Научная статья на тему 'Административно-правовые средства предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД'

Административно-правовые средства предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
984
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / КОРРУПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ЗАКОННОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / CONTROL / SUPERVISION / CORRUPTION / IS ADMINISTRATIVE-LEGAL MEANS / LEGALITY / OFFICE DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высоцкий Сергей Алексеевич

В статье рассматриваются критерии оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, а также сформулированы предложения по совершенствованию административно-правовых средств предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS ADMINISTRATIVE-LEGAL WARNING FACILITIES OF INFRINGEMENTS AND MAINTENANCE OF LEGALITY OF KONTROLNO-SUPERVISING ACTIVITY OF EMPLOYEES OF TRAFFIC POLICE

In article criteria of optimization of control and supervision of activity of employees of traffic police are considered, and also offers on perfection of is administrative-legal warning facilities of infringements and maintenance of legality of kontrolno-supervising activity of traffic police are formulated.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые средства предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД»

10.2. АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ КОНТРОЛЬНОНАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД

Высоцкий Сергей Алексеевич, капитан милиции, соискатель кафедры административного права.

Место учебы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: Vusotskiy.S.A._777@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются критерии оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, а также сформулированы предложения по совершенствованию административноправовых средств предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД.

Ключевые слова: контроль, надзор, коррупция, административно-правовые средства, законность, служебная дисциплина.

IS ADMINISTRATIVE-LEGAL WARNING FACILITIES OF

INFRINGEMENTS AND MAINTENANCE OF LEGALITY OF KONTROLNO-SUPERVISING ACTIVITY OF EMPLOYEES OF TRAFFIC POLICE

Vysotsky Sergey Alekseevich, the captain of militia, competitor at administrative law chair. Place of study: St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: Vusotskiy.S.A._777@mail.ru

Annotation: In article criteria of optimization of control and supervision of activity of employees of traffic police are considered, and also offers on perfection of is administrative-legal warning facilities of infringements and maintenance of legality of kontrolno-supervising activity of traffic police are formulated.

Keywords: control, supervision, corruption, is

administrative-legal means, legality, office discipline.

Реформирование структуры ГИБДД, как и в целом системы МВД обусловлено тем, что Российская Федерация стремится вернуть и обеспечить свой международный престиж как одного из потенциально ведущих государств мира.

В этой связи рассмотрение административноправовых средств предупреждения нарушения законности, а также средств, обеспечивающих законность контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД является актуальным и необходимым. Несмотря на то, что в юридической литературе имеют место исследования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции[2], актуальность анализа административно-правовых средств обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД, на наш, взгляд определяется тем, что ГИБДД является органом исполнительной власти с очень специальными полномочиями и функциями. Так, функции и полномочия ГИБДД можно ограничить сферой безопасности дорожного движения, в то время как на службу ГИБДД возлагается «задача обеспечения соблюдения соответствующими субъектами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения»[4].

В связи со слабой научной разработанностью вопросов, касающихся использования административноправовых средств обеспечения законности контрольнонадзорной деятельности ГИБДД, важным будет определение критериев оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД. Сегодня критериями оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, по нашему мнению, являются:

- своевременность, качество и полнота принятия мер по пресечению нарушений законности;

- дифференцированный и индивидуальный подход к применению мер поощрения и взыскания к сотрудникам ГИБДД;

- престижность службы в ГИБДД с учетом социальных гарантий и льгот для сотрудников ГИБДД и членов их семей;

- неотвратимость наказания за совершенные правонарушения и нарушения служебной дисциплины.

Особая роль государственного контроля не раз рассматривалась в работах российских ученых, в частности А.В. Куракин государственный контроль определяет в качестве серьезного организационного средства предупреждения и пресечения коррупции, в том числе в системе государственной службы зарубежных госу-дарств[2].

Следует отметить, что в Российской Федерации есть практически все необходимые средства для осуществления эффективного государственного контроля за деятельностью сотрудников ГИБДД. Тем не менее, важно отметить, что чаще всего данный контроль выступает не в качестве предупредительной деятельности, а является репрессивным. Данная позиция в частности подтверждается Обзорами о состоянии дисциплины и законности среди личного состава органов и подразделений системы МВД России[5,6], которые, по сути, представляют собой анализ динамики количеств нарушений служебной дисциплины, законности и количество лиц, привлеченных в ответственности по видам нарушений. При этом сопоставляются данные с предыдущими периодами и выявляется качественный состав правонарушителей (критериями качественной оценки является срок службы, уровень образования, место службы).

