Научная статья на тему 'Административно-правовые аспекты сертификации промышленного производства'

Административно-правовые аспекты сертификации промышленного производства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / ADMINISTRATIVE LAW / PUBLIC ADMINISTRATION / INDUSTRIAL COMPLEX / INDUSTRIAL ENTERPRISES / CERTIFICATION / COMPLIANCE CONFIRMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резниченко Александр Владимирович

В статье исследуются особенности административно-правовой процедуры сертификации в промышленной сфере в России. Анализируются законодательные нормы, посвященные подтверждению выпускаемого сырья и продукции установленным правилам и нормам; обозначаются позиции ведущих ученых в этой области; рассматриваются организационноправовые проблемы, предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF CERTIFICATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION

In the publication features of administrative process of law of certification in the industrial sphere in Russia are investigated. The legislative norms devoted to confirmation of the let-out raw materials and production to the established rules and norms are considered, positions of the leading scientists in this area are designated, organizational and legal problems are considered and ways their solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые аспекты сертификации промышленного производства»

5 Le Code Civil Francais. Version en vigueur au 19 février 1804. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/ affichCodeArticle.do?idArticle=LEGIARTI000006438819&cidTexte=LEGITEXT000006070721/ (дата обращения: 25.01.2016).

6 Bürgerliches Gesetzbuch. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bgb/__826.html (дата обращения:

25.01.2016).

7 Зайцев Л.М. О наказуемости недобросовестной конкуренции // Отдельный оттиск из журнала научной юриспруденции «Вопросы права». Кн. X (2). М., 1912. С. 3.

8 Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005. С.580.

9 См.: Бадмаев Б.Г. Генезис правового регулирования недобросовестной конкуренции // Финансовое право. 2009. № 10. С. 31.

10 См.: Свод законов СССР. 1990. Т. 9. С. 50-35.

11 См.: Бадмаев Б.Г. Исторические аспекты недобросовестной конкуренции // Финансовое право. 2005. № 8. С. 45.

12 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16, ст. 499.

13 См.: Соколов А.Ю. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. Саратов, 2010. С. 4.

14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3434.

15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 41, ч. 1, ст. 5629.

А.В. Резниченко

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье исследуются особенности административно-правовой процедуры сертификации в промышленной сфере в России. Анализируются законодательные нормы, посвященные подтверждению выпускаемого сырья и продукции установленным правилам и нормам; обозначаются позиции ведущих ученых в этой области; рассматриваются организационно-правовые проблемы, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: административное право, государственное управление, промышленный комплекс, промышленные предприятия, сертификация, подтверждение соответствия.

A.V. Reznichenko

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF CERTIFICATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION

In the publication features of administrative process of law of certification in the industrial sphere in Russia are investigated. The legislative norms devoted to confirmation of the let-out raw materials and production to the established rules and norms are considered, positions of the leading scientists in this area are designated, organizational and legal problems are considered and ways their solutions are proposed.

Keywords: administrative law, public administration, industrial complex, industrial enterprises, certification, compliance confirmation.

Процедура сертификации предполагает административно-правовые отношения между промышленным предприятием-заявителем, органом сертификации и органами исполнительной власти, обеспечивающими контрольные и специальные разрешительные полномочия. При этом в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О техническом регулировании»1 обязательная сертификация

© Резниченко Александр Владимирович, 2017

Аспирант кафедры административного и информационного права(Московский государственный университет экономики, статистики и информации)

осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Содержание ст. 15, 26, 27 указанного нормативного акта заинтересовывает товаропроизводителей в развитии и совершенствовании производства. При этом промышленные предприятия вправе самостоятельно выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом (ч. 1 ст. 28). В связи с этим, на наш взгляд, лицензирование в промышленности представляет собой излишнюю процедуру, создающую административные барьеры для скорейшего развития производства, а отраженная выше законодательная позиция, возвышающая лицензирование над остальными методами государственного регулирования промышленного комплекса, во многом не соответствует действительности.

Однако отмена лицензирования указанных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности»2 видов промышленного производства с последующей их заменой процедурами сертификации выдвигает на первый план необходимость создания эффективного механизма, способного не только упорядочить взаимоотношения товаропроизводителей с органами государственного управления и контроля, но и обеспечить условия для основанной на законодательстве конкурентной борьбы, добросовестного продвижения на рынках сырья и товаров, повышения престижа и востребованности той или иной производственной сферы, соблюдения прав и интересов потребителей. По сути эти цели и задачи и преследует сертификация. Реализация современных й концепций промышленной политики в отношении всех видов отечественного

0

? производства, осуществляемой Минпромторгом России, предполагает развитие 2 института сертификации в двух направлениях: формирование отвечающей » международным стандартам модели добровольной сертификации и развитие

1 системы обязательной сертификации товаров, продукции, их выпуска, которые | отнесены к категории повышенной общественной значимости.

