Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЛОКАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО КОНФЛИКТА УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЛОКАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО КОНФЛИКТА УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейно-бытовой конфликт / домашнее насилие / семейно-бытовое дебоширство / участковый уполномоченный полиции / заявление / разбирательство / официальное предостережение / family and domestic conflict / domestic violence / family and household debauchery / district police officer / statement / proceedings / official warning

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Строева Оксана Александровна, Барышников Максим Валерьевич

В статье рассматриваются особенности разбирательства и локализации участковыми уполномоченными полиции семейно-бытовых конфликтов. Подчеркивается, что конфликты в сфере семейных и бытовых отношений обладают большой латентностью, в результате чего зачастую становятся известны сотрудникам полиции только при наступлении тяжких последствий. Особое внимание авторы обращают на отсутствие в российском законодательстве целостного понятия семейно-бытового правонарушения и нет единых составов, охватывающих его полностью, что сильно влияет на статистику деликтов, поскольку такие составы как ст. 6.1.1 КоАП РФ, ст.ст. 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 УК РФ включают больше деяний, чем конфликта. Предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных право-нарушениях статьей 6.1.2 «Семейно-бытовое дебоширство»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Строева Оксана Александровна, Барышников Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS OF LOCALIZATION OF FAMILY AND DOMESTIC CONFLICT BY THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER

The article deals with the peculiarities of investigation and localization of family and domestic conflicts by district police commissioners. It is emphasized that conflicts in the sphere of family and domestic relations have a high latency, as a result of which often become known to police officers only when serious consequences occur. The authors pay special attention to the absence in the Russian legislation of a holistic concept of family and domestic offense and there are no unified compositions covering it completely, which strongly affects the statistics of torts, since such compositions as Art. 6.1.1 of the CAO RF, Arts. 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 of the Criminal Code of the RF include more acts than conflicts. It is proposed to supplement the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses with article 6.1.2 «Family and Domestic Debauchery»

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЛОКАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО КОНФЛИКТА УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ»

Научная статья УДК 342.9:351.74

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЛОКАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО КОНФЛИКТА УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ

1 2

Строева Оксана Александровна , Барышников Максим Валерьевич

1,2 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,

Россия

1oxana25121989@gmail.com

barymax@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности разбирательства и локализации участковыми уполномоченными полиции семейно-бытовых конфликтов. Подчеркивается, что конфликты в сфере семейных и бытовых отношений обладают большой латентностью, в результате чего зачастую становятся известны сотрудникам полиции только при наступлении тяжких последствий. Особое внимание авторы обращают на отсутствие в российском законодательстве целостного понятия семейно-бытового правонарушения и нет единых составов, охватывающих его полностью, что сильно влияет на статистику деликтов, поскольку такие составы как ст. 6.1.1 КоАП РФ, ст.ст. 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 УК РФ включают больше деяний, чем конфликта. Предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 6.1.2 «Семейно-бытовое дебоширство».

Ключевые слова: семейно-бытовой конфликт, домашнее насилие, семейно-бытовое дебоширство, участковый уполномоченный полиции, заявление, разбирательство, официальное предостережение.

Для цитирования: Строева О. А., Барышников М. В. Административно-правовые средства локализации семейно-бытового конфликта участковым уполномоченным полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 4(97). С. 66-76.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS OF LOCALIZATION OF FAMILY AND DOMESTIC CONFLICT BY THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER

12

Oxana A. Stroeva , Maxim V. Baryshnikov

1,2Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia

1oxana25121989@gmail.com

barymax@yandex.ru

Abstract. The article deals with the peculiarities of investigation and localization of family and domestic conflicts by district police commissioners. It is emphasized that conflicts in the sphere of family and domestic relations have a high latency, as a result of which often become known to police officers only when serious consequences occur. The authors pay special attention to the absence in the Russian legislation of a holistic concept of family and domestic offense and there are no unified compositions covering it completely, which strongly affects the statistics of torts, since such compositions as Art. 6.1.1 of the CAO RF, Arts. 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 of the Criminal Code of the RF include more acts than conflicts. It is proposed to

supplement the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses with article 6.1.2 «Family and Domestic Debauchery».

Keywords: family and domestic conflict, domestic violence, family and household debauchery, district police officer, statement, proceedings, official warning.

