DOI 10.24411/2227-7315-2020-10136
УДК 342.951
С.С. Санникова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ
Введение: одна из фундаментальных проблем экономики — обеспечение продовольственной безопасности, приобретает особую актуальность в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Цель: поиск курса реформирования административно-правовых норм, обеспечивающих реализацию политики в области обеспечения продовольственной безопасности. Методологическая основа: формально-правовой анализ нормативных основ государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности. Результаты: аргументирована позиция о необходимости консолидации нормативно-правового регулирования в области обеспечения продовольственной безопасности посредством принятия нового Федерального закона, а также пересмотра приоритетов государственной политики в указанной области общественных отношений. Выводы: эффективное правовое обеспечение продовольственной безопасности в условиях противостояния глобальной угрозе пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 возможно исключительно путем развития межрегионального и межгосударственного взаимодействия.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, коронавирус, ограничительные меры, санкции, ЕАЭС.
S.S. Sannikova
ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT
OF FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
IN THE CONTEXT OF GLOBAL EXTERNAL CHALLENGES
Background: one of the fundamental problems of the economy - ensuring food security - is gaining particular relevance in the context of the COVID-19 coronavirus infection pandemic. Objective: search for a course of reforming administrative and legal norms providing the implementation of policies in the field of food security. Methodology: formal legal analysis of the regulatory framework of state policy in the field of providing food security. Results: the author's position on the need to consolidate legal regulation in the field of food security through the adoption of a new Federal Law, as well as revising the priorities of state policy in this area of public relations is argued. Conclusions: effective legal support of food security in conditions of counter to pandemic of coronavirus disease COVID-19 is possible exceptionally by means of the development of interregional and international cooperation.
Key-words: food security, coronavirus, restrictive measures, sanctions, EEU.
© Санникова Светлана Сергеевна, 2020
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: sannikovasvetlana@mail.ru © Sannikova Svetlana Sergeevna, 2020
Candidate of law, senior lecturer, Administrative and municipal law department (Saratov State Law Academy) 149
2020 год, несомненно войдет в историю. Это год глобальной перестройки привычного уклада экономических, социальных и правовых отношений в абсолютном большинстве стран. Пандемия коронавируса COVID-19 стала ударом по глобальной системе здравоохранения, унося жизни и причиняя вред здоровью миллиону людей на всех континентах. Борьба с вирусом потребовала ряда непростых управленческих решений, среди которых отдельно следует выделить режим всеобщей самоизоляции, являющийся основным способом снижения роста заболеваемости. Вместе с тем ограничительные меры подобного рода, очевидно, представляют существенную угрозу экономической безопасности России, в частности продовольственной безопасности.
Логичной и своевременной реакцией на описанную ситуацию является новая Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 201 (далее — Доктрина). Примечательно, что в данном документе, первым среди основных индикаторов оценки обеспечения продовольственной безопасности называется достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости (п. 8 Доктрины). Несмотря на то, что исполнительный директор Всемирной продовольственной программы Организации объединенных наций Д. Бизли всерьез допускает обусловленный пандемией «голод библейских масштабов»2 и мировое сообщество очевидно должно объединить усилия в борьбе с новой угрозой, Российская Федерация по-прежнему подвергается внешнему геополитическому давлению. Как отметил Заместитель Председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев, «Россия практически сразу после начала пан-
0 демии выступила с инициативой о снятии санкций, чтобы облегчить наиболее
CD
? пострадавшим странам доступ к необходимой помощи. Нас сразу же обвинили
а в том, что мы преследуем какие-то собственные интересы, хотя в резолюции
g речь шла не о России, а о тех государствах, которые находятся в крайне тяже-
1 лом положении... проект российской резолюции немедленно заблокировали I в Генеральной ассамблее ООН. И это решение в период пандемии нельзя назвать Ü иначе, как аморальным и безответственным»3! С этим сложно не согласиться, § т.к. непрекращающийся поток политически мотивированных экономических | рестрикций со стороны некоторых стран Запада4 причиняет негативные эко-I номические последствия помимо прочего и самим инициаторам подобных мер, 'I размывая наработанную годами почву партнерских отношений между хозяй-I ствующими субъектами разных государств. В результате происходит стихийный | разрыв производственно-логистических связей, что приводит к неоправданному
дефициту продукции в одних странах и переизбытку в других5.
