Научная статья на тему 'Административно-правовые вопросы организации и производства таможенной экспертизы'

Административно-правовые вопросы организации и производства таможенной экспертизы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
623
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
таможенная политика / таможенные органы / таможенные преступления / таможенная экспертиза / таможенные эксперты / интеграционная политика / национальная безопасность / customs policy / customs authorities / customs crimes / customs expertise / customs experts / integration policy / national security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Александрович Логинов, Сергей Викторович Кузякин

В статье на основе анализа действующего таможенного законодательства и судебной практики рассмотрены административно-правовые вопросы организации и производства таможенной экспертизы в современных условиях. Проведенное исследование поставленного вопроса позволило сделать вывод о том, что сложившиеся экономические условия требуют перестройки и модернизации различных систем, в том числе комплекса мер и инструментов таможенного контроля. Предложены направления совершенствования процедуры проведения таможенной экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal issues of the organization and production of customs examination

In the article on the basis of the analysis of the current customs legislation and judicial practice administrative and legal issues of the organization and production of customs examination in modern conditions are considered. The study of the question raised allowed us to conclude that the current economic conditions require restructuring and modernization of various systems, including a set of measures and instruments of customs control. The directions of improvement of procedure of carrying out customs examination are offered.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые вопросы организации и производства таможенной экспертизы»

Административное право; административный процесс

УДК 342; 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10145

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Евгений Александрович ЛОГИНОВ, профессор кафедры публичного права Московского государственного института международных отношений МИД России, доктор юридических наук E-mail: loginov.e@odin.mgimo.ru

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Таможенные органы выступают в качестве органов дознания при расследовании дел, касающихся неуплаты таможенных платежей, а также других преступлений, которые в соответствии с законодательством государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) закреплены за деятельностью таможенных органов1.

Обладая такой компетенцией, таможенные органы имеют право назначать судебные экспер-

Сергей Викторович КУЗЯКИН, доцент кафедры публичного права Московского государственного института международных отношений МИД России, кандидат юридических наук E-mail: kyziakin.s@odin.mgimo.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

тизы. Таким образом, таможенная экспертиза нашла свое закрепление в законодательстве Евразийского экономического союза и России2.

При определении «таможенной экспертизы» законодатель определят право на ее осуществление не только таможенным специалистам, а также иным экспертам3. Данная норма влечет за собой некоторые противоречия. Так, привлечение эксперта, не являющегося должностным лицом таможенного органа, не урегулировано

Аннотация. В статье на основе анализа действующего таможенного законодательства и судебной практики рассмотрены административно-правовые вопросы организации и производства таможенной экспертизы в современных условиях. Проведенное исследование поставленного вопроса позволило сделать вывод о том, что сложившиеся экономические условия требуют перестройки и модернизации различных систем, в том числе комплекса мер и инструментов таможенного контроля. Предложены направления совершенствования процедуры проведения таможенной экспертизы.

Ключевые слова: таможенная политика, таможенные органы, таможенные преступления, таможенная экспертиза, таможенные эксперты, интеграционная политика, национальная безопасность.

Annotation. In the article on the basis of the analysis of the current customs legislation and judicial practice administrative and legal issues of the organization and production of customs examination in modern conditions are considered. The study of the question raised allowed us to conclude that the current economic conditions require restructuring and modernization of various systems, including a set of measures and instruments of customs control. The directions of improvement of procedure of carrying out customs examination are offered.

Keywords: customs policy, customs authorities, customs crimes, customs expertise, customs experts, integration policy, national security.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

нормативно-правовыми актами; следовательно, отсутствует единообразие требований, предъявляемый кандидатам в эксперты. Однако приоритетное право проведения все же остается за таможенными специалистами.

