10.2. АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ КОНТРОЛЬНОНАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД
Высоцкий Сергей Алексеевич, капитан милиции, соискатель кафедры административного права.
Место учебы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются критерии оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, а также сформулированы предложения по совершенствованию административноправовых средств предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД.
Ключевые слова: контроль, надзор, коррупция, административно-правовые средства, законность, служебная дисциплина.
IS ADMINISTRATIVE-LEGAL WARNING FACILITIES OF
INFRINGEMENTS AND MAINTENANCE OF LEGALITY OF KONTROLNO-SUPERVISING ACTIVITY OF EMPLOYEES OF TRAFFIC POLICE
Vysotsky Sergey Alekseevich, the captain of militia, competitor at administrative law chair. Place of study: St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: In article criteria of optimization of control and supervision of activity of employees of traffic police are considered, and also offers on perfection of is administrative-legal warning facilities of infringements and maintenance of legality of kontrolno-supervising activity of traffic police are formulated.
Keywords: control, supervision, corruption, is
administrative-legal means, legality, office discipline.
Реформирование структуры ГИБДД, как и в целом системы МВД обусловлено тем, что Российская Федерация стремится вернуть и обеспечить свой международный престиж как одного из потенциально ведущих государств мира.
В этой связи рассмотрение административноправовых средств предупреждения нарушения законности, а также средств, обеспечивающих законность контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД является актуальным и необходимым. Несмотря на то, что в юридической литературе имеют место исследования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции[2], актуальность анализа административно-правовых средств обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД, на наш, взгляд определяется тем, что ГИБДД является органом исполнительной власти с очень специальными полномочиями и функциями. Так, функции и полномочия ГИБДД можно ограничить сферой безопасности дорожного движения, в то время как на службу ГИБДД возлагается «задача обеспечения соблюдения соответствующими субъектами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения»[4].
В связи со слабой научной разработанностью вопросов, касающихся использования административноправовых средств обеспечения законности контрольнонадзорной деятельности ГИБДД, важным будет определение критериев оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД. Сегодня критериями оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, по нашему мнению, являются:
- своевременность, качество и полнота принятия мер по пресечению нарушений законности;
- дифференцированный и индивидуальный подход к применению мер поощрения и взыскания к сотрудникам ГИБДД;
- престижность службы в ГИБДД с учетом социальных гарантий и льгот для сотрудников ГИБДД и членов их семей;
- неотвратимость наказания за совершенные правонарушения и нарушения служебной дисциплины.
Особая роль государственного контроля не раз рассматривалась в работах российских ученых, в частности А.В. Куракин государственный контроль определяет в качестве серьезного организационного средства предупреждения и пресечения коррупции, в том числе в системе государственной службы зарубежных госу-дарств[2].
Следует отметить, что в Российской Федерации есть практически все необходимые средства для осуществления эффективного государственного контроля за деятельностью сотрудников ГИБДД. Тем не менее, важно отметить, что чаще всего данный контроль выступает не в качестве предупредительной деятельности, а является репрессивным. Данная позиция в частности подтверждается Обзорами о состоянии дисциплины и законности среди личного состава органов и подразделений системы МВД России[5,6], которые, по сути, представляют собой анализ динамики количеств нарушений служебной дисциплины, законности и количество лиц, привлеченных в ответственности по видам нарушений. При этом сопоставляются данные с предыдущими периодами и выявляется качественный состав правонарушителей (критериями качественной оценки является срок службы, уровень образования, место службы).
Необходимо заметить, что данные обзоры не отражают социально-бытовые условия жизни нарушителей, мотивы совершения правонарушений, проведение с нарушителями профилактических мероприятий воспитательного характера, все вышесказанное подтверждает, что государственный контроль за деятельностью сотрудников ГИБДД в России является репрессивной деятельностью.
Говоря об административно-правовых средствах предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД, стоит определить, что собой представляет контрольно-надзорная деятельность ГИБДД. В этой связи следует согласиться с С.С. Сергеевым, который определяет смысл и содержание контрольно-надзорной деятельности ГИБДД правовой группой задач, т.е. обеспечением соблюдения законов и иных нормативных в сфере безопасности дорожного движения[4].
