplinarnoj otvetstvennosti gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego // URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1812 (data obrashcheniya: 30.07.2019).

5. Malyhina T. A. Disciplinarnoe proizvodstvo v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii : dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2017. - 236 s.

6. Nikiforov A. V. Disciplinarnaya otvetstvennost' sotrudnikov organov vnutrennih del : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Omsk, 1998. — 23 s.

7. Osincev D. V. Administrativnoe pravo : uchebnik dlya bakalavriata i specialiteta. — 2-e izd., ispr. i dop. — M. : Yurajt, 2019. — 485 s.

8. Rogozhkina E. A. Proizvodstvo po disciplinarnym delam: v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii : dis. ... kand. yurid. nauk. — N. Novgorod, 2017. — 209 s.

9. Subochev V. V. Zakonnye interesy // Problemy teorii gosudarstva i prava : uchebnik / pod red. A. V. Mal'ko. — M. : Yurlitinform, 2012. — 592 s.

10. Shurupova E. A. Disciplinarnoe proizvodstvo v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: administrativno-pravovoj aspekt : dis. ... kand. yurid. nauk. — Chelyabinsk, 2014. — 218 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.