УДК 342.92
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Алибаева Гульнар Айтчановна
Проректор по научной работе и международному сотрудничеству Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева, доктор юридических наук, профессор; г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Абенова Гульдана Ануарбековна
Докторант кафедры «Право» Инновационного Евразийского университета; г. Павлодар, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Мусабаев Марат Камалбекович
Докторант Варненский Свободный Университет « Черноризец Храбър»; г. Варна, Республика Болгария; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: несовершеннолетний, права ребенка, административно-правовая защита, ювенальная юстиция, правовая охрана детства.
Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт функционирования органов ювенальной юстиции, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Исследуются две сформировавшиеся базовые модели ювенальной юстиции: континентальная и англо-американская. Констатируется, что данная градация носит условный характер, а государства ищут собственные подходы к административно-правовой защите прав ребенка, формируя собственные модели ювенальной юстиции. Отмечается, что государства с высоким уровнем социально-экономического развития, создают разветвленную сеть органов ювенальной юстиции, позволяющую охватить и обеспечить защитой все стороны жизнедеятельности несовершеннолетних, обеспечивая качественный уровень во всех отраслях. В развитых зарубежных странах, создана и функционирует комплексная система профилактики и предупреждения безнадзорности, а также привлечения несовершеннолетних лиц к юридической и иной ответственности. Система ювенальной юстиции в данных странах единая, четко скоординированная, целостная.
Мировой опыт показывает, что разные страны ищут собственные подходы к административно-правовой защите прав ребенка, формируя собственные модели системы ювеналь-ной юстиции.
Сделан вывод, что в целом, имеющийся институт ювенальной юстиции в Республике Казахстане отвечает потребностям общества. Он представляет систему защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в тесном взаимодействии ювенальных судов, различных специализированных структур в государственных и правоохранительных органах, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуры, правозащитных организаций и социальных служб. Однако, очевидна необходимость дальнейшей модернизации государственного управления в сфере обеспечения и защиты несовершеннолетних, с учетом заимствования положительного опыта зарубежных стран.
КЭМЕЛЕТКЕ ТОЛМАГАНДАРДЫ ЭКШШЫШ-ЦУЦЬЩТЫК; ЦОРГАУ: ШЕТЕЛД1К ТЭЖ1РИБЕ ЖЭНЕ ОНЫ ЦАЗАЦСТАНДА ПАЙДАЛАНУ ЦАЖЕТТ1Л1Г1
Гульнар Айтчановна Алибаева
Д.А. Конаев атындагы Еуразиялыц Зац Академиясыныц гылыми жумыс
жэне халыцаралыц ынтымацтастыц жoнiндегi проректоры, зац гылымдарыныц докторы,
профессор; Алматы ц., Казахстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Гульдана Ануарбековна Абенова
Инновациялыц Еуразия университетШц «Кщыц» кафедрасыныц докторанты; Павлодар ц., Казацстан Республикасы; e-mail: angel [email protected]
Марат Камалбекович Мусабаев
Черноризец Храбр атындагы Варна Еркгн УниверситетШц докторанты;
Варна ц., Болгария Республикасы; e-mail: [email protected]
Tyüíh свздер: кэмелетке толмаган, баланыц цуцыцтары, эюмшшк-цуцыцтыц цоргау, ювеналдыц эдшет, баланы цуцыцтыц цоргау.
Аннотация. Мацалада ювеналды эдшет органдарыныц жумыс iстеугнщ шетелдж тэжгрибесг царастырылады, олардыц цызметi кэмелетке толмагандардыц цуцыцтарын, бо-стандыцтары мен зацды мудделерт цамтамасыз ету мен цоргауга багытталган. Ювеналды эдшеттщ ею цалыптасцан базалыц моделi зерттеледi: континенттЫ жэне агылшын-аме-рикандыц. Бул градация шартты сипатца ие, ал мемлекеттер ювеналдыц эдшеттщ жеке моделт цалыптастыра отырып, бала цуцыцтарын эюмшшк-цуцыцтыц цоргаудыц жеке тэсшдерт iздейдi. Элеуметтт-экономикалыц даму децгеш жогары мемлекеттер барлыц салаларда сапалы децгейдi цамтамасыз ете отырып, кэмелетке толмагандардыц тiршiлiк эрекетШц барлыц жацтарын цамтуга жэне цоргауды цамтамасыз етуге мумюндж беретш ювеналды эдшет органдарыныц тармацталган желшн цурады. Дамыган шет елдерде ца-дагалаусыздыцтыц алдын алу мен ескертудщ, сондай-ац кэмелетке толмаган адамдарды зац-дыц жэне езге де жауапкершшкке тартудыц кешендi ЖYйесi цурылды жэне жумыс iстейдi. Осы елдердегi ювеналдыц эдшет ЖYйесi бiрыцгай, нацты Yйлестiрiлген, тутас.
