Научная статья на тему 'Административно-организационные аспекты функционирования системы доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для нуждающихся в них больных'

Административно-организационные аспекты функционирования системы доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для нуждающихся в них больных Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
395
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Фармация и фармакология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
Ключевые слова
наркотические / психотропные лекарственные препараты / оборот наркотических препаратов / опиоидные анальгетики / система доступности / narcotic psychotropic drugs / narcotic drug turnover / opioid analgesics / availability system

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ирина Анатольевна Каминская, Иван Николаевич Тюренков

Наркотические средства и психотропные вещества продолжают оставаться незаменимыми в области медицины. Обеспечение необходимой доступности этой группы лекарственных средств является актуальной задачей здравоохранения. Формирование эффективной системы, обеспечивающей жизненно необходимую доступность наркотических и психотропных лекарственных препаратов гражданам, которым они необходимы в медицинских целях, должно основываться на исследованиях, анализе, осознании сущности и специфики существующих проблем и поиске путей их разрешения. Целью исследования явилось исследование элементов системы обеспечения доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинских целей и выделение факторов, препятствующих доступности этой группы лекарственных средств. Материалы и методы. Исследование проводилось на основе анализа научной литературы и руководящих документов, регламентирующих различные аспекты деятельности по обороту подконтрольных веществ, результатов анкетирования и интервьюирования медицинских и фармацевтических работников. В исследовании использовались методы контент-анализа, логического, функционального и др. Результаты и их обсуждение. Система обеспечения доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для нуждающихся в них больных в настоящее время подвержена реформированию, что связано с крайне низкой доступностью этой группы лекарственных средств для использования в медицинских целях. Участники организации лекарственного обеспечения, в том числе медицинские, фармацевтические работники одной из причин низкой доступности объясняют излишней забюрократизированностью системы обеспечения наличия и доступности НПЛП, сложностью документально-отчетного оформления движения лекарственных средств, затратностью этого вида деятельности, строгостью мер ответственности. В целях реализации прав граждан на облегчение боли, связанной с заболеваниями или медицинскими вмешательствами внесены изменения в нормативно-правовые акты, в результате чего упрощены требования по обороту наркотических и психотропных лекарственных препаратов в части назначения, выписки и отпуска ЛП. Однако результаты проведенных исследований показали, что интенсивное обновление нормативно-правовой базы, направленное на изменение ситуации, не всегда находит отражение в реальной практике. Специалисты предпочитают, оставаясь в рамках правового поля, не использовать новые нормы и направляют свои усилия не на соблюдение требований, а на поиски возможностей минимизации деятельности с подконтрольными лекарственными средствами, а то и вовсе отказа от таковых. В таких условиях больные, нуждающиеся в опиоидных анальгетиках, даже при благоприятной нормативной базе, сталкиваются с различными трудностями при назначении, получении препаратов. Заключение. В этом случае поиск путей решения проблем с низкой доступностью смещается и должен быть направлен на совершенствование организационно-административного управления системой доступности непосредственно на уровне медицинских либо фармацевтических организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ирина Анатольевна Каминская, Иван Николаевич Тюренков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF AVAILABILITY NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC MEDICINAL PREPARATIONS FOR PATIENTS WHO NEED THEM

