административно-правовом статус института декларирования
is ADMINISTRATIVE-LEGAL INSTITUTE OF
DECLARING
УДК 342.9
Г.Н. ВАСИЛЕНКО,
кандидат юридических наук (Московский университет МВД России)
G.N. VASILENKO,
candidate of jurisprudence the Moscow university Ministry of the interior of Russia
Аннотация: Статья посвящена особенностям нового административно-правового института декларирования. Содержание института характеризуется многообразием видов декларирования. Ключевые положения института декларирования свидетельствуют о расширении границ предмета отрасли административного права, что, в свою очередь, свидетельствует об актуальности вопросов, которые рассматриваются в статье.
Ключевые слова: декларирование, административное право, право, процесс, институт, управление, государство, понятие, признаки.
Abstract: Article is devoted the characteristic of signs of new is administrative-legal institute of declaring. The institute maintenance is defined by variety of kinds of declaring. Key positions of institute of declaring testify to expansion of borders of a subject of administrative law that underlines an urgency of questions considered in article.
Key words: Declaring, administrative law, the right, process, institute, management, the state, concept, signs.
Вопросы правового регулирования сферы государственного управления в Российской Федерации являются одной из актуальных и дискуссионных проблем современности. В условиях проводимых административных преобразований проблема качества административно-правового регулирования общественных отношений приобретает первостепенное значение. От качества административно-правовой регламентации напрямую зависит успех демократических преобразований в стране.
Развивая институты рыночной экономики, государство идет по пути либерализации, ослабления своего непосредственного участия, контроля и надзора во многих сферах общественной жизни, тем самым позволяя хозяйствующим субъектам и гражданам
самостоятельно решать многие вопросы, еще недавно находившиеся в области монопольных интересов государства. Ярким примером этому может служить либерализация административно-правового института лицензирования - количество лицензионных видов деятельности существенно уменьшилось за 10 лет [1].
Государство все чаще позволяет хозяйствующим субъектам самостоятельно контролировать качество предоставляемых ими услуг или производимых, реализуемых товаров, и, как следствие, нести за это юридическую ответственность. Даже такая, традиционно подконтрольная государству сфера как строительство получила с недавних пор возможность к саморегуляции на законодательно установленных условиях
[2]. Другим примером либерализации контрольных полномочий государства может быть назван административно-правовой институт добровольной сертификации [3] и так далее.
В условиях интенсивного развития, обновления правовой материи отрасли административного права, неизбежно возникают новые формы и методы правового регулирования, отдельные административно-правовые институты преобразуются, приобретая новое значение в системе институтов отрасли административного права. Указанные обстоятельства становятся предпосылками для формирования новых правовых «образований» - институтов, одним из которых является административно-правовой институт декларирования.
Декларирование как административноправовой институт в России формировался последовательно на протяжении длительного времени, однако получил свое новое качественное развитие относительно недавно. На сегодня можно с уверенностью говорить, что институт декларирования окончательно вышел за пределы привычного для многих специалистов межотраслевого института налогового или таможенного права, приобрел качества и признаки, характеризующие его как самостоятельный административно-правовой институт.
В первую очередь о таком «преобразовании» свидетельствует появление большого числа разновидностей общественных отношений в сфере декларирования, так, можно выделить следующие виды декларирования:
- налоговое;
- таможенное;
- декларирование пожарной безопасности;
- декларирование соответствия качества продукции (молочной продукции, соковой продукции, табачной продукции, продукции в области генно-инженерной деятельности, масложировой продукции, пестицидов и агрохимикатов), оказываемых услуг (услуг связи, на железнодорожном транспорте), техники (транспортных средств, космической техники), почв земельных участков сельскохозяйственного назначения;
- декларирование розничной продажи алкогольной продукции;
- декларирование промышленной безопасности;
- лесное декларирование;
- энергетическое декларирование (декларирование энергопотребления);
- декларирование объема производства,
оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих указанные виды декларирования, свидетельствует о тесной взаимосвязи рассматриваемого нами института с другими институтами административного права - институтом обращений, сертификации, лицензирования, регистрации, учета, контроля и другими. При этом целый ряд признаков определяет уникальность административно-правового института декларирования. Совокупность данных признаков позволяет сформулировать понятие анализируемого нами правового явления.
Административно-правовой институт декларирования - это совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с уведомлением в нормативно установленном порядке физическими и юридическими лицами уполномоченных органов государственной власти о своих доходах, доходах третьих лиц, о соответствии принадлежащих им денежных средств, вещей, иных материальных объектов или производимых ими товаров, работ или оказываемых услуг, нормативно допустимым качественным и (или) количественным показателям, в целях осуществления внутрихозяйственного и государственного контроля (надзора) в определенных административным законодательством сферах деятельности.
Рассматриваемый нами в данной статье административно-правовой институт обладает всеми необходимыми для подобного рода правовых категорий признаками:
- нормативно-определенными принципами, регулятивными целями, задачами и функциями правового института;
- разветвленным понятийным аппаратом
- декларация, декларирование (декларационный процесс), требования и условия декларирования, декларационный платеж и другие;
- многообразием объектов декларирования;
- уникальным субъектным составом: декларант, декларационный орган;
- специфичностью регулируемых общественных отношений; наличием особого метода их административно-правового регулирования, который, являясь по своей природе императивным, обладает «уведомительной окраской», что в определенной степени расширяет понимание предмета и
метода отрасли административного права.
Гармонично объединяя в себе наиболее востребованные сегодня качества большинства административно-правовых институтов, декларирование становится одним из наиболее оптимальных и эффективных механизмов регулирования взаимоотношений между государством и обществом.
Затрагиваемая в настоящей статье проблематика, с нашей точки зрения, требует
скорейшей научной оценки в рамках самостоятельного детального исследования, что в свою очередь будет способствовать научному обоснованию ключевых положений, характеризующих декларирование как самостоятельный, динамично развивающийся административно-правовой институт и позволит существенно расширить границы предмета регулирования административного права.
Литература:
1. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Российская газета. 2001. № 153-154.
2. О саморегулируемых организациях : Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 (ред. от 01.07.2011) // Российская газета. 2007. № 273.
3. О техническом регулировании : Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) // Российская газета. 2002. № 245.