Научная статья на тему 'Административно-процедурные основы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел'

Административно-процедурные основы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / служба в органах внутренних дел / прохождение службы / обеспечение служебной дисциплины / ответственность / поощрение / аттестация / поступление на службу / public service / service in the internal affairs bodies / passing of service / ensuring service discipline / a responsibility / encouragement / certification / joining the service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Андреевна Савельева

В статье рассмотрены основные виды административных процедур, осуществляемых в рамках административно-процессуального обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, определены направления их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Андреевна Савельева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and Procedural Bases for Ensuring Service Discipline in the Internal Affairs Bodies

The article discusses the main types of administrative procedures carried out within the framework of administrative and procedural support of service discipline in the internal affairs bodies, identifies the directions for their improvement.

Текст научной работы на тему «Административно-процедурные основы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел»

Государственная служба и кадры. 2021. № State service and personnel. 2021. No. 5. P. Научная статья УДК 34; ББК 67

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-94-98

Б. С. 94-98 94-98.

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-0Б/21-097 MOSURED: 77/27-008-2021-0Б-296

Административно-процедурные основы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел1

Анна Андреевна Савельева

Академия управления МВД России, Москва, Россия,

MargoSaveljeva1982@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные виды административных процедур, осуществляемых в рамках административно-процессуального обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, определены направления их совершенствования.

Ключевые слова: государственная служба, служба в органах внутренних дел, прохождение службы, обеспечение служебной дисциплины, ответственность, поощрение, аттестация, поступление на службу

Для цитирования: Савельева A.A. Административно-процедурные основы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 94—98. DOI: 10.24411/2312-04442021-5-94-98.

Original article

Administrative and Procedural Bases for Ensuring Service Discipline

in the Internal Affairs Bodies

Anna A. Savelyeva

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Moscow, Russia, MargoSaveljeva1982@mail.ru

Abstract. The article discusses the main types of administrative procedures carried out within the framework of administrative and procedural support of service discipline in the internal affairs bodies, identifies the directions for their improvement.

Keywords: public service; service in the internal affairs bodies; passing of service; ensuring service discipline; a responsibility; encouragement; certification; joining the service

For citation: Savelyeva A. A. Administrative and Procedural Bases for Ensuring Service Discipline in the Internal Affairs Bodies // State service and personnel. 2021. (5):94—98. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-94-98.

Реализация нового этапа административной реформы [13, с. 56—69; 14] требует всесто ронней оценки эффективности действующего законодательства о государственной службе и ее видах, в том числе и о службе в ОВД [12, с. 19—21; 15, с. 243—251]. Важнейшее значение в этой области принадлежит нормам обеспечения служебной дисциплины в ОВД [6], осуществления дисциплинарного производства [4], а также нормам процедурного характера. С учетом современных представлений о развитии административного права и административного процесса можно выделить как материальную составляющую административно-правовой основы обеспе-

© Савельева А.А., 2021.

чения служебной дисциплины в ОВД, так и ее административно-процессуальную составляющую. Если первая связана с закреплением статусных полномочий субъектов отношений по обеспечению служебной дисциплины в ОВД, то вторая — с определением прядка их реализации в конкретных условиях (деятельности сотрудников ОВД, функционирования определенного органа внутренних дел, подразделения и т.д.). А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов и А.И. Стахов в своих работах рассматривают т.н. «административно-поощрительное производство», выделяя в нем наградное производство, премиальное производство и благодарственное производство [2, с. 117—118]. Эти выводы верны и для ОВД.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел

№ 5/2021

РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — ФЗ-Э42), закрепив в ч. 1 ст. 47 определение служебной дисциплины в ОВД, в ч. 2 определил, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику ОВД могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 Ф3-342. Если наложение дисциплинарных взысканий согласно современным представлениям о содержании и сущности административного процесса связано с адми-нистративно-юрисдикционной деятельностью, то применение мер поощрения — с административно-процедурной деятельностью, не связанной с рассмотрением служебных споров дисциплинарного характера.