Narcotic drugs and psychotropic substances still remain indispensable in medicine. One of the top priorities of health care is to ensure the required availability of this group of drugs. The development of an effective system which can ensure crucially important availability of narcotic and psychotropic agents to people who need them for medical purposes must rely on the identification and analysis of the nature and specificity of the problems related to them as well as the ways of solving these problems. The Purpose of the Study was to explore the constituents of the system ensuring medicinal availability of narcotic and psychotropic agents and to identify the factors hindering the availability of this group of medicinal agents. Materials and Methods. The study involved the systematic review analysis of the scientific publications and guidance documents regulating various aspects of activities involving the turnover of controlled drugs, and the results of surveys and interviews in which medical and pharmaceutical professionals were engaged. The study employed the methods of content analysis, logical and functional analysis, etc. Results and Discussion. The system of narcotic and psychotropic drug (NPD) availability for patients who need them is currently going through reforms which have been conditioned by low accessibilty of these drugs when used for medical purposes. Those engaged in the drug supply system including medical and pharmaceutical professionals point out that excessive bureaucratization of the system of NPD supply and availability, complexity of documentation and paperwork reporting thedrug flow, costliness of these activities, and strict liability account for low availability of such drugs. To ensure the rights of the citizens to relieve pain due to diseases or medical interventions, a number of changes in the laws and regulations have been made. They have simplified the requirements for NPD turnover in regard to administering, prescribing and dispensing the drugs. However, the findings of the studies which have been conducted demonstrate that the massive reforms of the regulatory framework aiming to change the situation are not actually implemented. The specialists involved in the field prefer not to enforce new laws and make every possible effort to avoid using new regulations instead and search for the opportunities either to minimize the activities involving controlled medicinal agentsor to refuse them altogether. In this situation, patients who need opioid analgesics, even within a favourable regulatory framework, are facing a lot of problems when the drugs are prescribed or dispersed. Сonclusions: In this case, a solution of the problem of low availability of NPD must involve the improvement of administrative management of the availability system at the level of medical and pharmaceutical organizations.

Текст научной работы на тему «Административно-организационные аспекты функционирования системы доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для нуждающихся в них больных»

УДК 616-082.5

административно-организационные аспекты функционирования системы доступности

НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

для нуждающихся в них больных

И.А. Каминская, И.Н. Тюренков

Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, Россия

E-mail: [email protected]

administrative and organizational aspects of functioning

OF THE SYSTEM OF AvAILABILITY NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC MEDICINAL PREPARATIONS FOR PATIENTS WHO NEED THEM

I.A. Kaminskaya, I. N. Tyurenkov

Volgograd State Medical University, a Federal state funded educational institution of higher education of the Ministry of Public Health of the Russian Federation

E-mail: [email protected]

Наркотические средства и психотропные вещества продолжают оставаться незаменимыми в области медицины. Обеспечение необходимой доступности этой группы лекарственных средств является актуальной задачей здравоохранения. Формирование эффективной системы, обеспечивающей жизненно необходимую доступность наркотических и психотропных лекарственных препаратов гражданам, которым они необходимы в медицинских целях, должно основываться на исследованиях, анализе, осознании сущности и специфики существующих проблем и поиске путей их разрешения. Целью исследования явилось исследование элементов системы обеспечения доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинских целей и выделение факторов, препятствующих доступности этой группы лекарственных средств. Материалы и методы. Исследование проводилось на основе анализа научной литературы и руководящих докумен-

Narcotic drugs and psychotropic substances still remain indispensable in medicine. One of the top priorities of health care is to ensure the required availability of this group of drugs. The development of an effective system which can ensure crucially important availability of narcotic and psy-chotropic agents to people who need them for medical purposes must rely on the identification and analysis of the nature and specificity of the problems related to them as well as the ways of solving these problems. The Purpose of the Study was to explore the constituents of the system ensuring medicinal availability of narcotic and psychotropic agents and to identify the factors hindering the availability of this group of medicinal agents. Materials and Methods. The study involved the systematic review analysis of the scientific publications and guidance

