Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / правонарушения / преступления / массовые мероприятия / публичное мероприятие / охрана общественного порядка / правопорядок / administrative responsibility / offenses / crimes / mass events / public event / public order protection / law and order

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майорова Е. Н., Летаева Е. А.

Охрана общественного порядка является одной из первостепенных задач правоохранительных органов. Проведение массовых мероприятий в последнее время является формой выражения отношения общественности к органам власти. На сегодняшний день главным способом обеспечения охраны правопорядка во время проведения массовых мероприятий от всевозможных правонарушений является применение административной ответственности за деяния, нарушающие порядок организации и проведения различных массовых мероприятий. Проанализированы нормы административного законодательства, предусматривающие наступление административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности по организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 5.38 КоАП РФ), а также за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 20.2 КоАП РФ). Авторами рассмотрены основные виды нарушений, совершаемых во время проведения массовых мероприятий, а также проблемы привлечения к административной ответственности нарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR UNLAWFUL ACTS COMMITTED DURING MASS EVENTS

Protection of public order is one of the primary tasks of law enforcement agencies. Holding mass events has recently become a form of expression of the public’s attitude towards the authorities. To date, the main way to ensure the protection of law and order during mass events from all sorts of offenses is the application of administrative responsibility for acts that violate the order of organization and conduct of various mass events. The norms of administrative legislation providing for the onset of administrative responsibility for obstruction of lawful activities to organize or conduct a meeting, rally, demonstration, march or picketing (Article. 5.38 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation), as well as for violation of the established procedure for organizing or conducting a public event (Article. 20.2 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation) are analyzed. The authors consider the main types of violations committed during mass events, as well as the problems of bringing violators to administrative responsibility.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Научная статья С.41-47

УДК 342.9

DOI: 10.47475/2311-696X-2024-40-1-41-47

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Елена Николаевна Майорова1, Елена Андреевна Летаева2

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия major.a@mail.ru

© https://orcid.org/0000-0002-3705-0402

2 Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ, Тюмень, Россия letaeva_lena@mail.ru

Аннотация. Охрана общественного порядка является одной из первостепенных задач правоохранительных органов. Проведение массовых мероприятий в последнее время является формой выражения отношения общественности к органам власти. На сегодняшний день главным способом обеспечения охраны правопорядка во время проведения массовых мероприятий от всевозможных правонарушений является применение административной ответственности за деяния, нарушающие порядок организации и проведения различных массовых мероприятий. Проанализированы нормы административного законодательства, предусматривающие наступление административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности по организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 5.38 КоАП РФ), а также за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 20.2 КоАП РФ). Авторами рассмотрены основные виды нарушений, совершаемых во время проведения массовых мероприятий, а также проблемы привлечения к административной ответственности нарушителей.

Ключевые слова: административная ответственность, правонарушения, преступления, массовые мероприятия, публичное мероприятие, охрана общественного порядка, правопорядок

Для цитирования: Майорова Е. Н., Летаева Е.А. Административная ответственность за противоправные деяния, совершаемые во время проведения массовых мероприятий // Правопорядок: история, теория, практика. 2024. №1 (40). С. 41-47. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-40-1-41-47

Research article

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR UNLAWFUL ACTS COMMITTED DURING MASS EVENTS

Yelena N. Mayorova1, Yelena A. Letaeva2

1 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia major.a@mail.ru

© https://orcid.org/0000-0002-3705-0402

2 Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the MIA of Russia, Tyumen, Russia letaeva_lena@mail.ru

Abstract. Protection of public order is one of the primary tasks of law enforcement agencies. Holding mass events has recently become a form of expression of the public's attitude towards the authorities. To date, the main way to ensure the protection of law and order during mass events from all sorts of offenses is the application of administrative responsibility for acts that violate the order of organization and conduct of various mass events. The norms of administrative legislation providing for the onset of administrative responsibility for obstruction of lawful activities to organize or conduct a meeting, rally, demonstration, march or picketing (Article. 5.38 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation), as well as for violation of the established procedure for organizing or conducting a public event (Article. 20.2 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation) are analyzed. The authors consider the main types of violations committed during mass events, as well as the problems of bringing violators to administrative responsibility.

Keywords: administrative responsibility, offenses, crimes, mass events, public event, public order protection, law and order

For citation: Mayorova YeN, Letaeva YeA. Administrative liability for unlawful acts committed during mass events. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2024;(1):41-47. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-40-1-41-47 (In Russ.)

