Научная статья на тему 'Административно-правовой статус государственных гражданских служащих'

Административно-правовой статус государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9003
1043
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларькина Анна Петровна, Свешникова Лариса Николаевна

В статье рассмотрены основные структурные элементы правового статуса государственного гражданского служащего. Автором обосновывается целесообразность разработки и принятия федерального законодательного акта, закрепляющего общие положения правового статуса гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ларькина Анна Петровна, Свешникова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative - Law Status of State Civil Agents

In the article the administrative law status of state civil agents` main structural elements are examined. The author proves the advisability of working out and adoption of federal law, consolidating the general undertakings of civil agents` law status.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой статус государственных гражданских служащих»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС Ларькина А.П.

ГОССЛУЖАЩИХ Свешникова Л.Н.

10.3. АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Ларькина Анна Петровна, канд. юрид. наук. Должность: заведующая кафедрой. Место работы: Российский университет кооперации. Филиал: Саранский кооперативный институт. Подразделение: кафедра административного и финансового права. E-mail: larkina.anna@mail.ru

Свешникова Лариса Николаевна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский университет кооперации. Филиал: Саранский кооперативный институт. Подразделение: кафедра административного и финансового права. E-mail: egor751348@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные структурные элементы правового статуса государственного гражданского служащего. Автором обосновывается целесообразность разработки и принятия федерального законодательного акта, закрепляющего общие положения правового статуса гражданских служащих.

Ключевые слова: государственная гражданская служба; государственный гражданский служащий; правовое регулирование административноправового статуса гражданских служащих.

ADMINISTRATIVE - LAW STATUS OF STATE CIVIL AGENTS

Larkina Anna Petrovna, PhD at law. Position: Head of chair. Place of employment: Russian university of cooperation. Branch: Saransk cooperative institute. Department: Administrative and Financial Law chair. E-mail: larkina.anna@mail.ru Sveshnikova Larisa Nikolaevna. Position: senior lecturer. Place of employment: Russian university of cooperation. Branch: Saransk cooperative institute. Department: Administrative and Financial Law chair. E-mail: egor751348@yandex.ru

Annotation: In the article the administrative - law status of state civil agents' main structural elements are examined. The author proves the advisability of working out and adoption of federal law, consolidating the general undertakings of civil agents' law status.

Keywords: state civil service, a state civil agent, a law regulation of civil agents' administrative - law status.

Гражданский служащий является особым субъектом в системе государственно-служебных отношений, ему доверяется выполнять по поручению и за определенную плату задачи и функции государства. В связи с чем, осуществление им государственно-служебной деятельности возможно только в рамках специального правового статуса. Обладание таким статусом возможно на основе соответствующего законодательства, и в связи с замещением должности гражданской службы.

В юридической литературе достаточно активно обсуждается правовая природа статуса государственных служащих Российской Федерации. При этом можно встретить различные подходы к его отраслевому происхождению, структуре и содержанию.

Так, например, исходным пунктом характеристики статуса государственного служащего предлагается рассматривать статус гражданина России, органически включающего в себя: конституционный статус российского гражданина; статус работника в соответствии с

нормами Трудового кодекса РФ; административноправовой статус в соответствии с законами о государственной службе [1. С. 17]. Большинство ученых примерно в такой вариации и рассматривает правовой статус государственного служащего. При этом представители трудового права пытаются обосновать трудоправовой характер правовой регламентации статуса государственных служащих. Ученые административи-сты настаивают на публично-правовом характере государственной службы, который обуславливает принадлежность государственной службы, и соответственно правового статуса государственного служащего к объекту правового регулирования данной отрасли права.

Представляется, что административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи государственного служащего с органами государственного управления. Вследствие этого правовой статус государственного служащего имеет преимущественно административно-правовой характер. Это напрямую относится к государственной гражданской службе Российской Федерации.

Следует согласиться с тем, что успешное государственное управление возможно лишь на основе нормативной полноты и урегулированное™ административно-правового статуса гражданских служащих, при условии его последовательной практической реализации [2, с. 7].

Административно-правовому статусу государственных гражданских служащих посвящена глава 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3]. В названии главы законодатель использовал двойное наименование « Правовое положение (статус) гражданского служащего», таким образом признавая равенство между ними.

Рассмотрим особенности правового статуса государственных гражданских служащих как участников публичных правоотношений. Приобретению данного статуса предшествует ряд условий. Прежде всего, гражданин должен получить статус государственного гражданского служащего, поступив на службу (следует иметь в виду, что не каждый служащий государственного органа его приобретает). Поступая на службу, гражданин должен соответствовать критериям (требованиям), установленным законодательством о государственной гражданской службе. Замещение должности государственной гражданской службы сопряжено с соблюдением ограничений и запретов, установленных законодателем для гражданских служащих.

Традиционно понятием правового статуса охватываются: права, свободы, законные интересы, гарантии, обязанности. Правовой статус субъектов публичного права включает следующие элементы: публичные права, публичные обязанности, публично-правовые гарантии.