For citation: Stroeva O. A., Baryshnikov M. V. Administrative and legal means of localization of family and domestic conflict by the district police commissioner // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2023. № 4(97). Р. 66-76.

Практика показывает, что одной из наиболее распространенных причин обращения граждан в правоохранительные органы остаются правонарушения в семейно-бытовой сфере. «Домашнее насилие» продолжает тревожить своими количественными показателями. Ввиду своей специфики отношения, складывающиеся между членами семьи, наиболее подвержены возникновению конфликтных ситуаций разного уровня: от мелких правонарушений бытового плана до уголовно наказуемых деяний, посягающих на жизнь и здоровье [1, с. 57]. Согласно официальных данных, представленных отделом исследований «Statista»1, число жертв, связанных с насилием в семье (потерпевших от насильственных действий в семье), в России ежегодно составляет порядка 33 тыс. (рис. 1). Вместе с тем, официальная статистика не отражает реальной картины правонарушений в семейно-бытовой сфере, поскольку пострадавшие зачастую не обращаются в правоохранительные органы и (или) медицинские организации. Одни из них считают, что в будущем такого не повторится, другие не хотят «выносить мусор» из семьи или просто боятся последующих репрессий со стороны супруга, супруги, иного родственника, третьи в силу своего возраста или состояния здоровья не способны обратиться в правоохранительные органы. Все чаще сегодня жертвы семейного насилия, минуя правоохранительные органы, обращаются в центры поддержки, например, центр «Сестры», который является группой поддержки для переживших сексуальное насилие, центр «Анна», предназначенный для женщин пострадавших от домашнего насилия.

Понятие семейно-бытового правонарушения законодательно не закреплено, что не дает реальной оценки указанных правонарушений и приводит к многочисленным дискуссиям относительно необходимости и целесообразности принятия закона, а также о внесении отдельных правовых норм в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), предусматривающих ответственность

1 Число жертв насильственных преступлений, совершенных в отношении члена семьи в России. URL.: https://www.statista.com/statistics/family-violence-crime-victims-russia /(Дата обращения: 10.08.2023).

за правонарушения в семейно-бытовой сфере, по аналогии с рядом законов субъектов Российской Федерации об ответственности за административные правонарушения, в которых указанные нормы действуют (например: ст. 13.8. «Семейно-бытовое дебоширство» Кодекса Республики Башкортостан от 23.06.2011 № 413-з «Об административных правонарушениях», ст. 7 «Семейно-бытовое дебоширство» Закона Республики Алтай от 10.11.2015 № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», ст. 1.18 «Семейно-бытовое дебоширство» Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области»). На основании анализа действующих законов субъектов об ответственности за административные правонарушения, предлагаем дополнить КоАП РФ ст. 6.1.2 «Семейно-бытовое дебоширство» (в том числе, это поспособствует более точному статистическому анализу указанных правонарушений) и изложить ее в следующей редакции:

«Статья 6.1.2

1. Семейно-бытовое дебоширство, т.е. совершение рукоприкладства, оскорбительного поведения, сопровождающегося нецензурной бранью, иных действий, посягающих на здоровье, честь и человеческое достоинство членов семьи, совершенные в местах проживания (пребывания), если указанные действия не содержат признаков правонарушения [2, с. 11], предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, -

влечет предупреждение или административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, - влечет административный штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей».

Несмотря на все многообразие реализуемых направлений деятельности, профилактическая деятельность среди других функций участковых уполномоченных полиции традиционно занимает приоритетное место [3, с. 39]. Обратимся к содержанию приказа МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», согласно которого участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере. К указанной категории граждан законодатель относит, в частности, лиц, совершивших правонарушения по ст. 6.1.1 КоАП РФ, ст.ст. 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 УК РФ, которые, в рассматриваемом аспекте, являются семейно-бытовыми правонарушениями. В этой связи важно не только знать, какие деяния можно отнести к семейно-бытовым правонарушениям, но и важно осуществлять своевременные меры профилактики и предупреждения данного негативного явления.

Любому разбирательству семейно-бытового конфликта (о котором стало известно сотрудникам полиции) предшествует определение круга лиц, которые были вовлечены в него и в отношении которых совершено противоправное действие. Это могут быть члены семьи (супруги, дети, родители, братья и сестры), в которой проживает правонарушитель, родственники, которые не являются членами семьи, не проживающие совместно, соседи, проживающие в многоквартирных домах, в коммунальных квартирах. Это необходимо, прежде всего, чтобы правильно подобрать формы и методы работы при локализации конфликта.