тов, регламентирующих различные аспекты деятельности по обороту подконтрольных веществ, результатов анкетирования и интервьюирования медицинских и фармацевтических работников. В исследовании использовались методы контент-анализа, логического, функционального и др. Результаты и их обсуждение. Система обеспечения доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для нуждающихся в них больных в настоящее время подвержена реформированию, что связано с крайне низкой доступностью этой группы лекарственных средств для использования в медицинских целях. Участники организации лекарственного обеспечения, в том числе медицинские, фармацевтические работники одной из причин низкой доступности объясняют излишней забюрократизированностью системы обеспечения наличия и доступности НПЛП, сложностью документально-отчетного оформления движения лекарственных средств, затратностью этого вида деятельности, строгостью мер ответственности. В целях реализации прав граждан на облегчение боли, связанной с заболеваниями или медицинскими вмешательствами внесены изменения в нормативно-правовые акты, в результате чего упрощены требования по обороту наркотических и психотропных лекарственных препаратов в части назначения, выписки и отпуска ЛП. Однако результаты проведенных исследований показали, что интенсивное обновление нормативно-правовой базы, направленное на изменение ситуации, не всегда находит отражение в реальной практике. Специалисты предпочитают, оставаясь в рамках правового поля, не использовать новые нормы и направляют свои усилия не на соблюдение требований, а на поиски возможностей минимизации деятельности с подконтрольными ле-

documents regulating various aspects of activities involving the turnover of controlled drugs, and the results of surveys and interviews in which medical and pharmaceutical professionals were engaged. The study employed the methods of content analysis, logical and functional analysis, etc. Results and Discussion. The system of narcotic and psychotropic drug (NPD) availability for patients who need them is currently going through reforms which have been conditioned by low accessibilty of these drugs when used for medical purposes. Those engaged in the drug supply system including medical and pharmaceutical professionals point out that excessive bureaucratization of the system of NPD supply and availability, complexity of documentation and paperwork reporting thedrug flow, costliness of these activities, and strict liability account for low availability of such drugs. To ensure the rights of the citizens to relieve pain due to diseases or medical interventions, a number of changes in the laws and regulations have been made. They have simplified the requirements for NPD turnover in regard to administering, prescribing and dispensing the drugs. However, the findings of the studies which have been conducted demonstrate that the massive reforms of the regulatory framework aiming to change the situation are not actually implemented. The specialists involved in the field prefer not to enforce new laws and make every possible effort to avoid using new regulations instead and search for the opportunities either to mini-

карственными средствами, а то и вовсе отказа от таковых. В такихуслови-ях больные, нуждающиеся в опиоидных анальгетиках, даже при благоприятной нормативной базе, сталкиваются с различными трудностями при назначении, получении препаратов. Заключение. В этом случае поиск путей решения проблем с низкой доступностью смещается и должен быть направлен на совершенствование организационно-административного управления системой доступности непосредственно на уровне медицинских либо фармацевтических организаций.

Ключевые слова: наркотические, психотропные лекарственные препараты, оборот наркотических препаратов, опиоидные анальгетики, система доступности

Введение. Доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления определены в Российской Федерации как угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан [1]. Усиление внутренних мер контроля, направленных на сокращение предложения и спроса, незаконного оборота и немедицинского потребления подконтрольных веществ, затрагивает в том числе и участников легального оборота - медицинские и фармацевтические организации.

Целью исследования явилось исследование элементов системы обеспечения доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинских целей и выделение факторов, препятствующих доступности этой группы лекарственных средств.

Материалы и методы. Методологической основой исследования явился си-

mize the activities involving controlled medicinal agentsor to refuse them altogether. In this situation, patients who need opioid analgesics, even within a favourable regulatory framework, are facing a lot of problems when the drugs are prescribed or dispersed. ^nclusions: In this case, a solution of the problem of low availability of NPD must involve the improvement of administrative management of the availability system at the level of medical and pharmaceutical organizations.

Key words: narcotic psychotropic drugs, narcotic drug turnover, opioid analgesics, availability system

Introduction. The availability of psychoactive and psychotropic agents for illegal use is regarded as a threat to national security in the sphere of health protection of the citizens of the Russian Federation [1]. Tightening domestic control aims to decrease demand and supply, illicit drug trafficking and non-medicinal use of the controlled agents and also involves those who are engaged in the legal turnover, i.e. medical and pharmaceutical organizations.

The Purpose of the Study was to explore the constituents of the system ensuring medicinal availability of narcotic and psychotropic agents and to identify the factors hindering the availability of this group of medicinal agents.

