Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
реклама / правовое регулирование / Российская Федерация и её субъекты / Федеральный закон «О рекламе» / Конституция РФ.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Р. Фомин

В настоящей статье рассматривается административно-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и в её субъектах, в качестве примера приводится Иркутская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)»

А.Р. Фомин

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

В настоящей статье рассматривается административно-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и в её субъектах, в качестве примера приводится Иркутская область.

Ключевые слова: реклама, правовое регулирование, Российская Федерация и её субъекты, Федеральный закон «О рекламе», Конституция РФ.

Реклама - наиболее массовое, а значит и наиболее эффективное средство в конкурентной борьбе рыночных отношений, оказывает социологическое, психологическое влияние на потребителя. Многогранная направленность позволяет как привлечь внимание граждан к предлагаемому товару и услуге, так и опорочить товары и услуги конкурентов, причинив тем самым вред их деловой репутации. Именно поэтому так важно иметь эффективный механизм государственного регулирования общественных отношений в сфере рекламной деятельности.

13.03.2006 г. Федеральный закон № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») был подписан Президентом РФ. Закон был посвящен коммерческой и социальной рекламе, и применяется в отношении всей рекламы независимо от места производства рекламы, если её демонстрация осуществляется на территории РФ. Однако ФЗ «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющейся социальной рекламой, а также иные виды рекламы, указанной в закрытом списке п. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе». Также ФЗ «О рекламе» определил общие принципы рекламной деятельности в стране, способствует регулированию правовых отношений, которые возникают в процессе создания, распространения и получения рекламы. ФЗ «О рекламе» распространяется на рекламу всех услуг, в том числе банковских, страховых и иных, связанных с пользованием денежными средствами граждан. Закон о рекламе определяет основные понятия в этой области, в том числе понятие ненадлежащей рекламы (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная и т.п.), субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы и т.д); объекты рекламной деятельности, реклама которых не допускается; требования к рекламе, включая правила о рекламе товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации; особенности распространения рекламы в различных средствах массовой информации и особенности рекламы отдельных видов товаров (работ и услуг); права и обязанности субъектов рекламной деятельности; полномочия саморегулируемых организаций в сфере рекламы; полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы; ответственность субъектов рекламной деятельности.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с ФЗ «О рекламе» иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Возможность регулирования рекламной деятельности законами и подзаконными актами субъектов РФ, а также нормативными актами органов местного самоуправления не раз возникал на протяжении всего периода становления и развития данного сегмента общественных отношений. При разрешении данного вопроса следует исходить из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе».

Суд отметил, что отношения, возникающие в ходе производства, размещения и распространения рекламы (рекламной информации), являются объектом комплексного правового регулирования, то есть

© А.Р. Фомин, 2022.

Научный руководитель: Эвертовская Лариса Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет, Россия.

могут регулироваться различными видами законодательства (гражданского, административного, уголовного, финансового и др.) и относятся к различным предметам ведения (защита прав и свобод человека и гражданина, информация и связь, общественный порядок, охрана здоровья и т.д.).

Следовательно, в рассматриваемом аспекте законодательство о рекламе и иные нормативные правовые акты, о которых говорится в оспариваемой статье, призваны регулировать именно те отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые являются предметом гражданского законодательства.

Пункт «о» статьи 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к ведению РФ. При этом, согласно части 1 статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Следовательно, законодательство о рекламе, регулирующее гражданскоправовые отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении РФ и ее субъектов, ни в ведении субъектов РФ, и они не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в этой сфере.

Статья 8 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя называет гарантируемые в РФ единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В статье 74 Конституции РФ содержится запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства, единого рынка.

Конкретизируя эту обязанность государства, пункт «ж» статьи 71 Конституции РФ относит установление правовых основ единого рынка к ведению РФ, поскольку без обеспечения приоритетного, прямого действия законов, закрепляющих эти правовые основы (Гражданский кодекс РФ, законы в области антимонопольной политики и защиты конкуренции, ценообразования, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и т.п.), на территории всего государства свобода экономической деятельности не может быть реализована.

Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок РФ и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.

Целью ФЗ «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы. Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя.

Единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка. В этом смысле реклама (рекламная информация) составляет основу такой информационной системы.

Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.

Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения рекламы на рекламных конструкциях, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Во исполнение вышеуказанных норм, а также в целях формирование единого архитектурного облика, систематизации установки наружной рекламы и объектов, содержащих информационное содержание, контроля за их состоянием в территориальных границах города Иркутска, действовав согласно ст. 16, ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе», ст. 11,31,32 Устава г. Иркутска, Дума г. Иркутска Решением от 30.05.2013 утвердила «Правила размещения наружной рекламы на территории города Иркутска». Данные «Правила» устанавливают основные и единые для субъектов права города Иркутска порядок и требования к распространению наружной рекламы, установке, эксплуатации рекламных конструкций и контролю за соблюдением этих требований.

Правила содержат основные понятия необходимые субъектам для распространения рекламы. Особое внимание в Правилах уделено формам и видам рекламных конструкций, требованиям к их размещению на территории самого города Иркутска и отдельно в границах зон охраны культурного наследия. Так, согласно п. 63 гл. 5 «Правил размещения наружной рекламы на территории города Иркутска», не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", и вносятся в правила землепользования и застройки города Иркутска.

Пункт 67 главы 5 Правил размещения наружной рекламы на территории города Иркутска определяется закрытый список зон охраны объектов культурного наследия, в границах которых возможна установка рекламных конструкций. Размещение иных типов рекламных конструкций, выходящих за рамки указанного списка, в границах зон охраны объектов культурного наследия не допускается.

Правила содержат ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций без разрешения владельцы рекламных конструкций несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Правилами благоустройства территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 25.12.2008 N 004-20560950/8.

Ответственность за содержание рекламных конструкций в ненадлежащем состоянии, за нарушение требований к внешнему виду, за организацию и осуществление комплекса работ по помывке, покраске, а также по устранению разрывов рекламных полотен и нарушений целостности каркасов (оснований фундаментов, опор) рекламных конструкций и за другие нарушения данных Правил возлагается на владельцев рекламных конструкций (юридических лиц, должностных лиц и физических лиц).

Говоря про право органов местного самоуправления г. Иркутска самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения рекламы, следует упомянуть про Экспертный совет по рекламе созданный при иркутском управлении Федеральной антимонопольной службы.

Экспертный совет по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе (далее - Экспертный совет) образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольного законодательства Российской Федерации в части защиты от недобросовестной конкуренции, а также выработки предложений по его совершенствованию. Является консультативно-совещательным органом при Федеральной антимонопольной службе. Его решения имеют рекомендательный характер и представляются в Федеральную антимонопольную службу для принятия решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, а также соответствии действий хозяйствующих субъектов требованиям законодательства Российской Федерации, принципам добросовестности и добропорядочности, реализации государственной политики в области контроля соблюдения законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства в части защиты от недобросовестной конкуренции и подготовки предложений по совершенствованию указанного законодательства.

Деятельность Экспертного совет регулируется Положением «Об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе», утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2017 г. N 1736/17.

В результате проведенного исследования целесообразно сделать вывод о наличии на настоящем этапе развития рыночных отношений достаточно сложной иерархично организованной системы нормативно - правового регулирования деятельности в сфере рекламы, которая может быть усовершенствована путем расширения правотворческих полномочий органов власти субъектов Российской Федерации.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О рекламе" // "Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

3.Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" // "Собрание законодательства РФ", 17.03.1997, N 11, ст. 1372

4.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.

5.Приказ ФАС России от 19.12.2017 N 1736/17 "Об утверждении Положения об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе" // Консультант

6.Решение Думы г. Иркутска от 03.06.2013 N 005-20-470795/3 (ред. от 24.02.2022) "Об утверждении Правил размещения наружной рекламы на территории города Иркутска" // "Иркутск официальный", N 23, 11.06.2013.

ФОМИН АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ - магистрант, Байкальский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.