Как правило, всем острым последствиям того или иного конфликта сфере семейно-бытовых отношений ранее предшествовали незначительные ссоры, оскорбления, разногласия, которые были несвоевременно разрешены, либо данные они носили латентный характер. Проанализировав их, стоит также отметить, что значительная часть их совершается в результате воздействия алкогольной, спиртосодержащей продукции, одурманивающих либо иных наркотических средств, под действием необдуманного, провоцирующего поведения одного или всех участников ссоры (например, один из

супругов мог на протяжении длительного промежутка времени говорить о половой слабости, о несостоятельности другого супруга как родителя, как работника, который не может обеспечить должное материальное положение семьи).

Действия сотрудников полиции при разбирательстве семейно-бытового конфликта зависят от многих условий, это и последствия, к которым он привел, и лица, которые были в него вовлечены, и место, где он произошел, хотя, зачастую это происходит и в месте совместного проживания (пребывания) участников ссоры. Латентный характер указанных конфликтов приводит к тому, что о них становится известно лишь при наступлении тяжких последствий. В отдельных ситуациях при их разбирательствах сотрудникам полиции достаточно выступить «арбитром» (и в таком случае сотрудники применяют такие меры, которые необходимы для пресечения конкретного действия, факта нарушения, без составления соответствующего письменного акта, это может быть как психическое, так и физическое принуждение, к примеру, доставление в отдел полиции или медицинское учреждение дебошира, находящегося в состоянии опьянения, если он представляет угрозу для членов семьи или имущества).

Важная роль в разрешении, локализации и разбирательстве семейно-бытового конфликта среди всех сотрудников полиции отводится участковым уполномоченным полиции (далее - УУП). И это неслучайно. Так, участковый уполномоченный, во время профилактического обхода административного участка, путем общения с гражданами, уделяют особое внимание лицам, склонным к совершению бытовых правонарушений (соседи могут сообщить о регулярных ссорах, скандалах в семье, нередко с рукоприкладством, в том числе, в отношении малолетних и престарелых родственников, либо указанная информация может быть получена в ходе оперативно-профилактических мероприятий, таких как «Быт», «Семейный дебошир», «Жилой сектор»), лицам, злоупотребляющим алкоголем, наркотическими средствами и иными психотропными веществами.

В случае подтверждения полученной информации в отношении указанных категорий граждан участковым уполномоченным полиции может выноситься официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения1. Так, указанная мера профилактического воздействия может применяться в тех случаях, когда произошел конфликт в сфере семейно-бытовых отношений, но в ходе проверки информации супруг (супруга или иной пострадавший) не желают заявлять об этом и не просят правоохранительные органы привлечь к ответственности вторую сторону (в такой ситуации единственной возможной мерой воздействия остается объявление официального предостережения дебоширу). Вместе с вынесением предостережения участковым проводится и индивидуальная профилактическая работа (помимо профилактических бесед участковые уполномоченные полиции также могут задействовать администрацию по месту работы или учебы конфликтующих сторон), в том числе, посещение по месту жительства (пребывания) не реже раза в квартал, лиц, привлеченных к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ, ст. 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 УК РФ, а также в отношении, которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заявления потерпевшего, в связи с примирением сторон, лиц, больных алкоголизмом и наркоманией. Работа с указанными категориями граждан важна и является первостепенной в части профилактики конфликтов в семье, поскольку это те лица, от которых может исходить потенциальная и реальная угроза, от которых можно ожидать

1 О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс.

совершения семейно-бытовых правонарушений и в отношении которых необходимо применять своевременные меры профилактического воздействия.

Разбирательство семейно-бытового конфликта начинается с получения информации о нем. Подавляющий массив сообщений первоначально поступает в дежурные части территориальных органов внутренних дел. Также информация может поступить не в дежурную часть, а может быть получена участковым уполномоченным полиции в ходе приема граждан, в результате сообщений и письменных заявлений граждан, из средств массовой информации, медицинских учреждений, куда поступают граждане с травмами, телесными повреждениями, полученными в результате произошедшего конфликта. Характеризуя разбирательство конфликта в сфере семейно-бытовых отношений, стоит отметить, что существует несколько типовых ситуаций, которые могут возникнуть на первоначальном этапе.