Необходимо заметить, что данные обзоры не отражают социально-бытовые условия жизни нарушителей, мотивы совершения правонарушений, проведение с нарушителями профилактических мероприятий воспитательного характера, все вышесказанное подтверждает, что государственный контроль за деятельностью сотрудников ГИБДД в России является репрессивной деятельностью.

Говоря об административно-правовых средствах предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД, стоит определить, что собой представляет контрольно-надзорная деятельность ГИБДД. В этой связи следует согласиться с С.С. Сергеевым, который определяет смысл и содержание контрольно-надзорной деятельности ГИБДД правовой группой задач, т.е. обеспечением соблюдения законов и иных нормативных в сфере безопасности дорожного движения[4].

В свою очередь в юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и служебной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений

4'2011

Пробелы в российском законодательстве

с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и служебной дисциплины включает в себя три обязательных элемента:

- проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

- проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

- принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

Как один из способов обеспечения законности и служебной дисциплины в сфере административноправового регулирования (в отличие, прежде всего, от надзора), контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью (при необходимости) оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений1.

Надзор, как другой способ обеспечения законности и служебной дисциплины в сфере административноправового регулирования, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.

Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля - проверку результата, без обсуждения и правовой оценки возможных причин его не выполнения. Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов.

Таким образом, различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия. Значительные отличия надзора от контроля заключаются также в своеобразии и специфичности форм и методов их осуществления. Поднадзорность как особая форма служебной взаимосвязи характеризуется тем, что поднадзорные объекты не состоят в служебном подчинении органов надзора, не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами.

Контрольно-надзорные органы государства и их должностные лица призваны осуществлять надзор за соблюдением определенных нормативных правил. В

1 Например: приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных

мер, а также принятие решений о привлечении к различным видам правовой ответственности.

этом смысле их деятельность имеет чисто надзорный характер. Но в процессе своей надзорной деятельности за выполнением правил дорожного движения, например, инспектора ГИБДД наделены правом применения мер административного предупреждения, пресечения и даже административного наказания, а это уже элемент контроля, позволяющий преодолеть узость реализации чисто надзорных полномочий по факту обнаружения и фиксации допущенных субъектом правонарушений.

Учитывая изложенное, на наш взгляд правильным будет сферу контрольно-надзорной деятельности ГИБДД представлять двумя элементами:

- сферой безопасности дорожного движения;

- сферой обеспечения безопасности дорожного движения.

В настоящее время сфера безопасности дорожного движения на федеральном уровне регулируется: Федеральным законом от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральным законом от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 № 196-ФЗ; Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.98 № 711; Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090.

Таким образом, правовые средства, используемые ГИБДД для достижения необходимого эффекта в сфере безопасности дорожного движения, в значительной мере составляют арсенал юридического инструментария осуществления контрольно-надзорной деятельности.

С другой стороны сфера обеспечения безопасности дорожного движения - это безопасность, которая обеспечивается помимо котрольно-надзорной деятельности ГИБДД системой других органов исполнительной власти (Ространснадзор, Гостехнадзор), и регламентируется кроме вышеназванных законодательных и нормативных актов, в том числе Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»; Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 г. № 178 «О Государственной инспекции Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники».

Переходя к характеристике непосредственно административно-правовых средств предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД следует дать понятие и определить круг названных средств.

Следует признать, что при всем многообразии понятий административно-правовых средств обеспечения законности, отраженных в юридической литературе[1,2], в самом обобщенном виде под ними понимают предусмотренные нормами административного права инструменты, методы и технологии правового и организационного характера, позволяющие предупредить или выявить нарушения законности, а также восстановить нарушенные при этом права и законные интересы физических и юридических лиц, оказать соответствующее дисциплинарное воздействие в отношении нарушителей, а также принять меры к недопущению впредь нарушений законности. В тоже время, оценивая эффективность административно-правовых средств обеспе-

чения законности, следует признать их составной частью антикоррупционного механизма.

Преломляя вышеизложенное к административноправовым средствам предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД, на наш взгляд, следует отнести:

1. Повышение уровня правосознания личного состава ГИБДД. Так, требования к уровню специального образования, прежде всего, юридического, профессиональной подготовке, а также требования к моральному облику сотрудника ГИБДД позволят повысить уровень правосознания, поскольку «на основе нравственного сознания происходит в каждом конкретном случае выбор варианта правового поведения - правомерного или неправомерного»[3].