Введение

Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляет понятие публичного мероприятия, определяя его как «открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств»1. В указанном законе определены и все формы проведения публичного мероприятия. Однако существует и такая форма как «организованного действия (совокупность действий), совершающееся в общественных местах, с участием больших масс (групп) людей в целях удовлетворения их потребностей в экономической, политической, социально-культурной, духовной и других сферах, которая определяется как массовое мероприятие» [2; 4, с. 224; 5, с. 499]. Такое мероприятие может проводиться, как правило, в любом месте, кроме случаев наложения проведения ограничения или полного запрета на проведение подобных мероприятий в конкретном месте. Местом проведения массовых мероприятий могут выступать улицы, пешеходные зоны, скверы, стадионы, площади, дороги, здания, концертные залы, а также и иные предусмотренные для проведения массовых мероприятий места. Каждое из указанных мест характеризуется «скоплением большого количества людей, что значительно усложняет условия работы сотрудников полиции [7, с. 191]. В этой связи государство нацелено на принятие необходимых мер для обеспечения общественного порядка и снижения уровня криминализации общества, в том числе посредством создания системы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере проведения массовых мероприятий [3, с. 15]. Действующее административное законодательство регламентирует порядок привлечения к административной ответственности лиц, намеревающихся совершить противоправные деяния во время проведения массовых мероприятий.

1 О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/ (дата обращения: 10.01.2024).

Материалы

и методы исследования

В рамках подготовки настоящей научной статьи были использованы теоретические разработки в рассматриваемой проблеме, научные труды посвященные проблемам изучения особенностей привлечения к административной ответственности за противоправные деяния, совершаемые во время проведения массовых мероприятий, материалы правоприменительной и судебной практики, а также данные, опубликованные в открытых источниках. Основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, анализ теоретических и нормативных правовых источников, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Применение указанных методов познания позволили авторам выработать предложения по совершенствованию административного законодательства в части привлечения к административной ответственности за правонарушения, совершаемые во время массовых мероприятий.

Описание исследования

Рассматривая такой вопрос как установление административной ответственности за совершение противоправных деяний, нарушающих порядок организации и проведения массовых мероприятий, следует выделить три основные группы административных правонарушений, на которые обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»2.

К первой группе относятся административные правонарушения, предусматривающие административную ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, в частности предусмотренные положениями статей 5.38 и 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)3;

Ко второй группе относятся административные правонарушения, предусматривающие административную ответственность за совершение

2 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018 г. №8.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек. (№ 256).

административных правонарушений, предусмотренных различными главами КоАП РФ1.

В частности, следует выделить такие правонарушения как: побои (ст. 6.1.1 КоАП РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ)2 и др.

К третьей группе относятся административные правонарушения, которые предусматривают административную ответственность исключительно при проведении официальных спортивных мероприятий и непосредственно касаются правил поведения зрителей при проведении указанных мероприятий (ст. 20.31 и ст. 20.32 КоАП РФ).

По нашему мнению, особый интерес представляют меры административной ответственности за совершение противоправных деяний, во время массовых мероприятий, относящиеся к первой и третьей группе.

Так, нарушение ст. 5.38 КоАП РФ, а именно воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, влечет: «наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей»3. Вместе с тем согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ «к воспрепятствованию проведению публичного мероприятия следует также относить умышленные действия не являющихся участниками публичного мероприятия граждан, нарушающие нормальный ход публичного мероприятия и затрудняющие или исключающие достижение его целей. Такие действия могут представлять собой, в том числе, издание громких криков и звуков с целью невозможности доведения мнений участников публичного мероприятия и их требований до сведения конкретного лица, организации, органа публичной власти, которым они адресованы; уничтожение (повреждение) плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, быстровозводимых сборно-разборных конструкций, а согласно п. 25 вышеуказанного постановления воспрепятствование участию в публичном мероприятии заключается также в запрещении

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2 Там же.

3 Там же.

прохода гражданина к месту проведения публичного мероприятия путем незаконного создания заслонов, ограждений, и в недопущении выражения участником публичного мероприятия своего мнения способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия»4.

