Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИРЕКТОРА РОСГВАРДИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ '

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИРЕКТОРА РОСГВАРДИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Росгвардия / директор / административно-правовой статус / национальная безопасность / национальная гвардия. / Ros Guardia / Director / administrative and legal status / national security / national guard.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин Виктор Михайлович

В представленной статье проводится анализ административно-правового статуса директора Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеншин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal status of the Director of the Russian Guard: features of legal regulation

The presented article analyzes the administrative and legal status of the Director of the Russian Guard.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИРЕКТОРА РОСГВАРДИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_34

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИРЕКТОРА РОСГВАРДИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Administrative and legal status of the Director of the Russian Guard:

features of legal regulation

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация: В представленной статье проводится анализ административно-правового статуса директора Росгвар-

дии.

Abstract: The presented article analyzes the administrative and legal status of the Director of the Russian Guard.

Ключевые слова: Росгвардия; директор; административно-правовой статус; национальная безопасность; национальная гвардия.

Keywords: Ros Guardia; Director; administrative and legal status, national security; national guard.

Для цитирования: Шеншин В.М. Административно-правовой статус директора Росгвардии: особенности правового регулирования //Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 34-37. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_34.

For citation: Shenshin V.M. Administrative and legal status of the Director of the Russian Guard: features of legal regulation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 34-37. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_34.

Статья поступила в редакцию: 08.08.2023

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 158 «О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации» Золотов Виктор Васильевич назначен директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Назначение директора Росгвардии обозначило новый импульс в обеспечении национальной безопасности. Так, предназначением войск национальной гвардии Российской Федерации является обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из этого, Президент Российской Федерации внес изменения в Указ «О внесении изменения в состав Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 г. № 715», в соответствии с которым в качестве постоянного члена Совета Безопасности Российской Федерации назначен Золотов В.В. - директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации1.

Учитывая положения Указа Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» следует акцентировать внимание, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации размещена в разделе I «Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам».

Следовательно, рассматриваемая нами Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, а возглавляющий ее руководитель по своему статусу приравнивается к федеральному министру.

Директор Росгвардии принимает непосредственное участие в заседаниях Федерального оперативного штаба, проводимых под руководством Директора ФСБ России и в которых участвуют руководители и ответственные сотрудники федеральных органов исполнительной власти, руководство ФСБ России, аппарата Национального антитеррористического комитета. На таких заседаниях вырабатываются меры по повышению эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в борьбе с терроризмом2, а также усиление антитеррористической защищенности объектов, в том числе и транспортного перехода, а также активизации профилактической работы по недопущению вовлечения граждан в террористическую деятельность. На одном из таких заседаний, например, рассматривались вопросы обеспечения безопасности транспортного перехода «Краснодарский край - Крым».

Поэтому подчеркивается необходимость своевременной корректировки выработанной ранее системы мер противодействия террори-

1 Ляхов, В. А. К вопросу о формировании состава Совета безопасности Российской Федерации / В. А. Ляхов // Аллея науки. - 2017. - Т. 1, № 12. - С. 276-278. - EDN ZGDKVT.

2 По материалам сайта nac.gov.ru

стическим угрозам, исключение формализма, шаблонного подхода, паллиативного метода при организации работы, повышения компетентности руководителей и иных должностных лиц, задействованных в проведении антитеррористических мероприятий.

Директор Росгвардии участвует и в заседаниях Координационного совета по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, проводимых под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. В ходе таких заседаний обсуждаются вопросы реализации целевых заданий и выполнение ранее принятых советом решений, рассмотрение возможности ускоренного выполнения намеченных планов, происходит заслушивание руководителей федеральных органов исполнительной власти (силовых структур) об обеспечении подведомственных ведомств в текущей ситуации.

Наряду с руководителями силовых ведомств, министров промышленности и торговли, финансов, экономического развития, генеральных директоров государственных корпораций «Росатом», «Роскосмос», «Ростех» директор Росгвардии входит в состав военно-промышленной комиссии, которая является постоянно действующим органом, подчиненным непосредственно главе государства. Начиная с 1999 года, комиссия осуществляет деятельность по выработке государственной политики в сфере военно-технического обеспечения обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. С 2007 года в полномочия комиссии входит формирование государственного заказа в сфере обороны.

При комиссии образован научно-технический совет, выполняющий функцию аналитического и экспертного обеспечения деятельности военно-промышленного комплекса, выработки рекомендаций по реализации научно-технической и инновационной политики в области развития вооружения, военной и специальной техники, производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции двойного назначения, фундаментальных и прикладных исследований, направленных на повышение обороноспособности страны, обеспечение безопасности государства и правоохранительной деятельности.

В современных условиях Росгвардия выступает гарантом обеспечения государственной и общественной безопасности, поэтому руководство страны и военно-промышленного комплекса уделяет повышенное внимание оснащению войск национальной гвардии современным вооружением, совершенствованию экипировки военнослужащих и сотрудников.