Элемдж тэжiрибе керсеткендей, эр тYрлi елдер ювеналдыц эдшет ЖYйесiнiц жеке моделт цалыптастыра отырып, бала цуцыцтарын эюмшшк-цуцыцтыц цоргаудыц жеке тэсшдерт iздейдi.
Жалпы алганда, Цазацстандагы ювеналдыц эдшет институты цогамныц цажетттк-терiне жауап бередi деген цорытынды жасалды. Ол ювеналды соттардыц, мемлекеттж жэне цуцыц цоргау органдарындагы эртYрлi мамандандырылган цурылымдардыц, кэмелетке толмагандардыц цадагалаусыз цалуыныц жэне цуцыц бузушылыцтарыныц алдын алу ЖYй-еЫ мекемелершц, адвокатураныц, цуцыц цоргау уйымдары мен элеуметтт цызметтердщ тыгыз езара ю-цимылында кэмелетке толмагандардыц цуцыцтарын, бостандыцтары мен зацды мYдделерiн цоргау ЖYйесiн бiлдiредi.
Алайда, шет елдердщ оц тэжiрибесiн пайдалануды ескере отырып, кэмелетке толмаган-дарды цамтамасыз ету жэне цоргау саласында мемлекеттж басцаруды одан эрi жацгырту цажеттшт айцын.
ADMINISTRATIVE LEGAL PROTECTION OF THE MINORS: EXPERIENCE OF FOREIGN STATES AND NECESSITY OF ITS APPLICATION IN KAZAKHSTAN
Alibaeva Gulnar Aitchanovna
Vice-rector for research and international cooperation of the Eurasian
Law Academy named after D.A. Kunayev, Doctor of Laws, Professor;
Almaty, the Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Abenova Guldana Anuarbekovna
Doctoral student of the Subdepartment of Law of the Innovative Eurasian University;
Pavlodar, Republic of Kazakhstan; e-mail:[email protected]
Musabaev Marat Kаmаlbekovich
Doctoral student Varna Free University «Chernorizets Hrabar»;
Varna, Republic of Bulgaria; e-mail: [email protected]
Keywords: minor, children's rights, administrative legal protection, juvenile justice, legal protection of childhood.
Abstract. The article considers the foreign experience offunctioning of juvenile judiciary bodies, whose activity is directed to ensuring and protecting the rights, freedoms and legitimate interests of minors. Two organized basic models of juvenile justice have been examined: continental and Anglo-American. It is stated that this gradation is conditional, and all the states are looking for their own approaches to the administrative legal protection of children's rights, forming their own models of juvenile justice. It is noted that states with a high level of socio-economic development create an extensive network of juvenile justice agencies that allows them to overtake and set up protection to all aspects of minors' life, ensuring a high-quality level in all sectors. In developedforeign countries, a comprehensive system ofprophylaxes and prevention of neglect, as well as bringing minors to legal
and other responsibility, has been established and is functioning. The juvenile judiciary system in these countries is integrated, well-coordinated, and complete.
World experience shows that different countries are looking for their own approaches to the administrative and legal protection of children's rights, forming their own models of the juvenile justice system.
It is concluded that in general, the existing institution of juvenile justice in the Republic of Kazakhstan satisfies the needs of society. It represents the system ofprotection of the rights, freedoms and legitimate interests of minors in close cooperation with juvenile courts, various specialized structures in state and law enforcement agencies, institutions of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency, lawyers, human rights organizations and social services. However, there is an obvious need for further modernization ofpublic administration in the field ofprotecting minors, considering derivation of the positive experience of the foreign countries.