Materials and Methods. A system approach which made it possible to identify

стемный подход, позволивший выделить элементы системы, применить адекватные методы для выявления причин, формирующих барьеры для доступности подконтрольных веществ в медицинских целях. В качестве таких методов были выбраны: контент-анализ, логический, проблемный анализ, анкетирование, интервьюирование.

Результаты и их обсуждение. Из многочисленных публикаций стали широко известны факты крайне низкого уровня потребления в Российской Федерации лекарственных средств, содержащих опио-иды и предназначенных для купирования болевого синдрома [2, 3, 4, 5]. Практические работники здравоохранения, исследователи считают, что сложившаяся на сегодняшний день система правового регулирования, государственного контроля сферы легального оборота наркотических средств и психотропных веществ (НСПВ) чрезмерно жесткая, что не может не оказывать негативного влияния на качество обеспечения больных, нуждающихся в опиоидных анальгетиках.

Однако в последнее время, следуя общемировым тенденциям, в целях обеспечения прав граждан на доступность противоболевой лекарственной терапии, законодательство в сфере оборота НСПВ для медицинских целей интенсивно обновляется. Так, в 2015 г. вступил в действие Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 501-ФЗ [6], который внес 12 изменений и дополнений в 8 статей Федерального закона № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», и существенно изменивший практически все основные

the constituents of the system and to employ the adequate methods for discovering the causes of barriers hindering the availability of controlled substances for medical purposes was used as a methodological framework of the study. Content analysis, logical and problem analysis, questionnaire survey and interviewing were selected as the relevant methods.

Results and Discussion. The numerous publications made public the facts of the low level of consumption of the medicinal agents containing opioids and intended to manage pain in the Russian Federation [2, 3, 4, 5]. Both medical practitioners and researchers believe that the current regulatory system of the state control over the legal turnover of narcotic and psychotropic drugs is excessively strict which cannot but have a negative effect on the quality of pharmacological support of patients who need opioid analgesics.

However, recently the legislation in the sphere of NPD medicinal flow has been massively reformed to ensure the rights of citizens to receive analgesic medicinal therapy and to follow the global tendencies. Thus, in 2015 the Federal law of 31 December 2014 № 501-FL [6]was enacted. It made 12 amendments and additions in 8 clauses of the Federal Law № 3-FLon Narcotic and Psychotropic Substances and dramatically changed nearly all the main activities of medical and pharmaceutical

виды деятельности медицинских и фармацевтических организаций по обороту подконтрольных веществ.

Главное же изменение произошло в законодательном, стратегическом и концептуальном подходах к формированию национальной политики в сфере оборота НСПВ, поскольку теперь одним из принципов, в силу которого система должна будет измениться, является «доступность наркотических средств и психотропных веществ гражданам, которым они необходимы в медицинских целях» [7].

Потребовалось ни много ни мало 55 лет с момента подписания Российской Федерацией (правопреемницы СССР) Единой Конвенции о наркотических средствах, чтобы в соответствии с документом выстраивать национальную политику, уделяя равное внимание вопросам обеспечения доступности подконтрольных веществ для медицинского применения и защиты населения от злоупотребления и зависимости от них.

Проблема доступности опиоидов для снятия болей находится сегодня в фокусе внимания. Прецедентами для острых обсуждений и дискуссии являлись случаи перенесенных страданий, вызванных некупированной в полной мере или некупированной вовсе болью публичных людей, а также инициированные общественными организациями мероприятия по актуализации существующей проблемы. Это поднимает приоритетность задачи построения такой системы доступности, при которой на всех этапах движения лекарственных средств от производителя до пациента, нуждающегося

organizations in regard to the controlled agents.

The major changes concerned the legislative, strategic and conceptual approaches to develop the national policy in the sphere of NPD turnover as now one of the main principles underlying the changes of the system is "availability of narcotic and psychotropic substances for medical purposes" [7].

55 years have passed since the moment the Russian Federation (the legal successor of the USSR) signed the Single Convention on Narcotic Drugs to devise its national policy in agreement with this document paying equal attention both to the problem of making controlled agents available for medical use and to protecting the population from drug abuse and addiction.