Отметим, что сужение круга деятельности приводит нас к характеристике компетенции руководителей органов государственной власти. Их функции включают полномочия более конкретного характера (утверждать, вносить, определять и т.п.), дополняемые формами взаимоотношений, основаниями и видами ответственности. Так, пунктом 14 Положения о Росгвардии устанавливается компетенция Директора Росгвардии, что, несомненно, является особым элементом, составляющим компетенцию Росгвардии1.

К особенностям осуществляемых должностными лицами Росгвардии полномочий следует отнести:

Во-первых, полномочие - это формальное основание для принятия решения, имеющего значение для широкого (в некоторых случаях узкого) круга субъектов.

Во-вторых, учитывая предназначение войск национальной гвардии, полномочия Федеральной службы есть не что иное, как права и обязанности данного ведомства.

В-третьих, права Росгвардии это вместе с тем и долг перед третьими лицами, организациями, государством.

В-четвертых, права и обязанности, составляющие институт полномочий находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

В-пятых, полномочие Росгвардии есть не что иное как определенный законодательством набор юридических механизмов, посредством которых властное должностное лицо реализует на практике свои полномочия с применением при необходимости государственного принуждения. Из предназначения Росгвардии вытекают функции, составляющие основу такого предназначения. Вместе с тем, как из предназначения войск национальной гвардии не трудно выделить и их обязанности: обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина.

Стоит отметить, что компетенция определяется также в статутных законах и иных актах. Реализуется же компетенция с помощью норм различных отраслей права, и в первую очередь, административного права федерального уровня, что накладывает определенный порядок исполнения норм административного права в правоприменительной практике должностных лиц Росгвардии.

Административно-правовой статус директора установлен Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»2.

Отметим, что в соответствии с пунктом 11 данного акта Росгвардию возглавляет директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директору непосредственно подчиняются войска национальной гвардии.

Директор несет персональную ответственность за выполнение задач и реализацию полномочий, возложенных на Росгвардию и войска национальной гвардии, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.

Директор имеет заместителей, количество которых устанавливается Президентом Российской Федерации.

1 Герман, Е. С. О некоторых особенностях структуры правового статуса федеральной службы войск национальной гвардии РФ / Е. С. Герман // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 апреля 2020 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 151-153. - ЕЭЫ УУЛЫШ.

2 Великанов, М. А. Правовой статус должностных лиц и органов военного управления реализующих полномочия по защите интересов ВНГ РФ / М. А. Великанов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : сборник статей по материалам СС1_ХХХ международной научно-практической конференции, Москва, 17 октября 2022 года. Том 38 (280). - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2022. - С. 41-44. - ЕЭЫ УЫ^РР.

Указ Президента РФ от 04.11.2022 № 797 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации имеется девять заместителей директора.

Заместители директора назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора.

Пунктом 14 Указа Президента РФ от 30.09.2016 № 510 установлено, что директор:

1) осуществляет управление войсками национальной гвардии, а по решению Президента Российской Федерации - руководство межведомственными группировками войск (сил) при выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии;

2) распределяет обязанности между заместителями директора, устанавливает полномочия должностных лиц Росгвардии по самостоятельному решению возложенных на Росгвардию задач;

3) создает в пределах своей компетенции территориальные органы Росгвардии, воинские части, подразделения (органы), организации войск национальной гвардии и осуществляет их реорганизацию и ликвидацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) издает приказы, директивы, распоряжения и иные акты, в том числе совместно с руководителями других федеральных государственных органов, а также заключает межведомственные соглашения в установленных сферах деятельности;

5) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Росгвардии;

6) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации:

проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленным сферам деятельности;

представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации военнослужащих, сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии, а также представления об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

7) вносит Президенту Российской Федерации:

предложения о включении воинских должностей в перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в войсках национальной гвардии;

предложения о включении должностей начальствующего состава в перечень должностей высшего начальствующего состава в войсках национальной гвардии;

представления о назначении военнослужащих войск национальной гвардии на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, о присвоении военнослужащим воинских званий высших офицеров, об освобождении от воинских должностей и увольнении с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

представления о назначении сотрудников войск национальной гвардии на должности, для которых штатом предусмотрены специальные звания высшего начальствующего состава, о присвоении сотрудникам войск национальной гвардии специальных званий высшего начальствующего состава, назначении сотрудников на должности, для которых штатом предусмотрены специальные звания высшего начальствующего состава, об освобождении от этих должностей;

представления о присвоении классных чинов действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса федеральным государственным гражданским служащим войск национальной гвардии;

представления о продлении срока военной службы военнослужащим войск национальной гвардии, замещающим должности высших офицеров и достигшим предельного возраста пребывания на военной службе в войсках национальной гвардии;

представления о продлении срока службы сотрудникам войск национальной гвардии, замещающим должности высшего начальствующего состава и достигшим предельного возраста пребывания на службе в войсках национальной гвардии;