Важно подчеркнуть, что государственные гражданские служащие как субъекты публичных правоотношений обладают особым правовым статусом, так как статус лиц, замещающих должности государственной гражданской службы включает в себя: обязанности выполнять полномочия по должности, статусные права и обязанности, обязанности в виде ограничений и запретов.

Итак, правовое положение (статус) государственных гражданских служащих определяется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Рос-

235

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

сийской Федерации». При этом законодатель определил основные элементы содержания правового статуса, включив в Главу 3 Закона в качестве таковых: основные права и обязанности гражданского служащего; ограничения и запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению гражданского служащего. Сюда же включены положения, касающиеся урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с 2012 г. представление также сведений и о расходах.

Можно заключить, что таким образом законодатель четко определил структурные элементы правового положения (статуса) гражданского служащего. При этом он руководствовался общепризнанными в юридической науке подходами к определению структуры любого статуса, согласно которого основополагающими, исходными элементами признаются права и обязанности. По сути именно они определяют основное содержание правового статуса, тогда как иные элементы носят лишь дополнительный характер. Подтверждением тому являются наименования ст.15 «Основные права гражданского служащего» и от. 16 «Основные обязанности гражданского служащего» в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ», действительно содержащих основополагающие права и обязанности для всех гражданских служащих безотносительно замещаемой ими должности гражданской службы.

Иные предполагаемые элементы правового статуса гражданского служащего обнаруживаются в других глава Закона о гражданской службе РФ. В частности, в главе 11, 12 и др. Например, гарантии правовой и социальной защищенности гражданских служащих выделены законодателем в отдельную Главу 11 «Государственные гарантии на гражданской службе». В ней прописаны основные и дополнительные государственные гарантии гражданским служащим. На наш взгляд это является подтверждением особой их значимости для гражданских служащих. В Главе 12 «Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе» получили законодательное закрепление порядок поощрения и награждения гражданских служащих, а также привлечения их к дисциплинарной ответственности.

Как уже указывалось выше, приведенный перечень элементов правового статуса имеет общий для всех категорий гражданских служащих характер. Вместе с тем, индивидуальный правовой статус гражданских служащих существенно отличается в зависимости от замещаемой должности и определяется в должностном регламенте.

Следует признать, что на сегодняшний день регламентация административно-правового статуса гражданских служащих осуществляется значительным количеством нормативных правовых актов, среди которых: два федеральных закона и значительное

количество подзаконных нормативных правовых актов (основную часть которых составляют указы Президента РФ). Такая разбросанность норм ни как не способствует эффективному государственному управлению. Представляется важным для обеспечения полноценной реализации прав и добросовестного исполнения обязанностей гражданскими служащими объединить все основополагающие права и обязанности в едином нормативном правовом акте, предпочтительнее в федеральном законе, что существенным образом может

повлиять на результативность государственного управления в Российской Федерации.

Список литературы:

1. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ// Государство и право. 2003. №9. С.17-26.

2. Минигулова Д.Б. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих и проблемы его реализации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук / Д.Б. Минигулова. - М., 2012. 47 с.

3. Собрание законодательства Российской Федера-ции.2004.№.31.Ст.3215.

4. Собрание законодательства Российской Федера-ции.2003. № 22.Ct.2063.

5. Качушкин С. В. К вопросу о соотношении статуса государственных должностей и статуса государственных гражданских служащих в российской федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. с. 11 - 15

6. Шмалий О.В. Принципы государственной гражданской службы как административно-правового института // Бизнес в законе. - 2008 - №4.

Рецензия

на статью «Административно-правовой статус государственных гражданских служащих» кандидата юридических наук, доцента кафедры административного и финансового права Ларькиной Анны Петровны и старшего преподавателя кафедры административного и финансового права Свешниковой Ларисы Николаевны Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

Практическая реализация законодательства о государственной гражданской службе свидетельствует о том, что данный институт еще не получил соответствующего правового оформления. На сегодняшний день нормы, касающиеся государственной гражданской службы, в том числе и статуса гражданских служащих, содержатся в различных нормативных актах и претерпевают многочисленные изменения. В этой связи усиливается необходимость их исследования в целях дальнейшего совершенствования института государственной гражданской службы.

В статье Ларькиной А.П., Свешниковой Л.Н. анализируется административно-правовой статус гражданского служащего, его основные структурные элементы. Авторы отмечают, что государственные гражданские служащие как субъекты публичных правоотношений обладают особым правовым статусом, включающим в себя обязанности выполнять полномочия по должности, статусные права и обязанности, обязанности в виде ограничений и запретов. Ими обосновывается целесообразность разработки и принятия федерального законодательного акта, закрепляющего общие положения правового статуса гражданских служащих.

Научная статья Ларькиной А.П., Свешниковой Л.Н. «Административно-правовой статус государственногражданских служащих» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рада. Данная статья может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент

Зав. кафедрой государственного и административного права Национального Исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, доктор юридических наук, профессор И.Г. Дудко

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.