Ф3-342 в ч. 1 ст. 48 («Меры поощрения») закрепляет, что за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику ОВД дел применяются следующие меры поощрения: объявление благодарности; выплата денежной премии; награждение ценным подарком и ряд других мер поощрения, которые могут носить как моральный, так и материальный и смешанный характер. В ч. 2 ст. 48 говорится о том, что в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания.

В этой связи справедливо задать вопрос: почему в ч. 1 ст. 48 Ф3-342 говорится о применении названных мер поощрения, а в ч. 1 ст. 47 — о возможности применения мер поощрения, в ч. 2 ст. 48 Ф3-342 — лишь о возможности применения в качестве меры поощрения досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания. При том, что ч. 4 ст. 48 Ф3-342 устанавливает, что допускается применение к сотруднику органов внутренних дел одновременно нескольких мер поощрения.

3десь встает вопрос о дискреционных полномочиях руководителей ОВД, которым предоставлено право применять в пределах полномочий меры поощрения, а также о периодически обсуждаемом в научном мире «праве» государственного служащего, в том числе и сотрудника ОВД, на поощрение. И анализ содержания ч. 1 ст. 48 Ф3-342 дает основание все-таки полагать, что:

1) как минимум, за достижение высоких результатов в служебной деятельности и за успешное выполнение задач повышенной сложности

сотрудник ОВД имеет право на поощрение. В отношении добросовестного выполнения служебных обязанностей так прямо говорить несколько сложнее, так как сотрудник ОВД априори должен выполнять свои служебные обязанности добросовестно, иное недопустимо и должно влечь применение мер дисциплинарной ответственности.

2) дискреционность полномочий руководителей ОВД по применению или неприменению мер поощрения в полной мере убрана быть не может, так же, как и в выборе конкретной меры поощрения. Однако анализ практики применения поощрений в ОВД может позволить разработать критерии применения конкретных мер поощрения за конкретные служебные достижения сотрудника ОВД, что может быть закреплено в ведомственном правовом акте или разъяснено в методических рекомендациях. С.С. Бочков выступает более категорично, предлагая вменить в обязанности руководителей гарантированное применение системы поощрений в отношении сотрудников, добросовестно выполняющих должностные обязанности [3, с. 110—114]. Однако это утверждение достаточно категорично, и требует обсуждения с учетом ранее высказанных мыслей автора.

3) возможность применения к сотруднику ОВД одновременно нескольких мер поощрения явно требует конкретизации хотя бы для системы ОВД на предмет сочетаемости, согласованности данных мер. Например, это может касаться возможного применения досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания и одной из мер поощрения, указанных в ч. 1 ст. 48 Ф3-342. Естественно, это будет зависеть от тяжести дисциплинарного проступка, за который сотрудник ОВД несет ответственность, его служебного поведения после наложения дисциплинарного взыскания, иных обстоятельств, а также конкретных действий сотрудника ОВД, совершение которых дает основание для его поощрения.

Таким образом, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 устанавливает лишь базисные основы применения поощрений в ОВД преимущественно нормами «материального» характера, отдав вопросы процессуально-правового регулирования «на откуп» ведомственных правовых актов, издаваемых в органах внутренних дел. Не слишком большое внимание развитию административно-процессуальной составляющей применения мер поощрения уделяют и Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ, утв. Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377, и Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел

№ 5/2021

РФ». Это требует повышения внимания к разработке именно процессуально-процедурных вопросов применения мер поощрения в органах внутренних дел.

Дальнейшее развитие служебных отношений в системе органов внутренних дел во многом стал определять Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел РФ (далее — Кодекс), утв. Приказом МВД России от 26 июня 2020 г. № 460. Не совсем понятно, почему такой важньщ правовой акт не был официально опубликован, что показало ознакомление с его содержанием в СПС «Гарант» (URL: https:// base.garant.ru/74482191/).