Процессы интеграции, происходящие в современном мире не оставили в стороне и наше государство. Республика Казахстан ин-тегрируясь в международное сообщество, различные международные и региональные организации, проводит взвешенную политику в вопросах правовой охраны детства, о чем свидетельствуют принимаемые правовые акты. В частности, в Нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан, указано, что «дети в силу их возраста нуждаются в усиленной охране и заботе, поэтому необходимо создавать условия для полноценного и гармоничного их развития и защищать их права, свободы и законные интересы»1.
Исследователи, обращая внимание на необходимость обеспечения и защиты прав ребенка, подчеркивают, что несовершеннолетним требуется особая защита, в связи с тем, что это требование жизни современного общества, которое соответствуют и практической деятельности как международных, так и национальных органов по правам человека, и идеям, лежащим в международно-правовых документах [1, с. 24].
Этим и обусловливается значимость и потребность развития тесного международного сотрудничества в сфере защиты прав детей, поскольку использование положительного опыта других стран позволит повысить эффективность решения таких проблем как: безнадзорность и беспризорность, правонару-шаемость несовершеннолетних, усыновление детей, торговля несовершеннолетними и др.
Зарубежный опыт деятельности системы ювенальной юстиции, характеризуется и тем, что в силу многолетних традиционных основ защиты прав человека, он более прогрессивен, имеет эффективные методы и положительные результаты, а главное позволяет увидеть стра-новую вариативность.
По сложившейся традиции, как мы классифицируем правовые системы, выделяя континентальную, англо-саксонскую и др., все правозащитные механизмы и модели мы также привыкли классифицировать на определенные виды, с выделением характеризующих особенностей.
В отношении системы ювенальной юстиции, в правовой доктрине сложился аналогичный подход, и исследователи выделяют две основные модели ювенальной юстиции, которые выработаны зарубежной практикой. Первая модель, англо-американская или ее еще называют англо-саксонская, основанная на прецедентном праве. В рамках данной модели, осуществляют свою деятельность такие государства как Великобритания, Канада, США и др. Вторая модель, континентальная основанная на правовых системах таких европейских государств, как Германия, Франции, Болгария, Бельгия и др. [2, с. 59].
Солидаризируясь с мнением А.А. Бе-женцева, мы также исследуем две сформировавшиеся в зарубежной практике модели ювенальной юстиции, и обозначим их достоинства и положительные моменты, которые можно заимствовать в национальную модель. Конечно, с учетом ограниченности объемов научной статьи, мы не можем охватить все страны представляющие ту или иную модель. Рассмотрим выборочно ряд стран, имеющих сформированную систему ювенальной юстиции, которые представляют интерес с практической точки зрения.
Прежде чем приступить к их изучению, следует обозначить, условный характер подобной градации, так как появление и развитие органов ювенальной юстиции, на начальной стадии, характерны для отдельных государств (США, Франция, Великобритания и др.). И лишь затем, доктрина выявила определенные особенности и черты, основанные в
1 Нормативное постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 18 мая 2015 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан и о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // online.zakon.kz/document/7doc id=37647015#pos=2;-106
первую очередь на принадлежности к той или иной правовой системе, и сгруппировало их на два больших блока.
Англо-саксонская модель ювенальной юстиции.
Характеризуя англо-саксонскую модель, можно выделить, что в целом она, ориентирована на необходимость обеспечения общественной безопасности. В этой связи, ее особенностью является то, что одной из главных мер по превенции деликвентности несовершеннолетних, обозначается справедливое наказание и дифференцированная ответственность.
Исследуя англосаксонскую модель ювенальной юстиции, А.А. Беженцев делает вывод, о наличии в ней двух подвидов. Первый - это американская система ювенального правосудия, сложившаяся в судебной практике США. Второй - английская система ювенального правосудия, характеризующаяся особой строгостью, четкой определенностью и разработанностью наказаний. Кроме них, самостоятельный характер и некоторые отличия имеют австралийская и канадская ювеналь-ные системы, однако испытывающие существенное влияние и воздействие со стороны главных систем, функционирующих в Англии и США [2, с. 59].
Следует признать справедливость позицию данного исследователя, поскольку национальные особенности правовой системы, структуры государственного управления и совокупность других факторов, будут оказывать определяющее влияние на формирование ювенального механизма. Поэтому государство создает модель, основанную на учете национальных особенностей развития государства и удовлетворяющую потребности проживающего в нем общества.