2. Наличие законодательной и нормативной базы, которая регулирует общественные отношения с точки зрения полноты отражения и отвечает требованиям четкости, ясности, доступности правовых предписаний. В юридической литературе всегда признавалось, что правовые факторы играют важнейшую роль в обеспечении законности[3].

3. Социальная защищенность личного состава ГИБДД. Материальные факторы (заработная плата, обеспеченность жильем, социальные гарантии членам семьи сотрудника), а также социальные факторы (престиж работы, корпоративная идеология) обеспечат не только защищенность, но и позволит каждому сотруднику максимально самореализоваться в профессии.

4. Морально-психологическое обеспечение контрольно-надзорной деятельности ГИБДД. В данном случае речь идет о совершенствовании организации социальной и воспитательной работы личного состава ГИБДД, с членами семей сотрудников ГИБДД.

Исходя из изложенного, под административноправовыми средствами предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД следует понимать предусмотренные нормами административного права инструменты правового и организационного характера, позволяющие предупредить или выявить нарушения законности лицами, наделенными контрольно-надзорными полномочиями, восстановить нарушенные при этом права и законные интересы физических и юридических лиц, оказать соответствующее воздействие в отношении нарушителей путем применения мер дисциплинарной и административной ответственности, а также поощрить добросовестных сотрудников и принять меры к недопущению впредь нарушений законности.

Список литературы:

1. Капустина И. Ю. Административно-правовые средства обеспечения законности и дисциплины службы в органах внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб.: СПб университет МВД, 2009.

2. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Автореферат на соискание уч. степени канд. юрид. наук. - Люберцы, 2008.

3. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. В.С. Афанасьев, В.В. Лазарев, Н.Л. Гранат - М., 1993.

4. Сергеев С.С. административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: монография / С.А. Сергеев, под ред. И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

5. Обзор о состоянии дисциплины и законности среди личного состава органов и подразделений системы МВД России в 2010 году. - Приказ от 28.02.2011 г. № 1/1- 20.16.

6. Обзор о состоянии дисциплины и законности в Управлении Госавтоинспекции ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 12 месяцев 2008 года. - Приказ от 20.01.2009 г. № 12/7-337.

Literature list:

1. Kapustin A. Ю. Is administrative-legal means of maintenance of legality and discipline of service in law-enforcement bodies: autoref. dis.... cand. jurid. sciences. -SPb.: SPb university of the Ministry of Internal Affairs, 2009.

2. Kurakin A.V. Of a warning facility and corruption suppressions in system of public service of the Russian Federation. The author's abstract on competition uch. degree candidate. jur. science. - Lyubertsy, 2008.

3. Legality maintenance in activity of law-enforcement bodies: the Manual / Under the editorship of V.S. Afanasev, V.V. Lazarev, N.L. Рomegranate - М., 1993.

4. Sergeev S.S. Traffic police as subject of control-supervising legal relationship is administrative-legal status: the monographs / S.A. Sergey, under the editorship of I.S. Kiljashanova. - М: it JUNITI-IS given, the Law and the right, 2007The review about a condition of discipline and legality among staff of bodies and divisions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2010. - the order from 2/28/2011 № 1/1- 20.16.

6. The review about a condition of discipline and legality in Management of the State traffic inspectorate of the Municipal Department of Internal Affairs across St.-Petersburg and Leningrad region for 12 months 2008. - the order from 1/20/2009 № 12/7-337.

Рецензия

на статью Высоцкого Сергея Алексеевича на тему: «Административно-правовые средства предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД»

На основании представленной статьи Высоцкого С.А. можно судить об актуальности выбранной автором темы исследования, заключающейся как в определении критериев оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, так и рассмотрения контроля как организационно-правового способа обеспечения законности и служебной дисциплины.

Автор справедливо отмечает, что сферу контрольнонадзорной деятельности ГИБДД следует представлять двумя элементами - сферой безопасности дорожного движения и сферой обеспечения безопасности дорожного движения.

На настоящий момент, исследование административноправовых средств предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД, с учетом, проводимой реформы органов внутренних дел России является не только актуальным, но и своевременным.

В России есть предпосылки, позволяющие реформировать органы внутренних дел России с точки зрения оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, с целью повышения законности, служебной дисциплины и охраны правопорядка, а также с целью обеспечения соблюдения законов и иных нормативных актов, а именно в сфере безопасности дорожного движения.

Статья Высоцкого С.А может быть опубликована в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Начальник кафедры административного права доктор юридических наук полковник милиции Ухов В.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.