представления о назначении исполняющими обязанности по вакантным должностям, подлежащим замещению лицами высшего начальствующего состава в войсках национальной гвардии сроком до шести месяцев;

предложения об установлении в войсках национальной гвардии общего количества воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга);

предложения об учреждении официальных геральдических знаков войск национальной гвардии и о порядке их использования; предложения об установлении количества оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, об определении по согласованию с Минобороны России границ таких объединений, об их создании, реорганизации и ликвидации; предложения по структуре и составу войск национальной гвардии до оперативно-территориального объединения включительно;

предложения о дислокации и передислокации войск национальной гвардии от соединения и выше;

представления о присвоении почетных наименований оперативно-территориальным объединениям, соединениям и воинским частям войск национальной гвардии;

представления о награждении государственными наградами Российской Федерации оперативно-территориальных объединений, со-

единений, воинских частей и кораблей войск национальной гвардии;

предложения об утверждении положений об официальных геральдических знаках войск национальной гвардии.

Помимо указанных полномочий в пункте 14 Указа Президента РФ от 30.09.2016 № 510 отражаются вопросы, вносимые директором Председателю Правительства Российской Федерации для последующего представления Президенту Российской Федерации;

дается перечень положений, утверждаемых директором;

учреждает именные стипендии, определяет размеры и условия выплаты таких стипендий курсантам и слушателям федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Росгвардии, а также учреждает премии: в области литературы и искусства -за произведения, пропагандирующие деятельность Росгвардии; в области науки и техники - за достижения в развитии научной, научно-технической деятельности в интересах Росгвардии;

раскрываются сферы в которых директор принимает решения;

определяет порядок подчиненности должностных лиц Росгвардии, их полномочия по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии, а также полномочия по назначению их на воинские должности или должности сотрудников, увольнению с военной службы (службы) и присвоению им воинских или специальных званий (за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности высших офицеров, сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава);

и иные полномочия.

По своей сути директор Росгвардии должен быть качественным менеджером, администратором, уметь разбираться в сложных вопросах, вникать в тонкости и нюансы, с которыми справляются подчиненные.

Весьма важным, с нашей точки зрения, представляется посещение директором воинских частей и подразделений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии; всестороннее знание дела, большие организаторские способности, способность сжато и точно определять перспективы развития Росгвардии.

Занимая должность директора человек должен быть не только военным, но и политиком в первую очередь, должен думать масштабами государства. Такие важнейшие качества, которыми должно обладать любое лицо, занимающее указанную должность, не приходят сами по себе, а приходят со временем, прививаются в процессе выполняемой работы.

Директор Росгвардии должен уметь принимать ответственные самостоятельные решения и немедленно проводить их в жизнь, для чего такое должностное лицо должно обладать определенными волевыми качествами, решительностью и организаторскими способностями, и, конечно же, умение ответить за принятое решение.

Библиография:

1. www.nac.gov.ru

2. Великанов, М. А. Правовой статус должностных лиц и органов военного управления реализующих полномочия по защите интересов ВНГ РФ / М. А. Великанов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : сборник статей по материалам CCLXXX международной научно-практической конференции, Москва, 17 октября 2022 года. Том 38 (280). - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2022. - С. 41-44. - ED№ V№RJPR.

3. Герман, Е. С. О некоторых особенностях структуры правового статуса федеральной службы войск национальной гвардии РФ / Е. С. Герман // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 апреля 2020 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 151-153. - ED№ YVA№№U.

4. Ляхов, В. А. К вопросу о формировании состава Совета безопасности Российской Федерации / В. А. Ляхов // Аллея науки. - 2017. - Т. 1, № 12. -С. 276-278. - ED№ ZGDKVT.

References:

1. www.nac.gov.ru

2. Velikanov M. A. legal status of official persons and bodies of military administration implementing powers to protect the interests of the GNH of the Russian Federation / M. A. Velikanov // young researcher: challenges and prospects : a collection of articles on the materials of the CCLXXX international scientific and practical conference, Moscow, October 17, 2022. Volume 38 (280). - Moscow: society with limited responsibility "Internauka", 2022. - pp. 41-44. - ED no. V no.RJPR.

3. German, E. S. on some features of the structure of the legal status of the federal service of the National Guard troops of the Russian Federation / E. S. German // fundamental and Applied Scientific Research: current issues, achievements and innovations : a collection of articles of the XXXIII international scientific and practical conference, Penza, April 15, 2020. - Penza: "Science and enlightenment" (ИП Gulyaev G. Yu.), 2020. - pp. 151-153. - ED no. YVA no. U.

4. Lyakhov V. A. on the issue of forming the composition of the Security Council of the Russian Federation / V. A. Lyakhov // alley of science. - 2017. - VOL. 1, NO. 12. - PP. 276-278. - ED NO.ZGDKVT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.