Существенная часть англосаксонской модели ювенальной юстиции, сформировалась под влиянием наработанной практики в США, поскольку в этой стране было положено начало организации специализированных органов по профилактике детской правонарушаемо-сти, которые впоследствии сформировались в систему правосудия для несовершеннолетних.
Движущей силой внедрения ювенального правосудия в США, по праву можно назвать общественные организации, осуществлявшие информационное освещение наиболее острых проблем общества: негативное влияние возрастающей преступности на подрастающее поколение и уже наметившиеся последствия этого процесса.
Н.Н. Штыкова, пишет: «Исследование работ конца XIX и начала XX века позволяет сделать вывод о том, что основные цели юве-нальной юстиции реформаторы видели в следующем: спасение ребенка от угрожающей
ему карьеры преступника, от окружающей его среды, от дурной семьи, от него самого; борьба с преступностью несовершеннолетних; охрана прав и законных интересов несовершеннолетних; исправление (лечение) - воспитание ребенка» [3, с. 33].
Озабоченность нуждами детей, наметила ряд важных задач ювенального правосудия: обезопасить детей от негативного влияния взрослых преступников; запретить замену штрафа тюремным сроком; тщательное изучение личности правонарушителя и условий его жизни, для оказания конкретной помощи.
Вступивший в силу в 1899 году Закона штата Иллинойс «О детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними», позволил применить на практике возможность рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних специальным судебным органом. Отличительные особенности ювенального правосудия того периода, сегодня уже являются неотъемлемыми качестве вами современных судов по делам несовершеннолетних: конфиденциальный характер обстоятельств дела; раздельное содержание под стражей детей и взрослых; характер судопроизводства пронизан заботой и поддержкой несовершеннолетнего. Результат данной практики получил одобрение, как широкой общественности, так и специалистов, что уже к 1912 году, большая часть штатов США урегулировали на законодательном уровне вопрос ювенального правосудия, и ввели у себя специальные ювенальные суды, которые рассматривали только дела в отношении несовершеннолетних лиц.
Формирование ювенального правосудия в США было основано на достаточно прочном правовом поле, состоящем из правовых актов регламентировавших сферу правовой охраны несовершеннолетних. Исследуя генезис развития ювенального правосудия в США, Рубашева A.M. акцентирует внимание на ряде правовых актов, которые отличаются особой значимостью. В частности, это акты, регламентирующие: раздельное судебное производство по делам взрослых и несовершеннолетних 1863 г. (Массачусетс), вопросы об условном освобождении (пробации) 1884 г. (Нью-Йорк); о раздельном тюремном содержании несовершеннолетних и взрослых 1877 г. (Нью-Йорк) [4, с. 27].
Всестороннее исследование ювенальной системы правосудия США, позволяет говорить о тщательно выверенном подходе к поддержке детей, попавших в сферу судебного разбирательства. И в главную очередь, это проявляется в самом отношении к несовершеннолетнему правонарушителю, которого можно характеризовать центральным звеном разбирательства, находящимся в особых ус-
ловиях минимального воздействия на его психоэмоциональное состояние. Именно в этом, проявляется доктрина «отеческой заботы», которая составляет основу ювенальной юстиции США.
Доктрина «отеческой заботы» подкрепляют особенности организационно-технической стороны судебного разбирательства в юве-нальных судах США. В частности: обстановка как помещения для судебного заседания (без атрибутов привычных для судебных залов), так и помещения содержания под стражей (по принципу семейного типа); специализация и внешний вид судьи (психологическая подготовленность, наличие своих детей, качества воспитателя и др.); близкая территориальная расположенность суда к месту проживания несовершеннолетнего правонарушителя (облегчает изучение личности ребенка, образа жизни, условий проживания, общественного мнения, дальнейшего контроля).
Изложенное свидетельствует об очень острожном отношении государства к несовершеннолетним, попавшим в сферу правосудия. Пытаясь не навредить ни психологически, ни морально, государство старается разобраться в каждом конкретном случае и помочь ребенку, а также предотвратить возможное противоправное поведение в дальнейшем.
Столь внимательное отношение к ребенку, позволяет говорить о передовом характере ювенальной юстиции США, которая включает в себя разветвленную сеть различных органов и социальных служб. Помимо судов и правоохранительных структур, это множество служб, призванных решать проблемы семьи и детей: центры психиатрической помощи, психологические и медицинские отделы, системы учреждений среднего образования, программы субсидирования пробации, юве-нальные бюро департаментов полиции, программы интенсивного перевоспитания родителей, и др.