В свою очередь в юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и служебной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений
4'2011
Пробелы в российском законодательстве
с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и служебной дисциплины включает в себя три обязательных элемента:
- проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;
- проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;
- принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).
Как один из способов обеспечения законности и служебной дисциплины в сфере административноправового регулирования (в отличие, прежде всего, от надзора), контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью (при необходимости) оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений1.
Надзор, как другой способ обеспечения законности и служебной дисциплины в сфере административноправового регулирования, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.
Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля - проверку результата, без обсуждения и правовой оценки возможных причин его не выполнения. Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов.
Таким образом, различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия. Значительные отличия надзора от контроля заключаются также в своеобразии и специфичности форм и методов их осуществления. Поднадзорность как особая форма служебной взаимосвязи характеризуется тем, что поднадзорные объекты не состоят в служебном подчинении органов надзора, не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами.
Контрольно-надзорные органы государства и их должностные лица призваны осуществлять надзор за соблюдением определенных нормативных правил. В
1 Например: приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных
мер, а также принятие решений о привлечении к различным видам правовой ответственности.
этом смысле их деятельность имеет чисто надзорный характер. Но в процессе своей надзорной деятельности за выполнением правил дорожного движения, например, инспектора ГИБДД наделены правом применения мер административного предупреждения, пресечения и даже административного наказания, а это уже элемент контроля, позволяющий преодолеть узость реализации чисто надзорных полномочий по факту обнаружения и фиксации допущенных субъектом правонарушений.
Учитывая изложенное, на наш взгляд правильным будет сферу контрольно-надзорной деятельности ГИБДД представлять двумя элементами:
- сферой безопасности дорожного движения;
- сферой обеспечения безопасности дорожного движения.
В настоящее время сфера безопасности дорожного движения на федеральном уровне регулируется: Федеральным законом от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральным законом от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 № 196-ФЗ; Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.98 № 711; Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090.
Таким образом, правовые средства, используемые ГИБДД для достижения необходимого эффекта в сфере безопасности дорожного движения, в значительной мере составляют арсенал юридического инструментария осуществления контрольно-надзорной деятельности.
С другой стороны сфера обеспечения безопасности дорожного движения - это безопасность, которая обеспечивается помимо котрольно-надзорной деятельности ГИБДД системой других органов исполнительной власти (Ространснадзор, Гостехнадзор), и регламентируется кроме вышеназванных законодательных и нормативных актов, в том числе Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»; Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 г. № 178 «О Государственной инспекции Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники».
Переходя к характеристике непосредственно административно-правовых средств предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД следует дать понятие и определить круг названных средств.
Следует признать, что при всем многообразии понятий административно-правовых средств обеспечения законности, отраженных в юридической литературе[1,2], в самом обобщенном виде под ними понимают предусмотренные нормами административного права инструменты, методы и технологии правового и организационного характера, позволяющие предупредить или выявить нарушения законности, а также восстановить нарушенные при этом права и законные интересы физических и юридических лиц, оказать соответствующее дисциплинарное воздействие в отношении нарушителей, а также принять меры к недопущению впредь нарушений законности. В тоже время, оценивая эффективность административно-правовых средств обеспе-
чения законности, следует признать их составной частью антикоррупционного механизма.
Преломляя вышеизложенное к административноправовым средствам предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД, на наш взгляд, следует отнести:
1. Повышение уровня правосознания личного состава ГИБДД. Так, требования к уровню специального образования, прежде всего, юридического, профессиональной подготовке, а также требования к моральному облику сотрудника ГИБДД позволят повысить уровень правосознания, поскольку «на основе нравственного сознания происходит в каждом конкретном случае выбор варианта правового поведения - правомерного или неправомерного»[3].
2. Наличие законодательной и нормативной базы, которая регулирует общественные отношения с точки зрения полноты отражения и отвечает требованиям четкости, ясности, доступности правовых предписаний. В юридической литературе всегда признавалось, что правовые факторы играют важнейшую роль в обеспечении законности[3].