Однако стоит заметить, что воспрепятствование проведению массового мероприятия, заключающиеся в запрещении прохода гражданина к месту его проведения, может произойти не только при проведении такого вида массовых мероприятий как общественно-политические, но и при проведении иных массовых мероприятий: спортивных, религиозных и т. д. Анализируя данные положения, на наш взгляд, возникает необходимость дополнения диспозиции ст. 5.38 КоАП РФ и установления административной ответственности, в частности, и для воспрепятствования организации или проведению иных массовых мероприятий, в том числе спортивных и религиозных.

Рассматривая диспозиции различных частей ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия, стоит обратить внимание на то, что ч. 1, ч. 1.1, чч. 2-4 вышеуказанной статьи предусматривают административную ответственность за: «нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия; вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных публичных мероприятиях; организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия; действия (бездействие), повлекшими создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения); действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу»5.

Ретроспективный анализ указанной нормы позволяет говорить о том, что до 2007 г. санкция статьи предусматривала административный штраф для граждан от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, затем были внесены

4 О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28.

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

изменения Федеральным законом от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение»1, и административный штраф от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, был заменен административным штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, а в настоящее время санкция вновь поменялась и ужесточилась, ввиду того, что за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо его проведения (ч. 1), на сегодняшний день, установлен штраф уже в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. При этом если минимальный административный штраф в ст. 20.2 КоАП РФ составляет от десяти тысяч рублей, то максимально он может быть назначен до трехсот тысяч рублей для граждан, до шестисот тысяч рублей — для должностных лиц; до одного миллиона рублей — для юридических лиц (чч. 1-4). Предусмотрено административное наказание для граждан и в виде обязательных работ на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток (чч. 1-4).

Можно предположить, что детерминанта ужесточения административного наказания за совершение рассматриваемого правонарушения связана прежде всего с увеличением количества нарушений организаторами публичных мероприятий установленного порядка организации либо его проведения.

Не менее важным проблемным аспектом, выделяемым Е. В. Поздняковой и иными деятелями науки относительно положения ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ является отсутствие в действующих нормативных правовых актах законодательно закрепленного понятия вовлечения несовершеннолетних в совершение административных правонарушений, содержащегося в диспозиции, а также момент окончания их совершения, что вызывает определенные дискуссии в научной среде и значительно осложняет правоприменительную практику [6, с. 236]. Причинами, побудившими ввести указанную норму, как правильно замечает Р. Р.Абдулганеев, является «распространение случаев популяризация протест-ных воззрений в среде несовершеннолетних, реальность угрозы их вовлечения в незаконную протест-ную деятельность» [1, с. 68]. Несовершеннолетние

1 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение : Федеральный закон от 22.06.2007 № 116-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 26. ст. 3089.

все чаще вовлекаются к участию в несанкционированных мероприятиях за счет распространения информации в социальных сетях и сети Интернет, при этом становясь участниками массовых мероприятий, совершают правонарушения и нарушают общественный порядок.

Далее, хотелось бы отметить, что статьей 20.2 КоАП РФ, а именно ч. 5-8, предусмотрена административная ответственность за: «нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения его проведения, нарушение обязанностей и запретов, установленных ст. 3-4 Закона №54; участие в несанкционированных публичном мероприятии, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи; использование в ходе публичного мероприятия отличительного знака (признака) представителя средства массовой информации лицом, не имеющим права на его использование; повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанными статьями»2.

Серьезной проблемой до 2018 года оставался вопрос: «Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 и ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности участников публичных мероприятий?».

Ответ на данный вопрос был изложен в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №4, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г., где Президиум Верховного Суда РФ разъяснил, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч. 3, 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации3.

Кроме того, невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

3 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4 : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019. №8.

мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия1.

Вместе с тем можно отметить следующий проблемный аспект, вытекающий из диспозиции рассматриваемой статьи: вследствие формулировки ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ у правоприменителя отсутствует понимание за что наступает административная ответственность, либо за участие в несанкционированном публичном мероприятии, в результате которого действиями (бездействием) гражданина наступили обозначенные отрицательные последствия, либо же просто за участие в подобном мероприятии, если действиями иных граждан был причинен вред, обозначенный указанной в статье?

В случае толкования диспозиции, как указано в последнем варианте, возникают противоречия, устраненные постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П, где суд пояснил: «согласно общепринятой мировой практике привлечение к административной ответственности должно следовать «не за любое отступление от нормативных положений, а лишь за то, которое создает реальную угрозу причинения вреда охраняемому объекту»2.