Характеризуя систему ювенальной юстиции США, исследователь Н.Н. Штыкова, определяет ее как сложившуюся систему социальных и судебных органов, деятельность которых направлена на защиту прав и интересов детей. В рамках данной деятельности особое внимание уделяется производству по делам о правонарушениях несовершеннолетних, а также рассмотрению заявлений о нарушении родительских прав [3, с. 61].
Пристальное изучение функциональной направленности названных учреждений социальной помощи несовершеннолетним, позволяет выделить основные виды деятельности: организация и обеспечение контроля за детьми в дневное или вечернее время, родители которых заняты на работе; организация службы по защите детей от семейного насилия,
оказание систематической поддержки ее деятельности; создание служб помощи несовершеннолетним желающим получить образование; организация детских учреждений для сирот, устройство детей в семью и контроль за его адаптацией; организация помощи в трудоустройстве несовершеннолетних [5, с. 76].
Помимо этого, в Соединенных штатах Америки, функционирует специальная программа по оказанию помощи семьям, имеющим детей на иждивении. Все вышеперечисленные услуги они получают на безвозмездной основе. В свою очередь, те семьи, которые не входят в категорию льготников, также могут получать указанные услуги от социальных служб, но уже за некоторую оплату. Однако есть ряд услуг, которые всем категориям семей оказываются на безвозмездной основе, это защита несовершеннолетних от семейного насилия. Помимо этого, в условиях чрезвычайных ситуаций, специальные службы по оказанию помощи детям, берут на себя заботу о всех детях, независимо от того, является ли семья финансово благополучной или нет [5, с. 79].
В целом, идея доктрины «отеческой заботы», придает системе, показывающий основное предназначение ювеналистики - заботу о детях. Проявляется эта забота в следующем. Во-первых, несовершеннолетние правонарушители наделяются особым статусом, благодаря чему государство принимает участие в их жизни и воспитании. Ювенальная политика США считает, что преступное поведение несовершеннолетнего, это следствие воздействия социальных, бытовых, психологических и иных обстоятельств, которые государство должно устранить. Во-вторых, государство отдает приоритет «врачебному» подходу к решению дел несовершеннолетних, то есть предупредить совершение правонарушения. В-третьих, задача ювенальной политики, не наказать несовершеннолетнего, а обеспечить его заботой, охраной и защитой. В-четвертых, несмотря на создание мягких и заботливых условий несовершеннолетним правонарушителям, ювенальная политика США, при необходимости использует принцип «справедливо заслуженного», за серьезные преступления.
В целом, англосаксонская система ювенальной юстиции, характеризуется следующими особенностями, отражающими достоинства этой модели: 1) сосредоточение внимания на несовершеннолетнем; 2) устранение публичности судебного разбирательства;
3) преобладание воспитательных элементов;
4) выявление причин, противоправного поведения несовершеннолетнего; 5) исследование социальных условий жизни ребенка; 6) участие законных представителей; 7) неформальный характер судебного следствия и раз-
виях минимального воздействия на его пси-эмоциональное состояние. Именно в этом, оявляется доктрина «отеческой заботы», торая составляет основу ювенальной юсти-и США.
Доктрина «отеческой заботы» подкрепля-особенности организационно-технической ороны судебного разбирательства в юве-льных судах США. В частности: обстановка к помещения для судебного заседания (без рибутов привычных для судебных залов), к и помещения содержания под стражей (по инципу семейного типа); специализация и ешний вид судьи (психологическая подго-вленность, наличие своих детей, качества спитателя и др.); близкая территориальная сположенность суда к месту проживания совершеннолетнего правонарушителя (об-гчает изучение личности ребенка, образа зни, условий проживания, общественного ения, дальнейшего контроля).
Изложенное свидетельствует об очень трожном отношении государства к несовер-шнолетним, попавшим в сферу правосудия. таясь не навредить ни психологически, ни »рально, государство старается разобраться аждом конкретном случае и помочь ребен-, а также предотвратить возможное проти-правное поведение в дальнейшем.
