Научная статья на тему 'Административно-правовой режим лицензирования в России'

Административно-правовой режим лицензирования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1949
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович

В статье рассматриваются некоторые вопросы административно-правового режима лицензирования, его специфика и особенности нормативно-правового регулирования, а также определяются общие критерии отнесения того или иного вида деятельности к лицензируемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой режим лицензирования в России»

LEGAL SCIENCES

Administrative and legal licensing regime in Russia Konstantinov A. (Russian Federation) Административно-правовой режим лицензирования в России Константинов А. В. (Российская Федерация)

Константинов Алексей Владимирович /Konstantinov Aleksey - кандидат юридических наук,

преподаватель, кафедра административного права, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы административно-правового режима лицензирования, его специфика и особенности нормативно-правового регулирования, а также определяются общие критерии отнесения того или иного вида деятельности к лицензируемым.

Abstract: this article discusses some of the issues of administrative-legal regime for the licensing of its specifics and peculiarities of legal regulation, and defines the general criteria for classifying a particular activity to licensing.

Ключевые слова: административное право, лицензия, лицензирование, правовой режим, государственное регулирование.

Keywords: administrative law, license, licensing, legal regime, state regulation.

Проводимые в Российской Федерации административные реформы во многом предопределяют характер и уровень государственного управления в жизненно важных сферах общества и государства.

За последние годы наблюдается тенденция по снижению влияния государства на происходящие процессы в социально-экономической сфере, так, например, растущая роль публичных корпораций. В то же время, изменяются характер и глубина правового регулирования, количественные и качественные характеристики государственного воздействия находятся в постоянной динамике, изменяясь в зависимости от социальных, экономических и политических факторов.

В научном мире нередко высказываются неоднозначные мнения о приверженности в подобной двоякой ситуации, с одной стороны, критикуя чрезмерное вмешательство государства в управление различными сферами, в основном имеется ввиду социально-экономическая, с другой же стороны, бездействие либо отсутствие рычагов управления со стороны государства, где должны преобладать саморегулирующиеся процессы, также вызывает неодобрительные высказывания. На фоне социально-экономических кризисных явлений государство, имея широкий круг возможностей по применению всего спектра государственного инструментария, успешно реализует оба направления, хотя о результатах еще рано говорить.

Именно в таком свете видится тенденция в государственной активности воплощения в жизнь политики предоставления государственных и муниципальных услуг, в большей мере носящих разрешительный характер, и, несомненно, используя рыночную экономику, как саморегулируемую систему, приобретающую замкнутый (локальный) характер, в которой ведущие роли должны занять публично-корпоративные организации. Говоря о последних, не имеет особого значения их организационно-правовая форма, в которой они зарегистрированы, первостепенное значение здесь играет определенная на данном этапе развития нашего государства цель и те публичные функции, которые ей необходимо будет выполнять в указанной сфере государственного хозяйства.

Соблюдая обозначенную тематику статьи, остановимся и проанализируем первое направление, в качестве которого выделим правовой режим лицензирования.

85

Основываясь на общепризнанных правовых нормах и принципах жизнедеятельности общества и государства, которые нередко требуют дополнительных гарантий их обеспечения в условиях и при обстоятельствах повышенного риска для них, устанавливается комплекс специальных юридических средств и способов регулирования.

Несомненно, научный интерес представляет рассмотрение лицензирования в качестве правового режима, имеющего свои особенности и отличительные черты.

Что же собой представляет правовой режим? Так, С. С. Алексеев определяет правовой режим как «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования» [3, с. 185].

В юридической и научной литературе встречаются разные подходы к определению лицензирования как правового режима. Одни авторы рассматривают лицензионный режим со стороны управляющего субъекта, другие авторы рассматривают с позиции регулируемой данным режимом деятельности.

Так, О. М. Олейник определяет лицензирование как правовой режим осуществления отдельных признанных законодательством видов предпринимательской деятельности, предполагающий: государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности; государственный контроль за осуществляемой деятельностью; возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства [9, с. 15].

В свою очередь Д. Н. Бахрах, рассматривая лицензирование в качестве административно-правового режима, характеризует данную форму государственного управления, как опосредующий особый порядок деятельности исполнительной власти, необходимый, прежде всего, для обеспечения безопасности [1, с. 263].