The problem of opioid availability to relieve pain is of top priority today. The cases of public people who suffered from either not completely managed or unmanaged pain as well as the measures initiated by public organizations to draw attention to this problem have become the precedents for heated debate. All these factors prioritize the importance of developing such an availability system within which there would occur no situations in which a patient who needs opi-oid analgesics would fail to receive a medicinal agent in the required dosage form at any stage of medicinal substance flow from the manufacturer to the patient.

в опиоидном анальгетике, не возникало причин, по которым он, пациент, не сможет получить необходимый ему лекарственный препарат в требуемой лекарственной форме и дозировке.

Анализируя элементы такой системы, необходимо остановиться, во-первых, на правовом пространстве сферы оборота подконтрольных веществ. Выше перечисленные изменения в законодательстве направлены прежде всего на упрощение деятельности организаций и, соответственно, медицинских работников с этой группой лекарственных средств - это и более простые и менее затратные требования к перевозке; и упрощенные требования к хранению наряду с увеличением норматива запасов для аптечных и медицинских организаций; и предоставление врачам права самостоятельно выписывать рецепты на наркотические лекарственные препараты и ряд других мер. Другая направленность этих документов, как результат упрощения требований к медицинским и фармацевтическим организациям - больным, нуждающимся в опиоидах, их родственникам процедура получения рецепта и лекарственного препарата по нему стала менее затратна по времени; частота обращений за повторной выпиской препарата за счет увеличения срока действия специального рецептурного бланка и увеличения нормы выписки опиоидов на 1 рецепт также сократилась. В процедуру ухода за больным вовлечены до 10 человек и более - члены семьи, родственники, поэтому полученные возможности, конечно, важны и актуальны.

Все это - значительный шаг вперед к

Analyzing the constituents of this system, one has to dwell on the issue of the legal framework of the sphere of controlled-substance turnover. The above-mentioned legislative changes primarily aim at simplifying the activities involving these medicinal substances carried out by various organizations and, therefore, health care providers. They include simpler and less costly transportation requirements, simplified storage requirements, higher amounts of supplies for pharmacies and medical organizations, giving doctors the right to write out prescriptions for narcotic drugs on their own, and so on. Other features of these documents, resulting from simplification of the requirements for medical and pharmaceutical organizations, involved the facts that the procedure of getting a prescription and a medicinal drug indicated in it has become more time-effective for the patients who need opioids and their relatives; the frequency of repeat prescription requests has decreased owing to longer validity of a special prescription form and a higher amount of opioids which can be indicated in one prescription. Up to 10 people including family members and relatives are involved in patients' care; that is why the new opportunities are very important and pressing.

All these measures are a significant improvement on the way towards a barrier-free access to opioids for those who need analgesic therapy. The UN Human Rights

возможности беспрепятственного доступа к опиоидам нуждающихся в обезболивающей терапии больных. Совет по правам человека при ООН признает, что «доступ к лекарственному средству является основным элементом постепенного достижения полной реализации права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» [2]. За 2013 г. в России зарегистрировано 3 098 855 больных со злокачественными новообразованиями, зарегистрировано 535 887 новых случаев заболеваний (что на 15% больше, чем в 2003 г.), умерло от ЗНО - 288 636 взрослых и 998 детей в возрасте до 19 лет [8] По оценкам экспертов 80% больных ЗНО на поздних стадиях нуждаются в высоких (из расчета средней дозы 67,5 мг морфина в день) дозах опиоидов [9]. Все это является основанием к поиску новых возможностей повышения доступности наркотических и психотропных лекарственных средств.

Однако необходимо отметить, что несмотря на правительственные и ведомственные инициативы, направленные на упрощение для медицинских и фармацевтических работников деятельности с подконтрольными лекарственными средствами, многие из этих инициатив не реализованы.