Во-первых, потерпевший может целенаправленно не говорить о том, кто причастен, кто виновен, поскольку боится дальнейших последствий (репрессий) со стороны дебошира или по иным причинам (находясь в страхе, потерпевший не осознает, что в будущем аналогичный конфликт может повториться и привести к более тяжким последствиям).

Во-вторых, имеется информация о насильственном преступлении, совершенном в результате семейно-бытового конфликта и лице его совершившем (в такой ситуации все показания тщательно проверяются, подкрепляются доказательствами, допрашиваются другие члены семьи, родственники, очевидцы, изымается и осматривается орудие совершения преступления (это могут быть предметы домашней утвари), проводится судебно-медицинское освидетельствование и иные экспертизы, в частности, трасологическая).

В-третьих, в наличии факт насилия, например, в результате которого скончался гражданин, но отсутствует информация о причастности членов семьи, однако, есть неоднократные обращения от соседей, родственников о частых ссорах и в этом случае возникает версия, что смерть наступила в ходе произошедшего конфликта. Первостепенная роль здесь отводится выяснению взаимоотношений в семье посредством опроса родственников, соседей, учителей, воспитателей; соответствующая информация о скандалах, ссорах может быть получена от участкового уполномоченного полиции; при необходимости проводится освидетельствование лица, предполагаемого дебошира) [4, с. 28-30].

Особенностью вызовов сотрудников полиции в указанном выше случаях, является то, что граждане надеются, что до приезда полиции, либо после ее прибытия правонарушитель прекратит свои действия и опасность будет устранена. Поэтому, в ситуациях, когда для привлечения к ответственности дебошира требуется заявление пострадавшей стороны, такое заявление часто не подается. Аргументируя свою позицию, жертва объясняет, что опасность миновала и подавать заявление на своего супруга (супругу, родителя и др.) нет необходимости. В данной ситуации сотруднику полиции необходимо убедить гражданина в подаче письменного заявления с целью привлечения виновных к ответственности. Иначе, в последствии, аналогичные ситуации могут повториться и привести к более тяжким последствиям.

В случае категорического отказа от заявления основной формой воздействия на правонарушителя остается профилактическая беседа о потенциальной ответственности и объявление официального предостережения, а также, в отдельных ситуациях, доставление правонарушителя в территориальный орган или подразделение полиции, или в медицинское учреждение. Так, согласно п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», по письменному заявлению граждан, проживающих совместно с дебоширом, находящимся в состоянии опьянения, его могут доставить в медицинское учреждение или территориальный орган, или подразделение полиции, при наличии оснований полагать, что своими действиями он может причинить вред, как

имущественный, так и физический, своей семье, родственникам, иным лицам. Однако, на практике, не урегулирован вопрос с тем, что делать дальше с дебоширом после доставления, ведь по факту, доставив указанное лицо в отдел полиции или медицинское учреждение, сотрудники полиции обязаны его отпустить, поскольку отсутствуют основания для его дальнейшего задержания. То есть законодатель предусмотрел возможность фактического изъятия дебоширов из условий конфликта в результате доставления, но, вместе с тем, оставил кратковременной указанной меру воздействия, ограничив ее сроками доставления. В связи с этим считаем необходимым дополнить ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» таким основанием задержания, как «совершение семейно-бытового дебоширства», предусмотрев задержание сроком до 3 часов.

Важно также отметить, что при квалификации последствий конфликта в сфере семейно-бытовых отношений необходимо учитывать, что квартира не является общественным местом и ошибочным представляется привлечение дебоширов за мелкое хулиганство. Ответственность в соответствии со ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» будет наступать, если данные противоправные действия совершаются, например, на лестничной площадке или коммунальной квартире.