Нельзя не согласиться с таким положением, поскольку в ином случае возникло бы расхождение в привлечении к административной ответственности тех лиц, действием которых непосредственно был причинен вред, и лиц, лишь только участвовавших в публичном мероприятии.

Полагаем необходимым внести изменения в действующую редакцию статьи ст. 20.2 КоАП РФ в части указания на то, что не участие лица в несогласованном публичном мероприятии, повлекшим создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения влечет наступление административной ответственности, а его участия вместе

1 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4 : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г..

2 По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П // Собрание законодательства РФ. 2012. № 22. ст. 2921.

с совершением действий, которые и повлекли за собой возникновение указанных помех.

Необходимо отметить, что с 11 мая 2021 года ст. 20.2 КоАП РФ была дополнена ч. 6.2 в связи с принятием федерального закона от 30 апреля 2021г. № 102-ФЗ, где установлена санкция в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей3.

Однако на сегодняшний день в законопроекте № 153891-8 «О внесении изменений в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наказания за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации)» от 28 июня 2022 года указано, что возможны изменения депутатами Государственной думы Н.В.Коломейцевым, Д.А.Парфеновым, Ю. П. Синельщиковым в санкции данной нормы, в законопроекты указан сниженный размер штрафа от 1 тысячи до 2 тысяч рублей4.

В качестве причины снижения размера штрафа указывается то обстоятельство, что федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 102-ФЗ введены завышенные размеры штрафа, явно не соответствующие тяжести проступка. Поясняется, что размер штрафа несопоставим с ответственностью, закреплённой КоАП РФ за аналогичные правонарушения (депутатами Государственной Думы приводится в качестве примера ст. 17.12 КоАП РФ), причем указывают, что последствия, причиненные административным правонарушением согласно ст. 17.12 КоАП РФ намного серьезнее, чем использование знака журналиста, в связи с чем было предложено снизить размер штрафа. В официальном отзыве Правительство РФ данные нововведения, предлагаемые законопроектом в ч. 6.2 ст. 20.2 КоАП РФ, не поддержало, указав на их преждевременность ввиду непродолжительного периода действия санкции.

В связи с непродолжительным периодом времени, прошедшим с момента введения ч. 9 и ч. 10 ст. 20.2 КоАП РФ, закрепленными в КоАП РФ 7 марта 2021 г., в связи с принятием федерального закона от 24 февраля 2021г. № 24-ФЗ, правоприменительная практика по указанным статьям только начинает складываться5.

3 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30.04.2021 № 102-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2021. № 18. ст. 3046.

4 О внесении изменений в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наказания за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации) : законопроект № 153891-8 от 28 июня 2022 года // СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/153891-8 (дата обращения: 12.11.2023).

5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральным закон от 24.02.2021 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2021. № 9. ст. 1471.

Наряду с этим необходимо отметить следующее: отсутствие в действующем законодательстве исчерпывающего перечня действия, под которыми понимается нарушение установленного порядка организации и проведения публичных мероприятий, как правило, вызывает проблемы применения при квалификации правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ.

Раскрывая вопрос привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, выделенные в работе в третью группу, нельзя не отметить ст. 20.31 КоАП РФ устанавливающую ответственность для зрителей официальных спортивных соревнований.

Объективная сторона данных правонарушений выражается в действиях, которые нарушают Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований». В частности, к таким действиям согласно п. 5 вышеуказанного Постановления относится: нахождение в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; осуществление действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории; бросание предметы в направлении других зрителей, участников официальных спортивных соревнований и иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования1 и др.

Так, постановлением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 11 июня 2019 г. по делу № 5-53/2019 А. И. С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере три тысячи рублей, в связи с тем, что 4 мая 2019 года во время проведения официального спортивного мероприятия — футбольного матча между ФК «Урал» (г. Екатеринбург) и ФК «Спартак» (г. Москва), А. И. С. в нарушение подп. «а» п. 5 Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 № 1156, находился на территории стадиона «Екатеринбург Арена» в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство

1 Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований : постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. № 1156 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=10217097 7&backlink=1&&nd=102169812. (дата обращения 17.11.2023).

и общественную нравственность, о чем УУП ОП № 14 УМВД России по г. Екатеринбургу в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении2.

Кроме того, к третьей группе относится и ст. 20.32 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность организаторов спортивных соревнований и пользователей объектов спорта за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий.