В этой связи следует отметить, что ввиду разных подходов к изучению вопросов лицензионного режима в научно-юридической литературе появляется разграничение на правовой режим регулирования и правовой режим деятельности. Вне всякого сомнения, подобное деление имеет право на существование, но строго говоря, это соотношения общего к частному. Другими словами правовой режим сам по себе является процессом регулирования, которое реализуется с помощью различного рода юридических средств, в том числе и посредством деятельности компетентных субъектов и характера отдельных видов деятельности, подлежащей лицензированию. В таком случае, осуществляемая в рамках действующего правового режима деятельность выступает в качестве содержательной части подобной формы регулирования, что не позволяет в полной мере их разграничить.

Однако изучение отдельно взятых аспектов лицензионного режима позволяет более детально рассмотреть отдельные элементы данного института административного права. Точнее всего административную природу лицензионного режима раскрывает А. Б. Багандов, посвятивший не одну работу данной проблематике. Так, под административно-правовым режимом лицензирования А. Б. Багандов понимает совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в экономической сфере путем осуществления контрольно-разрешительных мероприятий в отношении отдельных видов деятельности в целях соблюдения хозяйствующими субъектами публичных интересов [4, с. 72].

Совокупность таких мероприятий, по мнению А. Б. Багандова, идентифицирует разрешительную процедуру как административно-правовой режим лицензирования, отличающий лицензирование от аналогичных процедурных режимов сертификации, аттестации, аккредитации и т. п.

Также А. Б. Багандов выделяет особую разновидность административно-правовых режимов, такую как комплексные административно-правовые режимы. Специфической особенностью комплексного административно-правового режима лицензирования, как указывает А. Б. Багандов, является его процедурный характер, подразумевающий сосредоточение управленческого внимания не на определенной области отношений, требующей специального государственного воздействия, а на выработке универсального и

эффективного механизма воздействия на неограниченное количество однородных областей общественных отношений.

В этой связи следует отметить то, что лицензирование является правовым режимом, служащим обеспечению управленческой деятельности государства посредством выработки совокупности мероприятий, обеспечивающих приведение поведения определенных субъектов в соответствие с управленческими целями [4, с. 71-72].

Сформулированные авторами тезисы о природе административно-правовых режимов весьма полезны для теории и практики лицензирования, и все же попытаемся дополнить анализ в данной сфере с учетом некоторых особенностей лицензирования.

Прежде всего, необходимо пояснить цель административно-правового режима лицензирования, которую нельзя отождествлять ни с общим правовым регулированием, ни с процессом реализации права. Несомненно, научно-практический интерес в изучении целей правовых режимов лежит в разрезе такого основного признака как создание конкретной степени благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. По сути, указанные цели и решаемые задачи административно-правового режима лицензирования определяют характер желаемых государственных состояний.

Установление целей для лицензирования позволяют определить, в связи с чем связана необходимость установления режима лицензирования для того или иного вида деятельности, на что она направлена и чем обусловлена.

В качестве объективного критерия отнесения того или иного вида деятельности к лицензируемым у А. Б. Багандов выступает присутствие публичного интереса, связанного с повышенной общественной, экономической, политической, экологической и иной опасностью. При этом публичный интерес обусловлен, как правило, вовлечением в круг воздействия опасных факторов неограниченного или весьма обширного круга лиц, не участвующих в осуществлении конкретного вида деятельности. Другим критерием является повышенная доходность того или иного вида деятельности, которая может привести к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.

И, конечно, главное, на что А. Б. Багандов обращает внимание, - выбор в качестве меры воздействия на конкретный вид деятельности именно лицензирования является субъективным фактором, определяемым волевым решением субъектов управленческой деятельности [5, с. 58-59].

Законодатель к лицензируемым видам деятельности относит виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанным ранее объектам ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Уместно отметить, что под методом понимается определенная совокупность средств, способов и приемов, поэтому установление лицензионного режима определяется как регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств.

К таким средствам Ю. А. Тихомиров относит:

а) правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах;

б) уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;

в) детальная, своего рода операциональная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;

г) строгая система контроля и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима;

д) более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права;

е) наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т. п.) [2, с. 377].

В этой связи следует отметить, что административно-правовой режим лицензирования лежит в трех плоскостях правового регулирования, характеризующего особенности отношений, связанных с осуществлением лицензирования в отдельных сферах деятельности.

Правовое регулирование правоотношений, возникающих в связи с осуществлением лицензирования, можно разделить на три сферы:

1. сфера применения общего законодательства о лицензировании;

2. сфера применения специального законодательства о лицензировании;

3. сфера применения общего законодательства о лицензировании с учетом особенностей, установленных специальным законодательством для отдельных видов деятельности.