В связи с этим возникает проблема профессиональной подготовки таможенных экспертов в России и их аттестация. Правоотношения, относящиеся к подготовке и аттестации специалистов на право осуществления экспертиз, в данное время урегулированы не достаточно. Работа в этом направлении ведется, но не постоянно. Периодически пересматривается система подготовки специалистов данной области, которая предусматривает увеличение квалификации в Российской таможенной академии, а также иных вузах.

Для повышения уровня профессионализма экспертов и эффективности системы уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру специальными комиссиями каждые пять лет.

Для эффективности и стабильности проведения таможенных экспертиз целесообразно обдумать создание при ФТС России систем, которые бы подтверждали компетентность и квалификацию иных экспертов и экспертных организаций4.

Выявление уровня квалифицированной подготовки экспертов, а также наличие аттестации их на самостоятельное осуществление судебной экспертизы проводится экспертными комисси-ями5. Данная подготовка рассчитана на специалистов, которые состоят на государственной службе в ФТС России. Подготовка и аттестация иных экспертов, а также иных экспертных организаций в ЦЭКТУ в данное время не осуществляется, поскольку такие положения не прописаны в Положении о ЦЭКТУ6. Исходя из этого данные полномочия по проведению такого вида деятельности не предоставляются.

Деятельность по проведению исследований товаров и документации осуществляют уполномоченные органы государств — участников Евразийского экономического союза. Так как итоги проведения таможенной экспертизы в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза считаются признанными на всей таможенной территории Евразийского экономического союза, существует необходимость обеспечить достоверность результатов экспертиз на единой таможенной территории. Для данной цели требуется обладать единой правовой и методической базой.

Статистика и практика показывают, что и негосударственные экспертные организации испытывают огромный интерес к экспертизам, осуществляемым в таможенных целях. Гарантиями высокой квалификации государственных экспертов выступают апробированность и научная обоснованность используемых ими методик, а также аттестация экспертов. Вместе с тем следует признать, что никаких препятствий для аттестации негосударственных экспертов не существует. К тому же негосударственные экспертные учреждения при отсутствии достаточной собственной практики могут ориентироваться на методики, предлагаемые государственными учреждениями.

Паритетность и состязательность государственных и негосударственных экспертиз представляет собой неоценимый опыт, накопленный зарубежными государствами7.

Еще одна проблема заключается в следующем: при осуществлении сертификации и проведении экспертизы создаются таможенные лаборатории, где заказчиками являются организации — участники внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), но обращаются они в лаборатории по такому направлению таможенных органов, которые используют в своей деятельности результаты экспертизы.

В данном случае участник внешнеэкономической деятельности приобретает не независимую, а уже внутриведомственную экспертизу.

Во многих регионах России таможенные лаборатории имеют монопольное положение в сфере таможенной экспертизы. Для участников внешнеэкономической деятельности это выливается в довольно длительное по временным срокам осуществление работ, что затрудняет заключение сделок или же ограничивает в использовании финансовых средств. Разрешить данную проблему возможно с расширением области применения негосударственной независимой экспертизы в целях исполнения государственными органами своих функций по управлению и контролю.

Экспертные заключения, выданные такими организациями при судебных разбирательствах, принимаются во внимание точно так же, как и заключения, выданные ЦЭКТУ России. Но все же уровень качества таких экспертных заключений иных организаций немного ниже. Это связано с тем, что направленность таможенных экспертиз предполагает применение таможенным специалистом первоначальных знаний, касающихся вопросов и проблем таможенной деятель-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

ности, а такими познаниями не владеют товароведы и эксперты иных организаций.

Следует отметить положительную тенденцию, наблюдаемую в расширении сферы применения экспертных исследований. Большая часть экспертиз была сделана по обращениям таможенных органов, остальные были проведены по обращениям других правоохранительных органов.

За последние годы более трети от общего числа проведенных таможенных экспертиз способствуют обнаружению правонарушений в области таможенного законодательства8. Этот факт свидетельствует о наличии прямой связи между качеством и разработкой института таможенной экспертизы и количеством правонарушений, совершаемых при перемещении товаров через таможенную границу. Его развитие и совершенствование может способствовать пресечению совершения преступлений и, следовательно, снижению уровня преступности.