Немаловажно отметить и то, что за совершение административных правонарушений, предусматривающих административную ответственность исключительно при проведении официальных спортивных мероприятий и непосредственно касающихся правил поведения зрителей при проведении указанных мероприятий предусмотрен также такой специальный вид наказания, как административный запрет на посещение спортивных соревнований в дни их проведения сроком до 7 лет.

В частности, постановлением Кировского районного суда г. Самары №5-41/2020 от 20 января 2020 г. по делу № 5-41/2020 А. А. Д. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.31 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей с административным запретом на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения сроком на один год в связи с тем, что на стадионе при проведении официального спортивного соревнования — матча Чемпионата России по футболу, тот грубо нарушил правила поведения зрителей, умышленно осуществляя действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровья иных лиц, тем самым нарушил п. «б» и п. «з» ст. 5 Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 №1153.

Заключение

В итоге рассмотрения данного вопроса можно заключить следующее: несмотря на то, что основным способом охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий от всевозможных правонарушений является применение

2 Постановление Тракторозаводского районного суда г. Челябинска № 5-53/2019 от 11 июня 2019 г. по делу № 5-53/2019 // Тракторозаводский районный суд г. Челябинска : [сайт]. URL: https://trz--chel.sudrf.ru/modules. php?name = sud_delo&srv_num=1&name_op = case&case_ id = 407062864&case_uid = dff7dda3-7f70-4075-96b6-47bc4bb09e88&delo_id=1500001 (дата обращения 11.11.2023).

3 Постановление Кировского районного суда г. Самары № 5-41/2020 от 20 января 2020 г. по делу № 5-41/2020// URL: https://actofact.ru/case-63RS0038-5-41-2020-2020-01-20-1-0/ (дата обращения: 15.12.2023).

административной ответственности за деяния, нарушающие порядок организации и проведения данных мероприятий, на практике в результате несовершенства действующего законодательства возникают сложности в правоприменительной практике, и вследствие все большей актуальности они требуют вмешательства законодателя.

Ретроспективный анализ действующего законодательства показал, что в последнее время наказание за нарушение законодательства о публичных мероприятиях ужесточается, поскольку увеличивается количество нарушений организаторами публичных мероприятий установленного порядка их проведения и организации.

Выводы

С учетом вышесказанного считаем необходимым:

1. Дополнить диспозицию статьи 5.38 КоАП РФ и установить административную ответственность

и для воспрепятствования организации или проведению иных массовых мероприятий, в том числе спортивных и религиозных.

2. В связи с увеличением числа случаев вовлечения несовершеннолетних к участию в протестных акциях следует в целях грамотной квалификации и привлечения к административной ответственности закрепить понятие вовлечения несовершеннолетних в совершение различных административных правонарушений.

3. Внести изменения в действующую редакцию ч. 6.1 ст.20.2 КоАП РФ в части указания на то, что не столько участие лица в несогласованном с органами местного самоуправления публичном мероприятии, которое привело к созданию помех функционирования объектов жизнеобеспечения, влечет наступление административной ответственности, сколько его участие вместе с совершением действий, которые и повлекли за собой возникновение вышеуказанных помех.

Список источников

1. Абдулганеев Р. Р. Криминологические аспекты предупреждения вовлечения несовершеннолетних лиц в незаконную протестную деятельности // Вестник УЮИ. 2021. № 2 (92). С. 65-72.

2. Алексеева А. П. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных массовых мероприятий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2012. №2 (13). С. 436-441.

3. Климченя В.С. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных массовых мероприятий: отдельные проблемы административно-правового регулирования и пути решения // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2016. № 1 (31). С. 15-20.

4. Мараев Т. И. К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие» и «публичное мероприятие» // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3. С. 224-226.

5. Майоров А. В., Майорова Е. Н. Особенности взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами при проведении массовых мероприятий // Социальное управление. 2023. Т. 5, № 10. С. 498-507. URL: https:// smgmt.ru/index.php/smgmt/artide/view/129

6. Позднякова Е. В. Вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях: Административно-правовой аспект // Вестник ВИ МВД России. 2022. №2. С. 234-237.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сошнева Д.А., Меркулова Н. И. Особенности организации правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2017. № 3-3. С. 191-198.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

ВКЛАД АВТОРОВ

Вклад авторов равноценный.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

The contribution of the authors is equivalent.

Дата поступления статьи / Received: 30.01.2024. Дата рецензирования статьи / Revised: 21.02.2024. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 28.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.