В основе общего законодательства о лицензировании лежит ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который устанавливает общие положения, порядок организации и осуществления лицензирования.

Наряду с ним лицензирование указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» видов деятельности осуществляется в порядке, установленном специальным законодательством, регулирующим отношения в соответствующих сферах деятельности.

Третья сфера правового регулирования отношений, связанных с осуществлением лицензирования, сочетает в себе применение общего и специального законодательства для отдельно взятых видов деятельности. Подобное сочетание общих и специальных правовых норм позволяет учитывать особенности некоторых видов деятельности.

Подводя итог, следует обратить внимание на общие критерии, которые лежат в основе определения деятельности, подлежащей лицензированию. Такими критериями являются:

- наличие риска нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба обороне и безопасности государства, нанесения ущерба культурному наследию народов РФ;

- регулирование такой деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием;

- вовлечение неограниченного или весьма обширного круга лиц, не участвующих в осуществлении конкретного вида деятельности;

- повышенная доходность такой деятельности, злоупотребление которой со стороны хозяйствующего субъекта может являться одним из факторов опасности для общественных интересов;

- регулирование такой деятельности федеральными законами;

- государственное регулирование и контроль за такой деятельностью;

- наличие выработанной совокупности мероприятий, обеспечивающих соответствие поведения определенных субъектов с управленческими целями в области лицензирования.

Таким образом, можно предположить то, что непринятие во внимание указанных критериев может повлечь наступление негативных последствий и, тем самым, делает необходимым осуществление лицензирования такой деятельности в рамках административно-правового режима.

Литература

1. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред.

Д. Н. Бахрах. М., 1997. 330 с.

2. Административное право и процесс: полный курс. Тихомиров Ю. А. М.: Изд. Тихомирова

М. Ю., 2005. 697 с.

3. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. 288 с.

4. Багандов А. Б. Лицензирование юридических лиц. М., 2000. 126 с.

5. Багандов А. Б. Лицензионное право: Учебно-практическое пособи / Под. ред. Дмитриева Ю. А. М.: Эксмо, 2004. 640 с.

6. Зырянов С. М.Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права, 2012. № 11. С. 39-48.

7. Константинов А. В., Мурманэ Б. Ж., Рачеев Д. Э. Административно-правовой режим лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в России // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 12 (42). С. 166-170.

8. Константинов А. В. Специфика юридической природы правового режима в административном праве // Наука, техника и образование, 2015. № 11 (17). С. 129-131.

9. Олейник О. М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон, 1994. № 6. С. 15-17.

Guarantee of restricting expropriation: legal regulation, application by international arbitration centers Somova E. (Russian Federation) Гарантия ограничения экспроприации: правовое регулирование, применение международными арбитражными центрами Сомова Е. В. (Российская Федерация)

Сомова Елизавета Владимировна / Somova Elizaveta - студент магистратуры, отделение международного и российского предпринимательского права, Институт философии и права Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье исследуется такая гарантия защиты прав иностранного инвестора как ограничение экспроприации. Иногда данная гарантия рассматривается как гарантия выплаты компенсации в случае экспроприации. Автором данной статьи ставится задача рассмотреть, что подразумевается под гарантией ограничения экспроприации, равнозначна ли она гарантии выплаты компенсации при экспроприации. На основании изучения дел сформулированы выводы по реализации данной гарантии в практике международных арбитражных центров.

Abstract: such guarantee of foreign investors ' rights as restricting expropriation is analyzed in the article. Seldom is this guarantee considered as the guarantee of compensation payment in case of expropriation. The author of the article undertakes to point out what does the guarantee of restricting expropriation mean and is it equal to the guarantee of compensation payment in case of expropriation. On the basis of examining cases the author formulates conclusions on how this guarantee is realized in practice of international arbitration centers.

Ключевые слова: ограничение экспроприации, гарантии защиты прав иностранного инвестора, практика международных арбитражных центров.

Keywords: restricting expropriation, guarantees of foreign investors ' rights protection, practice of international arbitration centers.

Гарантия ограничения экспроприации является важнейшей гарантией защиты прав иностранного инвестора, закрепляемой в национальном законодательстве и двусторонних инвестиционных соглашениях. В статье 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» указано, что «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию», кроме случаев и по основаниям,

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.