Рассмотрим на примере отдельных составов алгоритм разбирательства семейно-бытового конфликта. Так, одним из наиболее часто встречающихся составов, в рамках которого привлекают к административной ответственности лиц, допустивших такой конфликт, являются побои, наказание за которые предусмотрена ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои»1. Как правило, разбирательство административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ, осуществляется при получении:

- информации участковым уполномоченным полиции при несении службы на обслуживаемом административном участке, например, в ходе профилактического обхода и беседы с гражданами;

- сообщений из медицинских учреждений о факте полученных гражданином телесных повреждений, которые являются результатом произошедшего конфликта;

- непосредственно заявлений и сообщений от граждан (это могут как сами потерпевшие, так и иные лица, в частности, соседи, родственники), поступивших в дежурную часть территориального органа МВД России, а также во время приема граждан сотрудниками органов внутренних дел (полиции) и рассмотрения обращений, поступивших, в том числе, посредством электронной почты [5, с. 43-44].

Для данных составов характерно то, что неотъемлемым элементом разбирательства по ст. 6.1.1 КоАП РФ должно быть заявление пострадавшего. В рамках проведения проверки материала сотрудники полиции должны провести, по возможности, осмотр места происшествия (чаще всего это жилище потерпевшего, родственников), зафиксировать наличие у гражданина телесных повреждений, нарушение окружающей обстановки, установить орудия совершения правонарушения (в качестве орудий могут быть подручные средства, палки, биты, утюги, бытовые предметы). Отдельно стоит обратить внимание на необходимость направления пострадавшего на медицинское освидетельствование с целью установления тяжести нанесенных побоев, необходимого для правильной квалификации и разграничения состава административного правонарушения с преступлением [5, репьев с. 250-253].

Прибыв на место происшествия, первое, что должен сделать сотрудник полиции, это потребовать прекратить противоправное поведение. В зависимости от информации, изложенной в сообщении (происходит просто словесный скандал или слышны угрозы причинения вреда, возможно уже неоднократно были выезды по указанному адресу), Участковый уполномоченный полиции принимает безотлагательные меры по локализации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

данного конфликта. При этом, если правонарушитель отказывается выполнить законные требования сотрудника полиции о прекращении противоправного поведения, необходимо разъяснить ответственность за неповиновение в соответствии со ст. 19.3 КоАП РФ. Далее действовать в связи со сложившейся обстановкой. При необходимости, в целях пресечения противоправных действий, применять на основании ст. 20 ФЗ «О полиции»1 физическую силу и осуществлять доставление граждан в территориальный орган или подразделение полиции. Также указанное лицо необходимо проверять по имеющимся оперативно-справочным и розыскным учетам, при необходимости задействовать наркологические и психоневрологические медицинские учреждения, где может состоять на учете правонарушитель (содействовать при необходимости доставлению указанного лица в такие медицинские учреждения).

Для того чтобы овладеть предварительной информацией о происшествии, участковый в целях соблюдения требований личной безопасности еще до вхождения в квартиру или другое жилое помещение необходимо: связаться с дежурной частью, получить данные о зарегистрированных по указанному адресу лицах и по возможности заручиться поддержкой ближайшего наряда патрульно-постовой службы либо другого участкового уполномоченного полиции. Информацию можно детализировать в электронном журнале на жилой дом, находящимся в модуле «Участковый» Сервиса обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Возможно, что кто-либо из участников семейно-бытового конфликта состоит на профилактическом учете. Далее, прибыв к месту конфликта, участковый уполномоченный в соответствии с Федеральным законом «О полиции» имеет право требовать прекращения противоправного поведения. В случае если гражданин не допускает сотрудника полиции в жилое помещение, но имеются достаточные основания полагать, что там совершается преступление, сотрудник вправе проникнуть в квартиру или дом на основании ст. 15 ФЗ «О полиции» [6, с. 44-45].

Таким образом, типовой алгоритм разбирательства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.1.1 КоАП РФ можно представить в следующем виде. Так, участковый уполномоченный полиции обязан:

- принять от потерпевшего письменное заявление, опросить всех участников конфликта и иных лиц, вовлеченных в конфликт;

- направить и обеспечить прохождение судебно-медицинского освидетельствования потерпевшим (при отказе потерпевшего от прохождения медицинского освидетельствования необходимо разъяснить ему невозможность привлечения виновного к юридической ответственности в связи с отсутствием заявления);

- установить кратность (повторность) совершения правонарушения (поскольку повторное совершение правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст. 6.1.1 КоАП РФ влечет уголовную ответственность);

- в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» доставить виновного в служебное помещение территориального органа или подразделение полиции для дальнейшего разбирательства.