Еще одна проблема таможенных органов, которые являются ответственными за осуществление таможенных экспертиз, — это недостаточное материально-техническое обеспечение. Данная проблема актуальна для огромного количества государственных структур; это происходит из-за недостаточности привлечения финансов прежде всего со стороны государства. Для трудно осуществляемых исследований экспертам необходимо новейшее и дорогое оборудование, а также специальные места. На наш взгляд, существует два способа решения данной проблемы.

Для начала нужно увеличить финансирование таможенных лабораторий за счет средств из федерального бюджета. Далее, таможенным органам нет необходимости располагать специальным оборудование у себя в собственности, так как можно привлечь иные коммерческие организации, которые располагают нужными ресурсами, для осуществления таможенных экспертиз; осуществить это можно путем подписания договоров на возмездной основе.

Однако для этого необходимо разработать нормативную базу, которая послужила бы основой для построения отношений между коммерческими организациями и таможенными органами.

Для оценки результативности таможенного контроля с применением экспертиз разрабатываются различные количественные показатели. После анализа значений этих показателей таможенные органы принимают решения о коррек-

тировке направлений своей деятельности. Практическими результатами контроля достоверности сведений, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности, являются доначисленные суммы таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащие уплате в бюджет.

Таким образом, производство экспертиз не только способствует выявлению правонарушений и борьбе с ними, но и имеет экономический характер.

Работа по этим направлениям ведется в различных структурных подразделениях. Так, по результатам расширенного совещания Южного таможенного управления был сделан вывод о том, что экспертное обеспечение таможенных процедур и таможенного контроля, производства по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам является одной из приоритетных задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации9.

В качестве проблемного вопроса в сфере организации взаимодействия подразделений эк-спертно-криминалистической службы и таможенных органов региона выступает необходимость длительного времени, которое проходит от момента назначения экспертизы до момента поступления результатов в назначившую ее таможню. Серьезно улучшить ситуацию поможет расширение штатной численности экспертно-криминалистической службы, планируемое в ближайшие годы.

Среди других проблем, препятствующих повышению эффективности проведения экспертиз, — инициирование должностными лицами таможен экспертных исследований, заведомо не приносящих экономического эффекта, назначаемых непродуманно, по формальным основаниям, некачественное оформление документов, сопровождающих пробы и образцы, некорректная формулировка вопросов эксперту и т.д.

Снижение качества экспертиз характеризуется, в первую очередь, увеличением экспертных ошибок, несоблюдением процессуального порядка выполнения экспертиз, что, в свою очередь, негативно отражается на показателях эффективности деятельности таможенных органов. Увеличение сроков производства экспертиз, в которых большую часть времени занимает ожидание в создавшейся очереди, транспонируется в конфликт с интересами участников ВЭД, заинтересованными в уменьшении сроков таможенного контроля и проведения следствия и дознания по причине невозможности распоряжения в эти временные сроки обеспечительными

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

депозитными денежными средствами или товарами.

Это, в свою очередь, ведет к увеличению возможных коррупционных проявлений, а также негативно сказывается на оценке деятельности таможенных органов участниками ВЭД.

Основной причиной перечисленных негативных факторов является отсутствие нормативного правового механизма контроля и регулирования экспертной нагрузки, в первую очередь, за счет увеличения эффективности применения системы управления рисками при применении таможенной экспертизы как меры минимизации рисков, а также применения правоохранительным блоком таможенных органов подходов к определению стоимости товаров, отличных от экспертного, установленных законодательством.

В связи с этим основным целевым показателем решения поставленной задачи является уровень соответствия экспертной нагрузки штатному расписанию экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что таможенная экспертиза является важным элементом системы таможенного контроля, поскольку позволяет на стадии таможенного оформления выявить и предотвратить совершение правонарушений, а также служит важным инструментом обеспечения экономической безопасности страны10.