Так, на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка

Councilclaims that "medicinal agent availability is the main constituent of gradual achievement of the situation when everyone can fully enjoy the right to the highest attainable standard of physical and mental health" [2]. In 2013, 3 098 855 patients with malignant neoplasms were registered in Russia, there were 535 887 new cases (which is 15% higher as compared to 2003). 288,636 adults and 998 children under 19 years of age died of malignancies [8]. The experts point out that 80% of patients with malignancies need in high doses of opioids (the average dose is 67.5 mg of morphine per day) at advanced stages [9]. All these facts underlie the need for a search for new opportunities to increase availability of narcotic and psychotropic medicinal agents.

However, it should be pointed out that despite the government and administrative initiatives aiming to simplify activities involving controlled medicinal substances for medical and pharmaceutical professionals, many of them have not been implemented.

For example, health care providers can independently make a decision about indicating narcotic and psychotropic medicinal drugs to the patients with a pronounced pain syndrome of any origin according to the 1175 Order of the Ministry of Public Health of the RF which was enforced in 2013. The results of our study demonstrate that only 5 out of 27 medical organizations of the Lower Volga Region have changed

оформления указанных бланков, их учета и хранения», медицинские работники могут самостоятельно принимать решение о назначении наркотических и психотропных лекарственных препаратов (НПЛП) пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза. По результатам проведенных нами исследований из 27 медицинских организаций Нижневолжского региона только в 5 изменился порядок назначения. Данные собирались и обрабатывались через 8 месяцев после вступления в силу приказа. В июле 2015 г. на сайте Минздрава России были размещены данные по результатам проверок по контролю за порядком назначения и выписывания наркотических средств в целях обезболивания, которые проводились в первом полугодии 2015 г. По субъектам РФ результаты сопоставимы с нашими -норма о самостоятельном назначении не применяется, сохраняется тенденция назначения НПЛП через врачебные комиссии, данный факт установлен в 26 500 случаях. Если эту цифру приложить к количеству умерших от злокачественных новообразований и нуждавшихся в обезболивании, то получится, что каждый десятый, имея право на более быстрое получение рецепта, вынужден был пройти процедуру врачебной комиссии.

С трудом приживается норма о лекарственном сопровождении нуждающихся в обезболивании больных на временном промежутке от выписки до постановки на учет для продолжения амбулаторного лечения. На момент проведения исследования в 2014 г. норма медицинскими организациями не применялась вообще, что

the indication procedure. The data were collected and processed 8 months after the order was enforced. In July 2015, the Ministry of Public Health of the Russian Federation posted the data which were obtained during the inspection of the measures to control the procedures of indicating and prescribing narcotic agents for analgesic purposes taken in the first six months of 2015 at its website. The results yielded in other territorial entities of the RF are comparable to our findings - the power of independent indication is not exercised by doctors, there is still a tendency towards NPD being indicated by medical panels, the latter fact was registered in 26 500 cases. If this figure is coupled with the number of those who died of malignant neoplasms, we can see the situation when one in ten patient who had the right to receive a prescription in a shorter time, had to go through the procedure of a medical panel meeting.

The new regulation about the medica-mental supply of the patients requiring pain management over the period from their discharge from hospital to the moment when they are registered as outpatients has not been properly used yet. By the time of our study in 2014 this regulation had not been implemented by medical organizations at all which was due to the lack of an exact mechanism of its practical application. According to the data of the Ministry of Public

объяснялось медицинскими работниками отсутствием четкого механизма практического применения. По данным Минздрава РФ в 1-м полугодии 2015 г. 55 пациентам в 8 субъектах РФ при выписке из стационара были выданы анальгетики, а 35 пациентам в 5 субъектах РФ при выписке выданы рецепты для самостоятельного приобретения опиоидных анальгетиков.