Столь внимательное отношение к ребен-, позволяет говорить о передовом характере *енальной юстиции США, которая вклю-ет в себя разветвленную сеть различных ганов и социальных служб. Помимо судов правоохранительных структур, это множе-во служб, призванных решать проблемы се-.и и детей: центры психиатрической помо-, психологические и медицинские отделы, стемы учреждений среднего образования, ограммы субсидирования пробации, юве-льные бюро департаментов полиции, про-аммы интенсивного перевоспитания роди-лей, и др.
Характеризуя систему ювенальной юсти-и США, исследователь Н.Н. Штыкова, ределяет ее как сложившуюся систему со-альных и судебных органов, деятельность торых направлена на защиту прав и инте-сов детей. В рамках данной деятельности обое внимание уделяется производству по лам о правонарушениях несовершеннолет-х, а также рассмотрению заявлений о нару-шии родительских прав [3, с. 61].
Пристальное изучение функциональной правленности названных учреждений соци-ьной помощи несовершеннолетним, позво-ет выделить основные виды деятельности: ганизация и обеспечение контроля за деть-[ в дневное или вечернее время, родители торых заняты на работе; организация служ-I по защите детей от семейного насилия,
бирательства; 8) применение в качестве меры наказания, как правило, передачу под надзор должностным лицам специальных органов; 9) участие различных субъектов ювенальной юстиции в судьбе ребенка (государственных, общественных, благотворительных).
Переходя к континентальной модели ювенальной юстиции, надо отметить, что она находится под влиянием не прецедентного права, а основана на правовых нормах, но также характеризуется традиционностью, стабильностью и важной ролью в жизни общества и государства.
Одним из государств романо-германской правовой системы, модель ювенальной юстиции которой, представляет практический интерес своей передовой практикой, является Федеративная Республика Германия.
Генезис института ювенальной юстиции в этой стране малоизучен, что позволяет ученым высказывать различные позиции, датируя момент создания элементов ювенальной юстиции разными периодами. В частности, одни исследователи считают, что историю создания органов ювенального правосудия можно начинать с 1532 года. А приближенный к современному вид оно приобрело после принятия специального акта о ювенальных судах в 1923 году (Jugendgerichtsgesetz) [6]. В свою очередь, другой исследователь считает, что суды для несовершеннолетних, начали формироваться в Германии в 1907-1908 гг. [7, с. 65]. Исследователь А.А. Беженцев, указывает, что основополагающие принципы судебного производства по уголовным делам в отношении детей, сформированы специальным правовым актом «О ювенальных судах» (Jugendgerichtsgesetz, JGG), который был принят в Германии в 1953 году [2, с. 61].
Несмотря на столь большие разрывы во времени возникновения ювенальной юстиции во мнениях исследователей, следует сказать, что это звенья одного масштабного процесса формирования правосудия для несовершеннолетних. Каждый из этих периодов внес определенные процедуры, направленные на совершенствование всей системы.
Подтвержденный тезис о том, что функционирование институтов ювенальной юстиции в ФРГ, имеет длительную историю, что правовая основа ее, более развита, чем во многих странах. Концептуальной основой разработанной в 1923 году системы ювенальной юстиции, находятся две идеи улучшающие положение несовершеннолетних деликвентов. Это, минимизация уголовной ответственности несовершеннолетних и альтернативность предусматриваемых санкционных мер для них. Окончательное оформление уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних, получило в 1953 году, когда были
разработаны и законодательно закреплены процедурные правила его ведения (Закон ФРГ «О ювенальных судах» (Jugendgerichtsgesetz, JGG).
Среди главных черт характеризующих ювенальное судопроизводство в ФРГ, можно выделить индивидуальный, особый подход к ребенку. Этот подход, находит свое проявление в тщательно выверенных действиях судьи при налаживании контакта с несовершеннолетним правонарушителем, в тех методах, которые применяются при изучении деталей правонарушения. Даже язык, на котором идет судебное разбирательство, должен быть ясен и доступен для ребенка, без использования сложных юридических фраз и оборотов [8, с. 67]. И таких важных деталей можно выделить еще множество.
Немаловажным аспектом ювенального правосудия Германии, является выделение трех возрастных составов несовершеннолетних: до 14 лет, считаются малолетними, дети в возрасте от 14 до 18 лет называются подростками, а от 18 до 21 года, относя к категории молодежи. Принадлежность к той или иной возрастной категории, определяет особенности применяемых правовых предписаний ведения судопроизводства и наложения мер ответственности.