Содержание Кодекса, его положения обладают, если так можно сказать, «мягкой» императивностью. По своей сути — это облеченные в форму «этических требований» обязанности, которые предстоит выполнять гражданам, поступающим на службу в органы внутренних дел, и которые следует выполнять сотрудникам органов внутренних дел, так как «невыполнение сотрудником этических требований приводит к утере им доброго имени и чести, лишению морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны его коллег, руководителей (начальников) и других граждан» (п. 5 Кодекса). В п. 4 Кодекса говорится, что «Кодекс подлежит изучению гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел. Каждый сотрудник независимо от замещаемой должности и специального звания принимает на себя обязательства к выполнению изложенных в нем этических требований». Кодекс определяет этические нормы, правила и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел РФ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, применяемые наряду с нормативными предписаниями, определяющими государственно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел, ограничения, требования к нему, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел РФ (п. 2 Кодекса).

С учетом такого важного значения, которое придается Кодексу, необходимость соблюдения его положений должна получить нормативное закрепление в определении служебной дисциплины, с учетом чего ч. 1 ст. 47 ФЗ-Э42 необходимо изложить в следующей редакции: «1. Служебная дисциплина — соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством РФ, Присягой сотрудника органов внутренних дел РФ, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, контрактом, Кодексом этики и служебного поведения сотрудников

органов внутренних дел РФ, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав». И это тем более важно в поднимаемом А.Г. Николаевым вопросе о способах изложения дисциплинарных норм в нормативных актах Российской Федерации [7, с. 147—151].

Тем более, что в тексте Приказа МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 руководителям (начальникам) всех уровней предписано: обеспечить изучение и выполнение подчиненными сотрудниками ОВД РФ требований Кодекса; учитывать знание и соблюдение требований к служебному поведению, содержащихся в Кодексе при оценке личностных и деловых качеств, переводе сотрудников органов внутренних дел РФ на иные должности, применении к ним мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.

По мнению автора, вышеназванное позволяет выделить ряд направлений совершенствования законодательства о службе в ОВД, что позволит повысить его эффективность [11, с. 157— 159; 16, с. 228—239], расширит методологические рамки научных исследований способов обеспечения служебной дисциплины в ОВД [5], позволит упорядочить административное усмотрение в служебной деятельности ОВД [8, с. 142— 147], а также будет способствовать устойчивости правового регулирования прохождения службы в ОВД РФ [1].

Таким образом, административно-процедурные основы обеспечения служебной дисциплины в ОВД преимущественно связаны с поощрительным производством, которое в органах внутренних дел, взяв за основу подход, изложенный в работе А.Б. 3еленцова, П.И. Кононова и А.И. Стахова, можно определить как урегулированную административно-процессуальными нормами правоприменительную деятельность органов внутренних дел и их уполномоченных должностных лиц по разрешению административных дел, связанных с публичным поощрением сотрудников ОВД посредством применения к ним мер поощрения, предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также иными нормативными правовыми актами, за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности.

№ 5/2021

Поощрительное производство тесно связано с рядом иных процедурных производств, показывающих взаимосвязь основных институтов прохождения службы в ОВД, например, с аттестационным производством, и рядом иных.

Список источников

1. Административная деятельность ОВД: учебник / под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина. М.: Юрайт, 2014.

2. Административно-процессуальное право России: учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. М.: Юрайт, 2016. 341 с.

3. Бочков С.С. Проблемы совершенствования системы поощрения сотрудников органов внутренних дел РФ // Академическая мысль. 2020. № 4.

4. Николаев А.Г. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел: монография. Чебоксары, 2009.

5. Николаев А.Г. Методология дисциплинарного принуждения // Аграрное и земельное право. 2016. № 12.

6. Николаев А.Г. Дисциплинарное принуждение в административном праве // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5 (113).

7. Николаев А.Г. Классификация и способы изложения дисциплинарных норм в нормативных актах РФ // Право и государство: теория и практика. 2016. № 6.

8. Николаев А.Г. Феномен административного усмотрения в дисциплинарном принуждении // Право и государство: теория и практика. 2015. № 6 (126).

9. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ: монография / отв. ред. А.А. Опалев. М.: Юнити-Дана, 2017.

10. Публичная власть: система, компетенции: монография / [Кобзарь-Фролова М.Н. и др.]. Воронеж, 2021.

11. Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений // Закон и право. 2020. № 9.

12. Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Государственная служба и кадры. 2020. № 4.

13. Редкоус В.М. О содержании административной реформы в РФ // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Международная научно-практическая конференция / под общ. ред. А.И. Каплунова. СПб., 2021.

14. Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере РФ: монография / ИГП РАН. М., 2020. Ч. I.

15. Civil Society of Modern Russia: Problems of Implementation of Constitutional Rights and Freedoms / Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Redkous V.M., Gogolev A.M. International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. № S1.

16. Yastrebova A.I.; Stakhov, Alexander I.; Redkous, Vladimir M.; Gubin, Aleksej N.; Suchkova, Tatyana Y. State and non-state Actors Ensuring Constitutional Order and Public Security: Problems of Legal Regulation of Interaction // Revista Universidad Y Sociedad. MAY-JUN 2020. Vol. 12. Iss. 3.

References

1. Administrative Activities of the Department of Internal Affairs: Textbook / call. authors; ed. M.V. Kostennikova, A.V. Kurakin. M., 2014.

2. Administrative and procedural law of Russia: textbook / A.B. Zelentsov, P.I. Kononov, A.I. Stakhov. M .: Yurayt, 2016.

3. Bochkov S.S. Problems of improving the incentive system for employees of internal affairs bodies of the Russian Federation // Academic thought. 2020. No. 4.

4. Nikolaev AG. Disciplinary Proceedings in the Internal Affairs Bodies: Monograph. Cheboksary, 2009.

5. Nikolaev A.G. Methodology of Disciplinary Coercion // Agrarian and Land Law. 2016. No. 12.

6. Nikolaev A.G. Disciplinary Coercion in Administrative Law // Law and State: Theory and Practice. 2014. No. 5 (113).

7. Nikolaev A.G. Classification and Methods of Presentation of Disciplinary Norms in the Normative Acts of the Russian Federation // Law and state: Theory and Practice. 2016. No. 6 (138).

8. Nikolaev A.G. The Phenomenon of Administrative Discretion in Disciplinary Coercion // Law and state: Theory and Practice. 2015. No. 6 (126).

9. Legal Basis for Ensuring the National Security of the Russian Federation: Monograph / otv. ed. A.A. Opalev. M .: Unity-Dana, 2017.

10. Public Power: System, Competencies: Monograph / [Kobzar-Frolova M.N. and etc.]. Voronezh, 2021.

11. Redkous V.M. On Improving the Legal Basis for the Activities of Internal Affairs Bodies on the Announcement of Official Warnings // Law and Legislation. 2020. No. 9.

12. Redkous V.M. On Some Issues of Improving the Legal Regulation of Service and Labor Relations

№ 5/2021

in the System of Internal Affairs Bodies // State Service and Personnel. 2020. No. 4.

13. Redkous V.M. On the Content of the Administrative Reform in the Russian Federation // Actual Problems of Administrative and Administrative-procedural Law. International scientific and practical conference. St. Pet., 2021.

14. Modern Legal Forms and Methods of Administration in the Economic Sphere of the Russian Federation: Monograph / IGP RAS. M., 2020. Part I.

15. Civil Society of Modern Russia: Problems of Implementation of Constitutional Rights and Freedoms / Voronov A.M. and etc. // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. № S1.

16. Yastrebova A.I., Stakhov A.I., Redkous V.M., Gubin A.N., Suchkova T.Y. State and Non-state Actors Ensuring Constitutional Order and Public Security: Problems of Legal Regulation of Interaction // Revista Universidad Y Sociedad. MAY-JUN 2020. Vol. 12. Iss. 3.

Информация об авторе

А.А. Савельева — Врио начальника отела по работе с личным составом ФКУ НПО «СТиС» МВД России.

Information about the author A.A. Savelyeva — Acting head of the department for work with the personnel of PKU NPO «STiS» of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 29.1 1.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 01.12.2021.

The article was submitted 29.11.2021; approved after reviewing 30.1 1.2021; accepted for publication 01.12.2021.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.] ISBN: 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.