Таким образом, перед больными даже при благоприятной нормативной базе, регулирующей эту сферу, чаще всего возникают барьеры в получении обезболивающей терапии на уровне «врач-пациент». Даже при явных показаниях к назначению опиоидов и их наличии в медицинской или фармацевтической организации, врачи, с негласного разрешения руководителя, продолжают придерживаться ограничительной тактики назначения и выписывания опиоидов. Причинами возникновения таких ситуаций является слабая ориентированность медицинских работников в нормах законодательства и, как следствие, боязнь нарушить его требования. Кроме того, имеющиеся пробелы в законодательстве дают возможность этим ситуациям возникать и существовать [10].

Выводы. Соответственно, на следующем этапе совершенствования системы доступности предметом рассмотрения должно стать именно звено «врач-пациент». На наш взгляд, механизм реализации мероприятий такой направленности возможен через повышение уровня квалификации руководителей организаций в части организационного-административного управления системой доступ-80

Health, 55 patients in 8 territorial entities of the RF were provided with analgesics when discharged, 35 patients in 5 territorial entities of the RF received prescriptions for buying opioid analgesics in the first 6 months of 2015.

Therefore, even the existence of a favourable regulatory framework governing this sphere does not prevent patients from facing barriers when trying to get analgesic therapy at the doctor-patient level. Even though there exist apparent indications that opioids should be administered and they are available in a medical or pharmaceutical organization, doctors supported by tacit consent of their chiefs keep on adhering to the restricting policy when administering and prescribing opioids. Medical professionals' poor awareness of the legal regulations and fear to violate them which results from it, accounts for the emergence of such situations. Moreover, the existing gaps in today's legislation potentiate the emergence and existence of such situations [10].

Conclusions. Consequently, at the next stage of improving the availability system, the doctor-patient link of this system should be considered. We believe that the mechanism of implementation of such measures can only be developed by updating the qualifications of the chiefs of organizations in regard to administrative management of the availability system, by educating medical professionals on the latest trends in adequate

ности, обучение медицинских работников новейшим направлениям адекватной противоболевой лекарственной помощи, четкому пониманию правовых норм, а также нормам, которые регулируют отношения «врач-пациент» в том числе в контексте медицинской деонтологии и этики. Это позволит на высоком профессиональном уровне в современном правовом поле осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что будет способствовать повышению качества медицинской и лекарственной помощи.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.08.2016).

2. Ананд Гровер. Доклад Специального докладчика о праве каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, 6, U.N. Doc. A/65/255 (6 августа 2010 г.). URL: https://www.hri.global/ files/2010/10/26/IHRA) (дата обращения: 26.08.2016).

3. Петров В.И., Каминская И.А., Божко Н.К. Анализ использования опио-идных анальгетиков в медицинских целях в Волгоградском регионе // Вестник ВолгГМУ. 2016. №1 (57). С. 136-139.

4. Кононова С.В., Лебедева М.В. Анализ лекарственного обеспечения онкологических больных наркотическими

analgesic pharmacological support, on legal regulations, as well as the regulations which regulate doctor-patient relationships including deontological and ethical standards. This will enable medical professionals to competently carry out activities related to narcotic and psychotropic drug flow within the current legal framework which will help to enhance the quality of medical care and pharmacological support.

References

1. The Decree of the President of the RF of 31.12.2015 N 683 on the Strategy of National Security of the Russian Federation. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed date: 26.08.2016).

2. Anand Grover. Report of the Special Rapporteur on the right of everyone to the enjoyment of the highest attainable standard of physical and mental health 6, U.N. Doc. A/65/255 (6 августа 2010 г.). URL: https://www.hri.global/ files/2010/10/26/IHRA) (accessed date: 26.08.2016).

3. Petrov V. I., Kaminskaya I. A., Bozhko N. K. Analysis of administration of opi-oid analgesics for medical purposes in the Volgograd region. Bulletin of Volg-SMU. 2016. No. 1(57). P. 136-139.

4. Kononova S. V., Lededeva M. V. Analysis of pharmacological supply of oncological patients with narcotic analgesics in outpatient settings in the Nizhny

81

анальгетиками в амбулаторных условиях в Нижегородской области // Фармация и фармакология. 2015. №4 (11). С. 43-46.