В целом, в ювенальной политике Германии, с одной стороны, наблюдается частое использование воспитательных мер, позволяющих воздействовать на поведение несовершеннолетних. С другой стороны, это означает отход от жесткого карательного воздействия на несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного правосудия из-за своего противоправного поведения.
Исследовательский интерес представляет категория «диверсион», применяемая в ювенальной политике Германии. Смысл данной категории в том, что можно отказаться от уголовного преследования, и применить альтернативный вариант, воспитательного воздействия направленного на превенцию. Это связано с тем, что подростковое деликвент-ное поведение, считается немецким законодателем, обычным и естественным явлением, сопровождающим взросление, а поэтому оно носит эпизодический и малозначительный характер. Соответственно и реакция закона должна быть соразмерной.
В странах Восточной Европы, есть свои особенности функционирования системы ювенальной юстиции. Они очень осторожно подходят к внедрению элементов системы ювенальной юстиции, учитывая свои национальные особенности, специфику законодательства, потребности общества.
К примеру, Республика Болгария, как и все страны Европейского Союза, выполняет
требование статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах, чтобы в отношении несовершеннолетних процесс учитывал возрастной критерий и содействовал их перевоспитанию2.
Поэтому, как и все государства участницы ЕС, имеет в арсенале судебных органов - ювенальные суды, деятельность которого тщательно регламентировано с учетом международных и европейских стандартов.
Республика Болгария имеет обширную правовую базу в сфере обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Комплекс законодательных актов охватывает практически все проблемные аспекты жизни современных детей, включая и вопросы социального обеспечения отдельных категорий (сироты, без попечения родителей, инвалиды).
В Болгарии, система ювенальной юстиции, представлена не только правосудием для несовершеннолетних. Можно отметить положительный момент как работа дневных реабилитационных стационаров. В них проводится хорошо организованная деятельность, включающая особый комплекс восстановительных мероприятий для несовершеннолетних.
В 2000 году в Болгарии принят Закон о защите ребенка, утвержденный постановлением Совета Министров № 226, в котором предусматривалось создание Государственного агентства по защите ребенка. Данный орган имеет своей основной целью осуществление координации и контроля за реализацией государственной политики по защите детей в Республике Болгария осуществляет.
Государственное агентство по защите ребенка выполняет реализацию широкого диапазона задач, стоящих перед современным обществом: разрабатывает единую и согласованную государственную политику защиты детей; разрабатывает и контролирует реализацию национальных и региональных программ по защите детей; осуществляет мониторинг и контроль специализированных учреждений по воспитанию детей на предмет соблюдения прав ребенка; разрабатывает критерии, и стандарты социальных услуг для детей при реализации мер по: помощи, поддержке и услугам в семейной среде; размещению в семье родственников; размещению в приемную семью; размещению в специализированном учреждении; участвует в разработке подзаконных актов к Закону о защите детей; работает над созданием базы данных в информационной системе как механизма управления системой защиты и анализа проблем, политик и серви-
сов; организует проверки на обеспечение прав несовершеннолетних во всех учреждениях социальной помощи Агентства социальной помощи, работающих в сфере защиты ребенка; разрабатывает и предоставляет методическое руководство для отделов по защите детей дирекций социальной помощи Агентства социальной помощи; поддерживает деятельность некоммерческих юридических лиц по защите ребенка.
Изложенное показывает, что различные государства находятся в поиске по выстраиванию механизма административно-правовой защиты прав несовершеннолетних, формируя собственные модели системы ювенальной юстиции.
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику функционирования данных моделей ювенальной юстиции, у них есть противники, которые считают неправильным подходом заимствования ее опыта и внедрения его в практику других государств. Как считает А.А. Беженцев, в основе их опасений, лежит разочарование в системе «детской» юстиции. Ведь сейчас мы наблюдаем ситуацию стремительного роста преступности несовершеннолетних, совершенных преступными группами с особой жестокостью и применением огнестрельного оружия. Причем зачастую данные примеры нам предоставляет американское общество, поскольку, большая часть подобных деяний совершена школьниками с окраин крупных городов США. Многие считают это последствием относительно мягких приговоров, результата американской ювенальной юстиции [2, с. 59-60].
Изложенное свидетельствует о том, что не бывает идеальной модели, которая могла бы учитывать все риски. К тому же, работа с детьми всегда несет новые вызовы, обусловленные различными изменениями в общественной жизни в силу появления новых взглядов, мировосприятии и ощущений, развитием научно-технического процесса, изменение ценностей и идеалов.