Также разберем отдельно ст. 5.61 КоАП РФ «Оскорбление», ведь зачастую именно семейно-бытовые конфликты предшествуют указанному административному правонарушению. Так, по данному факту, также, как и при рассмотрении побоев, обязательным является наличие заявления от пострадавшего. С заявлением по факту оскорбления пострадавший может обратиться в прокуратуру по месту жительства, либо в территориальный отдел полиции. Поскольку для наступления административной ответственности указанного правонарушения должна быть установлена неприличная форма обращения

с потерпевшим (в случае, когда сотрудники полиции при разбирательстве не смогли

1 О полиции: [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

примирить конфликтующие стороны и если не избежать заявления потерпевшего), то в ходе разбирательства по данному факту сотрудники полиции должны:

- взять объяснения очевидцев (это могут быть соседи, родственники, сожители);

- направить на лингвистическое исследование записи (в случае, если оскорбление адресовано в письменной форме), видеофайлы, записки, смс-сообщения, распечатки интернет страниц и т. п.

Помимо указанных составов административных правонарушений, отдельное внимание при рассмотрении вопроса необходимо уделить конфликтам, повлекшим административную ответственность по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», акцентировав внимание на ключевом аспекте данного состава, где объектом посягательства выступает ребенок, его здоровье и психическое состояние. Не всегда ответственность по данной статье наступает в результате жестокого обращения (в результате психического или физического насилия) с детьми, это может быть и отрицательное влияние родителей, которое возникает в следствие происходящих между супругами ссор, споров, конфликтов и, как итог, родители не исполняют или не должным образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию своих детей. Зачастую указанные конфликты между родителями сопровождаются употреблением алкоголя, психотропных веществ, наркотических средств и ведением антиобщественного образа жизни. В ходе разбирательства необходимо «удалить» детей из зоны конфликта, для этого целесообразно привлечь родственников, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Также важно установить документы, подтверждающие ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, например, в сфере образования несовершеннолетнего, которыми могут быть: справка об успеваемости и посещаемости школы учащегося, характеристика на ученика, объяснение классного руководителя, копия журнала успеваемости, решение педагогического совета и др. В содержании документов должны отражаться сведения о противоправном или аморальном поведении родителей (употребление ими спиртных напитков, отсутствие контроля и надзора за несовершеннолетним по месту жительства или учебы и т.п.), информация о том, предупреждались ли ранее родители комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, полицией, администрацией школ о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей и локализации семейно-бытовых конфликтов [7, с. 61-62].

Так, при получении информации о фактах семейно-бытовых конфликтов с участием несовершеннолетних:

1) незамедлительно организуется проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) и его семьи для получения объективной информации о нем и (или) семье;

2) о ставшей известной информации о случаях жестокого обращения с ребенком информируются органы опеки и попечительства;

3) организуется проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и их семей;

4) при установлении фактов неисполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательного влияния на их поведение либо жестокого обращения с ними осуществляют постановку родителей или иных законных представителей лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста на профилактический учет для принятия мер профилактического воздействия.

В заключение, хотелось бы отметить, что существенной проблемой семейно-бытовых конфликтов, является высокая латентность, поскольку заявления и сообщения в органы внутренних дел поступают, как правило, только после того, как противоправные деяния достигают критической точки - когда возникает реальная опасность жизни и здоровью граждан [8, с. 311-312].

На основании изложенного считаем необходимым:

- дополнить КоАП РФ статьей 6.1.2 КоАП РФ «Семейно-бытовое дебоширство»;

- дополнить ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» таким основанием задержания, как «совершение семейно-бытового дебоширства», предусмотрев задержание сроком до 3 часов.

Таким образом, профилактика семейно-бытовых конфликтов является важной задачей для государственных органов власти, включая участковых уполномоченных полиции. Их роль заключается в обеспечении безопасности и устоявшегося функционирования общества, что напрямую влияет на благополучие каждого его элемента.

1. Барышников М. В. Деятельность участковых уполномоченных полиции по осуществлению профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений // Современная наука. 2022. № 1. С. 57-59.

2. Гайдуков А. А. Профилактика участковым уполномоченным полиции правонарушений, совершаемых на почве семейно-бытовых отношений: Лекция Барнаул: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2015. 28 с.

3. Давыдов М. В. Профилактическая существенной уполномоченного полиции как основное направление по укреплению правопорядка на своем административном участке // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2019. № 4(81). С. 38-41.