5. Обеспечение сбалансированности национальной политики в отношении контролируемых веществ: рекомендации по обеспечению наличия и доступности контролируемых лекарственных средств. (WHO/EDM/ QSM/2000.4). URL: http://www.who. int/medicines/areas/quality_safety/ guide_nocp_sanend/ru/ (дата обращения: 26.08.2016).

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 31.12.2014 № 501-ФЗ. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.08.2016).

7. Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.08.2016).

8. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2013 году (заболеваемость и смертность). М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, 2015. 250 с.

9. Руководство по исчислению потребностей в веществах, находящихся под международным контролем. МККН. URL: http://lib-unique.un.org/ lib/unique.nsf/Link/R00433) (дата обращения: 26.08.2016).

Ю.Каминская И.А., Вешнева С.А., Скрипченко Л.Г. Морально-этические аспекты наркотического обезболивания онкологических больных // Биоэтика. 2015. № 1 (15). С. 50-56.

Novgorod region. Pharmacy and pharmacology. 2015. No. 4(11). P. 43-46.

5. Ensuring balance in national policies in controlled substances: guidance for availability and accessibility of controlled medicines. WHO/EDM/QSM/2000.4); URL: http://www.who.int/medicines/ar-e as/quality_safety/guide_nocp_sanend/ ru/ (accessed date: 26.08.2016).

6. On amendments in the Federal Law on Narcotic and Psychotropic Substances, Federal Law of 31.12.2014 N 501-FL. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed date: 26.08.2016).

7. On Narcotic and Psychotropic Substances, Federal Law of 08.01.1998 N 3-FL. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed date: 26.08.2016).

8. Kaprin A. D., Starynsky V.V., Petrova G.V. Malignant neoplasms in Russia in 2013 (morbidity and mortality). M.: Herzen MNIOI, a branch of FSFE Herzen FMRC of the Ministry of Public Health of Russia, 2015. Illustrated. 250p.

9. Guide on Estimating Requirements for Substances under International Control. — MKKN. URL: http://lib-unique. un.org/lib/unique.nsf/Link/R00433) (accessed date: 26.08.2016).

10. Kaminskaya I. A., Veshneva S.A., Skiptchenko L.G. Moral and ethical aspects of narcotic pain management of oncological patients. Bioethics. 2015. No. 1(15). P. 50-56.

* * *

Ирина Анатольевна Каминская -

кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии и биофармации факультета усовершенствования врачей Волгоградского государственного медицинского университета. Область научных интересов: системные исследования в области совершенствования лекарственного обеспечения, в т.ч. формирования среды доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинских и научных целей; совершенствование подходовк системе непрерывного образования специалистов фармации. E-mail: [email protected]

Иван Николаевич Тюренков -член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии и биофармации факультета усовершенствования врачей Волгоградского государственного медицинского университета. Область научных интересов: разработка ней-ропсихотропных, сердечно-сосудистых лекарственных средств; оптимизация лекарственного обеспечения населения; технологии усовершенствования системы последипломного медицинского и фармацевтического образования.

Поступила в редакцию 29.09.2016

Принята к печати 12.12.2016

* * *

Irina Anatolyevna Kaminskaya - Candidate of Pharmacy, Assistant Professor of Pharmacology and Biopharmacy Department of Postgraduate Education Volgograd State Medical University. Area of expertise: fundamental research in drug supply system improvement, including formation of availability system of narcotic and psychotropic drugs for medical and research purposes; continuous medical education system of pharmaceutical specialists improvement. E-mail: irinakaminskaya@ mail.ru

Ivan Nikolaevich Tyurenkov - Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Science (Medicine), Professor, Head of Pharmacology and Biopharmacy Department of Postgraduate Education of Volgograd State Medical University. Area of expertise: development of neuropsychotropic, cardiovascular medicine drugs, medicinal provision and maintenance optimization, postgraduate medical and pharmaceutical education system improvement.

Received 29.09.2016

Accepted for publication 12.12.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.