Однако, система ювенальной юстиции тоже учитывает эту динамику общественной жизни и совершенствует свои методы работы. Возникающие периодически проблемы, направлены на обогащение опыта и практики ювенальной юстиции, что в итоге позволяет совершенствовать деятельность этих органов, внедряя новые улучшенные методики работы.
Страны с высоким уровнем социально-экономического развития, создают разветвленную сеть органов ювенальной юстиции, позволяющую охватить и обеспечить защитой
2 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ ru/documents/decl conv/conventions/pactpol.shtml
все стороны жизнедеятельности несовершеннолетних, обеспечивая качественный уровень во всех отраслях.
В развитых зарубежных странах, сформирован цельный комплекс органов, учреждений и объединений для превенции преступности несовершеннолетних, беспризорности и безнадзорности. Система ювенальной юстиции в данных странах единая, четко скоординиро-
ванная, целостная.
Резюмируя изложенное, полагаем целесообразным обозначить вектор стратегической направленности модернизации механизма защиты прав ребенка в Казахстане путем совершенствования деятельности всех органов ювенальной юстиции, повышением качества работы детских социальных служб и специальных учреждений для детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сейтимова В.Х. Конституционный Совет Республики Казахстан - гарант охраны семьи и детства //Вестник Института законодательства РК. - №5 (54). - 2018. - С. 21-27.
2. Беженцев А.А. Ювенальная юстиция: зарубежный опыт и перспективы его использования в России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 1. -С. 58 - 64.
3. Штыкова Н.Н. Ювенальная юстиция в США, Англии и России XIX - XX века: истори-ко-правовой анализ. Дис. ... канд.юрид.наук. 12.00.01. - Н.Новгород, 2001. - 186 с.
4. Рубашева A.M. Особые суды для малолетних и система борьбы с детской преступностью. Т.1. Америка, Англия, Германия и Австрия. - М.: Изд. Московские мировые судьи по делам малолетних, 1912. - 324 с.
5. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 134 с.
6. Задерий В.В. Ювенальная юстиция в правовой практике ряда стран Европы, Азии, Латинской Америки, Канады и США. // zakon.kz/4533965-juvenalnaja-justicija-v-pravovojj.html
7. Колпакова Л.А. Общие подходы к ювенальному судопроизводству в России и Германии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2011. - № 13(1) - С. 65.
8. Соколов А., Предеина И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // Российская юстиция. - 2004. - № 3. - С. 67.
REFERENCES
1. Sejtimova V.H. Konstitucionnyj Sovet Respubliki Kazahstan - garant ohrany sem'i i detstva // Vestnik Instituta zakonodatel'stva RK. - №5 (54). - 2018. - S. 21-27.
2. Bezhencev A.A. Juvenal'naja justicija: zarubezhnyj opyt i perspektivy ego ispol'zovanija v Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 1. - S. 58 - 64.
3. Shtykova N.N. Juvenal'naja justicija v SShA, Anglii i Rossii XIX - XX veka: istoriko-pravovoj analiz. Dis. ... kand.jurid.nauk. 12.00.01. - N.Novgorod, 2001. - 186 s.
4. Rubasheva A.M. Osobye sudy dlja maloletnih i sistema bor'by s detskoj prestupnost'ju. T.1. Amerika, Anglija, Germanija i Avstrija. - M. : Izd. Moskovskie mirovye sud'ipo delam maloletnih, 1912. - 324 s.
5. Chorbinskij S.I. Social'naja rabota i social'nye programmy v SShA. - M.: Centr obshhechelovecheskih cennostej, 1992. - 134 s.
6. Zaderij V.V. Juvenal'naja justicija v pravovoj praktike rjada stran Evropy, Azii, Latinskoj Ameriki, Kanady i SShA. //zakon.kz/4533965-juvenalnaja-justicija-v-pravovojj.html
7. Kolpakova L.A. Obshhie podhody k juvenal'nomu sudoproizvodstvu v Rossii i Germanii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. - 2011. - № 13(1) - S. 65.
8. Sokolov A., Predeina I. Juvenal'noe ugolovnoe sudoproizvodstvo Germanii // Rossijskaja justicija. - 2004. - № 3. - S. 67.