4. Барнулов А. О. Следственные ситуации первоначального этапа расследования насильственных преступлений в семье, методы и средства их разрешения // Состояние, динамика и тенденции преступности в семейно-бытовой сфере: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2016. С. 28-30.

5. Зайцев И. А., Лекомцев А. В. К вопросу о деятельности органов внутренних дел по выявлению и документированию административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.1.1 КоАП РФ «Побои» // Административное право и процесс. 2018. № 1. С. 43-44.

6. Репьев А. Г., Кашкина Е. В. О некоторых проблемных аспектах производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. С. 250-253.

7. Труфанов М. Е. Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в семейно-бытовой сфере: Краснодарский университет МВД России, 2019. 118 с.

8. Рубанов В. А. Деятельность участковых уполномоченных полиции по борьбе с правонарушениями в сфере семейно-бытовых отношений // Актуальные вопросы права и правоприменения: Материалы Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 21 октября 2022 года. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2023. С. 310-314.

1. Bary'shnikov M. V. DeyateFnosf uchastkovy'x upolnomochenny'x policii po osushhestvleniyu profilaktiki pravonarushenij v sfere semejno-by'tovy'x otnoshenij // Sovremennaya nauka. 2022. № 1. S. 57-59.

2. Gajdukov A. A. Profilaktika uchastkovy'm upolnomochennym policii pravonarushenij, sovershaemy'x na pochve semejno-by'tovy'x otnoshenij: Lekciya Barnaul: Federalnoe gosudarstvennoe kazennoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vy'sshego professional'nogo obrazovaniya «Barnaul'skij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii», 2015. 28 s.

3. Davy'dov M. V. Profilakticheskaya sushhestvennoj upolnomochennogo policii kak osnovnoe napravlenie po ukrepleniyu pravoporyadka na svoem administrativnom uchastke // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2019. № 4(81). S. 38-41.

4. Barnulov A. O. Sledstvenny'e situacii pervonachal'nogo e'tapa rassledovaniya nasil'stvenny'x prestuplenij v sem'e, metody' i sredstva ix razresheniya // Sostoyanie, dinamika i tendencii prestupnosti v semejno-by'tovoj sfere: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gorno-Altajsk: Gorno-Altajskij gosudarstvenny'j universitet, 2016.

5. 28-30.

5. Zajcev I. A., Lekomcev A. V. K voprosu o deyatel'nosti organov vnutrennix del po vy'yavleniyu i dokumentirovaniyu administrativny'x pravonarushenij, predusmotrenny'x stat'ej 6.1.1 KoAP RF «Poboi» // Administrativnoe pravo i process. 2018. № 1. S. 43-44.

6. Rep'ev A. G., Kashkina E. V. O nekotory'x problemny'x aspektax proizvodstva po delam ob administrativny'x pravonarusheniyax, predusmotrenny'x st. 6.1.1 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax // Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2017. № 4. S. 250-253.

7. Trufanov M. E. Sovershenstvovanie deyatel'nosti uchastkovy'x upolnomochenny'x policii po preduprezhdeniyu i presecheniyu administrativny'x pravonarushenij v semejno-by'tovoj sfere: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2019. 118 s.

8. Rubanov V. A. Deyatel'nost' uchastkovy'x upolnomochenny'x policii po bor'be s pravonarusheniyami v sfere semejno-by'tovy'x otnoshenij // Aktual'ny'e voprosy' prava i pravoprimeneniya: Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Stavropol', 21 oktyabrya 2022 goda. Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2023. S. 310-314.

Информация об авторах

Оксана Александровна Строева. Старший преподаватель кафедры специальной подготовки. Кандидат юридических наук.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.

Максим Валерьевич Барышников. Доцент кафедры специальной подготовки. Кандидат юридических наук.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.

Information about the authors

Oxana Al. Stroeva. Senior Lecturer of the Department of Specialized Training. Candidate of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Law.

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, st. Ignatova 2.

Maxim V. Baryshnikov. Associate Professor of the Department of Specialized Training. Candidate of Law.

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, st. Ignatova 2.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

Статья поступила в редакцию 07.09.2023; одобрена после рецензирования 24.10.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted September 9, 2023; approved after reviewing October 24, 2023; accepted to the writing of the article for publication November 30, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.