! Добровольное подтверждение соответствия предусмотрено Федеральным

§ законом «О техническом регулировании» (ст. 21). Основными участниками | процедуры подтверждения соответствия выступают заявитель и орган по серти-| фикации. Объектами добровольного подтверждения соответствия (добровольной сертификации) являются продукция, процессы производства, эксплуатации, | хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также иные работы и услуги, | в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и

договорами устанавливаются определенные требования. | В п. 1.4. Положения о Системе сертификации ГОСТ Р3 содержится отсылочная

§ норма, согласно которой к компетенции Правительства РФ отнесено определение § объектов обязательной сертификации. Постановлением Правительства РФ от | 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежа-| щей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответ-ствии»4 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. При этом в ст. 26 Федерального закона «О техническом регулировании» отражено, 132 что обязательную сертификацию вправе осуществлять только аккредитованные

в установленном порядке органы (ч. 1). Согласно ст. 31 Закона аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) производится в целях подтверждения компетентности органов, выполняющих работы по подтверждению соответствия; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Данные субъекты проводят исследования (испытания) и измерения на основе заключенных с органами по сертификации договоров возмездного оказания услуг. Соответственно вознаграждение, уплаченное органом по сертификации испытательной лаборатории (центру), включается органом по сертификации в сумму вознаграждения, которую заявитель обязан уплатить по договору, заключенному с органом по сертификации5.

Оценивая значение анализируемого нормативного акта для промышленных предприятий, необходимо отметить его достоинства. Во-первых, процедура обязательной и добровольной сертификации стала достаточно гибкой, позволяющей предприятиям выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом, обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать, а также обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (цен- i тров) в соответствии с законодательством РФ (ст. 28). Во-вторых, введенный ч. 4 и ст. 26 рассматриваемого Закона запрет органам по сертификации предоставлять а испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе является предпо- о сылкой к обеспечению объективности результатов исследований (испытаний) и К измерений, проводимых испытательными лабораториями (центрами). В-третьих, о

с

ст. 30 допускает признание в соответствии с международными договорами | Российской Федерации полученных за пределами территории Российской Фе- в

е

дерации документов о подтверждении соответствия, знаков соответствия, про- о

токолов исследований (испытаний) и измерений продукции, что способствует р

устранению «двойной» сертификации и упрощению реализации товаров на |

региональных рынках. К

Федеральный закон «О техническом регулировании» не решил основную а

проблему, связанную с организацией централизованного управления проце- |

дурами обязательной сертификации (в т.ч. промышленных предприятий). В ии

ст. 32-34 говорится лишь о государственном контроле и надзоре за соблюдением №

технических регламентов. Данный правовой акт не раскрывает основных по- 1

ложений, связанных с деятельностью государственных органов и учреждений, )

задействованных в данной области. Исследуя отечественное законодательство, 7 можно привести примеры непосредственного участия органов исполнительной власти в обязательной сертификации в промышленности. Так, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержден Административный регламент по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объ-

ектах6, согласно которому при положительном решении вопроса о включении в 133

перечень технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте и подлежащих обязательной сертификации, юридическим лицам вне зависимости от их организационно-правовых форм выдаются разрешения на их серийный выпуск и применение.

В п. 2.9. Положения о Системе сертификации ГОСТ Р все же имеется упоминание о едином органе, деятельность которого связана с сертификацией — функции центрального органа при сертификации систем качества и производств выполняет Технический центр Регистра систем качества. Анализируя его компетенцию, можно придти к выводу, что данный орган в целом осуществляет методическое обеспечение данной сферы. Согласно п. 7.1.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 40.002-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»7. Технический центр Регистра также участвует в аккредитации органов по сертификации систем качества, в инспекционном контроле органов по сертификации систем качества, в сертификации экспертов. Каких-либо особенностей применительно к промышленному производству, его отдельным отраслям (сферам) данный правовой акт не содержит. Ввиду этого нам представляется востребованным создание подведомственного Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ государственного учреждения «Единый центр промышленной сертификации», которое бы обеспечивало эффективность реализации процедур обязательной сертификации промышленных предприятий всех организационно-правовых форм.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 52, ч. I, ст. 5140.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 19, ст. 2716.

3 См.: Постановление Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. № 11 «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р» // Вестник Госстандарта России. 1998. № 7.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 50, ст. 6096.

5 См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Деловой двор. 2010.

6 См.: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 февраля 2008 г. № 112 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах» // Российская газета. 2008. 24 мая.

7 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

М.В. Шустова

О ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются цели государственного управления гражданской авиацией в России; рассматриваются концепции, связанные с целеполаганием в данной сфере. Дается краткая характеристика нормативных актов, определяющих перспективы развития воздушного транспорта; раскрывается содержание отдельных проблем в этой области.

Ключевые слова: административное право, государственное управление, воздушный транспорт, цели, полномочия, государственная программа, государственная поддержка.

© Шустова Мария Владимировна, 2017

Аспирант кафедры административного права (Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Московский гуманитарно-экономический институт»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.