3. Социальная защищенность личного состава ГИБДД. Материальные факторы (заработная плата, обеспеченность жильем, социальные гарантии членам семьи сотрудника), а также социальные факторы (престиж работы, корпоративная идеология) обеспечат не только защищенность, но и позволит каждому сотруднику максимально самореализоваться в профессии.
4. Морально-психологическое обеспечение контрольно-надзорной деятельности ГИБДД. В данном случае речь идет о совершенствовании организации социальной и воспитательной работы личного состава ГИБДД, с членами семей сотрудников ГИБДД.
Исходя из изложенного, под административноправовыми средствами предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД следует понимать предусмотренные нормами административного права инструменты правового и организационного характера, позволяющие предупредить или выявить нарушения законности лицами, наделенными контрольно-надзорными полномочиями, восстановить нарушенные при этом права и законные интересы физических и юридических лиц, оказать соответствующее воздействие в отношении нарушителей путем применения мер дисциплинарной и административной ответственности, а также поощрить добросовестных сотрудников и принять меры к недопущению впредь нарушений законности.
Список литературы:
1. Капустина И. Ю. Административно-правовые средства обеспечения законности и дисциплины службы в органах внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб.: СПб университет МВД, 2009.
2. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Автореферат на соискание уч. степени канд. юрид. наук. - Люберцы, 2008.
3. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. В.С. Афанасьев, В.В. Лазарев, Н.Л. Гранат - М., 1993.
4. Сергеев С.С. административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: монография / С.А. Сергеев, под ред. И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
5. Обзор о состоянии дисциплины и законности среди личного состава органов и подразделений системы МВД России в 2010 году. - Приказ от 28.02.2011 г. № 1/1- 20.16.
6. Обзор о состоянии дисциплины и законности в Управлении Госавтоинспекции ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 12 месяцев 2008 года. - Приказ от 20.01.2009 г. № 12/7-337.
Literature list:
1. Kapustin A. Ю. Is administrative-legal means of maintenance of legality and discipline of service in law-enforcement bodies: autoref. dis.... cand. jurid. sciences. -SPb.: SPb university of the Ministry of Internal Affairs, 2009.
2. Kurakin A.V. Of a warning facility and corruption suppressions in system of public service of the Russian Federation. The author's abstract on competition uch. degree candidate. jur. science. - Lyubertsy, 2008.
3. Legality maintenance in activity of law-enforcement bodies: the Manual / Under the editorship of V.S. Afanasev, V.V. Lazarev, N.L. Рomegranate - М., 1993.
4. Sergeev S.S. Traffic police as subject of control-supervising legal relationship is administrative-legal status: the monographs / S.A. Sergey, under the editorship of I.S. Kiljashanova. - М: it JUNITI-IS given, the Law and the right, 2007The review about a condition of discipline and legality among staff of bodies and divisions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2010. - the order from 2/28/2011 № 1/1- 20.16.
6. The review about a condition of discipline and legality in Management of the State traffic inspectorate of the Municipal Department of Internal Affairs across St.-Petersburg and Leningrad region for 12 months 2008. - the order from 1/20/2009 № 12/7-337.
Рецензия
на статью Высоцкого Сергея Алексеевича на тему: «Административно-правовые средства предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД»
На основании представленной статьи Высоцкого С.А. можно судить об актуальности выбранной автором темы исследования, заключающейся как в определении критериев оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, так и рассмотрения контроля как организационно-правового способа обеспечения законности и служебной дисциплины.
Автор справедливо отмечает, что сферу контрольнонадзорной деятельности ГИБДД следует представлять двумя элементами - сферой безопасности дорожного движения и сферой обеспечения безопасности дорожного движения.
На настоящий момент, исследование административноправовых средств предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД, с учетом, проводимой реформы органов внутренних дел России является не только актуальным, но и своевременным.
В России есть предпосылки, позволяющие реформировать органы внутренних дел России с точки зрения оптимизации контроля и надзора за деятельностью сотрудников ГИБДД, с целью повышения законности, служебной дисциплины и охраны правопорядка, а также с целью обеспечения соблюдения законов и иных нормативных актов, а именно в сфере безопасности дорожного движения.
Статья Высоцкого С.А может быть опубликована в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией.
Начальник кафедры административного права доктор юридических наук полковник милиции Ухов В.Ю.