Изменяющиеся экономические условия требуют перестройки и модернизации различных систем, в том числе комплекса мер и инструментов таможенного контроля. Совершенствование института таможенной экспертизы должно осуществляться по следующим направлениям:

■ расширение нормативной базы в вопросах привлечения к проведению исследований негосударственных или коммерческих организаций;

■ совершенствование эффективного взаимодействия экспертных организаций государств — членов Евразийского экономического союза.

■ предоставление экспертным лабораториям необходимого технического и материального обеспечения, отвечающего современным условиям.

1 См.: ч. 1 ст. 354 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Та-

моженном кодексе Евразийского экономического союза на уровне глав государств от 11.04.2017 г.) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

2 См.: главу 58 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018 г.) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/

3 См.: ч .2 ст. 389 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза...

4 Колпаков А.Ф., Яковлева C.B. О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 2 (51). С. 41.

5 Приказ ФТС РФ от 05.08.2010 г № 1457 (ред. от 14.02.2011 г.) «Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалисти-ческого таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.11.2010 г. № 18995) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/

6 Приказ ФТС России от 15.06.2017 г. № 982 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-крими-налистическом таможенном управлении» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

7 Логинов Е.А., Черевко B.B. Теория и практика правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Монография. М.: МГЭУ, 2017. С. 74.

8 Бахтин P.B. Проблемные вопросы производства экспертизы в деятельности таможенных органов России и пути их решения // Полицейская деятельность. 2011. № 4. С. 41.

9 Кузьмин С.А. Административно-правовые аспекты проведения таможенной экспертизы негосударственными экспертными организациями // Административное право и процесс. 2016. № 10. С. 46.

10 Логинов Е.А. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России // Вестник Моск. гуманитарно-экономического ун-та. 2016. № 3. С. 27.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза на уровне глав государств от 11.04.2017 г.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/

2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018 г.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

3. Приказ ФТС РФ от 05.08.2010 г № 1457 (ред. от 14.02.2011 г.) «Об утверждении Положения об аттестации экспертов Централвного экс-пертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятелвного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Централвного экспертно-криминалистического таможенного управления» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.11.2010 г. № 18995) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 215315/

4. Приказ ФТС России от 15.06.2017 г. № 982 «Об утверждении Положения о Централвном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_215315/

5. Бахтин Р.В. Проблемные вопросы производства экспертизы в деятелвности таможенных

органов России и пути их решения // Полицейская деятелвноств. 2011. № 4.

6. Колпаков А.Ф., Яковлева C.B. О взаимодействии таможенных органов с экспертами при назначении и производстве экспертиз // Таможенная политика России на Далвнем Востоке. 2010. № 2 (51).

7. Кузьмин С.А. Административно-правовые аспекты проведения таможенной экспертизы негосударственными экспертными организациями // Административное право и процесс. 2016. № 10.

8. Логинов Е.А. Ролв таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России на современном этапе // Вестник Моск. гу-манитарно-экономич. ун-та. 2016. № 3. С. 27—31.

9. Логинов Е.А., Черевко B.B. Теория и практика правоохранителвной деятелвности таможенных органов Российской Федерации: Монография. М.: МГЭУ, 2017.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

t Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

История государства и права России: Киевская и Удельная Русь (IXXV вв.): хрестоматия / [А.Н. Волчанская и др.]; под ред. A.M. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 215 с.

История

государства и права России

Киевская и Удельная Русь (IX—XV вв.)

Хрестоматия охватывает период развития Древнерусского государства от его возникновения до XV в. включительно. Представлены важнейшие документы, а также относящиеся к этому периоду извлечения из книг известных ученых (историков, юристов) по истории русской государственности и праву.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется историей возникновения и развития отечественного государства и права.

Подбор документов осуществлен в соответствии с программой по истории государства и права России для юридических факультетов вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.