55
О *
и
т _
0
§ 1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 4, ст. 345.
^ 2 Coronavirus Pandemic 'Will Cause Famine of Biblical Proportions' // The Guardian. URL:
1 https://www.theguardian.com/global-development/2020/apr/21/coronavirus-pandemic-will-cause-i famine-of-biblical-proportions (дата обращения: 07.07.2020).
3 Медведев ДА. Сотрудничество в сфере безопасности в период пандемии нового коронавируса // Россия в глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/articles/bezopasnost-v-period-pandemii/ (дата обращения: 07.07.2020).
4 Великобритания утвердит санкции против россиян за нарушение прав человека // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/06/07/2020/5f02840c9a794740c871ba69 (дата обращения: 07.07.2020).
5 Карабут Т. Как COVID-19 повлияет на продовольственную безопасность России. URL: https://rg.ru/2020/05/20/kak-covid-19-povliiaet-na-prodovolstvennuiu-bezopasnost-rossii.html
150 (дата обращения: 07.07.2020).
Названые факторы обусловливают конфликт противоречий в виде необходимости противодействия объективной угрозе в лице пандемии и субъективному влиянию недружественных действий зарубежных партнеров. Представляется, что наиболее рациональным и продуктивным средством обеспечения продовольственной безопасности в этих условиях является активно проводимая политика импортозамещения, предусматривающая ряд правовых гарантий и благоприятных условий для экономической деятельности отечественных производителей [1, с. 74]. Вместе с тем, несмотря на колоссальный потенциал агропромышленного комплекса России, в современных условиях концентрации на внутреннем производстве и потреблении может быть недостаточно.
Анализ положений новой Доктрины позволяет сделать вывод о приоритете политики самообеспечения в поддержании продовольственной безопасности. Международному сотрудничеству, даже с учетом описанных выше геополитических факторов, посвящена небольшая часть (п. 22). В то же время, в таком стратегически важном документе как Доктрина отдельное упоминание международной коллаборации в области обеспечения продовольственной безопасности было бы своевременным откликом на вызовы времени, который может стать стартовой точкой для реформирования соответствующего законодательства. Общий курс консолидации усилий в борьбе с глобальной угрозой, в свою очередь должен быть приоритетным как на уровне межгосударственного взаимодействия, так и при определении внутренней политики. Первое возможно посредством унификации и систематизации законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) [2, с. 261], второе — может найти выражение в виде усиления централизации административно-правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности России [3, с. 185], наиболее организованным выражением которого может стать принятие специализированного Федерального закона, посвященного обеспечению продовольственной безопасности, что активно обсуждается исследователями, справедливо указывающими на недостаточность положений Доктрины в регулировании одного из принципиальных вопросов российской экономики [4, с. 240]. Принимая во внимание огромную территорию Российской Федерации, охватывающую большинство климатических поясов и имеющую неограниченный потенциал для развития экономической деятельности любых видов, представляется необходимой централизация нормативно-правового регулирования на федеральном уровне. Несмотря на специфику области продовольственного обеспечения каждого субъекта и очевидную необходимость регионального и местного нормирования данного направления, единый федеральный акт должен стать необходимым гарантом реализации положений Доктрины, а также ориентиром для соответствующих законов на уровне субъектов.
Отдельного упоминания заслуживает приоритет качества и безопасности пищевых продуктов, в т.ч. посредством неуклонного соблюдения технических регламентов ЕАЭС, в частности, в отношении продукции, содержащей гено-модифицированные организмы (ГМО). Несмотря на сложный комплексный характер рассматриваемой проблемы, воплощение норм о качестве и безопасности продовольственных продуктов не теряет своей актуальности, равно как и сравнительно недавно вступивший в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»61Административная ответственность за нарушение требований технических регламентов для изготовителей, исполнителей и продавцов товаров, работ и услуг (в т.ч. актуальная для лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя) установлена ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)7. Здесь же следует отметить ст. 14.44 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность. Данные нормы, помимо прочего, направлены на исключение из товарооборота и пользовательского потребления продовольственной продукции, не отвечающей требованиям качества и безопасности8, в т.ч. к продукции, содержащей ГМО9! Последние дополнения и изменения, вносимые в положения названых статей, датируются соответственно, 2017 и 2016 гг. Вместе с тем подп. «е» п. 21 Концепции прямо указывает на необходимость усиления административной ответственности производителей пищевой продукции и должностных лиц за нарушение требований к пищевой продукции, установленных в актах, составляющих право ЕАЭС и в нормативных правовых актах Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание современные экономические реалии, можно сделать вывод о необходимости пересмотра закрепленных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая может найти выражение в отнесении принципа развития международного сотрудничества со странами ЕАЭС и иными государствами к приоритетным направлениям деятельности наравне с принципом продовольственного самообеспечения, при сохранении поддержки политики импортозамещения. Логичным продолжением такой реформы должно стать принятие Федерального закона «О продовольственной безопасности в Российской Федерации», он должен обеспечить проведение эффективной государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности на всей территории страны, с учетом климатических и экономических особенностей каждого региона. Кроме того, сохраняет актуальность вопрос о качестве продовольственной продукции. Один из действенных рычагов его обеспечения — это усиление административной ответственности производителей за нарушения требований к пищевой продукции, установленные международными и российскими нормативно-правовыми актами.
Библиографический список
1. Афанасьева ДА. Современное состояние продовольственной безопасности в России как фактор политического риска в аграрном комплексе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 1. С. 72-76.
1 6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32, ч. 1, ст. 5073.
й 7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 26, ст. 4001.
8 «ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст) (в ред. от 29 ноября 2012 г.). В данной редакции документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
9 «МР 02.028-08. Качественное и количественное определение генетически модифицированных организмов (ГМО) растительного происхождения в пищевых продуктах и продовольственном сырье с использованием тест-систем и оборудования производства ЗАО «НПФ ДНК-Технология». Методические рекомендации» (утверждены и введены в действие Роспо-
152 требнадзором 15 января 2008 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Мохов А.Ю. Правовые проблемы обеспечения коллективной продовольственной безопасности Евразийского экономического союза // Вестник саратовской государственной юридической академии. № 2 (133). 2020. С. 261-268.
3. Есина Ю.Л., Степаненкова Н.М. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях обострения нестабильности // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 2. С. 279-185.
4. Палагина ОА.. Нормативные акты для обеспечения продовольственной безопасности регионов ДФО // Ученые заметки ТОГУ. 2020. Т. 11. № 2. С. 234-240.
References
1. Afanasieva D.A. Contemporary Condition of Food Security in Russia as the Factor of Political Risk in Agrarian Complex // Humanitarian Sciences. The Bulletin of Financial University. 2020. Part 10. Vol. 1. P. 72-76.
2. MokhovA.Yu. Legal Problems of Providing Collective Food Security of the Eurasian Economic Union // Bulletin of Saratov State Law Academy. Vol. 2 (133). 2020. P. 261-268.
3. Esina Yu.L, Stepanenkova N.M. Providing of Food Security in Conditions of the Instability Aggravation // Actual Issues of Contemporary Economy. 2020. Vol. 2. P. 279-185.
4. Palagina O.A. Legal Acts for Providing the Food Security Regions of Far Eastern Federal District // Scientific Notes of TOSU. 2020. Part 11. Vol. 2. P. 234-240.
CD П) О
T3 ÛJ —I
о
го
о
X
О Se
О
о g
ÛJ
тз
0 —I
го П>
1
1 О Se
5
тз s Д
s
X ф
о
X
о
Se а ж ш Д
Ф §
s s
№
ю 1Л
3 )
2 О N) О